Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Школа 2100"
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему
Рабочая программа 2 класс по программе"Школа 2100" Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 139.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа «Русский язык». 2 класс Дарбинян Ш.Ш.
2014– 2015 учебный год
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
- Бунеев, Р. Н.: учебник для 2 класса / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. -М.: Баласс : Школьный дом, 2013.
- Бунеев Р.Н. Орфографический словарь
- Бунеева, Е. В. Русский язык. 1 и 2 классы : методические рекомендации для учителя / Е. В. Бунеева, JI. Ю. Комиссарова, М. А. Яковлева. - М. :Баласс, 2013.
- Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерные основные образовательные программы. В 2 кн. Кн. 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы / под науч. ред. Д. И. Фильдштейна. - Изд. 2-е, испр. - М. :Баласс, 2011.
- Слова с непроверяемыми написаниями : пособие к учебнику «Русский язык - первые уроки» / сост. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. - М: Баласс, 2009.
I. Пояснительная записка
Язык по своей специфике и социальной значимости – явлениеуникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:
1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
2) формирование элементарной лингвистической компетенции.
Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно – формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
- формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русскойнациональной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через языки созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;
3) формированиеу детей чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всемязыковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствоватьсвою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формированиеучебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
II. Общая характеристика учебного предмета
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
4) приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;
5) дальнейшее овладение родным языком;
6) овладение орфографией и пунктуацией;
7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
8) развитие чувства языка.
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по русскому языку: учебники («Букварь», «Русский язык» 1–4 кл.; тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку»; «Дидактический материал по русскому языку» и др.).
В курсе «Обучение грамоте» обеспечивается пропедевтика изучения курса русского языка.
Во 2-ом классе дети закрепляют признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу; в предложении от слова к слову можно задать вопрос), знакомятся с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией; совершенствуют умение правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать 1-ое слово с заглавной буквы, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие); читать и произносить их с правильной интонацией; конструировать предложения из слов.
Углубляется понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу, у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте).
Дети учатся отличать текст от набора предложений, анализировать заглавие, соотносить его с содержанием и главной мыслью, самостоятельно озаглавливать текст и его части. Систематически при работе с текстом идёт формирование у детей типа правильной читательской деятельности по той же технологии, что и на уроках литературного чтения: дети учатся самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Это обеспечивает единство подхода к работе с текстом и формирование одногоиз важнейших навыков – навыка осознанного чтения.
Раздел «Слово»
Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».
Слово рассматривается с четырёх точек зрения:
1) звукового состава и обозначения звуков буквами;
2) морфемного состава и словообразования;
3) грамматического значения;
4) лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.
В 1-м и 2-м классах происходит закрепление необходимого минимума знаний из области фонетики, которые вводятся в курсе обучения грамоте: звук и буква, звуки гласные и согласные; согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, парные и непарные; слог, слогообразующая роль гласных; ударение, ударные и безударные, слоги ударные и безударные. Развиваются и совершенствуются умения произносить звуки, слышать звучащее слово, соотносить звуковой состав слова и его написание, делать звуко-буквенный анализ слов (с составлением схемы
слова).
Отрабатываются знание алфавита и навык его практического использования.
Фонетические знания и умения являются базовыми для развития следующих орфографических умений:
1) видеть (обнаруживать) орфограммы в словах и между словами;
2) правильно писать слова с изученными орфограммами;
3) графически обозначать орфограмму и условия выбора (без введения термина «условия выбора орфограммы»);
4) находить и исправлять орфографические ошибки.
Чтобы обеспечить преемственность в изучении орфографии между начальной и основной школой и сделать процесс развития орфографических умений более осмысленным, вводится понятие орфограмма(написание, которое нельзя безошибочно установить на слух, написание по правилу). Дети знакомятся с «опасными местами» в словах русского языка (гласные в безударных слогах; звук [й'] после согласных перед гласными; согласные на слова; место после [ш], [ж], [ч], [щ]; место после мягкого согласного), учатся находить эти места в словах, т.е. обнаруживать в словахорфограммы.
