Открытый урок по русскому языку 2 класс "Предлоги"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Cафронова Галина Леонидовна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.docx28.08 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе.

Учитель: Сафронова Галина Леонидовна

Тема урока: «Общее понятие о предлоге».

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Метапредметные цели урока:

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- овладение навыками чтения тексов различных стилей, формирование навыка осознанно строить речевое высказывание и составлять тексты в устной и письменной формах;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;

- формирование умения слушать собеседника и вести диалог;

- формирование умения определить общую цель и пути её достижения.

Личностные цели:

- формирование уважительного отношения к иному мнению;

- развитие мотивов учебной деятельности;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Предметные цели урока:

- формировать представление о предлоге как служебной части речи, его роли в предложении;

- познакомить с правописанием предлогов.

Дидактический материал:

Русский язык. 2 класс:  учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 2. /  В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. – М.: ОАО «Московские учебники», по лицензии ОАО Издательство «Просвещение», 2011.

Наглядные пособия:  таблица с предлогами, картинки с изображением кота и кувшина в разных положениях, карточка со словарным словом «праздник», сигнальные карточки-смайлики

Оборудование:  компьютер, медиапроектор, интерактивная доска с выполненными на ней слайдами, Мас Os для детей.


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Организационный момент
  1. Актуализация знаний

2.1.Минутка чистописания: (1 слайд)

А сейчас возьмись за дело

Перед тобою слово «тело».

Букву нужную в средину вставь,

Слово новое составь.

- Посмотрите внимательно на схему, подумайте, какую букву нужно вставить, чтобы получились новые слова.

- Сегодня на минутке чистописания мы вспомним, как пишется буква «п». Определите порядок написания букв в строчке:

Ппа Ппя Ппо Ппё …

Подбирают подходящую букву (П)

- Заглавная буква «П»; строчная «п»;  гласная, обозначающая твёрдость предшествующего  согласного; заглавная буква П»; строчная буква «п»; гласная, обозначающая мягкость предшествующего согласного.

Личностные УУД:

 планирование деятельности

Регулятивные УУД:

составление последовательности действий;

прогнозирование;

ПознавательныеУУД:

выделять существенное, сравнивать объекты по нескольким основаниям, находить закономерность, самостоятельно продолжать их по установленному правилу, делать выводы

Коммуникативные УУД:

отвечать на вопросы учителя, точно и полно выражать свои мысли, слушать и понимать речь других.

2.2.Словарно- орфографическая  работа:

Знакомство со словом из словаря «праздник».

- дайте характеристику звуку, который обозначает буква «п» в слове «праздник»;

- подберите к слову «праздник» однокоренные слова, запишите их;

- выделите корень, отметьте орфограммы в корне; обратите внимание на чередование к/ч;

- составьте и запишите предложение с одним из записанных слов

Дети записывают слово и выделяют в нём орфограммы.

Согласный, твёрдый, парный, глухой, парный.

 Праздничный, праздновать

Придумывают и записывают предложение, выделяя орфограммы в словарном слове

  1. Самоопределение к деятельности

- Определите, какими частями речи являются записанные слова, докажите правильность своего выбора

- Составьте предложение из слов, записанных на доске (ученик, партой, сидит). (Слайд 2)

- Почему нельзя составить предложение?

Слово «праздник» - имя существительное, так как обозначает событие и отвечает на вопрос «что?». Слово «праздничный» - имя прилагательное, так как обозначает признак предмета и отвечает на вопрос «какой?». Слово «праздновать» - глагол, так как обозначает действие и отвечает на вопрос «что далать?».

Дети двигают слова, меняют местами и приходят к выводу, что составить предложение нельзя.

Нет предлога.

Личностные УУД:

создаются условия для возникновения у ребёнка внутренней потребности включения в УД («хочу»), устанавливаются тематические рамки («могу»), возникает желание учиться

  1. Постановка учебной задачи

- Сформулируйте тему нашего урока и попробуйте определить задачи урока

- Сегодня мы узнаем новую часть речи- предлог. Узнаем, для чего служат предлоги. Научимся писать предлоги и правильно употреблять их в речи. (Слайд 3)

Предлоги. Правописание предлогов.

Личностные УУД:

возникает желание учиться

Регулятивные УУД:

определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно

  1. Открытие нового знания

- Предлог – это часть речи, которая ничего не называет, её задача «обслуживать», помогать именам существительным, а также местоимениям.  Предлог – это служебная часть речи.

- Давайте вернёмся к нашим словам. Какое же предложение получится, если добавить предлог?

- Можно ли поставить другой предлог?

-Изменился ли смысл?

- Какой можно сделать вывод?

- Запишите предложение, которое вам больше понравилось. Какое правило нужно помнить, чтобы не допустить ошибку при записи слов с предлогами?

- Выделите основу предложения, укажите части речи.(Слайд 4)

- Ребята, какой можно сделать вывод? Для чего нужны предлоги?

- Давайте прочитаем правило в учебнике на странице 109. Правильно ли мы сделали вывод? Что нового из правила узнали?

Ученик сидит за партой.

Ученик сидит перед партой.

Ученик сидит под партой.

Да, смысл меняется.

Если меняется предлог, меняется смысл предложения.

Предлоги с другими словами всегда пишется раздельно.

Основа: ученик сидит.

Предлоги нужны для связи слов в предложении.

Перед глаголами предлогов не бывает.

