Технологическая карта урока русского языка для 3 класса по теме: "Местоимение (личное) как часть речи" С использованием технологии критического мышления.
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)
Технологическая карта урока
Класс 3
Предмет русский язык
Программа УМК «Школа России»
Учитель Солодкая М.В. МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Мельница»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Класс 3
Предмет русский язык
Программа УМК «Школа России»
Учитель Солодкая М.В. МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Мельница»
Тема | Местоимение (личное) как часть речи |
Педагогические цели | Способствовать ознакомлению с личным местоимением, его значением, употреблением в речи (общее |
Тип урока | Решение учебной задачи (с применением ТРКМ) |
Планируемые | Осваивают первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, |
Личностные | Проявляют бережное отношение к природе |
Универсальные | Регулятивные: формулируют учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Познавательные: Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы. Коммуникативные: управляют поведением партнера, осуществляют контроль, коррекцию и оценку его действий |
Основное содержание темы, понятия | Личное местоимение, его значение, употребление в речи (общее представление). Распознание личных местоимений среди других слов и в предложении. Различение местоимения (в начальной форме) и имени существительного |
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |
осуществляемые действия | формируемые умения | ||||
I. Мотивирование к учебной | Фронтальный. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. - В классе светло? - Вам тепло? - Вы рады видеть меня и друг друга? Я тоже рада встрече с вами. - Настроение хорошее? - Вы готовы начать урок? – Проверим готовность к уроку Как мы будем работать на уроке: Читать – вдумчиво Писать – грамотно Слушать – внимательно Говорить – внятно, доступно | Приветствуют учителя. Организуют свое | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
II. Чистописание | Индивидуальная. Практический. Письмо | Ди Де До Да Дм Дв | Выполняют письмо по образцу | Вырабатывают каллиграфический почерк | |
Стадия вызова (ТРКМ) | |||||
III. Актуализация знаний | Индивидуальная. Практический. Письмо |
На л. сном оз.ре треснул лё. Организует работу над предложением
Организует групповую работу по заполнению схемы | Выполняют задание по алгоритму: вставить пропущенные орфограммы, подчеркнуть грамматическую основу, указать части речи. Работают в группах, заполняют листы с заданиями:
| Выполняют письмо по памяти, готовятся объяснять орфограммы, находят основу предложения, указывают части речи. Принимают учебное | Предметные Осваивают первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка |
IV. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный | Помогает сформулировать тему и цели урока - Оцените, как мы заполнили схему. Всё правильно? (нет местоимения) - Что мы узнали о местоимении на прошлом уроке? Дз (правило) № 173 | Формулируют тему, задают вопросы по теме, выделяют главные | Принимают учебную задачу, сформулированную совместно с учителем | Регулятивные: формулируют учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. |
Проверка | Фронтальная. Словесный. Чтение | Организует проверку домашнего задания, устанавливает правильность и осознанность его выполнения | Зачитывают выполненное задание | Осуществляют контроль, самоконтроль для установления правильности выполнения заданий | |
Упражнение 173 | Фронтальная. Словесный. Чтение | Проводит воспитательный момент об отношении к природе - На какие вопросы вы хотели бы получить ответы сегодня на уроке? | Учатся беречь природу | Личностные Проявляют бережное отношение к природе | |
Стадия осмысления | |||||
V. Усвоение | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, | Организует работу над предложениями, помогает сформулировать выводы | Познавательные: Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. | ||
1. Значение местоимений в нашей речи | Чтение, беседа, письмо | Весь день шёл снег. Снег засыпал все дороги и тропинки. - Что заметили? (повторы) - Способы их устранения (заменить существительное снег местоимением) Предлагает познакомиться с учебным текстом стр. 103 | Записывают исправленные предложения. Делают вывод о значении местоимений в нашей речи | Редактируют текст | Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. |
