II. Минутка чистописания Пальчиковая гимнастика. 1 мин.
1 мин. | - Чтоб красиво нам писать, Нужно пальчики размять.
Упражнение «Пальчики здороваются». Кончики пальцев правой и левой руки соприкасаются: мизинец с мизинцем, безымянный с безымянным и т.д. Чтобы выполнить это упражнение нужно быть очень внимательными и с усилием давить на подушечки пальцев, для улучшения кровообращения. Попробуйте вместе со мной, в более быстром темпе, самостоятельно. - Хорошо. Ваши пальчики готовы писать. - Давайте вспомним, что ещё нужно сделать, чтобы начать писать? - Откройте тетради, сегодняшнее число и классная работа уже у вас написаны. Я буду писать на доске, а вы в тетради: р о б к а л ь - Какие буквы записаны? По этому образцу допишите строчку до конца. Прохожу по рядам, если нужно исправляю ошибки. |
Дети повторяют за учителем и выполняют самостоятельно.
Отвечают, напоминают о правильной посадке.
Письменные, строчные. Записывают. | Отрабатывать навык красивого, правильного и чистого письма.
Чередование различных упражнений
Умение осуществлять контроль, сравнивать с образцом |
III. Словарная работа 3 мин
Слово учителя. | - Ребята, посмотрите внимательно, на строчке рассыпалось слово. Я предлагаю вам собрать его и записать на следующей строке. Какое слово получилось? - Поставьте ударение и подчеркните букву, которая обозначает безударный гласный. - Можем ли мы проверить, какую букву нам написать? Это новое словарное слово. Прочитайте ещё раз и запомните написание. - А какое значение имеет слово корабль? Если ответить затрудняются, то задаю наводящие вопросы.
- Как называют образно в пустыне верблюда? Слово пришло к нам из греческого языка, от древнего слова «Кораб» - лёгкое судно, лодка -Назовите синонимы к слову корабль? Корректирую ответы, если необходимо. - Придумайте словосочетание со словом корабль.
|
Корабль Ставят ударение и подчёркивают букву о.
Нет. Ответы детей фиксируются в таблице на доске. 1.Морское судно 2.Летательный аппарат «Корабль пустыни»
Дают несколько вариантов ответов. Судно, корабль Устно проговаривают ответы Большой корабль Военный корабль Пассажирский корабль Торговый корабль Космический корабль | Прививать любовь к слову, открывать тайну слова.
Умение работать со словом
Умение составлять словосочетание |
IV. Сообщение темы и постановка целей. 7 мин.
Мини - вывод
Физ. минутка 1-2 мин. | - Корабль, который полетит к звёздам, как назовёте? - Произнесите слово звёздный и послушайте себя. Сколько звуков в слове? - Запишите это словосочетание в тетрадь. Пока дети пишут пройти по рядам. Вызвать к доске ученика, который напишет верно, и ученика, который напишет неправильно. - Поднимите руки те, кто написал как… (называю по имени ученика) - Поднимите руки, кто написал как… (называю по имени ученика). Слово одно, но мнения разные. - Как же определить, кто прав? Для этого нужны доказательства. Отгадайте загадку. Что видно только ночью? Запишите слово звезда в тетрадь. На доске появляется большая звезда. Затем вывешиваю карточку. Проверим написание слова. - Звёзды бывают разного размера, как назовёте маленькую звезду? Запишите слово в тетрадь. На доске появляется маленькая звёздочка. Вывешиваю карточку со словом. Проверим написание. - На доску вывешиваю иллюстрацию с «Большой медведицей». Что изображено на рисунке? Как назовёте? Запишите в тетрадь и проверьте. Вывешиваю карточку со словом созвездие. - А, как назовёте явление, изображённое на следующей иллюстрации? Вывешиваю иллюстрацию со звездопадом. - Прочитайте слова, которые записали. - Как назовём слова? Докажите.
- А можно сказать, что они родственные слова? - Вы ответили на вопрос, как правильно написать слово звёздный? - Послушайте, как я произнесу слово: «звёзный». Какой звук выпал?
- Какой сделаем вывод? - Согласные звуки, которые не произносятся в некоторых словах, называются непроизносимыми, а буквы, которые их обозначают, пишутся. - И тема нашего урока как звучит? - Как вы думаете, чему мы будем учиться на этом уроке?
- Поработали отлично. Отдохнуть пора сейчас. И зарядка к нам привычно на урок приходит в класс. - Я называю слова, если в слове пишется непроизносимая согласная, то хлопаем, а если нет - приседаем. Грустный, радостный, несчастный, Опасный, прелестный, прекрасный, Тесный, злостный, вкусный, чудесный, Неизвестный, местный, честный. | Звёздный корабль
Произносят. Дают разные варианты. Записывают в тетрадь. Указанные ученики записывают на доске. Сравниваем записи. Звёздный корабль. Звёзный корабль. Поднимают руки.
