Открытый урок по русскому языку в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Тема: Краткие имена прилагательные
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_v_4_klasse.docx | 22.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку в 4 классе.
Тема: Краткие имена прилагательные
Цель: знакомство учащихся с лексическими особенностями и грамматическими признаками краткой формы имён прилагательных
Задачи:
Учебные:
-познакомить учащихся с лексическими особенностями и грамматическими признаками, кратких имен прилагательных;
-самостоятельно формулировать определение кратких имён прилагательных;
-различать краткие и полные имёна прилагательные;
-наблюдать за подвижностью ударения в кратких формах имён прилагательных;
-определять роль кратких прилагательных в предложении.
Развивающие:
-сравнивать полную и краткую форму имён прилагательных по составу, грамматическим признакам, лексич., значению и роли в предложении;
-уметь анализировать, обобщать и делать выводы о подвижности ударений, о грамматических особенностях и роли кратких прилагательных в предложении;
-развивать устную и письменную речь.
Воспитательные:
-прививать учащимся любовь к родному языку;
-учить сопоставлять черты портрета человека с красотой его души и с поступками;
-быть терпимым и внимательным к мнению и высказываниями других учащихся
О.У.У.Н.
-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
-применять правила и пользоваться особенными закономерностями;
-осуществлять рефлексию способов и условий действий;
-проверять свою работу и работу учащиеся;
-решать проблемы различного характера;
-создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.
Вид урока: формулирование новых знаний
Ход урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | У.У.Д. |
1.Орг. момент | Организация начала урока | Поздоровались (стоя). Открыли тетради, записали число и слова классная работа | Познавательные У.У.Д. (общеучебные ) |
2.Определение темы и цели урока уч-ся | -Откройте учебники на странице 144 -Найдите упражнение 113 -Прочитайте задание 1.- Не открывая обратного словаря, догадайтесь к какой части речи будут относиться слова на –гий, жий, кий? Докажите свой выбор -Давайте проверим по учебнику (4 № 2, стр. 133) правы ли вы? -К какой части речи относятся эти слова? -Почему? -Что ещё вы знаете об этой части речи? -Для чего мы используем прилагательные в речи? 2.Используя слова для справок, данные на доске (легкая, умелые, пушистые, карие, курносый, румяное), подбери подходящие по смыслу прилагательные к существительными: Нос… лицо… Глаза… ресницы… Руки… поделка… -Прочитайте , что у нас получилось? А теперь посмотрите какой литературный портрет дан вам на стр. 146 учебника -Назовите произведение и автора | (4 № 1) открывают учебник на странице 144, находят упражнение 113. Один из учащихся читает вслух задание -Эти слова будут относиться к именам прилагательным, т.к. у этой части речи в ед.ч. , муж. Роде будет окончание «ий» -Один человек читает вслух прилагательные на –гий, жий, кий -Она относятся к именам прилагательным -Слова отвечают на вопрос «какой?», обозначают признак предмета -Имеет грамматические признаки: род, число, падеж; -В предложении является определением -Мы используем прилагательные, чтобы речь наша была красивее и чтобы подробнее описать какой-то предмет или явление окружающей действительности
Два учащихся выполняют задание на доске, остальные самостоятельно в тетради -Самопроверка задания Это словесный портрет человека Открывают стр. 146, читают (вверху) -А.С.Пушкин «сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» |
Познавательные УУД (логические) -анализ Регулятивные (самоконтроль) Познавательные УУД (решать проблему) Регулярные УУД (самопроверка) |
-Найдите слова с помощью которых А.С.Пушкин харатеризует свою героиню Выпишите их в столбик -Что вы можете сказать о царевне? Какая она? -А соответствует ли внешность царевны её поступкам? -Какой вывод мы можем из этого сделать? -От каких слов образованы слова, записанные на доске? Запишите эти слова во второй столбик -Слова какого столбика вам знакомы? -К какой части речи они относятся? -Сравните слова первого и второго столбиков? -Что общего? -Кто догадался с какой частью речи мы сегодня будим знакомиться? -вывешивает на доску табличку «краткие прилагательные» -Кто из вас знает, что это за часть речи? -Ваша к концу урока попутаться сформулировать определение,Что такое краткое прилагательное? | Дети находят слова -высока -стройна -бела -горда -ломлива -своенравна -ревнива Записывают в столбик, один человек работает у доски Дети дают описание её внешности -Учащиеся дают оценку поступкам царевны -Человек должен быть красив душой -Дети пишут в тетрадях напротив первого столбика второй -высокая -стройная -белая -гордая -ломливая -своенравная -ревнивая Второго К именам прилагательным Сравнивают устно 1.Значение слов 2.Вопросами Какова? Какая? -Мы будим знакомиться с краткими прилагательными | Познавательные УУД (общеучебные) Регулятивные УУД (целеполагание ) | |
