Образовательная программа "Школа развития речи"
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

Якунина Лариса Владимировна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа является адаптированной, имеет научно-познавательную и культурологическую направленность, реализуется в рамках внеурочной деятельности  ФГОС по направлению развития личности «общекультурное».

Программа составлена на основе Программы курса «Речь», составленной преподавателями Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского Л.Д. Мали, О.С. Арямовой, С.А. Климовой, Н.С. Песковой.

Данная программа позволяет перенести акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребёнка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения.

Обновление школы, переосмысление принципов и методов обучения, переход на новые федеральные образовательные стандарты обуславливают актуальность изучения данной проблемы и определяют необходимость разработки образовательной программы внеурочной деятельности по русскому языку.

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это основа интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней овладения речью.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи, говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей. Поэтому данную программу назвали «Школа развития речи».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvite_rechi.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБУООШ № 7 г.о. Тольятти

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ШКОЛА РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Возраст обучающихся: 7 - 8 лет  

Срок реализации: 1 год.

Автор – составитель: Л.В. Якунина

Тольятти, 2013г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа является адаптированной, имеет научно-познавательную и культурологическую направленность, реализуется в рамках внеурочной деятельности  ФГОС по направлению развития личности «общекультурное».

Программа составлена на основе Программы курса «Речь», составленной преподавателями Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского Л.Д. Мали, О.С. Арямовой, С.А. Климовой, Н.С. Песковой.

Данная программа позволяет перенести акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребёнка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения.

Обновление школы, переосмысление принципов и методов обучения, переход на новые федеральные образовательные стандарты обуславливают актуальность изучения данной проблемы и определяют необходимость разработки образовательной программы внеурочной деятельности по русскому языку.

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это основа интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней овладения речью.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи, говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей. Поэтому данную программу назвали «Школа развития речи».

Программа "Школа развития речи" имеет научно-познавательное направление. Она позволяет показать учащимся начальной школы, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы внеурочной деятельности.

В основу тематического планирования программы положены следующие темы:

  • Речь.
  • Слово.
  • Предложение и словосочетание.
  • Текст. Культура общения.

Новизна программы:

-Отбор содержания программы имеет культурологическую направленность: использование  произведений устного народного творчества: пословиц, поговорок, скороговорок; использование произведений лучших авторов детского чтения, формирование культуры общению

-Занятия направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся.

-Занятия выстроены занимательно, имеют поисково-творческий характер.

Кроме того, программа предусматривает возможность внесения корректив любую тему.

Основные принципы реализации программы – доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Цель программы:

Развитие духовно-нравственной личности, умеющей слушать и слышать собеседника, грамотно выражать свои мысли. Подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова, обеспечить языковое развитие учащихся, сформировать умение и навыки устной и письменной речи, коммуникативной и лингвистической компетенции

Задачи:

Образовательные:

-расширение и углубление программного материала;

-совершенствование навыков анализа различных фактов языка;

-пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью.

Воспитательные:

-воспитание любви и уважения к великому русскому языку;

-воспитание чувства патриотизма;

-повышение общей языковой культуры учащихся;

-выявление одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также воспитание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы.

Развивающие:

-развитие интереса к языку как учебному предмету;

- общего языкового развития младших школьников;

-развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности.

Исходя из задач, на решение которых направлена данная программа. Мы планируем следующие результаты:

1.Каждый ученик углубит свои языковые знания, а также получит опыт самостоятельной работы над языковыми проблемами.

2.У учащихся начнет формироваться интерес к родному языку, родной культуре, а как следствие чувство патриотизма (гордости за свою Родину), чувство национальной принадлежности.

3.У учащихся начнут формироваться такие качества как активность, ответственность, самостоятельность.

Формы контроля полученных результатов:

1.Самостоятельные работы (2 за год).

2.Наблюдение.

3.Презентации проектных работ, КВН.

Количество учащихся в группе не более 25. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия для учеников 1-го класса 35 минут. Всего по программе 33 часа за учебный год.

 Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Школа развития речи».

Личностные результаты:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) воспитание готовности к отстаиванию своего мнения;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

а) сформированность первоначальных представлений о роли русского языка в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

-Проговаривать последовательность действий на уроке.

-Учиться работать по предложенному учителем плану.

