Практические материалы для проверки знаний, умений, навыков по русскому языку для 3 класса
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему
Задания по теме «Состав слова»
1-й уровень
Спишите текст. Грамматическое здание. Какая часть слова главная: приставка, корень, суффикс или окончание? Запишите.
Шла по тайге осень
Шла по тайге осень. На тропинке она прошуршала листом. На реке на рассвете осень развесила туманы. Крутой туман с реки добрался к лесу. Он спрятал конец просеки, край поляны. Осел туман на листьях и ветках, осинки, березки, ели. Появилась осенняя седина на багульнике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raznour_zadaniya_rusyazyk_3kl.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Практические материалы для проверки знаний, умений, навыков по русскому языку
Задания по теме «Состав слова»
1-й уровень
Спишите текст. Грамматическое здание. Какая часть слова главная: приставка, корень, суффикс или окончание? Запишите.
Шла по тайге осень
Шла по тайге осень. На тропинке она прошуршала листом. На реке на рассвете осень развесила туманы. Крутой туман с реки добрался к лесу. Он спрятал конец просеки, край поляны. Осел туман на листьях и ветках, осинки, березки, ели. Появилась осенняя седина на багульнике.
2-й уровень
Спишите текст.
Грамматические задания.
1. Выберите и запишите главную часть слова: приставка, корень, суффикс, окончание.
2. Запишите слова, обозначьте в них корень: лес, перелесок, лесной.
Шла по тайге осень
Шла по тайге осень. На тропинке она прошуршала листом. На реке на рассвете осень развесила туманы. Крутой туман с реки добрался к лесу. Он спрятал конец просеки, край поляны. Осел туман на листьях и ветках, осинки, березки, ели. Появилась осенняя седина на багульнике. Желтые мазки показались на рябине. Ночью деревья тронул мороз. Он посеребрил и поляну. На опушке остановилось оленье стадо. К норке прошмыгнула мысль. От речки полетел ветер и мягким шепотом лег на траву.
(По В. Бурлаку)
3-й уровень
Диктант (текст тот лее).
Грамматические задания.
1. Вспомните и запишите названия частей слова.
2. Запишите, обозначьте части слов: рассвет, осенняя, посеребрила.
3. Подберите к слову «лес» однокоренные слова. Запишите их, выделите корень.
4-й уровень
Диктант (текст тот же).
Грамматические задания.
1. Разберите слова по составу: рассвет, осенняя, посеребрила.
2. Подберите к слову «лес» однокоренные слова. Запишите их, корень выделите.
3. Выпишите из текста пять слов с приставками, приставки обозначьте.
5-й уровень
Диктант (текст тот же).
Грамматические задания.
1. Разберите слова по составу: рассказ, новенький, старшеклассники.
2. Подберите к слову «лес» однокоренные слова. Запишите их, корень выделите.
3. Выпишите из текста восемь слов с приставками, приставки обозначьте.
4. Выберите в тексте и запишите слова, подходящие к схемам:
Задания по теме «Имя существительное»
1-й уровень
Спишите текст.
Грамматическое задание. Подчеркните существительные, которые обозначают имена детей.
Редкая гостья
Таня и Витя жили в лесной сторожке около деревни. Зимой Витя на опушке под ёлкой поставил домик для птиц. Густые ветви ели укрывали кормушку от снега. Корм для птиц ребята заготовили с осени. В воскресенье они стали наблюдать за птицами.
2-й уровень
Спишите текст.
Грамматические задания.
1. Подчеркните в тексте существительные, которые обозначают имена детей.
2. Выберите среди перечисленных слов имена существительные и запишите их: домик, лесной, поставил, птицы, корм, наблюдать, белка.
Редкая гостья
Таня и Витя жили в лесной сторожке около деревни. Зимой Витя на опушке под ёлкой поставил домик для птиц. Густые ветви ели укрывали кормушку от снега. Корм для птиц ребята заготовили с осени. В воскресенье они стали наблюдать за птицами. Вот к кормушке прилетела синица. Потом начала завтракать стайка щеглов. Вдруг у кормушки появилась белка. Зверёк пробежал по ветке ели, огляделся и прыгнул на стол. Редкая гостья стала ловко объедать ягоды. (По Г. Скребицкому)
3-й уровень
Диктант (текст тот же).
Грамматические задания.
1. Выберите среди перечисленных слов имена существительные. Запишите, определите их число, род: домик, лесной, поставил, птицы, ель, ловко, наблюдать, белка.
