:"Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка".
материал по русскому языку по теме

Честнова Тамара Юрьевна

Для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Одарённые дети и молодёжь -это потенциал нашей страны. В работе описаны методы и приёмы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chestnova_t.yu_._rabota_na_zashchitu.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение                       дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

на тему:

«Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка»  

(1ступень обучения).

время обучения: 1 сессия: 02.02 – 06.02.2015г.

                            2 сессия: 24.02 – 28.02.2015 г.

                                                                                                   Выполнила

                                                                                       Честнова Тамара Юрьевна,                                                                  

                                                                                            учитель начальных классов

                                                                                      ГБОУ СОШ с.  Кашпир.

                                                                                                 

                     2015г.                                                                                                

Содержание  

  1. Введение. Актуальность проблемы.....…………………………………..3
  2. Противоречия …………………………………………………………….4    
  3. Цели и задачи …………………………………………………………….4
  4. Ожидаемый результат……………………………………………………5
  5. Методы и формы работы с одарёнными детьми……………………….6
  6. Методы и формы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка……………………………………………………………………..10
  7. Оценка эффективности работы, результаты…………………………..13
  8. Используемая литература……………………………………………….15

Сегодня, когда отмечается резкое возрастание спроса на людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи, в обществе существует социальная необходимость выявления и развития детской одарённости.

Для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети и молодёжь – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.

О важности данной проблемы  говорил Президент РФ Владимир Путин.    

Вот один из пунктов послания Федеральному собранию Российской Федерации: «…Необходимо завершить создание общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей. Возможность развивать свои способности уже с раннего возраста должны иметь все, вне зависимости от уровня доходов, социального положения родителей и места жительства семей. Поручаю Правительству учесть эту рекомендацию при внедрении новых образовательных стандартов и разработать норматив подушевого финансирования на педагогическое сопровождение одаренных детей»

Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования.

С сентября  2011 года во всех образовательных учреждениях нашей страны введен Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.

Среди ключевых направлений развития образования в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» особое место занимает развитие системы поддержки одарённых детей, совершенствование развития творческой среды для выявления одарённых детей.

Младший школьный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителями начальных классов стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. При работе мы сталкиваемся с такими противоречиями:

- между требованиями государства к развитию одарённости в детях и отсутствие системы работы с такими детьми.

-между специфичностью развития одарённых детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей.

-между необходимостью индивидуального обучения одарённых детей и недостаточным количеством времени на уроке.

Проблема: 

-отсутствие системы поддержки  одарённых детей.

-неготовность учителя работать с одарёнными детьми.

Цели:

-  создание условий для развития творческой личности;

-  развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей).

Задачи:

-создать систему целенаправленного выявления и отбора одарённых детей; создать банк данных одарённых и высоко мотивированных детей;

-организовать работу с одарёнными детьми через систему учебной деятельности;

- повысить квалификацию педагога.

  Ожидаемый результат:        
- Создание атмосферы заинтересованности и доброжелательного отношения к одарённым детям.
- Повышение качественных показателей успеваемости одаренных детей.
- Увеличение числа призовых мест на олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Но применительно к одаренным детям эта цель особенно значима. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей — это особо важная задача обучения одаренных детей.

Во всех стратегических документах федерального уровня последних лет поддержка "талантливого ребенка" провозглашается приоритетной государственной задачей.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. И главное звено этой системы — педагог — должен обладать рядом важных не только профессиональных, но и личностных особенностей для работы с одаренными детьми.

Отличительные особенности одаренных детей:

1.Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.

2.Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.

3.Испытывают радость от умственного труда.

 Методы и формы работы с одарёнными детьми в начальной школе .

Методы обучения, как способы организации учебной деятельности учащихся, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.  Сегодня перед учителем стоит задача, как построить работу на уроке, которая была бы направлена на максимальное развитие способных детей. Прежде всего это должен быть принципиально новый качественный подход в обучении, в основе которого лежат принципы компетентностного-оринтированного, личностно- ориентированного подхода, как-то: дифференцированное, развивающее и проблемное обучение.

       В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому  работа с одарёнными детьми  должна  состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности.

