Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Школа 2100"
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Дарбинян Шогик Шаликоевна

Рабочая программа 2 класс по программе"Школа 2100" Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx139.62 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа «Русский язык». 2 класс Дарбинян Ш.Ш.

2014– 2015 учебный год

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

  1. Бунеев, Р. Н.: учебник для 2 класса / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. -М.: Баласс : Школьный дом, 2013.
  2. Бунеев Р.Н. Орфографический словарь
  3. Бунеева, Е. В. Русский язык. 1 и 2 классы : методические рекомендации для учителя / Е. В. Бунеева, JI. Ю. Комиссарова, М. А. Яковлева. - М. :Баласс, 2013.
  4. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерные основные образовательные программы. В 2 кн. Кн. 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы / под науч. ред. Д. И. Фильдштейна. - Изд. 2-е, испр. - М. :Баласс, 2011.
  5. Слова с непроверяемыми написаниями : пособие к учебнику «Русский язык - первые уроки» / сост. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. - М: Баласс, 2009.

I. Пояснительная записка

Язык по своей специфике и социальной значимости – явлениеуникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.

Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:

1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;

2) формирование элементарной лингвистической компетенции.

Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно – формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);

- формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русскойнациональной культуры;

2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через языки созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;

3) формированиеу детей чувства языка;

4) воспитание потребности пользоваться всемязыковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствоватьсвою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

5) сообщение необходимых знаний и формированиеучебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых  для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

II. Общая характеристика учебного предмета

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития  учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом литературного чтения:

1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной  речи.

              Линии, специфические для курса «Русский язык»:

4) приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой  деятельности;

5) дальнейшее овладение родным языком;

6) овладение орфографией и пунктуацией;

7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

8) развитие чувства языка.

   Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется  УМК по русскому языку: учебники («Букварь», «Русский  язык» 1–4 кл.; тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку»; «Дидактический материал по русскому  языку» и др.).

В курсе «Обучение грамоте» обеспечивается пропедевтика изучения курса русского языка.

 Во  2-ом классе дети закрепляют признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении  связаны по смыслу; в предложении от слова к слову можно задать вопрос), знакомятся с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией; совершенствуют умение правильно  орфографически и пунктуационно оформлять предложения  на письме (писать 1-ое слово с заглавной буквы, ставить в конце  предложения точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие); читать и произносить их с правильной интонацией; конструировать предложения из слов.

       Углубляется  понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения  в тексте связаны по смыслу, у текста есть заглавие;  по заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте).

      Дети  учатся отличать текст от набора предложений, анализировать заглавие, соотносить его с содержанием и главной мыслью, самостоятельно озаглавливать текст и его части. Систематически при работе с текстом идёт формирование у детей типа правильной читательской  деятельности по той же технологии, что и на уроках литературного чтения: дети учатся самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Это обеспечивает  единство подхода к работе с текстом и формирование одногоиз важнейших навыков – навыка осознанного чтения.

Раздел «Слово»

Третьим  важнейшим разделом в курсе русского языка начальной  школы является раздел «Слово».

Слово  рассматривается с четырёх точек зрения:

1) звукового состава и обозначения звуков буквами;

2) морфемного состава и словообразования;

3) грамматического значения;

4) лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.

В  1-м и 2-м классах происходит закрепление необходимого минимума  знаний из области фонетики, которые вводятся в курсе обучения  грамоте: звук и буква, звуки гласные и согласные; согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, парные и непарные; слог, слогообразующая роль гласных; ударение,  ударные и безударные, слоги ударные и безударные. Развиваются и совершенствуются умения произносить звуки, слышать звучащее  слово, соотносить звуковой состав слова и его написание, делать звуко-буквенный  анализ слов (с составлением схемы

слова).

        Отрабатываются  знание алфавита и навык его практического использования.

               Фонетические  знания и умения являются базовыми для развития следующих орфографических умений:

1) видеть (обнаруживать) орфограммы в словах и между словами;

2) правильно писать слова с изученными орфограммами;

3) графически обозначать орфограмму и условия выбора (без введения термина «условия выбора орфограммы»);

4) находить и исправлять орфографические ошибки.

