Диктант, как вид письменной работы для закрепления и проверки знаний, тренировки навыков учащихся
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

 Предложенные тексты диктантов могут быть использованы учителями, а также родителями для самостоятельных занятий с детьми.Составленные тексты диктантоя являются примерными. Их объем и содержание можно изменять в зависимости от возраста детей и уровня  их подготовки.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диктант,  как вид письменной работы для закрепления и проверки знаний, тренировки навыков учащихся

        В системе тренировочных упражнений по орфографии ведущее место занимают диктанты.  

Диктант — вид орфографического упражнения, сущность которого состоит в записи воспринимаемого на слух или зрительно предложения, слова, текста.

В методике и практике обучения существует несколько видов диктантов.

В начальной школе используются различные виды диктантов, которые можно разделить на две большие группы: обучающие и контрольные.

В конце каждой темы рекомендуется проводить  проверочный диктант, в конце четверти  или года   - контрольный.  

При проведении контрольного диктанта учитель прочитывает весь текст выразительно, медленно. Выясняет, что непонятно. Далее он диктует текст по отдельным предложениям в соответствии с произносительными нормами русского языка. Чтение должно быть
достаточно громким и внятным, но не подсказывающим. Темп чтения - равномерный. После записи всего текста учитель прочитывает его целиком.  Диктант,  как вид письменной работы для закрепления и проверки знаний, тренировки навыков учащихся  Далее выполняется задание к тексту.

Виды обучающих диктантов: 

  • словарные
  • выборочные
  • предупредительные
  • объяснительные
  • комментированные
  •  зрительные
  • творческие
  • письмо по памяти
  • свободные

Словарный диктант проводится по методике предупредительного или объяснительного; он может быть выборочным или творческим. Словарный диктант можно проводить также на материале загадок (записываются слова-отгадки), с использованием предметных и сюжетных картинок (картинный диктант). Учащимся показывают предметные картинки, дети называют изображённые предметы, затем записывают эти названия.

Выборочные диктанты позволяют за короткое время повторить большой объем материала. Учащиеся выписывают из читаемого текста слова с определенной орфограммой. Образец записи оформляется на доске. Несколько примеров анализируется коллективно, далее класс выполняет работу самостоятельно. Со слабоуспевающими школьниками учитель работает индивидуально. К диктанту могут быть предложены
дополнительные задания (выдели корень, укажи род, падеж и т.п.). Данный вид диктантов позволяет выявить, насколько осознанно школьники усвоили материал и проводится, когда тема достаточно закреплена.

По времени объяснения орфограмм выделяют  предупредительный,  комментированный и объяснительный диктанты. Объяснение правописания орфограмм может быть до начала записи (предупредительный диктант), в процессе записи (комментированный) и после записи (объяснительный).

Предупредительный диктант целесообразно использовать на
начальном этапе изучения правила. Особенность предупредительного диктанта в том, что в записи текста ученики повторяют орфографические правила, а затем анализируют все сложные орфограммы и выясняют правописание их, после этого текст записывают и проверяют. Предупредительный диктант может быть зрительным и слуховым.

Комментированный диктант предполагает объяснение кем-либо из учащихся правописания орфограмм во время записи текста. Диктанты данного вида проводят тогда, когда процесс закрепления изученных орфограмм только начался или когда встречаются сложные случаи правописания слов.

Объяснительный диктант отличается от предупредительного тем, что объяснения правописания орфограмм осуществляется после записи текста.    Он проводится, когда учащиеся достаточно хорошо усвоят тему и могут
самостоятельно применять правила на практике.

Зрительные диктанты основаны на зрительном восприятии текста. Текст записывается на доске, школьники анализируют орфограммы, распознают слова на изучаемые правила. Текст закрывается. После записи под диктовку сами проверяют текст.

В процессе творческих диктантов учащиеся практикуются в замене одних грамматических форм другими (например, замена числа) или упражняются в умение вставлять в текст какую либо грамматическую категорию (прилагательное, существительное, местоимение и т.п.). Последний вид работы требует предварительной подготовки.

Письмо по памяти требует от учеников предварительного заучивания. Перед проведением данного вида диктанта объясняются трудные орфограммы, знаки препинания, правописание отдельных слов. Затем учащиеся  записывают текст по памяти. По окончании  записи текст открывают, и дети сверяют свои записи с оригиналом. Такой вид диктанта развивает орфографическую зоркость.

