Система работы с одарёнными детьми на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
Система работы с одарёнными детьми на уроках русского языка
В настоящее время является чрезвычайно актуальной проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей, так как любому обществу нужны одаренные люди, потому что именно талантливые дети и молодежь обеспечивают тот потенциал страны, который позволяет ей сделать качественный скачок в экономической и социальной сфере.
Какого ребенка можно считать одаренным? Одаренным принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Многие ученые указывают на генетическую обусловленность одаренности. Среда, воспитание либо подавляют его, либо помогают этому дару раскрыться.
Одаренность – это всего лишь потенциал, который может привести к успеху, а может и не реализоваться. Исследования ученых показали, что около 20-30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития. Очень многое зависит от школы, поэтому задача школы – «увидеть» и «развить» способности ребенка, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Для получения успешного результата необходимо постоянное и планомерное развитие способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
phpne6tih.docx | 145.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы с одарёнными детьми на уроках русского языка
В настоящее время является чрезвычайно актуальной проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей, так как любому обществу нужны одаренные люди, потому что именно талантливые дети и молодежь обеспечивают тот потенциал страны, который позволяет ей сделать качественный скачок в экономической и социальной сфере. Задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одаренных детей, приобретают особую актуальность в связи с появлением Федеральной программы «Дети России», в которой есть подпрограмма «Одаренные дети». Одаренные дети рассматриваются как объект работы педагогов на различных уровнях: федеральном, региональном, муниципальном.
Какого ребенка можно считать одаренным? Одаренным принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Многие ученые указывают на генетическую обусловленность одаренности. Среда, воспитание либо подавляют его, либо помогают этому дару раскрыться. Одаренность – это всего лишь потенциал, который может привести к успеху, а может и не реализоваться. Исследования ученых показали, что около 20-30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития. Очень многое зависит от школы, поэтому задача школы – «увидеть» и «развить» способности ребенка, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Для получения успешного результата необходимо постоянное и планомерное развитие способностей.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; имеют доминирующую активную познавательную потребность. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Они испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Поэтому так важно вывести ребенка на дорогу поиска в науке, в жизни; помочь раскрыть свои способности. Поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо важная задача обучения одаренных детей.
Одно из направлений работы нашей школы – работа с одаренными детьми. Я попыталась построить свою систему работы с одаренными детьми. Толчком к построению системы были достижения моей ученицы из первого выпуска в начальной школе (2002-2006гг.). Она занималась в кружке «Мир слов и чисел» в 4 классе (до этого я не вела кружок) и показала отличные результаты не только в школьной, но и в районной олимпиаде по русскому языку (1 место в обеих олимпиадах). Я задалась вопросом: «Почему я не выявила её способности к языку раньше? Почему упустила её из виду?» Ее достижения и подтолкнули меня к созданию своей системы работы с одаренными детьми. Чтобы построить работу с талантливыми детьми, мне необходимо было выбрать
- форму работы;
- цели и задачи работы;
- содержание работы;
- методы обучения.
При определении формы работы с одаренными детьми свой выбор я остановила на участии одаренных детей в олимпиадах. Но чтобы подготовить учащихся к олимпиадам, я решила вести групповые занятия. Почему именно групповые занятия? Работая в малых группах, максимально реализуется дифференциация обучения, индивидуальный подход, применяются разные методы работы: наблюдение, исследование, работа со словарями. Групповые занятия воспитывают внимание и самостоятельность мышления, орфографическую зоркость и интерес к языку. Каждое занятие – это поиск, исследование, сопоставление, доказательства, постоянное преодоление трудностей, а именно преодоление трудностей развивает интерес.
Второй шаг - нужно было определиться с целями и задачами обучения
Цель- создание условий для развития и поддержки одаренных людей.
Задачи:
*выявлять одаренных детей;
*воспитывать ответственное отношение к изучению русского языка;
*развивать познавательные способности учащихся через групповые занятия по русскому языку;
*проводить групповые занятия по русскому языку для одаренных детей;
*участвовать в предметных конкурсах, играх, чемпионатах, олимпиадах.
Третий шаг - выбор содержания работы. Проанализировав задания, которые встречаются на олимпиадах и различных конкурсах, я включила в программу групповых занятий следующие разделы: «Фонетика и графика», «Лексика», «Фразеология», «Морфемика», «Морфология», «Орфография», «Синтаксис и пунктуация», «Орфоэпия».
Последнее, в чем нужно было определиться – это определение методов обучения. Метод обучения – это способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся. В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей. Мне были известны следующие 5 групп методов обучения:
1.Методы объяснительно – иллюстративного обучения: лекции, семинары, рассказ, беседа, самостоятельная работа над учебным материалом.
2.Методы репродуктивного обучения: упражнения, практикум, программированное обучение, тренинги навыков.
3.Методы проблемно-поискового обучения: проблемное изложение, частично- поисковый (эвристический, или сократический), исследовательский, мозговой штурм.
4.Коммуникативные методы обучения: дискуссия, диалог, полемика, жужжащие группы, снежный ком, метод проектов, презентации.
5. Имитационно- ролевые методы обучения: имитационные упражнения, деловая игра, ролевая игра, организационно-деятельностные игры, организационно-мыслительные игры, аквариум, анализ конкретной ситуации.
В основном мною были использованы различные методы из первых четырёх групп, такие как рассказ, беседа, самостоятельная работа, упражнения, практикум, частично-поисковый, исследовательский, мозговой штурм, диалог, снежный ком. Причем, с каждым годом методы обучения менялись : от менее активных к более активным методам, в основе которых заложено побуждение учащихся к практической и мыслительной деятельности, без которых нет движения в овладении знаниями.
Свою работу я построила таким образом:
1 класс - выявить одаренных детей (наблюдение за детьми на уроках, диагностики (см. .Приложение №1), анкетирование (Приложение № 2), беседы с родителями и воспитателями детского сада, индивидуальные задания)
2 класс – заинтересовать выявленных одаренных детей (групповые занятия «Грамотейка» (Приложение №3), которые строятся на различном занимательном материале: играх, упражнениях, сказках, задачах).
3 – 4 класс - целенаправленная работа по углубленному изучению русского языка и развитию интеллектуальных способностей учащихся (групповые занятия «Мир русского языка», дифференцированные задания на уроках русского языка).
Мною была разработана рабочая программа для групповых занятий по русскому языку для учащихся 2 – 4 классов на 3 года с целью подготовки талантливых детей к олимпиадам и различным конкурсам.( см. Приложение № 3).Очень важно было показать учащимся, что знание языка – это не только умение применять выученные правила, но и умение наблюдать, анализировать, размышлять, делать выводы.