      Чтобы обеспечить преемственность в изучении орфографии между  начальной и основной школой и сделать процесс развития орфографических  умений более осмысленным, вводится понятие орфограмма(написание, которое нельзя безошибочно установить на слух, написание по правилу). Дети знакомятся с «опасными местами» в словах русского языка (гласные в безударных слогах; звук  [й'] после согласных перед гласными; согласные на слова; место после [ш], [ж], [ч], [щ];  место после мягкого согласного), учатся находить эти места в словах, т.е. обнаруживать в словахорфограммы.

           Изучаются  следующие орфограммы:

1) обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;

2) большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках  животных, географических названиях;

3) буквы и, у, а после букв шипящих:  [ж], [ш], [ч], [щ];

4) разделительные ь и ъ;

5) проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных вкорне слова (на материале двусложных слов);

6) проверяемые буквы согласных на конце слова;

7) пробел между предлогом и соседним словом.

     Кроме  того, дети знакомятся с правилами переноса слов и орфограммой – чёрточкой при переносе

  Изучение  орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы  помочь детям осознать важность правильного использования языка не

только в устной речи, но и на письме, показать, чтонеобходимым компонентом письменной речи является орфографический навык. Орфографически правильная письменная речь –залог успешного общения в письменной форме.

Этот подход заложен уже в пропедевтическом курсе русского языка  в период обучения грамоте. Наблюдение за звуковым составом слова, за собственным произнесением отдельных звуков, определение  места ударения в слове – всё это способствует овладению тем фонетическим минимумом, который необходим для последующего  сознательного овладения орфографией. Одновременно целенаправленно  проводятся наблюдения над лексическим значением  слова и его сочетаемостью, так как умение верно определять лексическое значение корня очень важно для правильного написания.

        Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной  школы – это его морфемный состав. Чтобы решить одну  из важнейших задач курса – формирование у детей чувства языка, – необходимо обращение к составу слова уже в 1м классе, так  как чувство языка связано прежде всего с пониманием и чутьём к особенностям словообразования и словоизменения.

       Уже  в период обучения грамоте даётся необходимый словообразовательный  минимум: наблюдение над группами однокоренных слов  позволяет детям осмыслить понятия «корень слова», «однокоренные  слова», познакомиться с приставками и суффиксами. Дети наблюдают за ролью суффиксов и приставок в слове, тренируются  в образовании слов с их помощью.

       Во  2м классе даётся определение корня, однокоренных слов, суффикса, приставки. Систематически проводится наблюдение над  однокоренными словами, подбор групп однокоренных слов ивыявление признаков, по которым слова являются однокоренными  (одинаковый корень и близость слов по смыслу). Дети знакомятся с определёнными суффиксами имён существительных: -ок-,-ик-, -тель-, -ушк-, -юшк-, -ёнок-, -онок-, -ят-, -ищ-, их значениями, учатся видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с этими суффиксами. Также происходит знакомство с группой приставок, сходных по написанию с предлогами: с, от, за, на, по, про,до  и др.

«Состав слова» – сквозная тема курса русского языка. При изучении  всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополнительного  задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными  словами и их значением, задания на нахождение однокоренных  слов и корня в них суффикса, приставки; на подбороднокоренных слов.  Во 2м классе для анализа предлагаются  существительные мужского рода с нулевым окончанием типа  дуб – дубок, кот – котёнок, стол – столик и т.п., а для изучения приставок и образования слов с помощью приставок – глаголы движения  (бежал, побежал, добежал, прибежал и т.п.).

Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием  предметов и явлений окружающего мира. Лексическая  работа  пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над  значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются  значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.

Четвёртый аспект рассмотрения слова – морфологический.

Морфология– самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию.

Изучение  частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно такжеиметь в виду, что морфология изучается как средство развитиямышления детей, представления о языке как системе и повышения  орфографической грамотности.

 Во 2-м классе дети продолжают  знакомиться  с группами слов, которые отвечают на определённыевопросы :1) кто? что? 2) какой? какая? какое? какие? 3) что делает? что делал? что сделал?), учатся ставить вопросы к словам, от слова к слову, узнают, что слова, которые отвечают на вопросы кто? – что?», могут называть один предмет и много предметов; частично  усваивают определения частей речи.