 Урочная деятельность:

К ней  относятся следующие виды деятельности:

- проблемно-развивающее обучение,

- проектно-исследовательская деятельность,

- игровые технологии (деловые игры и путешествия),

- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации,

  развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры).

- творческие и нестандартные задания.

В системе своей работы по развитию детской одаренности на уроках  русского языка я выделяю три этапа:

Первый этап – повышение мотивации к изучению русского языка, развитие интереса к предмету всех учащихся.  Средства: использование ИКТ и интерактивной доски с современными ЦОР .

Второй этап - диагностический. Средства: использование форм и методов развития познавательной активности.

Третий этап – реализация интеллектуального потенциала одаренных детей в процессе обучения. Средства: вовлечение к участию в программах повышенного уровня и в исследовательской работе.

Первый этап – повышение мотивации к изучению русского языка, развитие интереса к предмету всех учащихся.  Средства: использование ИКТ и интерактивной доски с современными ЦОР.

«Компьютерные технологии, при условии корректности применения, обладают большими потенциальными возможностями в деле развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка. В качестве основных факторов выступают: использование программного обеспечения в целях интенсификации обучения; расширение возможностей предъявления учебной информации; экономия учебного времени за счет исключения рутинных операций обработки различного рода учебной информации; расширение сферы самостоятельной, в том числе исследовательской деятельности учащихся; вариативность видов учебной деятельности.»

Оснащение кабинета необходимым оборудованием (компьютер, медиапроектор, интерактивная доска «Trace board») позволяет мне значительно активизировать развитие познавательных и творческих способностей учащихся, повысить интерес к изучению русского языка, мотивацию.  Создание презентаций учащимися к различным темам стало традиционным приемом работы. Уже имеется коллекция детских презентаций, которая постоянно пополняется и используется в последующих классах как наглядные пособия. Помимо этого постоянно использую диски с интерактивными заданиями по русскому языку, тестирование, ЦОР.

Применение интерактивных досок  на уроке открывает немало дополнительных возможностей. Появляется возможность сделать процесс обучения значительно более наглядным и интерактивным. Этому способствуют красочные, логично структурированные обучающие программы, позволяющие тестировать учащихся с моментальным выводом на доску полученных результатов, демонстрировать тематические видеоматериалы и многие другие полезные функции ИД. Используя разнообразные функции экранного меню,  ученики выполняют и привычные задания по русскому языку: вставляют пропущенные буквы, подчеркивают и выделяют необходимые слова.

Второй этап - диагностический. Средства: использование форм и методов развития познавательной активности.

Как определить уровень развития  языковой компетенции личности школьника? Можно наблюдать за живой разговорной речью, анализировать письменные тексты: это потребует много времени и усилий. Можно предложить более экономный экспериментальный путь: несколько специальных заданий, которые дадут «концентрированный» материал, который позволит оценить развитие языковой личности.  Исходя из темы и типа уроков по русскому языку, предлагаю ученикам следующие задания:

     Задание 1

Дайте толкование слова и приведите как можно больше синонимов. Задание 2

Дайте толкование заимствованным словам и отметьте, использование каких из них в русской речи оправданно.

   Задание 3

Вставьте наиболее подходящее по смыслу и стилю слово в отрывок из художественного текста.

Во время урока, более сложные, требующие привлечения дополнительных источников или большего времени, задаю на дом. Затем на уроке выделяю время, чтобы ученик рассказал и представил свое решение. Некоторые школьники, не уверенные в своих силах, после урока сами просят дать им аналогичное задание и пробуют искать пути его решения.

Третий этап – реализация интеллектуального потенциала одаренных детей в процессе обучения. Средства: вовлечение к участию в программах повышенного уровня и в исследовательской работе.

Такой поэтапный подход позволяет ученикам поверить в свои силы.

Методы работы с детьми, используемые мною на уроках русского языка.

1.Совместное   определение цели урока, неразрывно связанное с рефлексией.

Пример постановки целей урока в 3 классе «Предлог.  Понятие о предлоге»

        зарубить нос                                                                                                                                 обвести палец                                                                                                                                              язык кости                                                                                                                                                             семь пядь лоб                                                                                                                                               вилы вода писано

-Что зашифровано на доске?

