Самостоятельная работа учащихся как средство повышения уровня знаний, умений, навыков учащихся
статья (3 класс) на тему

Проблема использования самостоятельной работы на уроках давно находится в центре внимания ученых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа  учащихся как средство повышения уровня знаний, умений, навыков учащихся

Знание только тогда     знание,

когда оно приобретено усилиями        

своей мысли, а не памятью.        

Л.Н.Толстой

Эффективен не тот, кто просто знает, а тот

у кого сформированы навыки приобретения,        

организации и применения знаний.                

Г. И. Иванова

Проблема использования самостоятельной работы на уроках давно находится в центре внимания ученых.

Интересно, что еще древнегреческие ученые (Сократ, Платон, Аристотель), глубоко и всесторонне обосновали значимость самостоятельного овладения ребенком знаниями. В своих суждениях они исходили из того, что развитие мышления человека может успешно протекать только в процессе самостоятельной деятельности, а совершенствование личности и развитие ее способности - путем самопознания (по Сократу). Такая деятельность доставляет ребенку радость и удовлетворение и тем самым устраняет пассивность с его стороны в приобретении новых знаний. 

Свое дальнейшее развитие они получают в высказываниях Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня, Томаса Мора, которые в эпоху мрачного средневековья требуют обучать ребенка самостоятельности, воспитывать в нем вдумчивого, критически мыслящего человека. 

В фундаментальных исследованиях П.Я. Гальперина, В.В.Давыдова, Н.Г.Дайри, М.А.Данилова, Б.П.Есипова, Н.А.Менчинской, И.Т.Огородникова, М.Н.Скаткина, Д.Б.Эльконина и многих других отечественных психологов.

Интерес к ней не случаен: основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать поставленные задачи, критически мыслить, защищать свою точку зрения, заниматься самообразованием, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. Научить учащихся учиться - одна из задач современной школы.

Учащимся важно дать метод, путеводную нить для организации самостоятельного приобретения знаний, а это значит – вооружить их умениями и навыками самостоятельно намечать цели, выбирать пути, способы и средства их реализации, организовывать, регулировать и контролировать их выполнение. Решение этой проблемы необходимо начинать уже в начальной школе, поскольку именно здесь формируются у ребенка основы учебной деятельности, мотивы учения, потребность и способность к саморазвитию.

Классификация видов самостоятельных работ

  1. По дидактическим целям:

- текущие

а) для подготовки к восприятию новых знаний

б) для усвоения и осмысления нового материала

в) для систематизации знаний

г) для закрепления знаний и умений

д) итоговые (диктант, контрольная работа, зачет и т.п.)

    2.По формам организации работы учащихся:

а) групповая

б) парная

в) индивидуальная

   3.По источникам знаний:

а) печатные пособия (учебник, карты, атласы, опорные конспекты, диаграммы, справочная литература, раздаточный дидактический материал);

б) ТСО (кинофрагменты, видео, мультимедийное оборудование и т. д.);

   4.По характеру познавательной деятельности:

а) репродуктивные (самостоятельная работа по образцу; по алгоритму; по вопросам, выявляющим знание фактического материала и т. д.)

б) продуктивные

- поисковые

- проблемные

- исследовательские

- творческие

5.По способу выполнения:

а) устные

б) письменные

в) комбинированные

г) практические

Слагаемыми самостоятельности являются:

  • Общеучебные умения: правильно читать текст, находить ответ на вопрос, составлять план прочитанного, тезисы, конспект, таблицы, планировать свою деятельность, контролировать выполнение действий.
  • Общелогические умения: выделять главное, проверять, сравнивать, доказывать, делать выводы, формулировать вопросы.
  • Предметные - специальные умения, отражающие специфику отдельных учебных дисциплин (читать карту, выполнять упражнения, писать сочинение, решать задачи).
  • Коммуникативные умения - вести диалог с учителем, с товарищами, принимать участие в совместной деятельности, устанавливать контакты с целью выполнения задания за пределами школы.