2. Роль местоимений в предложении | Коллективная, индивидуальная. Словесный, | – Прочитайте предложения ещё раз, найдите в них основу. Он (что сделал?) засыпал. | Находят основу предложения, формулируют вывод: местоимение является в предложении подлежащим | ||
VI. Закрепление знаний и способов действий. | Индивидуальная, работа в парах Практический, словесный. | Организует работу над упражнением,
закрепление (упр. 108 тетрадь) | Соединяют местоимение с существительным | Работают в парах | Коммуникативные: управляют поведением партнера, осуществляют контроль, коррекцию и оценку его действий |
Работа в рабочей тетради (№ 108) | Упражнение |
(Проверка по эталону)
1.На пеньке сидела рыжая белочка. Белочка грызла зубами еловую шишку. 2.Медвежонку понравился этот зверёк. Они подбежал и хотел поиграть с белочкой. 3.Белочка испугалась. Она стрелой взлетела на ель. | Заменяют существительное местоимением Находят ошибки в тексте (выявление границ нового знания, повторение учебного содержания) | Регулятивные: оценивать(сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности | |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Практический | Какое слово сегодня на уроке было ключевым? (местоимение) Вернёмся к нашей схеме, вспомним на какие вопросы мы искали ответы (роль местоимения в речи и в предложении) – Закончите предложения: • Я сегодня узнал… • Я научился… Мне было трудно… Оцените работу класса и свою | Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока. Выполняют задание «Текст с ошибками» | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | |
Стадия рефлексии | |||||
VIII. Домашнее задание. - По учебнику (№ 177) - Творческое задание Сочинить сказочную историю | Фронтальная. Словесный. Объяснение | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное |
Анализ урока русского языка во 3 классе по теме «Местоимение (личное) как часть речи»
Этап урока | Содержание | СДП | Применение ТРКМ |
I. Мотивирование к учебной Самоопределение к деятельности | Приветствие учащихся. - В классе светло? - Вам тепло? - Вы рады видеть меня и друг друга? Я тоже рада встрече с вами. - Настроение хорошее? - Вы готовы начать урок? – Проверим готовность к уроку. Как мы будем работать на уроке: Читать – вдумчиво Писать – грамотно Слушать – внимательно Говорить – внятно, доступно | Осознанное вхождение уч-ся в пространство учебной деятельности |
Суть этапа: создание благоприятного психологического климата на уроке
Суть этапа: определение целей урока; развитие внутренней мотивации к изучению данной темы и предмета в целом |
III. Актуализация знаний |
На л. сном оз.ре треснул лё. Организует работу над предложением
Организует групповую работу по заполнению схемы Работают в группах, заполняют листы с заданиями:
| Подготовка мышления к проектированной деятельности, мотивация к сам-ному выполнению учебного действия | Стадия вызова (систематизация материала графическая) Функции: мотивация (пробуждение интереса к работе с новой информацией); информационная (вызов на поверхность имеющихся знаний); коммун. (бесконфликтный обмен мнениями) 3.Актуализация Суть этапа: пробудить, взволновать, заинтересовать, спровоцировать учеников вспомнить, что они уже знают; воспроизвести знания, умения те, что нужны для дальнейшей работы |
IV. Постановка учебной задачи | Формулируют тему, задают вопросы по теме, выделяют главные: будем учиться находить местоимения в тексте, отличать их от существительных; искать ответ на вопрос о роли местоимения в речи и в предложении | 1.Выявление места и причины затруднения 2. Построение проекта выхода из затруднения | |
V. Усвоение «Открытие» нового знания |
Весь день шёл снег. Снег засыпал все дороги и тропинки. - Что заметили? (повторы) - Способы их устранения (заменить существительное снег местоимением) Предлагает познакомиться с учебным текстом стр. 103 2. Роль местоимений в предложении Находят основу предложения, формулируют вывод: местоимение является в предложении подлежащим | Реализация построенного проекта: решение исходной задачи | Стадия осмысления содержания (поиск ответов на поставленные вопросы) Информационная.(получение новой информации по теме); систематизационная (классификация полученной информации по категориям знаний); мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме) 4.Осмысление материала Суть этапа: ознакомить с новой информацией; анализ информации и определение учениками личного его понимания |
VI. Закрепление знаний и способов действий. Первичное закрепление | Работа в рабочей тетради (№ 108) в парах | 1.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или в группах) | |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Электронное приложение (последнее упражнение) | 2.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | |
Включение нового знания в систему знаний | Текст с ошибками 1.На пеньке сидела рыжая белочка. Белочка грызла зубами еловую шишку. 2.Медвежонку понравился этот зверёк. Они подбежал и хотел поиграть с белочкой. 3.Белочка испугалась. . Она стрелой взлетела на ель. | 3.Включение в систему знаний и повторение (выявление границ нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности) | 5. Рефлексия Суть этапа: уточнение содержания изученного; сравнение реальных результатов с ожидаемыми; установление связей между тем, что уже известно и тем, что нужно усвоить, научиться в будущем |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Какое слово сегодня на уроке было ключевым? (местоимение) Вернёмся к нашей схеме, вспомним на какие вопросы мы искали ответы (роль местоимения в речи и в предложении) – Закончите предложения: • Я сегодня узнал… • Я научился… Мне было трудно… Оцените работу класса и свою Д/з
местоимении | Оценивание собственной деятельности, фиксация затруднений, обсуждение и запись дом. задания | Стадия рефлексии (возврат к схеме, ответы на поставленные вопросы, текст с ошибками) Коммун.(обмен мнениями о новой информации); информац.(приобретение нового знания); мотивац.(побуждение к дальнейшему расширению информац. поля); оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, оценка процесса) |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Класс 3
Предмет русский язык
Программа УМК «Школа России»
Учитель Солодкая М.В. МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Мельница»
Тема | Местоимение (личное) как часть речи |
Педагогические цели | Способствовать ознакомлению с личным местоимением, его значением, употреблением в речи (общее |
Тип урока | Решение учебной задачи (с применением ТРКМ) |
Планируемые | Осваивают первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, |
Личностные | Проявляют бережное отношение к природе |
Универсальные | Регулятивные: формулируют учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Познавательные: Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы. Коммуникативные: управляют поведением партнера, осуществляют контроль, коррекцию и оценку его действий |
Основное содержание темы, понятия | Личное местоимение, его значение, употребление в речи (общее представление). Распознание личных местоимений среди других слов и в предложении. Различение местоимения (в начальной форме) и имени существительного |
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |
осуществляемые действия | формируемые умения | ||||
I. Мотивирование к учебной | Фронтальный. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. - В классе светло? - Вам тепло? - Вы рады видеть меня и друг друга? Я тоже рада встрече с вами. - Настроение хорошее? - Вы готовы начать урок? – Проверим готовность к уроку Как мы будем работать на уроке: Читать – вдумчиво Писать – грамотно Слушать – внимательно Говорить – внятно, доступно | Приветствуют учителя. Организуют свое | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
II. Чистописание | Индивидуальная. Практический. Письмо | Ди Де До Да Дм Дв | Выполняют письмо по образцу | Вырабатывают каллиграфический почерк | |
Стадия вызова (ТРКМ) | |||||
III. Актуализация знаний | Индивидуальная. Практический. Письмо |
На л. сном оз.ре треснул лё. Организует работу над предложением
Организует групповую работу по заполнению схемы | Выполняют задание по алгоритму: вставить пропущенные орфограммы, подчеркнуть грамматическую основу, указать части речи. Работают в группах, заполняют листы с заданиями:
| Выполняют письмо по памяти, готовятся объяснять орфограммы, находят основу предложения, указывают части речи. Принимают учебное | Предметные Осваивают первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка |
IV. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный | Помогает сформулировать тему и цели урока - Оцените, как мы заполнили схему. Всё правильно? (нет местоимения) - Что мы узнали о местоимении на прошлом уроке? Дз (правило) № 173 | Формулируют тему, задают вопросы по теме, выделяют главные | Принимают учебную задачу, сформулированную совместно с учителем | Регулятивные: формулируют учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. |
Проверка | Фронтальная. Словесный. Чтение | Организует проверку домашнего задания, устанавливает правильность и осознанность его выполнения | Зачитывают выполненное задание | Осуществляют контроль, самоконтроль для установления правильности выполнения заданий | |