2. От записанных существительных образуйте однокоренные по образцу. Запишите их парами.
Птица - птичка зверь -
синица - стая -
дом-
4-й уровень
Диктант (текст тот же).
Грамматические задания.
1. Выберите из перечисленных слов имена существительные, запишите их: сторожить, сторож, сторожевой, сторожка.
2. Выпишите из текста пять имён существительных, определите их число, род, склонение.
3. Запишите словосочетания. Определите падеж имён существительных, обозначьте их окончания.
Жили в сторожке, укрывали от снега, появилась белка, прыгнул на стол, прилетела к кормушке, наблюдал за птицами.
5-й уровень
Диктант (текст тот же). Грамматические задания.
1. Выпишите из текста шесть имён существительных, определите их число, род, склонение.
2. Запишите словосочетания, вставляя пропущенные окончания. Определите падеж имён существительных.
Жили в сторожк.., укрывали от снег.., прилетела к кормушк.., наблюдал за белк.., сидел на ел.
3. Просклоняйте существительные «деревня», «пальто».
4. Придумайте и запишите два существительных 2-го склонения среднего и мужского рода в дательном падеже.
Задания по теме «Имя прилагательное»
1-й уровень
Спишите текст.
Грамматическое задание. Спишите текст (тот же). В первом предложении подчеркните слово, которое отвечает на вопрос «какое?»
Как белка зимует
Гнездо у белочки круглое. Оно похоже на большой шар, а сбоку лазейка.
В гнезде уютно и тепло. Гнездо выстлано сухой мягкой подстилкой. Свернется белка клубочком, пушистым хвостиком вход прикроет и спит. По лесу гуляет ледяной ветер.
2-й уровень
Спишите текст.
Грамматические задания.
1. В третьем предложении подчеркните слово, которое отвечает на вопрос «какое?»
2. Запишите словосочетания, поставьте вопросы к прилагательным.
Шар (...?) большой, подстилка (...?) мягкая, гнездо (...?) уютное, ветры (...?) ледяные
Как белка зимует
Белке зимой мороз не страшен. Закружит в лесу метель, белка скорее к своему гнезду спешит. Гнездо у белочки круглое. Оно похоже на большой шар, а сбоку лазейка.
В гнезде уютно и тепло. Гнездо выстлано сухой мягкой подстилкой. Свернется белка клубочком, пушистым хвостиком вход прикроет и спит. По лесу гуляет ледяной ветер. Он несёт по земле мелкий колючий снег. А зверьку хорошо в гнезде.
Утихла пурга. Белка вылезла из гнезда и скачет с дерева на дерево. Вот она еловую шишку нашла, сухой гриб.
3-й уровень
Диктант (текст тот же).
Грамматические задания.
1. Выпишите из перечисленных слов имена прилагательные, определите их число и род.
Свернётся, пушистый, уютно, гнездо, мягкая, клубочком, несёт, утихла, тихие.
2. В последнем предложении подчеркните прилагательные волнистой линией.
3. Запишите словосочетания, дописывая окончания прилагательных.
Около уютн... гнезда, к высок... дереву, на холоди... земле, колюч... снегом, в зимн... лесу.
4-й уровень
Диктант (текст тот же).
Грамматические задания.
1. Выпишите из текста пять имён прилагательных, определите их число, род.
2. Подберите прилагательные к выделенным существительным. Запишите полученное предложение.
Белка вылезла из гнезда.
3. Запишите словосочетания, дописывая окончания. Определите падеж имён прилагательных.
Около уютн... гнезда, к высок... дереву, на холоди... земле, колюч... снегом, в зимн... лесу.
5-й уровень
Диктант (текст тот же).
Грамматические задания.
1. Выпишите из текста пять словосочетаний существительных с прилагательными. Определите число, род, падеж прилагательных.
2. Запишите словосочетания, вставляя пропущенные окончания.
Около уютн... гнезда, к высок... дереву, на холодн... земле, колюч... снегом, в зимн... лесу.
3. Подберите прилагательные к выделенным существительным. Полученное предложение запишите.
На дереве белка устраивает гнездо.
4. Образуйте от предложенных слов однокоренные прилагательные, запишите их парами.
Образец: длина - длинный.
Круг — ... уют
лёд ~ ... сушить — ...
Задания по теме «Личное местоимение»
1-й уровень
Спишите текст.
Грамматические задания. Спишите текст. В пятом предложении найдите и подчеркните местоимение.
