Работа над развитием речи в технологии критического мышления
статья по русскому языку на тему
В последние годы появилась потребность в технологиях рефлексивного характера, целью и конечным результатом которых является овладение учащимися способами рефлексивного мышления, надпредметными когнитивными умениями, которые бы в дальнейшем входили в интеллектуальный аппарат личности и применялись в процессе самостоятельных поисков и открытий.
В настоящее время наиболее эффективными в образовательном процессе являются метакогнитивные технологии, формирующие интеллектуальные умения и усиливающие рефлексивные механизмы в образовательной деятельности. Технология развития критического мышления как раз и формирует данные умения, так как основана на личностных механизмах мышления: осознании, самокритике, самооценке и т. д. я предлагаю вашему вниманию мою методическую работу над этой темой в 1 - 4 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_poslednie_gody_poyavilas_potrebnost_v_tehnologiyah_refleksivnogo_haraktera.docx | 27.04 КБ |
Предварительный просмотр:
В настоящее время веду работу над методической темой «Работа над развитием речи учащихся в технологии критического мышления».. После посещения курсов по КМ заинтересовалась проведением уроков в данной технологии.
В последние годы появилась потребность в технологиях рефлексивного характера, целью и конечным результатом которых является овладение учащимися способами рефлексивного мышления, надпредметными когнитивными умениями, которые бы в дальнейшем входили в интеллектуальный аппарат личности и применялись в процессе самостоятельных поисков и открытий.
В настоящее время наиболее эффективными в образовательном процессе являются метакогнитивные технологии, формирующие интеллектуальные умения и усиливающие рефлексивные механизмы в образовательной деятельности. Технология развития критического мышления как раз и формирует данные умения, так как основана на личностных механизмах мышления: осознании, самокритике, самооценке и т. д.
Технология развития критического мышления – условное название, созданное авторами проекта «Чтение и письмо для развития критического мышления» Ч.Темплом, К.Мередитом, Д.Стилл, С.Уолтером. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией. Это совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания. Авторами проекта предложены различные приёмы работы с информацией, организации работы в классе и в группе, работа с различными типами вопросов, активное чтение, графические способы организации материала.
«Критическое мышление», «аналитическое мышление», «логическое мышление», «творческое мышление»- это понятия, составляющие единое целое. Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете, формирует свои представления о том, что происходит с этим предметом.
Для учащихся младших классов эта технология важна ещё и потому, что в процессе коллективной творческой деятельности дети не боятся ошибиться, в процессе коллективного поиска истины создаётся ощущение собственной значимости каждого участника для достижения положительного результата.
Кроме того, развитие речи учащихся младших классов - это важнейшая цель всего процесса обучения в начальной школе, ведь речь ребёнка - это зеркало его души. А диалоговый (общенческий) подход к обучению в данной технологии позволяет ребёнку освоить культуру совместной деятельности, а именно:
-опыт работы в команде,
-умение ставить вопросы и отвечать на вопросы товарищей,
- способность быть терпимым к различным точкам зрения.
-умение находить точки соприкосновения между участниками диалога,
- способность быть открытым как в выражении своего мнения, так и в обсуждении смысла высказываний других участников дискуссии,
-формирует умение ставить перед собой учебную задачу, составлять план её решения, организовывать поисковые действия, осмысливать свои действия по выработке решения, критически оценивать полученный результат, и в ходе работы над проблемой оценить, что я как ученик знаю, а что ещё должен узнать, чтобы справиться с заданием и не подвести товарищей.
А это и есть метакогнетивные умения, развивающиеся у детей при деятельностном подходе к обучению.
Рефлексия также отвечает и личностному подходу в обучении, так как позволяет ребёнку оценить свои интеллектуальные силы и возможности, осуществить самореализацию (самоактуализацию, самоуважение)- искать своё место в жизни, осознать систему нравственных установок и норм, что в конечном счёте ведёт к познанию собственного Я.
Уроки обучения устному и письменному пересказу всегда вызывают трудности и у учителей, и у учащихся. Мне всегда хотелось разнообразить и облегчить для ребят этот процесс. После знакомства с приёмами технологии критического мышления я выбрала для себя приём «Зигзаг-2», попробовала, и детям понравилось. Даже самые слабые учащиеся в ходе такой работы справляются с поставленной задачей. Ребята работают с интересом, пропал страх перед изложением, даже стали ждать очередного подобного урока.
Провела несколько уроков во 2,3 и 4 классах. В этом учебном году начала работу над развитием речи учащихся в данной технологии с 1 класса. Дети этого возраста очень любят рисовать, рисуют везде и всё. Да и память у детей этого возраста «лежит на кончиках пальцев», поэтому пересказы на основе коллективного рисования они полюбили сразу. Начала я эту работу на уроках литературного чтения, а потом легко и хорошо стали получаться коллективные изложения на уроках русского языка. Получил высокую оценку у коллег школы и района открытый урок по развитию речи в технологии КМ в 1 классе.И у них такой подход к работе над изложением вызвал большой интерес.