Работа по этой системе проводилась в течение 4 лет. Я пришла к следующим выводам: работу по выявлению одаренных детей нужно начинать с первого класса, развивать способности одаренных детей системно и целенаправленно. Разработанная и апробированная мною система работы с одаренными детьми доказала это. Самым главным стимулом вначале были заинтересованные глаза детей, а затем победы в олимпиадах и различных конкурсах. Учащиеся, с которыми я работала, показали хорошие и отличные результаты на всех уровнях, начиная со школьного и заканчивая всероссийским уровням.
Данная работа требует от преподавателя постоянного напряжения, тщательной подготовки, но в то же время она интересна и благодарна.
Приложение № 1.
Первичная диагностика одаренности
Для выявления одаренных детей учителями специалисты разработали различные шкалы. Ниже приводятся 4 шкалы, показатели по которым существенны для большинства обучающих программ, предназначенных для одаренных детей. Шкалы для рейтинга (Дж.Рензуллии соавторы(1977), в адаптации Л.В.Поповой.
Инструкция. Эти шкалы составлены для того, чтобы учитель мог оценить характеристики учащихся в познавательной, мотивационной, творческой и лидерской областях. Каждый пункт шкалы следует оценивать безотносительно к другим пунктам. Ваша оценка должна отражать, насколько часто Вы наблюдали проявление каждой из характеристик. Так как 4 шкалы представляют относительно разные стороны поведения, оценки по разным шкалам не суммируются.
Внимательно прочтите утверждения и обведите соответствующую цифру согласно следующему описанию:
- если Вы почти никогда не наблюдаете этой характеристики.
- если Вы наблюдаете эту характеристику время от времени.
3- если Вы наблюдаете эту характеристику довольно часто.
4- если Вы наблюдаете эту характеристику почти все время.
Шкала 1. Познавательные характеристики ученика.
1.Обладает необычно большим для этого возраста или класса запасом слов; использует термины с пониманием; речь отличается богатством выражений, беглостью и сложностью.
1 2 3 4
2. Обладает обширным запасом информации по разнообразным темам( выходящим за пределы обычных интересов детей этого возраста)
1 2 3 4
3. Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию.
1 2 3 4
4. Легко схватывает причинно-следственные связи; пытается понять «как» и «почему»; задает много стимулирующих мысль вопросов ( в отличие от вопросов, направленных на получение фактов); хочет знать, что лежит в основе явлений и действий людей.
1 2 3 4
5.Чуткий и сметливый наблюдатель; обычно «видит больше» или «извлекает больше», чем другие, из рассказа, фильма, из того, что происходит.
1 2 3 4
Подсчитайте число обведенных цифр по каждой колонке и умножьте на соответствующий коэффициент.
1 2 3 4
Сложите полученные числа. Общий показатель______________
Шкала 2.Мотивационные характеристики.
1.Полностью « уходит» в определенные темы, проблемы; настойчиво стремится к завершению начатого (трудно привлечь к другой теме, заданию).
1 2 3 4
2.Легко впадает в скуку от обычных заданий.
1 2 3 4
3.Стремится к совершенству; отличается самокритичностью.
1 2 3 4
4.Предпочитает работать самостоятельно; требует лишь минимального направления от учителя.
1 2 3 4
5.Имеет склонность организовывать людей, предметы, ситуацию.
1 2 3 4
Подсчитайте число обведенных цифр по каждой колонке и умножьте на соответствующий коэффициент.
1 2 3 4
Сложите полученные числа. Общий показатель______________
Шкала 3. Лидерские характеристики.
1.Проявляет ответственность; делает то, что обещает, и обычно делает это хорошо.
1 2 3 4
2.Уверенно чувствует себя как с ровесниками, так и со взрослыми; хорошо себя чувствует, когда ее(его) просят показать свою работу классу.
1 2 3 4
3.Ясно выражает свои мысли и чувства; хорошо и обычно понятно говорит.
1 2 3 4
4.Любит находиться с людьми, общителен(общительна) и предпочитает не оставаться в одиночестве.
- 2 3 4
5.Имеет склонность доминировать среди других; как правило, руководит деятельностью, в которой участвует.
1 2 3 4
Подсчитайте число обведенных цифр по каждой колонке и умножьте на соответствующий коэффициент.
1 2 3 4
Сложите полученные числа. Общий показатель______________
Шкала 4. Творческие характеристики.
1.Проявляет большую любознательность в отношении многого; постоянно задает обо всем вопросы.
1 2 3 4
2.Выдвигает большое число идей или решений проблем и ответов на вопросы; предлагает необычные, оригинальные, умные ответы.
1 2 3 4
3.Выражает свое мнение без колебаний; иногда радикален и горяч в дискуссиях; настойчив.
1 2 3 4
4.Любит рисковать; имеет склонность к приключениям.
1 2 3 4
5.Склонность к игре с идеями; фантазирует, придумывает; занят приспособлением, улучшением и изменением общественных институтов, предметов и систем.
1 2 3 4
6.Проявляет тонкое чувство юмора и видит юмор в таких ситуациях, которые не кажутся смешными остальным.
1 2 3 4
7.Необычно чувствителен(чувствительна) к внутренним импульсам и более открыт(а) к иррациональному в себе; эмоционально чувствителен( чувствительна).
1 2 3 4
8.Чувствителен(а) к прекрасному; обращает внимание на эстетические стороны жизни.
1 2 3 4
9.Не подвержен(а) влиянию группы; приемлет беспорядок; не интересуется деталями; не боится быть отличным(ой) от других.
1 2 3 4
10. Дает конструктивную критику; не склонен(на) принимать авторитеты без критического изучения.
1 2 3 4
Подсчитайте число обведенных цифр по каждой колонке и умножьте на соответствующий коэффициент.
1 2 3 4
Сложите полученные числа. Общий показатель______________
Характеристика ученика
Охарактеризуйте типичное поведение ученика, поставив на свободном месте каждой строки «да» или «нет».
Учебные характеристики.
1.Имеет необычно большой запас слов____
2.Владеет большим объемом информации и свободно рассуждает на различные темы____
3.Понимает смысл и причины действий людей и вещей_____
4.Является живым наблюдателем; «видит больше» или «берет больше» из рассказа, из какой-то деятельности, чем другие____
5.Поступил в данный класс, имея способности читать больше, чем требуется в этом классе_____
6.Показал быстрое понимание арифметики________
Мотивационные характеристики.
