Тема: ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ, КОГДА ПРЯМАЯ РЕЧЬ СТОИТ ПЕРЕД СЛОВАМИ АВТОРА.
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) на тему

Пояснительная записка

Преподаватель: Птащенко Людмила Борисовна

Тема урока: «Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора.

Тип урока: урок изучения нового материала

Целью  данного урока является ознакомление учащихся со случаями постановки знаков препинания, когда прямая речь стоит в предложении перед словами автора ,закрепление навыков учащихся в постановке знаков препинания в предложениях, когда прямая речь стоит после слов автора; разборе лексического значения и запоминании написания нового словарного слова.

Развивитии орфографической зоркости и речи; формировании каллиграфических навыков; развитии внимания и мышления, умения слушать учителя и своего товарища; расширении  кругозор детей.

Воспитании уважительного отношения к труду.

Познавательных УУД:

·                     Актуализировать знания  о предложении с прямой речью;

·                     Закрепить и систематизировать умение составлять и записывать предложения с прямой речью

Коммуникативных УУД:

·                     Развиваем умение слушать и понимать других.

·                     Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

·                      Оформлять свои мысли в устной форме.

·                     Учимся работать в группе.

Регулятивные УУД:

·         Высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

·         Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

·         Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

·         Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

.         Основные этапы урока:

1. Организационный момент- 1 мин.

2. Закрепление графических навыков и индивидуальная работа с карточками. 5 мин

3. Актуализация опорных знаний -5 мин.

4. Постановка проблемы, формулирование темы урока -5 мин.

5. Открытие новых знаний - 10мин.

6. Закрепление знаний– 10 мин.

7. Итог урока -2 мин.

8. Рефлексия – 2 мин.

Урок построен с применением технологии проблемного обучения. Наивысшего уровня мотивации на уроке достигнуто учителем на этапе создания проблемной ситуации.

Формы организации учебного процесса: индивидуальная работа ( при работе с карточками), фронтальная, групповая, работа в парах.

Урок подразумевает наличие эмоционально обратной связи, общения с учащимися, совместного поиска решения практических задач.

 Во время работы в группах микроклимат в каждой группе был доброжелательный и комфортный.

Методы обучения на уроке: словесные, наглядные (презентации), творческие, практические и проблемно - поисковые (поиск решения проблемы), методы стимулирования и письменного контроля (оценки).

Соблюдение гигиенических требований к кабинету (чистота, свежий воздух); благоприятный эмоциональный настрой, смена деятельности, чередование динамических поз, своевременное проведение физ.минутки  позволило достичь хорошей здоровьесберегающей среды

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:   ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ

Цели

1. Познакомить учащихся со случаями постановки знаков препинания, когда прямая речь стоит в предложении перед словами автора Закрепить навыки учащихся в постановке знаков препинания в предложениях, когда прямая речь стоит после слов автора; повторить словарные слова; разобрать лексическое значение и запомнить написание нового словарного слова.

2. Развивать орфографическую зоркость и речь; формировать каллиграфический навык; развивать внимание и мышление, умение слушать учителя и своего товарища; расширять кругозор детей.

3. Воспитывать уважительное отношение к труду.

Развитие умений различать простые и сложные предложения в письменном тексте, правильно  пунктуационно оформлять предложения, составлять их схемы. Развитие  орфографической зоркости, устной и письменной речь учащихся.

Познавательных УУД: 

  • Актуализировать знания  о предложении с прямой речью;
  • Закрепить и систематизировать умение составлять и записывать предложения с прямой речью

Коммуникативных УУД:

  • Развиваем умение слушать и понимать других.
  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  •  Оформлять свои мысли в устной форме.
  • Учимся работать в группе.

Регулятивные УУД:

  • Высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
  • Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
  • Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование:

У учителя: мультимедийное устройство, карточки для индивидуальной и групповой  работы,  учебник.

У учащихся: учебник, тетради. 

Методы:проблемно-диалогические; метод наблюдения и анализа языковых единиц.

Материалы к уроку:

Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., В. Русский язык. Учебник для  4 - го класса.  М.: Баласс, 2013.  «Школа 2100»

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Орг.  момент.

Цель:

-Проверка  готовности обучающихся, их настроя на работу. Слайд1.

Приветствует обучающихся,проверяет их готовность к уроку.Создаёт эмоциональный настрой на урок.

Учащиеся проверяют готовность к уроку.

Записывают число, классную работу.

II. Индивидуальная работа.

Раздаёт карточки для индивидуальной работы

Приложение 1

Шесть - восемь учащихся работают с карточками индивидуально.

III.  Чистописание.

Цель: закрепление графических навыков., Слайд2

На слайде :спорт , бегун, соревнования, игры

Даёт установку к  выполнению задания.

