Крылатые слова и выражения из Библии
план-конспект занятия по орксэ (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Сергеева Е. Н.
СОШ №2 г.Щигры Курской области
«Изучение крылатых слов и и выражений на внеурочных занятиях по ОПК в третьем классе с использованием Библии»
Родной язык – это живая связь времен. С помощью языка человек осознает роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию, к современным процессам духовного развития общества, нации. Человеческая речь – одно из проявлений языка. Особую меткость и выразительность нашей речи придают вовремя и к месту употребляемые крылатые слова и выражения. Они делают речь богаче, дают возможность заменить пространное объяснение кратким, выразительным предложением или сочетанием. К метким образным суждениям принадлежат пословицы и поговорки, представляющие собой один из самых древних видов народного творчества. Разнообразная работа с этим материалом проводится, так как она предусмотрена содержанием программ обучения, учебников по чтению и русскому языку.
На современном этапе представляется возможным учителю использовать в своей работе литературно-художественные богатства текстов Библии. Демократизация общества в целом, и образования в частности, способствует тому, что в настоящее время стало реальным и, главное, востребованным явлением – обращение к богатейшему художественному миру одной из самых древних книг. Это потребность самой жизни, потребность, которую слишком долго просто не замечали, однако хорошо известно, что действительность остается таковой, даже если ее существование отрицается. Сегодня, имея возможность в своей работе обращаться к текстам Библии, любой учитель может открыть для себя и своих учеников глубочайший мир философско-нравственных ценностей истинных человеческих отношений. Дети способны к очень глубокому прочувствованию этих текстов. А чем раньше ребенок научится прислушиваться к себе, к своим чувствам, понимать себя и окружающих, тем увереннее будет его продвижение по жизненному пути, тем легче он найдет свое место в современном обществе.
Внеурочное занятие по ОПК 3 класс.
Тема: «Библия – источник крылатых выражений и их «копилка»».
Цели занятия:
- закрепить знания детей о крылатых выражениях, пословицах, поговорках, их источниках;
- дать понятие о Библии как источнике крылатых выражений;
- раскрыть смысл конкретного крылатого выражения в ходе работы с текстом Библии;
- продолжить работу по развитию речи детей, закрепить навыки пересказа; расширить представление о богатстве русского языка;
- воспитывать в детях внимательное отношение к слову;
- продолжить работу в области духовно-нравственного воспитания (пробуждать в детях отзывчивость, внимательное отношение к людям).
Оборудование:
- детская адаптированная Библия;
- Фразеологический словарь русского языка;
- Толковый словарь русского языка (авт. С. И. Ожегов).
I. Сообщение темы урока.
II. Вводное слово учителя.
У. – Какие выражения делают речь более красочной, эмоциональной?
Д. –Пословицы, поговорки, крылатые выражения.
У. – Что такое пословицы, поговорки, крылатые выражения?
Д. – Крылатые слова – образные, меткие выражения, изречения, вошедшие в общее употребление.
Пословицы- краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм.
Поговорка – краткое устойчивое выражение, в отличие от пословицы, не составляющее законченного высказывания.
У. Чем они различаются?
Д. (иллюстрируют свои ответы конкретными примерами; вспоминают произведения, прочитанные на уроках, и подбирают подходящие пословицы, поговорки, крылатые слова).
III. Проблемное задание – записать и попытаться письменно самостоятельно объяснить выражение нести свой крест.
(При выполнении этого задания учащиеся испытывают определенные затруднения и либо вовсе не пытаются ответить, либо дают неверные или неточные ответы, не отражающие смыслового содержания выражения, например, («умирать», «нести смерть», «переносить болезнь, какую-то трудность» и т. п.).
IV. Беседа, наполненная вопросами проблемного характера, заставляющая детей активно размышлять над материалом и направленная на выяснение смысла предложенного крылатого выражения.
1. Учитель читает стихотворение.
За что?
Нам, русским, послан Крест тяжелый,
И мы должны его влачить,
За грех чудовищной крамолы,
За то, что не хотели чтить
В своей бессовестной гордыне,
Как непокорные сыны,
Нам Богом данные святыни
Благой и мудрой старины.