3.Основная часть | А для этого мы продолжим анализ наших кратких прилагательных. -На какой вопрос отвечают краткие прилагательные Вывешивает надпись Краткие прилагательные –какова? Мы знаем, что прилагательные изменяются по родам и числам. -Как будут звучать вопросы кратких прилагательных в м.р., ср. р. и во мн. числе ? Вывешивает надписи Краткие прилагательные -какова? -каков? -каково? -каковы? -А как вы думатете, какие прилагательные появились в языке раньше? -Посмотрите как сказано об этом на стр. 144, 145 -Как образовались полные прилагательные? -Что ещё нового вы узнали из прочитанного? -Как называется гласный, который то появляется в корне, то исчезает? |
Какова? Каков? Каково? Каковы? Дети высказывают своё мнение. Один ученик читает в слух сообщение на стр. 144, 145 -От кратких прилагательных при помощи окончаний -У кратких прилагательных в ж.р. нулевое окончание -Это белый гласный | Познавательные (общеучебные) Информационные |
4.Первичное закрепление | Выполните упр. 144, согласно образцу, данному в учебнике -Обменяйтесь тетрадами Проверьте и оцените работу друг- друга -Кто всё сделал правильно? -Кто допустил ошибки? -Как образовалась краткая форма прилагательных? В каком слове поставим ударение? Что заметили? -Прочитайте вывод на плакате летучей мыши в учебнике на стр. 146 -Что вы поняли об ударении в полной и краткой форме прилагательных? -А в краткой форме прилагательных? | Все пишут в тетради, один у доски Лёгкий- лёгок, легка Мягкий- мягок, мягка Гладкий- гладок, гладка Сладкий- сладок, сладка Обмениваются тетрадами Проверяют и оценивают работы друг- друга Поднимают руки Поднимают руки При помощи усечения морфемы + белый гласный Ставят ударения в словах -Ударение меняет место в словах -Один из учащихся читает в слух Оно неподвижное Подвижное | |
5.Самостоятельная работа | 4.Выполните самостоятельно упр. 116 -Обсудите ударения в этих словах со своим соседом по парте Сделайте вывод 2.Запишите под диктовку предложения Падает пушистый снег. Зимний снег пушист. Работая в группах -Определите какими членами предложения здесь будут имена прилагательные? -Укажите грамматические признаки этих прилагательных -Что ещё нового вы узнали о кратких прилагательных Вывешиваются записи -Род -Число -Сказуемое Мы заканчиваем нашу схему -Кто же из вас готов сформулировать определение, что такое краткое прилагательное? | Дети записывают: Один у доски Он ревнив Она ревнива Оно ревниво Они ревнивы Работа в парах Вывод: ударение в этих словах неподвижно Учащиеся записывают предложения под диктовку Слово зимний является в предложении определением, а слово пушист- сказуемым. Пушистый - м.р., ед.ч. Пушист – м.р., ед.ч. -В предложении они являются сказуемыми -Имеют грамматические признаки: род, число, падеж Не изменяются по падежам -Краткое прилагательное- это форма полного прилагательного, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы: Какова?, каков?, каково?, каковы? Имеет грамматические признаки: Род и число В предложении является сказуемым | Коммуникативные УУД (взаимодействие) |
6.Домашнее задание (творческого характера) | Составить свой автопортрет, используя краткие имена прилагательные. Опишите себя с внешней и внутренней стороны | Дети записывают домашнее задание в дневник | Личностный компонент (самоопределение) |
7.Итог урока. | -С чем познакомились на уроке? -Что нового узнали? -Чему научились на уроке? | С краткой формой имени прилагательного. Краткие прилагательные имеют грамматические признаки род и число -подвижное ударение -в предложении бывают сказуемыми -Образовать краткие формы прилагательных от полных форм, путём усечения морфемы | Регулятивные (обобщение) |
Рефлексия | «Метод шести шляпок» Раздается учащимся и коллегам шесть шляпок разного цвета -Каждой шляпке соответствует? 1.Белая шляпка: Что понравилось в уроке? 2.Красная шляпка: С какими трудностями столкнулись на уроке? 3.Желтая шляпка: Что легко давалось? 4.Зелёная шляпка: Где в дальнейшем можете использовать эти знания? 5.Черная шляпка: Что не понравилось? Что бы вы хотели изменить? 6.Синяя шляпка: Учитель подводит итоги урока, оценивает ответы учащихся, выставляет отметки | Отвечают на вопросы, соответствующие цвету своей шляпки | Регулятивные (самоанализ) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОТкрытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ
Открытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ...
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 3 КЛАСС
Конспект урока по программе "Школа России" по теме: "Обобщение знаний о прилагательном как части речи". На уроке используется дифферинцированное обучение....
Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик
Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....
Открытый урок по русскому языку 3 класс тема:обобщение изученного о глаголе (урок -путешествие)
Обобщение изученного о глаголе...
Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема урока. Имя прилагательное как часть.
Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник:Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. Цель урока. Предметные. Дат...
Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".
Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс. Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...
4.Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.
Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.Конспект урока и технологическая карта....