1.Настойчив в поисках проблемы______
2.Легко становится рассеянным во время скучного задания или дела_____
3.Обычно прерывает других________
4.Прилагает усилия для завершения действия_________
5.Нуждается в минимуме указаний со стороны учителя________
6.Упорный в отстаивании своего мнения_________
7.Чувствителен к мнениям других_________
8.Не безразличен к правильному и неправильному, хорошему и плохому, к справедливости, может осуждать людей, события, вещи______
9.Склонен влиять на других; часто руководит другими; может быть лидером_____
Творческие характеристики.
1.Любопытен и любознателен, задает много вопросов( не только на реальные темы)____
2.Проявляет интерес к интеллектуальным играм, фантазиям______
3.Часто предлагает необычные ответы, рассказывает с богатым воображением истории, склонен к преувеличению____
4.С увлечением стремится рассказать другим об открытиях( голос возбужден)______
5.Проявляет острое чувство юмора и видит юмор в ситуациях, которые не кажутся другим юмористичными, получает удовольствие от игры слов( играет в слова)__________
6.Не склонен принимать на веру «официальное решение» без критического исследования; может потребовать доводы и доказательства_______
7.Не кажется взволнованным, когда нарушен нормальный порядок______
Лидерские характеристики
1.Берет на себя ответственность______
2.Его любят одноклассники________
3.Лидер в нескольких видах деятельности_________
Обработка результатов
Для практической работы никакой дополнительной обработки к тому, что Вы сделали, не нужно. Результаты, как говорится, налицо. Эта заполненная Вами характеристика много расскажет о ребенке, чем, безусловно, поможет другим учителям.
Данная анкета «Карта интересов для младших школьников» поможет выявить область интересов и склонностей у ребенка .
Карта интересов для младших школьников( для определения склонностей ребенка)
Чтобы полученная информация была объективна, целесообразно провести по данной методике опрос не только детей, но и их родителей. Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на 7 сфер (соответствует столбикам таблицы):
- математика и техника;
- гуманитарная сфера;
- художественная деятельность;
- физкультура и спорт;
- коммуникативные интересы;
- природа и естествознание;
- домашние обязанности, труд по самообслуживанию.
Инструкция для детей
(ответ на 1 вопрос в клетке пол номером 1, ответ на 2 - в клетке под номером 2 и т.д.)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 |
Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте « - », если нравится, ставьте « + », а если очень нравится, ставьте « + + ».
Инструкция для родителей
Подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится ( с Вашей точки зрения) ребенку, ставьте «-», если нравится- «+ », а если очень нравится, ставьте «++». Если по какой-то причине Вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.
Лист вопросов
Каждый вопрос начинается со слов «Нравится ли…»
1.Решать логические задачи и задачи на сообразительность.
2.Читать самостоятельно( слушать, когда ему читают) сказки, рассказы, повести.
3.Петь, музицировать.
4.Заниматься физкультурой.
5.Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры.
6.Читать ( слушать, когда читают) рассказы о природе.
7.Делать что-нибудь на кухне.
8.Играть с техническим конструктором.
9.Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами.
10.Самостоятельно рисовать.
11.Играть в спортивные, подвижные игры.
12.Руководить играми детей.
13.Ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.
14.Ходить в магазин за продуктами.
15.Читать( или слушать) книги о технике, машинах, космических кораблях и т.д.
16.Играть в игры с отгадыванием слов ( названий городов, животных).
17.Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.
18.Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.
19.Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми.
20. Ухаживать за домашним аквариумом, содержать птиц, животных
21.Убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.
22.Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.
23.Знакомиться с историей(посещать исторические музеи)
24.Самостоятельно, без побуждения взрослых, заниматься различными видами художественного творчества.
25.Читать ( слушать, когда читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.
26.Объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение).
27.Ухаживать за домашними животными и растениями (помогать им, лечить их и др.).
28.Помогать взрослым делать уборку в квартире ( вытирать пыль, подметать пол и др.).
29.Считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.
30.Знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.
31.Принимать участие в играх-драматизациях, в постановке спектаклей.
32.Заниматься сортом в секциях и кружках.
33.Помогать другим людям.
34.Работать в саду, на огороде, выращивать растения.
35.Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
Обработка результатов.
Сосчитайте количество + и - по вертикали ( + и - взаимно сокращаются). Доминирование тем, где наибольшее число плюсов. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены; при этом у ряда детей иногда наблюдается отсутствие выраженных склонностей; в этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка.
Диагностическое обследование
(в начале года - начало сентября)
Задание 1.
Цель: проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия в процессе отбора картинок с заданным звуком в их названиях.
Инструкция: «Посмотрите на эти картинки, видите, под каждым есть небольшой кружочек. Вам нужно самостоятельно назвать каждую картинку и , если в названии картинки есть звук С, зачеркнуть кружок под ней. Например, картинка «солнце» , в слове «солнце» есть звук С значит, нужно зачеркнуть кружок.
Оценка выполнения:
0 баллов- отсутствие дифференциации звуков с-з, с-ц, с-ш или полное неприятие задания.
1 балл- наличие ошибок(отсутствует дифференциация звуков с-з).
2 балла- выделен звук только из позиции начала слова, ошибочного выделения других звуков нет.
3 балла- правильное выполнение задания.
Задание 2.
Цель: выявить степень овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.
Инструкция: «Вы видите домик с тремя окошками и рядом с ним картинки. Каждое окошко- звук в слове. Назовите тихонько все картинки и подумайте, в каком слове 3 звука. Эту картинку соедините стрелкой с домиком».
Оценка выполнения:
0 баллов- неприятие задачи, полное отсутствие соответствия количества звуков в слове и количества «окошек».
1 балл- наличие ошибок в 2 звука.
2 балла- наличие ошибок в 1 звук.
3 балла- правильное выполнение задания
Задание 1.
Цель: проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.
Инструкция: посмотрите на эти картинки( ящик, пила, лист, лампа, гиря).Назовите каждую картинку и, если в ее названии есть звук А, поставьте около нее галочку. Например, нарисован шар. Я медленно произношу слово «шар» и слушаю, есть ли там звук «а». «Ша-а-а-ар» - есть звук А. Значит, около этого рисунка я ставлю галочку.
Оценка выполнения:
0 баллов- задание не выполнено.
1 балл- наличие ошибок(более одной).
2 балла- звук А выделен в разных позициях, но в одном случае( в слове «ящик» или «гиря») звук не был указан.