Упражнение 173 | Фронтальная. Словесный. Чтение | Проводит воспитательный момент об отношении к природе - На какие вопросы вы хотели бы получить ответы сегодня на уроке? | Учатся беречь природу | Личностные Проявляют бережное отношение к природе | |
Стадия осмысления | |||||
V. Усвоение | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, | Организует работу над предложениями, помогает сформулировать выводы | Познавательные: Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. | ||
1. Значение местоимений в нашей речи | Чтение, беседа, письмо | Весь день шёл снег. Снег засыпал все дороги и тропинки. - Что заметили? (повторы) - Способы их устранения (заменить существительное снег местоимением) Предлагает познакомиться с учебным текстом стр. 103 | Записывают исправленные предложения. Делают вывод о значении местоимений в нашей речи | Редактируют текст | Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. |
2. Роль местоимений в предложении | Коллективная, индивидуальная. Словесный, | – Прочитайте предложения ещё раз, найдите в них основу. Он (что сделал?) засыпал. | Находят основу предложения, формулируют вывод: местоимение является в предложении подлежащим | ||
VI. Закрепление знаний и способов действий. | Индивидуальная, работа в парах Практический, словесный. | Организует работу над упражнением,
закрепление (упр. 108 тетрадь) | Соединяют местоимение с существительным | Работают в парах | Коммуникативные: управляют поведением партнера, осуществляют контроль, коррекцию и оценку его действий |
Работа в рабочей тетради (№ 108) | Упражнение |
(Проверка по эталону)
1.На пеньке сидела рыжая белочка. Белочка грызла зубами еловую шишку. 2.Медвежонку понравился этот зверёк. Они подбежал и хотел поиграть с белочкой. 3.Белочка испугалась. Она стрелой взлетела на ель. | Заменяют существительное местоимением Находят ошибки в тексте (выявление границ нового знания, повторение учебного содержания) | Регулятивные: оценивать(сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности | |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Практический | Какое слово сегодня на уроке было ключевым? (местоимение) Вернёмся к нашей схеме, вспомним на какие вопросы мы искали ответы (роль местоимения в речи и в предложении) – Закончите предложения: • Я сегодня узнал… • Я научился… Мне было трудно… Оцените работу класса и свою | Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока. Выполняют задание «Текст с ошибками» | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | |
Стадия рефлексии | |||||
VIII. Домашнее задание. - По учебнику (№ 177) - Творческое задание Сочинить сказочную историю | Фронтальная. Словесный. Объяснение | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное |
Анализ урока русского языка во 3 классе по теме «Местоимение (личное) как часть речи»
Этап урока | Содержание | СДП | Применение ТРКМ |
I. Мотивирование к учебной Самоопределение к деятельности | Приветствие учащихся. - В классе светло? - Вам тепло? - Вы рады видеть меня и друг друга? Я тоже рада встрече с вами. - Настроение хорошее? - Вы готовы начать урок? – Проверим готовность к уроку. Как мы будем работать на уроке: Читать – вдумчиво Писать – грамотно Слушать – внимательно Говорить – внятно, доступно | Осознанное вхождение уч-ся в пространство учебной деятельности |
Суть этапа: создание благоприятного психологического климата на уроке
Суть этапа: определение целей урока; развитие внутренней мотивации к изучению данной темы и предмета в целом |
III. Актуализация знаний |
На л. сном оз.ре треснул лё. Организует работу над предложением
Организует групповую работу по заполнению схемы Работают в группах, заполняют листы с заданиями:
| Подготовка мышления к проектированной деятельности, мотивация к сам-ному выполнению учебного действия | Стадия вызова (систематизация материала графическая) Функции: мотивация (пробуждение интереса к работе с новой информацией); информационная (вызов на поверхность имеющихся знаний); коммун. (бесконфликтный обмен мнениями) 3.Актуализация Суть этапа: пробудить, взволновать, заинтересовать, спровоцировать учеников вспомнить, что они уже знают; воспроизвести знания, умения те, что нужны для дальнейшей работы |
IV. Постановка учебной задачи | Формулируют тему, задают вопросы по теме, выделяют главные: будем учиться находить местоимения в тексте, отличать их от существительных; искать ответ на вопрос о роли местоимения в речи и в предложении | 1.Выявление места и причины затруднения 2. Построение проекта выхода из затруднения | |