       Кроме  того, выделяется группа слов, к которым нельзя задать вопрос  (предлоги, союзы, а также слова, которые выражают чувства, но не называют их – без введения термина «междометие»). Так постепенно у детей складывается представление о трёх группах  слов в русском языке – самостоятельных (знаменательных), служебных, междометиях – и об их функциях в речи.

      При  изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению  за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления  существительных, прилагательных, глаголов и личных  местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.

В курсе русского языка дети получают первоначальное представление  о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне  со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношениямежду этими языковыми единицами.

Помимо  разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского  языка входят разделы «Развитие речи» и«Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены  в качестве специальных разделов для изучения, но являются  ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной  школы.

        Основные     направления работы по развитию речи:

1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим  значением слов, подбора групп однокоренных слов,  тематических  групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе  работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря  синонимов.

2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение  над связью слов в предложении, над построением простых  и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование  словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.

3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания  и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.

4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать  с правильной интонацией. Таким  образом, курс русского языка, имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка дляуспешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебноязыковые, речевые, коммуникативные  и правописные умения и навыки, необходимые для успешногообщениния.

Целесообразность использования программы.

Отличие  данной программы заключается в том, что:

1) Определены основные линии развития учащихся средствам предмета  «Русский язык», на которых строится непрерывный курс (общие с курсом «Литературное чтение» и специфические для курса «Русский язык»): овладение функциональной грамотностью; навыками  и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания  и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.

2) Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы надсоставом и лексическим значением слова в сочетании с егозвуко-буквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья  детей.

3) Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся обнаруживать орфограммы в словах имежду словами.

4) Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения  грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.

5) Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания  чужих. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.

6) Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках  литературного чтения и русского языка – формирование у детей  типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают  систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно-научного  текста.

III. Описание места учебного предметав учебном плане.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет« Русский  язык» изучается во 2 классе. Курс обучения составляет 136 часов (34 недели по 4 часа в неделю)

IV. Описание ценностных ориентиров содержание учебного предмета.

     Одним  из результатов обучения русскому языку является осмысление  и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором людисоединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание  постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай  так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей  жизни общества, как одного из основополагающихэлементов культуры.

Ценность  природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание  чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценностькрасоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности  русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность  истины – осознание ценности научного познания как части культуры  человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности  знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность  семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание  своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности  за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей  стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса, которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение  к многообразию иных культур и языков.

V. Личностные,метапредметные и предметные результаты освоения  учебного предмета.

    Взаимосвязь результатов освоения предмета «Русский язык» можно системно представить в виде схемы.

Предметные результаты

Образовательные технологии, формы работы

Комплексные задания

2-й класс

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык»являются следующие умения:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

обращать внимание на особенности устных и письменныхвысказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слови знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.

Метапредметнымирезультатами изучения курса «Русский язык»является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основеработы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

ориентироватьсяв учебнике (на развороте, в оглавлении, вусловных обозначениях); в словаре;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат текстыучебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы синформацией).

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровнепредложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли(лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах ималых группах.

Предметнымирезультатамиизучения курса «Русский язык»является сформированностьследующих умений:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

пониматьсмысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливатьтекст;

делитьтекст на части, озаглавливать части;

– подробно и выборочно пересказывать текст;

– правильно называть звуки в слове, делитьслова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;

делить слова на части для переноса;

производитьзвуко-буквенныйанализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;

– правильносписывать слова, предложения, текст, проверятьнаписанное, сравнивая с образцом;

писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написаниесовпадают;

видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;

писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корняхдвусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; буквосочетания чк, чнв словах; ь для обозначения мягкостисогласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыминаписаниями, определённые программой; писать предлогираз-дельно с другими словами; различать одинаковые по написаниюприставки и предлоги; графически объяснятьвыбор написаний всловах с изученными орфограммами;

находить и исправлять орфографические ошибки на изученныеправила;

находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словахизученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощьюэтих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельноподбиратьоднокоренные слова;

обращать внимание на особенности употребления слов;

ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова,  называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;

составлять предложения из слов, предложения на заданнуютему;

предполагатьпо заглавию, иллюстрации и ключевым словамсодержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения ина вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;

составлятьнебольшой текст (4–5 предложений) по картинкеили на заданную тему с помощью учителя и записывать его.

Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителямиязыка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этогоизучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы пониматьдругих и самому быть понятым.

     Для  удобства проведения контроля и оценивания образовательных достижений детей по русскому языку ниже приводится сводная таблица требований по предмету.

ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ

к  умениям учащихся по русскому языку

• правильно списывать слова, предложения, тексты; проверять написанное;

• составлять предложения из слов; по данным схемам;

• определять границы предложений в тексте без знаков препинания;

• составлять небольшой текст (4–5 преложений) на заданную тему, по картинке и записывать его с помощью учителя; составлять текст из данных абзацев;

• выбирать  заглавие  тексту из ряда данных

• выполнять  звуко-буквенный анализ доступных слов; видеть несоответствия произношения и написания в слове;

• находить корень в группе однокоренных слов;

• подбирать однокоренные слова;

• находить суффиксы и приставки в доступных словах;

• образовывать слова с помощью суффиксов и

приставок;

• отличать  приставки от предлогов (по, на, под ит.д.);

• ставить вопросы к словам в предложении (кто?что? какой? какая?какое? какие?  что делает?)

• находить в предложении (тексте) слова, отвечающие на эти вопросы;

• находить  предлоги в предложении (тексте)

• делить слова на части для переноса;

• видеть в словах опасные места, изученные орфограммы;

• писать предлоги раздельно со словами;

• писать большую букву в словах (изученные случаи);

• писать буквы безударных гласных звуков, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов;

• писать изученные слова с непроверяемым безударным гласным в корне;

• писать буквы проверяемых согласных на конце слова;

• употреблять ь для обозначения мягкости согласных звуков на конце и в середине слова;

• не употреблять ь в буквосочетаниях чк, чн, нчи пр.;

• писать ъ и ь разделительные;

• графически объяснить выбор написания;

• находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила

VI. Содержание учебного предмета «Русский язык», 2 класс

136 ч (4 часа в неделю)

Слово  (введение). (5 ч)

Чем  мы будем заниматься на уроках русского языка. Звуки, части слова, слово,  предложение, текст.

Предложение.  (8 ч)

Признаки предложения ( предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, произносится с повествовательной, вопросительной или восклицательной интонацией; слова в предложении связаны по смыслу). Умение  членить сплошной текст на предложения (определять границы предложений на основе смысла и интонации, оформлять предложение на  письме). Конструирование предложений из слов, наблюдение за порядком слов в предложениях. Нахождение в предложении слов, составляющих его грамматическую основу (без введения этого  понятия): о ком  или о чём говорится в предложении? Что  говорится? Умение устанавливать связи между словами в предложениях с помощью  вопросов, выделять из предложения пары слов, связанных при помощи  вопроса.

Текст. (10 ч)

Понятие о  тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; по  заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте). Формирование типа правильной читательской деятельности –умение самостоятельно осмысливать текст до  чтения (с помощью заглавия, иллюстрации, ключевых слов), во время чтения (в ходе постановки вопросов к тексту, прогнозирования  ответов и проверки себя по тексту, т.е. диалога с автором) и после  чтения (в ходе ответов на вопросы к тексту в целом).  Развитие умения находить в тексте главную мысль, соотносить её с заглавием; самостоятельно выбирать заглавие к тексту из ряда  данных.

Слово  (продолжение). (103 ч)

1. Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делал? что сделал?Развитие умения ставить вопросы к словам. Связь слов в предложении.Слова, к которым нельзя задать вопрос (предлоги; слова, выражающие чувства, но не называющие их, – без введения понятия«междометие»). Раздельное написание предлогов с другими словами (орфограмма пробел); умение видеть и графическиобозначатьэту орфограмму.

2. Наблюдение над лексическим значением слова, над тем, чтослово может иметь несколько значений, над прямым и переноснымзначениям слова(без введения специальной терминологии).Особенности словоупотребления, сочетаемости слов. Нахождениев тексте слов со сходным значением, с противоположным значением.

