Урок по русскому языку во 2 а классе. Тема: Тайна написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Русяева Ирина Александровна

Урок по русскому языку во 2 а классе.

Тема: Тайна написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу Программа " Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tayna_napisaniya_sochetaniy_zhi-shi.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

           Урок по русскому языку во 2 а классе.

Тема: Тайна написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.  

                                   

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель: показать разницу ударной  и безударной позиции написания сочетаний  жи-ши, ча-ща, чу-щу,

познакомить со способами проверки слов, в которых сочетания стоят в безударной позиции;

развивать речь обучающихся, обогащать словарный запас.

Планируемые результаты (предметные): научатся находить ударную и безударную  позицию написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Познавательные УУД:

Обучение работе с разными видами информации

а) формирование умения поиска информации в учебных словарях.

б) формирование умения обращаться к дидактической иллюстрации для решения проблемы.

     Универсальные логические действия.

      а) Подведение под понятие.

      б) Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное

Коммуникативные УУД:

Коммуникация как кооперация. Распределение работы с соседом по парте.

Коммуникация как взаимодействие. Учёт позиции собеседника.

Личностные УУД:

Смыслообразование. Организация участия детей в действиях интриги, ориентирующей обучающихся  помогать героям интриги с целью решить интеллектуальные задачи

Контроль процесса и результатов деятельности.

 

               Ход урока.

I.  Организационный момент.

 

Весёлый школьный звонок

Позвал всех ребят на урок.

Будьте все внимательны,

А ещё старательны.

На уроке тихо сидите,

Смело и чётко ответ говорите.

II. Чистописание.

 Отгадайте загадки:

      Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом точно жук

Издаёт жужжащий звук.                 (буква ж)

           Для шипенья хороша

            В алфавите буква ….                       (буква ш)

Сегодня мы будем красиво писать заглавную и строчную  буквы  Жж и буквы Шш.

Дайте характеристику буквы ж.

Буква ж обозначает звук [ж]. Этот звук -  согласный, парный, звонкий, всегда  твёрдый.

 Дайте характеристику буквы ш.

Буква ш обозначает звук [ш]. Этот звук -  согласный, парный, глухой, всегда  твёрдый.

      Какое правило мы знаем с этими буквами? (Сочетания жи-ши пиши с буквой и)

III.  Актуализация знаний.

Отгадайте загадки:

    Не поедет без бензина

    Ни автобус, ни …                   (Машина)

    Что за звёздочки сквозные

    На пальто и на платке?

    Все сквозные, вырезные,

    А возьмёшь – вода в руке.                          (Снежинка)

Поставьте ударение в словах.

Какое «опасное место» в этих словах?

(В сочетаниях жи – ши под ударением пиши и )

III. Постановка учебной  задачи.

А теперь откройте учебники на странице 146.

Прочитайте тему нашего урока. (Чтение учениками  темы в учебнике на странице 146) Какая же тайна в написании этих сочетаний?

Цель нашего урока разгадать тайну написания жи-ши  и  правильно писать слова с этими сочетаниями.

Нам помогут наши друзья Маша и Миша. Прочитайте диалог. (Читаем в учебнике стр. 146)

Вернитесь к списку слов, который прочитали Маша и Миша.

 Помогите Мише определить, где можно проверить написание и (а не Е) после Ж и Ш

- Как проверить безударный гласный в корне слова? (Подбираем проверочное слово, чтобы поставить  безударный гласный под ударение)

шипеть – шип              

шипящий – шип            Можно ли первые три слова считать родственными?

шипучий – шип             (Да, т.к. имеют общую часть и общее значение)          

шипы - шип _        

Является ли четвёртое слово их родственником?

Чтобы проверить себя, найди слово шип  в Толковом   словаре. (Страница 131)

 Слово шип – омоним.                  

Тишина, горошина, ужин

- Если не можем подобрать проверочное слово, как поступим?
Посмотрим в словаре «Пиши правильно». (Страница133)

 живой – жить

ошибаться - ошибка

IV. Изучение нового материала.

1)- Прочитайте слова в упражнении 111.(Страница 148)

На какие две группы можно поделить слова с сочетаниями жи-ши?