3 балла –правильное выполнение задания( отмечены все рисунки, кроме листа)
Задание 2.
Цель : выявить умение проводить звуковой анализ слова с определением качества звуково в слове( гласные, твердые и мягкие согласные).
Инструкция: «Проведите звуковой анализ слова «вишня». Покажите, какие в нем звуки: гласные отметьте красным цветом, твердые согласные – синим цветом, а мягкие согласные – зеленым.
Оценка выполнения
баллов- задание не выполнено.
1 балл- наличие 2 ошибок.
2 балла- наличие 1 ошибки.
3 балла- правильное выполнение задания.
Задание 3.
Цель : умение найти в слове заданный звук.
Инструкция: «Найдите и отметьте галочкой среди рисунков (указываются и называются рисунки: ложка, вилка, волк, звезда, сова) те, в названии которых есть звук, с которого начинается слово «вишня». Сначала подумайте, какой это звук, назовите его, потом начинайте работать.
Оценка выполнения:
- баллов- задание не выполнено.
- балл- наличие 2 ошибок.
- Балла - наличие 1 ошибки.
- балла – правильное выполнение задания.
Задание 4.
Цель: выявить умение сопоставлять слова по звуковому составу.
Инструкция: «Рассмотрите внимательно пары картинок: кит-кот, стол – стул, палка-полка, белка-булка. Самостоятельно назовите каждую из картинок и отметьте на схеме только те звуки, которыми эти слова различаются».
Оценка выполнения:
- баллов - задание не выполнено.
- Балл - допущено более 1 ошибки.
- Балла - наличие 1 ошибки ( не отмечены в 1 или в 4 паре).
- балла – правильное выполнение задания ( отмечены первый и второй звуки в 1 паре, третьи звуки во 2 паре, вторые звуки в 3 паре, первые и вторые звуки в 4 паре).
Задание 5.
Цель: выявить умение соотносить слово с его слогоударной схемой.
Инструкция: «Посмотрите на эти картинки( роза, лампа, барабан, слон), между ними изображены слоговые схемы. Назовите каждую картинку, определите, сколько слогов в каждом слове, какой слог ударный, и соедините картинку с соответствующей слоговой схемой. Будьте внимательны, проверяйте не только количество слогов, но и ударный слог.
Оценка выполнения:
- баллов- задание не выполнено.
- балл- наличие 2 ошибок.
- балла- наличие 1 ошибки ( неправильно определен ударный слог, т.е. слова «роза» или «лампа» соединены с третьей слогоударной схемой).
- балла – правильное выполнение задания.
Задание 6.
Цель: выяснить знание позиционного принципа русского письма-умение поставить гласную букву после твердого или мягкого согласного.
Инструкция: «Вы видите схемы, в которых записаны только гласные буквы. Какие же согласные звуки могут стоять перед этими буквами- твердые или мягкие? Подумайте и ту клеточку, где стоит знак вопроса, закрасьте синим или зеленым цветом».
Оценка выполнения:
- баллов- задание не выполнено.
- балл - допущено более 1 ошибки.
- балла - допущена 1 ошибка .
- балла – правильное выполнение задания.
Диагностическое обследование по русскому языку
в конце года( конец апреля- начало мая)
Задание 1.
Цель: проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.
Инструкция: «Прочитайте слова в 1 задании. Нужно отметить те слова, в которых все согласные звуки – мягкие. Например, если бы здесь было слова «день» .Я медленно его произношу. И слышу:1 звук –дь-мягкий согласный, 2 звук-гласный, 3 звук- нь- тоже мягкий согласный. Значит, около слова «день» нужно поставить галочку. Так же тихонько читайте каждое слово, слушайте звуки и отмечайте только те слова, в которых все согласные звуки – мягкие.
Оценка выполнения:
0 баллов- допущено 3 ошибки.
1 балл- допущено 2 ошибки.
2 балла- допущена 1 ошибка
3 балла- правильное выполнение задания.
Задание 2.
Цель: проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.
Инструкция: «Прочитайте слова ко 2 заданию. Вы должны отметить те слова, в которых все согласные звуки – твердые. Например, в слове «дом» все согласные звуки – д,м- твердые, значит, это слово нужно отметить галочкой.
Оценка выполнения:
0 баллов- допущено 3 ошибки.
1 балл- допущено 2 ошибки.
2 балла- допущена 1 ошибка
3 балла- правильное выполнение задания
Задание 3.
Цель: выявить степень овладения звуко- буквенным анализом и умение правильно воспринимать учебную задачу.
Инструкция: «Вам нужно отметить слова, в которых букв больше, чем звуков. Например, слово «конь». Здесь первый звук – к, второй – о, третий- кь. Значит, в слове 3 звука, но 4 буквы, т.е. букв больше, чем звуков. Поэтому я ставлю галочку. Так же разберите все слова.»
Оценка выполнения:
0 баллов- допущено 3 ошибки.
1 балл- одно слово обозначено верно, а другое – ошибочно.
2 балла- отмечено одно слово.
3 балла- отмечены слова «день», «медведь».
Задание 4.
Цель: выявить степень овладения звуко- буквенным анализом и умение правильно воспринимать учебную задачу.
Инструкция: «Вам нужно отметить слова, в которых звуков больше, чем букв. Давайте разберем слово «яма»( написать на доске). В слове «яма» первый звук –й, второй -а, третий – м, четвертый –а. Вы видите, в слове «яма» -3 буквы, но 4 звука, т.е. звуков больше, чем букв. Надо поставить галочку. Так же разберите слова.
Оценка выполнения:
0 баллов- допущено 3 ошибки.
1 балл- одно слово обозначено верно, а другое – ошибочно.
2 балла- отмечены 2 слова.
3 балла- отмечены слова «юла», «ёжик», «змея».
Задание 5.
Цель: выявить умение найти пару согласного звука по звонкости –мягкости.
Инструкция: «Рассмотрите внимательно буквы верхнего и нижнего рядов. Подумайте, по какому признаку объединены эти буквы в пары, и в пустые клетки допишите пропущенные буквы. Будьте внимательны при выполнении задания.
Оценка выполнения:
0 баллов- задание не выполнено.
1 балл- допущено 2 и более ошибок.
2 балла- допущена 1 ошибка
3 балла- записаны все буквы.
Задание 6.
Цель: выявить знание написания сочетаний «жи-ши».
Инструкция: «Прочитайте слова. Запишите рядом с каждым словом такое слово, которое обозначает много этих предметов.»
Оценка выполнения:
0 баллов- задание не выполнено.
