Внекл.занятие по русскому языку "В мире устойчивых слов и выражений".
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) на тему

Чудакова Елена Владимировна

Конспект внеклассного занятия. 2 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mire_slov_i_ustoychivyh_vyrazheniy.docx31.03 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                    СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 Г. АТКАРСКА

В мире слов и устойчивых выражений

Внеклассное занятие по русскому языку /2 класс/             Презентация Power Point

       Составила учитель начальных классов                             Чудакова Елена Владимировна.

                                   

    Аткарск, 2014

       


ЦЕЛИ:

образовательная: пополнить активный словарный запас учащихся пословицами, уточнить их  значение; научиться распределять пословицы по группам  и  по темам;

развивающая: развивать творческие способности учащихся, мышление, речь;  учить детей обмениваться информацией, высказывать свою точку зрения, доказывать;

воспитательная: воспитывать уважение к родному языку, учиться работать самостоятельно, в парах и группах.

Продолжительность занятия  30 минут.  Дети работают с пословицами трех групп: « О дружбе», « О труде»,   « О личностных качествах человека».

Подготовка к уроку: тема  занятия сообщается  заранее  и предлагается  детям найти пословицы данных групп.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • мультимедийный  проектор;
  • компьютер;
  •  экран;
  • карточки для самостоятельной работы;
  • карточки для работы в группах;
  • карточки для работы в парах;
  • книги с пословицами.


                       Ход занятия.

1.Организационный момент.

ВЫ ПРИШЛИ СЕГОДНЯ В ШКОЛУ,

В НАШ ЛЮБИМЫЙ КЛАСС.

МНОГО ЗАДАНИЙ  ИНТЕРЕСНЫХ  И  НОВЫХ

ОЖИДАЮТ   ВАС.

2. Работа по теме.

Учитель: Я приглашаю вас, ребята, в мир слов и устойчивых выражений.

Слайд 1.

Учитель: Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему все вокруг называется так, а не иначе? Откуда пришли к нам в язык устойчивые выражения, в которых уже не заменишь, и не переставишь словечко-другое, не исказив смысла?

«Хромое слово – хромая речь» - гласит русская пословица. Чтобы хорошо понять смысл прочитанного, чтобы речь не была «хромой», а выразительной и красивой, надо знать много слов и выражений, расширять свой словарный запас.

Слайд 2.

Учитель: Объясните значение слов: ученье –  неученье,  свет – тьма.  Составьте предложение.

/  УЧЕНЬЕ – СВЕТ,    НЕУЧЕНЬЕ – ТЬМА. /

Учитель: Что это? Объясните ее значение. Пусть эта пословица будет эпиграфом нашего занятия.

Трудно сказать, с каких времен среди народа ходили пословицы – устные краткие изречения на самые разные темы. Пословица не простое изречение. Она выражает мнение народа. Пословицы легко запоминаются т.к. в них есть рифма, созвучие и даже ритм.  Люди, создавшие пословицы, не знали грамоты, и другого способа хранить свой жизненный опыт и свои наблюдения у них не было.

Слайд 3.

 ЗАДАНИЕ: «ЗАКОНЧИ    ПОСЛОВИЦУ  И  ОБЪЯСНИ  ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ».

Учитель: Пословицы можно разделить на три группы по их смыслу.

  1. Пословицы, которые не имеют переносного значения (употребляются в прямом смысле)

Пример:

«Век живи, век учись»,

«Не хвали себя – есть умней тебя»,

«Все за одного,    …   ».

  1. Пословицы, которые не употребляются в буквальном, прямом смысле (переносное значение)

Пример:

«Надела свинья хомут и думает – лошадь»,

 «С волками жить –    …   »,

«Пуганая ворона -  и куста боится».

  1. Пословицы, которые  употребляются  в двух значениях.

Пример:

 «Что посеешь, то и пожнешь»,

«Любишь кататься –      …      » и др.

Слайд 4.

Задание: «СОЕДИНИ ЧАСТИ ПОСЛОВИЦ И РАСПРЕДЕЛИ ПО ГРУППАМ».

  1. Одной рукой и узла не завяжешь.
  2. Ранняя птичка носик прочищает, а поздняя глаза продирает.
  3. Яблоко от яблони не далеко падает.
  4. Старый друг  лучше новых двух.

Учитель: Пословицы мы используем в разных жизненных ситуациях, поэтому их еще можно распределить  по темам. О чем они?

  • О дружбе
  • О труде
  • О личностных качествах человека и т.д.

Слайд 5.

Учитель: Объедините данные пословицы по темам.

 3. Работа в творческих группах.