Посмотрите на плакат летучей мыши, там подсказка. (Обращай внимание на ударение)

Это задание мы выполним парами. Один ученик записывает в тетрадь слова, в которых сочетания жи-ши под ударением, а другой ученик записывает слова, в которых сочетания жи – ши безударные.

Проверьте себя:

пушинка                                         шиповник

снежинка        держит

крошить                                          сушит

кувшин                                           съёжился

держи                                             душится

душился

 Физминутка.

2) Работа в группах

На заседании клуба «Ключ и заря» Маша получила задание. Поможем ей выполнить его.

– Прочитайте слова в первом столбике. На какие вопросы они отвечают? Что обозначают?  Вставьте пропущенные буквы.

– Прочитайте слова во втором столбике. На какие вопросы они отвечают? Что обозначают?  Вставьте пропущенные буквы.

Составьте из слов словосочетания. Что такое словосочетание?

душ_стые                       карандаши

чуж_е                             груши

сла_кие                          ландыши

1группа - запишите словосочетание, в котором слово- название предмета состоит из 4 слогов. (чужие карандаши)

2 группа - запишите словосочетание, в котором слово- название предмета состоит из 3 слогов. (душистые ландыши)

3 группа - запишите словосочетание, в котором слово- название предмета состоит из 2 слогов (сладкие груши).

Дифференцированная работа.  (Работа по карточкам)

Карточка 1

Измени слово так, чтобы оно обозначало много предметов.

Образец: карандаш - карандаши

гараж –

шалаш –

морж –

ёж –

этаж –  

Карточка 2.

Допиши слог так, чтобы получились слова. У слов названий предметов в единственном числе укажи род.

Лы___ , мы_______ , ту_______, _________раф, _______ка.

3) Пока Маша была на  заседании клуба «Ключ и заря», Миша написал предложения. Найди ошибки, которые подметила Маша. Напишите предложения в свои тетради правильно.

У Мишы жыл пушыстый  кот барсик .       I I I I

Барсик любил рыпку и малоко.                   I I

Мальчик чясто гулял с катом.                     I I

Подчеркнуть основу:

1 вариант –  во 2 предложении
2 вариант –  в 3 предложении.

(Взаимопроверка)

VII. Итог урока. Рефлексия.

- Какую тайну мы разгадали сегодня на  уроке?

Что нужно сделать, чтобы правильно написать сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу! (Поставить в слове ударение)

Те, кто считает, что работал на уроке отлично, покажите весёлого смайлика. Те, кто считает, что работали хорошо, но могли бы быть активнее и внимательнее  – серьёзного смайлика.

Дети показывают кружки.

Оценки учителя.

Домашнее задание.  (Ученики выбирают задание)

  1. Учебник - стр. 148, упр. 112
  2. Подобрать и написать по 3 слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Придумать 1 предложение.

Спасибо за работу. Урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок родного русского языка в 4 классе «Подготовка к написанию текста – рассуждения «Осень»

Цели:  создать эмоционально-психологический,коммуникативно-языковой настрой на работу.Образовательная:закрепить знания учащихся о структуре текста-рассуждения,учить детей писать и редактиро...

Урок по русскому языку в 1 классе. «Правописание слов с сочетаниями жи-ши».

Использование на уроке загадок, кроссвордов помогают отработать с детьми правописание слов с "жи - ши", а также расширить свой кругозор и обогатить словарный запас....

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 КЛАССЕ ТЕМА: «СЛОВА С СОЧЕТАНИЯМИ ЖИ–ШИ, ЖЕ–ШЕ».

Урок русского языка по УМК Перспективная начальная школа, по ФГОС...

Открытый урок по русскому языку в 3 классе, тема "Написание непроизносимых согласных в корне слова"

Урок построен с учетом системно-деятельностного подхода. Перед учащимися ставится проблема, они ищут пути ее решения....