-Чего не хватает, чтобы получились понятные фразы?

-Можно ли обойтись без предлогов?

-Сформулируйте тему урока.

-Что нужно узнать?

- Чему нужно научиться?

Ученики сами для себя решают:

- что я ещё плохо усвоил;

-что ещё не получается;

-что нужно сделать, узнать, чтобы в дальнейшем не было ошибок.

2.Решение проблемных ситуаций

Проблемная ситуация - основной элемент проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность учащихся, активизируется мышление. Проблемные ситуации предлагаю ученикам решить уже в начале 4 класса и использую их систематически.

Решение проблемных ситуаций на уроках:

  • Примерные задания по разделу «Орфография». 4  класс «Правописание Ь после шипящих»

        туш.. для ресниц – много свиных и говяжьих туш.. – раздавался туш…

-Обсудите, как нужно писать слово туш.. в словосочетаниях.

  • Примерные задания по разделу «Морфология» 4 класс «Служебные части речи»

-Выпишите из предложения все служебные части речи, распределив в 3 столбика

предлог

союз

частица

    Не может берёзовый лес не быть красивым и в те дни, когда только разворачиваются на берёзе изумрудные листочки и ветки почти голые

2)индивидуальные задания на дом по решению проблемных ситуаций

  • К уроку в 3 классе «Правописание звонких и глухих согласных»

«Как нужно писать слово ИЗМОРО..Ь? Докажите свою точку зрения. (Для решения задачи обратитесь к необходимым источникам) Приведите примеры словосочетаний и предложений с этим словом»

К уроку «Правописание безударных гласных в корне слова»

«Как нужно писать слово СТ…РОЖИЛ?»

«Как нужно писать слово ПОЛ…СКАТЬ?»

групповые задания на дом по решению проблемных ситуации

  • к уроку «Главные члены предложения» 4 класс

«Проанализируйте предложения, найдите подлежащее и сказуемое в предложениях. Подготовьте ответ о грамматической основе предложения:

Наступила осень. Солнечный день. Дальний угол парка затеняет старый дуб. В саду собирают яблоки.

3. Групповая самостоятельная работа на уроках.

Самостоятельная групповая работа на уроках строится и таким образом: в группе работают дети разных способностей, о результатах работы отчитываются более слабые ученики, которых должна была подготовить  вся группа. Для такой работы использую карточки с заданиями:

-Вставьте в слова пропущенные буквы, объясните, сформулируйте правило, над которым работали.

-Расставьте знаки препинания, объясните, сформулируйте правило, над которым работали.

-Образуйте форму мн. ч. Р.п.  от существительных: САПОГ,  СОЛДАТ, ПОМИДОР, ЯБЛОКО, НОСКИ, ЧУЛКИ, КИЛОГРАММ, ЛИСТЬЯ, ЛИСТЫ.

Групповая работа во время уроков «Анализ диктанта», «Анализ изложения».

-Объясните допущенные ошибки, сформулируйте правила, на которые нужно обратить внимание в дальнейшем, чтобы не допускать подобных ошибок.

Во время самостоятельной групповой работы выигрывают все! Слабый ученик устранил свои ошибки, а сильный, объяснив своему однокласснику что-то, закрепил то, что уже и так хорошо знал, и ещё более убедился в правильности своих выводов.

Работа по составлению связных монологических высказываний начинается в 4 классе и  ведётся систематически.

Начинаем с небольших высказываний

-Подготовьте ответ об отличии самостоятельных частей речи от служебных.

-Подготовьте рассказ о дополнении (определении, обстоятельстве)

- Подготовьте рассказ об обращении.

Далее подобные задания:

-Определите род существительных, подберите к ним прилагательные. Подготовьте сообщение «Род несклоняемых существительных»

Алоэ, дзюдо, женьшень, жюри, какаду, мадам, авеню, мисс, маэстро, пенальти, кофе, пони, пюре, фламинго, кольраби, радио, шимпанзе.

Или: мил..сердие, стал..вар, ЭВМ, пред..стория, (не)терпение, зайч..нок, об..ез..чик.

2-й этап. Составление детьми предложений по схемам.

