Внекл.занятие по русскому языку "В мире устойчивых слов и выражений".
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) на тему
Конспект внеклассного занятия. 2 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_mire_slov_i_ustoychivyh_vyrazheniy.docx | 31.03 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 Г. АТКАРСКА |
В мире слов и устойчивых выражений |
Внеклассное занятие по русскому языку /2 класс/ Презентация Power Point |
Составила учитель начальных классов Чудакова Елена Владимировна. |
Аткарск, 2014 |
|
ЦЕЛИ:
образовательная: пополнить активный словарный запас учащихся пословицами, уточнить их значение; научиться распределять пословицы по группам и по темам;
развивающая: развивать творческие способности учащихся, мышление, речь; учить детей обмениваться информацией, высказывать свою точку зрения, доказывать;
воспитательная: воспитывать уважение к родному языку, учиться работать самостоятельно, в парах и группах.
Продолжительность занятия 30 минут. Дети работают с пословицами трех групп: « О дружбе», « О труде», « О личностных качествах человека».
Подготовка к уроку: тема занятия сообщается заранее и предлагается детям найти пословицы данных групп.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- мультимедийный проектор;
- компьютер;
- экран;
- карточки для самостоятельной работы;
- карточки для работы в группах;
- карточки для работы в парах;
- книги с пословицами.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
ВЫ ПРИШЛИ СЕГОДНЯ В ШКОЛУ,
В НАШ ЛЮБИМЫЙ КЛАСС.
МНОГО ЗАДАНИЙ ИНТЕРЕСНЫХ И НОВЫХ
ОЖИДАЮТ ВАС.
2. Работа по теме.
Учитель: Я приглашаю вас, ребята, в мир слов и устойчивых выражений.
Слайд 1.
Учитель: Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему все вокруг называется так, а не иначе? Откуда пришли к нам в язык устойчивые выражения, в которых уже не заменишь, и не переставишь словечко-другое, не исказив смысла?
«Хромое слово – хромая речь» - гласит русская пословица. Чтобы хорошо понять смысл прочитанного, чтобы речь не была «хромой», а выразительной и красивой, надо знать много слов и выражений, расширять свой словарный запас.
Слайд 2.
Учитель: Объясните значение слов: ученье – неученье, свет – тьма. Составьте предложение.
/ УЧЕНЬЕ – СВЕТ, НЕУЧЕНЬЕ – ТЬМА. /
Учитель: Что это? Объясните ее значение. Пусть эта пословица будет эпиграфом нашего занятия.
Трудно сказать, с каких времен среди народа ходили пословицы – устные краткие изречения на самые разные темы. Пословица не простое изречение. Она выражает мнение народа. Пословицы легко запоминаются т.к. в них есть рифма, созвучие и даже ритм. Люди, создавшие пословицы, не знали грамоты, и другого способа хранить свой жизненный опыт и свои наблюдения у них не было.
Слайд 3.
ЗАДАНИЕ: «ЗАКОНЧИ ПОСЛОВИЦУ И ОБЪЯСНИ ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ».
Учитель: Пословицы можно разделить на три группы по их смыслу.
- Пословицы, которые не имеют переносного значения (употребляются в прямом смысле)
Пример:
«Век живи, век учись»,
«Не хвали себя – есть умней тебя»,
«Все за одного, … ».
- Пословицы, которые не употребляются в буквальном, прямом смысле (переносное значение)
Пример:
«Надела свинья хомут и думает – лошадь»,
«С волками жить – … »,
«Пуганая ворона - и куста боится».
- Пословицы, которые употребляются в двух значениях.
Пример:
«Что посеешь, то и пожнешь»,
«Любишь кататься – … » и др.
Слайд 4.
Задание: «СОЕДИНИ ЧАСТИ ПОСЛОВИЦ И РАСПРЕДЕЛИ ПО ГРУППАМ».
- Одной рукой и узла не завяжешь.
- Ранняя птичка носик прочищает, а поздняя глаза продирает.
- Яблоко от яблони не далеко падает.
- Старый друг лучше новых двух.
Учитель: Пословицы мы используем в разных жизненных ситуациях, поэтому их еще можно распределить по темам. О чем они?
- О дружбе
- О труде
- О личностных качествах человека и т.д.
Слайд 5.
Учитель: Объедините данные пословицы по темам.
3. Работа в творческих группах.
/Детям раздаются карточки с заданием и отводится время на выполнение /
Слайд 6. ИГРА: «СЛО-ГО-ВИ-ЦА».
Перед вами слоговица,
В ней пословица таится.
