Род имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок русского языка в 3 классе с применением ЭОР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod_imen_sushchestvitelnyh.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Род имен существительных
ФИО (полностью) | Утёмова Ольга Александровна | |
Место работы | Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа г. Кирс Верхнекамского района Кировской области | |
Должность | учитель начальных классов | |
Предмет | Русский язык | |
Класс | 3 | |
Тема и номер урока в теме | Род имен существительных | |
Базовый учебник | Русский язык: учебник для 3 класса/ Зеленина Л.М. – М., 2010. |
8. Цель урока: Создать условия для осознания и осмысления блока новой информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.
9. Задачи:
- обучающие:
Познакомить с грамматическим признаком имен существительных – родом.
Формировать умение распознавать род имен существительных.
- развивающие: Способствовать развитию речи, воображения учащихся, орфографической зоркости, мыслительной деятельности.
- воспитательные: Содействовать формированию экологической культуры младших школьников.
10. Тип урока: комбинированный.
- Формы работы учащихся: фронтальная (1 ПК – класс), индивидуальная, парная.
- Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.
- Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | Орг. момент | Приветствует учащихся, создает доброжелательную атмосферу в классе. | Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу. | 1 | |
2 | Целеполагание и мотивация | Приглашает совершить путешествие в лес. Предлагает посмотреть, какой беспорядок оставили на полянке в лесу горе - туристы (на доске прикреплен рисунок полянки, на нем слова: колесо, веревка, кирпич, пружина, стакан, стекло, коробки) и ответить на вопрос: - А вам приходилось бывать на такой полянке? Какие чувства вы испытываете, оказавшись там? Поясняет, что в течение урока они наведут на полянке порядок. А пока здесь беспорядок. Просит подобрать слова близкие по значению к слову «беспорядок». | Отвечают на вопросы. Подбирают синонимы к слову «беспорядок». | 3 | |
3 | Актуализация знаний | А) Минутка чистописания. Предлагает определить букву, которую будут писать на минутке чистописания. - В слове «лес» она обозначает согласный, звонкий, мягкий, непарный звук. Показывает образец письма на доске. - Есть много пословиц о лесе. Приведите пример. Предлагает познакомиться с еще одной пословицей. Предлагает объяснить значение пословицы, записать ее в тетрадь, подчеркнуть грамматическую основу. Дерево не от добра листья роняет. Б) Орфографическая разминка. Предлагает вспомнить изученные орфограммы и вставить в слова пропущенные буквы. (За.ц, здоров.е, доро.ка, дер.во, кувш. нка, со.нце, мух.мор) Предлагает проверить задание. | Учащиеся определяют, что это буква «л». Работают в тетрадях. Приводят пример пословиц о лесе. Работают в парах, складывают «рассыпанную» пословицу. Объясняют значение пословицы, записывают ее в тетрадь. (1 ученик работает у доски) Работают самостоятельно. Один ученик комментирует, остальные проверяют. | 8 | |
4 | Первичное усвоение учебного материала | А) Проблемная ситуация. Предлагает вновь посмотреть на слова и ответить на вопросы: - Что в них общего? - Что такое имя существительное? - Как изменяются имена существительные? Поясняет, что сегодня узнают еще один грамматический признак имени существительного и научатся его определять. Предлагает разделить существительные на три группы. В первую группу включить существительные, к которым можно подставить слова «он, мой». Предлагает назвать имена существительные, к которым можно подставить слова «она, моя». Предлагает определить, какие слова можно подставить к оставшимся именам существительным. Поясняет, что, распределив имена существительные по трем группам, разделили их по родам. (На доску прикрепляет табличку «Род имен существительных») | Отвечают на вопросы. Один ученик работает у доски. Учащиеся определяют, что это слова «оно, мое». | 7 | |
Б) Самостоятельно сделанный вывод. Предлагает определить, какого рода имена существительные, к которым можно подставить слова «он, мой» (Прикрепляет табличку «мужской»); какого рода имена существительные, к которым можно подставить слова «она, моя» (Прикрепляет табличку «женский»); определить род существительных, к которым можно подставить слова «оно, мое» (Прикрепляет табличку «средний») | |||||
5 | Осознание и осмысление учебного материала Физминутка | № 1 Род имён существительных (N 193697) | Предлагает прочитать правило в учебнике и ответить на вопросы: - Существительное какого рода можно заменить местоимением он? - Каким местоимением можно заменить существительное женского рода? - Существительное какого рода можно заменить местоимением оно? Демонстрирует ресурс Предлагает выполнить задание. Предлагает отдохнуть.
