проект урока развития речи "«Знакомство с описанием как типом текста».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Цели урока :выявить структуру текста –описания ;определить алгоритм составления текста описания и слова помогающие строить описание;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Костина В.М учитель начальных классов,
первой квалификационной категории,
МАОУ «Гимназия№76»,г. Наб.Челны
Kostinavalentina1964@mail.ru
Проект урока развития речи во 2 б классе.
Тема урока: «Знакомство с описанием как типом текста».
Цель урока:
выявить структуру текста –описания ;определить алгоритм составления текста описания и слова помогающие строить описание;
Задачи урока:
1)способствовать формированию саморефлексии знаний (фиксации собственных затруднений в деятельности, выявлению их причин, построению и реализации проекта выхода из затруднений)
2)способствовать формированию произвольности и самостоятельности мышления;
3)актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ и синтез, аналогию.
4)путём постановки и решения учебной задачи продолжать учить самостоятельности в суждениях, в речевой деятельности,в самостоятельном поиске ответов на поставленные вопросы;
5)развитие эйдетической памяти.
Метод работы: решение учебных задач в учебном диалоге продуктивного непонимания(диалог оценочного характера).
Формы работы: внутригрупповая и общеклассная дискуссии, самостоятельная работа.
Приёмы работы :средства речевого взаимодействия учителя с учениками (вопросы, побуждения, обращение)
Мотивация к учебной деятельности.
Цель: создать мотивацию к учебной деятельности
-Доброе утро!
-Сегодня всем нам!
-Мир знаний ждёт впереди нас, друзья!
В путь отправляться настала пора!
Улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи!
Саморефлексия собственных знаний. Общеклассная дискуссия.
Цель:
1) актуализировать учебное содержание;
2)актуализировать соответствующие мыслительные операции;
3)зафиксировать повторяемые понятия в речи и в виде эталонов;
4) организовать уточнение алгоритма текста описания, который будет использоваться на уроке.
Прочитайте текст на экране.
На экране:
Серый котёнок увидел мышку. Он бросился за ней. Мышка прыгнула в банку с мукой. Котёнок за ней. Мышка убежала. А из банки вылез белый котёнок.
У нас есть котёнок Васька. Сам он серый, лапки чёрные. У него зелёные глазки, пушистый длинный хвостик. Ну, котик-коток!
Я мечтаю завести котёнка. Ведь кошка может поиграть со мной, поднять настроение. Кошки забавны и красивы. Поэтому мне хочется завести этого друга.
-Как вы думаете, какой из трёх текстов является описанием? Обоснуйте свою мысль.
-(Второй текст.)
-Как вы узнали? Докажите! Ведь всё тексты о котёнке!
-Этот текст отвечает на вопрос к а к ой? Первый текст рассказывает, что произошло с котёнком и отвечает на вопрос ч т о с л у ч и л о с ь? А третий текст отвечает на вопрос п о ч е м у ? - почему Автор хочет завести котёнка.
-Согласны?(Дети пальчиками показывают своё мнение)
На экране: к а к о й ?
На прошлом уроке мы составили алгоритм описания в виде значков. Вспомните его! (на экране появляются рисунки)
Проанализируйте, какого пункта алгоритма не хватает в нашем тесте? Как он звучит?
-Отношение автора к герою.
-Ваши варианты. (Дети придумывают и сообщают свои предложения учителю и ребятам).
-Ночь! (Дети закрывают глаза, головы на парты)
-Наш герой пожаловал к нам в гости (учитель демонстрирует игрушку- котёнка), он дарит нам свою улыбку и рад ,что мы с вами справились с заданием. Чтобы Ваське не было грустно, к нам спешит ещё один герой. Догадайтесь, кто это?
На экране текст с пропущенными словами:
______-самая маленькая и самая нарядная птичка в мире. Их называют –птица-муха .Самые маленькие ______величиной со шмеля. У них цепкие и сильные ноги, нос вытянут, длинный словно спица. Пёрышки _____ так красивы, что похожи на драгоценные камни. На солнце они переливаются. Сказочно красивая птица _____!
-О ком идёт речь в тексте? (На экране появляются слова -к о л и б р и ) Узнали этот тип текста? Можно его разбить на три части? Вспомните алгоритм типа текста, что вы можете сказать?(ответы детей).
