Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
- Организационный момент
|
- Актуализация знаний
|
2.1.Минутка чистописания: (1 слайд) А сейчас возьмись за дело Перед тобою слово «тело». Букву нужную в средину вставь, Слово новое составь. - Посмотрите внимательно на схему, подумайте, какую букву нужно вставить, чтобы получились новые слова. - Сегодня на минутке чистописания мы вспомним, как пишется буква «п». Определите порядок написания букв в строчке: Ппа Ппя Ппо Ппё …
| Подбирают подходящую букву (П)
- Заглавная буква «П»; строчная «п»; гласная, обозначающая твёрдость предшествующего согласного; заглавная буква П»; строчная буква «п»; гласная, обозначающая мягкость предшествующего согласного.
| Личностные УУД: планирование деятельности Регулятивные УУД: составление последовательности действий; прогнозирование; ПознавательныеУУД: выделять существенное, сравнивать объекты по нескольким основаниям, находить закономерность, самостоятельно продолжать их по установленному правилу, делать выводы Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы учителя, точно и полно выражать свои мысли, слушать и понимать речь других.
|
2.2.Словарно- орфографическая работа: Знакомство со словом из словаря «праздник». - дайте характеристику звуку, который обозначает буква «п» в слове «праздник»; - подберите к слову «праздник» однокоренные слова, запишите их; - выделите корень, отметьте орфограммы в корне; обратите внимание на чередование к/ч; - составьте и запишите предложение с одним из записанных слов | Дети записывают слово и выделяют в нём орфограммы.
Согласный, твёрдый, парный, глухой, парный. Праздничный, праздновать
Придумывают и записывают предложение, выделяя орфограммы в словарном слове
|
|
- Самоопределение к деятельности
|
- Определите, какими частями речи являются записанные слова, докажите правильность своего выбора
- Составьте предложение из слов, записанных на доске (ученик, партой, сидит). (Слайд 2)
- Почему нельзя составить предложение? | Слово «праздник» - имя существительное, так как обозначает событие и отвечает на вопрос «что?». Слово «праздничный» - имя прилагательное, так как обозначает признак предмета и отвечает на вопрос «какой?». Слово «праздновать» - глагол, так как обозначает действие и отвечает на вопрос «что далать?». Дети двигают слова, меняют местами и приходят к выводу, что составить предложение нельзя. Нет предлога. | Личностные УУД: создаются условия для возникновения у ребёнка внутренней потребности включения в УД («хочу»), устанавливаются тематические рамки («могу»), возникает желание учиться |
- Постановка учебной задачи
|
- Сформулируйте тему нашего урока и попробуйте определить задачи урока - Сегодня мы узнаем новую часть речи- предлог. Узнаем, для чего служат предлоги. Научимся писать предлоги и правильно употреблять их в речи. (Слайд 3) | Предлоги. Правописание предлогов. | Личностные УУД: возникает желание учиться Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно |
- Открытие нового знания
|
- Предлог – это часть речи, которая ничего не называет, её задача «обслуживать», помогать именам существительным, а также местоимениям. Предлог – это служебная часть речи. - Давайте вернёмся к нашим словам. Какое же предложение получится, если добавить предлог? - Можно ли поставить другой предлог?
-Изменился ли смысл? - Какой можно сделать вывод? - Запишите предложение, которое вам больше понравилось. Какое правило нужно помнить, чтобы не допустить ошибку при записи слов с предлогами? - Выделите основу предложения, укажите части речи.(Слайд 4) - Ребята, какой можно сделать вывод? Для чего нужны предлоги? - Давайте прочитаем правило в учебнике на странице 109. Правильно ли мы сделали вывод? Что нового из правила узнали? |
Ученик сидит за партой.
Ученик сидит перед партой. Ученик сидит под партой. Да, смысл меняется. Если меняется предлог, меняется смысл предложения. Предлоги с другими словами всегда пишется раздельно.
Основа: ученик сидит.
