Урок русского языка в 4 классе на тему: "Использование в речи предложений с однородными членами"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Чистякова Светлана Юрьевна

Урок проводится по УМК "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_4_klasse.docx51.4 КБ

Предварительный просмотр:

                  Конспект урока

              по русскому языку

                       в 4 классе

Тема урока « Использование в речи предложений с однородными членами»

Тема урока: Использование в речи предложений с однородными членами.

Цели урока:

1.Развивать умения распознавать в предложении однородные члены, связанные с помощью союзов и без них; ставить запятую при однородных членах предложения; определять паузы в устной речи по интонации перечисления.

2. Развивать внимание, мышление, устную и письменную речь.

3. Формировать навыки грамотного и каллиграфического письма.

Формирование универсальных учебных действий:

1. Личностные УУД:

- формировать учебно-познавательный интерес к учебному материалу;

-формировать навыки самооценки;

- ориентировать на понимание причин успеха в учебной деятельности.

2. Регулятивные УУД:

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки

- учиться высказывать своё предположение на основе материала урока

3.Познавательные УУД:

- устанавливать причинно- следственные связи;

-осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов;

- использовать знаково-символические средства

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

4. Коммуникативные УУД:

- формулировать собственное мнение и позицию.

Оборудование урока:

- презентация к уроку

- распечатка материалов для работы учащихся

- карта самоконтроля

                                                 

                                                   Ход урока

I. Организационный момент.

Я рада вас сегодня встретить.

Мне интересны вы, друзья!

И ваши умные ответы

Не обойду вниманьем я.

Сегодня ждут нас наблюденья

И выводы, и рассужденья…

А чтобы впрок пошёл урок,

Активным самым будь, дружок!

II. Чистописание.

- Прочитайте слова. Букву, которую будем писать на минутке чистописания, встречается во всех словах и обозначает согласный, звонкий, твёрдый, непарный звук .

К.ртоф.ль, п.м.дор, м.рковь

-Назовите эту букву. (р)

- Запишите цепочку с этой буквой.

Ррр   РРрр    РрРр

III. Словарная работа.

- Назовите орфограммы в словах  из минутки чистописания. Составьте со словами предложение, используя обобщающее слово. ( один из вариантов записывается в тетради)

Картофель, помидор, морковь- овощи.

- В каких словах количество букв и звуков различается?

IV. Формулирование темы и целей урока.

- В чём особенность этого предложения?

- Сформулируйте тему урока. (слайд 1)

- Определим цели урока. ( слайд 2)

1. Вспомнить, …  …         ,         ,

2.Повторить правило о …  …  … при         ,         ,         

3. Развивать умение находить         ,         ,            в …..

Ответы детей: (слайд 3)

1. Вспомнить, что называют однородными членами предложения

2.Повторить правило о расстановке знаков препинания при однородных членах предложения                 

3. Развивать умение находить однородные члены в предложении.

V.Систематизация знаний.

- Сегодня на уроке вы самостоятельно оцените свои знания по этой теме. А поможет вам в этом карта самоконтроля.

Опора на доске:

Красный кружок- отлично

Зелёный кружок- хорошо

Синий кружок- надо повторить

На партах у детей карта самоконтроля ( заполняется после каждого задания)

Знание правила

Нахождение однородных членов в предложении

Применение правила на письме

Составление предложения с однородными членами

- Какие члены предложения называют однородными? (устно в парах рассказывают правило, один ученик вслух)

- Оцените свои знания. Закрасьте первый кружок в карте самоконтроля.

- Прочитайте предложения с однородными членами. Обоснуйте свой выбор. (слайд 4)

1. Кот схватил рыбу и съел.

2.Гуляй, но дело не забывай.

3.По широкой аллее мы подошли к дому.

4.Сосна,ель,пихта стоят всегда зелёные.

5.Ранним утром я с товарищем собрался на рыбалку. (1,2,4)

- Раскрасьте второй кружок.

VI. Закрепление изученного.

1. – Как могут быть  связаны между собой однородные члены?

-Запишите предложение, вставляя подходящие по смыслу союзы, где нужно запятые. (самостоятельная работа по карточке)

З…мля з…мой отдыхает          в…сной расцветает.

Ос..н…ю звёзды светят ярко                   холодно.

Терпенье         тру… всё перетрут.

Взаимопроверка.

Физминутка.

Мы осанку исправляем,

Спинки дружно выгибаем.

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз.

Улыбайся и садись.

2. – Какие члены предложения могут быть однородными?

