Урок по русскому языку во 2 а классе. Тема: Тайна написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Урок по русскому языку во 2 а классе.
Тема: Тайна написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Программа " Перспективная начальная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tayna_napisaniya_sochetaniy_zhi-shi.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку во 2 а классе.
Тема: Тайна написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель: показать разницу ударной и безударной позиции написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу,
познакомить со способами проверки слов, в которых сочетания стоят в безударной позиции;
развивать речь обучающихся, обогащать словарный запас.
Планируемые результаты (предметные): научатся находить ударную и безударную позицию написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Познавательные УУД:
Обучение работе с разными видами информации
а) формирование умения поиска информации в учебных словарях.
б) формирование умения обращаться к дидактической иллюстрации для решения проблемы.
Универсальные логические действия.
а) Подведение под понятие.
б) Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное
Коммуникативные УУД:
Коммуникация как кооперация. Распределение работы с соседом по парте.
Коммуникация как взаимодействие. Учёт позиции собеседника.
Личностные УУД:
Смыслообразование. Организация участия детей в действиях интриги, ориентирующей обучающихся помогать героям интриги с целью решить интеллектуальные задачи
Контроль процесса и результатов деятельности.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Весёлый школьный звонок
Позвал всех ребят на урок.
Будьте все внимательны,
А ещё старательны.
На уроке тихо сидите,
Смело и чётко ответ говорите.
II. Чистописание.
Отгадайте загадки:
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом точно жук
Издаёт жужжащий звук. (буква ж)
Для шипенья хороша
В алфавите буква …. (буква ш)
Сегодня мы будем красиво писать заглавную и строчную буквы Жж и буквы Шш.
Дайте характеристику буквы ж.
Буква ж обозначает звук [ж]. Этот звук - согласный, парный, звонкий, всегда твёрдый.
Дайте характеристику буквы ш.
Буква ш обозначает звук [ш]. Этот звук - согласный, парный, глухой, всегда твёрдый.
Какое правило мы знаем с этими буквами? (Сочетания жи-ши пиши с буквой и)
III. Актуализация знаний.
Отгадайте загадки:
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни … (Машина)
Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке. (Снежинка)
Поставьте ударение в словах.
Какое «опасное место» в этих словах?
(В сочетаниях жи – ши под ударением пиши и )
III. Постановка учебной задачи.
А теперь откройте учебники на странице 146.
Прочитайте тему нашего урока. (Чтение учениками темы в учебнике на странице 146) Какая же тайна в написании этих сочетаний?
Цель нашего урока разгадать тайну написания жи-ши и правильно писать слова с этими сочетаниями.
Нам помогут наши друзья Маша и Миша. Прочитайте диалог. (Читаем в учебнике стр. 146)
Вернитесь к списку слов, который прочитали Маша и Миша.
Помогите Мише определить, где можно проверить написание и (а не Е) после Ж и Ш
- Как проверить безударный гласный в корне слова? (Подбираем проверочное слово, чтобы поставить безударный гласный под ударение)
шипеть – шип
шипящий – шип Можно ли первые три слова считать родственными?
шипучий – шип (Да, т.к. имеют общую часть и общее значение)
шипы - шип _
Является ли четвёртое слово их родственником?
Чтобы проверить себя, найди слово шип в Толковом словаре. (Страница 131)
Слово шип – омоним.
Тишина, горошина, ужин
- Если не можем подобрать проверочное слово, как поступим?
Посмотрим в словаре «Пиши правильно». (Страница133)
живой – жить
ошибаться - ошибка
IV. Изучение нового материала.
1)- Прочитайте слова в упражнении 111.(Страница 148)
На какие две группы можно поделить слова с сочетаниями жи-ши?
Посмотрите на плакат летучей мыши, там подсказка. (Обращай внимание на ударение)
Это задание мы выполним парами. Один ученик записывает в тетрадь слова, в которых сочетания жи-ши под ударением, а другой ученик записывает слова, в которых сочетания жи – ши безударные.