Предполагают, что нужно проверить.
Звезду.
Записывают слово.
Звёздочка
Созвездие
Звездопад.
Читают.
Однокоренные слова. Один ученик выходит к доске и выделяет в словах корень, остальные работают в тетрадях. Делают вывод, что корень во всех словах (звезд) Да. Все слова от слово звезда и слово звёздный тоже. Да. В слове звёздный будем писать букву дэ. Мы не услышали согласного звука [д] Сильные ученики могут ответить, что есть звуки, которые не слышим, но буквы пишем.
Слова с непроизносимыми согласными в корне. Будем учиться находить слова с непроизносимым согласным звуком, учиться проверять и правильно писать.
Если в слове пишется непроизносимая согласная - хлопают, а если нет - приседают.
| Умение слушать, ставить перед собой учебную задачу, цель и находить решение
Умение высказывать свою точку зрения, доказывать её. Фронтальная работа
Умение работать у доски, воспитывать чувство товарищества, умение делать выводы, обобщать, сравнивать
Развивать общую моторику, умение слышать и выполнять инструкции
|
V.Ознакомление с новым материалом 5 мин.
1.Работа с учебником 2. Обобщение | - В нашем слове один непроизносимый звук, но есть ещё и другие. Прочитайте правило на стр.47 первый абзац, и скажите, какие это звуки? По мере ответов учащихся на доске открываются непроизносимые согласные. - Порой в словах встречаются Ужасные согласные. Они не произносятся, Но пишутся в тетрадке. - Как же узнать, нужно ли писать букву, обозначающую непроизносимый согласный звук, если звук не слышится? Когда вы писали слово звёздный, то ответили на вопрос? - Прочитайте правило на стр. 47 (второй абзац) и проверьте себя. - Какие непроизносимые звуки вы знаете? - В какой части слова и почему требуют проверки? - Какой способ проверки? - Какие слова являются проверочными? | Читают. Знакомятся с другими непроизносимыми звуками.
[в] [д] [л] [т]
Да. Нужно подобрать однокоренное слово, в котором согласный звук чётко слышится.
Читают правило. Называют [в] [д] [л] [т] В корне слова, звуки не произносятся. Подобрать однокоренное слово. Слово, в котором звук произносится чётко. | Умение работать с учебником, находить нужную информацию
Умение обобщать
|
VI. Закрепление 10 мин. 1.Чтение алгоритма
2.Работа со словами.
3.Работа текстом.
VII. Итог. 3 мин.
Рефлексия.
Оценка деятельности.
VII.Домашнее задание 1-2мин | Непроизносимые согласные звуки [л] [ д] [ т] [в] в корне слов проверяй так: 1.Произнеси слово. 2.Подбери однокоренные слова. 3.Найди корень. 4. Выбери из этих слов проверочные. - Я предлагаю поработать в группах. Каждая группа подходит к доске (доску разделила на три части) и выбирает карточку, на которой напечатано слово с непроизносимым звуком. Вы должны как можно больше записать проверочных слов, выделить корень и вставить пропущенную букву. В случае необходимости подхожу и оказываю помощь.- Проверяем совместно, называем непроизносимый звук и проверочное слово. На доске шифровка записана в строку. Устный разбор. Наступилиненастные днияростныйветеркачал деревьягруснонасердцебезсолнца… - Спишите текст, подчеркните непроизносимые согласные. - Какие согласные, и в каких словах подчеркнули? Докажите, что вы правы. (Алгоритм.)
– С какой новой орфограммой вы начали знакомиться на уроке? Как проверить слова с непроизносимыми согласными? С каким настроением пойдёте на перемену? Дети, которые справились со всеми заданиями (называю по имени), получают положительные отметки, остальным ребятам я желаю успеха на следующем уроке русского языка. -Откройте дневники и запишите домашнее задание, которое поможет вам вспомнить, что изучали сегодня на уроке. Прочитать правило на стр.№47 и выполнить упражнение №295. Всем прекрасного настроения и удачного преодоления всех препятствий. Урок окончен! |
Читают
солнышко солнечный подсолнечник солнечно весть весточка известие известен сердечко сердечный предсердие Проверяют .Доказывают Вспоминают, что такое предложение. Какие знаки препинания ставят в конце предложения. Записывают текст в тетради. Совместная проверка. Ненастные – ненастье яростный – ярость грустно – грусть сердце – сердечко солнце – солнышко Узнали, что есть слова с непроизносимыми согласными. Нужно подобрать проверочное слово, в котором непроизносимый звук хорошо слышится. С хорошим.
Выставляют отметки в дневник.
Записывают в дневник. | Умение следовать алгоритму, выстраивать цепочку определённых действий Умение подбирать однокоренные слова, выбирать проверочные, развитие внимания
Умение работать с предлож., находить границу, развивать зрительное внимание, обнаруживать в тексте нужные орфограммы. Умение подводить итог, оценивать свою деятельность.
|