Конспект урока по развитию речи во 2 классе ПНШ
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Беликова Нина Евгеньевна

Я начала работать по программе ПНШ. Там отдельно выделены уроки по развитию речи.

Решение проблем развития речи опирается на разделение представлений о языке и о речи: язык как система позволяет одно и то же сообщение выразить массой способов, а речь ситуативна – это реализация языка в конкретной ситуации. В связи с этим программой предусматриваются две линии работы: первая поможет школьникам усваивать важнейшие коммуникативные формулы устной речи, регулирующие общение детей и взрослых, детей между собой; вторая линия позволит освоить основные жанры письменной речи, доступные возрасту: от поздравительной открытки и телеграммы до аннотации и короткой рецензии на литературное произведение. 

Для построения целостной картины мира, формирования речевой культуры младших школьников, поддержания интереса к занятиям по развитию речи, по русскому языку разработана система работы с живописными произведениями, которая проводится на материале репродукций высокого качества, помещенных в учебник «Литературное чтение».

На уроках развития речи ученикам понятно, как нужно научиться писать изложения и сочинения. Особенно удачно представлена методика сочинения по картинам. Один из уроков мне хотелось показать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по программе ПНШ по русскому языку.

Учитель: Беликова Нина Евгеньевна  МОУ «СОШ№41» город Саратов.

Класс: 2 «Б»

Предмет: русский язык. Развитие речи.

Тема урока: Тема и основная мысль текста. Главное переживание автора или героя.

ЦЕЛИ УРОКА:

  • Продолжить работу над выявлением темы, основной мысли  текста;
  • Сделать акцент на тех текстах, в которых выражены какие-то яркие впечатления или переживания автора или героя.
  • Отработать умение сопоставлять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст;
  • Формировать умение чувствовать и понимать те переживания, которыми делится с нами автор;
  • Развивать аналитическое и образное мышление, творческие способности, фантазию;
  • Формировать умение выделять главное, обобщать.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебники  1) «Русский язык 2 ч.», М.Л. Каленчук,  О.В. Малаховская,

 Н.А. Чуракова; 2)  Русский язык - тетрадь для самостоятельной работы №1; Окружающий мир – Хрестоматия.

                                                        ХОД   УРОКА

НАЗВАНИЕ ЭТАПА

                               Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Самоопределение к деятельности

Актуализация знаний и мотивация

Постановка учебной проблемы

«Открытие» детьми нового знания. Поиск учебной проблемы.

Физминутка.

Первичное закрепление.

Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

Закрепление материала.

Рефлексия деятельности.

Комментарии оценок.

Домашнее задание.

А теперь проверь, дружок, ты готов начать урок?

Улыбнулись друг другу, зарядились хорошим настроением.

Посмотрите на доску. Что вы видите?

Да это модель текс та. Вспомните , что называют текстом? Что можно сказать о тексте по его модели?

Что мы умеем определять у текста?

Да тему и основную мысль.

А , что еще хочет донести до нас автор в своем тексте.

Мы этого пока не знаем, сегодня предстоит это узнать.

Работа с учебником.

Прочитайте текс из упр.26

Как вы определите тему текста?

Какое настроение было у медвежонка? Из какого предложения это видно? Какое оно по интонации?

В этом предложении выражается основная мысль или основное  переживание текста? Кто так воспринимает зимнее утро: автор, Медвежонок или Снежинки?

Познакомимся с правилом на плакате летучей Мыши стр.38.

Текст может передавать основную мысль или переживание автора или героя.

Работа с тетрадью. Упр.86.

Прочитайте текст.

Запишите тему этого текста.

Проверка. Обсуждение.

Какое главное чувство или переживание в нем выражено?

Придумайте название, которое бы выражало главное переживание текста. Запишите.

Проверка и обсуждение.

Зарядка для глаз. Как Ежик посмотрим вокруг. Глазки на потолок, на дверь, в окно, на пол…

Что увидели интересного?

Работа с учебником.

  1. -Прочитайте текст из упр.27.

Какова тема текста?

Где нашли объяснение слову со звездочкой?

Цель автор а  - рассказать нам о повадках поползня или поделиться забавной историей?

Найдите в тексте предложение, из которого понятно, как Слава и его мама отнеслись к проделкам птички?

Это главная мысль или выражение чувств?

Выберите из названий Миши и Маши название, которое соответствует главному переживанию  текста.

Самостоятельная работа.

Упр.87 в тетради.

Проверка. Обсуждение.

Работа с упр.28 в учебнике.

Чтение учителем.

Беседа по вопросам.

Это стихотворение о людях или о собаках? Найдите строчки, которые подтверждают Мишино мнение.

Ради чего поэтесса рассказывает о собаках? Зачитайте строчки, на которые обратила внимание Маша?

А какими собаки никогда не бывают?

В каких строчках об этом говорится?

А кто может быть предателем и ябедой?

Стихотворение написано ради того, чтобы обратить внимание на разные характеры собак?

Каким переживанием делится с нами автор?

Какое открытие сделали для себя на уроке?

- Что у вас хорошо получилось?

-Чему ещё нужно поучиться?

В начале урока мы зарядились хорошим настроением, у кого оно сохранилось до конца урока? Кто доволен своей работой?  Обсудите  в паре свое настроение, у кого радостное покажите – солнышко, а кого мрачное, кто не доволен своей работой -  тучку.

Оценивание детей.

Домашнее задание: ТПО стр.73 упр.88.

Проверяют наличие учебных вещей.

Рассматривают модель текста на доске, отвечают на вопросы.

Ответы детей

Читают вполголоса.

Ответы на вопросы.

Читают правило в учебнике.

Выполняют работу в тетрадях для самостоятельных работ

Упр.86.

Читают вполголоса.

Открыли учебник Хрестоматия, нашли словарь, прочитали, кто такой поползень.

Отвечают на вопросы.

Читают, находят нужное предложение.

Дети выбирают название.

Выполняют упр.87 в тетрадях для самостоятельных работ.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Выбирают солнышко или тучку;

У кого совпало  настроение,   вместе поднимают  руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по развитию речи во 2 классе. Тема урока: Весна - пробуждение природы.

Урок проведен в коррекционной школе VIII вида с использованием технологии группового обучения.Такая форма проведения существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебно-воспит...

Конспект урока по развитию речи в классе со сложной структурой дефекта (7 класс)

Уроки развития речи является наиважнейшими для слабослышащих учащихся вспомогательных классов....

Конспект урока по развитию речи (в классе со сложной структурой дефекта) на тему: "Профессии"

Данный конспект составлен с учетом возможностей учащихся со сложной структурой дефекта....

Конспект урока по развитию речи 3 класс УМК «Школа России»

Тип урока: комбинированный урок объяснения нового материала.Цель урока: научить составлять план текста.Планируемые результаты урока:Предметные·...

Конспект урока по развитию речи 4 класс

Конспект урока по русскому языку. 4 класс. Развитие речи. Обучающее изложение "Горькая вода". Перспектива...

Конспект урока по развитию речи 2 класс

Конспект урока по развитию речи. 2 класс. Тема: Сочинение с элементами рассуждения "Мой любимый урок"...