/Детям раздаются карточки с заданием  и отводится время  на  выполнение /

Слайд 6.       ИГРА:  «СЛО-ГО-ВИ-ЦА».

                          Перед вами слоговица,

                      В ней пословица таится.

                      Отправляйся в путь- дорогу,

                      Делай шаг от слога к слогу.

                      Всю пословицу прочти,

                      Не запутайся в пути.

Слайд 7.  НЕТ ДРУГА – ИЩИ, А НАШЕЛ – БЕРЕГИ.  

Слайд 8.   ВОЛКОВ БОЯТЬСЯ – В ЛЕС НЕ ХОДИТЬ.

Слайд 9.  БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫНЕШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА.

Слайд 10.   Учитель: Прочитайте пословицы и охарактеризуйте их по плану:

  1. Значение.
  2. Группа.
  3. Тема.

 4.Подумаем вместе.

Слайд 11 .  Учитель: Вспомните пословицу по двум словам. Объясните ее значение.

ДЕЛО – ПОТЕХА

ДРУЖБА – СЛУЖБА

ПЕРО – УМ

САНИ – ТЕЛЕГА

ТРУД - ЛЕНЬ

5. Самостоятельная работа.

Слайд 12.    Тест:  «Вставь слово в пословицу».

  • Ум хорошо, а … лучше.

1. много        2. два                3. десять

  • За двумя  …  погонишься – ни одного не поймаешь.

1.волк                2.заяц                3.белка

  • Человек  без …  что дерево без корней.

1.людей        2.вещей        3.друзей

6. Прояви смекалку. Работа в парах.

Слайд 13.

Учитель: МЫ ПОСЛОВИЦ МНОГО ЗНАЕМ-

              ВСЕ ИХ НЕ ПЕРЕСЧИТАТЬ!

              А ДАВАЙ-КА ПОИГРАЕМ:

             ТЫ ИХ СМОЖЕШЬ УГАДАТЬ.

 Подберите пословицу к иллюстрации.  /Пословицы на карточках./

Иллюстрации на слайдах 14,15,16,17,18.

Пословицы:

  • Дерево сгубить – пять минут, а вырастить – годы пройдут.
  • Поспешишь – людей насмешишь.
  • Скучен день до вечера, когда делать нечего.
  • Ты меня, работушка, не бойся, я тебя не трону.
  • Согласного стада и волк не берет.
  • Не наклонишься до земли – грибок не попадет в кузовок.

7. Подведение итогов. 

Учитель: Ребята, я предлагаю вам оценить свою работу самостоятельно  /карточка с воздушными шариками /

Зеленый – я много узнал, активно работал,  мне  было легко выполнять все задания;

Красный – я хорошо работал, но не все задания давались легко;

Оранжевый – я очень старался, но задания оказались  очень сложными.

Слайд 19.

Учитель: Наше занятие подошло к концу. Мы справились со всеми заданиями. Есть пословица, которая поможет нам закончить наше занятие. Прочитаем хором.

КОНЧИЛ ДЕЛО – ГУЛЯЙ СМЕЛО!

                                  СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ.

  • Веселые загадки, пословицы, скороговорки.- Ярославль: Академия развития, 2010.
  • Волина В.В. Учимся играя.- М.: Новая школа, 1994.
  • Русские народные загадки, пословицы, поговорки.- М.: Просвещение, 1990.
  • Русские пословицы, поговорки и песенки.- М.: Издательство «Малыш», 1985.
  • Старинные русские пословицы и поговорки. – М. «Детская литература»,1983.
  • Ожегов С.И.- Толковый словарь русского языка.- М.: ООО « Издательство Оникс», 2007.
  • Словарь пословиц и поговорок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку. По теме "Речевой этикет: выражение просьбы и отказа в различных ситуациях общения. Повторение правил переноса слов".

Конспект урока по русскому языку. По теме "Речевой этикет: выражение просьбы и отказа в различных ситуациях общения. Повторение правил переноса слов"....

Методическая разработка к урокам русского языка, изобразительно искусства, окружающего мира - "Словарные слова - деревья".

Методическая разработка"Словарные слова--деревья:берёза, осина, рябина. в каждой из презентаций рассказывается о данных деревьях. представлены картинки, ребусы, дано значение слова, происхождение, одн...

Культура речи. Крылатые слова и выражения.

Культура речи. Крылатые слова и выражения....

Крылатые слова и выражения. Школа для родителей 2018г.

Крылатые слова и выражения в русском языке....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Речевой этикет: выражение лица и жесты при общении", УМК «Начальная школа 21 века», 1 класс.

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: Формирование понятия о речевом этикете. Задачи урока:Дидактические:1. Дать представление об одном из прави...