:"Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка".
материал по русскому языку по теме
Для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Одарённые дети и молодёжь -это потенциал нашей страны. В работе описаны методы и приёмы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chestnova_t.yu_._rabota_na_zashchitu.doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
на тему:
«Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка»
(1ступень обучения).
время обучения: 1 сессия: 02.02 – 06.02.2015г.
2 сессия: 24.02 – 28.02.2015 г.
Выполнила
Честнова Тамара Юрьевна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ с. Кашпир.
2015г.
Содержание
- Введение. Актуальность проблемы.....…………………………………..3
- Противоречия …………………………………………………………….4
- Цели и задачи …………………………………………………………….4
- Ожидаемый результат……………………………………………………5
- Методы и формы работы с одарёнными детьми……………………….6
- Методы и формы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка……………………………………………………………………..10
- Оценка эффективности работы, результаты…………………………..13
- Используемая литература……………………………………………….15
Сегодня, когда отмечается резкое возрастание спроса на людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи, в обществе существует социальная необходимость выявления и развития детской одарённости.
Для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети и молодёжь – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
О важности данной проблемы говорил Президент РФ Владимир Путин.
Вот один из пунктов послания Федеральному собранию Российской Федерации: «…Необходимо завершить создание общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей. Возможность развивать свои способности уже с раннего возраста должны иметь все, вне зависимости от уровня доходов, социального положения родителей и места жительства семей. Поручаю Правительству учесть эту рекомендацию при внедрении новых образовательных стандартов и разработать норматив подушевого финансирования на педагогическое сопровождение одаренных детей»
Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования.
С сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях нашей страны введен Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.
Среди ключевых направлений развития образования в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» особое место занимает развитие системы поддержки одарённых детей, совершенствование развития творческой среды для выявления одарённых детей.
Младший школьный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителями начальных классов стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. При работе мы сталкиваемся с такими противоречиями:
- между требованиями государства к развитию одарённости в детях и отсутствие системы работы с такими детьми.
-между специфичностью развития одарённых детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей.
-между необходимостью индивидуального обучения одарённых детей и недостаточным количеством времени на уроке.
Проблема:
-отсутствие системы поддержки одарённых детей.
-неготовность учителя работать с одарёнными детьми.
Цели:
- создание условий для развития творческой личности;
- развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей).
Задачи:
-создать систему целенаправленного выявления и отбора одарённых детей; создать банк данных одарённых и высоко мотивированных детей;
-организовать работу с одарёнными детьми через систему учебной деятельности;
- повысить квалификацию педагога.
Ожидаемый результат:
- Создание атмосферы заинтересованности и доброжелательного отношения к одарённым детям.
- Повышение качественных показателей успеваемости одаренных детей.
- Увеличение числа призовых мест на олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Но применительно к одаренным детям эта цель особенно значима. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей — это особо важная задача обучения одаренных детей.
Во всех стратегических документах федерального уровня последних лет поддержка "талантливого ребенка" провозглашается приоритетной государственной задачей.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. И главное звено этой системы — педагог — должен обладать рядом важных не только профессиональных, но и личностных особенностей для работы с одаренными детьми.
Отличительные особенности одаренных детей:
1.Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.
2.Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.
3.Испытывают радость от умственного труда.
Методы и формы работы с одарёнными детьми в начальной школе .
Методы обучения, как способы организации учебной деятельности учащихся, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др. Сегодня перед учителем стоит задача, как построить работу на уроке, которая была бы направлена на максимальное развитие способных детей. Прежде всего это должен быть принципиально новый качественный подход в обучении, в основе которого лежат принципы компетентностного-оринтированного, личностно- ориентированного подхода, как-то: дифференцированное, развивающее и проблемное обучение.
В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому работа с одарёнными детьми должна состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности.
Урочная деятельность:
К ней относятся следующие виды деятельности:
- проблемно-развивающее обучение,
- проектно-исследовательская деятельность,
- игровые технологии (деловые игры и путешествия),
- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации,
развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры).