3-й этап. Графические диктанты

4-й этап. Индивидуальные творческие задания.

        Для сильных учащихся лучше формулировать тему нестандартно, чтобы работа носила проблемный характер. Такой вид работы активизирует и развивает мыслительные способности ученика, учит выстраивать ход рассуждения, позволяет высказать собственную точку зрения , развивает навык письменной монологической речи учащихся, заставляет задуматься над проблемами жизни, формирует критическое мышление.

Упражнения для развития творческого восприятия на уроках русского языка.

Помогают ученику раскрыть свои возможности и найти личный путь творческого развития следующие упражнения:

  1. Упражнение «На одну букву». Учитель считает до тридцати, дети в это время находят и запоминают все предметы в классе, название которых начинается, например, с буквы «С».
  2. Упражнение «На несколько букв». Необходимо определить характеристики представленного предмета, начинающиеся на три выбранные буквы.
  3.  «Рассказ по картинкам».  Предложите ребенку придумать рассказ, используя ряд картинок. Пусть он предложит продолжение рассказа. Усложните это задание, добавив ряд иллюстраций, на первый взгляд, не связанных между собой.
  4. «Придумай название». Необходимо придумать как можно больше названий для рассказа, сказки или рисунка. Можно использовать для названий пословицы, поговорки, крылатые фразы.
  5. «Рифмоплет». Сначала предложите ребенку придумать слова, окончания которых звучали бы одинаково (палка – галка); затем -   сочинить двустишия на заданные рифмы; потом подобрать рифму и закончить заданные  двустишья. В завершение игры можно попросить ребенка сочинить стихотворение неограниченной длины, используя как можно больше необработанных рифм.

 В завершении хочу сказать, что для того, чтобы работа с одаренными детьми увенчалась успехом, необходимо создать определенные условия работы:

  • Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
  • Создание и постоянное совершенствование методической системы с одаренными детьми.
  • Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы ОУ.

Оценка эффективности работы, результаты.

1. Повысилась учебная и познавательная активность учащихся на уроках русского языка.

2.Как показывают результаты, применение выше перечисленных методов работы на уроках способствует повышению качества обучения, о чём свидетельствуют успехи моих учеников на олимпиадах и конкурсах .

     Петраков Никита и Черникова Анастасия-1 место во Всероссийской дистанционной олимпиаде по русскому языку «Грамотный русский язык»2013-2014 уч г,

    Черникова Анастасия-2 место в олимпиаде «Великий язык»2013-2014г. Она же стала «призёром»в окружной олимпиаде для младших школьников.

Литература.

1. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования http://www.eidos.ru/journal/]

2.Фишман  И.С. Ключевые компетентности как результат образования  http://www.conf.univers.krasu.ru/conf_9/docl_s.html].

3.Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании. Завуч. Управление современной школой.-№1.- 2008.

4. Хромова Т. Одаренные дети // Воспитание школьников.-1997.-N4.-С.6-9. 138 ; Журнал «Одаренный ребенок», №2, 2009.

5.Лопатина М.А. Работа с одаренными учащимися // Завуч. - 1999. - № 6. - с. 70.

6. Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н.С. Лейтеса М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 416 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка

Формы и методы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка...

Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка в начальной школе.

На мой взгляд, в учебном процессе развитие одаренности ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь...

Работа с одарёнными детьми на уроках математики

Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы, и особенно начальной. Этот процесс пронизывает все этапы развития л...

МАСТЕР-КЛАСС "Работа с одаренными детьми на уроках русского языка"

Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образованияМАСТЕР-КЛАССРабота с одаренными детьми на уроках русского языка...

Статья на тему: "Работа с одарёнными детьми на уроках математики."

Данная статья призвана помочь учителю организовать работу с одарёнными детьми на уроках.Развивать эрудицию детей, расширять их кругозор....

Работа с одарёнными детьми. Олимпиада по русскому языку 1 класс

Олимпиадные задания помогут выявить одаренных детей, способствуют развитию познавательных УУД....

Система работы с одарёнными детьми на уроках русского языка

Система работы с одарёнными детьми на уроках русского языка    В настоящее время является чрезвычайно  актуальной проблема  выявления, развития и поддержки одаренных детей, та...