Изучаются следующие орфограммы:
1) обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;
2) большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;
3) буквы и, у, а после букв шипящих: [ж], [ш], [ч], [щ];
4) разделительные ь и ъ;
5) проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных вкорне слова (на материале двусложных слов);
6) проверяемые буквы согласных на конце слова;
7) пробел между предлогом и соседним словом.
Кроме того, дети знакомятся с правилами переноса слов и орфограммой – чёрточкой при переносе
Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного использования языка не
только в устной речи, но и на письме, показать, чтонеобходимым компонентом письменной речи является орфографический навык. Орфографически правильная письменная речь –залог успешного общения в письменной форме.
Этот подход заложен уже в пропедевтическом курсе русского языка в период обучения грамоте. Наблюдение за звуковым составом слова, за собственным произнесением отдельных звуков, определение места ударения в слове – всё это способствует овладению тем фонетическим минимумом, который необходим для последующего сознательного овладения орфографией. Одновременно целенаправленно проводятся наблюдения над лексическим значением слова и его сочетаемостью, так как умение верно определять лексическое значение корня очень важно для правильного написания.
Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы – это его морфемный состав. Чтобы решить одну из важнейших задач курса – формирование у детей чувства языка, – необходимо обращение к составу слова уже в 1м классе, так как чувство языка связано прежде всего с пониманием и чутьём к особенностям словообразования и словоизменения.
Уже в период обучения грамоте даётся необходимый словообразовательный минимум: наблюдение над группами однокоренных слов позволяет детям осмыслить понятия «корень слова», «однокоренные слова», познакомиться с приставками и суффиксами. Дети наблюдают за ролью суффиксов и приставок в слове, тренируются в образовании слов с их помощью.
Во 2м классе даётся определение корня, однокоренных слов, суффикса, приставки. Систематически проводится наблюдение над однокоренными словами, подбор групп однокоренных слов ивыявление признаков, по которым слова являются однокоренными (одинаковый корень и близость слов по смыслу). Дети знакомятся с определёнными суффиксами имён существительных: -ок-,-ик-, -тель-, -ушк-, -юшк-, -ёнок-, -онок-, -ят-, -ищ-, их значениями, учатся видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с этими суффиксами. Также происходит знакомство с группой приставок, сходных по написанию с предлогами: с, от, за, на, по, про,до и др.
«Состав слова» – сквозная тема курса русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополнительного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и корня в них суффикса, приставки; на подбороднокоренных слов. Во 2м классе для анализа предлагаются существительные мужского рода с нулевым окончанием типа дуб – дубок, кот – котёнок, стол – столик и т.п., а для изучения приставок и образования слов с помощью приставок – глаголы движения (бежал, побежал, добежал, прибежал и т.п.).
Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.
Четвёртый аспект рассмотрения слова – морфологический.
Морфология– самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию.
Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно такжеиметь в виду, что морфология изучается как средство развитиямышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.
Во 2-м классе дети продолжают знакомиться с группами слов, которые отвечают на определённыевопросы :1) кто? что? 2) какой? какая? какое? какие? 3) что делает? что делал? что сделал?), учатся ставить вопросы к словам, от слова к слову, узнают, что слова, которые отвечают на вопросы кто? – что?», могут называть один предмет и много предметов; частично усваивают определения частей речи.
Кроме того, выделяется группа слов, к которым нельзя задать вопрос (предлоги, союзы, а также слова, которые выражают чувства, но не называют их – без введения термина «междометие»). Так постепенно у детей складывается представление о трёх группах слов в русском языке – самостоятельных (знаменательных), служебных, междометиях – и об их функциях в речи.
При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.
В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношениямежду этими языковыми единицами.
Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и«Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.
Основные направления работы по развитию речи:
1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией. Таким образом, курс русского языка, имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка дляуспешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебноязыковые, речевые, коммуникативные и правописные умения и навыки, необходимые для успешногообщениния.
Целесообразность использования программы.