-Текст не озаглавлен!
-Из трёх заголовков выберите один, который подходит к тексту. Докажите свой выбор.
На экране:
Почему колибри называют мухой?
Что случилось с колибри?
Сказочно - красивая птица.
Дети выбирают заголовок и обосновывают свой выбор опираясь на признаки видов текста.
На экране: рисунок колибри
Разграничение области знания и незнания. Постановка учебной задачи.
Цель:
1)организовать выявление учащимися места затруднения:
2)организовать согласование плана достижения поставленной цели.
3) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока.
4)организовать фиксацию затруднения;
-Какие вопросы мы ставили на предыдущих уроках?
-Как строится описание, какие особые слова в нём используются, которые помогут построить такой текст?
-На какой вопрос мы ответили? Какой вопрос остался? Сформулируйте тему и цель нашего сегодняшнего урока.
-Какие слова помогают построить описание.
-Как это можно узнать? Ваши предложения, что нужно сделать?
(слушаются предложения детей)
- У нас есть на доске текст, понаблюдаем за ним.
- Согласны с Юлей? (Дети пальчиками показывают своё мнение)
Решение учебной задачи : выдвижение и проверка гипотез.
Цель:
1) организовать выдвижение гипотезы и определить способы её проверки.
-Мы одобрили предложение Юли ,исследуем это описание.С чего начнём?
-Посмотрим на наш алгоритм! Он нам поможет!
доске: алгоритм описания в виде значков.
-Ваши предложения о поиске особых слов , использующихся в описании.
-Посмотрим, какие слова в нём используются чаще.
-Мы ставим вопрос к тексту-описанию к а к о й?
-И, дальше!
-Наверное, в описании должно быть слова , показывающие , что у колибри к а к о е?
-Хорошие предложения! Найдите слова, которые говорят о том, к а к и е у колибри ноги, к а к о й нос, к а к и е пёрышки.(Дети называют слова, выделяем их цветом на экране)
-Что называют такие слова? Как мы их назовём?
На экране: слова-признаки
-С чем сравнивает автор нос и пёрышки птицы? Почему? Произнесите слово сравнивает , подумайте, как можно назвать эти слова?
(Дети называют свои варианты)
-В науке их называют
На экране: слова-сравнения
-Подведём итоги нашего исследования.(слушаются предложения детей)
-Для чего нужны в текстеслова-признаки и слова-сравнения?.(слушаются ответы детей)
-Согласна с вами: для точности, образности предмета, животного. Авторы используют и другие приёмы, о них мы узнаем чуть позже.
Воспроизведение открытых знаний(индивидуальная работа, самостоятельная работа ,мини-диалог)
Цель: организовать уточнение общего характера нового знания.
-А теперь отдохнём. Послушайте загадки и нарисуйте отгадки.
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая.
Птица говорливая
Самая болтливая.
Бела, как снег,
Черна, как жук,
Вертится, как бес,
Повернулась и в лес!
Дети рисуют отгадки, обмениваются рисунками в парах .
-Покажите отгадки всему классу. В каком мнении вы сошлись?
-Это –сорока!
-Докажите почему?
-Чем ещё интересны загадки?
-Я думаю в первой загадке слова-признаки, во второй все слова-сравнения. Они тексты-описания.
Творческое преобразование знаний.
Цель:
1) организовать включение в систему знаний;
2) организовать творческое составление работ ;
2)организовать реализацию согласованного плана действий .
Устраивайтесь удобнее, головки положите на парты, закрывайте глазки, мы отправляемся с вами …(звучит музыка для релаксации)
-Мы свами на полянке невиданной красоты, опускаемся на траву, вдыхаем запах цветов, трогаем каждую травинку, чувствуем её нежность, слушаем голоса птиц. Вот пень, он теплый , похож на букву С. На нём греется добрая кобра в виде буквы Е. Журчит тихий ручеёк в виде буквы М,на нем крохотный зелёный островок Е. Солнце нам дарит свои теплые лучи , они скользят будто буква Й. Сказочно- красивая птица фламинго несёт в клюве травинку К. С дерева в ладонь нам падает гладкий прохладный орешек А. Мы прощаемся с лесом и возвращаемся в класс отдохнувшие и бодрые.
