Урок русского языка по теме "Алфавит"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

 

Конспект урока русского языка в 1 классе по образовательной системе «Перспектива»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_1_klass.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель : Харьковская О.Н.

Образовательная система «Перспектива»

Предмет: русский язык                            Класс : 1 «б»

Тип урока : ОНЗ

Тема урока: Алфавит

 Цели: 

  1. Образовательная

Содействовать закреплению и  обобщению знаний  обучающихся  о гласных и   согласных звуках; определить роль алфавита в жизни людей, формировать умение пользоваться алфавитом, способствовать постепенному запоминанию алфавита.

  1. Развивающая

Способствовать развитию  монологической речи, памяти и творческих способностей, умения проводить взаимопроверку и самопроверку.

  1. Воспитательная

 Содействовать  положительной  мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета,  темы, привитию у воспитанников чувства любви и  интереса к чтению,  способствовать укреплению и сохранению здоровья обучающихся.

   В результате освоения темы планируется развитие УУД:

  • Личностных: сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке.
  • Регулятивных: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, вносить коррективы в действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
  • Познавательных: осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказывания в устной и письменной форме, ориентироваться на разные способы решения задач, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять  главное, осуществлять синтез (целое из части), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку).
  • Коммуникативных: допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи.

Ресурсы:

    -   основные   :    Русский язык.  Л.Ф. Климанова ,  С.Г. Макеева ,  рабочая тетрадь  Л.Ф. Климанова

  -   дополнительные: тетрадь, цветные карандаши, компьютер, мультимедийный проектор,  презентация, «Поём русский алфавит», «Толковый словарь» Ожегова С.И. , словарь синонимов ,  таблица «Алфавит», КАРТОЧКИ С БУКВАМИ

                                                                                Ход  урока,

Этап  урока

Деятельность  учителя

Деятельность   ученика

                     УУД

(Планируемые результаты)

I      Организационный

момент.

Покачайтесь,
Потянитесь,

Распрямитесь!

Глубоко теперь вдохните,

Всё в порядок приведите.

И тихонечко садитесь.

Проговаривают стихотворение про себя – правила позитивного общения.

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им . (коммуникативные УУД)

II. Актуализация знаний.

1.  Мотивация к учебной деятельности.

1. Работа по рядам.

- Прочитайте зашифрованные слова на доске. Расшифруйте их.

1 ряд – ВУЗИК ( звуки), 2 ряд – КБЫУВ (буквы) , 3 ряд – ЛВАСО (слова)

-Как эти 3 слова связаны между собой?   (Звуки мы произносим, на письме их записываем буквами, из которых получаются слова)

2. Чистописание.

-Запишите буквенный ряд: В в  Е е  Р р  М м  Я я

3. Введение в тему урока: активизация умения дифференцировать звуки гласные-согласные, согласные твердые - мягкие

–Придумайте задания к этому буквенному ряду.

-Назовите буквы гласных звуков .(Е  Я)

-Какая у них особенность?

-Буквы составили слово. Какие звуки теперь они обозначают звуки? Сделайте звуковую схему.

-Назовите гласные и согласные звуки  ( [В] , [Р/] , [М/]-согласные, буквы  Е [э],  Я [а] - гласные)

- А сколько  всего букв в русском языке?       СЛ АЙД 1

3. Лексическая работа: Расширение лексики, обозначающей время , уточнение значение этих слов.

-Кто может объяснить значение слова ВРЕМЯ?

-Где мы можем  уточнить правы ли мы или узнать о значении слова?  (в словаре)

(запись в тетрадь)

А) Разбить на группы:  В Р М -буквы согласных звуков, остальные-буквы гласных звуков.

Е  Я - они обозначают два звука, когда  стоят в начале слова, после гласных, после ь и ъ знаков.

Б) Можно составить слово. Это слово ВРЕМЯ  (запись тетрадь)

Звуковая схема ( используют цветные карандаши) Один ученик у доски.

-Время-это часы, минуты…

Учить оформлять свои мысли в устной форме. (коммуникативные УУД)

Уметь  ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя . (познавательные УУД)
Умение слушать и понимать речь других.  (коммуникативные УУД)

III Постановка проблемы, ее решение.

-Вот вам словарь Ожегова С.И; найдите слово и прочитайте его значение

-Как вы найдете это слово?

-Какая же тема нашего урока?

-Что же такое алфавит?    СЛАЙД 2

-Какие бы вопросы вы хотели повторить, уточнить  и дополнить  об алфавите? Что исследовать на уроке?

Надо знать алфавит.

АЛФАВИТ

 Исследовательские вопросы.

1)Как образовалось слово «алфавит».

2)Для чего нужен  алфавит?

3)Где применяют алфавит?

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. (Познавательные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД)

IV Изучение нового материала.

1) Кто помнит , как образовалось слово «алфавит»?

2)-Подберите синоним к слову алфавит, пользуясь словарем синонимов (азбука)           СЛАЙД 3

3)Работа с учебником

-А что по этому поводу говорит наш профессор Иван Самоваров? (учебник стр.50)

4)-Каждая буква занимает свое место и имеет названия. Вам не нравится, когда ваше имя произносят неправильно. Вот и буквы обижаются, когда их имена забывают. Давайте правильно их назовем. Нам поможет таблица «Алфавит» и песня «Поем русский алфавит»        (физминутка)

5)Упражнение 90. – стр. 50 (проанализировав опасные места)

6)Где же применяют алфавит?

Алфавит-азбука (в тетради)

Запись предложения в тетрадь.

-для составления словарей, справочников

-в регистратуре поликлиники, где медицинские карты лежат по адресам и фамилиям пациентов.

-При расстановке книг в библиотеке

-В классном журнале-фамилии учащихся

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке ( Регулятивные УУД)

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке. (Познавательный УУД)

Уметь  работать коллективно. (Регулятивные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД)

V Закрепление изученного.

1)Первичное закрепление

-Так почему же важно знать порядок расположения букв?

                       СЛАЙД 4

2)   -Практическое использование алфавита:

А)   Расположите словарные слова в алфавитном порядке:

С…бака , р…бята , уч…ник, …зык.

Б)  Гимнастика для глаз .  «Собери яблоки»        СЛАЙД 5*

В ) Парная работа.

Рабочая тетрадь – стр. 24  № 6.

-   Подумайте дома над пословицей – учебник стр.51 № 93.

                   СЛАЙД 6*

-Расположи времена года в алфавитном порядке (зима, весна ,лето ,осень) – дополнительно .

-Что бы быстро находить нужную информацию

Запись в тетрадь ( самопроверка по образцу)

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Уметь вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценке и учета характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)

VI Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Подведем итог.

                   Закончи фразы :

Алфавит - это …      СЛАЙД 7 *

Слово «алфавит» можно заменить словом …

Зная алфавит, я смогу самостоятельно …

… буквы, расположенные в установленном порядке.

… азбука.

………

Уметь оценивать правильность выполнение действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)

VII

Вас мы, гости ,провожаем,

Солнце и тепла желаем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....