Тексты свободных диктантов более объемные, но несложные по содержанию и легко распадаются на логически законченные части. Данный вид диктантов способствует не только совершенствованию навыков грамотного письма, но и развитию речи. Свободный диктант проводят перед контрольным, когда изучаемый материал достаточно хорошо усвоен.  При проведении   диктанта текст не читается целиком. Учитель диктует каждую часть два раза, затем учащиеся пишут так, как запомнили. Учитель напоминает им, что желательно сохранить в тексте слова с изучаемой орфограммой. После того, как учитель прочитает часть диктанта, состоящую из 3 – 4 предложений, он предлагает детям пересказать отрывок.

Рассмотрим несколько различных видов диктантов, которые можно использовать при изучении   темы «Мягкий знак на конце и в середине слова»

Словарный диктант

Примечание: количество слов в диктанте можно регулировать в зависимости от возраста учащихся.

-  Запишите отгадку, обозначьте орфограмму.

  1. Что, дотронувшись едва,
    Превращает в дым дрова? (Огонь.)
  2. В воде родится,
    А воды боится. (Соль)
  3. Летом бродит без дороги
    Между сосен и берез,
    А зимой он опит в берлоге,
    От мороза прячет нос. (Медведь.)
  4. Красный нос в землю врос,
    А зеленый хвост снаружи.
    Нам зеленый хвост не нужен.
    Нужен только красный нос. (Морковь.)
  5. Новый дом несу в руке,
    Двери дома на замке.
    Тут жильцы бумажные,
    Все ужасно важные. (Портфель.)
  6. У нас под крышей
    Белый гвоздь висит.
    Солнце взойдет
    Гвоздь упадет. (Сосулька.)
  7. Меня ждут, не дождутся. А как увидят - разбегутся. (Дождь)
  8. Доклевав рябины кисть,
    Красны лампочки зажглись.
    Крылья каждая имеет!

Кто назвать её сумеет? ( Снегирь)

  1. Меня в лесу оставили, 
    Весь век торчать заставили: 
    В ушанке заячьей — зимой, 
    А летом с бритой головой. (Пень)

10) Пятёрка братьев неразлучна,
      Им вместе никогда не скучно.
      Они работают пером,
      Пилою, ложкой, топором. (Пальцы)

    11) Льется речка — мы лежим.
          Лед на речке — мы бежим. (Коньки)

  12)  Пришла без красок и без кисти
        И перекрасила все листья.  (Осень)

Выборочный диктант

- Запишите только слова с ь – показателем мягкости согласных. Обозначьте орфограмму.

1. Домашние животные приносят большую пользу. 2. В сентябре школьники начинают занятия. 3.  Мальчики побежали в школу.  4. В ночном небе видны огоньки самолёта. 5. Река покрылась льдом.  6.  На лепестках розы блестят капельки росы. 7. В чайнике булькает вода. 8.  Отец привёз Настеньке аленький цветочек. 9.на пеньке сидит маленький рыжий зверек. 10. Речной окунь не может жить в соленой воде.

Предупредительный  диктант

- Послушайте слова, подумайте, что объединило их в одну группу?

Мальчик, школьник, учитель, борьба, пальто, конь, кольцо, фильм, пальцы, капелька, польза, мальва,  альбом, мельница, день.

- Какую работу выполняет в словах ь? Запишите слова, выделите орфограмму.

Объяснительный диктант

ЗИМНИЙ ПРУД

Вчера был сильный мороз. Наш пруд покрылся льдом. Мальчики надели коньки и пошли кататься. На середине пруда подо льдом пузырьки. Там спят большие рыбы. Нельзя ходить по тонкому льду! Можно провалиться в воду. (35 слов)

- В каких словах встретился ь?

 

Словарные диктанты по основным разделам орфографии (2 класс)

Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

  1. Запишите слова, подчеркните буквы гласных после Ж, Ш, Ч, Щ.

Ежи, ножи, груши, лыжи, лужи, уши, шишки, чижи, хороший, широкий, дружить, шить, кружить; чаща, роща, чай, чашка, дача, стучать, молчать, кричать; чудо, щука, ищу, хочу, молчу, учу, плачу. 

  1. Запишите только слова с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

1. Грибы ищут – в лесу рыщут. 2.Чучело только видом пугает. 3.Сам молчун, да руки громкие. 4. На то и щука в реке, чтобы карась не дремал.5. Не твоя печаль чужих детей качать. 6. Шила в мешке не утаишь. 7. Не спеши языком — торопись делом. 8. Лучше богатство потерять, чем слово нарушить.

Сочетания ЧК,ЧН,НЧ, НЩ и др.

  1. Запишите только слова с сочетаниями  ЧК,ЧН,НЧ, НЩ.