<…>
И долго будем мы томиться
Под нам ниспосланным Крестом,
Пока в душе не совершится
У нас великий перелом…
С. Бехтеев
2. Обсуждение прочитанного.
(Постепенно через эмоциональное восприятие и логическое рассуждение дети вместе с учителем приходят к мысли о том, что выражение нести свой крест имеет две смысловые стороны: по Библии, Иисусу тяжело физически, он несет свой крест на Голгофу; но стократ тяжелее Ему духовно – Он с самого рождения несет крест людского непонимания.
Когда взяли Иисуса и повели на казнь, Ему вручили огромный, тяжелый деревянный крест, на котором его должны были распять: «И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа» (ин. 19, 17).
В обращении Иисуса к ученикам это выражение употребляется в переносном значении: «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24).
Здесь крест свой – бремя ответственности за свое решение и связанные с ним тяготы и лишения, гонения и преследования от людей мира сего; готовность служить Богу и умереть за Него; знать, какие трудности и удары судьбы тебя ожидают, принимать их мужественно, уметь их выдерживать.
V. Беседа, в ходе которой предлагается решить, когда же это крылатое выражение может быть использовано в речи.
а) (– жить достойно: не роптать, не завидовать, не жаловаться;
- трудная жизнь: болезнь, неблагополучный родственник – пьяница, нерадивая мать, ребенок, позорящий родителей и т. д.).
б) – связь с историей России, например, войны, (когда люди достойно несли свой крест, не согнувшись под тяжестью испытаний).
VI. Работа в тетради.
(Записать изученные крылатые выражения, указать источник его).
VII. Творческое задание: дать письменный ответ, что же означает выражение нести свой крест.
(Выполнение задания трудностей уже не вызывает, ответы детей осмыслены и раскрывают смысл предложенного крылатого выражения).
Д. – «нести большую тяжесть в душе, но быть мужественным»,
- «знать, что очень долго будет тяжело, но держаться из всех сил»,
- «знать о возможных страданиях, чувствовать их и не сдаваться» и т. п.
VIII. Домашнее задание: найти в адаптированном тексте Библии «Неся свой крест» ещё одно крылатое выражение (умывать руки) и попытаться объяснить его смысл, а также подумать над второй частью темы урока – почему Библия не только источник, но и «копилка» крылатых выражений».
IX. Чтение притчи и обсуждение прочитанного.
Уставшая, изнуренная женщина, изнемогая под тяжестью своего креста (жизненных испытаний), молилась о том, чтобы дали ей какой-нибудь другой крест, в уверенности, что всякий другой окажется легче. Она заснула и очутилась среди множества крестов различной величины и вида, лежащих на земле. Один из них приглянулся ей – он был небольшой, украшенный драгоценными каменьями, в золотой оправе. «Вот, - подумала она, - этот крест я могла бы нести без труда». Однако, как только она его подняла, он стал давить своей тяжестью: золото и каменья были прекрасны, но тяжесть их была ей не по силам. Рядом лежал другой крест, обвитый цветами. «Вот этот, без сомнения, создан для меня!» - воскликнула она и поспешно взяла его в руки.
Но под чудными цветами оказались шипы, которые вонзались в её тело, причиняли боль. Наконец, нашелся крест простой, ни чем не украшенный, не отличающийся ни изяществом формы, ни богатой оправой, на котором лишь было начертано слово любви. Подняв, она пошла и понесла его, и убедилась, что он самый легкий из всех, испробованных ею.
И что же – в нем она узнала свой прежний крест, которым прежде так тяготилась. Господу известно, какой именно крест нам нужен и какой мы способны понести. Он измеряет его по нашим силам. Мы же не можем судить о тяжести испытаний, посылаемых нашим ближним.
«Дневник православного священника», 1909 год.
У. О чём молила женщина?
Д. Чтобы дали другой крест.
У. Что увидела женщина во сне?
Д. Три различных креста.
У. Опишите, каким был первый крест? Почему женщина не взяла его?
Д. Крест стал давить её своей тяжестью.
У. Опишите, каким был второй крест? Почему женщина отказалась и от него?
Д. Под чудесными цветами были шипы, которые причиняли боль.
У. Каким же был третий крест? Почему именно его взяла женщина?
