Технология интеллектуального развития на уроках русского языка в начальных классах
план-конспект урока по русскому языку на тему
Технология интеллектуального развития на уроках русского языка в начальных классах (из опыта работы по методике Г.А.Бакулиной).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_intellektualnogo_razvitiya_na_urokah_russkogo_yazyka.docx | 22 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология интеллектуального развития на уроках русского языка в начальных классах
(из опыта работы по методике Г.А.Бакулиной).
Теплякова Светлана Олеговна,
учитель начальных классов,
ГБОУ ШКОЛА №281
Совокупность познавательных процессов человека определяет его интеллект. «Интеллект - это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами» (Векслер). Неслучайно среди проблем, оказавшихся в центре внимания педагогов и психологов, в последние годы видное место заняла проблема интеллектуального развития детей.
Принципиальной новизной методики интеллектуального развития на уроках русского языка и литературы, которую разработала доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования Г.А.Бакулина, является постоянное, взаимообусловленное и взаимосвязанное сочетание трёх высокоинтеллектуальных процессов:
-антиципации (предвидения, предопределения учеником своих учебных действий);
-целенаправленного развития логического мышления учащихся;
-повышенной речевой активности.
Взаимодействие этих процессов обеспечивается с помощью системы специально разработанных заданий и упражнений, направленных на углублённое овладение учеником учебным материалом и одновременное развитие ряда его важнейших интеллектуальных качеств: речи, внимания, памяти, мышления, наблюдательности и т.д. Благодаря этому, лингвистическое развитие учащихся происходит в теснейшей связи с комплексным развитием их интеллекта, что в свою очередь обеспечивает высокую результативность обучения русскому языку.
Ученики непосредственное участвуют в планировании и проведении большинства структурных этапов урока. Ученику передаётся часть функций учителя. Дети сами формулируют тему и цель урока, предопределяют виды и содержание своей учебной деятельности на всех или отдельных его структурных этапах, принимают активное участие в овладении новым учебным материалом, в формулировании выводов и обобщений.
При внедрении данной технологии в основу организации учебного процесса, наряду с общепринятыми, Г.А.Бакулина выделяет следующие принципы:
1. Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребёнка. Он предполагает, что учитель использует во время работы на уроках русского языка такие методы и приёмы, составляет такие упражнения, в процессе выполнения которых у учащихся формируются не только лингвистические знания, но одновременно вырабатывается и совершенствуется и ряд интеллектуальных качеств (не менее четырёх – мышление, внимание, память, речь)
2. Принцип действенного подхода к обучению заключается в такой организации и проведении уроков русского языка, в результате которых осуществляется поиск детьми собственных, часто неординарных путей решения поставленных задач и проблем, в максимальной степени активизируется мыслительная деятельность учащихся, совершенствуются их интеллектуальные качества.
3. Принцип обоснованного ответа. Его реализация предполагает установку учащихся на полное, последовательное, доказательное освещение своего мнения в процессе выполнения заданий по русскому языку.
4. Принцип сотрудничества, делового партнёрства учителя и учащихся. Предусматривает сочетание разумной требовательности и строгости с глубоким терпением и уважением к личности ребёнка, его мнению, точке зрения. Предоставление психологической свободы, создание атмосферы тепла и доверия даст возможность каждому ребёнку озвучивать новые идеи и применять новые знания.
Свои уроки русского языка я всегда составляю, опираясь на методику Г.А.Бакулиной , и хочу поделиться своим опытом работы. Приведу конкретные примеры фрагментов урока русского языка в начале второго года обучения по теме «Родственные слова» (закрепление).
Первый этап - мобилизующий, принципиально новый, цель которого -задействовать, включить в работу важнейшие интеллектуальные качества ребёнка.
У: -Ребята, прочитайте слова, записанные на доске (червь, муха, паук, червяк, червячок, мухоловка, паучок). Разделите слова на группы и, ориентируясь на принцип деления слов, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.
Д.-В первую группу я отнесу слова червь, червяк, червячок, во вторую – муха, мухоловка, а в третью паук, паучок. Слова каждой группы похожи по смыслу и имеют одинаковый корень, значит тема сегодняшнего урока «Родственные слова».
У.-Ориентируясь на тему и опорные слова, поставьте цель.
Д.-Цель нашего урока: повторить, какие слова называют родственными, учиться подбирать родственные слова.
Формулирование темы и цели урока требует выражение мысли в виде логического, доказательного, развёрнутого, последовательного рассуждения вслух.
Очень важно научить ребят делать пусть маленькие, но собственные открытия. Ученик должен уже в младших классах решать задачи, которые требовали от него не простого действия по аналогии , а содержали бы в себе возможность для «умственного прорыва». Полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями.
Например, минутка чистописания проводится нетрадиционно – дети сами определяют букву, написание которой необходимо повторить.
У: -Буква находится в самой большой группе родственных слов, в корне слова, состоящего из одного слога, и обозначают в нём согласный, парный, глухой, мягкий звук (слова прежние - червь, муха, паук, червяк, червячок, мухоловка, паучок).
