Статья по теме : ''Использование технологии критического мышления в развитии речи учащихся на уроках литературного чтения '' .
статья по чтению (3 класс) по теме
В статье помещены этапы работы приёма " чтения с остановками" , ''прогноз " при работе с короткими текстами на уроке литературноо чтения в начальной школе .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_5.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья по теме : “Использование технологии критического мышления в развитии речи учащихся” .
ГОУ школа №476
Учитель : Михайлова Ольга Павловна
В настоящее время актуальными в системе образования являются педагогические технологии, направленные на выявление и развитие творческих способностей учащихся. Актуальность технологии КМ позволяет формировать и развивать у учащихся УУД.
Критическое мышление – не отдельный навык, а комплекс навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили собственным практическим опытом. Сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи.) Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений.
Формы урока РКМ ЧП отличаются от уроков с традиционным обучением. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.
Технология критического мышления состоит из трёх стадий:
- Стадия вызова.
Задача - пробудить интерес к теме, структурировать процесс обучения, актуализировать имеющиеся знания.
- Стадия осмысления.
Задача - получение новой информации собственными знаниями.
- Стадия рефлексии.
Задача – целостное осмысление и обобщение полученной информации, анализ всего процесса изученного материала, выработка собственного отношения к изученному материалу и его повторная проблематизация.
Каждая из стадий предполагает различные приемы: «ключевые слова», «прогноз», «инсерт», и т.д.
К числу технологий, обеспечивающих взаимодействие учителя с учеником, относится технология «развитие критического мышления» через чтение и письмо».
Приём «чтение с остановками», представляет собой своеобразный художественный календарь текста с обсуждением содержания каждого смыслового фрагмента и прогнозирование дальнейшего развития сюжета.
Следует заметить , что ни один приём, ни один метод не может быть универсальным для всех случаев педагогической практики.
Во-первых, использование приема «чтение с остановками» требует от учителя отличного знания текста.
Во-вторых, учитель должен продумать задание, где в тексте при чтении будут делаться остановки.
В третьих, готовясь к уроку учитель читает текст несколько раз. Первый раз, чтобы понять, о чем этот текст, какие моменты в нём нужно выделить, где следует останавливать чтение и возможно ли это вообще при работе с данным текстом. То есть учитель определяет для себя, стоит ли этот текст читать с остановками. Второй раз учитель читает текст, чтобы выделить неизвестные ученикам слова, фрагменты, которые требуют пояснений. И ещё раз учитель читает текст, чтобы понять, на каких моментах он сосредоточит внимание учащихся.
Основная задача, которая стоит перед учителем, решившим использовать прием «чтение с остановками»,- это развитие
творческого мышления и воображения учащихся, а также развитие их речи. Суть данного приема как раз и заключается в том, чтобы пробудить учащихся, размышлять, фантазировать, высказывать свою точку зрения, свои предположения.
Перед началом чтения текста можно не говорить учащимся его название. А в некоторых случаях название текста может стать предметом обсуждения в классе и стимулировать интерес учащихся о чём же будет рассказываться в тексте, имеющем такое название.
Примерные вопросы приёма «чтения с остановками»
- По названию предположите о чём будет рассказ?
- Какие события могут произойти в описанной обстановке?
- Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?
- Что вы почувствовали, прочитав эту часть текста? Какие ощущения у вас возникли?
- Какие ожидания ваши подтвердились?
- Что было неожиданным?
- Как вы думаете, чем закончился рассказ? Как бы вы закончили его?
Рефлексия. Если останется время дети могут сочинить синквейн: (пятистишие) (форма письменной рефлексии)
1-я строка -1 слово (существительное, тема синквейна).
2-я строка - 2 слова (прилагательные, описывающие тему).
3-я строка - 3 слова (глаголы, действия которые производит существительное)
4-я строка – 4 слова (фраза передающая ваше отношение к существительному)
5-я строка – синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову.
Медведь.
Лохматый, косолапый.
Сидит, играет, слушает.
Он любит звук струны.
Музыкант.
- Итог
- Выбери и продолжи любое предложение .
- На сегодняшнем уроке я узнал …
- На этом уроке я похвалил бы себя за…
- После урока мне захотелось…
- Сегодня я сумел…
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по теме: "Использование технологии критического мышления на уроках ОРКСЭ"
Мастер-класс был проведён в рамках республиканского семинара "Использование инновационных технологий при реализации курса ОРКСЭ"...
Использование технологии критического мышления для формирования у учащихся начальной школы учебно-познавательных, информационных, коммуникативных компетенций
Статья "Использование технологии критического мышления для формирования у учащихся начальной школы учебно-познавательных, информационных, коммуникативных компетенций"...
Статья: "Методические приемы использования технологии критического мышления на уроках математики."
Методические приемы использования технологии критического мышления на уроках математики...
Развитие речи учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе
Общая задача развития речи состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической ...
Статья по теме по теме «Использование технологии критического мышления в начальной школе во внеурочной деятельности
В разработке описано понятие критического мышления и использование данной технологии на занятиях во внеурочной деятельности....
Статья использование технологии критического мышления в развитии речи учащихся.
Статья использование технологии критического мышления в развитии речи учащихся....
«Развитие речи учащихся на уроках литературного чтения и русского языка через внедрение в образовательный процесс ООТ и ИКТ».
Сегодня приоритетным направлением в обучении русскому языку и литературному чтению в условиях введения ФГОС в начальной школе является развитие устной и письменной речи учащихся. Поэтому формирование ...