-Посмотрите на слайд .Если вы среди данных слов найдёте «лишнее» и назовёте признак, то узнаете   букву, которую будем писать на минутке чистописания  

-Посмотрите на слоги и запишите данные соединения.

Находят лишнее слово (игры).

Определяют с какой буквой   будет написание слогов.

Пишут сочетания букв пи пи ти ти ги ги пи ти ги

IV. Актуализация опорных знаний.

Цель: закрепление умения составлять   предложение с прямой речью, правильно оформлять его на письме,находить орфограммы в словах, разбирать слова по составу, составлять схемы предложений данного вида.

. Слайд 3

На слайде слова: в, игры,городе, Сочи,учитель,олимпийские, пройдут зим-ние,сказал.

Словарная работа

Цель:запомнить правильное написание слова Карнавал (Слайд 4)

На слайде рисунок людей в карнавальных костюмах

- Из данных слов составьте предложение .

-Что  это за предложение?

-Как оформляется предложение с прямой речью?

- Назовите орфограммы  в словах.

 -Разберите слово зимние по составу.

-В каких словах  звуков больше, чем букв?

- Объясните свой выбор.

- Объясните, чему учились?

– Рассмотрите картинку.

-Что на ней изображено?

- Объясните значение слова карнавал.        

-Подберите однокоренные слова.

-Выделите корень в этих словах.

-Запишите эти слова.

-Составьте предложение со словом карнавал по схеме А: «П?»

-Схема какого предложения?

-Как оформляется прямая речь на письме?

Устно составляют предложение.

Учитель сказал: «Зимние олимпийские игры пройдут в городе Сочи».

Дают характеристику предложению,

находят орфограммы, разбирают по составу слово зимние,определяют  слова, где звуков больше,чем букв(зимние,олимпийские),доказывают почему.

-Определяют с каким словарным словом будут работать(Карнавал),его лексическое значение(уличный маскарад,народное празднество с шествием),подбирают однокоренные слова (карнаваль-ный),выделяют корень, записывают слова в тетрадь, выделяя корень, обозначая орфограммы, составляют по схеме предложение с прямой речью, (Мой друг спросил: «Ты знаешь, что такое карнавал?

меняют местами слова автора и прямую речь

-Несколько учеников составляют схемы предложения  у доски.

V. Постановка проблемы.

Цель:

-организовать формулировку темы урока детьми;

-организовать постановку цели урока детьми.

Слайд 5

(На слайде схемы предложений) А: «П?», П  А

Составь предложение, поменяв местами слова автора и прямую речь.

-Какое предложение у вас получилось? Запишите его.

-Какие трудности испытали? 

Учитель выслушивает все версии детей, как же писать слова автора и прямую речь, какие знаки препинания ставить, если прямая речь стоит в предложении перед словами автора.

-Чего мы не знаем?

Сформулируйте тему и цель урока.

-На какой вопрос мы должны ответить?

Учащиеся предлагают свои варианты предложений(«Ты знаешь, что такое карнавал?»- спросил мой друг. (Проблемная ситуация - на этом этапе у учеников возникнет затруднение при постановке знаков препинания)

Дети формулируют тему и цели урока, задают вопросы на которые необходимо ответить..

VI.  Открытие новых знаний

Цель. Научиться оформлять предложение с прямой речью, когда прямая речь стоит впереди слов автора.

Составлять схемы таких предложений

Учитель раздает каточки для работы в группе. Приложение 2

 -Соедините предложения с соответствующей схемой. Сделайте выводы

-Вспомним какие знаки ставятся в таких предложениях.?

Дети соединяют предложения с соответствующей схемой, делают выводы

«Все это верно»,-согласился мой друг

«П?»-а

 

«П»,-а.

«П!»- а.

«Вот бы мне покататься на таком корабле!» -мечтатель-но воскликнул юнец.

«Ты знаешь, что такое карнавал?»-спросил мой друг  

Сделай выводы______________________

VII.  Физ.минутка

Если прямая речь стоит перед словами автора, - приседают.

Если слова автора стоят на первом месте,-хлопают в ладоши над головой.

- «Обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше»- писал Максим Горький  (Сели)

-Учительница прочитала загадку: “Сидит девица в темнице, а коса на улице”.     (ХЛОП)

-Врач дал мне рекомендацию: “Морковь полезна для зрения  (  ХЛОП)

-“Хочешь, я угощу тебя морковью?” - спросил брат Настю.  ( СЕЛИ)

-“Мама, приготовь что-нибудь из моркови!” - попросила утром Саша. ( СЕЛИ)

- Заяц сказал: “Берегись, Серея Шейка, она опять придет”.  (ХЛОП )

-А, старая знакомая, здравствуй!” - ласково проговорила Лиса. ( СЕЛИ)

-“Ведь вы весной вернетесь?” - спрашивала Серая Шейка. (СЕЛИ)

Дети приседают или  хлопают в ладоши в зависимости от места располо-жения прямой речи.