1 балл- допущено 2 и более ошибок в написании сочетаний «жи-ши».
2 балла- допущена 1 ошибка
3 балла- все слова записаны правильно.
Задание 7.
Цель: выявить умение составлять предложение из слов и правильно его записывать.
Инструкция: «У каждого из вас на листочке написаны слова. Из них нужно составить предложение и записать его на пустой строке».
Оценка выполнения:
0 баллов – задание не выполнено.
1 балл – предложение составлено верно, но в записи допущены ошибки( не обозначена большая
буква и точка в конце предложения).
2 балла – предложение составлено верно, но в записи допущена ошибка( например, предлог
записан вместе со словом).
- балла- предложение составлено и записано верно.
Приложение № 2.
Анкета «Познавательный интерес»
Название предмета | по необходимости | по ситуации | повышенный интерес | не нравится |
Русский язык | ||||
Литер. Чтение | ||||
Математика | ||||
Окруж. Мир | ||||
Технология | ||||
Музыка | ||||
ИЗО. | ||||
Физкультура |
Приложение № 3
Рабочая программа
для групповых занятий по русскому языку «Грамотейка»( 2 класс)
Пояснительная записка
Данная программа появилась в результате того, что в современное время развитие российской науки зависит от притока талантливых людей, поэтому так важно уже в начальной школе поддерживать интерес детей к знаниям, выявляя особо одаренных учеников.
Одной из наиболее эффективных форм работы, способствующих повышению интереса школьников к знаниям, развитию их способностей, являются олимпиады, которые в последнее время проводятся и в начальной школе, занимая важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребенка. Пусть они даже и незначительные , но в них – ростки будущего интереса к науке. Олимпиады позволяют ученику познать себя, служат развитию творческой инициативы учащегося. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей.
Цель программы – подготовка одаренных детей к олимпиадам, различным конкурсам и играм по русскому языку.
Задачи: заинтересовать учащихся к изучению русского языка, прививать любовь к русскому языку, повышать познавательный интерес у учащихся.
Программа построена на основе концентрического принципа: ознакомление и углубление изучаемого материала.
Основные понятия, изучаемые в данном курсе: звуки и буквы; согласные звуки звонкие и глухие, мягкие и твердые; гласные ударные и безударные; шипящие звуки; алфавит; анаграммы и ребусы ; слог; ударение; слово и его значение; однозначные и многозначные слова; слова – двойники , слова – друзья, слова- спорщики; фразеологизмы и его значение; окончание, корень, однокоренные слова; имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Основные ЗУН ля учащихся на конец года:
*различать:
-звуки и буквы; гласные и согласные звуки и буквы; твердые и мягкие согласные; звонкие и глухие согласные звуки; шипящие звуки;
-однозначные и многозначные слова;
-слова-двойники, слова- друзья, слова- спорщики;
-имя существительное, имя прилагательное, глагол;
*выделять, находить:
-окончание, корень, суффикс, приставку;
-однокоренные слова;
-слова с прямым и переносным значением;
- слова-двойники, слова- друзья, слова- спорщики;
-фразеологизмы и определять их значение;
*решать учебные практические задачи:
-разбирать слова по составу;
-разгадывать ребусы и анаграммы.
В ходе изучения данного курса будут развиваться логическое мышление, самостоятельность, умение анализировать, делать выводы.
Объем часов: в год – 34 часов в год, 1 час в неделю.
Прогнозируемый результат: интерес к изучению русского языка, участие в конкурсе «Русский медвежонок» , школьной олимпиаде по русскому языку и КВНе.
Формы контроля: диагностика, тестирование.
Учебный план ( 34 часа, 1 час в неделю)
№ п\п. | Тема раздела | Количество часов | Формы контроля |
1. | Введение. | 1 | Диагностика |
2. | Фонетика и графика | 10 | Тестирование |
3. | Лексика и фразеология. | 8 | Тестирование |
4. | Состав слова. | 8 | Тестирование |
5. | Морфология. | 5 | Тестирование |
6. | Повторение. | 2 | Диагностика |
Учебно- тематическое планирование
Тема раздела | № заня-тия | Тема занятия | Основное содержание | Форма контроля |
1.Введение( 1 час) | 1. | 1.Знакомство со страной Языкознание. Входная диагностика. | Знакомство со страной Языкознание и ее жителями. | Входная диагностика. |
2.Фонетика и графика (10 часов) | 2. | 1.В мире звуков… | Знакомство со звуками речи и отличием их от других звуков. | |
3. | 2.Удивительные звуки. | Классификация звуков речи. Фонетические сказки о звуках. Выполнение упражнений , основанных на классификации звуков речи. | ||
4. | 3.Шипящие звуки. | Особенности данных звуков. Употребление гласных И,У, А после шипящих. Выполнение заданий. | ||
5. | 4.Алфавит. | Роль алфавита. Решение задач, связанных со знанием алфавита. | ||
6. | 5.Зашифрованные слова. Анаграммы. Криптограм-мы. | Знакомство с анаграммами и криптограммами и правилами их разгадывания. Обучение разгадыванию анаграмм и криптограмм. | ||
7. | 6.Зашифрованные слова. Ребусы. | Знакомство с ребусами, их расшифровкой. Обучение разгадыванию ребусов. |
| |
8. | 7.Зашифрованные слова. Ребусы. | Обучение разгадыванию ребусов. Составление своих ребусов. | Творчес-кая работа | |
9. | 8.Слогоделение. | Деление слова на слоги. Перенос слова. Решение задач, основанных на слогоделении. | ||
10. | 9.Волшебник Ударение. | Ударение и его роль. Решение задач. | ||
11. | 10.Проверь себя. Обобщение по разделу «Фонетика» | Выполнение упражнений по изученному разделу. | Тестирова-ние | |
3.Лексика и фразеоло-гия (8 часов) | 12. | 1.Что такое слово? | Понятие о слове и его значении. | |
