Открытый урок по русскому языку в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Елгина Таисия Сергеевна

Тема: Краткие имена прилагательные

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_v_4_klasse.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

               Открытый урок по русскому языку в 4 классе.

Тема: Краткие имена прилагательные

Цель:  знакомство учащихся с лексическими особенностями и грамматическими признаками краткой формы имён прилагательных

Задачи:

Учебные:  

                   -познакомить учащихся с лексическими особенностями и грамматическими признаками, кратких имен прилагательных;

                   -самостоятельно  формулировать определение кратких имён прилагательных;

                   -различать краткие и полные имёна прилагательные;

                  -наблюдать за подвижностью ударения в кратких формах имён прилагательных;

                  -определять роль кратких прилагательных в предложении.

Развивающие:

                -сравнивать полную и краткую форму имён прилагательных по составу, грамматическим признакам, лексич., значению и роли в предложении;

                -уметь анализировать, обобщать и делать выводы о подвижности ударений, о грамматических особенностях и роли кратких прилагательных в предложении;

                -развивать устную и письменную речь.

Воспитательные:

               -прививать учащимся любовь к родному языку;

              -учить сопоставлять черты портрета человека с красотой его души и с поступками;

              -быть терпимым и внимательным к мнению и высказываниями других учащихся

О.У.У.Н.

            -самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

           -применять правила и пользоваться особенными закономерностями;

           -осуществлять рефлексию способов и условий действий;

           -проверять свою работу и работу учащиеся;

           -решать проблемы различного характера;

          -создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.

Вид урока: формулирование новых знаний

                                                                                 Ход урока.

Этап урока

           Деятельность  

              учителя

          Деятельность учащихся

      У.У.Д.

1.Орг.

момент

Организация начала урока

Поздоровались (стоя). Открыли тетради, записали число и слова классная работа

Познавательные У.У.Д. (общеучебные )

2.Определение темы и цели урока уч-ся

-Откройте учебники на странице 144

-Найдите упражнение 113

-Прочитайте задание

1.- Не открывая обратного словаря, догадайтесь к какой части речи будут относиться слова на –гий, жий, кий?

Докажите свой выбор

-Давайте проверим по учебнику (4 № 2, стр. 133) правы ли вы?

-К какой части речи относятся эти слова?

-Почему?

-Что ещё вы знаете об этой части речи?

-Для чего мы используем прилагательные в речи?

2.Используя слова для справок, данные на доске (легкая, умелые, пушистые, карие, курносый, румяное), подбери подходящие по смыслу прилагательные к существительными:

Нос…        лицо…

Глаза…    ресницы…

Руки…      поделка…

-Прочитайте , что у нас получилось?

А теперь посмотрите какой литературный портрет дан вам на стр. 146 учебника

-Назовите произведение и автора

(4 № 1) открывают учебник на странице 144, находят упражнение 113. Один из учащихся читает вслух задание

-Эти слова будут относиться к именам прилагательным, т.к. у этой части речи в ед.ч. , муж. Роде будет окончание «ий»

-Один человек читает вслух прилагательные на –гий, жий, кий

-Она относятся к именам прилагательным

-Слова отвечают на вопрос «какой?», обозначают признак предмета

-Имеет грамматические признаки:

род, число, падеж;

-В предложении является определением

-Мы используем прилагательные, чтобы речь наша была красивее и чтобы подробнее описать какой-то предмет  или явление окружающей действительности

   

Два учащихся выполняют задание на доске, остальные самостоятельно  в тетради

-Самопроверка задания

Это словесный портрет человека

Открывают стр. 146, читают (вверху)

-А.С.Пушкин «сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

 

Познавательные УУД (логические)

-анализ

Регулятивные (самоконтроль)

Познавательные УУД (решать проблему)

Регулярные УУД

(самопроверка)

-Найдите слова с помощью которых А.С.Пушкин харатеризует свою героиню

Выпишите их в столбик

-Что вы можете сказать о царевне? Какая она?

-А соответствует ли внешность царевны её поступкам?

-Какой вывод  мы можем из этого сделать?

-От каких слов образованы слова, записанные на доске? Запишите эти слова во второй столбик

-Слова какого столбика вам знакомы?

-К какой части речи они относятся?

-Сравните слова первого и второго столбиков?

-Что общего?

-Кто догадался с какой частью речи мы сегодня будим  знакомиться?

-вывешивает на доску табличку «краткие прилагательные»

-Кто из вас знает, что это за часть речи?

-Ваша к концу урока попутаться сформулировать определение,Что такое краткое прилагательное?

Дети находят слова

-высока

-стройна

-бела

-горда

-ломлива

-своенравна

-ревнива

Записывают в столбик, один человек работает у доски

Дети дают описание её внешности

-Учащиеся дают оценку поступкам царевны

-Человек должен быть красив душой

-Дети пишут в тетрадях напротив первого столбика второй

-высокая

-стройная

-белая

-гордая

-ломливая

-своенравная

-ревнивая

Второго

К именам прилагательным

Сравнивают устно

1.Значение слов

2.Вопросами

Какова?   Какая?