- Расставьте предложения в нужном порядке, чтобы получился текст. (слайд5)

-Ориентируйтесь на таблицу.( карточка)

Работа в парах.

                                                   Золотой дождь

1.Всё лето л…сточ…ки подст…вляли со…нцу свои ладошки, щёч…ки, спинки.

2.Поз…л…тили они д…ро…ки и тр…пинки.

3. Шумит в л…су з…л…той дож…ь.

4.Л…тят, скачут, плывут лист…я.

5. П…л…тели л…сточки иволгами по ветру, запрыгали белками по суч…кам.

№ п/п

Однородные члены предложения

Подлежащее

Сказуемое

Второстепенные члены предложения

1

-

-

-

2

-

-

3

3

-

3

-

4

-

-

2

5

-

2

-

Проверка ( слайд 6)

                                                   Золотой дождь

1. Шумит в л…су з…л…той дож…ь.

2. Всё лето л…сточ…ки  подст…вляли  со…нцу  свои ладошки, щёч…ки, спинки.

3. Л…тят, скачут, плывут лист…я.

4. Поз…л…тили они д…ро…ки и тр…пинки.

5. . П…л…тели л…сточки иволгами по ветру, запрыгали белками по суч…кам.

- Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните однородные члены предложения.

-  Закрасьте третий кружок.

V.Самостоятельная работа ( разноуровневая) ( слайд 7)

1) Из пары предложений составить и записать предложение с однородными членами.

Ветер с деревьев листья. Ветер воет по ночам в трубах.

2) Выделенные слова заменить однородными членами предложения.

В лесу школьники собирали ягоды.

3) Составить и записать предложение с однородными сказуемыми вспорхнула, закружилась, соединёнными союзом и , используя слова птичка, над головами.

- Прочитайте составленные предложения.

- Закрасьте четвёртый кружок в карте самоконтроля.

VI. Обобщение.

- Давайте постараемся вспомнить всё чему сегодня учились на уроке. Я предлагаю игру « Верно или неверно»

- У вас на карточке начерчена таблица, как у меня на экране. Цифрами я указала номера вопросов. ( слайд 8)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

- Я читаю вам утверждение, вы обсуждаете в парах. Если вы считаете утверждение верным, то поставите знак «+», если неверным, «-».

Вопросы:

1) Предложение- это набор слов. (-)

2)  Словосочетание – это два слова, связанные по смыслу, из которых одно зависит от другого.(+)

3) Главные члены предложения – это грамматическая основа. (+)

4) Грамматическая основа не является словосочетанием.(+)

5) Второстепенные члены предложения – это подлежащее и сказуемое.(-)

6) В предложении может быть не одно подлежащее или сказуемое,  а больше.. (+)

7) Подлежащее только одно, а вопросы от него можно задать сразу к двум, трём….. сказуемым. (+)

8) Однородные члены предложения - это слова одного рода. (-)

9) Однородные члены предложения отвечают на разные вопросы. (-)

10) Однородные члены предложения – это главные члены предложения.(-)

- Какой из вопросов вызвал затруднение?

Проверка по интерактивной доске ( слайд 9)

VII. Рефлексия.

- Молодцы! Вы активно работали на уроке.

- Чему учились?

 - Что было особенно интересным?

- Какие задания вызвали затруднения?

- Оцените свои знания, дополнив моё предложение «Я усвоил(ла) эту

тему …»

- На листке самоконтроля запишите предложение с однородными членами, передав ваше впечатление об уроке.

- Вывесите свои карточки на доску. Давайте посмотрим как усвоил эту тему весь класс.

VII. Домашнее задание.

Записать 6 предложений с однородными членами из художественной литературы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка, 4 класс, тема "Знаки препинания в сложном предложении"

Конспект урока Русского языка для 4 класса, тема "Знаки препинания в сложном предложении", разработан по УМК "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока русского языка, 4 класс, тема "Как связаны части сложноподчиненного предложения"

Конспект урока русского языка, 4 класс, тема "Как связаны части сложноподчиненного предложения", составленный по учебнику Иванова С.В....

Урок по русскому языку 2 класс по теме "Использование слов - синонимов".

Урок соответствует структуре и требованиям фГОС....

Технологическая карта урока русского языка (2 класс). Тема: "Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи". УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формировать представление о местоимении как части речи, его роли в предложении;Задачи урокаДидактические:1. учить распознавать личные местоим...

Презентация. Русский язык 3 класс УМК Начальная школа 21 века по теме: "Однородные члены предложения"

Презентация предназначена для уроков русского языка 3 класса УМК Начальная школа 21 века...