Урок развития речи Тема: Текст описание. 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Урок развития речи сопровождается презентацией . На данном уроке учащиеся учатся выявлять структуру текста- описания, определять последовательность составления текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razvitiya_rechi.doc | 38 КБ |
urok_razvitiya_rechi_tekst_opisanie.ppt | 872 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи
(презентация Текст- описание)
Класс: 3
Тема: «Текст - описание»
Цели и задачи:
- Выявить структуру текста - описания
- Определить последовательность составления текста - описания и слова, помогающие строить описание
- Способствовать формированию произвольности и самостоятельности мышления
- Учить учащихся самостоятельности в суждениях, в целом в речевой деятельности, в постановке вопросов, в самостоятельном поиске ответов на них.
Приём работы:
Средства речевого взаимодействия учителя с учениками (вопросы, побуждение, обращение)
Оборудование для учащихся:
рабочая тетрадь, рабочие тексты
Оборудование для учителя:
Схемы, рабочие тексты, компьютер, проекционное оборудование
Ход урока:
1. Организационный момент. (Слайд 1)
2. Актуализация знаний.
Вспомните - какие тексты есть в русском языке? (описание, повествование, рассуждение)
Как вы думаете, какой из трех текстов является описанием? Приготовьтесь обосновать свое мнение.
( рабочие тексты на столах у учащихся)
1) Шла собака через речку по мосту, несла в зубах мясо. Увидела в воде свое отражение. Бросила собака своё мясо и кинулась в воду за чужим. Чужое не поймала, и её мясо водой унесло. Осталась собака ни с чем.
2) Это — собака. У неё короткие и сильные лапы, длинное, приземистое тело. У этой собаки — висячие уши и длинный хвост. Мне она очень нравится.
3) Я давно прошу маму купить мне собаку. Ведь собака — это преданный друг, умный помощник. Она может поиграть со мной, защитить меня от обидчика. Многое может хорошо воспитанная собака. Поэтому мне так хочется её приобрести.
( первый - текст - повествование, т.к. рассказывает о том, что произошло, и отвечает на вопрос что случилось?, что произошло?
Второй - текст- описание, описывается собака, и текст отвечает на вопрос какой?
Третий - текст рассуждение, поясняет почему мальчик хочет завести собаку, и отвечает на вопрос почему?) (Слайд 2)
-Вспомните признаки текста. Что вы хотите сказать? Чего не достаёт?
(Текст не завершен — нет заглавия)
- Предложите свои варианты. (Слайд 3)
3. Разграничение области знания и незнания. Постановка учебной задачи. (Общеклассная дискуссия)
- Давайте попробуем составить текст-описание, например, опишите белочку. (Слайд 4)
- Что заметили? Составить текст - описание с ходу трудно. Почему? (Надо знать, как он строится.)
4. Решение учебной задачи.
Можно на примере этого текста-описания «Такса» узнать, как он построен, какие слова в нем используются, которые помогут построить такой текст, потом только учиться строить описание. (Слайд 5 по 2 щелчку)
На какой вопрос сможем ответить сегодня? ((Кто такая такса?)
-Какие слова помогли вам сразу узнать, что это такса? Какие признаки отличают ее от других пород собак? Прочитаем эти признаки в тексте. (Слайд 5 по 3 щелчку)
Что называют (обозначают) эти слова?
( Признак предмета)
-Предложите, как можно назвать эти слова-признаки, которые указывают на существенные отличия этой породы от других пород?
( Можно сказать главные, первостепенные, первые признаки.)
- В науке их так и называют — главные признаки
(Прикрепить на доску под вопросом и заглавием текста табличку со словами главные признаки.)
- Какие признаки в описании таксы не указывают точно на ее породу, на те признаки, которые есть у многих собак? (Слайд 5 по 4 щелчку)
Как бы вы назвали эти признаки? Предложите.
( Неглавные, несущественные, как бы вторые...)
- Да, вторые или второстепенные — признаки второй степени.