Родная земля
Ровные ряды молодого сосняка тянулись от леса до самой дороги. Мы ехали по степи. Мелкие овражки пересекали её. Это наша родная земля. Цветёт она по весне красными тюльпанами, прорастает золотистым хлебом, зеленеет лесами. Радостно смотреть на эту красоту.
2-й уровень
Спишите текст.
Грамматические задания.
1. В пятом предложении найдите и подчеркните местоимение.
2. Выпишите из перечисленных слов местоимения. Вы, под, я, они, как, около, ты, тут.
Родная земля
Ровные ряды молодого сосняка тянулись от леса до самой дороги. Мы ехали по степи. Мелкие овражки пересекали её. Это наша родная земля. Цветёт она по весне красными тюльпанами, прорастает золотистым хлебом, зеленеет лесами. Радостно смотреть на эту красоту. Но вот заноет сердце. Ты встречаешь на пути заросший окоп или скромный солдатский обелиск. Много их стоит от Дона до Волги. Остановись и поклонись героям. Это благодаря им ты идёшь по цветущей земле.
Грамматические задания.
1. В пятом предложении найдите и подчеркните местоимение.
2. Выпишите из перечисленных слов местоимения. Вы, под, я, они, как, около, ты, тут.
3-й уровень
Диктант (текст тот же).
Грамматические задания.
1. Подчеркните в тексте местоимения.
2. Спишите. Определите лицо, число, падеж местоимений, запишите их в скобках.
Переехать её (...), встречаться с тобой (...), поклониться вам (...), говорить обо мне (...).
3. Запишите местоимения из скобок с данными предлогами.
С (я), с (ты), с (он), к (она), к (мы), к (вы), от (они), от (я), от (она).
4-й уровень
Диктант (текст тот же).
Грамматические задания.
1. Подчеркните в тексте все местоимения.
2. Запишите местоимения, укажите их лицо, число и падеж. Рядом запишите эти местоимения в именительном падеже.
Образец: у него (3 л., ед.ч., р.п.).
У него, к ней, с вами, о тебе, у них, для меня, от тебя, за вас, к ним, у неё, к нему.
3. Запишите местоимения из скобок с данными предлогами.
С (я), с (ты), с (он), к (она), к (мы), к (вы), от (они), от (я), от (она).
5-й уровень
Диктант (текст тот же).
Грамматические задания.
1. Подчеркните в тексте все местоимения.
2. Запишите местоимения, укажите их лицо, число и падеж. Рядом запишите эти местоимения в именительном падеже.
Образец: у него (3 л., ед.ч., р.п.).
У него, к ней, с вами, о тебе, у них, для меня, от тебя, за вас, к ним, у неё, к нему.
3. Запишите местоимения из скобок с данными предлогами.
С (я), с (ты), с (он), к (она), к (мы), к (вы), от (они), от (я), от (она).
4. Исправьте ошибки в употреблении личных местоимений.
1) Юрий занимается коньками. Юрий приходит на стадион два раза в неделю.
2) Валя с подругой занимаются гимнастикой. Она нравится ей.
Задания по теме «Глагол»
1-й уровень
Спишите текст.
Грамматическое задания. В третьем предложении подчеркните слово, которое отвечает на вопрос «что делает?»
Жизнь под снегом
Если сходишь зимой в поле и раскопаешь снег, где посеяна озимая рожь, увидишь, как она зимует. Поле и зимой зеленое, только сверху покрыто снежной пеленой. Под снегом спит рожь. Молодые ростки ее уже имеют высоту сантиметров десять. Даже двадцатиградусные морозы не погубили ее.
2-й уровень
Спишите текст.
Грамматические задания.
1. В третьем предложении подчеркните глагол.
2. Спишите словосочетания. Поставьте к глаголам вопросы, запишите их в скобках.
Жизнь (...?) сохраняется, весна (...?) наступит, морозы (...?) погубили, ты (...?) увидишь.
Жизнь под снегом
Если сходишь зимой в поле и раскопаешь снег, где посеяна озимая рожь, увидишь, как она зимует. Поле и зимой зеленое, только сверху покрыто снежной пеленой. Под снегом спит рожь. Молодые ростки ее уже имеют высоту сантиметров десять. Даже двадцатиградусные морозы не погубили ее. Почему же сохраняется жизнь и при таких условиях? Дело в том, что снег - плохой проводник тепла. Вот почему земля под снегом сохраняет свое тепло. Под этим покрывалом зимой и спит рожь. Зеленые ростки ее не замерзают. Наступит весна и поднимется температура воздуха. Ростки ржи тотчас начнут тянуться кверху.