Основные требования к самостоятельной работе

(программа «Школа и здоровье»):

  1. Количество самостоятельных работ на уроке, их виды, время на выполнение должны соответствовать не только цели урока, но и возрастным и учебным возможностям детей.
  2. Любая самостоятельная  работа, особенно итоговая, должна быть подготовлена ходом урока: повторение теории, выполнение аналогичных заданий, образец решения и т. п.
  3. Перед самостоятельной работой проводится полный инструктаж по ее выполнению: цель, время работы, критерии оценок, требования к оформлению, дополнительное задание повышенной сложности.
  4. При выполнении самостоятельной работы необходимо следить за соблюдением санитарно-гигиенических требований, не допускать аритмии, отвлекая весь класс от работы, следить за правильной посадкой при письме и т.д.
  5. В случае необходимости можно сочетать самостоятельную работу класса с индивидуальной работой с некоторыми учениками («тихий» опрос, индивидуальная консультация, кратковременная работа по ликвидации пробелов в знаниях)
  6. Любая самостоятельная работа должна быть проверена на этом уроке. Можно использовать само – или взаимопроверку учащихся по образцу (стационарная, переносная, индивидуальная доски, учебник, справочная литература, опорный конспект). Желательно не проводить проверку на слух.
  7. После проверки самостоятельной работы осуществляется обратная связь через хоровые ответы, поднятие рук, сигналы, изменение позы (вставание) и т. д.
  8. Необходимо проводить анализ типичных ошибок с повторением соответствующих правил, формул, алгоритмов и корректировкой плана урока в случае необходимости, а также давать время на исправление ошибок в тетрадях.

Особенности самостоятельной работы:

1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача учителя заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у школьников интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Учащиеся должны ясно представлять, в чем заключается задача, каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает работе учащихся осмысленный, целенаправленный характер, и способствует более успешному ее выполнению.

2. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для учащихся, а сами ученики — подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.

3. На первых парах у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы (выполнение схем и чертежей, простых измерений, решения несложных задач и т.п.). В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы с учителем, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске.

4. Для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае самостоятельная работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей учащихся.

5. В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными учащимися требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода к учащимся.

6. Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес учащихся. Учащиеся всегда проявляют большой интерес к самостоятельным работам, в процессе выполнения которых они исследуют предметы и явления.

7. Самостоятельные работы учащихся необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс. Только при этом условии у них будут вырабатываться твердые умения и навыки.

8. При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков.

9. При выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю.

Педагогическая ценность самостоятельной работы зависит оттого, каким-образом организована деятельность учащихся. Форма организации — это определенная расстановка участников учебного процесса, способы взаимодействия учителя и  учащихся , самих школьников между собой.

Рекомендации по организации самостоятельных работ для учителя:

1. Для того, чтобы процесс усвоения материала был более прочным, самостоятельная работа должна проводиться систематически.

2. Задания для самостоятельной работы должны требовать от учеников волевых усилий, тренировки их памяти, быстроты реакции, самооценки.

3. Задания для самостоятельной работы должны вызывать интерес учащихся.

4. Нужно учитывать, что для выполнения задания разным учащимся требуется разный временной промежуток.

5. При выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю.

Сформировать у детей необходимые навыки учебной деятельности позволяет умелое сочетание СР: индивидуальной, групповой, фронтальной работы.

Выбор формы работы зависит от цели, сложности заданий, уровня сформированности учебной деятельности и возможностей каждого ребенка.

Под индивидуальной самостоятельной работой следует понимать такую работу, которая предусматривает выполнение индивидуальных заданий и исключает сотрудничество учащихся.

Организуя индивидуальную самостоятельную работу, я обычно предлагаю  дифференцированные   задания .Дифференцированные задания – это самостоятельная работа, составленная с учётом знаний учащихся класса.

Дифференциация может быть :

-по уровню творчества

-по уровню трудности

-по объёму учебного материала

-по степени самостоятельности

Например: урок  русского языка

тема «Ударение», 1 кл.

1 уровень - списать слова. Расставить знаки ударения

2, 3уровни-подумай, как можно разделить слова на 2 группы. Напиши каждую группу слов в отдельный столбик.