VIII Первичное закрепление.

Цель. Закрепить правописание предложений с прямой речью. Слайд 5,6

Давайте вернёмся к педложению , которое вызвало у вас затруднение.

-Какие знаки нужно поставить в этом предложении? Запишите его, составьте схему этого предложения

-Как оформляются предложения с прямой речью, когда слова автора стоят после неё.

Знакомство с правилом (с.78)

Организует фронтальный опрос

-Сравните  ваши  выводы с правилом учебника.

Подтвердились наши выводы?

- Из каких частей состоит предложение с прямой речью? (ответы детей    

- Где может стоять в предложении прямая речь? Слова автора?  

- Как пишется прямая речь

Письменно оформляют предложение

Открывают учебник на стр.78,читают правило, Фронтальная работа. Отвечают на вопросы.

Закрепление знаний.

Индивидуальная работа по вариантам Слайд 7

Цель:

Работа в группах

Упражнение 90

- Что необходимо сделать в задании?

- Как вы будете действовать, выполняя задание?

-Запишите схему предложений у доски.

-Как оформляем прямую речь,если она стоит перед словами автора.

Упражнение 91. Приложение 3

Каждой группе по предложению.

 - Запишите получившееся предложение в тетради.

-Какое это предложение.

-Чему мы учились сейчас?

1-е предложение записывают под руководством учителя.

2-е предложение-I вариант

3-е предложение-IIвариант

Проверяют по эталону

Выполняют упражнение.   Вставляют пропущенные буквы (подбирают проверочные слова), расставляют недостающие знаки препинания, составляют схему предложения

Чтение спикеров от каждой группы

Контролирующее задание

 Цели:

-организовать фронтальную работу.

-проверить знания учащихся по теме урока

 Слайд 8 На слайде:

1. Серая Шейка спрашивала  Ведь вы весной вернетесь                                      

 2. Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик советовала старая утка.                                                                                                                                                                                                                                      3. Неужели река  замерзнет   думала Серая Шейка.                                                            

  4. Ах, как ты меня напугала, глупая  проговорил заяц.

5.  Лисичка сказала  Я тебя съем

Организует закрепление знаний  Приложение 4

У вас на столе лежат карточки со схемами.

-В предложениях на слайде расставьте знаки препинания, впишите номер предложения под нужной схемой. Поменяйтесь тестами проверьте работу по слайду, поставьте оценку.

-Если все правильно 5

-Одна ошибка 4

-Две ошибки 3

-На какие правила, вы опирались при выполнении задания? (ответы детей)

Проверьте по эталону

Работают индивидуально

А: «П».

А: «П?»

«П», - а.

«П?»- а.

«П!»- а.

Работают в парах, проверяют и оценивают.

IX Итог урока. Слайд 9

На слайде: Что узнали сегодня на уроке?

– От чего зависит постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью?

– Какие знаки препинания ставятся всегда, если слова автора стоят после прямой речи?

 Организует итог урока

Дети дают ответы на поставленные вопросы.

X  Домашнее задание

Дает домашнее задание

1) Стр.78 правило.  2) Стр.83 упр.1.

Записывают в дневниках домашнее задание.

XI Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

- подвести итог проделанной работе на уроке

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Организует рефлексию. Приложение 5

- Отвечают на вопросы учителя.

Самооценка

Я хорошо разобрался в теме урока, со всеми заданиями справился_____

Кое-что мне было непонятно, но я справился -_________

Что-то не всё у меня получилось, но я постараюсь на следующем уроке______

Моя оценка________      Учитель________

 

.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Знаки препинания в предложениях с прямой речью".

Задачи урока: 1. Закрепить навыки учащихся в постановке знаков препинания в предложениях, когда прямая речь стоит после слов автора; познакомить учащихся со случаями постановки знаков препинания, ког...

Урок русского языка в 4 классе по теме "Знаки препинания в предложениях с однородными членами и в сложном предложении"

Личностно- ориентированный урок русского языка с использованием технологии деятельностного метода обучения....

Урок по русскому языку по теме: "Знаки препинания в предложении с прямой речью".

Урок  русского  языка в 4 классе (программа «Школа 2100 ») по теме «Знаки препинания в предложении с прямой речью» рассчитан на проведение с использованием средств ИКТ. Оборудован...

Урок русского языка в 4 классе по теме "Знаки препинания в предложениях с прямой речью"

На уроке в увлекательной форме даются основные правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, дается понятие "цитата". Работа организована таким образом, что ученики пол...

Конспект урока русского языка в 4 классе ОС "2100" по теме «Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора».

Конспект содержит материал к уроку русского языка в 4 классе. В приложении даны маршрутные листы для организации самостоятельной работы учащихся, работе в группах и парах, организации рефлексии....