Что содержит вопросительное предложение?
методическая разработка по русскому языку на тему

Даудова Марина Петровна

Фрагмент урока предназначен для работы над предложением. Цель: обобщить знания о вопросительном предложении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fragment_voprositelnoe_predlozhenie.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Фрагмент урока.

Тема. Что содержит вопросительное предложение?

Задачи: обобщить знания о вопросительном предложении; развивать умение распознавать  вопросительные предложения по форме, употреблять их в речи.

Работа над темой урока.

У.: - Сегодня мы будем более подробно говорить о теме, которую изучали раньше. А название темы вам придется сказать самим, отгадав загадку о знаке препинания.

У.: - Вечно думая над смыслом,
       Изогнулся коромыслом.

Д.: - Это вопросительный знак.

Во время ответов детей учитель выставляет на доску карточку с этими знаками.

У.: - Кто догадался, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

Д.: - На уроке мы будем говорить о вопросительных предложениях.

У.: - Расскажите все, что вы знаете о вопросительном  предложении.

Д.: - Совместно с учителем проговаривают. Вопросительное предложение служит для выражения вопроса, обращённого к собеседнику. С помощью вопроса говорящий стремится получить новые сведения о чём – либо, подтверждение или отрицание какого – либо предположения. Надо правильно с помощью интонации прочитать предложение, а на письме обозначается вопросительным знаком.

У.: - Правильно. Но все ли вопросительные предложения заключают вопрос? В этом сегодня мы и попробуем разобраться. Прочитайте следующие предложения.

На доске записаны предложения.

Д.: - Читают.

После работы мама пришла домой и  строго спросила сына:

- Ваня, ты долго  ещё будешь делать уроки?

Весной в лесу расцветают ландыши? А,  ты видел эти цветы?

Разве можно оскорбить труд этих людей? Неужели можно пройти по колосьям?

Кто из вас не видел радугу? Кто ей не любовался?

Какие растения называют хищниками и почему? Кто такие пингвины?

У.: Какие предложения не предполагают ответа?

Д.: - Дают разные варианты ответов.

У.:  Послушайте, как мама задала Ване вопрос, и подумайте,  ждёт ли она  ответа от сына? Читаю выразительно предложение.

Д.: Нет, не ждёт. Мама  произносит это строго, с нетерпением. Ваня должен поспешить выполнить уроки.

У.: Верно. Это вопросительное предложение побуждает к действию, в данном случае Ваня должен поторопиться и выполнить, наконец – то уроки. Оно произносится эмоционально, выражает недовольство. Прочитайте следующие предложения. Весной в лесу расцветают ландыши? А,  ты видел эти цветы?

Д.: На эти вопросы можно ответить коротко «Да» или «Нет».

У.: Вы правы. Эти вопросительные предложение предполагает утвердительный или отрицательный ответ, который может кратко выражаться словами: да или нет. Давайте попробуем так и ответить. Один из вас спрашивает, другой отвечает. Прочитайте следующее предложение.  Разве можно оскорбить труд этих людей? Неужели можно пройти по колосьям? Что содержат эти предложения.

Д.: Задумываются, ответить сложно. Требуется прослушать весь текст.

У.: Читаю текст. Шелестит хлебное поле. Шепчутся о чём – то колосья. Сколько людей растило хлеб! Сколько машин трудилось на полях! В куске хлеба солёный пот тракториста, бессонные ночи комбайнёра. Разве можно оскорбить труд этих людей? Неужели можно пройти по колосьям? Кто сможет бросить даже маленький кусочек хлеба? Берегите каждое зёрнышко! Берегите хлеб!

Ребята, что выражают эти предложения?

Д.: волнение, переживание.

У.: Верно. Такие предложения не предполагают и не требуют ответа. В них выражаются различные чувства, переживания говорящего. Такие предложения встречаются чаще в художественных произведениях. Прочитайте следующее предложение (читают). Кто из вас не видел радугу? Кто ей не любовался? Что содержат предложения?

Д.: Эти предложения выражают утверждение, уверенность, что радугу видели и её любовались.

У.: Да. Такие предложения содержат утверждение. Не требуют ответа, имеют отрицательную частицу не, но в таких случаях эта частица не выражает отрицания. Послушайте следующие предложения. Какие растения называют хищниками и почему? Кто такие пингвины? Что содержат  предложения?

Д.: Предложения содержат вопрос, на который требуется  дать полный ответ, будем рассуждать, так как предложение содержит слово – вопрос почему?

У.: Да, такие предложения требуют развёрнутого ответа. В ответе должны содержаться новые сведения о растениях, доказательства. Сделаем вывод.

Д.: Не все вопросительные предложения требуют ответа. Есть предложения, содержащие вопрос, другие выражают чувства, волнение, побуждение к действию.

У.: Вопросительные предложения разные по форме. А, сейчас запишите небольшое стихотворение.

Полночной порою в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.

О чём они шепчут? О чём говорят?

Зачем огоньки между ними горят?

Полночной порой камыши шелестят.

В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.

  • Найдите вопросительное предложение и ответьте, что содержат эти предложения? Предполагают ли они ответ (выполняют задание).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Содержи в порядке книжки и тетрадки

Беседа о правилах обращения со школьными принадлежностями, учебниками, тетрадями...

Тайны, которые содержит само произведение.

Литература – сама по себе чудо, способное вызвать интерес....

Данный файл содержит материал,в котором подробно указаны нормы оценки учащихся начальной школы по основным предметам.

Данный файл содержит материал,в котором подробно указаны нормы оценки учащихся начальной школы по основным предметам....

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК "Перспектива" содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование.

Рабочая программа по литературному чтению  1 класс УМК "Перспектива" содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование....

В данном документе содержится календарно - тематическое планирование по учебному предмету английский язык, автора Вербицкая М.В для обучающихся 4 класса.

В данном документе содержится календарно - тематическое планирование по учебному предмету английский язык, автора Вербицкая М.В для обучающихся 4 класса....

Вопросительное предложение с вопросительными словами Where и What.

упражнения из " Грамматического тренажёра" к учебнику Spotlight 2...