1)По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.   (А. Пушкин)

2) Плутовка к дереву на цыпочках подходит. (И. Крылов)

3) Я за свечку, свечка — в печку… (К. Чуковский)

4) Но у мамы есть привычка
Говорить всегда не то.
Говорю я ей про птичку,
А она мне про пальто. (А. Барто)

5) Милые синички
Ростом невелички,
Так что жить не тужить
Могут в рукавичке.  (А. Прокофьев)

6) Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.  ( С. Есенин)

7) Над косточкой сидит бульдог,
   Привязанный к столбу.
   Подходит таксик маленький
   С морщинкою на лбу.   ( Д. Хармс)

8) Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки…

Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На желтые листочки.    (А.Блок)

  1. – Кто вы?
    - Мы лисички, дружные сестрички.
    - Ну, а вы-то кто же?
    - Мы лисички тоже!
    - Как, с одной-то лапкой?
    - Нет, еще со шляпкой.  (С. Иванов)
  2. Бились днем и ночью,
        Прочь летели клочья.
        И остались от котов
        Только кончики хвостов.  (С.Маршак)

  1. Запишите слова, подчеркните орфограмму.
  1. Тучка, девочка, белочка, дочка, ласточка, обманщик, внучка, сорочка, Жучка, цветочки, ночной, точный, облачный, солнечный, лимончик, вечный, прочный, гонщик, мощный, кончик.
  2. Птенчик, тушканчик, горчичник, скворечник, отличник, привычка, водичка, почка, косточка, стаканчик, сердечный, облачный, молочный, гаечный, мучной, обычный, ночной, погонщик, беспомощный.
  3. Кошечка, собачка, ночка, булочка, носочки, козочка, тучка, водичка, звездочка, белочка, лисичка.

 

Разделительный мягкий знак

  1. Запишите   слова, выделите орфограмму.
  1. Воробьи, перья,   пьёт,   волчья, колья  здоровье, листья,   друзья,   гроздья, радостью, вьюга, крылья.
  2. Муравьи, осенью, ружье, жилье, платье, соловьи, семья, сыновья, перья, шью, печенье, хлопья.
  1. Запишите только слова с разделительным Ь.
  1.   Веселье, деньки, варенье,   гостья, кольцо, обезьяна,   ученье,  учить,   платье, листья, гроздья, соловьи, перья,   прутья,   хлопья, деревья, крылья, воробьи, колосья, братья,   пьют,  

Разделительный твердый знак

  1. Запишите   слова, выделите орфограмму.

 Съёмка, подъезд, объятия, объявление, объезд, необъятный, взъерошенный, разъярённый, съехаться, подъехать, съёжиться, объединить, съел.

  1. Разделите слова на 2 группы (столбики), выделите орфограмму.

  Вьет, съемка,  пьеса,  въезд, ружье, объяснил, подъем, ручьи, отъезд, перья, объявление, белье, объехал.

  1. Запишите только слова с Ъ (выборочный диктант).
  1. Объявить Софье, съел с жадностью, подъехать к подъему, вьюн съежился, взъерошенные воробьи, подъемный кран, объяснить сыновьям, свинья съест, подъехал к Дарье.
  2. Съесть не могу, а оставить жаль.   Был конь, да изъездился. В лес не съездишь, так и на печи замерзнешь. Что испекли, то и съедим, а завтра поглядим. С горы-то съехали, а в гору-то как въехать? Нашел, да не объявил – все равно что утаил. Чует кошка, чье мясо съела. И не так подъезжали, да ни с чем отъезжали. Друга узнать – вместе пуд соли съесть.
  3. Яркое солнце съело тонкий ледок. Листья цветов съежились от холода. Труд людей объединяет. Бревна на мосту разъехались, и машины поехали в объезд. Ветер распахнул подъездную дверь. Учитель объяснил задание. Рыбаки подъезжали к реке. Рабочий предъявил пропуск. Умей отличить съедобные грибы от несъедобных.
  4. Разъярен волк сил нет как:
    Съесть ежа нельзя никак!
    Еж съедобный, но, выходит.
    Съежась, выставил иголки:
    Объегорил ежик волка.   (По В.Лунину)

 