V. Усвоение «Открытие» нового знания |
Весь день шёл снег. Снег засыпал все дороги и тропинки. - Что заметили? (повторы) - Способы их устранения (заменить существительное снег местоимением) Предлагает познакомиться с учебным текстом стр. 103 2. Роль местоимений в предложении Находят основу предложения, формулируют вывод: местоимение является в предложении подлежащим | Реализация построенного проекта: решение исходной задачи | Стадия осмысления содержания (поиск ответов на поставленные вопросы) Информационная.(получение новой информации по теме); систематизационная (классификация полученной информации по категориям знаний); мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме) 4.Осмысление материала Суть этапа: ознакомить с новой информацией; анализ информации и определение учениками личного его понимания |
VI. Закрепление знаний и способов действий. Первичное закрепление | Работа в рабочей тетради (№ 108) в парах | 1.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или в группах) | |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Электронное приложение (последнее упражнение) | 2.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | |
Включение нового знания в систему знаний | Текст с ошибками 1.На пеньке сидела рыжая белочка. Белочка грызла зубами еловую шишку. 2.Медвежонку понравился этот зверёк. Они подбежал и хотел поиграть с белочкой. 3.Белочка испугалась. . Она стрелой взлетела на ель. | 3.Включение в систему знаний и повторение (выявление границ нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности) | 5. Рефлексия Суть этапа: уточнение содержания изученного; сравнение реальных результатов с ожидаемыми; установление связей между тем, что уже известно и тем, что нужно усвоить, научиться в будущем |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Какое слово сегодня на уроке было ключевым? (местоимение) Вернёмся к нашей схеме, вспомним на какие вопросы мы искали ответы (роль местоимения в речи и в предложении) – Закончите предложения: • Я сегодня узнал… • Я научился… Мне было трудно… Оцените работу класса и свою Д/з
местоимении | Оценивание собственной деятельности, фиксация затруднений, обсуждение и запись дом. задания | Стадия рефлексии (возврат к схеме, ответы на поставленные вопросы, текст с ошибками) Коммун.(обмен мнениями о новой информации); информац.(приобретение нового знания); мотивац.(побуждение к дальнейшему расширению информац. поля); оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, оценка процесса) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка 2 класс ФГОС по теме "Глагол как часть речи и употребление его в речи"
Этапы уроков, методы, деятельность учителя,и учеников...
Технологическая карта урока русского языка. 3 класс.Имя прилагательное как часть речи.
Технологическая карта урока русского языка. 3 класс.Имя прилагательное как часть речи. Цель: Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи....
Технологическая карта урока русского языка (4 класс). Тема: Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование представления о наречии как части речи; ознакомление учащихся с признаками наречия; формирование умения находить наречие в тексте.Планируемые результатыПр...
Технологическая карта урока русского языка 3 класс. УМК "Школа России"Тема: «Простое и сложное предложения. Запятая между частями сложного предложения».
Цели деятельности учителя: познакомить с понятием сложное предложение; развивать умение устанавливать связь слов в предложении; различать простое и сложное предложение; познакомить с прави...
Технологическая карта урока русского языка (2 класс). Тема: Предлог как часть речи. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование представления о предлогах как части речи и их значении в тексте; формирование коммуникативных и прогностических умений.Планируемые результаты:Предметные:знать: ...
Технологическая карта урока русского языка (2 класс). Тема: Местоимение. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование представления о местоимении; знакомство с его значением и употреблением в речи.Планируемые результаты:Предметные:знать: определение местоимения; примеры местоим...
Технологическая карта урока русского языка «Проверочная работа по теме «Местоимение» 3 класс УМК «Школа России»
Цели деятельности учителя: обобщение и закрепление знаний, обучающихся о части речи «Местоимение»Задачи урокаДидактические:Знать, что такое местоимение, его значение и употребление в речи...