Урок развития речи Тема: Текст описание. 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Кравченко Марина Ивановна

Урок развития речи сопровождается презентацией . На данном уроке учащиеся учатся выявлять структуру текста- описания, определять последовательность составления текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_razvitiya_rechi.doc38 КБ
Office presentation icon urok_razvitiya_rechi_tekst_opisanie.ppt872 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи

 (презентация Текст- описание)

Класс: 3

Тема: «Текст - описание»

Цели и задачи:

  • Выявить структуру текста - описания
  • Определить последовательность составления текста - описания и слова, помогающие строить описание
  • Способствовать формированию произвольности и самостоятельности мышления
  • Учить учащихся самостоятельности в суждениях, в целом в речевой деятельности, в постановке вопросов, в самостоятельном поиске ответов на них.

Приём работы:

   Средства речевого взаимодействия учителя с учениками (вопросы, побуждение, обращение)

Оборудование для учащихся:

     рабочая тетрадь, рабочие тексты

Оборудование для учителя:

  Схемы, рабочие тексты, компьютер, проекционное оборудование

Ход урока:

1. Организационный момент. (Слайд 1)

2. Актуализация знаний.

Вспомните - какие тексты есть в русском языке? (описание, повествование, рассуждение)

Как вы думаете, какой из трех текстов является описанием?  Приготовьтесь     обосновать свое мнение.

( рабочие тексты на столах у учащихся)

1)  Шла собака через речку по мосту, несла в зубах мясо. Увидела в воде свое отражение. Бросила собака своё мясо и кинулась в воду за чужим. Чужое не поймала, и её мясо водой унесло. Осталась собака ни с чем.

2) Это — собака. У неё короткие и сильные лапы, длинное, приземистое тело. У этой собаки — висячие уши и длинный хвост. Мне она очень нравится.

3) Я давно прошу маму купить мне собаку. Ведь собака — это преданный друг, умный помощник. Она может поиграть со мной, защитить меня от обидчика. Многое может хорошо воспитанная собака. Поэтому мне так хочется её приобрести.

( первый - текст - повествование, т.к. рассказывает о том, что произошло, и отвечает на вопрос что случилось?, что произошло?

Второй - текст- описание, описывается собака, и текст отвечает на вопрос какой?

Третий - текст рассуждение, поясняет почему мальчик хочет завести собаку, и отвечает на вопрос почему?) (Слайд 2)

-Вспомните признаки текста. Что вы хотите сказать? Чего не достаёт?

(Текст не завершен — нет заглавия)

- Предложите свои варианты. (Слайд 3)

3.  Разграничение области знания и незнания. Постановка учебной задачи. (Общеклассная дискуссия)

- Давайте попробуем составить текст-описание, например, опишите белочку. (Слайд 4)

- Что заметили? Составить текст - описание с ходу трудно. Почему? (Надо знать, как он строится.)

4. Решение учебной задачи.

 Можно на примере этого текста-описания «Такса» узнать, как он построен, какие слова в нем используются, которые помогут построить такой текст, потом только учиться строить описание. (Слайд 5 по 2 щелчку)

На какой вопрос сможем ответить сегодня? ((Кто такая такса?)

-Какие слова помогли вам сразу узнать, что это такса? Какие признаки отличают ее от других пород собак? Прочитаем эти признаки в тексте. (Слайд 5 по 3 щелчку)

Что называют (обозначают) эти слова?

( Признак предмета)

-Предложите, как можно назвать эти слова-признаки, которые указывают на существенные отличия этой породы от других пород?

( Можно сказать главные, первостепенные, первые признаки.)

- В науке их так и называют — главные признаки

(Прикрепить на доску под вопросом и заглавием текста табличку со словами главные признаки.)

- Какие признаки в описании таксы не указывают точно на ее породу, на те признаки, которые есть у многих собак? (Слайд 5 по 4 щелчку)

Как бы вы назвали эти признаки? Предложите.