Отличие данной программы заключается в том, что:
1) Определены основные линии развития учащихся средствам предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс (общие с курсом «Литературное чтение» и специфические для курса «Русский язык»): овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.
2) Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы надсоставом и лексическим значением слова в сочетании с егозвуко-буквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.
3) Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся обнаруживать орфограммы в словах имежду словами.
4) Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.
5) Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.
6) Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках литературного чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.
III. Описание места учебного предметав учебном плане.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет« Русский язык» изучается во 2 классе. Курс обучения составляет 136 часов (34 недели по 4 часа в неделю)
IV. Описание ценностных ориентиров содержание учебного предмета.
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором людисоединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающихэлементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценностькрасоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса, которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
V. Личностные,метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Взаимосвязь результатов освоения предмета «Русский язык» можно системно представить в виде схемы.
Предметные результаты
Образовательные технологии, формы работы
Комплексные задания
2-й класс
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык»являются следующие умения:
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– обращать внимание на особенности устных и письменныхвысказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слови знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.
Метапредметнымирезультатами изучения курса «Русский язык»является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основеработы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
– ориентироватьсяв учебнике (на развороте, в оглавлении, вусловных обозначениях); в словаре;
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат текстыучебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы синформацией).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровнепредложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли(лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах ималых группах.
Предметнымирезультатамиизучения курса «Русский язык»является сформированностьследующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
– пониматьсмысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливатьтекст;
– делитьтекст на части, озаглавливать части;
– подробно и выборочно пересказывать текст;
– правильно называть звуки в слове, делитьслова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
– делить слова на части для переноса;
– производитьзвуко-буквенныйанализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;
– правильносписывать слова, предложения, текст, проверятьнаписанное, сравнивая с образцом;
– писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написаниесовпадают;
– видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
– писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корняхдвусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; буквосочетания чк, чнв словах; ь для обозначения мягкостисогласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыминаписаниями, определённые программой; писать предлогираз-дельно с другими словами; различать одинаковые по написаниюприставки и предлоги; графически объяснятьвыбор написаний всловах с изученными орфограммами;
– находить и исправлять орфографические ошибки на изученныеправила;
– находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словахизученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощьюэтих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельноподбиратьоднокоренные слова;
– обращать внимание на особенности употребления слов;
– ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
– составлять предложения из слов, предложения на заданнуютему;
– предполагатьпо заглавию, иллюстрации и ключевым словамсодержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения ина вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
– составлятьнебольшой текст (4–5 предложений) по картинкеили на заданную тему с помощью учителя и записывать его.
Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителямиязыка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этогоизучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы пониматьдругих и самому быть понятым.
Для удобства проведения контроля и оценивания образовательных достижений детей по русскому языку ниже приводится сводная таблица требований по предмету.
ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ
к умениям учащихся по русскому языку
• правильно списывать слова, предложения, тексты; проверять написанное; • составлять предложения из слов; по данным схемам; • определять границы предложений в тексте без знаков препинания; • составлять небольшой текст (4–5 преложений) на заданную тему, по картинке и записывать его с помощью учителя; составлять текст из данных абзацев; • выбирать заглавие тексту из ряда данных | • выполнять звуко-буквенный анализ доступных слов; видеть несоответствия произношения и написания в слове; • находить корень в группе однокоренных слов; • подбирать однокоренные слова; • находить суффиксы и приставки в доступных словах; • образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; • отличать приставки от предлогов (по, на, под ит.д.); • ставить вопросы к словам в предложении (кто?что? какой? какая?какое? какие? что делает?) • находить в предложении (тексте) слова, отвечающие на эти вопросы; • находить предлоги в предложении (тексте) | • делить слова на части для переноса; • видеть в словах опасные места, изученные орфограммы; • писать предлоги раздельно со словами; • писать большую букву в словах (изученные случаи); • писать буквы безударных гласных звуков, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; • писать изученные слова с непроверяемым безударным гласным в корне; • писать буквы проверяемых согласных на конце слова; • употреблять ь для обозначения мягкости согласных звуков на конце и в середине слова; • не употреблять ь в буквосочетаниях чк, чн, нчи пр.; • писать ъ и ь разделительные; • графически объяснить выбор написания; • находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила |
VI. Содержание учебного предмета «Русский язык», 2 класс
136 ч (4 часа в неделю)
Слово (введение). (5 ч)
Чем мы будем заниматься на уроках русского языка. Звуки, части слова, слово, предложение, текст.