Проверьте себя:
пушинка шиповник
снежинка держит
крошить сушит
кувшин съёжился
держи душится
душился
Физминутка.
2) Работа в группах
На заседании клуба «Ключ и заря» Маша получила задание. Поможем ей выполнить его.
– Прочитайте слова в первом столбике. На какие вопросы они отвечают? Что обозначают? Вставьте пропущенные буквы.
– Прочитайте слова во втором столбике. На какие вопросы они отвечают? Что обозначают? Вставьте пропущенные буквы.
Составьте из слов словосочетания. Что такое словосочетание?
душ_стые карандаши
чуж_е груши
сла_кие ландыши
1группа - запишите словосочетание, в котором слово- название предмета состоит из 4 слогов. (чужие карандаши)
2 группа - запишите словосочетание, в котором слово- название предмета состоит из 3 слогов. (душистые ландыши)
3 группа - запишите словосочетание, в котором слово- название предмета состоит из 2 слогов (сладкие груши).
Дифференцированная работа. (Работа по карточкам)
Карточка 1
Измени слово так, чтобы оно обозначало много предметов.
Образец: карандаш - карандаши
гараж –
шалаш –
морж –
ёж –
этаж –
Карточка 2.
Допиши слог так, чтобы получились слова. У слов названий предметов в единственном числе укажи род.
Лы___ , мы_______ , ту_______, _________раф, _______ка.
3) Пока Маша была на заседании клуба «Ключ и заря», Миша написал предложения. Найди ошибки, которые подметила Маша. Напишите предложения в свои тетради правильно.
У Мишы жыл пушыстый кот барсик . I I I I
Барсик любил рыпку и малоко. I I
Мальчик чясто гулял с катом. I I
Подчеркнуть основу:
1 вариант – во 2 предложении
2 вариант – в 3 предложении.
(Взаимопроверка)
VII. Итог урока. Рефлексия.
- Какую тайну мы разгадали сегодня на уроке?
Что нужно сделать, чтобы правильно написать сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу! (Поставить в слове ударение)
Те, кто считает, что работал на уроке отлично, покажите весёлого смайлика. Те, кто считает, что работали хорошо, но могли бы быть активнее и внимательнее – серьёзного смайлика.
Дети показывают кружки.
Оценки учителя.
Домашнее задание. (Ученики выбирают задание)
- Учебник - стр. 148, упр. 112
- Подобрать и написать по 3 слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Придумать 1 предложение.
Спасибо за работу. Урок закончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок родного русского языка в 4 классе «Подготовка к написанию текста – рассуждения «Осень»
Цели: создать эмоционально-психологический,коммуникативно-языковой настрой на работу.Образовательная:закрепить знания учащихся о структуре текста-рассуждения,учить детей писать и редактиро...
Урок по русскому языку в 1 классе. «Правописание слов с сочетаниями жи-ши».
Использование на уроке загадок, кроссвордов помогают отработать с детьми правописание слов с "жи - ши", а также расширить свой кругозор и обогатить словарный запас....
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 КЛАССЕ ТЕМА: «СЛОВА С СОЧЕТАНИЯМИ ЖИ–ШИ, ЖЕ–ШЕ».
Урок русского языка по УМК Перспективная начальная школа, по ФГОС...
Урок по русскому языку в 3 классе Тема: "Правописание сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши. УМК "Перспектива"
Конспект урока русского языка для 3 класса по УМК "Перспектива"...
Открытый урок по русскому языку в 3 классе, тема "Написание непроизносимых согласных в корне слова"
Урок построен с учетом системно-деятельностного подхода. Перед учащимися ставится проблема, они ищут пути ее решения....
Открытый урок по русскому языку в 1 классе. Тема: "Написание сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК,ЧН".
Написание сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ, ЧК, ЧН....