-Мы будим знакомиться с краткими прилагательными

Познавательные УУД (общеучебные)

Регулятивные УУД (целеполагание )

3.Основная часть

А для этого мы продолжим анализ наших кратких прилагательных.

-На какой вопрос отвечают краткие прилагательные

Вывешивает надпись

Краткие прилагательные

 –какова?

 Мы знаем, что прилагательные изменяются по родам и числам.

-Как будут звучать вопросы кратких прилагательных в м.р., ср. р. и во мн. числе ?

Вывешивает надписи

Краткие прилагательные

-какова?

-каков?

-каково?

-каковы?

-А как вы думатете, какие прилагательные появились в языке раньше?

-Посмотрите как сказано об этом на стр. 144, 145

-Как образовались полные прилагательные?

-Что ещё нового вы узнали из прочитанного?

-Как называется гласный, который то появляется в корне, то исчезает?

     

Какова?

Каков?

Каково?

Каковы?

Дети высказывают своё мнение.

Один ученик читает в слух сообщение на стр. 144, 145

-От кратких прилагательных при помощи окончаний

-У кратких прилагательных в ж.р. нулевое окончание

-Это белый гласный

Познавательные (общеучебные)

Информационные

4.Первичное закрепление

Выполните упр. 144, согласно образцу, данному в учебнике

-Обменяйтесь тетрадами

Проверьте и оцените работу друг- друга

-Кто всё сделал правильно?

-Кто допустил ошибки?

-Как образовалась краткая форма прилагательных?

В каком слове поставим ударение? Что заметили?

-Прочитайте вывод на плакате летучей мыши в учебнике на стр. 146

-Что вы поняли об ударении в полной и краткой форме прилагательных?

-А в краткой форме прилагательных?

Все пишут в тетради, один у доски

Лёгкий- лёгок, легка

Мягкий- мягок, мягка

Гладкий- гладок, гладка

Сладкий- сладок, сладка

Обмениваются тетрадами

Проверяют и оценивают работы друг- друга

Поднимают руки

Поднимают руки

При помощи усечения морфемы + белый гласный

Ставят ударения в словах

-Ударение меняет место в словах

-Один из учащихся читает в слух

Оно неподвижное

Подвижное

5.Самостоятельная работа

4.Выполните самостоятельно упр. 116

-Обсудите ударения в этих словах со своим соседом по парте

Сделайте вывод

2.Запишите под диктовку предложения Падает пушистый снег. Зимний снег пушист.

Работая в группах

-Определите какими членами предложения здесь будут имена прилагательные?

-Укажите грамматические признаки этих прилагательных

-Что ещё нового вы узнали о кратких прилагательных

Вывешиваются записи

-Род

-Число

-Сказуемое

Мы заканчиваем нашу схему

-Кто же из вас готов сформулировать определение, что такое краткое прилагательное?

Дети записывают:

Один у доски

Он ревнив

Она ревнива

Оно ревниво

Они ревнивы

Работа в парах

Вывод: ударение в этих словах неподвижно

Учащиеся записывают предложения под диктовку

Слово зимний является в предложении определением, а слово пушист- сказуемым.

Пушистый - м.р., ед.ч.

Пушист – м.р., ед.ч.

-В предложении они являются сказуемыми

-Имеют грамматические признаки: род, число, падеж

Не изменяются по падежам

-Краткое прилагательное- это форма полного прилагательного, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы:

Какова?, каков?, каково?, каковы?

Имеет грамматические признаки:

Род и число

В предложении является сказуемым

Коммуникативные УУД (взаимодействие)

6.Домашнее задание (творческого характера)

Составить свой автопортрет, используя краткие имена прилагательные. Опишите себя с внешней и внутренней стороны

Дети записывают домашнее задание в дневник

Личностный компонент

(самоопределение)

7.Итог урока.

-С чем познакомились на уроке?

-Что нового узнали?

-Чему научились на уроке?

С краткой формой имени прилагательного. Краткие прилагательные имеют грамматические признаки род и число

-подвижное ударение

-в предложении бывают сказуемыми

-Образовать краткие формы прилагательных от полных форм, путём усечения морфемы

Регулятивные  (обобщение)

Рефлексия

«Метод шести шляпок»

Раздается учащимся и коллегам шесть шляпок разного цвета

-Каждой шляпке соответствует?

1.Белая шляпка:

Что понравилось в уроке?

2.Красная шляпка:

С какими трудностями столкнулись на уроке?

3.Желтая шляпка:

Что легко давалось?

4.Зелёная шляпка:

Где в дальнейшем можете использовать эти знания?

5.Черная шляпка:

Что не понравилось? Что бы вы хотели изменить?

6.Синяя шляпка:

Учитель подводит итоги урока, оценивает ответы учащихся, выставляет отметки

Отвечают на вопросы, соответствующие цвету своей шляпки

Регулятивные  (самоанализ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТкрытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ

Открытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 3 КЛАСС

Конспект урока по программе "Школа России" по теме: "Обобщение знаний о прилагательном как части речи". На уроке используется дифферинцированное обучение....

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема урока. Имя прилагательное как часть.

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник:Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. Цель урока. Предметные. Дат...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".

Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс.  Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...

4.Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.

Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.Конспект урока и технологическая карта....