3-й уровень
Диктант (текст тот лее).
Грамматические задания.
1. Подчеркните глаголы в первом предложении.
2. Выпишите из перечисленных слов глаголы, определите их время, число. Покрылось, ростки, покрытый, имеют, сохранит, наступление, кверху,
наступает, снегом.
3. Определите лицо и спряжение глаголов, выделите их окончания. Ходит, сохраняют, сходишь, замерзаем, начнёте.
3-й уровень
Диктант (текст тот же).
Грамматические задания.
1. Подчеркните глаголы в первом предложении. Выберите из текста ещё пять глаголов, подчеркните их.
2. Выпишите из перечисленных слов глаголы, определите их время, число. Покрылось, ростки, покрытый, имеют, сохранит, наступление, кверху,
наступает, снегом.
3. Запишите глаголы, вставляя пропущенные гласные. Определите лицо и число глаголов.
Тревожите, скаж.шь, ката...мся, крут..тся.
4. Спишите, вставляя пропущенные окончания.
Тепло сохранил..сь. Ростки пробивал..сь. Температура поднимал..сь.
5-й уровень
Диктант (текст тот же).
Грамматические задания.
1. Подчеркните глаголы в первом предложении. Выберите из текста ещё пять глаголов, подчеркните их.
2. Выпишите из перечисленных слов глаголы, определите их время, число и, если можно, лицо и род.
Покрылось, ростки, покрытый, имеют, сохранит, наступление, кверху, наступает, снегом, раскопаю, зимовала, раскопка.
3. Поставьте глаголы в неопределённую форму. Запишите глаголы парами, вставляя пропущенные буквы.
Образец: смотрим - смотреть. Тревож./ге, скаж..шь, ката...мся, крут..тся.
4. Спишите, вставляя пропущенные окончания.
Тепло сохранил..сь. Ростки пробивал..сь. Температура поднимал..сь.
Задания по темам «Имя числительное. Наречие»
1-й уровень
Спишите текст. Грамматическое задание. Во втором предложении подчеркните слова, которые можно записать числами.
Весенние приметы
В воскресенье мы изредка ходим на прогулки. Ранним утром в девять часов пятьдесят минут мы выходим из дома. Весеннее солнце ярко блестит. По дороге мы наблюдаем за приметами весны. Вот мы подходим к знакомой поляне. На тонких веточках березки набухли почки. На высоких местах подсохла земля.
2-й уровень
Диктант
Грамматические задания.
1. Подчеркните в тексте числительные.
2. В последнем предложении найдите наречие, поставьте к нему вопрос и запишите его сверху.
Весенние приметы
В воскресенье мы изредка ходим на прогулки. Ранним утром в девять часов пятьдесят минут мы выходим из дома. Весеннее солнце ярко блестит. По дороге мы наблюдаем за приметами весны. Вот мы подходим к знакомой поляне. На тонких веточках березки набухли почки. На высоких местах подсохла земля. На отдельных кочках робко показалась первая травка. Вот и озеро. Мы идем к берегу. Справа у берега лед уже тонкий. Наступать на него опасно. Весело прочирикала маленькая птичка. Она радуется теплому солнцу, приходу весны.
И нам хорошо теплым весенним днем!
3-й уровень
Диктант (текст тот же).
Грамматические задания.
1. Подчеркните в тексте числительные.
2. В последнем предложении найдите наречие, поставьте к нему вопрос и запишите его сверху.
4-й уровень
Диктант (текст тот же).
Грамматические задания.
1. Подчеркните в тексте числительные прямой линией, а наречия - волнистой.
2. Выберите из перечисленных слов числительные и запишите их в левый столбик, наречия - в правый.
Пять, новый, быстро, триста, снова, девятнадцатый, далеко, количественный, счёт, часто, взошло, миллион, сзади, первый, две седьмых, вчера.
3. Подберите к существительным числительные, а к глаголам - наречия, запишите.
... лет, ... года, ...берегов, ...берега.
Строить ..., писать ..., свернуть ..., шагать ....
5-й уровень
Диктант (текст тот же).
Грамматические задания.
1. Подчеркните в тексте числительные прямой линией, а наречия - волнистой.
2. Выберите из перечисленных слов числительные и запишите их в левый столбик, наречия — в правый.
Пять, новый, быстро, триста, снова, девятнадцатый, далеко, количественный, счёт, часто, взошло, миллион, сзади, первый, две седьмых, вчера.