3. Части слова. Корень (определение), однокоренные слова (определение). Наблюдение над лексическим значением однокоренныхслов, над еднообразием написания корня в однокоренныхсловах. Умение подбирать однокоренные слова. Суффикс (определение). Суффиксы-ок-, -ик-, -ушк-, -юшк-, -онок-,-ёнок-, -ат-, -ят-, -тель-, -ищ-, их значения. Умение видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с данными суффиксами(на материале существительных мужского рода с нулевымокончанием). Приставка (определение). Образование слов с приставками(на материале глаголов движения типа летел, полетел, улетел,прилетел и т.п.), наблюдение над ролью приставки в слове. Разграничение приставок и предлогов с, на, за, до, по, про,от и т.п.

4. Алфавит. Знание букв в алфавитном порядке, умениеправильно называть буквы. Практическая значимость знанияалфавита.

5. Орфография. Большая буква в именах, отчествах, фамилияхлюдей, кличках животных, географических названиях. Наблюдениенад несоответствием произношения и написания слов. Умениеслышать и видеть в словах «опасные» места: гласные в безударныхслогах; согласные на конце слова, звук [й’] после согласных передгласными; место после мягкого согласного, после звуков и букв ж,ш, ч, щ.

Орфограмма. Знакомство с орфограммами:

1) буквы и, у, а после букв шипящих ж, ш, ч, щ;

2) обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я;

3) ь для обозначения мягкости согласных в конце и в серединеслова; написание буквосочетаний чк, чнв словах;

4) ь и ъ разделительные;

5) буквы проверяемых и непроверяемых безударных гласных вкорне слова (на материале двусложных слов);

6) буквы звонких и глухих согласных в конце слова. Развитие умений видеть орфограммы в словах, писать слова сэтими орфограммами, графически обозначать орфограмму и условия выбора.

Повторение.  (10 ч)

Развитие речи осуществляется на каждом уроке русского языкапри изучении программного материала и ведётся в несколькихнаправлениях:

1) обогащение словарного запаса детей – количественное (в ходеобразования слов с помощью суффиксов и приставок) и качественное (уточнение и разъяснение лексического значения слов);

2) развитие грамматического строя речи (анализ и конструирование предложений, словосочетаний);

3) развитие связной устной речи (ответы на вопросы, составление предложений и небольших текстов), письменной речи (составление и запись предложений, небольших текстов из 5–6 предложений, свободные диктанты, письменные изложения с предварительной подготовкой);

4) обучение правильному произношению слов, ударению, интонированию.

Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма. Совершенствование навыкаписьма в одну линейку.

Резерв (10 ч).

Примерное тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика

деятельности учащихся

Дата

проведения

1

Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык»

1

Знакомиться с новым учебником (обложка, условные знаки, оглавление и т.д.).

Толковать значение слова (находить в словаре, подбирать синонимы).

Узнавать слово по его лексическому значению.

Подбирать однокоренные слова к данному слову с опорой на словарь.

Производить звуко-буквенный разбор слова.

Характеризовать слово с четырёх позиций (лексическое значение; состав слова и однокоренные слова; звуковой и буквенный состав; грамматические признаки (на какой вопрос отвечает) и составлять предложение с данным словом. (II)

Находить опасные места в словах.

  1. Слово

5

2

Что мы знаем о слове? (Лексическое значение слова)

1

3

Что мы знаем о слове? (Лексическое значение слова.Состав слова)

1

4

Как устроен наш язык?

1

5

«Опасные места» в словах русского языка.

1

6

«Опасные места» в словах русского языка. Обобщение по разделу.

  1. Проверочное списывание.

1

  1. Предложение.

8

Называть признаки предложения.

Отличать предложение от группы слов. Записанных как предложение.

Составлять схемы предложений и предложения по схемам.

Списывать предложения, правильно оформлять их на письме.

Ставить знаки завершения в предложении, выбирать знак в соответствии со смыслом и интонацией предложения.

Читать предложения с разной интонацией.

7

Признаки предложения. Составление предложений по схемам.

1

8

Признаки предложений. Оформление предложений на письме.

1

9

Развитие умения списывать предложения и соотносить их со схемой.

1

10

Конструирование предложений.