Безударные гласные в корне слова

  1. Запишите   слова, выделите орфограмму.
  1. Доска, кольцо, стоять, коса, стонать, столы,  прокормить, нога, нора, обновить, тропинка, проглотить, спросить, новинка, помогать,  выгонять, горевать, сломать, опоздать, соленый, скворцы  
  2. Верхушка, отбежать, звезда, зеленеть, темнота, побеждать, село, сверло, плечо, бревно, зерно, побережье,  гнездо,  чернила,  стрела, бежать, свеча, наследить, цветок, побелить, весло, повредить, перо, залепить, седло, пригревать, ведро, лесник, содержание, небеса, разбегаться, потепление, стекло, нагревание, снега, освещение, поспешить,  улетать, стена.
  3. Листы, записать, число,   удивляться, починить,   лицо,   скрипеть, снижать свисток, свинья, переписать,  кричать, жилище,   зима,   прилипать,    лизать,   защищать,  шиповник,  пищать затихать,  линейка,  пилить.
  4. Тяжелый, тянуть, выпрямить, глядеть, разглядеть плясунья, напрямик, пятнистый, объявление, наряжать, мясной, пятачок, пятнадцать, пятно, загляденье, привязать, десять, плясать, завязать, яйцо, зарядить, ядовитый.
  1. Запишите только слова безударной  гласной е, выделите орфограмму.

 Убежал домой, сказала сестра, сидят в гнезде, пищит птенец, хищный зверек, вылез из норы, ядовитая змея, горит свеча,  искупался в реке, растет в лесу, поймал ежа,

  1. Выписать парами слова с безударными гласными в корне и проверочные слова.  

На берегу, растёт сосна,
А рядом с нею сосны.
Горит прекрасная звезда,
А рядом с нею звёзды.
На траве лежит роса,
А рядом с нею росы.
Вот по траве спешит коса,
А рядом с нею косы
.

  1. Записать пары похожих по звучанию слов с безударными гласными.  

Охотник выпалил из ружья. Нам осталось  выполоть две грядки.  
Щенок развивается быстро. Над домом развевается флаг.
Старожилы хорошо помнят былые времена. Волк сторожил зайца в лесу.  
Любит кошка поласкать котят. Белье нужно  полоскать хорошо.  
На обед мама отварила картофель. Мы тихо отворили дверь.
Поэт посвятил стихи своей матери. Я посветил фонариком.  
От горя человек поседел. Мы посидели в гостях  допоздна.

Парные звонкие и глухие согласные в корне слова

  1. Запишите   слова, выделите орфограмму.
  1. Сторож, глаз, бровь, отряд, самолёт, поход, наряд, завод, клюв, прорубь, площадь, плакат, город,   похож, красив.
  2. Когти,   сказка, салазки, ложка, дорожка, игрушка, грядка, ягодка, узкий, близкий, низкий, лёгкий,   медведь, дуб, мороз, хорош.
  3. Трубка, рыбка, ушки, узкий, миска, низкий, лошадка, город, прыжки, ладошка, замазка, веревка, походка, сливки, канавка.
  1. Запишите только слова  парными  согласными, выделите орфограмму.
  1.  Серёжа взял свою тетрадь,

Решил учить уроки:
Озёра начал повторять
И горы на востоке.
Но тут как раз пришёл монтёр.
Серёжа начал разговор
О
 пробках, о проводке.
Через минуту знал монтёр,
Как нужно прыгать с лодки
,
И что Серёже десять лет,
И что в душе он лётчик
.
Но вот уже зажёгся свет
И заработал счётчик
.     (А. Барто)

  1. Завязала кошка глазки,

 Но глядит из-под повязки.

 Даст мышонку отбежать
И опять бедняжку
 — хвать!
Кошке — смех, мышонку — горе.
Отыскал он щель в заборе.
Сам не знает, как пролез.
Был мышонок, да исчез
.

  1. Я написал в своей тетрадке, что кенгуру растут на грядках.
    Разлинованы лошадки словно школьные тетрадки.
    Знай, кошка, свое лукошко.
     Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
    Работник с сошкой, а лодырь с ложкой.
  2. Чуть утро загорается,
    Как я уже в саду.
    Для всех, кто повстречается,
    Подарочки найду.
    Для Алёнки — сказка.
    Собачонке — ласка.
    Шутка — солнышку-дружку.
    Прибаутка — ветерку.
    Гришке — полковрижки.
    Крошки — воробьишке.
    Ленточка — рябинке.
    Песенка — Маринке.
    Всем улыбка и привет.
    Ничего дороже нет.       (С. Погореловский)

  