Предложение. (8 ч)
Признаки предложения ( предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, произносится с повествовательной, вопросительной или восклицательной интонацией; слова в предложении связаны по смыслу). Умение членить сплошной текст на предложения (определять границы предложений на основе смысла и интонации, оформлять предложение на письме). Конструирование предложений из слов, наблюдение за порядком слов в предложениях. Нахождение в предложении слов, составляющих его грамматическую основу (без введения этого понятия): о ком или о чём говорится в предложении? Что говорится? Умение устанавливать связи между словами в предложениях с помощью вопросов, выделять из предложения пары слов, связанных при помощи вопроса.
Текст. (10 ч)
Понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; по заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте). Формирование типа правильной читательской деятельности –умение самостоятельно осмысливать текст до чтения (с помощью заглавия, иллюстрации, ключевых слов), во время чтения (в ходе постановки вопросов к тексту, прогнозирования ответов и проверки себя по тексту, т.е. диалога с автором) и после чтения (в ходе ответов на вопросы к тексту в целом). Развитие умения находить в тексте главную мысль, соотносить её с заглавием; самостоятельно выбирать заглавие к тексту из ряда данных.
Слово (продолжение). (103 ч)
1. Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делал? что сделал?Развитие умения ставить вопросы к словам. Связь слов в предложении.Слова, к которым нельзя задать вопрос (предлоги; слова, выражающие чувства, но не называющие их, – без введения понятия«междометие»). Раздельное написание предлогов с другими словами (орфограмма пробел); умение видеть и графическиобозначатьэту орфограмму.
2. Наблюдение над лексическим значением слова, над тем, чтослово может иметь несколько значений, над прямым и переноснымзначениям слова(без введения специальной терминологии).Особенности словоупотребления, сочетаемости слов. Нахождениев тексте слов со сходным значением, с противоположным значением.
3. Части слова. Корень (определение), однокоренные слова (определение). Наблюдение над лексическим значением однокоренныхслов, над еднообразием написания корня в однокоренныхсловах. Умение подбирать однокоренные слова. Суффикс (определение). Суффиксы-ок-, -ик-, -ушк-, -юшк-, -онок-,-ёнок-, -ат-, -ят-, -тель-, -ищ-, их значения. Умение видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с данными суффиксами(на материале существительных мужского рода с нулевымокончанием). Приставка (определение). Образование слов с приставками(на материале глаголов движения типа летел, полетел, улетел,прилетел и т.п.), наблюдение над ролью приставки в слове. Разграничение приставок и предлогов с, на, за, до, по, про,от и т.п.
4. Алфавит. Знание букв в алфавитном порядке, умениеправильно называть буквы. Практическая значимость знанияалфавита.
5. Орфография. Большая буква в именах, отчествах, фамилияхлюдей, кличках животных, географических названиях. Наблюдениенад несоответствием произношения и написания слов. Умениеслышать и видеть в словах «опасные» места: гласные в безударныхслогах; согласные на конце слова, звук [й’] после согласных передгласными; место после мягкого согласного, после звуков и букв ж,ш, ч, щ.
Орфограмма. Знакомство с орфограммами:
1) буквы и, у, а после букв шипящих ж, ш, ч, щ;
2) обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я;
3) ь для обозначения мягкости согласных в конце и в серединеслова; написание буквосочетаний чк, чнв словах;
4) ь и ъ разделительные;
5) буквы проверяемых и непроверяемых безударных гласных вкорне слова (на материале двусложных слов);
6) буквы звонких и глухих согласных в конце слова. Развитие умений видеть орфограммы в словах, писать слова сэтими орфограммами, графически обозначать орфограмму и условия выбора.