Или математика:

Если задание, в котором предлагалось решить  самостоятельно  уравнения: 7-х=5 и 4+х=8 изменить задание так: «Составьте различные уравнения с числами 7,5,4,х,8 и решите их». Получив для самостоятельной работы такое задание, каждый ученик индивидуально подходит к его выполнению. Уч-ся составляют, например, уравнения: 4+х=5, 7-х=5, 7+х=8, 5-х=4. 8-х=7 и т.д. . Одни ученики смогут написать 1-2 уравнения и решить их, другие запишут и решат больше. Деятельность уч-ся носит поисковый, творческий характер, т.к. для выполнения задания необходимо не только умение решать уравнения, но и понимать взаимосвязь между компонентами и результатом действий, т.е. использовать определенные знания для решения предложенной задачи.

Групповая форма организации с/р характеризуется прежде всего, благоприятными условиями для сотрудничества самих учащихся , для коллективного взаимодействия. Работа  в группе - это возможность общения, возможность проявить самостоятельность, выполняя конкретные действия.

(Например: урок «Окружающего мира»)

Наиболее простая и доступная  на   уроке  форма сотрудничества  учащихся - работа  в парах постоянного состава.

Например:

-на уроках рус языка или математики - обмен тетрадями (взаимопроверка, взаимооценивание работ) - или знание правила, которое мы только что выучили

-на уроках математики, когда нужно быстро проверить знание таблицы умножения, или проверить  выполнение домашнего задания;

-на уроках чтения - чтение отрывка соседу по парте, составляют и задают вопросы по тексту друг другу, рассказывают выученное стихотворение и т.д.;

-на уроках окружающего мира - «Какие вопросы по  теме «…..» вы могли бы составить и задать ученикам  2 «А» класса»;

Особенность фронтальной формы организации самостоятельной деятельности учащихся состоит в следующем:

-все учащиеся выполняют общие задания;

-используются общие приемы организации и руководства действиями  учащихся.

Например: фронтальная поверка знания состава чисел. Показываю  число 7-это 5 и еще сколько? И т.д. уч-ся сигнализируют с помощью  веера с цифрами. (Часто использую во время устного счёта)

Главный минус такой работы - ориентация на  «среднего « ученика. В последнее время мы всё чаще слышим, что надо отказываться от фронтальной работы в пользу индивидуальных форм работы, дифференцированной подхода. Я с этим частично согласна, поэтому ввожу дифференцированные задания  во время фронтальной работы на уроке.

У фронтальной работе есть свои преимущества:

-главное преимущество фронтальных  работ  заключается в том, что здесь возможны коллективные устремления к общей цели, решение единых задач, побуждение  учащихся  к сотрудничеству.

-фронтальная форма организации  самостоятельной  деятельности наиболее целесообразна, когда  учащиеся  приступают к изучению темы, тогда важно создать определенный настрой, вызывать интерес к новой теме. Также важна и полезна она на  начальном  этапе формирования умений, когда  учащиеся  овладевают способами выполнения задания по образцу, предложенному учителем, применение знаний в аналогичных условиях, творческая деятельность.

Самостоятельную   работу  можно использовать, преследуя различные дидактические цели и задачи, а так же возможность ее проведения на различных  этапах обучения.

1.  Самостоятельные   работы  с целью актуализации знаний  учащихся .

Актуализируются знания и умения перед изучением нового материала.

Работы воспроизводящего характера (или по образцу) - это многочисленные типовые примеры и задачи с полностью заданными условиями. Например, с целью подготовки к изучению вычислительного приема вида  30-6 целесообразно предложить следующую систему заданий:

A)Замени числа суммой по образцу:

50=40+10        70=▭+▭            40=▭+▭

90=80+10        20=▭+▭          30=▭+▭

Б) Заполни «окошки»:

60+▭ =65           ▭ +8=78

72+6=▭              20+▭=24

B) Реши удобным способом:

(50+10)-б     (30+10)-4

(80+10)-7     (20+10)-6

Данная работа должна быть проведена с целью определения уровня подготовленности уч-ся к восприятию нового материала. Виды проверки могут быть различны: фронтальная, индивидуальная, выборочная, с использованием обратной связи и т.д.

Работы реконструктивно-вариативного характера требуют от уч-ся выполнения различных преобразований, обобщений, опираясь на ранее приобретенные знания и умения.