13. | 2.Слово одно, а значений несколько. | Знакомство с однозначными и многозначными словами. Работа с толковым словарем. | ||
14. | 3.Слова – двойники. | Понятие о словах –двойниках ( омонимы). Нахождение омонимов и их толкование. | ||
15. | 4.Слова – друзья. | Понятие о словах – друзьях ( синонимы). Нахождение синонимов в тексте. Подбор синонимов. | ||
16. | 5.Слова – спорщики. | Понятие о словах – спорщиках. (антонимы). Игра «Подбери пару». | ||
17. | 6.Фразеологизмы. | Понятие о фразеологизмах. Значение фразеологизмов. Знакомство со «Школьным фразеологическим словарем». | ||
18. | 7.Фразеологизмы. | Нахождение фразеологизмов в тексте и их толкование. Игра «Собери фразеологизм». | ||
19. | 8.Проверь себя. Обобщение по разделу «Лексика и фразеология» | Выполнение упражнений по разделу. | Тестирова-ние | |
4.Состав слова ( 8 часов) | 20. | 1.Из чего состоит слово? | Знакомство с частями речи ( общее понятие). | |
21. | 2.Окончание. | Понятие об окончании. Нахождение окончания в словах. | ||
22. | 3.Без чего не может существовать слово? | Корень как главная часть слова. Выделение корня в словах. Понятие об однокоренных словах. Составление гнезд однокоренных слов. | ||
23. | 4.Суффикс- строительный материал для новых слов. | Значение суффиксов. Роль суффиксов в русском языке. Образование новых слов с помощью суффиксов. | ||
24. | 4. Приставка- строительный материал для новых слов. | Значение приставок. Образование новых слов с помощью приставок. | ||
25. | 5.Разбор по составу. | Алгоритм разбора слов по составу. Обучение разбору слов по составу. | ||
26. | 6.Словообразовательные задачи. | Игра «Собери словечко». Образование новых слов с помощью приставок и суффиксов. | ||
27. | 8. Проверь себя. Обобщение по разделу «Состав слова» | Выполнение упражнений по разделу. | Тестирова-ние. | |
5.Морфология ( 5 часов) | 28. | 1. Дружная семейка. | Общее понятие о частях речи. Составление схемы «Дружная семейка». Игра «Подскажи словечко» | |
29. | 2. Имя существительное. | Понятие об имени существительном. Род, число, склонение имен существительных. | ||
30. | 3. Имя прилагательное. | Понятие об имени прилагательном. Для чего нужны прилагательные? Род, число, падеж прилагательных. | ||
31. | 4.Глагол. | Понятие о глаголе. Употребление глаголов в речи. Нахождение глаголов в тексте. | ||
32. | 5. Проверь себя. Обобщение по разделу «Морфология» | Выполнение заданий и упражнений по изученному разделу. | Тестирова-ние | |
6.Заключение ( 2 часа) | 33. | 1.Итоговая диагностика. | Проверка ЗУН учащихся за год. | Диагности-ка. |
34. | 2.Викторина «Знаешь ли ты русский язык?» | Анализ заданий итоговой диагностики. Викторина по изученному за год. |
Рабочая программа
для групповых занятий по русскому языку «Мир русского языка» (3 класс)
Пояснительная записка
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления и развития одаренных детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одаренного ребенка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одаренные дети –потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи.
Работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений нашей школы. Одной из форм работы с такими детьми является подготовка к олимпиадам различного уровня. Данный курс является продолжением групповых занятий «Грамотейка», проводимых во 2 классе. Поэтому целью курса остается - подготовка одаренных детей к предметным олимпиадам и различным конкурсам по русскому языку.
Задачи: расширять и углублять знания по предмету; учить самостоятельно добывать знания; воспитывать любовь к русскому языку, развивать логическое мышление.
Программа построена по концентрическому принципу: ознакомление и углубление изучаемого материала.
Основные понятия: звуки и буквы; двойная роль букв е, ё, ю, я; фонетический анализ слова; шарады, метаграммы, логогрифы, прямое и переносное значение слова; синонимичный ряд; фразеологизмы- синонимы, фразеологизмы – антонимы; устаревшие и новые слова; сложные слова; словообразовательный разбор; несклоняемые существительные; краткая форма прилагательного; местоимение; личные местоимения; имя числительное; количественные и порядковые числительные; простые, сложные и составные имена числительные; служебные части речи ( предлог, союз, частица)
Основные ЗУН для учащихся на конец года:
*различать:
-звуки и буквы; гласные и согласные звуки и буквы; твердые и мягкие согласные; звонкие и глухие согласные звуки; шипящие звуки;
- имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имена числительные;
-омонимичные части речи;
-количественные и порядковые числительные;
-служебные части речи: предлог, союз, частицу;
*выделять, находить:
- слова с прямым и переносным значением;
-составлять синонимичный ряд;
-устаревшие и новые слова;
- сложные слова;
-несклоняемые имена существительные, краткую форму прилагательного, количественные и порядковые числительные, личные местоимения;
-служебные части речи: предлог, союз, частицу;
*решать учебные практические задачи:
-выполнять фонетический разбор слова;
-выполнять словообразовательный разбор слова;
-разгадывать шарады, метаграммы и логогрифы.
В ходе изучения данного курса будут развиваться творческое мышление, самостоятельность, умение анализировать, делать выводы.
Объем часов: в год – 34 часов в год, 1 час в неделю.
Прогнозируемый результат: интерес к изучению русского языка, участие в интеллектуальных предметных конкурсах разного уровня , стать призерами и победителями школьной и районной олимпиады по русскому языку .
Формы контроля: диагностика, тестирование.
