Урок на тему "Краткая форма имен прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Формирование понятия краткой формы имен прилагательных через включение учащихся в исследовательскую деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_kratkaya_forma_imen_prilagatelnyh.rar | 22.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Гапутина Татьяна Николаевна
МБОУ СОШ №3 г Радужный ХМАО
Учитель начальных классов
Урок- исследование.
Тема урока: «Краткая форма имен прилагательных»
15.04.14 г.
Цель урока :
Формирование понятия краткой формы прилагательных через включение учащихся в исследовательскую деятельность
1.Дидактические( образовательные)
- познакомить с понятием « краткая форма прилагательных»;
- отличать полную и краткую формы прилагательных по морфологическим признакам;
- видеть синтаксическую роль краткой формы прилагательных в предложении;
- роль краткой формы прилагательных в речи;
- формировать информационную компетентность.
2. Развивающие:
- умение понимать учебную задачу,
- планировать ход работы и фиксировать результаты,
- умение анализировать результаты исследования и делать выводы,
- умение работать в парах;
- умение сравнивать и наблюдать;
-развивать у школьников умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, логически излагать свои мысли.
- развивать самостоятельность и самоконтроль при выполнении поставленной учебной задачи;
- развивать эмоции учащихся, создать на уроке эмоциональные ситуации удивления, радости.
- развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
3. Воспитательные:
-обеспечивать гуманистический характер обучения;
- прививать чувство коллективизма и ответственности за общий успех.
Наглядность и оборудование: : компьютер, программа Power Point2003, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, таблицы для работы в парах, памятки, тетради.
Ход урока.
1. Актуализация знаний и введение в тему урока.
Трудно будет без него,
Если пропадёт оно.
Не скажем мы «прекрасное» Слайд № 1.
Не скажем «безобразное»,
Не скажем маме «милая, красивая, любимая»
- О какой части речи говориться? (Об имени прилагательном)
- На какие признаки может указывать прилагательное? ( Оно характеризует предмет с разных сторон: это размеры, форма, цвет, качество и т.д.)
- Вы согласны с мнением автора, что без прилагательного трудно? Почему? ( Наша речь будет сухой, невыразительной. Мы не сможем описать ярко чувства, впечатления, предметы).
- Поиграем?
Угадай сказочного героя.
- Вот что он себе о говорит.
Я - обаятельная жутко (ответы учащихся: Шапокляк, Баба Яга)
И обладаю нюхом чутким ( ответы) Слайд № 2. По 1-ой строке.
Причёской славлюсь неземной. ( ответы)
Кощей Бессмертный – братец мой.
(Баба Яга).
А это чья характеристика?
Я красив, силён, могуч (ответы учеников)
Я грознее грозных туч. ( ответы) Слайд №3. По 1-ой строке.
И умнее всех, нет слов . ( ответы)
Много у меня голов.
(Змей Горыныч).
Дальше работаем в парах.
Ребята, что необходимо помнить, когда работаешь в парах?
( выслушивать мнение соседа, не перебивать его, т.е. умение вести диалог, говорить тихо, чтобы не мешать другим).
На листах тексты загадок.
Подчеркните слова - признаки, которые помогли вам определить героя.
Баба Яга Змей Горыныч
обаятельная жутко красив, силен, могуч
нюх чуткий грознее туч
причёска неземная _ умнее всех Слайд№4
Кощей Бессмертный много голов.
- Какой частью речи являются данные слова? Докажите. ( Умнее, грознее – сравнительная степень прилагательных, много – показывает на количество;.«Красив, силен, могуч» похожи на прилагательные)
.Перед нами ничто иное как наши хорошие знакомые прилагательные, только другая форма.
Предлагаю отдохнуть.
Говорите все в ответ
Только « ДА» (хлопаем) и только « НЕТ» (топаем)
У Луны горячий свет?
Повар шьет себе обед?
Мчат по морю поезда?
А по суше никогда?
Надо брать в кино билет?
У Луны холодный свет?
Вывод: прежде чем ответить на вопрос или выполнить задание, надо хорошо подумать, проанализировать, обобщить имеющуюся информацию.
Помните об этом , ведь сейчас я предлагаю вам побыть не просто учениками, а поработать в лаборатории исследовательского института языкознания и выполнить важную исследовательскую работу.
Ваша задача: Внимательно прочитайте группы прилагательных. Сравните их морфологические признаки. Заполните 2-ой столбик таблицы. Подготовьтесь познакомить нас с результатами исследования. Слайд.№5.
обаятельная красив
чуткий силен
неземная могуч.
- Задача понятна? В помощь памятки.
На ваших столах таблицы для исследовательской работы.
( В таблице заполнена 1-ая часть. Все морфологические признаки полной формы прилагательного налицо. Вы должны заполнить 2-ую часть таблицы.)
Морфологические признаки | полная форма прилагательных | краткая форма прилагательных |
1. вопросы | какая? какой? какое? какие? | |
2. обозначают | признаки предметов | |
3. изменяются | по родам, падежам и числам | |
4. член предложения | определение |
Слайд №6.
В прозрачной воде плавают серебристые рыбки.
Прозрачна вода в лесных ручьях. Слайд№7.
Работа в парах.
- Кто готов ознакомить нас с результатом своего исследования?
Что увидели в ходе работы? ( вопросы: каков?, например, ученик опрятен, умен; какова? , например, школа просторна, высока; море (каково?) необозримо, глубоко, ребята (каковы?) рассудительны, веселы.)
