Методическая разработка урока русского языка на тему "Суффиксы" 3 класс
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: Суффиксы
(Наблюдение за ролью суффиксов в словах на основе сказок А.С.Пушкина)
Цели: Создать условия для активизации знаний учащихся о частях слова о роли суффикса в слове
Задачи: 1.Показать способ образования новых слов с помощью суффикса
2. Обогащать словарный запас
3. Воспитывать прилежание, активность.
Оборудование:
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений
Ход урока:
I.Организационный момент
Самой историей навеки
Земле в советчики он дан.
Бывают языки, как реки,
А русский – это океан.
-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Яна Михайловна. Я очень рада приветствовать вас на уроке русского языка. Садитесь.
II.Актуализация знаний
Минутка чистописания.
-Ребята, а почему автор стихотворения сравнивает русский язык с океаном? (он огромен, обширен, прекрасен)
-Посмотрите на доску. Скажите, какое слово здесь зашифровано?
Ктьратьсотьта(красота)
-А как связано это слово с уроком русского языка?
(мы учимся красиво говорить, писать и тд)
-Конечно, вы правы. Откройте свои тетради и запишите сегодняшнюю дату. И так, как мы начали разговор о красоте, пропишите строку этого слова.(музыка)
III.Постановка целей и задач урока.
-А вы любите сказки?
-Послушайте мою сказку о скромном, но очень полезном господине. Помогите раскрыть его имя.
В далекой стране грамотеев жили два товарища. Один из них был очень могущественным и важным, знали его абсолютно все в стране грамотеев, а называли его –корень. А второй, был очень скромный, но у него была очень важная задача-оказывать помощь словам становиться новыми, да помогал он им так славно, что из одного слова, могло получится несколько новых. С помощью него старый, уважаемый стул мог стать снова молодым и милым стульчиком. А большой и важный час, в момент превращался в малыша-часика. Но как бы незнакомец не старался, всегда он находился после корня. Таковы уж правила русского языка. Но он был и этому очень счастлив.
(на доске записаны слова: стул-стульчик, час-часовщик, гриб-грибник)
- Ребята, взгляните на доску. Прочитайте эти пары слов. Какая же часть слова помогает образовать новые слова? Кто же этот отзывчивый незнакомец? (суффикс)(Слово на доске)
-Итак, скажите, какова же тема нашего урока? (тема урока суффиксы)
-Выберите из предложенных знаков именно тот, которым мы обозначаем суффикс? (один из детей выбирает знак у доски, прикрепляет рядом со словом)
-Итак, скажите, какова же тема нашего урока? (тема урока суффиксы)
-Что вы знаете об этой части слова?
-Каковы цели нашего урока?
IV. Обобщение и систематизация знаний
-Ребята, один из жителей этой страны Грамотеев –Всезнайка. Подготовил вам небольшое послание. (ролик)
Дорогие друзья! Сегодня вы отправитесь в путешествие в удивительную страну Сказочного Русского Языка. Вспомните ваши любимые сказки. Много интересного там вас ожидает. Немало заданий предстоит выполнить, но смекалка, находчивость, любовь к сказочному языку, я надеюсь, помогут вам. И помните ребята: русский язык может творить чудеса. Удачи!
1.Фронтальная работа
-Запишите эти пары слов из нашей первой сказки. И обозначьте в них главную часть-корень ,и окончание. (один ученик работает у доски)
-А что такое окончание? (та часть, слова, которая изменяется)
-Что такое корень?
-Обозначьте суффикс.
Физминутка
-Ребята, чтобы продолжить наше путешествие, думаю нужно немного отдохнуть и набраться сил.
-Ребята, а какие сказки вы знаете? Какие бывают сказки?
2.Работа в парах.
Сказка о мертвой царевне А. С. Пушкина (в парах)
-На ваших карточках дано задание. Прочитайте. (один из учеников читает вслух)
Прочитайте отрывок из знакомого вам литературного произведения. Кто является автором этих строк? Назовите его.(портрет на доске)
"Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей". - "Свет ты мой, -
Красно солнце отвечало, -
Я царевны не видало.
-Работая в парах, найдите пару однокоренных слов одно из котрых образовано с помощью суффикса. (солнце-солнышко)
-Запишем эти слова и обозначим части слова. (один ученик работает у доски)
-В чем заключается их отличия? (в одном из слов есть суффикс?)
