Открытый урок по русскому языку в 1 классе. Тема: "Написание сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК,ЧН".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Написание сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ, ЧК, ЧН.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Написание сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ, ЧК, ЧН. | 233.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Написание сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ, ЧК, ЧН.
Ход урока
I.Организационно – мотивационный этап.
Учитель:
Ребята, давайте повернёмся к гостям. Поздоровайтесь, молодцы! А теперь повернитесь ко мне и очень тихо сядьте.
Ножки где у нас? (на полу)
Ручки где у нас? (на парте)
Учитель:
Лишь только прозвенит звонок –
Начинается урок!
Ученики:
На уроках будем мы
Старательны, внимательны!
По три раза повторять
Совсем не обязательно!
Учитель:
Ребята, сегодня у нас урок необычный. Посмотрите, какие сказочные герои нас встречают? (Мальвина и Буратино).
Из какой сказки они пришли к нам в гости? (« Золотой ключик, или приключения Букратино»).
А кто автор этой замечательной сказки? (Алексей Толстой). Молодцы!
Мальвина, кукла, девочка с голубыми глазами, она хорошо воспитана, умна.
А Буратино, человечек деревянный, любитель приключений, а вот хорошо учиться у него не очено получалось. Мальвина решила, что будет учить Буратино урокам русского языка. Но наш герой затрудняется в правописании некоторых орфограмм, давайте поможем ему в этом.
2, Сообщение темы и постановка цели урока.
Учитель:
Сейчас вам ребята прочитают несколько стихотворений. Выходите ребята. Слушая, обращайте внимание, какие буквосочетания встречаются в стихах.
Выступления детей.
Озеро.
Чуть колыша камыши,
Дремлет озеро в тиши.
Отраженья в нем живут:
Тучи в озере плывут.
Бор сосновый, как живой.
Дремлет книзу головой
Ю. Коринец
– Покажите ответ карточкой (“жи-ши”).
Колючки.
Колючки, как известно, злючки,
А кто же любит их колючки?
Один верблюд, ведь у верблюда
Колючки – фирменное блюдо
Б. Заходер
Ответ: “чк”.
Щука.
Щука в озере жила,
Щеткой дно она мела.
Щи варила для гостей,
Угощала пескарей.
Г. Сапгир
Ответ: “ щу”, “ жи”, “ ща”.
Свеча.
Голова огнем пылает.
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу:
Лампы нет – я посвечу.
Г. Кузичев
Ответ: “ча” “чу”.
Учитель:
– Догадались, какое правило русского языка мы повторяем?
Ученики:
Сегодня мы повторим написание сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ, ЧК, ЧН.
Учитель:
– Правильно, мы будем повторять и закреплять знания о правильном написании буквосочетаний “жи-ши”, “ча-ща”, “чу-щу”, “чк-чн”.
3. Чистописание.
Учитель:
– Откройте тетради, запишите число и Классная работа.
– Найдите орфограмму, подчеркните. А что такое орфограмма? (Это часть слова, где можно допустить ошибку).
Учитель:
С чего мы начинаем урок русского языка?
Ученики:
С чистописания.
Учитель:
Зачем?
Ученики:
Писать нужно всегда аккуратно, красиво, а главное разборчиво: выполняя верно написания букв и их соединений.
Учитель:
Послушайте загадки, о каких буквах идёт речь?
– Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом точно жук
Издаёт жужжащий звук. (буква Ж)
– Ах, табуретка хороша!
Перевернул –
И буква Ш!
Ребята, назовите ещё раз буквы, которые вы видите?
Ученики:
Строчные буквы ж и ш.
Учитель:
Охарактеризуйте звуки, которые обозначаются данными буквами.
Ученики:
[ж], [ш] – согласные, шипящие, [ж] – звонкий, [ш] – глухой, всегда твёрдые, парные.
Учитель:
Из каких элементов состоит буква ж?
Ученики:
Из 5 элементов: двух полуовалов, в центре наклонная черта. Эти элементы соединены штрихами.
Учитель:
А из каких элементов состоит буква ш?
Ученики:
Из 3 элементов: 3 наклонные линии с закруглением внизу вправо.
Учитель:
Давайте вспомним, как правильно писать эти буквы. Строчная буква ж:
начинаем писать букву с левого полуовала, затем вверх ведём соединительный штрих и сверху вниз пишем наклонную черту, снизу вверх соединительный штрих и,наконец, правый полуовал.
Строчная буква ш:
Начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведем вниз, чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведем вверх, ведём вниз, чуть не доходя до нижней линии рабочей строки закругляем вправо и ведем вверх , снова вниз чуть не доходя до нижней линии рабочей строки закругляем вправо и останавливаемся чуть ниже середины рабочей строки.
Запись букв в тетради. Лучшие буквы подчеркните карандашом.
4.Повторение.
Учитель:
Ребята, Мальвина приготовила для Буратино интересное задание. А какое? Попробуйте догодаться сами.
Ученики:
Вставляем нужные буквы в словах применяя правило. Обозначаем орфограмму.
Учитель:
Давайте напомним Буратино правило написания сочетаний «жи-ши»
Ученики:
- НЕ ЗАБУДЬТЕ, МАЛЫШИ,
ШИШКИ, ЛЫЖИ И ЕЖИ
ВСЕ СЛОВА НА ЖИ И ШИ
ПИШУТСЯ БЕЗ БУКВЫ Ы
Учитель:
Теперь самостоятельно выполните задание, стараясь не ошибиться.