1

11

Знаки препинания в конце предложений. Чтение предложений с различной интонацией.

1

12

Что мы знаем о предложении? (Обобщение).

1

13

Проверка знаний и умений. Проверочная работа № 1.

1

14

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

  1. Текст.

10

Называть признаки текста.

Отличать текст от набора предложение, записанных как текст.

Осознавать  связь заголовка с темой, главной мыслью.

Конструировать тексты из рассыпанных предложений, абзацев.

Списывать текст по заданному алгоритму, контролировать этапы работы.

Вести диалог с автором при чтении текста.

15

Правила текста.

1

16

Роль заглавия в тексте.

1

17

Связь заглавия и главной мысли текста.

1

5 неделя

1.10-5.10

18-19

Озаглавливание текстов.

2

20-21

Конструирование текстов.

2

/6 неделя

/8.10-12.10

22

Резервный урок.

1

23

Проверка знаний и умений. Проверочная работа № 2.

1

24

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

  1. Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?

5

Классифицировать слова по вопросу.

Конструировать словосочетания и предложения.

Осуществлять взаимоконтрольпри работе в паре.

25

Какие слова отвечают на вопрос КТО?, а какие на вопрос ЧТО?

1

7 неделя

15.10-19-10

26

Слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые предметы.

1

27

Конструирование сочетаний слов и предложений.

1

28-29

Развитие умения ставить вопросы КТО? ЧТО? к словам

2

  1. Слова, которые отвечают на вопросы

какой? какая? какое? какие?

7

Наблюдать за словами, обозначающими признаки предметов, действия предметов

Ставить к словам вопросы какой? какая? …, что делает? что делал?...

Ставить вопрос от слова к слову (кто?  какой?    кто? что делает?...)

Устанавливать в предложении действующее лицо или предмет.

Находить в предложении слова, отвечающие на данные вопросы.

Группировать слова по вопросам.

Конструировать предложения из слов с опорой на вопрос.

30

Наблюдение над словами-названиями признаков. Развитие умения ставить к ним вопросы

1

31

Как связаны между собой слова-названия предметов и слова-названия признаков.

1

32

Развитие умения находить в предложении слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая?

1

33

Развитие умения подбирать слова-признаки

1

34

Закрепление и повторение изученного.

1

35

Проверка знаний и умений. Проверочная работа № 3.

1

36

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

  1. Слова, которые отвечают на вопросы

                             что делает? что делал?  что сделает?

4

37-38

Наблюдение над словами, обозначающими действия предметов. Развитие умения ставить к ним вопросы.

2

39-40

Развитие умения находить в предложении пары слов, отвечающих на вопросы кто? что делает?

2

  1. Связь слов в предложении.

6

41-42

Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении, устанавливать действующее лицо или предмет.

2

43-44

Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы.

2

45

Проверка знаний и умений. Проверочная работа № 4.

1

46

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

  1. Слова, к которым нельзя задать вопрос.

7

Находить в предложении(тексте) слова, выражающие различные чувства, характеризовать их роль в речи

Сравнивать слова, называющие предметы, признаки и действия, и слова, выражающие чувства, но не называющие их.

Находить в предложении предлоги.

Характеризовать роль предлогов в речи.

Писать предлоги раздельно.

47

Слова, которые выражают различные чувства, их роль в речи.

1

48

Сравнение слов-названий-предметов, признаков, действий и слов, выражающих различные чувства.

1

49-51

Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами.

3

52

Проверка знаний и умений. Проверочная работа № 5.

1

53

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

  1. Части слова. Корень.

3

Наблюдать над однокоренными словами.

Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение

Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова.

Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем.

Выделять суффикс и приставку в доступных словах

Характеризовать роль суффикса и приставки в слове.

Разбирать слова по составу, приводить доказательства правильности разбора.

Образовывать слова с помощью суффиксов и приставок.

Группировать слова по заданному признаку.

Контролировать правильность объединения слов в группы, находить лишнее слово.

Различать одинаково пишущиеся приставки и предлоги (на, по, за, под и т.д.

54

Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.

1

55

Развитие умения находить корень слова в группе однокоренных слов.

1

56

Распознавание однокоренных слов.

1

  1. Суффикс.

3

57

Роль суффикса в слове. Определение суффикса.