Учебный план (1 час в неделю, 34 часа в год)
№ п\п | Тема раздела | Количество часов | Форма контроля |
1 | Введение. | 1 | Диагностика |
2. | Фонетика и графика. | 8 | Самостоятельная работа |
3. | Лексика и фразеология. | 9 | Самостоятельная работа |
4. | Словообразование и состав слова. | 7 | Самостоятельная работа |
5. | Морфология. | 8 | Самостоятельная работа |
6. | Заключение . | 1 | Диагностика |
Учебно-тематическое планирование для 3 класса
Тема раздела | № заня-тия | Тема занятия | Основное содержание | Формы контроля |
1.Введение ( 1 час) | 1. | Мир русского языка. | Беседа «Мои знания о стране Языкознание». Входная диагностика. | Диагнос-тика |
2.Фонетика и графика(8 часов) | 2. | Классификация звуков речи. | Повторение изученного по теме во 2 классе. Составление схемы. Выполнение заданий , основанных на знании классификации. | |
3. | Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. | Повторение особенностей этих букв. Решение олимпиадных задач по данной теме. | ||
4. | Парные согласные. | Особенности данных согласных в фонетике. | ||
5. | Мягкий знак – буква-помощница. | Три роли мягкого знака. Игра «Помоги братцу найти своё место».Задания и упражнения по теме. | ||
6. | Фонетический разбор слова. | Знакомство с алгоритмом фонетического разбора слова. Обучение фонетическому разбору. | ||
7. | Зашифрованные слова. Шарады. | Понятие о шарадах. Обучение разгадыванию шарад. | ||
8. | Зашифрованные слова. Метаграммы. Логогрифы. | Понятие о метаграммах и логогрифах. Разгадывание данных зашифрованных слов. | ||
9. | Обобщение по разделу «Фонетика и графика» | Решение олимпиадных задач по изученному разделу. | Самост. Работа | |
3. Лексика и фразеология (9 часов) | 10. | Слово и его значение. | Повторение изученного по теме во 2 классе. Понятие о прямом и переносном значении слов. Нахождение слов с переносным значением слов. | |
11. | Синонимы. Синонимичный ряд. | Повторение изученного во 2 классе. Введение понятия «синоним» Знакомство с синонимичным рядом. Редактирование текста. | ||
12. | Антонимы. | Введение понятия «антоним». Употребление антонимов. Игра «Подбери пару». | ||
13. | Фразеологизмы. | Повторение изученного во 2 классе. Игра «Собери фразеологизмы». Нахождение фразеологизмов в тексте и их объяснение. | ||
14. | Фразеологизмы –синонимы. | Нахождение фразеологизмов – синонимов в тексте. Упражнения в подборе фразеологизмов –синонимов. | ||
15. | Фразеологизмы –антонимы. | Нахождение фразеологизмов –антонимов .Упражнения в подборе фразеологизмов – антонимов. | ||
16. | По страницам русской истории, античной мифологии и библейских преданий. | Беседа «Откуда появились фразеологизмы». Знакомство с историей возникновения некоторых фразеологизмов из русской истории, античной мифологии и библейских преданий. | ||
17. | Устаревшие и новые слова. | Знакомство с понятием «устаревшие» слова. Нахождение устаревших слов в тексте и объяснение их значения. Сопоставление устаревших и новых слов. | ||
18. | Обобщение по разделу «Лексика и фразеология» | Решение олимпиадных заданий по изученному материалу. | Самост. Работа | |
4.Морфемика ( 7 часов) | 19. | Создатели слов. | Повторение изученного « Что я знаю о частях слова?» | |
20. | Для чего нужно окончание? | Роль окончания. Формы слов. Выбор нужной формы слова. | ||
21. | Корень – значимая часть слова. | Корень-главная часть слова. Составление гнезд однокоренных слов. | ||
22. | Как растут слова? | Знакомство с основными способами образования слов. Разбор слова по составу. Словообразовательный разбор. | ||
23. | Сложные слова. | Понятие о сложных словах. Образование сложных слов. Нахождение и составление сложных слов. | ||
24. | Словообразовательные задачи. | Игра «Собери слово», «Отгадай слово». Решение олимпиадных заданий. | ||
25. | Обобщение по разделу « Состав слова». | Решение олимпиадных заданий по изученному материалу. | ||
5.Морфология ( 8 часов) | 26. | Дружная семейка. | Общее о частях речи . Самостоятельные и служебные части речи. Игра « Дружная семейка» | |
27. | Имя существительное. | Имя существительное как часть речи(повторение изученного во 2 классе). Имена существительные, имеющие только форму един.числа или только множ.числа. Несклоняемые имена существительные, определение рода несклоняемых существительных. Тренировочные упражнения. | ||
28. | Имя прилагательное . | Имя прилагательное как часть речи. Краткая форма прилагательных. | ||
29. | Глагол. | Глагол как часть речи. Изменение глагола по лицам, числам и временам. Редактирование текста с неверным употреблением глагола. Различие глаголов «есть-кушать, одеть-надеть». | ||
30. | Местоимение. | Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Нахождение местоимений в тексте в косвенных падежах. | ||
31. | Имя числительное. | Имя числительное как часть речи. Классификация числительных по значению и по составу. Нахождение числительных. | ||
32. | Омонимичные части речи. | Понятие об омонимичных частях речи. Определение части речи в омонимичных парах. Составление предложений для различения части речи. | ||
33. | Служебные части речи. | Общее понятие о служебных частях речи. Знакомство с наиболее употребительными союзами и частицами. | ||
Заключение(1час) | 34. | Итоговое занятие «По страницам изученного» | Итоговая диагностика по изученному материалу. | Диагнос-тика |
Рабочая программа
для групповых занятий по русскому языку «Мир русского языка»(4 класс)
Пояснительная записка
Данный курс является продолжением групповых занятий «Грамотейка» и «Мир русского языка», проводимых во 2 и 3 классах.
Цель курса – подготовка одаренных учащихся к предметным олимпиадам и различным конкурсам по русскому языку.
Задачи: углублять знания по предмету;
побуждать к активной мыслительной и праактической деятельности;
учить применять знания в нестандартных ситуациях.
Программа построена по концентрическому принципу: ознакомление и углубление изучаемого материала.
Основные понятия: орфоэпия, орфография, орфограмма, словосочетание, главные и второстепенные члены, однородные члены предложения, предложения с прямой речью, диалог.
Основные ЗУН для учащихся на конец года:
*различать:
-звуки и буквы; гласные и согласные звуки и буквы; твердые и мягкие согласные; звонкие и глухие согласные звуки; шипящие звуки;
- имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имена числительные;
-омонимичные части речи;
-количественные и порядковые числительные;
-служебные части речи: предлог, союз, частицу;
-главные и второстепенные члены предложения
*выделять, находить:
- слова с прямым и переносным значением;
-составлять синонимичный ряд;
-устаревшие и новые слова;
- сложные слова;
-несклоняемые имена существительные, краткую форму прилагательного, количественные и порядковые числительные, личные местоимения;
-служебные части речи: предлог, союз, частицу;
-главные и второстепенные члены предложения ;
-однородные члены предложения;
- предложения с однородными членами.
*решать учебные практические задачи:
-выполнять фонетический разбор слова;
-выполнять словообразовательный разбор слова;
-разгадывать шарады, метаграммы и логогрифы;
- ставить знаки препинания при однородных членах , в предложениях с прямой речью, при диалоге.
В ходе изучения данного курса будут развиваться творческое мышление, самостоятельность, умение анализировать, делать выводы.
Объем часов: в год – 34 часа , 1 час в неделю.
Прогнозируемый результат: интерес к изучению русского языка, участие в интеллектуальных предметных конкурсах разного уровня , стать призерами данных конкурсов, стать победителями школьной и районной олимпиады по русскому языку .
Формы контроля: диагностика, тестирование.