Повторение. (10 ч)
Развитие речи осуществляется на каждом уроке русского языкапри изучении программного материала и ведётся в несколькихнаправлениях:
1) обогащение словарного запаса детей – количественное (в ходеобразования слов с помощью суффиксов и приставок) и качественное (уточнение и разъяснение лексического значения слов);
2) развитие грамматического строя речи (анализ и конструирование предложений, словосочетаний);
3) развитие связной устной речи (ответы на вопросы, составление предложений и небольших текстов), письменной речи (составление и запись предложений, небольших текстов из 5–6 предложений, свободные диктанты, письменные изложения с предварительной подготовкой);
4) обучение правильному произношению слов, ударению, интонированию.
Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма. Совершенствование навыкаписьма в одну линейку.
Резерв (10 ч).
Примерное тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Дата проведения |
1 | Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык» | 1 | Знакомиться с новым учебником (обложка, условные знаки, оглавление и т.д.). Толковать значение слова (находить в словаре, подбирать синонимы). Узнавать слово по его лексическому значению. Подбирать однокоренные слова к данному слову с опорой на словарь. Производить звуко-буквенный разбор слова. Характеризовать слово с четырёх позиций (лексическое значение; состав слова и однокоренные слова; звуковой и буквенный состав; грамматические признаки (на какой вопрос отвечает) и составлять предложение с данным словом. (II) Находить опасные места в словах. | |
| 5 | |||
2 | Что мы знаем о слове? (Лексическое значение слова) | 1 | ||
3 | Что мы знаем о слове? (Лексическое значение слова.Состав слова) | 1 | ||
4 | Как устроен наш язык? | 1 | ||
5 | «Опасные места» в словах русского языка. | 1 | ||
6 | «Опасные места» в словах русского языка. Обобщение по разделу.
| 1 | ||
| 8 | Называть признаки предложения. Отличать предложение от группы слов. Записанных как предложение. Составлять схемы предложений и предложения по схемам. Списывать предложения, правильно оформлять их на письме. Ставить знаки завершения в предложении, выбирать знак в соответствии со смыслом и интонацией предложения. Читать предложения с разной интонацией. | ||
7 | Признаки предложения. Составление предложений по схемам. | 1 | ||
8 | Признаки предложений. Оформление предложений на письме. | 1 | ||
9 | Развитие умения списывать предложения и соотносить их со схемой. | 1 | ||
10 | Конструирование предложений. | 1 | ||
11 | Знаки препинания в конце предложений. Чтение предложений с различной интонацией. | 1 | ||
12 | Что мы знаем о предложении? (Обобщение). | 1 | ||
13 | Проверка знаний и умений. Проверочная работа № 1. | 1 | ||
14 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | ||
| 10 | Называть признаки текста. Отличать текст от набора предложение, записанных как текст. Осознавать связь заголовка с темой, главной мыслью. Конструировать тексты из рассыпанных предложений, абзацев. Списывать текст по заданному алгоритму, контролировать этапы работы. Вести диалог с автором при чтении текста. | ||
15 | Правила текста. | 1 | ||
16 | Роль заглавия в тексте. | 1 | ||
17 | Связь заглавия и главной мысли текста. | 1 | 5 неделя 1.10-5.10 | |
18-19 | Озаглавливание текстов. | 2 | ||
20-21 | Конструирование текстов. | 2 | /6 неделя /8.10-12.10 | |
22 | Резервный урок. | 1 | ||
23 | Проверка знаний и умений. Проверочная работа № 2. | 1 | ||
24 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | ||
| 5 | Классифицировать слова по вопросу. Конструировать словосочетания и предложения. Осуществлять взаимоконтрольпри работе в паре. | ||
25 | Какие слова отвечают на вопрос КТО?, а какие на вопрос ЧТО? | 1 | 7 неделя 15.10-19-10 | |
26 | Слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые предметы. | 1 | ||
27 | Конструирование сочетаний слов и предложений. | 1 | ||
28-29 | Развитие умения ставить вопросы КТО? ЧТО? к словам | 2 | ||
