Тайны, которые содержит само произведение.
статья (чтение) по теме
Предварительный просмотр:
Подтекст – это раскрытие того, что таится за словами и действиями персонажей, что составляет подлинные мотивы их поведения, которые они по тем или иным соображениям пытаются скрыть.
Иными словами, подтекст – это несоответствие внешнего и внутреннего в герое произведения. Ведь человек не всегда – «душа на распашку». Он часто прячет свои настоящие чувства, маскирует желания.
Разгадывая психологические «загадки», читающий ребёнок вольно или невольно начинает всматриваться в самого себя и в окружающих людей.
Такое открытие "внутренней тайны" автора несёт в себе большой эмоциональный и познавательный заряд, позволяющий питать и поддерживать интерес ребёнка к литературе.
Сотворчество писателя и читателя.
Интерес к чтению и влияние книги на личность оказываются процессами неразрывными. Где начинается одно — начинается и другое. Одно без другого существовать не может. Ведь у каждого ребёнка, как бы мал он ни был, есть запас впечатлений, представлений, переживаний. Книга как бы выманивает из этого запаса те или иные образы, воскрешает их, актуализирует, по-новому структурирует, соотносит с читаемым. Тут и начинается влияние книги.
Творчество писателя и творчество читателя — это единый процесс, взаимно дополняющий друг друга.
Именно он и определяет наслаждение от чтения. Испытав это состояние хоть раз, человек привязывается к чтению. Жажда чтения становится его внутренней потребностью.
Наличие такой особенности восприятия младших школьников как эмоционального отклика на произведение является основой возникновения интересного процесса — процесса сотворчества писателя и читателя.
Например. Вот перед нами Дениска Кораблёв, герой рассказов В. Драгунского. Он читает: «Тиха украинская ночь… Прозрачно небо. Звёзды блещут...» Что происходит с ним в этот момент? Строки Пушкина постепенно исчезают. и он видит себя, стоящим на крылечке своего дома и созерцающим удивительную красоту: спящий маленький городок, белую церковку, “как она тоже спит и плывёт на кудрявом облачке”, звёзды, которые “стрекочут и насвистывают, как кузнечики”, а рядом щенок и дедушка, который погиб на войне и которого Дениска никогда не видел живым, но очень любил.
Как можно заметить, скупые строки Пушкина в восприятии ребёнка “обросли” деталями. которых нет в тексте. Они породили в сознании читателя целую картину, в которую вписался и он сам. Образы-картины созданы частично из опыта жизненных впечатлений мальчика, частично его воображением, В ней свои звуки и краски, свои ассоциации и воспоминания. Но было бы неправильным утверждать. что эта картина тихой украинской ночи принадлежит только Дениске. Она принадлежит и Пушкину, ибо соткана из нитей его стихотворения. Образы поэта преобразились в образы читателя. Без Пушкина они бы не возникли. В свою очередь, без Дениски строки Пушкина лишились бы одного из оригинальных прочтений. Таким образом, перед нами уникальный результат совместного творчества поэта и читателя, зримый образ слияния одной души с другой, свершившееся чудо преображения.
Так происходит влияние книги на читающего ребёнка. И очень трудно порой выделить главный результат урока: что важнее, — понимание авторской позиции или личные переживания ребёнка по прочитанному? Скорей всего, эти 2 стороны восприятия художественного произведения равноценны. Только одна сторона (литературное восприятие) подчиняется законам литературы, а другая сторона (личное восприятие) — законам индивидуального развития ребёнка.
Задача учителя — оставить за ребёнком право на уникальность его восприятия, не подавлять её, а исходить из неё и опираться на неё. Ведь по наличию этих качеств мы и можем судить, какова личность ребёнка, каков его творческий заряд.
Поэтому очень важно, чтобы дети знали, что на уроках литературы они не только будут анализировать произведение, делать общий вывод о нём и его основной идее, но и то, что все их переживания, образы, мысли и воспоминания, рождающиеся у них в процессе чтения, не останутся на уроке без внимания (даже если они и не совсем созвучны позиции автора).
Таким образом, из этого следует, что истоки влияния словесных образов на человека надо искать не в самом произведении, не в его логическом анализе, и не в читателе, а в “совмещении” – в акте СО-творчества, СО-переживания. Влияние начинается там, где происходит открытие субъективно значимых, “своих” элементов в тексте, где чужой поэтический образ обрастает плотью собственных читательских представлений. Он не просто отражается в сознании читателя, а преобразуется в нём. И именно тогда духовная энергия классических произведений высвобождается с книжных страниц и начинает работать на развитие личности ребёнка, на раскрытие и обогащение его души.
Определение авторской позиции.
Учителю нужно четко различать следующее:
- что в данном произведении изображается;
- что познаётся; на что обращает наше внимание автор и ради чего он создаёт своё произведение.
Свою мысль, свою идею автор проводит через художественные образы произведения, которые не только воплощают её, но и ведут к ней своего читателя. Здесь важно обратить внимание детей на те изобразительные средства, которыми пользуется автор, рисуя действующих лиц произведения, показывая характеры героев, их мысли, чувства, взаимоотношения; через речь и выразительное слово он говорит нам о своём отношении к ним. Автор, повествуя о том или ином событии, стремится к тому, чтобы мы увидели в персонажах не только индивидуальные черты героя, но и что-то общее, характерное для многих. Автор надеется, что читатель проникнется, «заразится» его чувствами, мыслями, переживаниями, поймёт идейно-художественный смысл произведения, который он перевёл на язык образов.
Итак, сам литературный материал, предназначенный для чтения детей в начальной школе, удивителен по своей природе. т. к. это уникальное словесное искусство, рассчитанное на ответное творчество читателей, способное захватывать личность ребёнка в целом, заставить играть все струны его души. Воображаемая действительность, созданная великими писателями, открывает ребёнку дверь в реальную, окружающую его действительность, подвигает его к жизни, к людям, к самому себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/13/picture-73201-1421134849.jpg)
Данный файл содержит материал,в котором подробно указаны нормы оценки учащихся начальной школы по основным предметам.
Данный файл содержит материал,в котором подробно указаны нормы оценки учащихся начальной школы по основным предметам....
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/22/picture-926797-1495468370.png)
Исследовательская работа: " Кошка, которая гуляет сама по себе"
В данной работе речь идёт о бездомных кошках....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/20/picture-186741-1371734769.jpg)
Герой прозаического произведения В.Драгунского «Тайное становится явным».
Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компет...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/07/picture-804931-1470586064.jpg)
Сценарий спектакля "Кошка, которая гулялла сама по себе" по сказке Р.Киплинга
Для младших школьников. У нас справились первоклассники. Вот видео нашей постановки: https://vk.com/tinyschool?z=video190607027_456239021%2Fvideos-75909814...
Урок литературного чтения по произведению В. Драгунского «Тайное становится явным»
Данная методическая разработка предназначена для учителей начальных по любой образовательной системе....
Лучшие слова - это те, которые являются сами собой.
laquo;Язык бывает самым верным оружием для основания долговременного владычества, и великие писатели бывают настоящими завоевателями».П.Буаст Если...
Использование приёма «6 шляп» на уроке литературного чтения во 2 классе по произведению В.Драгунского «Тайное становится явным»
Применение приёма «Шесть шляп мышления» даёт возможность не только передавать школьникам сумму тех или иных знаний, но и учить их приобретать эти знания, уметь пользоваться ими для решения...