 Например, на примере той же темы 30-6

A) Распредели самостоятельно примеры в два столбика по какому-нибудь

признаку, обоснуй свой ответ:

40-8             34+5         44+3          80-9       70-8          90-6        45+50         30-6

Б) Среди данных примеров найди те, которые помогут решить примеры одного из столбиков, записанных в задании 1:

(20+10)-6      (70+10)-9    (30+10)-8   (60+10)-8      (50+10)-1    (80+10)-3         (40+10)-2          (80+10)-б

В) Состав каких чисел надо знать для решения данных примеров? Запиши их самостоятельно.

2. Самостоятельные работы с целью изучения новых знаний.

Например: тема «Безударные гласные». Изучение  происходит поэтапно:

1.Спиши слова столбиком, расставь ударение, подчеркни безударные гласные: сосна, страна, вода, трава, гроза.

2. Измени и запиши каждое слова так, чтобы оно обозначало много предметов, расставь ударение.

После проделанной работы можно задать вопрос – Являются ли слова правого столбика проверочными?

  1. Сделай вывод. Как подобрать проверочные слова.
  2. Проверь свой вывод с выводом учебника

3.  Самостоятельные   работы  с целью закрепления и повторения знаний и умений  учащихся .

Задания могут предлагаться в определенной последовательности:

-решение аналогичных заданий;

 -выполнение заданий, где осуществляется перенос знаний в новые условия;

-далее включение новых знаний в систему старых;

-последними можно предлагать задания творческого характера.

При закреплении самостоятельной работы могут носить воспроизводящий и конструктивно-вариативный характер.

Например: для работы воспроизводящего характера можно предложить задания:

А) реши примеры по образцу:

30-б= (20+10)-6=20+(10-6) = 20+4=24

40-3          80-5

70-8          50-9

Б) Реши задачу, подобную той, которую разобрали устно. Запиши несколько слов с парной согласной  на конце слова  на тему « Прогулка в лесу»

В) Начерти отрезок такой же длины как данный. И т.д.

Для  работ  конструктивно-вариативного характера целесообразно предлагать такие задания, где нужно осуществить перенос знаний в новые условия, задания творческого характера.

Например: Используя первый пример, составь второй на вычитание:

(20+10)-6          (40+10)-7                ▭ - ▭                    ▭ - ▭

Самостоятельная   работа  учеников осуществляется при выполнении самых разнообразных видов учебной деятельности. Наиболее распространенным ее видом является  работа  со школьным учебником, справочной и другой литературой, работа с картой,  атласом, гербарием.

Развитие приемов работы с книгой начинается уже в начальных классах. Необходимо учить учеников внимательно читать определения, задавать вопросы при затруднениях, мысленно выделять по совету учителя главные мысли, работать с рисунками, схемами, таблицами, публикуемыми в учебнике.

Например:

-Прочитай, ответь на вопросы к тексту

-Составь план рассказа

-Составление характеристики действующих лиц  и т.д.

При подготовке к урокам учу использовать различные источники информации. Так, с первого класса ребята приносят статьи из журналов, справ. литературы, книги соответствующие теме урока. Во 2 классе  многие используют Интернет, делают небольшие сообщения  по теме урока, некоторые выполняют презентации.

Например: урок  «Окружающий мир» 2 кл., тема «Вода. Свойства воды».

Для стимулирования познавательного интереса и включения ребёнка в самостоятельную познавательно-поисковую деятельность, ставлю проблемный вопрос «Можно ли с помощью воды остановить время?»

Для ответа на этот вопрос ученики используют:

-ответы родственников, друзей

-энциклопедия, научно-популярная литература

-телепередачи о живых микроорганизмах, найденных в замороженном состоянии во льдах Арктики,

-Интернет, фотографии найденных во льду мамонтов

-холодильник, вода, лёд, продукты- для опыта

С первых дней пребывания ребёнка в школе использую различные дидактические игры. Игровая деятельность является ведущей в этом возрасте. Игра – главное условие развития воображения и  самостоятельности, формирует познавательную активность, позволяет развивать внимание, память, мышление. Задача учителя – сделать плавным  переход детей от игровой деятельности  к учебной. Таких игр достаточно много  в наших учебниках, мы все их хорошо знаем, часто используем.