какой? какая? какое? какие? | 7 | Наблюдать за словами, обозначающими признаки предметов, действия предметов Ставить к словам вопросы какой? какая? …, что делает? что делал?... Ставить вопрос от слова к слову (кто? какой? кто? что делает?...) Устанавливать в предложении действующее лицо или предмет. Находить в предложении слова, отвечающие на данные вопросы. Группировать слова по вопросам. Конструировать предложения из слов с опорой на вопрос. | ||
30 | Наблюдение над словами-названиями признаков. Развитие умения ставить к ним вопросы | 1 | ||
31 | Как связаны между собой слова-названия предметов и слова-названия признаков. | 1 | ||
32 | Развитие умения находить в предложении слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? | 1 | ||
33 | Развитие умения подбирать слова-признаки | 1 | ||
34 | Закрепление и повторение изученного. | 1 | ||
35 | Проверка знаний и умений. Проверочная работа № 3. | 1 | ||
36 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | ||
что делает? что делал? что сделает? | 4 | |||
37-38 | Наблюдение над словами, обозначающими действия предметов. Развитие умения ставить к ним вопросы. | 2 | ||
39-40 | Развитие умения находить в предложении пары слов, отвечающих на вопросы кто? что делает? | 2 | ||
| 6 | |||
41-42 | Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении, устанавливать действующее лицо или предмет. | 2 | ||
43-44 | Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы. | 2 | ||
45 | Проверка знаний и умений. Проверочная работа № 4. | 1 | ||
46 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | ||
| 7 | Находить в предложении(тексте) слова, выражающие различные чувства, характеризовать их роль в речи Сравнивать слова, называющие предметы, признаки и действия, и слова, выражающие чувства, но не называющие их. Находить в предложении предлоги. Характеризовать роль предлогов в речи. Писать предлоги раздельно. | ||
47 | Слова, которые выражают различные чувства, их роль в речи. | 1 | ||
48 | Сравнение слов-названий-предметов, признаков, действий и слов, выражающих различные чувства. | 1 | ||
49-51 | Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами. | 3 | ||
52 | Проверка знаний и умений. Проверочная работа № 5. | 1 | ||
53 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | ||
| 3 | Наблюдать над однокоренными словами. Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова. Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем. Выделять суффикс и приставку в доступных словах Характеризовать роль суффикса и приставки в слове. Разбирать слова по составу, приводить доказательства правильности разбора. Образовывать слова с помощью суффиксов и приставок. Группировать слова по заданному признаку. Контролировать правильность объединения слов в группы, находить лишнее слово. Различать одинаково пишущиеся приставки и предлоги (на, по, за, под и т.д. | ||
54 | Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова. | 1 | ||
55 | Развитие умения находить корень слова в группе однокоренных слов. | 1 | ||
56 | Распознавание однокоренных слов. | 1 | ||
| 3 | |||
57 | Роль суффикса в слове. Определение суффикса. | 1 | 15 неделя | |
58 | Развитие умения находить в словах суффиксы. | 1 | ||
59 | Разбор слова по составу. Проверочное списывание. | 1 | ||
| 5 | |||
60 | Роль приставки в слове. Определение приставки. | 1 | ||
61 | Развитие умения находить в словах приставки и образовывать слова с помощью приставок. | 1 | 16 неделя | |
62 | Развитие умения различать приставки и предлоги. | 1 | ||
63 | Проверка знаний и умений. Проверочная работа № 6. | 1 | ||
64 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | ||
Написание заглавной буквы в словах. | 10 | Называть правильно буквы в алфавитном порядке. Объяснять, где и когда в жизни может пригодиться знание алфавита. Расставлять заданные слова в алфавитном порядке. Писать заглавную букву в именах собственных. Различать и объяснять написания типа пушок – Пушок. Писать сочинение по картине, проверочный диктант. Проверять письменную работу по алгоритму (нахождение «опасных мест» по опознавательным признакам, графическое обозначение, исправление ошибки. Если она обнаружена. Выполнять работу под руководством учителя. | ||