-На доске мышки , прибежавшие с нами из леса, они просят вспомнить нас какие буквы мы видели в лесу.(На каждой мышке с обратной стороны написана одна из букв, дети вспоминают «образы картинок –букв», по мере вспоминания мышкипереворачиваются образуя слово)
-Читаем, что образовалось у мышек?
С е м е й к а
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону текста описания.
Цель:
1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;
2)зафиксировать достижение цели работы групп;
3) организовать проверку учащимися работ (работа в позиции критиков и слушателей) ;
4) организовать включение в систему знаний,
5)проверить сформированность понятия текста - описания
-Нам тоже пора создать свои семейки у нас в классе.( дети образуют группы)
Предлагаю теперь самим попробовать самостоятельно составить описание. Каждая семейка выбирает себе изображение птицы, зверя, жучка по выбору
Что вам в этом поможет?
-Эталон –описания,слова-признаки, слова-сравнения.(под тихую музыку дети самостоятельно в группах составляют свои тексты) Представители группы вслух зачитывают свои коллективные работы. Класс работает в позиции Критиков и Слушателей. Учащиеся представляют свои проекты
Рефлексия деятельности на уроке.
Цель:
1)зафиксировать степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;
2) оценить собственную деятельность на уроке;
3) согласовать домашнее задание.
-Какую цель мы ставили в начале урока?
- Удалось нам достичь её? Докажите.
-Что помогло вам справиться с поставленными заданиями?
- -Оцените свою работу по лестнице успеха магнитиками. Каждый поставит свой магнитик на одну из трёх ступенек познания, которую он по-своему мнению достиг сегодня. Если у вас не возникало трудностей при составлении текста-описания, поставьте магнитик на верхнюю ступеньку. Если вы составили текст-описание, но у вас возникли трудности при работе, то поставьте магнитик на вторую ступеньку. Если вы составили текст с ошибками, и у вас возникли трудности, то поставьте магнитик на первую ступеньку.
Учитель проводит рефлексию оценивания.
-Какие ещё трудности остались на конец урока?
Учитель предлагает записать домашнее задание, комментируя его.
-На сказочной планете жили Зебрынь и Зебрёнок. Попробуйте дома составить описание одного из жителей сказочной планеты.
-Вы все сегодня хорошо потрудились, скажите друг другу спасибо
- Спасибо за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи во 2 классе"Знакомство с описанием как типом текста".
Урок построенн в личностно-ориентированной технологии в системе интерактивногообучения.Технология урока предполагает максимальную опору на субъекктивный опыт каждого ученика, его анализ,сравнение, выб...

Урок русского языка во 2-ом классе "Типы текстов".
Знакомство учащихся с тремя типами текста: повествованием, описанием, рассуждением....

Урок развития речи в 4 классе "Изложение повествовательного текста с элементами описания"
Реализация системного подхода в обучении младших школьников созданию письменных текстов разных типов ( повествование, описание, рассуждение)Изложение повествовательного текста с элементами описа...

Развитие речи с элементами культуры речи. Типы текстов. Описание и повествование.
Обучающиеся учатся самостоятельно анализировать содержание текста и определять его характер; соотносить содержание текста с его планом....

Конспект урока: "Звуки речи. Знакомство с новым способом обозначения звуков."
Урок русского языка в 1 классе УМК "Гармония". Открытие нового знания. Тема урока: Звуки речи. Знакомство с новым способом обозначения звуков...

Конспект урока по учебной дисциплине письмо и развитие речи "Знакомство с предлогами"
Содержание урока соответствует программе и уровню учебных возможностей учащихся, прослеживаются межпредметные связи и связь с жизнью. Продуманы методические приемы обеспечивающие: снятие тревожности, ...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи "Знакомство со звуком [Ц], буквой "Ц".
Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по развитию речи со старшими дошкольниками....