Регулятивные УУД:

соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем

Познавательные УУД: 

определять умения, которые будут сформированы при изучении данной темы, находить нужную информацию в учебнике, извлекать из неё существенное, сравнивать объекты, наблюдать и делать самостоятельные выводы

  1. Работа по теме урока

- В речи чаще других употребляются предлоги, которые записаны в таблицах на странице 109. (вывешивается таблица с предлогами)

- Подчеркните предлоги, произношение которых расходится с написанием.

- Обратите внимание: правописание предлогов не зависит от произношения, их правописание надо запомнить!

- Сделайте вывод, что узнали о предлоге.

Через, перед, о, над, по, до, под, про, около

Предлог – служебная часть речи, нужен для связи слов в предложении, стоит перед существительными и местоимениями. Никогда не стоит перед глаголами. Правописание предлогов нужно запомнить.

Личностные УУД: планирование деятельности

Регулятивные УУД:

соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем, контроль и оценка своей деятельности и деятельности товарищей

Познавательные УУД:

 ориентироваться в учебнике, сравнивать, наблюдать и делать выводы

Коммуникативные УУД: 

участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, задавать вопросы

  1. Физминутка

- Я называю предлоги и имена существительные. Если вы слышите предлог, нужно поднять руки вверх. Если услышите имя существительное, руки в стороны.

- Корова, в, без, ветер, около, пень, нос, над, об, нога, на, из, тень, про.

-Я прочитаю предложения, слушайте внимательно, вам нужно выписать только предлоги, которые встретятся.

«Ель на ёжика похожа».

«Ветер по морю гуляет». (А.Пушкин.Сказка о царе Салтане…)

«Скоро будет снег пушистый падать с высоты». (Бальмонт. К зиме)

«Над землёю туман облаками вставал». (Никитин. Встреча зимы)

«Ветер в поле воет…» (Плещеев. «Осень наступила»)

«Воробышки игривые, как детки сиротливые, прижались у окна». (Есенин. «Поёт зима…»)

- Проверьте и оцените свою работу. (Слайд 5)

- Придумайте своё предложение с любым предлогом и запишите его.

- Проверьте правильность записи предложения у своего товарища. Оцените его работу.

Дети оценивают себя после сравнения своей работы с образцом, рисуя на полях «линеечку».

Дети обмениваются тетрадями и проверяют предложение, записанное товарищем, оценивают его.

7.Рефлексия

7.1. Посмотрите на картинки и запишите их названия, называя кота, используя родственные слова. (Картинки с изображением кота и кувшина в разных положениях) (Слайды 6-9)

- Выделите корень  в родственных словах.

- Менялся ли смысл от смены предлога?

7.2. Работа в группах по три человека

- В ваших компьютерах есть предложения, в которых пропущены предлоги. Вам нужно вставить подходящие предлоги.

Давайте вместе распределим роли. Как вы думаете, что должны будут делать члены группы?

  1. … полю бежит заяц. … лесу … поляне прыгали белочки. Ребята …опушке леса нашли спелую землянику.
  2. … огороде росла яблонька. … ней висели яблоки. … яблонькой спал зайка.
  3. Петя сидит … партой и смотрит … окно. … дерево прилетела ворона. … двору ходят петухи.
  4. Незнайка гулял … лугу. … это время летел жук. Он налетел … Незнайку и ударил его … голове.
  5. Илья … папой пошли … рыбалку. … папы две большие удочки. Они шли … берегу реки.
  6. … реки дует свежий ветерок. … ногами шуршит трава. Хорошо … реки!

- Проверка и оценка товарищей из другой группы сигнальными карточками.

Кот перед кувшином, котик за кувшином, котёнок под кувшином, котище с кувшином)

1.Читать текст, чтобы можно было вместе определить пропущенный предлог

2.Напечатать предлоги

3.Представить выполненную работу классу

После этого обсуждения дети договариваются об обязанностях каждого члена группы и выполняют задание.

Личностные УУД:

уважение к своим товарищам

Регулятивные УУД:

 определять план выполнения заданий под руководством учителя, оценка своего задания

Познавательные УУД:

 наблюдать и делать самостоятельно выводы

Коммуникативные УУД:

 участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения и слушать других, оформлять свои мысли в письменной и устной форме, выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы, понимать точку зрения другого, договариваться друг с другом

8.Подведение итогов урока

- Что узнали на уроке? Подготовьте с товарищем ответ на мой вопрос.

Предлог – это служебная часть речи, служит для связи слов в предложении. Употребляется с именами существительными и местоимениями. Никогда не бывает перед глаголом. Правописание предлогов нужно запомнить.

Регулятивные УУД:

 формулировать и удерживать учебную задачу

Познавательные УУД:

строить речевое высказывание в устной форме.

9.Домашнее задание

Выписать из любого художественного произведения три предложения с предлогами.

Используемая литература:

  1. Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко, Н.Ю. Васильева. Поурочные разработки по русскому языку: 2 класс. – М. ВАКО, 2012.
  2. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 1 класс. – М.: Гуманит. изд. центр ВПА ДОС, 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....

открытый урок по русскому языку на тему "Происхождение русских фамилий"

урок- исследование составлен с учётом требований ФГОС по учебнику Канакиной...

Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)

Тип урока: повторение изученного   Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний  через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Презентация к открытому уроку по русскому языку на тему «Путешествие по стране «Русский язык»

Презентация позволит провести урок в форме путешествия, расширит знания учащихся о русском языке....