Д: -Мы запишем строчную букву «в», т.к.она находится в самой большой группе родственных слов, в корне слова, состоящего из одного слога, и обозначают в нём согласный, парный, глухой, мягкий звук.
У: - Определите и продолжите на чистописании закономерность:
в вв ввв…
Д:- В каждом последующем буквосочетании количество букв «в» увеличивается на одну.
Этот этап предусматривает совмещение поиска буквы с неполным фонетическим разбором и одновременным введением дополнительных поисковых объектов, связанных с изученными ранее темами. Развивается объём и распределение внимания, сосредоточенность, наблюдательность, аналитико-синтетическое мышление.
Дети с довольствием включаются в такой вид работы и, если она проводится ежеурочно, сами составляют задания для минуток чистописания и включают букву в свою придуманную закономерность.
Или, к примеру, словарная работа - слово не преподносится в готовом виде:
Жук-точильщик лакомится старой корой.
У: - Прочитайте предложение. Грамотно выделив в словах корни и ориентируясь на подсказку, определите новое словарное слово:
— — — — —
3 2 5 3 3
Д: - Это слово «комар»: в каждом слове предложения надо выделить корень и из каждого корня взять соответствующую числу в шифре букву.
Ознакомление с лексическим значением изучаемого слова осуществляется частично-поисковым методом – дети находят родовое понятие, существенные признаки и самостоятельно составляют определение. Затем слово вводится в активный словарь путём работы с фразеологизмом «Комар носа не подточит» и составления гнезда родственных слов.
Далее учитель предлагает ребятам текст: - Сформулируйте задание к этому упражнению, не забывая о теме урока.
Д: - Списать текст, вставляя пропущенные буквы т подходящие по смыслу родственные слова. Можно дописать продолжение в соответствии с темой урока.
В з..лёной тр..ве пряч..тся •. Они ждут маму-•. Вот пришёл ещё •. Сч..стливая • с..мейка отправилась • д..мой.
Слова для справок: гусеница, гус.., гусыня, гусята, гусеничный, гус..ком, гусёнок, гусиный.
У: - Проверка: прочитайте полученный текст, назовите слова с пропущенными буквами, группируя их по виду орфограмм.
Лексико-орфографическое упражнение призвано интенсивно совершенствовать мыслительные операции: умение осуществлять сопоставительный анализ, сравнивать лексические значения слов, обобщать свои рассуждения. Неординарно проводится орфографический контроль.
Физ.минутки тоже гармонируют с основной темой урока. Физические упражнения сочетаются с минимальным умственным напряжением, осуществляют высокий физический и эмоциональный подъём детей, вызывают желание активно продолжить работу на уроке.
У:-Комары летают и кусают. Если я назову родственное слово к слову «летать», присаживаются на корточки девочки, если к слову «кусать» – мальчики: полёт, летает, кусает, укус, закуска, лётчик, лётный, откусил, летун, кусающий.
Таким образом, сложный, зачастую монотонный процесс овладения русским языком может быть интересным, увлекательным и очень эффективным. Формируются различные группы УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Ученик становится не только объектом, но и субъектом процесса обучения. Следуя за учителем, выполняя его методические указания, ученик становится активным действующим лицом на уроке. Эта увлекательная поисковая деятельность, осуществляемая с помощью лексико-орфографических упражнений, новых подходов и приемов к традиционным учебным действиям, резко повышает интерес учащихся к лингвистике и учебному процессу в целом. Применение методики существенно поднимает интеллектуальный уровень учащихся, улучшает качество освоения русского языка, совершенствует орфографическую грамотность, развивает устную речь школьников.
Литература:
1. Г.А.Бакулина «Интеллектуальное развитие учащихся на уроках русского языка, 5 класс», Киров, 2002.
2. Г.А.Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка, 2 класс», Владос, 1999.
3. Г.А.Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте» Владос, 2004
4. Журнал «Начальная школа» №4, 2003 («Средства субъективизации в обучении»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное интеллектуальное развитие на уроках русского языка
Данная система предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном...
Обучение младших школьников с проблемами в интеллектуальном развитии на уроках русского языка
В представленных материалах рассматриваются проблемы обучения русскому языку умственно отсталых младших школьников. Показана коррекционная и практическая направленность материала ...
Интеллектуальное развитие на уроках русского языка.
Описание из опыта работы....
Комплексное интеллектуальное развитие на уроках русского языка
Система заданий для минуток чистописания...
Мастер - класс "Интеллектуальное развитие на уроках русского языка"
Презентация. Цель: повышение эффективности учебной деятельности через развитие интеллектуальных способностей школьников. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка...
Мастер - класс "Интеллектуальное развитие на уроках русского языка"
Цель: повышение эффективности учебной деятельности через развитие интеллектуальных способностей школьников. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка на примере ...
Технология проблемного обучения на уроках русского языка в начальных классах
Проблемное обучение можно назвать универсальной педагогической технологией, обеспечивающий развитие каждого обучающегося, ключом к успеху и творчеству, позволяющим учителю каждый урок сделать интересн...