 Непроизносимые согласные в корне слова

  1. Запишите   слова, выделите орфограмму.
  1.  Вестник, грустный, здравствуй, звездный, известный, капустный, лестница, местность, ненастный,   поздний, праздник, радостный, свистнуть, сердце, солнце.
  2. Опасный, вкусный, чудесный, прекрасный, областной, ужасный, хрустнуть, интересный, тростник, участник, честный, солнце, честный, радостный, местный.  
  1. Запишите только слова  непроизносимыми согласными, выделите орфограмму.
  1. Сердце матери греет лучше солнца.  Человек трудолюбивый – самый счастливый. Худые вести вестника опережают. Сей в ненастную погоду, а собирай в хорошую. Поздний листопад – на тяжелый год. Не из-за одной звезды небо звездное. У ленивых много праздников. Хозяин весел, и гостьи радостны. Честность лучше бесчестья.
  2. Маша испекла пирог капустный.
    Только вид у мамы грустный:
    После Машиной стряпни
    Столько матери возни!
    В тесте все ножи и ложки,
    У стола четыре ножки,
    Кружки, блюдца, миски,
    Даже хвост у бедной киски!

До чего ж сегодня день прелестный,
Солнце, будто в праздник, так горит!
Освещает местность и окрестность
И теплом своим сердца бодрит.
Но стоит прекрасная корова – 
Смотрят грустные ее глаза.
Значит, ей пастух суровый
«Здравствуйте» сегодня не сказал.

  1. Запиши недостающее слово.

То дождь проливной,
То слякоть 
ужасная.
Всем надоела
Погода ... (
ненастная).

Возит этот груз чудесный
Шофер Петров, нам всем ... (
известный).

Утром к нам в оконце
Заглянуло ... (
солнце).

Когда посадишь деревца,
Забьются 
радостно ... (сердца).

От дождей верхушками поник
И шумит у берега ... (
тростник).

Чудо-гриб нашел Василий,
Он теперь такой ... (
счастливый)!

Заяц лист грызет капустный,
Заяц сытый и не ... (
грустный).

Туча очень грозная
Закрыла небо ... (
звездное).

От булочки из теста
Аромат ... (
чудесный).

Мне купили шарик красный.
Он воздушный, он ... (
прекрасный).

У светофора глаз зажегся красный.
Стой, пешеход! Твой путь ... (
опасный).

Мы по ... (лестнице) бежим,
Мы считаем этажи.
Летом погода 
прекрасная,
Солнце на небе ... (
ясное).

В честь Победы пушки бьют,
В небе ... (
праздничный) салют.

 

Удвоенные согласные в корне слова

  1. Запишите   слова, выделите орфограмму.
  1. Анна, класс, рассказ, группа, ванна, русский, суббота, шоссе, Алла,  аллея,   ссориться, телеграмма,   классный, касса,   сумма.
  2. Дрожжи, ванна, пассажир, кросс, коллектив, хоккей, Инна, Жанна, бассейн, аппетит, аккорд, жужжит, грамм, килограмм, тонна.
  1.  Запишите только слова  удвоенными согласными, выделите орфограмму
  1. Начинается программа!
    Два ручных гиппопотама,
    Разделивших первый приз,
    Исполняют вальс-каприз.   (С. Маршак)

 В воскресенье, в воскресенье
Прилетел к нам гость весенний —
Путешественник-скворец.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.     (3. Александрова)

Смотрели пассажиры
На тёмный лес вдали.
По проволоке дама
Идёт, как телеграмма.
Мы выходим на перрон,
На снежок хрустящий.
Негритянка Мэри Грей —
Дрессировщица зверей.      (С. Маршак)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закрепление и проверка знаний, умений, навыков умножения, деления, сложения и вычитания.( 3 класс в пределах 100, 4 класс в пределах1.000.000) Решение задач.

Уроки разработаны для проведения в слитых классах "3-4" с учетом индивидуальных особенностей детей...

Самостоятельная работа учащихся как средство повышения уровня знаний, умений, навыков учащихся

Самостоятельная работа  учащихся как средство повышения уровня знаний, умений, навыков учащихся...

Практические материалы для проверки знаний, умений, навыков по русскому языку для 3 класса

Задания по теме «Состав слова»1-й уровеньСпишите текст. Грамматическое здание. Какая   часть   слова   главная:   приставка,    корень,...

Методика использования тестов при проверке знаний, умений, навыков младших школьников на уроках математики

1). Методика использования тестов при проверке знаний, умений, навыков  младших школьников на уроках математики Переход на стандарты нового поколения требует формирования новых критериев обр...

Самостоятельная работа учащихся как средство повышения уровня знаний, умений, навыков учащихся

Проблема использования самостоятельной работы на уроках давно находится в центре внимания ученых....

Презентация «Создание электронных тестов для проверки знаний, умений, навыков обучающихся начальной школы»

Презентация «Создание электронных тестов для проверки знаний, умений, навыков  обучающихся начальной школы»Основная цель обучения согласно Федеральным государственным  образ...