1

15 неделя

58

Развитие умения находить в словах суффиксы.

1

59

Разбор слова по составу. Проверочное списывание.

1

  1. Приставка.

5

60

Роль приставки в слове. Определение приставки.

1

61

Развитие умения находить в словах приставки и образовывать слова с помощью приставок.

1

16 неделя

62

Развитие умения различать приставки и предлоги.

1

63

Проверка знаний и умений. Проверочная работа № 6.

1

64

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

  1. Алфавит.

Написание заглавной буквы в словах.

10

Называть правильно буквы в алфавитном порядке.

Объяснять, где и когда в жизни может пригодиться знание алфавита.

Расставлять заданные слова в алфавитном порядке.

Писать заглавную букву в именах собственных.

Различать и объяснять написания типа пушок – Пушок.

Писать сочинение по картине, проверочный диктант.

Проверять письменную работу по алгоритму (нахождение «опасных мест» по опознавательным признакам, графическое обозначение, исправление ошибки. Если она обнаружена.

Выполнять работу под руководством учителя.

65

Закрепление знания порядка букв русского алфавита.

1

17 неделя

66-69

Развитие умения писать заглавную букву в фамилиях, именах, отчествах людей, в названиях городов, сёл, рек. Запись этих слов в алфавитном порядке.

4

/18 неделя

70

Написание слов типа орёл – Орёл.

1

71

Упражнение в правописании имён собственных.

1

72

Сочинение по картинке.

1

73

Проверочный диктант № 1

1

19 неделя

74

«Пишу правильно» (работа над ошибками в сочинении и диктанте).

1

  1. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

7

Наблюдать за написанием слов, выявлять закономерность, формулировать орфографическое правило с помощью учителя.

Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы-буквы в словах.

Подчёркивать орфограмму одной чертой.

Обозначать графически выбор написания.

Проверять себя по учебнику, по орфографическому словарю, проводить графическую самопроверку.

Слушать и выделять в словах звуки, которые помогают обнаружить в слове орфограмму: [Й'], [Ш], [Ж], [Ч’], [Щ’].

75

Что такое орфограмма. Орфографическое правило.

76

Упражнение в написании буквы И после Ж и Ш. обозначение орфограммы.

77-78

Наблюдение за написанием буквы А после Ч и Щ. Упражнение в написании буквосочетаний ЧА-ЩА. Развитие орфографических умений.

20 неделя/

79-80

Наблюдение за написанием буквы У после Ч и Щ. Упражнение в написании буквосочетаний ЧУ-ЩУ. Развитие орфографических умений.

81

Проверочный диктант № 2 .

  1. Правописание букв Ъ и Ь.

12

Соотносить количество звуков и букв в словах с буквами ь, ъ, е, ё, ю, я.

Ставить ударение, различать ударный и безударный гласные звуки.

Наблюдать за написанием и произношением слов с безударными гласным звуком в корне, с парным по глухости и звонкости согласным звуком на конце слова.

Подбирать проверочные слова, контролировать правильность. (докажи, что это слово проверочное).

Писать графический диктант.

Группировать слова с изученными орфограммами.

Подбирать слова с указанными орфограммами (самодиктант).

Писать свободный диктант после предварительной подготовки.

Писать подробное обучающее изложение текста повествования после предварительной подготовки.

82

Способы обозначения мягкости согласных на письме.

1

83

Буква Ь в конце и в середине слова. Перенос слов с Ь в середине слова

1

84

Правописание буквы Ь для обозначения мягкости согласного в конце и в середине слова.

1

85

Слова, в которых пишется и не пишется буква Ь.

1

22 неделя

86

Правописание слов с сочетаниями чк, чн, чт, щни буквой Ь.

1

87

Звук [Й'] и его обозначение на письме.

1

88-89

Разделительный Ь. правописание слов с разделительным Ь.

2

/23 неделя

90

Правописание слов с разделительным Ь и Ъ знаком для обозначения мягкости согласных на письме.

1

91

Правописание слов с разделительным Ъ.

1

92

Проверочный диктант № 3

1

93

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

24 неделя

  1. Буквы безударных гласных в корнях слов

10

94

Развитие умений делить слово на слоги, определять количество слогов и ставить ударение.