- МЫШ…, ЁЖ…КИ, УЖ…,
ЛЫЖ…, ЛУЖ… И МОРЖ…,
КРЫШ…, ЧИЖ…КИ, СТРИЖ…,
Ж…РАФЫ и КАРАНДАШ….
Проверка фронтальная.
Самоконтроль.
Учитель:
Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. Оцените себя в тетради смайликом.
5. Учитель:
Ребята, Мальвина жила в домике в лесу и к ней часто приходили лесные жители – зверята, которых она тоже учила. Давайте с вами узнаем, детёныши каких животных обучались у Мальвины.
Но сначала, давайте вспомним правило написания сочетаний «ча-ща».
Ученики:
ЧАЩА ТАНЕЦ ЧА –ЧА-ЧА
ЧАЙНИК ГУЩА АЛЫЧА
ПИШУТСЯ ВСЕГДА - ВСЕГДА
ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ БУКВУ А.
Задание: Установите закономерность и запишите по образцу этих учеников (работа в паре).
- У ГРАЧА – ГРАЧАТА,
У ЗАЙЦА – … (зайчата)
У КРОЛИКА – … (крольчата)
У БЕЛКИ – … (бельчата)
У ГАЛКИ – … (галчата)
У ВОЛКА – … (волчата)
Учитель:
Давайте проверим задание и узнаем, кто обучается у Мальвины.
Опрос фронтальный.
Взаимоконтроль.
Оцените себя в тетради смайликом.
6. Физминутка
Учитель:
Мальвине очень понравилось, что вы такие сообразительные. Она хвалит вас и предлагает немного отдохнуть.
7. Работа по учебнику
Учитель:
Ребята, а с какой буквой не хотят дружить сочетания ЧК,ЧН? ( с буквой мягкий знак). Почему?
Откройте учебники на стр. 37 упр.40
Здесь нас встречает водяной, он предлагает вытащить из волшебного колодца слова с сочетанием “ЧК”.
(Один человек выполняет у доски).
Проверка.
8. Словарная работа.
Учитель:
А сейчас, ребята, мы повторим словарные слова. Я буду читать вам загадку, а вы записываете отгаданное слово в тетрадь.
Летом в огороде – свежие, зелёные.
А зимою в бочке – жёлтые, солёные.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас? (Огурцы.)
Как на нашей грядке
Выросли загадки.
Сочные да круглые,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют. (Помидор.)
Лето целое старалась,
Одевалась, одевалась.
А как осень подошла,
Нам одёжки отдала.
Сотню одежонок
Сложили мы в бочонок. (Капуста.)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко.)
-Проверяем отгадки. Прочитайте слова.
Огурец, помидор, капуста, яблоко.
Учитель:
Какая орфограмма есть во всех этих словах?
Ученики:
Правописание непроверяемых безударных гласных букв.
А как их можно проверить? (По словарю.)
9. Развитие речи.
Учитель:
К нам на урок спешил Незнайка. Он записал предложение, хотел вам прочитать. Бежал, бежал: Ой, беда! Упал, и все слова высыпались, растерялись в беспорядке. Нужно срочно помочь Незнайке. Поможем?
Составление предложения из слов. Ёжик в печке испёк коржики.
Как оформляется предложение на письме? (Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится .?! знаки.)
Найдите слова с изученными сочетаниями.
10. Работа в группах.
Учитель:
Ребята, Мальвина предлагает вам поработать в группах.Она приготовила для вас задание.
Но, прежде повторим правило написания сочетаний чу-щу.
- ПОЗНАКОМЬСЯ ЧУ И ЩУ
ПИШУТСЯ ЛИШЬ С БУКВОЙ У.
ВЕДЬ В СЛОВАХ НА ЧУ И ЩУ
МЕСТА НЕТ ДЛЯ БУКВЫ Ю.
Итак, нужно составить как можно больше слов из слогов кроссворда. Проверка.
Молодцы ребята, дружно вместе справились с работой. Запись на доске по два слова из каждой команды.
11. Рефлексия и оценивание.
Учитель: Что мы с вами сегодня делали на уроке?
Ученики: Повторили орфограммы ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ, ЧК, ЧН.
Учитель: Как вы думаете, помогли ли Буратино усвоить орфограммы?
Учитель:
Ребята, у вас на партах лежат листочки разного цвета и сейчас мы подарим волшебному дереву свои листочки.
Кому на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справился легко, тот подарит деревцу листочек зеленого цвета – цвет уверенности.
Если вы затруднялись при выполнении заданий, то подарите жёлтый листочек – цвет сомнения. Кому на уроке работать было очень трудно, с заданием не справились, тогда подарите красный листок-цвет опасности, тревоги и страха. Пожалуйста, подарите деревцу свои листочки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик
Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....
Открытый урок по русскому языку 3 класс тема:обобщение изученного о глаголе (урок -путешествие)
Обобщение изученного о глаголе...
УМК ПНШ русский язык 2 класс тема "Написание слов - названий предметов разного рода"
УМК "Перспективная начальная школа" русский язык 2 класс, тема :"Написание слов - названий предметов разного рода"...
УМК ПНШ русский язык 2 класс тема "Написание слов - названий предметов разного рода"
урок - конспект...
технологическая карта урока по русскому языку 1 класс по теме: сочетания ча-ща
Работа содержит конспект урока по русскому языку в 1 классе по УМК "Планета знаний" по теме "Сочетания ча-ща"....
Открытый урок русского языка 1 класс тема: "Написание слов и соединений со строчной буквой ф"
Урок русского языка "Написание слов и соединений со строчной буквой ф"...
Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов". УМК "Перспективная начальная школа"
Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов". УМК "Перспективная начальная школа"...