На уроках «Окружающего мира»  и ОБЖ провожу различные игры-диалоги: дети разыгрывают телефонные диалоги: «Мама и дочка»,  «Вызовем к больному врача», «Поговори с другом» и прочее; в теме «Осень» организуется «лесное собрание», на котором звери, птицы, насекомые рассказывают о том, как они готовятся к зиме.

Очень интересны игры-путешествия, которые проходят с использованием карты, глобуса, иллюстраций, заочные игры-экскурсии(например, «Русская ярмарка», «В музее», «Экскурсия по родному городу» и другие). Интересно проходят и игры на основе литературных произведений — разыгрывание отрывков из сказок, рассказов, драматизация стихотворений, народных песенок, потешек, закличек и прочее.

На уроках повторения изученного  провожу    игры КВН, «Знатоки», где дети берут на себя роли как ведущих, так и игроков команд.

Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их познавательной  активности, а следовательно лучшего усвоения учебного материала.

Учебный процесс - целенаправленная  деятельность учителя и ученика. Приходя на урок каждый из нас (учитель - ученик) имеет разные цели. Давно известно, что ученик на уроке имеет свои цели, ради которых он включается в учебную деятельность: старается заработать отметку, избежать неприятностей, либо приобрести новые знания. В своих исследованиях учёные пришли к выводу, что цель ученика не должна непременно совпадать с целью учителя. Она должна только соответствовать ей.

Задача учителя - не навязывать свои цели, создать условия при которых преследуя свои собственные цели, ученик включился в работу, был деятельным, а это соответственно приводит к развитию личности ученика.  Такое обучение возможно тогда, когда ученики сами добывают  новые знания, анализируют, спорят, доказывают. Такие условия я создаю,  ставя проблемные  задачи, проводим «мозговой штурм». В результате ученики самостоятельно добывают знания, развивается речь учащихся, они приобретают новые умения рассуждать, выдвигая различные аргументы, делая соответствующие выводы.

Например: урок  «Окружающий мир» 2 кл., тема «Грибы»

Цели учителя: познакомить уч-ся с царством грибов

Задачи: (с листа)

Проблемный вопрос:

-Можно ли грибы отнести к царству растений? Почему? Мнения разделились.

-Какая же задача стоит перед нам на уроке? (Я хотел бы узнать…..)

-А что ещё вы хотели бы узнать?

Приводим наши цели в соответствие:

-Сегодня на уроке мы выясним, относятся ли грибы к царству растений, распределим грибы на 2 группы, поговорим о разнообразии грибов, узнаем о редких грибах нашего края. Тема  урока: «Грибы».

Дальше включаю в исследовательскую работу по группам (задания  могут быть дифференцированными, у каждой группы -своё). Дети наблюдают, анализируют, доказывают, делают выводы.

Отчёт по группам.

Карточки - помощницы с планом ответа.

Подводим итог урока:

-Как вы думаете, мы решили ту задачу, которую ставили перед собой в начале урока?

(итог с помощью «Запоминайки»)

-Какими способами мы решали нашу учебную задачу? (исследование, наблюдение, опыты, доп.литература, учебник)

-Какие виды работ помогли нам решить сегодн.задачу?(работали в парах, группах, самостоятельно)

СР-это и проектная деятельность уч-ся.

В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления, умение сформулировать и решить проблему. Учебное проектирование способствует развитию деловитости, инициативности, самостоятельности в принятии решений, творческого подхода к делу, ответственности. Темы проектов разнообразны, хотя их и не так много: «Динозавры», «Моя семья», «Ярмарки на Белгородчине», «Белгородский национальный костюм»,  «Немецкие танки времён Великой  Отечественной войны», «Декоративные породы собак», « Как занятия таэк-ван-до укрепляют моё здоровье», т.д.