Отправляйся в путь- дорогу,
Делай шаг от слога к слогу.
Всю пословицу прочти,
Не запутайся в пути.
Слайд 7. НЕТ ДРУГА – ИЩИ, А НАШЕЛ – БЕРЕГИ.
Слайд 8. ВОЛКОВ БОЯТЬСЯ – В ЛЕС НЕ ХОДИТЬ.
Слайд 9. БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫНЕШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА.
Слайд 10. Учитель: Прочитайте пословицы и охарактеризуйте их по плану:
- Значение.
- Группа.
- Тема.
4.Подумаем вместе.
Слайд 11 . Учитель: Вспомните пословицу по двум словам. Объясните ее значение.
ДЕЛО – ПОТЕХА
ДРУЖБА – СЛУЖБА
ПЕРО – УМ
САНИ – ТЕЛЕГА
ТРУД - ЛЕНЬ
5. Самостоятельная работа.
Слайд 12. Тест: «Вставь слово в пословицу».
- Ум хорошо, а … лучше.
1. много 2. два 3. десять
- За двумя … погонишься – ни одного не поймаешь.
1.волк 2.заяц 3.белка
- Человек без … что дерево без корней.
1.людей 2.вещей 3.друзей
6. Прояви смекалку. Работа в парах.
Слайд 13.
Учитель: МЫ ПОСЛОВИЦ МНОГО ЗНАЕМ-
ВСЕ ИХ НЕ ПЕРЕСЧИТАТЬ!
А ДАВАЙ-КА ПОИГРАЕМ:
ТЫ ИХ СМОЖЕШЬ УГАДАТЬ.
Подберите пословицу к иллюстрации. /Пословицы на карточках./
Иллюстрации на слайдах 14,15,16,17,18.
Пословицы:
- Дерево сгубить – пять минут, а вырастить – годы пройдут.
- Поспешишь – людей насмешишь.
- Скучен день до вечера, когда делать нечего.
- Ты меня, работушка, не бойся, я тебя не трону.
- Согласного стада и волк не берет.
- Не наклонишься до земли – грибок не попадет в кузовок.
7. Подведение итогов.
Учитель: Ребята, я предлагаю вам оценить свою работу самостоятельно /карточка с воздушными шариками /
Зеленый – я много узнал, активно работал, мне было легко выполнять все задания;
Красный – я хорошо работал, но не все задания давались легко;
Оранжевый – я очень старался, но задания оказались очень сложными.
Слайд 19.
Учитель: Наше занятие подошло к концу. Мы справились со всеми заданиями. Есть пословица, которая поможет нам закончить наше занятие. Прочитаем хором.
КОНЧИЛ ДЕЛО – ГУЛЯЙ СМЕЛО!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- Веселые загадки, пословицы, скороговорки.- Ярославль: Академия развития, 2010.
- Волина В.В. Учимся играя.- М.: Новая школа, 1994.
- Русские народные загадки, пословицы, поговорки.- М.: Просвещение, 1990.
- Русские пословицы, поговорки и песенки.- М.: Издательство «Малыш», 1985.
- Старинные русские пословицы и поговорки. – М. «Детская литература»,1983.
- Ожегов С.И.- Толковый словарь русского языка.- М.: ООО « Издательство Оникс», 2007.
- Словарь пословиц и поговорок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Крылатые слова и выражения из Библии
Урок ОПК 3 кл....
Конспект урока по русскому языку. По теме "Речевой этикет: выражение просьбы и отказа в различных ситуациях общения. Повторение правил переноса слов".
Конспект урока по русскому языку. По теме "Речевой этикет: выражение просьбы и отказа в различных ситуациях общения. Повторение правил переноса слов"....
Методическая разработка к урокам русского языка, изобразительно искусства, окружающего мира - "Словарные слова - деревья".
Методическая разработка"Словарные слова--деревья:берёза, осина, рябина. в каждой из презентаций рассказывается о данных деревьях. представлены картинки, ребусы, дано значение слова, происхождение, одн...
Культура речи. Крылатые слова и выражения.
Культура речи. Крылатые слова и выражения....
Технологическая карта урока русского языка по теме: "В мире общения. Слово", 1 класс, УМК "Школа России".
Технологическая карта урока....
Крылатые слова и выражения. Школа для родителей 2018г.
Крылатые слова и выражения в русском языке....
Технологическая карта урока русского языка по теме "Речевой этикет: выражение лица и жесты при общении", УМК «Начальная школа 21 века», 1 класс.
Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: Формирование понятия о речевом этикете. Задачи урока:Дидактические:1. Дать представление об одном из прави...