Технология РКМ- система приёмов и стратегий, формирующих развитие рефлексивных метокогнетивных умений на основе чтения и письма. Развитие способностей учиться самостоятельно. Метокогнетивные умения- это умения, которые ребёнок вынесет во взрослую жизнь. Цель технологии РКМ – развитие
интеллектуальных умений, необходимых детям не только в учёбе, но и в обычной жизни.
Основные стратегии технологии:
- Работа с тонкими и толстыми вопросами
-Ромашка Блума
- 6 W( игра в «слоника»)
-Дерево предсказания
-Зигзаг-1
-Зигзаг-2
-Продвинутая лекция
-Ролевая игра
- Таблица «МУВ» ( + - ?)
-Таблица «ЗХУ»
-Таблица « Верите ли вы»
- Шесть шляп мышления
-Фишбон
- Портфолио
-Игра с карточками
-Синквейн
-Кластеры
Предлагаю вашему вниманию урок по развитию речи в данной технологии для 1 класса. Урок получил высокую оценку у коллег школы и района. И у них такой подход к работе над изложением вызвал большой интерес.
Урок по русскому языку
(учебный курс КанакинаВ.П.,ГорецкийВ.Г.)
1 класс
Тема урока:Текст. Предложение. Обучение изложению текста.
Технологии: критическое мышление; ИКТ; работа в паре,
в группе.
ПЛАН УРОКА
Цели урока:
- продолжать работу по развитию устной и письменной речи учащихся:
способствовать овладению умением работать с предложением, составлять текст из предложений, коллективно под руководством учителя составлять текст по его частям;
- используя приемы критического мышления стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся
- развивать память учащихся: многократное прочтение, иллюстрирование и виды передачи чужой информации учат приемам запоминания
- развивать коммуникативные навыки работы
- развивать личностную ответственность за трансляцию материала и как следствие – учить сознательному и вдумчивому чтению и ответам на вопросы
Задачи урока:
- формировать последовательность изложения мыслей
- предупреждать возможность языковой небрежности, употребления повторов и сложных предложений
- развивать словарный запас учащихся
- предупреждать использование слов с неизученными орфограммами
- развивать языковую культуру изложения своих и чужих мыслей
- развивать личностную ответственность за трансляцию материала и как следствие – учить сознательному и вдумчивому чтению и ответам на вопросы
- развивать память учащихся: многократное прочтение, иллюстрирование и др. виды передачи чужой информации учат приемам запоминания
- совершенствовать роль ученика на основе выполнения правил работы в группе
- учить соотносить свои знания и умения с результатами работы других
- учить оценке работы своих товарищей и самооценке
Тип урока: комбинированный
Технологии: критическое мышление(толстые и тонкие вопросы, зигзаг, игра с карточками); ИКТ; работа в паре, в группе.
Оборудование:
- карточки с номерами участников творческих групп
- поле для игры с карточками
- листы для рисования
- фломастеры
- листочки для самостоятельной работы в группе
- текст (раздаточный материал) из дидактической тетради по русскому языку, составитель Полникова М.Ю. «Санкт –Петербург, СМИО Пресс,2014г.)
- электронное приложение к урокам окруж. мира (авт.ПлешаковА.А.)
- презентация
Планируемые результаты:
Личностные:
проявлять интерес к новым знаниям;
выполнять правила поведения на уроке;
сотрудничать в парах и группах при работе с текстом;
совершенствовать роль ученика на основе выполнения правил работы в группе;
выявлять причины успешности/ неуспешности в учебной деятельности;
учить соотносить свои знания и умения с результатами работы других
формирование способности к оценке и самооценке.
Регулятивные:
-совместно с учителем формулировать тему и цель урока;
-находить пути решения проблемы урока;
-учиться планировать и контролировать выполнение своих действий;
- развивать личностную ответственность за трансляцию материала и как следствие – учить сознательному и вдумчивому чтению и ответам на вопросы
- отделять существенное от несущественного;
- развивать память учащихся: многократное прочтение, иллюстрирование и виды передачи чужой информации учат приемам запоминания
- продолжать работу по развитию письменной речи учащихся
- формировать последовательность изложения мыслей
Коммуникативные
-сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи;
-формировать умение строить понятные для окружающих высказывания:
-предупреждать возможность языковой небрежности, употребления повторов и сложных предложений
-уметь строить монологическое высказывание, вести диалог;
-задавать вопросы с целью получения информации;
- выбирать способ представления информации;
- развивать словарный запас учащихся
- предупреждать использование слов с неизученными орфограммами
- развивать языковую культуру изложения своих и чужих мыслей.