Учебный план
№ п\п | Тема раздела | Количество часов | Форма контроля |
1 | Введение. | 1 | Диагностика |
2. | Фонетика. | 3 | Самостоятельная работа |
3. | Орфоэпия | 2 | |
4. | Морфемика | 4 | Самостоятельная работа |
5. | Лексика и фразеология . | 4 | Самостоятельная работа Тестирование |
6. | Морфология. | 4 | Самостоятельная работа |
7. | Орфография | 3 | Самостоятельная работа Тестирование |
8. | Синтаксис. | 5 | Самостоятельная работа |
9. | Пунктуация. | 6 | Самостоятельная работа |
10. | Заключение . | 2 | Диагностика |
Учебно-тематическое планирование для 4 класса
Тема раздела | № п\п | Тема занятия | Основное содержание | Формы контроля |
1.Введение. | 1. | Мир русского языка. | Беседа о разделах науки. Входная диагностика. | Диагностика |
2.Фонетика (3 часа) | 2. | Правила фонетики. | Повторение правил фонетики, изученных во 2-3 классах. Решение олимпиадных и конкурсных задач. | |
3. | Фонетические задачи. | Решение олимпиадных и конкурсных задач, основанных на правилах фонетики. | Самостоятельная работа | |
4. | Фонетические задачи. | Решение олимпиадных и конкурсных задач, основанных на правилах фонетики. | Самостоятельная работа | |
Орфоэпия (2 часа) | 5. | Как правильно звучит слово. | Что изучает раздел науки. Слова, которые чаще всего произносятся неверно. | |
6. | Орфоэпические задачи. | Решение задач, основанных на знании орфоэпических норм. | ||
3.Морфемика (4 часа) | 7. | Правила морфемики. | Обобщение знаний о морфемике, изученных во 2-3 классах. Решение олимпиадных и конкурсных задач. | |
8. | Морфемные задачи. | Решение олимпиадных и конкурсных задач, основанных на знании морфемики. |
| |
9. | Морфемные задачи. | Решение олимпиадных и конкурсных задач, основанных на знании морфемики. | Самостоятельная работа | |
10. | Обобщение по разделам «Фонетика. Орфоэпия. Морфемика» | Решение олимпиадных заданий по изученному материалу. | Тестирование | |
4.Лексика и фразеология (4 часа) | 11. | Лексические понятия. Фразеологические обороты. | Повторение основных лексических единиц. Обобщение знаний о фразеологизмах. Решение олимпиадных и конкурсных заданий, основанных на лексических понятиях. | |
12. | Лексические задачи. | Решение олимпиадных и конкурсных задач, основанных на знании лексических понятий. Редактирование текста. | ||
13. | Фразеологические задачи. | Решение олимпиадных и конкурсных задач, связанных с фразеологизмами. |
| |
14. | Фразеологические задачи. | Решение олимпиадных и конкурсных задач, связанных с фразеологизмами. | Самостоятельная работа | |
5.Морфология (4 часа) | 15. | Самостоятельные и служебные части речи. | Обобщение знаний о частях речи и их морфологических признаках. | |
16. | Морфологические задачи. | Решение олимпиадных и конкурсных задач, основанных на знании частей речи. |
| |
17. | Морфологические задачи. | Решение олимпиадных и конкурсных задач, основанных на знании частей речи. | Самостоятельная работа | |
18. | Обобщение по разделам «Лексика. Фразеология. Морфология.» | Решение олимпиадных заданий по изученному материалу. | Тестирование. | |
6.Орфорграфия (3 часа) | 19. | Где прячутся ошибки? | Виды орфограмм. Знакомство с некоторыми орфограммами. | |
20. | Орфографические задачи. | Решение орфографических задач. | ||
21. | Орфографические задачи | Решение орфографических задач. | Самостоятельная работа | |
7.Синтаксис (5 часа) | 22. | Словосочетание. | Понятие о словосочетании. Виды словосочетаний. Выделение из предложения словосочетаний. | |
23. | Главные и второстепенные члены предложения. | Понятие о второстепенных членах предложении (определение, дополнение, обстоятельство). Разбор предложения по членам. Составление предложения по заданной схеме. | ||
24. | Однородные члены предложения. | Нахождение предложений с однородными второстепенными членами. Составление схем предложений с однородными членами. | ||
25. | Простое и сложное предложение. | Понятие о сложном предложении. Отличие его от простого. Определение вида предложения. Составление сложного предложения по заданной схеме. | ||
26. | Синтаксический разбор предложения. | Алгоритм синтаксического разбора. Разбор простых и сложных предложений. | Самостоятельная работа | |
8.Пунктуация. (6 часов) | 27. | Что изучает пунктуация. | Понятие о разделе. Знаки препинания в середине и на конце предложения | |
28. | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | Постановка знаков препинания при однородных членах с различными союзами. Составление предложений к схемам с однородными предложениями. | Самостоятельная работа | |
29. | Знаки препинания в сложных предложениях. | Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и без союзов. | ||
30. | Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | Понятие о предложениях с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | Самостоятельная работа | |
31. | Диалог. Знаки препинания при диалоге. | Понятие о диалоге. Постановка знаков препинания в диалогической речи. | ||
32. | Обобщение по разделу «Синтаксис и пунктуация» | Решение олимпиадных заданий по изученному материалу. | Тестирование | |
Заключение (2 часа) | 33. | По следам изученного… | Итоговая диагностика по изученному материалу. | диагностика |
34. | Занимательная грамматика. |
Литература
1. Ефремушкина О.А. Школьные олимпиады для начальных классов. Ростов –на- Дону,
Феникс,2006.
2. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И.И учеба, и игра: русский язык.- Ярославль: «Академия
развития», 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы с орфографическим словарем на уроках русского языка
В статье описывается опыт работы со словарем П.Грушникова в начальной школе...
Система работы с толковым словарем на уроках русского языка
В статье описывается опыт работы с толковым словарем Е.Леоновича в начальной школе...
Формы и методы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка
Формы и методы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка...
Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка в начальной школе.
На мой взгляд, в учебном процессе развитие одаренности ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь...
:"Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка".
Для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Одарённые дети и молодёжь -это потенциал нашей страны. В работе описаны методы и приёмы работы с одарёнными д...
МАСТЕР-КЛАСС "Работа с одаренными детьми на уроках русского языка"
Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образованияМАСТЕР-КЛАССРабота с одаренными детьми на уроках русского языка...
Работа с одарёнными детьми. Олимпиада по русскому языку 1 класс
Олимпиадные задания помогут выявить одаренных детей, способствуют развитию познавательных УУД....