Д. Он был самым легким из всех.
У. Что обнаружила женщина, посмотрев на крест внимательнее?
Д. Узнала свой прежний крест.
У. Кому же известно, какой крест нужен человеку?
Д. Господь знает, какой крест мы способны донести.
Х. У. В заключение хочется вспомнить слова Д. Мережковского, написавшего об одной из библейских книг (Евангелие):
«Странная книга, её нельзя прочесть; сколько ни читай, всё кажется, не дочитал или что-то забыл, чего-то недопонял; а перечитаешь – опять то же; и так без конца. Как ночное небо: чем больше смотришь, тем больше звезд…»
Хотелось бы, чтобы дети и взрослые чаще смотрели на это бездонное «ночное небо» - читали и перечитывали Библию, находя в ней всё новые и новые глубины.
Приложение 1.
Библия в пословицах и поговорках
(для начальных классов)
- Блаженнее давать, чем принимать.
- Бог дал, Бог и взял.
- Бог – свидетель.
- Время разбрасывать камни и время собирать камни.
- Взявшие меч – мечом и погибнут.
- Всем сердцем и душой.
- Всё тайное становится явным.
- Всякой твари по паре.
- Выпить чашу до дна.
- В своем глазу бревна не видишь, а в чужом пушинку (пылинку, соринку) замечаешь.
- Втайне твори добро.
- Говорить на ветер. Бросать слова на ветер.
- Строить дом на песке.
- Дающий нищему не обеднеет.
- Жнет, где не сеял.
- Зарыть талант в землю.
- Из искры возгорится пламя.
- Имеющий уши да услышит.
- Каждому воздается по делам.
- Ждать, как манну небесную.
- Кому много дается, с того много и спрашивается.
- Кто не с нами, тот против нас.
- Невзирая на лица.
- Левая рука не знает, что делает правая.
- Не сотвори себе кумира.
- В огонь и в воду.
- Бог его знает.
- В поте лица.
- Мир вашему дому. (Мир дому сему).
- Язык мой – враг мой.
- Руки опустились.
- Не ведают, что творят.
- Не от мира сего.
- Не оставить камня на камне.
- Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
Приложение 2.
Материалы к урокам чтения и основам православной культуры из журнала «Начальная школа».
- Праздник масленицы – 1995 - № 2; 1998 - № 2.
- От иконы к гербу столицы – 1997 - № 9.
- Святки – 1997 - № 1.
- Евангельские субботы – 1994 - № 4.
- Любимый праздник детства – Рождество Христово – 1996 - № 5.
- Пасхальный благовест – 1998 - № 3.
- Рождество и святки – 2000 - № 11.
- Колядки. Святочные представления – 2000 - № 11.
- Дорого яичко к Христову дню – 2001 - № 2.
- Слово о православии и образовании в России – 1996 - № 5.
Литература.
- Библия для детей / пр. А. Соколов. – М., 1990.
- Закон Божий / Сост. С. Куломзина. – М., 1994.
- Жуков Я. Фразеологический словарь русского языка. – М., 1995.
- Ожегов С. Толковый словарь русского языка. – 1998.
- Православный календарь на 2003 год /НП «Православная библиотека», «Троицкое слово», ООО «Тетра-К». – 2003.
- Учебник жизни пр. А. Владимиров. – М.: Дрофа, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Крылатые слова. Фразеологизмы
Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению....
Внеклассная работа по фразеологии "Крылатые слова и фразеологизмы"
Цели данной работы:- познакомить детей с фразеологией, основными ее понятиями;- показать, как фраз...
Внеклассное занятие по русскому языку "Путешествие с крылатыми словами"
Игра по станциям "Путешествие с крылатыми словами"Цель: показать многогранность русского языка через употребление фразеологических оборотов....
Крылатые слова
Крылатые слова...
Работа над многозначностью слова, синонимами, антонимами, крылатыми словами, фразеологией.
С многозначностью слов школьники сталкиваются постоянно, но не всегда осознают её....
Культура речи. Крылатые слова и выражения.
Культура речи. Крылатые слова и выражения....
Крылатые слова и выражения. Школа для родителей 2018г.
Крылатые слова и выражения в русском языке....