| Читают правило, отвечают на вопросы Выполняют задание на интерактивной доске Выполняют упражнения | 5 |
6 | Систематизация знаний и умений | Предлагает полянку сделать красивой и чистой, - Очистим полянку от мусора, распределив слова по родам в три столбика. - Почти очистили полянку, осталось одно слово. Куда поместим его? | Учащиеся убирают слова с полянки, распределяя в три столбика Учащиеся делают вывод: чтобы определить род имени существительного во множественном числе, необходимо поставить его в единственное число | 5 | |
7 | Применение знаний и умений | № 2 Таблица "Род имен существительных" (N 140185) | - Я вам хочу приоткрыть сегодня еще одну тайну. Сегодня на урок я снова принесла Ларец мудрости. (Из Ларца достает свиток) - Есть такие языки, в которых у существительного нет никакого рода. Их называют «безродовыми» языками. А есть языки, в которых не три рода, как в русском языке, а сорок. Например, в языках африканских народов. - Оказывается, и в русском языке остались тайны. В нем есть существительные, у которых род определить нельзя. Но об этом вы узнаете при дальнейшем изучении русского языка. Демонстрирует ресурс. Предлагает прочитать словосочетания и составить небольшой рассказ, используя эти словосочетания.
Предлагает определить род имен существительных. | Рассматривают представленный ресурс. Учащиеся работают самостоятельно, несколько человек зачитывают рассказ вслух Делают вывод: чтобы определить род имени существительного необходимо поставить его в начальную форму | 7 |
8 | Проверка уровня усвоения знаний и умений | № 3 Электронное задание "Род имён существительных". Вариант 1 (N 139297) № 4 Электронное задание "Род имён существительных". Вариант 2 (N 139367) | Демонстрирует ресурс Предлагает выполнить задание. | Выполняют задание самостоятельно | 5 |
9 | Информация о домашнем задании | Предлагает выбрать любое задание.
| Выбирают вариант домашнего задания, записывают в дневник. | 2 | |
10 | Рефлексия (подведение итогов урока) | Предлагает продолжить фразу. Сегодня на уроке - я узнал(а) … - я научился… - меня удивило …
| 2 |
Приложение к плану-конспекту урока
Род имен существительных
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Род имён существительных (N 193697) | Практический | Интерактивное задание | |
2 | Таблица "Род имен существительных" (N 140185) | Информационный | Мультимедиа | |
3 | Электронное задание "Род имён существительных". Вариант 1 (N 139297) | Практический | Тест | |
4 | Электронное задание "Род имён существительных". Вариант 2 (N 139367) | Практический | Тест |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Склонение имен существительных. Упражнение в определении падежей имен существительных
Урок русского языка, 3класс, программа "Планета знаний"...
Тест по русскому языку. 3 класс. Тема: «Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных».
Тест для учеников 3 класса, обучающихся по системе развивающего обучения....
Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"
Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...
Урок русского языка. Тема: «Повторение знаний об имени существительном. Падежи имен существительных».
Урок русского языка с использованием краеведческого материала....
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного"
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного. Изменение существительного по числам.Цели урока: Учить опр...
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного."
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного.Цели урока: Учить определять род имен существительных.Планируемые...
Род имен существительных. Зависимость от рода имени существительного рода имени прилагательного.
Тема урока: «Сравниваем части речи. Имя существительное и имя прилагательное».Тип урока: Введение новых знаний.Цель урока: формировать представления учащихся об основных грамматическ...