1

95

Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне.

1

96

Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов.

1

97

Обучение применению правила.

1

98

Упражнение в написании слов с буквой безударного гласного в корне.

1

99

Проверка знаний и умений. Проверочная работа № 5.

1

100

Свободный диктант.

1

101

Проверочный диктант № 4.

1

102

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

103

Обобщающий урок по разделу.

1

  1. Правописание букв звонких и глухих согласных в конце слова.

10

104

Оглушение звонких согласных на конце слова

1

105

Знакомство с новой орфограммой.

1

106-109

Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами согласных в конце слова. Свободный диктант.

4

110

Обучающее изложение.

1

111

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

112

Проверочный диктант № 5.

1

113

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

  1. Повторение.

10

Систематизировать изученный материал, представлять его в виде таблицы, схемы, опорного конспекта. (П)

114

Текст.

1

29 неделя

115

Предложение.

1

116

Слово. Состав слова. Однокоренные слова.

1

117-118

Повторение и классификация изученных орфограмм.

2

30 неделя/

119-122

Итоговый контроль. Работа над ошибками.

4

31 -32недел

123

Заключительный урок.

1

124-136

Резервные уроки.

33-34

VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса,

осуществляемого по курсу «Русский язык»

№  п/п

Наименование объектов, средств материально-технического обеспечения.

Кол-во

Примечание

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык». Учебник. 2-й класс; М., «Баласс» 2013

к

2

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.А. Фролова «Орфографическая тетрадь по русскому языку», 2-й класс; М., «Баласс» 2013

к

3

Л.Ю. Комиссарова «Дидактический материал» к учебнику «Русский язык» для 2-го класса; М., «Баласс» 2013

к

4

Е.В. Бунеева«Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вар. 1 и 2) для 2-го класса М., «Баласс» 2013

к

5

М.А. Яковлева «Тетрадь по чистописанию» для 2--го класса М., «Баласс» 2011

к

6

Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, М.А. Яковлева. «Русский язык», 1–2 классы. Методические рекомендации для учителя. М., «Баласс» 2013

д

Технические средства обучения

1

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.постеров, картинок.

д

2

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

д

3

Мультимедийный проектор

Д

4

Экспозиционный экран

Д

5

Компьютер

Д

6

Сканер

Д

7

Принтер

Д

8

Музыкальный центр

Д

Печатные пособия

1

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой уроков

д

2

Комплект демонстрационного материала для 2 класса, М., «Баласс»

д

3

Карточки с заданиями в соответствии с тематикой уроков

П

Карточки с заданиями в соответствии с тематикой уроков для парной работы

ф

Алфавит

д

Слоговые таблицы

д

Литература.

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Сост. Е.С. Савинов. М. просвещение, 2010
  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа в 2 ч. Ч. 1.2 М., просвещение, 2010
  3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Система заданий под редакцией А.Г. Асмолова, О.А. Карабанвой М., Просвещение, 2010
  4. Планируемые результаты начального общего образования под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. М., Просвещение, 2009
  5. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий в 2-х частях под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. М., Просвещение, 2009
  6. Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, М.А. Яковлева. «Русский язык», 1–2 классы. Методические рекомендации для учителя. М., «Баласс» 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку ( " Школа 2100")

Рабочая программа по русскому языку ( " Школа 2100")...

Рабочая программа по русскому языку "Школа 2100" 2 класс ФГОС

Рабочая программа по русскому языку "Школа 2100" 2 класс ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку "Школа 2100" ФГОС 1класс

Рабочая программа с  тематическим планированием...

Рабочая программа по русскому языку "Школа 2100" 4 класс ФГОС

Рабочая программа по русскому языку, соответсвует положению о рабочей программе. Содержит: пояснительную записку, требования к результатам. УМК, тематическое планирование, календарно-тематическое план...

Рабочая программа по русскому языку "Школа 2100" 2 класс

Рабочая программа по русскому языку по программе "Школа 2100" для 2 класса, авторы Бунеевы. Программа составлена в соответствии  с требованиями ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку ОС 2100 2 класс

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса...

Рабочая программа по русскому языку "Школа 2100" на 153 часа в год

Программа составлена из расчёта 4,5 часа в неделю...