- творческие и нестандартные задания.
В системе своей работы по развитию детской одаренности на уроках русского языка я выделяю три этапа:
Первый этап – повышение мотивации к изучению русского языка, развитие интереса к предмету всех учащихся. Средства: использование ИКТ и интерактивной доски с современными ЦОР .
Второй этап - диагностический. Средства: использование форм и методов развития познавательной активности.
Третий этап – реализация интеллектуального потенциала одаренных детей в процессе обучения. Средства: вовлечение к участию в программах повышенного уровня и в исследовательской работе.
Первый этап – повышение мотивации к изучению русского языка, развитие интереса к предмету всех учащихся. Средства: использование ИКТ и интерактивной доски с современными ЦОР.
«Компьютерные технологии, при условии корректности применения, обладают большими потенциальными возможностями в деле развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка. В качестве основных факторов выступают: использование программного обеспечения в целях интенсификации обучения; расширение возможностей предъявления учебной информации; экономия учебного времени за счет исключения рутинных операций обработки различного рода учебной информации; расширение сферы самостоятельной, в том числе исследовательской деятельности учащихся; вариативность видов учебной деятельности.»
Оснащение кабинета необходимым оборудованием (компьютер, медиапроектор, интерактивная доска «Trace board») позволяет мне значительно активизировать развитие познавательных и творческих способностей учащихся, повысить интерес к изучению русского языка, мотивацию. Создание презентаций учащимися к различным темам стало традиционным приемом работы. Уже имеется коллекция детских презентаций, которая постоянно пополняется и используется в последующих классах как наглядные пособия. Помимо этого постоянно использую диски с интерактивными заданиями по русскому языку, тестирование, ЦОР.
Применение интерактивных досок на уроке открывает немало дополнительных возможностей. Появляется возможность сделать процесс обучения значительно более наглядным и интерактивным. Этому способствуют красочные, логично структурированные обучающие программы, позволяющие тестировать учащихся с моментальным выводом на доску полученных результатов, демонстрировать тематические видеоматериалы и многие другие полезные функции ИД. Используя разнообразные функции экранного меню, ученики выполняют и привычные задания по русскому языку: вставляют пропущенные буквы, подчеркивают и выделяют необходимые слова.
Второй этап - диагностический. Средства: использование форм и методов развития познавательной активности.
Как определить уровень развития языковой компетенции личности школьника? Можно наблюдать за живой разговорной речью, анализировать письменные тексты: это потребует много времени и усилий. Можно предложить более экономный экспериментальный путь: несколько специальных заданий, которые дадут «концентрированный» материал, который позволит оценить развитие языковой личности. Исходя из темы и типа уроков по русскому языку, предлагаю ученикам следующие задания:
Задание 1
Дайте толкование слова и приведите как можно больше синонимов. Задание 2
Дайте толкование заимствованным словам и отметьте, использование каких из них в русской речи оправданно.
Задание 3
Вставьте наиболее подходящее по смыслу и стилю слово в отрывок из художественного текста.
Во время урока, более сложные, требующие привлечения дополнительных источников или большего времени, задаю на дом. Затем на уроке выделяю время, чтобы ученик рассказал и представил свое решение. Некоторые школьники, не уверенные в своих силах, после урока сами просят дать им аналогичное задание и пробуют искать пути его решения.
Третий этап – реализация интеллектуального потенциала одаренных детей в процессе обучения. Средства: вовлечение к участию в программах повышенного уровня и в исследовательской работе.
Такой поэтапный подход позволяет ученикам поверить в свои силы.
Методы работы с детьми, используемые мною на уроках русского языка.
1.Совместное определение цели урока, неразрывно связанное с рефлексией.
Пример постановки целей урока в 3 классе «Предлог. Понятие о предлоге»
зарубить нос обвести палец язык кости семь пядь лоб вилы вода писано
-Что зашифровано на доске?
-Чего не хватает, чтобы получились понятные фразы?
-Можно ли обойтись без предлогов?
-Сформулируйте тему урока.
-Что нужно узнать?