( Неглавные, несущественные, как бы вторые...)

- Да, вторые или второстепенные — признаки второй степени.

- Это когда о собаке рассказывают уже подробно, какая она.

- Это подробности.

(Добавить к первой табличке вторую — подробности.)

- Прочитаем оставшуюся часть описания. (Слайд 5 по 5 щелчку)

-Что выражает автор текста в словах этой части?

 Это — отношение автора к собаке этой породы.

( Прикрепить табличку со словами свое отношение.)

-Вернитесь к выделенным и названным вами частям текста. Прочитайте их вновь. Что вы составили? (план) (Слайд 6)

План:

1. Название текста

2. Главные признаки

3. Подробности

4. Своё отношение

5. Первичное закрепление (Слайд 7)

-Перечитайте текст, выделяя (называя) структуру текста описания.

6.Воспроизведение и творческое преобразование открытых знаний

На экране репродукции четырех картин, изображающих лес в разное время года. (Слайд 8)

-Рассмотрите картины. Я опишу одну из них, догадайтесь какую. Докажите свои предположения.

Я вхожу в лес. Под ногами шуршит опавшая листва. Деревья уже почти голые. Воздух чист и прохладен. Небо серое, но безоблачное. Я люблю бродить по лесу в это время года: вкусно пахнет грибами и мхом.

(картина в правом нижнем углу) (Слайд 9)

-Это картина И.Левитана «Осень». Прочитайте и назовите все части выделенные нами в плане. (Слайд 10)

7 .Самостоятельная работа

-По составленному плану составьте свой текст-описание «Белочка» (Слайд 11,12)

8. Проверка

Заслушивание написанных текстов.

9. Итог урока

-Какие тексты разбирали на уроке?

-Какая структура текста- описания?

10. Рефлексия

-Чему научились на уроке? Хорошо ли вам было?

.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок развития речи 3 класс

Слайд 2

Тексты Текст - повествование Текст - описание Текст - рассуждение что случилось? какой? почему?

Слайд 3

Текст - Это – собака. У неё короткие и сильные лапы, длинное, приземистое тело. У этой собаки - висячие уши и длинный хвост. Мне она очень нравится. описание Такса

Слайд 4

Белочка ?

Слайд 5

Текст - описание Такса Это – собака. У неё короткие и сильные лапы, длинное, приземистое тело. У этой собаки – висячие уши и длинный хвост. Мне она очень нравится.

Слайд 6

Название 1.Главные признаки 2. Подробности 3. Своё отношение П Л А Н

Слайд 7

Текст - описание Такса Это – собака. У неё короткие и сильные лапы, длинное, приземистое тело. У этой собаки – висячие уши и длинный хвост. Мне она очень нравится.

Слайд 10

Я вхожу в лес. Под ногами шуршит опавшая листва. Деревья уже почти голые. Воздух чист и прохладен. Небо серое, но безоблачное. Я люблю бродить по лесу в это время года. Вкусно пахнет грибами и мхом.

Слайд 11

Практическое задание Составить текст – описание используя план - схему.

Слайд 12

План: Название 1. Главные признаки 2. Подробности 3. Своё отношение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. Тема "Общее понятие о тексте"

Цели:а) сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков (смысловое единство, определенность границ предложений и их места в тексте); б) познакомить с темо...

проект урока развития речи "«Знакомство с описанием как типом текста».

Цели урока :выявить структуру текста –описания ;определить алгоритм составления текста описания и слова помогающие строить описание...

технологическая карта урока русского языка Тема: «Текст – описание. Роль в нём имён прилагательных.», 2 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя: дать понятие о тексте-описании и его отличительных признаках; закрепить понятие об отличительных признаках текста-описания; развивать речь, коммуникативные навыки, орфографи...

Урок развития речи . Тема:Редактирование текста.

Урок развития речи . Тема:Редактирование текста....

Урок развития речи . Тема:Редактирование текста.

Урок развития речи . Тема:Редактирование текста....