*** дети увлечены написанием стихотворений - это высшее проявление творческой самостоятельности уч-ся

Исследования учёных доказывают, что у наших детей в течение дня возникает дефицит общения: за 4-5 уроков наши дети наговаривают всего 8 минут. На уроках стараюсь дать возможность  каждому ученику высказать свои мысли, доказать правильность своего ответа, поделиться своими чувствами, переживаниями и т.д. Поэтому в ходе дискуссии задаю вопросы, побуждающие самостоятельную мысль учеников:

-Расскажите всё, что можете сказать об этом слове( выражении..)

-Что вы можете сказать о  числе( о значении выражения….)

-Как ты думаешь?

-А кто думает иначе?

-Что подметили? Почему именно так?

-Подкрепи своими примерами, докажи.

-Что вы можете сказать по этому поводу?

-Кто из детей прав? Рассуди. Помоги разобраться в ошибке.

Важной задачей начальной школы является формирование навыков самоконтроля и самооценки учащихся. Большое значение имеют навыки проверки самостоятельной работы. Определённую роль в приобретении навыков контроля имеют самопроверка и взаимопроверка.

Например:

-Учащиеся по словарю проверяют слова с непроверяемыми безударными гласными.

-Проверь по образцу

- Развитие орфографической зоркости(письмо с подчёркиванием орфограмм, письмо с пропусками,  исправь  ошибки…)

-Проверь свою работу, оцени по  …шкале, на какой ступеньке  ты сейчас находишься…..

Сейчас в некоторых дополнительных тетрадях по предметам печатают шкалу для самооценки уч-ся своей работы или нормы выполнения работы.

        Для самостоятельной работы над ошибками у каждого ученика имеется «Памятка по работе над ошибками»; Папки-сборники правил по рус.языку и математике

С первого класса приучаю детей к оцениванию ответов товарища:

-Кто хочет сказать доброе слово об ответе  товарища?

-Я хотел бы посоветовать….

Учу сравнивать свои  сегодн. результаты с предыдущими.

Во 2 классе дети уже знают нормы оценок и могут сами оценить свою работу и работу товарища. Учащиеся работают в парах, взаимно контролируют друг-друга, выставляют оценки партнёру и себе, а затем рассказывают об итогах учителю. Самооценка должна предшествовать оценке учителя

В конце урока задаю вопросы:

-Что не получилось? Как  ты думаешь, почему?

-Что ещё надо сделать, чтобы выполнить задание правильно?

-Ты удовлетворён своей работой? Почему?

Ученики сравнивают :что хотели получить и что получили. Почему?

Таким образом, применение на практике разнообразных видов самостоятельных работ способствует совершенствованию умений работать самостоятельно и развитию самостоятельности ученика.

Самостоятельная работа учащихся является важнейшим компонентом обучения, интегрирующим различные виды индивидуальной и коллективной учебной деятельности, является непременным условием высокой результативности процесса обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по использованию тестов для контроля знаний, умений и навыков у учащихся с речевыми проблемами

Комментарии  к  разработке и  использованию тестового материала  для проверки  уровня  усвоения  темы ...

ПРОТОКОЛ дефектологического обследования знаний, умений, навыков учащихся.

Протокол дефектологического обследования  знаний ,умений ,навыков  учащихся....

Разноуровневое обучение учащихся младших классов как средство повышения знаний и умений на уроках русского языка.

Выбор новых способов, приемов, темпа обучения требует особого изучения индивидуальных особенностей и различий учащихся, уровня их развития, способностей к учению, в связи с чем остро стал вопрос...

Самостоятельная работа учащихся как средство повышения уровня знаний, умений, навыков учащихся

Самостоятельная работа  учащихся как средство повышения уровня знаний, умений, навыков учащихся...

Взаимодействие учителя и родителей в целях повышения уровня знаний, умений и навыков.

Что делать, если ребенок не успевает? Моя публикация предлагает один из вариантов решения данной проблемы....

Организация самостоятельной работы учащихся – важнейший принцип повышения успеваемости

Один из наиболее актуальных вопросов сегодняшнего дня – качественного условие программного материала всеми учащимися. Самостоятельное выполнение задания – самый надежный показатель качества знаний, ум...

Системы диагностики, контроля и оценки знаний, умений, навыков учащихся

  Контроль за усвоением учащимися учебного материала – важнейшая составная часть учебного процесса. Предлагаемые тексты контрольных работ носят комбинированный характер....