Идет разбор каждого признака, все высказывают свое мнение, дорабатывается каждый признак, ответы обосновываются)
Морфологические признаки | полная форма прилагательных | краткая форма прилагательных |
1. вопросы | какая? какой? какое? какие? | Каков? какова? каково? каковы? |
2. обозначают | признаки предметов | признаки предметов |
3. изменяются | по родам, падежам и числам | по родам и числам |
4. член предложения | определение |
(Член предложения ученики определяют неправильно.)
- Давайте не будем спешить с выводом, а порассуждаем. Я предполагала, что у вас возникнут трудности из-за недостатка информации и приготовила 2 предложения.
- Назовите грамматическую основу 1-ого предложения.
Рыбки плавают. (сказуемое показывает, что говорится о подлежащем. Вопросы к сказуемым гораздо шире. Не только действия. ).
- Исходя из этого, назовите грамматическую основу 2-ого предложения.
Вода ( что о ней говориться?) прозрачна. И еще : к обстоятельству вопрос ставиться только от сказуемого.
Вносим изменения в таблицу.
Электронная разминка для глаз. Слайд №8
- Давайте обратим внимание на образование краткой формы прилагательных. Наверняка, самые наблюдательные ребята это уже заметили.
Попробуйте образовать от полной формы прилагательного ее краткую форму. ( в единственном числе мужского рода)
На слайде слова:
умный - ( умен)
каменный – Слайд №9. ( без слов в скобках)
глубокий – ( глубок)
голубой –
соломенный –
ленивый – (ленив)
чистый – (чист)
широкий – (широк)
Работаем в тетрадях.
- У кого что получилось?
Сделайте вывод.( не от всех прилагательных можно образовать краткую форму)
В разговорной речи мы редко используем краткую форму прилагательных, а вот в художественных произведениях она встречается часто.
Лесной родник.
Лесной родник к земле приник,
Он не широк, он не велик,
Но чист, как ранней птахи песня.
(В.Степанов)
Почему автор использует краткую форму прилагательных (для утонченности и поэтичности речи, для рифмы)
Филин.
Только ночью
Страшен
Филин,
А при свете –
Он
Бессилен.
(Б.Заходер)
Стоит в поле теремок
Он не низок, не высок. («Теремок»)
Творческое задание.
Опишите красоту леса, используя обе формы прилагательных. 2-3 предложения. Выделите грамматическую основу предложений.
( Ребята работают в тетрадях ) Слайд№10.
Кто прочитает предложения? ( Как красив весенний лес. Первые лучи солнца прозрачны и чисты. Стоят величавые дубы. А березы стройны и кучерявы.)Выделяют основы предложений.
Дома вы продолжите эту работу. Слайд№11.
Рефлексия.
Мы сегодня на уроке попытались быть исследователями.
Пришло время подвести итоги нашему исследованию.
- Какая задача стояла перед нами? Слайд №12.
- Выполнили мы работу или нет? ( С работой мы справились)
- Чем же отличаются и чем похожи обе формы прилагательных?. Вернемся к таблице.(Общее: обе формы прилагательных обозначают признаки предметов. Все остальные признаки у них различны.)
- Кому понравилось быть исследователем?
Интересно ли было наблюдать языковые явления?
- Что для вас было самым трудным? самым интересным?
Какими качествами должен обладать исследователь? ( быть терпеливым, внимательным, наблюдательным)
- Что должен уметь делать? ( сравнивать, наблюдать, обобщать)
- У кого из наших ребят это получилось лучше всего? ( дети высказывают свое мнение)
Все эти умения вам очень пригодятся не только для успешной учебы, но и в дальнейшей жизни. Ведь чтобы познать надо
не слушать, а вслушиваться
не смотреть, а всматриваться;
не читать, а вчитываться.
Вы сегодня все успешно рассуждали
Над чем-то спорили, в чем-то убеждали.
Роль исследователя вам удалась!
Так держать и в добрый час!
Всем спасибо за урок! Слайд №13.
Список использованных источников:
- http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/07/04/urok-polnye-i-kratkie-imena-prilagatelnye-urok-s-elementami (Урок "Полные и краткие имена прилагательные". Урок с элементами здоровьесбережения
Опубликовано 04.07.2012 - 16:43 - Цвек Елена Витальевна)
2 http://zanimatika.narod.ru/Narabotki9_Drakon.htm
3 http://a-pesni.org/baby/poesia/stepanov.htm
4 Электронные физминутки для глаз. Часть 2 - Физкультминутки -...
pedsovet.su/load/244-1-0-2616копия 5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока русского языка по теме: "Начальная форма имени прилагательного" 2 класс. ПНШ.
Презентация к уроку русского языка...
Изменение имён прилагательного по падежам. Начальная форма имени прилагательного.
Урок русского языка, 3 класс "Школа России"....
Конспект урока "Краткая форма имен прилагательных"
В конспекте урока по русскому языку "Краткая форма имен прилагательных" (3 класс) представлены разные формы и методы работы на уроке....
Конспект урока русского языка. Тема: «Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных» (3 класс)
Тема: Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных.Цели деятельности учителя: закрепление умений определять род имён прилагательных; совершенствование знаний об имени прилагательном.Планируемые ...
Конспект урока по русскому языку «Начальная форма имени прилагательного» 3 класс УМК «Школа России»
Тема: «Начальная форма имени прилагательного»Цели деятельности учителя: расширение знаний об имени прилагательном как части речи; представление о начальной форме имени прилагательного.План...
Урок-проект "Начальная форма имен прилагательных. Употребление в речи имен прилагательных".
Закрепление и обобщение знаний обучающихся по теме «Имя прилагательное» с помощью создания проекта в виде газеты «Эти замечательные имена прилагательные»...