- Это когда о собаке рассказывают уже подробно, какая она.
- Это подробности.
(Добавить к первой табличке вторую — подробности.)
- Прочитаем оставшуюся часть описания. (Слайд 5 по 5 щелчку)
-Что выражает автор текста в словах этой части?
Это — отношение автора к собаке этой породы.
( Прикрепить табличку со словами свое отношение.)
-Вернитесь к выделенным и названным вами частям текста. Прочитайте их вновь. Что вы составили? (план) (Слайд 6)
План:
1. Название текста
2. Главные признаки
3. Подробности
4. Своё отношение
5. Первичное закрепление (Слайд 7)
-Перечитайте текст, выделяя (называя) структуру текста описания.
6.Воспроизведение и творческое преобразование открытых знаний
На экране репродукции четырех картин, изображающих лес в разное время года. (Слайд 8)
-Рассмотрите картины. Я опишу одну из них, догадайтесь какую. Докажите свои предположения.
Я вхожу в лес. Под ногами шуршит опавшая листва. Деревья уже почти голые. Воздух чист и прохладен. Небо серое, но безоблачное. Я люблю бродить по лесу в это время года: вкусно пахнет грибами и мхом.
(картина в правом нижнем углу) (Слайд 9)
-Это картина И.Левитана «Осень». Прочитайте и назовите все части выделенные нами в плане. (Слайд 10)
7 .Самостоятельная работа
-По составленному плану составьте свой текст-описание «Белочка» (Слайд 11,12)
8. Проверка
Заслушивание написанных текстов.
9. Итог урока
-Какие тексты разбирали на уроке?
-Какая структура текста- описания?
10. Рефлексия
-Чему научились на уроке? Хорошо ли вам было?
.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тексты Текст - повествование Текст - описание Текст - рассуждение что случилось? какой? почему?
Текст - Это – собака. У неё короткие и сильные лапы, длинное, приземистое тело. У этой собаки - висячие уши и длинный хвост. Мне она очень нравится. описание Такса
Белочка ?
Текст - описание Такса Это – собака. У неё короткие и сильные лапы, длинное, приземистое тело. У этой собаки – висячие уши и длинный хвост. Мне она очень нравится.
Название 1.Главные признаки 2. Подробности 3. Своё отношение П Л А Н
Текст - описание Такса Это – собака. У неё короткие и сильные лапы, длинное, приземистое тело. У этой собаки – висячие уши и длинный хвост. Мне она очень нравится.
Я вхожу в лес. Под ногами шуршит опавшая листва. Деревья уже почти голые. Воздух чист и прохладен. Небо серое, но безоблачное. Я люблю бродить по лесу в это время года. Вкусно пахнет грибами и мхом.
Практическое задание Составить текст – описание используя план - схему.
План: Название 1. Главные признаки 2. Подробности 3. Своё отношение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи. Тема "Общее понятие о тексте"
Цели:а) сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков (смысловое единство, определенность границ предложений и их места в тексте); б) познакомить с темо...
проект урока развития речи "«Знакомство с описанием как типом текста».
Цели урока :выявить структуру текста –описания ;определить алгоритм составления текста описания и слова помогающие строить описание...
Урок развития речи. Тема: «Текст, тема, основная мысль, опорные слова».
«Текст, тема, основная мысль, опорные слова»...
Урок развития речи. Тема: «Текст, тема, основная мысль, опорные слова».
«Текст, тема, основная мысль, опорные слова»...
технологическая карта урока русского языка Тема: «Текст – описание. Роль в нём имён прилагательных.», 2 класс УМК "ШР"
Цели деятельности учителя: дать понятие о тексте-описании и его отличительных признаках; закрепить понятие об отличительных признаках текста-описания; развивать речь, коммуникативные навыки, орфографи...
Урок развития речи . Тема:Редактирование текста.
Урок развития речи . Тема:Редактирование текста....
Урок развития речи . Тема:Редактирование текста.
Урок развития речи . Тема:Редактирование текста....