Познавательные
-формировать основы осмысленного и критического чтения текстов;
умение пользоваться разными видами чтения;
продолжать работу по развитию устной и письменной речи учащихся:
- овладевать умением работать с предложением, составлять текст из предложений, коллективно под руководством учителя составлять текст по его частям;
- формировать умение последовательно излагать свои мысли
- стараться избегать языковой небрежности, употребления повторов и сложных предложений
- развивать словарный запас - предупреждать использование слов с неизученными орфограммами
- развивать языковую культуру изложения своих и чужих мыслей
- развивать личностную ответственность за трансляцию материала и как следствие – учить сознательному и вдумчивому чтению и ответам на вопросы
извлекать информацию, представленную в разных формах(текст, рисунок,ИКТ)
ХОД УРОКА
Мотивация к учебной деятельности
Определяем тему и цели урока.
Самоконтроль. Определение возможностей успешности.
Стадия вызова ( Актуализация знаний)
Игра « Иногда, всегда, никогда»
Ребята получают карточки с номерами и объединяются в группы по четыре человека, в соответствии с полученным номером.
В группе отвечают па вопросы учителя. По окончании работы один из учеников проводит презентацию ответов. Проверка правильности ответов по презентации учителя.
Основная цель работы: обобщить, на основе имеющихся знаний по окруж.миру, представление о характерных особенностях птицы галки.
Стадия осмысления.
Ученики читают текст в парах с соседом на листочках - готовятся к чтению вслух,
повторно читают текст хором.
Коллективно отвечаем на вопросы к тексту.
Коллективно озаглавливаем текст. Доказываем правильность выбора заглавия. Проверка правильности по авторскому варианту.
Затем так же в парах с соседом делят текст на смысловые части. Коллективная проверка.
Затем учащиеся объединяются в группы в соответствии с номерами карточек. Коллективно читают, обсуждают свою часть рассказа и озаглавливают её. Один из участников озвучивает свой вариант названия. Коллективная проверка правильности по презентации учителя.
Возможно провести промежуточную коллективную оценку работы класса.
Затем ребята рисуют иллюстрацию к своей части и готовят её пересказ.
Проводим презентацию.(возможно поменять частями рисунки- для формирования последовательности изложения мыслей .)
Один из участников пересказывает свою часть по представленной иллюстрации .Остальные участники группы, в случае затруднения, дополняют, уточняют пересказ.
Еще раз, дети читают текст и отмечают трудные для написания слова. Следует обговорить, чем их можно заменить в случае затруднения. Трудные слова выписаны на таблице.
Ребята переворачивают и складывают на середину стола листочки с текстом.
Один из ребят в группе записывает свою части рассказа. Остальные участники группы, в случае затруднения, дополняют, уточняют пересказ.
Стадия рефлексии.
Один из ребят в группе читает свою часть рассказа. Проводим презентацию через документ–камеру, учитель составляет текст из записанных частей. Коллективная проверка содержания и грамотности написания.
Проводим коллективную самооценку работы класса.
Текст к уроку:
Галка
У брата с сестрой была ручная галка. Она ела из рук, но любила улетать на волю.
Положила мама колечко на стол. В окно заглянула галка. Кольцо пропало!
Скоро и у бабушки пропали очки. Чьи это проделки?
Полез мальчик на крышу. Из щели достал колечко, очки, стёклышки, монетки.
Это спрятала галка-воровка. Что блестит – всё утащит!
(По Б. Житкову)
Учебно–методическое обеспечение
2. Программно – технический Тип 2. Ноутбук Acer
6.Устройство связи тип 2. Интерактивная доска Triumph Board
7.Проектор короткофокусный (с креплением)
8.Визуализатор тип 2 Triumph Board
ЛИТЕРАТУРА:
- Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. – СПб: СПбГУПМ, 2003.
- Заир-Бек С.И., Загашев И.О., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб: Скифия, 2002.
- Перемена\\Международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо. – 2000. – №№ 1,2.
- Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Электронное сопровождение к пособию «Технология КМ». – СПб: СПбАППО, 2008.
- Полникова М.Ю. Дидактическая тетрадь по русскому языку. – СПб: СМИО Пресс, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме : \'\'Использование технологии критического мышления в развитии речи учащихся на уроках литературного чтения \'\' .
В статье помещены этапы работы приёма " чтения с остановками" , \'\'прогноз " при работе с короткими текстами на уроке литературноо чтения в начальной школе ....
Использование приемов технологии критического мышления для развития мыслительной деятельности младших школьников.
Кто из нас, учителей, задумывается, а что думают наши ученики, какие цели они ставят перед собою на уроке? Бывает, что во время урока кто-то из ребят сидит и скучает. Он уже знает эту тему, и ему не...
Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя...
Технология критического мышления. Возможности применения элементов технологии критического мышления в начальной школе.
Презентация на тему: Образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальной школе....
Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разработанный в технологии критического мышления.
Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разра...
Статья использование технологии критического мышления в развитии речи учащихся.
Статья использование технологии критического мышления в развитии речи учащихся....
Технологическая карта урока русского языка для 3 класса по теме: "Местоимение (личное) как часть речи" С использованием технологии критического мышления.
Технологическая карта урокаКласс 3Предмет русский языкПрограмма УМК «Школа России»Учитель Солодкая М.В. МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Мельница»...