- Чему нужно научиться?
Ученики сами для себя решают:
- что я ещё плохо усвоил;
-что ещё не получается;
-что нужно сделать, узнать, чтобы в дальнейшем не было ошибок.
2.Решение проблемных ситуаций
Проблемная ситуация - основной элемент проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность учащихся, активизируется мышление. Проблемные ситуации предлагаю ученикам решить уже в начале 4 класса и использую их систематически.
Решение проблемных ситуаций на уроках:
- Примерные задания по разделу «Орфография». 4 класс «Правописание Ь после шипящих»
туш.. для ресниц – много свиных и говяжьих туш.. – раздавался туш…
-Обсудите, как нужно писать слово туш.. в словосочетаниях.
- Примерные задания по разделу «Морфология» 4 класс «Служебные части речи»
-Выпишите из предложения все служебные части речи, распределив в 3 столбика
предлог | союз | частица |
Не может берёзовый лес не быть красивым и в те дни, когда только разворачиваются на берёзе изумрудные листочки и ветки почти голые
2)индивидуальные задания на дом по решению проблемных ситуаций
- К уроку в 3 классе «Правописание звонких и глухих согласных»
«Как нужно писать слово ИЗМОРО..Ь? Докажите свою точку зрения. (Для решения задачи обратитесь к необходимым источникам) Приведите примеры словосочетаний и предложений с этим словом»
К уроку «Правописание безударных гласных в корне слова»
«Как нужно писать слово СТ…РОЖИЛ?»
«Как нужно писать слово ПОЛ…СКАТЬ?»
групповые задания на дом по решению проблемных ситуации
- к уроку «Главные члены предложения» 4 класс
«Проанализируйте предложения, найдите подлежащее и сказуемое в предложениях. Подготовьте ответ о грамматической основе предложения:
Наступила осень. Солнечный день. Дальний угол парка затеняет старый дуб. В саду собирают яблоки.
3. Групповая самостоятельная работа на уроках.
Самостоятельная групповая работа на уроках строится и таким образом: в группе работают дети разных способностей, о результатах работы отчитываются более слабые ученики, которых должна была подготовить вся группа. Для такой работы использую карточки с заданиями:
-Вставьте в слова пропущенные буквы, объясните, сформулируйте правило, над которым работали.
-Расставьте знаки препинания, объясните, сформулируйте правило, над которым работали.
-Образуйте форму мн. ч. Р.п. от существительных: САПОГ, СОЛДАТ, ПОМИДОР, ЯБЛОКО, НОСКИ, ЧУЛКИ, КИЛОГРАММ, ЛИСТЬЯ, ЛИСТЫ.
Групповая работа во время уроков «Анализ диктанта», «Анализ изложения».
-Объясните допущенные ошибки, сформулируйте правила, на которые нужно обратить внимание в дальнейшем, чтобы не допускать подобных ошибок.
Во время самостоятельной групповой работы выигрывают все! Слабый ученик устранил свои ошибки, а сильный, объяснив своему однокласснику что-то, закрепил то, что уже и так хорошо знал, и ещё более убедился в правильности своих выводов.
Работа по составлению связных монологических высказываний начинается в 4 классе и ведётся систематически.
Начинаем с небольших высказываний
-Подготовьте ответ об отличии самостоятельных частей речи от служебных.
-Подготовьте рассказ о дополнении (определении, обстоятельстве)
- Подготовьте рассказ об обращении.
Далее подобные задания:
-Определите род существительных, подберите к ним прилагательные. Подготовьте сообщение «Род несклоняемых существительных»
Алоэ, дзюдо, женьшень, жюри, какаду, мадам, авеню, мисс, маэстро, пенальти, кофе, пони, пюре, фламинго, кольраби, радио, шимпанзе.
Или: мил..сердие, стал..вар, ЭВМ, пред..стория, (не)терпение, зайч..нок, об..ез..чик.
2-й этап. Составление детьми предложений по схемам.
3-й этап. Графические диктанты
4-й этап. Индивидуальные творческие задания.