-Какое значение принимает слово с помощью него? (уменьшительно-ласкательное)
-Как вы думаете, почему Елисей обращается к солнцу «солнышко»? (он уважает его, называет его ласково, чтобы тот ему помог)
3.Фронтальная работа. Заполнение таблицы словами, соответствующими схемам на основе сказки «О рыбаке и рыбке».
-Ребята, обратите внимание на ваши таблички.
-Как вы думаете, почему они такой формы? (сказка о рыбаке и рыбке)
- Прочитайте отрывок этой сказки. Вспомните сюжет.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.»
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
-Подумайте, почему некоторые слова выделены курсивом? (они однокоренные, но в слове рыбка есть суффикс «к» , который придает ему ум.-ласк. значение)
-Что мы можем сказать о характере старика, наблюдая за тем, как он называет рыбку?
-Запишите слова в нужные столбцы нашей таблицы.(Один из учащихся работает у доски)
Корень окончание | Кор суф окончан | корень |
4.Физминутка «Рыбка»
5.Работа по учебнику стр.118 упр.2
-Прочитайте задание. Дополните нашу таблицу словами данными в учебнике. Самостоятельно (один из учеников работает у доски)
-Какое слово, ребята, в сказках нам не встречается? (такси)
V.Применение знаний и умений в новой ситуации
1. «Шкатулка»
-Ребята, а какие волшебные предметы мы встречаем в сказках? (ответы детей)
-И на нашем уроке есть необычный предмет. И в нем для вас новое сказочное задание.(один из учеников читает задание)
Вспомните название сказки А. С. Пушкина.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
"Кабы я была царица,-
Говорит одна девица, -
То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир". -
"Кабы я была царица, -
Говорит её сестрица, -
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна".-
"Кабы я была царица, -
Третья молвила сестрица,-
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря".
-Верно, это Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.
-Запишем имя и отчество сына царя.(Один из ребят записывает у доски под мою диктовку)
-Объясните в каком из этих слов есть суффикс,и какое значение он имеет?(СалтанОВИЧе,помогает образовать отчество)
-Ребята, рядом, через Запятую запишите отчество свое и своего соседа. Покажите, какой суффикс помог. (самостоятельная работа, взаимопроверка по учебнику стр.113).
-Итак ребята, какие суффиксы в ваших отчествах?(ответы детей)
VI.Контроль усвоения
-Ребята, в завершении нашей работы , мне хочется, чтобы вы выбрали одно из утверждений по каждому пункту ,которые вам предложены на карточках.(ролик)
VII.Рефлексия (подведение итогов занятия)
-Скажите, чему мы учились на сегодняшнем уроке?
-Достигнуты ли цели, поставленные нами в начале урока?
-Оцените свою работу с помощью сигнальных карточек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 4 классе"Родительный падеж имен существительных"
Урок русского языка на тему осени....
Методическая разработка урока русского языка во 2 классе
Методическая разработка урока Методическая разработка урока русского языка во 2 классе по теме "Общее понятие о предлоге" УМК "Школа России"...
Методическая разработка урока русского языка во 2 классе "Учимся применять орфографические правила"
Урок русского языка( конспект+ презентация) по программе "Начальная школа XXI века", 2 класс. Орфографический тренинг безошибочного написания слов с безударными гласными в корне слов, парн...
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".
На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....
Методическая разработка урока русского языка для 2 класса
Урок разработан по теме «Виды текстов: повествование, описание, рассуждение» в соответствии с требованиями программы "Школа России" и способствует развитию орфографической зоркости, речи, мышления...
Учебно- методическая разработка урока русского языка для 2 класса по теме « Нахождение проверочных слов для безударной гласной в корне слова из ряда однокоренных слов».
Орфографическая грамотность учащихся - это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Но, несмотря на ее возраст, проблема орфографической грамотно...
Методическая разработка урока русского языка в 1 классе по программе "Планета знаний". Тема: Согласные звуки
Урок: Русский язык Тема: Согласные звуки.Цель урока:Приведение в систему знаний учащихся о согласных звуках и об их смыслоразличительной роли.Задачи:Обучающие: научить учащихся разли...