65 | Закрепление знания порядка букв русского алфавита. | 1 | 17 неделя | |
66-69 | Развитие умения писать заглавную букву в фамилиях, именах, отчествах людей, в названиях городов, сёл, рек. Запись этих слов в алфавитном порядке. | 4 | /18 неделя | |
70 | Написание слов типа орёл – Орёл. | 1 | ||
71 | Упражнение в правописании имён собственных. | 1 | ||
72 | Сочинение по картинке. | 1 | ||
73 | Проверочный диктант № 1 | 1 | 19 неделя | |
74 | «Пишу правильно» (работа над ошибками в сочинении и диктанте). | 1 | ||
| 7 | Наблюдать за написанием слов, выявлять закономерность, формулировать орфографическое правило с помощью учителя. Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы-буквы в словах. Подчёркивать орфограмму одной чертой. Обозначать графически выбор написания. Проверять себя по учебнику, по орфографическому словарю, проводить графическую самопроверку. Слушать и выделять в словах звуки, которые помогают обнаружить в слове орфограмму: [Й'], [Ш], [Ж], [Ч’], [Щ’]. | ||
75 | Что такое орфограмма. Орфографическое правило. | |||
76 | Упражнение в написании буквы И после Ж и Ш. обозначение орфограммы. | |||
77-78 | Наблюдение за написанием буквы А после Ч и Щ. Упражнение в написании буквосочетаний ЧА-ЩА. Развитие орфографических умений. | 20 неделя/ | ||
79-80 | Наблюдение за написанием буквы У после Ч и Щ. Упражнение в написании буквосочетаний ЧУ-ЩУ. Развитие орфографических умений. | |||
81 | Проверочный диктант № 2 . | |||
| 12 | Соотносить количество звуков и букв в словах с буквами ь, ъ, е, ё, ю, я. Ставить ударение, различать ударный и безударный гласные звуки. Наблюдать за написанием и произношением слов с безударными гласным звуком в корне, с парным по глухости и звонкости согласным звуком на конце слова. Подбирать проверочные слова, контролировать правильность. (докажи, что это слово проверочное). Писать графический диктант. Группировать слова с изученными орфограммами. Подбирать слова с указанными орфограммами (самодиктант). Писать свободный диктант после предварительной подготовки. Писать подробное обучающее изложение текста повествования после предварительной подготовки. | ||
82 | Способы обозначения мягкости согласных на письме. | 1 | ||
83 | Буква Ь в конце и в середине слова. Перенос слов с Ь в середине слова | 1 | ||
84 | Правописание буквы Ь для обозначения мягкости согласного в конце и в середине слова. | 1 | ||
85 | Слова, в которых пишется и не пишется буква Ь. | 1 | 22 неделя | |
86 | Правописание слов с сочетаниями чк, чн, чт, щни буквой Ь. | 1 | ||
87 | Звук [Й'] и его обозначение на письме. | 1 | ||
88-89 | Разделительный Ь. правописание слов с разделительным Ь. | 2 | /23 неделя | |
90 | Правописание слов с разделительным Ь и Ъ знаком для обозначения мягкости согласных на письме. | 1 | ||
91 | Правописание слов с разделительным Ъ. | 1 | ||
92 | Проверочный диктант № 3 | 1 | ||
93 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | 24 неделя | |
| 10 | |||
94 | Развитие умений делить слово на слоги, определять количество слогов и ставить ударение. | 1 | ||
95 | Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне. | 1 | ||
96 | Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов. | 1 | ||
97 | Обучение применению правила. | 1 | ||
98 | Упражнение в написании слов с буквой безударного гласного в корне. | 1 | ||
99 | Проверка знаний и умений. Проверочная работа № 5. | 1 | ||
100 | Свободный диктант. | 1 | ||
101 | Проверочный диктант № 4. | 1 | ||
102 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | ||
103 | Обобщающий урок по разделу. | 1 | ||
| 10 | |||
104 | Оглушение звонких согласных на конце слова | 1 | ||
105 | Знакомство с новой орфограммой. | 1 | ||
106-109 | Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами согласных в конце слова. Свободный диктант. | 4 | ||
110 | Обучающее изложение. | 1 | ||
111 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | ||
112 | Проверочный диктант № 5. | 1 | ||