Для сильных учащихся лучше формулировать тему нестандартно, чтобы работа носила проблемный характер. Такой вид работы активизирует и развивает мыслительные способности ученика, учит выстраивать ход рассуждения, позволяет высказать собственную точку зрения , развивает навык письменной монологической речи учащихся, заставляет задуматься над проблемами жизни, формирует критическое мышление.
Упражнения для развития творческого восприятия на уроках русского языка.
Помогают ученику раскрыть свои возможности и найти личный путь творческого развития следующие упражнения:
- Упражнение «На одну букву». Учитель считает до тридцати, дети в это время находят и запоминают все предметы в классе, название которых начинается, например, с буквы «С».
- Упражнение «На несколько букв». Необходимо определить характеристики представленного предмета, начинающиеся на три выбранные буквы.
- «Рассказ по картинкам». Предложите ребенку придумать рассказ, используя ряд картинок. Пусть он предложит продолжение рассказа. Усложните это задание, добавив ряд иллюстраций, на первый взгляд, не связанных между собой.
- «Придумай название». Необходимо придумать как можно больше названий для рассказа, сказки или рисунка. Можно использовать для названий пословицы, поговорки, крылатые фразы.
- «Рифмоплет». Сначала предложите ребенку придумать слова, окончания которых звучали бы одинаково (палка – галка); затем - сочинить двустишия на заданные рифмы; потом подобрать рифму и закончить заданные двустишья. В завершение игры можно попросить ребенка сочинить стихотворение неограниченной длины, используя как можно больше необработанных рифм.
В завершении хочу сказать, что для того, чтобы работа с одаренными детьми увенчалась успехом, необходимо создать определенные условия работы:
- Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
- Создание и постоянное совершенствование методической системы с одаренными детьми.
- Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы ОУ.
Оценка эффективности работы, результаты.
1. Повысилась учебная и познавательная активность учащихся на уроках русского языка.
2.Как показывают результаты, применение выше перечисленных методов работы на уроках способствует повышению качества обучения, о чём свидетельствуют успехи моих учеников на олимпиадах и конкурсах .
Петраков Никита и Черникова Анастасия-1 место во Всероссийской дистанционной олимпиаде по русскому языку «Грамотный русский язык»2013-2014 уч г,
Черникова Анастасия-2 место в олимпиаде «Великий язык»2013-2014г. Она же стала «призёром»в окружной олимпиаде для младших школьников.
Литература.
1. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования http://www.eidos.ru/journal/]
2.Фишман И.С. Ключевые компетентности как результат образования http://www.conf.univers.krasu.ru/conf_9/docl_s.html].
3.Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании. Завуч. Управление современной школой.-№1.- 2008.
4. Хромова Т. Одаренные дети // Воспитание школьников.-1997.-N4.-С.6-9. 138 ; Журнал «Одаренный ребенок», №2, 2009.
5.Лопатина М.А. Работа с одаренными учащимися // Завуч. - 1999. - № 6. - с. 70.
6. Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н.С. Лейтеса М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 416 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка
Формы и методы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка...
Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка в начальной школе.
На мой взгляд, в учебном процессе развитие одаренности ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь...
Работа с одарёнными детьми на уроках математики
Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы, и особенно начальной. Этот процесс пронизывает все этапы развития л...
МАСТЕР-КЛАСС "Работа с одаренными детьми на уроках русского языка"
Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образованияМАСТЕР-КЛАССРабота с одаренными детьми на уроках русского языка...
Статья на тему: "Работа с одарёнными детьми на уроках математики."
Данная статья призвана помочь учителю организовать работу с одарёнными детьми на уроках.Развивать эрудицию детей, расширять их кругозор....
Работа с одарёнными детьми. Олимпиада по русскому языку 1 класс
Олимпиадные задания помогут выявить одаренных детей, способствуют развитию познавательных УУД....
Система работы с одарёнными детьми на уроках русского языка
Система работы с одарёнными детьми на уроках русского языка В настоящее время является чрезвычайно актуальной проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей, та...