Предлоги нужны для связи слов в предложении. Перед глаголами предлогов не бывает. | Регулятивные УУД: соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем Познавательные УУД: определять умения, которые будут сформированы при изучении данной темы, находить нужную информацию в учебнике, извлекать из неё существенное, сравнивать объекты, наблюдать и делать самостоятельные выводы
|
- Работа по теме урока
|
|
|
- В речи чаще других употребляются предлоги, которые записаны в таблицах на странице 109. (вывешивается таблица с предлогами) - Подчеркните предлоги, произношение которых расходится с написанием. - Обратите внимание: правописание предлогов не зависит от произношения, их правописание надо запомнить! - Сделайте вывод, что узнали о предлоге. |
Через, перед, о, над, по, до, под, про, около
Предлог – служебная часть речи, нужен для связи слов в предложении, стоит перед существительными и местоимениями. Никогда не стоит перед глаголами. Правописание предлогов нужно запомнить. | Личностные УУД: планирование деятельности Регулятивные УУД: соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем, контроль и оценка своей деятельности и деятельности товарищей Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, сравнивать, наблюдать и делать выводы Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, задавать вопросы |
- Физминутка
|
- Я называю предлоги и имена существительные. Если вы слышите предлог, нужно поднять руки вверх. Если услышите имя существительное, руки в стороны. - Корова, в, без, ветер, около, пень, нос, над, об, нога, на, из, тень, про. |
|
|
-Я прочитаю предложения, слушайте внимательно, вам нужно выписать только предлоги, которые встретятся. «Ель на ёжика похожа». «Ветер по морю гуляет». (А.Пушкин.Сказка о царе Салтане…) «Скоро будет снег пушистый падать с высоты». (Бальмонт. К зиме) «Над землёю туман облаками вставал». (Никитин. Встреча зимы) «Ветер в поле воет…» (Плещеев. «Осень наступила») «Воробышки игривые, как детки сиротливые, прижались у окна». (Есенин. «Поёт зима…») - Проверьте и оцените свою работу. (Слайд 5)
- Придумайте своё предложение с любым предлогом и запишите его. - Проверьте правильность записи предложения у своего товарища. Оцените его работу.
|
Дети оценивают себя после сравнения своей работы с образцом, рисуя на полях «линеечку».
Дети обмениваются тетрадями и проверяют предложение, записанное товарищем, оценивают его. |
|
7.Рефлексия |
7.1. Посмотрите на картинки и запишите их названия, называя кота, используя родственные слова. (Картинки с изображением кота и кувшина в разных положениях) (Слайды 6-9) - Выделите корень в родственных словах. - Менялся ли смысл от смены предлога? 7.2. Работа в группах по три человека - В ваших компьютерах есть предложения, в которых пропущены предлоги. Вам нужно вставить подходящие предлоги. Давайте вместе распределим роли. Как вы думаете, что должны будут делать члены группы? - … полю бежит заяц. … лесу … поляне прыгали белочки. Ребята …опушке леса нашли спелую землянику.
- … огороде росла яблонька. … ней висели яблоки. … яблонькой спал зайка.
- Петя сидит … партой и смотрит … окно. … дерево прилетела ворона. … двору ходят петухи.
- Незнайка гулял … лугу. … это время летел жук. Он налетел … Незнайку и ударил его … голове.
- Илья … папой пошли … рыбалку. … папы две большие удочки. Они шли … берегу реки.
- … реки дует свежий ветерок. … ногами шуршит трава. Хорошо … реки!
- Проверка и оценка товарищей из другой группы сигнальными карточками.
| Кот перед кувшином, котик за кувшином, котёнок под кувшином, котище с кувшином)
1.Читать текст, чтобы можно было вместе определить пропущенный предлог 2.Напечатать предлоги 3.Представить выполненную работу классу После этого обсуждения дети договариваются об обязанностях каждого члена группы и выполняют задание. | Личностные УУД: уважение к своим товарищам Регулятивные УУД: определять план выполнения заданий под руководством учителя, оценка своего задания Познавательные УУД: наблюдать и делать самостоятельно выводы Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения и слушать других, оформлять свои мысли в письменной и устной форме, выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы, понимать точку зрения другого, договариваться друг с другом |
8.Подведение итогов урока |
- Что узнали на уроке? Подготовьте с товарищем ответ на мой вопрос. | Предлог – это служебная часть речи, служит для связи слов в предложении. Употребляется с именами существительными и местоимениями. Никогда не бывает перед глаголом. Правописание предлогов нужно запомнить. | Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные УУД: строить речевое высказывание в устной форме. |
9.Домашнее задание |
Выписать из любого художественного произведения три предложения с предлогами. |
|
|