113 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | ||
| 10 | Систематизировать изученный материал, представлять его в виде таблицы, схемы, опорного конспекта. (П) | ||
114 | Текст. | 1 | 29 неделя | |
115 | Предложение. | 1 | ||
116 | Слово. Состав слова. Однокоренные слова. | 1 | ||
117-118 | Повторение и классификация изученных орфограмм. | 2 | 30 неделя/ | |
119-122 | Итоговый контроль. Работа над ошибками. | 4 | 31 -32недел | |
123 | Заключительный урок. | 1 | ||
124-136 | Резервные уроки. | 33-34 |
VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса,
осуществляемого по курсу «Русский язык»
№ п/п | Наименование объектов, средств материально-технического обеспечения. | Кол-во | Примечание |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |||
1 | Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык». Учебник. 2-й класс; М., «Баласс» 2013 | к | |
2 | Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.А. Фролова «Орфографическая тетрадь по русскому языку», 2-й класс; М., «Баласс» 2013 | к | |
3 | Л.Ю. Комиссарова «Дидактический материал» к учебнику «Русский язык» для 2-го класса; М., «Баласс» 2013 | к | |
4 | Е.В. Бунеева«Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вар. 1 и 2) для 2-го класса М., «Баласс» 2013 | к | |
5 | М.А. Яковлева «Тетрадь по чистописанию» для 2--го класса М., «Баласс» 2011 | к | |
6 | Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, М.А. Яковлева. «Русский язык», 1–2 классы. Методические рекомендации для учителя. М., «Баласс» 2013 | д | |
Технические средства обучения | |||
1 | Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.постеров, картинок. | д | |
2 | Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. | д | |
3 | Мультимедийный проектор | Д | |
4 | Экспозиционный экран | Д | |
5 | Компьютер | Д | |
6 | Сканер | Д | |
7 | Принтер | Д | |
8 | Музыкальный центр | Д | |
Печатные пособия | |||
1 | Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой уроков | д | |
2 | Комплект демонстрационного материала для 2 класса, М., «Баласс» | д | |
3 | Карточки с заданиями в соответствии с тематикой уроков | П | |
Карточки с заданиями в соответствии с тематикой уроков для парной работы | ф | ||
Алфавит | д | ||
Слоговые таблицы | д |
Литература.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Сост. Е.С. Савинов. М. просвещение, 2010
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа в 2 ч. Ч. 1.2 М., просвещение, 2010
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Система заданий под редакцией А.Г. Асмолова, О.А. Карабанвой М., Просвещение, 2010
- Планируемые результаты начального общего образования под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. М., Просвещение, 2009
- Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий в 2-х частях под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. М., Просвещение, 2009
- Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, М.А. Яковлева. «Русский язык», 1–2 классы. Методические рекомендации для учителя. М., «Баласс» 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку ( " Школа 2100")
Рабочая программа по русскому языку ( " Школа 2100")...
Рабочая программа по русскому языку "Школа 2100" 2 класс ФГОС
Рабочая программа по русскому языку "Школа 2100" 2 класс ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку "Школа 2100" ФГОС 1класс
Рабочая программа с тематическим планированием...
Рабочая программа по русскому языку "Школа 2100" 4 класс ФГОС
Рабочая программа по русскому языку, соответсвует положению о рабочей программе. Содержит: пояснительную записку, требования к результатам. УМК, тематическое планирование, календарно-тематическое план...
Рабочая программа по русскому языку "Школа 2100" 2 класс
Рабочая программа по русскому языку по программе "Школа 2100" для 2 класса, авторы Бунеевы. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку ОС 2100 2 класс
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса...
Рабочая программа по русскому языку "Школа 2100" на 153 часа в год
Программа составлена из расчёта 4,5 часа в неделю...