Подпишите количественные числительные буквой «к.», порядковые - буквой «п.». Определите, что обозначают наречия - время, место или способ действия, подпишите: «вр.», «м.», «сп.д.».
3. Составьте и запишите одно предложение с числительным, другое - с наречием.
4. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Занов.., наскор.., издавн.., досух.. .
5. Запишите числа словами: 400, 950, 87, 220, 368.
Задания по разделу «Предложение»
1-й уровень
Спишите текст.
Грамматическое задание. Подсчитайте, сколько в тексте предложений. Запишите словом.
Посреди жилого массива экскаваторщик рыл котлован. Вместо ковша к тросу машины был прицеплен огромный клин, который разбивал землю. Сначала он подтягивался к стреле, а затем с шумом несся вниз, чтобы углубить дно большой ямы.
Вскоре на стройку приехал самосвал, который должен был увезти часть вынутого из ямы грунта. Шофер Виктор Гриценко вышел из кабины и присел на подножку, чтобы немного отдохнуть.
2-й уровень
Спишите текст.
Грамматические задания.
1. Подсчитайте, сколько в тексте предложений. Запишите прописью.
2. Подчеркните в первом предложении подлежащее и сказуемое.
Посреди жилого массива экскаваторщик рыл котлован. Вместо ковша к тросу машины был прицеплен огромный клин, который разбивал землю. Сначала он подтягивался к стреле, а затем с шумом несся вниз, чтобы углубить дно большой ямы.
Вскоре на стройку приехал самосвал, который должен был увезти часть вынутого из ямы грунта. Шофер Виктор Гриценко вышел из кабины и присел на подножку, чтобы немного отдохнуть.
Рядом на спортплощадке играли дети. Вдруг шофер увидел, что прямо к котловану бежит мальчишка. Виктор крикнул, но было поздно. Парнишка споткнулся на краю ямы и стремительно полетел вниз.
3-й уровень
Диктант (текст тот же). Грамматические задания,
1. Подчеркните главные члены в первом и последнем предложении.
2. Из данных слов составьте и запишите предложение. Молодые, гнёт, и, ветер, пыль, деревья, поднимает.
4-й уровень
Диктант (текст тот лее).
Грамматические задания.
1. Из данных слов составьте и запишите предложение, разберите его по членам. Молодые, гнёт, и, ветер, пыль, деревья, поднимает.
2. Разберите по членам первое и второе предложение последнего абзаца.
5-й уровень
Диктант (текст тот же).
Грамматические задания.
1. Найдите в тексте одно простое предложение и одно сложное, разберите их по членам.
2. Из данных слов составьте и запишите предложение, выделите грамматическую основу.
Молодые, гнёт, и, ветер, пыль, деревья, поднимает.
3. Составьте простое и сложное предложение, запишите их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок -путешествие по сказкам А.С.Пушкина "Обобщение знаний об имени существительном" русский язык 4 класс
На уроке ребята в занимательной форме проверят свои знания по теме" Имя существительное"Цели урока:Обучающие: совершенствовать умения и навыки правильного письма; закрепить и обобщить знания детей об ...
урок по теме "Обобщение знаний об имени существительном" (Русский язык 3 класс)
Урок обобщения и закрепления знаний об имени существительном. Урок разработан в технологии деятельностного метода.К урока прилагается презентация, которая содержит разработанные задания для учащихся, ...
"Планета знаний" тематическое планирование по русскому языку, 1 класс.
Тематическое планирование составлено из расчета 5 часов в неделю и в соответствии с новыми стандартами образования. Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом "Планета знаний."...
Закрепление и проверка знаний, умений, навыков умножения, деления, сложения и вычитания.( 3 класс в пределах 100, 4 класс в пределах1.000.000) Решение задач.
Уроки разработаны для проведения в слитых классах "3-4" с учетом индивидуальных особенностей детей...
Методика использования тестов при проверке знаний, умений, навыков младших школьников на уроках математики
1). Методика использования тестов при проверке знаний, умений, навыков младших школьников на уроках математики Переход на стандарты нового поколения требует формирования новых критериев обр...
Материалы для проверки знаний,умений учащихся 3-го класса по программе "21 век"
Представлены контрольные и проверочные работы по предметам:" Русский язык", Математика",,"Литературное чтение", "Окружающий мир"...
Презентация «Создание электронных тестов для проверки знаний, умений, навыков обучающихся начальной школы»
Презентация «Создание электронных тестов для проверки знаний, умений, навыков обучающихся начальной школы»Основная цель обучения согласно Федеральным государственным образ...