-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД

-Уметь донести свою позицию до собеседника;

-Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

-Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

-Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть

работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Количество часов

Теория

Практика

1

Речь.

1

1

2

«Тише, громче».

1

1

3

Слова, слова, слова…

1

1

4

Озорные буквы.

1

1

5

Слова играют в прятки.

1

1

6

Слово и его значение.

1

1

7

Прямое и переносное значение слова.

1

1

8

Многозначные слова.

1

1

9

Омонимы.

1

1

10

Синонимы.

1

1

11

Антонимы.

1

1

12

Тематические группы слов.

1

1

13

Наш цветной мир.

1

1

14

Что на что похоже.

1

1

15

Голоса природы.

1

1

16

Проверочная работа.

1

1

17

Загадки.

1

1

18

Культура речи. Вежливые слова.

1

1

19

Пословицы.

1

1

20

Учимся рассуждать.

1

1

21

Учимся рассуждать.

1

1

22

Текст.

1

1

23

Текст.

1

1

24

Заглавие текста.

1

1

25

Тема текста.

1

1

26

Тема текста.

1

1

27

Опорные слова.

1

1

28

Мы строим текст.

1

1

29

Мы строим текст.

1

1

30

План текста.

1

1

31

План текста.

1

1

32

Проверочная работа.

1

1

33

Итоговое занятие КВН.

1

1

Всего

33

10

23

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Речь. Речь и ее значение в жизни. Техника речи.

Речь. Устная  и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голосо, громкость, темп.

Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыхание в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок.

Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Слова- «родственники».  Слова – «родственники» и слова – «друзья» (синонимы). Слова – «родственники» и слова, внешне сходные, но различные по значению (омонимы). Слова, противоположные по смыслу (антонимы).

Умение выделить слова- «родственники» среди других слов, подобрать к данному слову   слова- «родственники», установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов - «родственников».

Умение определит лексическое значение слова, в том числе на основе словообразовательного анализа. Умение определить лексическое значение многозначного слова по сюжетным картинкам, в контексте.

Умение выбрать синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову.

Умение отличить слова- «родственники» от синонимов, омонимов и слов с графическим или звуковым сходством.

Предложение и словосочетание. Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным или восклицательным знаком. Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нем неудачно подобранные слова, распространять предложение. Умение составлять простое распространенное предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данным. Умение интонационно правильно читать ( произносить предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаками).

Текст. Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от нескольких предложений, не объединенных общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текстов. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам, опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста.

Культура общения. Волшебные слова. Слова - выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания.

Умение пользоваться словами - выражениями просьбы, благодарности, извинения, в собственной речевой практике с учетом ситуации общения, приветствия, прощания.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

В процессе реализации программы используются следующие методы:

-игра (деловая, ролевая, познавательная)

-беседа

-метод проектов

-беседа

-экскурсия

-решение ситуационных задач

-викторина        

-конкурс

В качестве учебно-методических пособий к программе для учителя используется: 

Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь».Методическое пособие.1 класс. – М.: Росткнига.2009.

для детей:

Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь». Рабочие тетради для детей 6-7 лет.– М.: Росткнига.2009.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ушаков Н.Н. "Внеклассные занятия по русскому языку" (пособие для учителей) - М.: Просвещение, 1978.

Лютова О.А. "Литературные игры и праздники в начальной школе" (методическое пособие) - М.: ТЦ Сфера, 2006.

Весёлая грамматика: разработки занятий, задания, игры/ авт.-сост. Ю.А. Вакуленко. - Волгоград: Учитель, 2011.

Львов М. Р. Словарик синонимов и антонимов. Для начальных классов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана-Граф, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса

Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой – М.; Просвеще...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 3 класса

Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией...

Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 4 класса

Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой  – М.; П...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 1 класса

Программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогически...

Механизмы развития речи. Нейропсихические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игровые методы развития речи.

Механизмы развития речи. Нейропсихологические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игро...

Проект методической разработки раздела образовательной программы по письму и развитию речи «Связная речь»

Проект методической разработки раздела образовательной программы по письму и развитию речи «Связная речь»...

«Содержание работы по развитию речи на уроках устной речи в младших классах специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида»

Правильная, грамотная, развернутая речь является показателем уровня развития человека и способствует его более успешной адаптации в обществе. В процессе общения человек стремиться быть понятым, поэтом...