Урок на тему "Краткая форма имен прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Гапутина Татьяна Николаевна

Формирование понятия краткой формы имен прилагательных через  включение учащихся в исследовательскую деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kratkaya_forma_imen_prilagatelnyh.rar22.84 КБ

Предварительный просмотр:

Гапутина  Татьяна  Николаевна

МБОУ СОШ №3   г Радужный  ХМАО

Учитель начальных классов

                               Урок- исследование.

Тема урока: «Краткая форма имен прилагательных»

15.04.14 г.

Цель урока :

 Формирование понятия краткой формы прилагательных через включение учащихся в исследовательскую деятельность

1.Дидактические( образовательные)

- познакомить с понятием « краткая форма прилагательных»;

  • отличать полную и краткую формы прилагательных по морфологическим признакам;
  • видеть синтаксическую роль краткой формы прилагательных в предложении;
  • роль краткой формы прилагательных в речи;
  • формировать информационную компетентность.

2.        Развивающие:

  •  умение понимать учебную задачу,
  • планировать ход работы и фиксировать результаты,
  • умение анализировать результаты исследования и делать выводы,
  • умение работать в парах;
  • умение сравнивать и наблюдать;

-развивать у школьников умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, логически излагать свои мысли.

  • развивать самостоятельность и самоконтроль при выполнении поставленной учебной задачи;
  • развивать эмоции учащихся, создать на уроке эмоциональные ситуации удивления, радости.
  • развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

3.        Воспитательные:

-обеспечивать гуманистический характер обучения;

  • прививать чувство коллективизма и ответственности за общий успех.

Наглядность и оборудование: : компьютер, программа  Power Point2003, мультимедийный проектор,  интерактивная доска, презентация, таблицы для работы в парах, памятки, тетради.

Ход  урока.

1. Актуализация знаний и введение в тему урока.

Трудно будет без него,

Если пропадёт оно.

                          Не скажем мы «прекрасное»              Слайд № 1.

Не скажем «безобразное»,

Не скажем маме «милая, красивая, любимая»

- О какой части речи говориться? (Об имени прилагательном)

- На какие признаки может указывать прилагательное? ( Оно характеризует предмет с разных сторон: это размеры, форма, цвет, качество и т.д.)

- Вы согласны с мнением автора, что без прилагательного трудно? Почему? ( Наша речь будет сухой, невыразительной. Мы не сможем описать ярко чувства, впечатления, предметы).

  1. Поиграем?

Угадай сказочного героя.

- Вот что он себе о говорит.

Я - обаятельная жутко (ответы  учащихся: Шапокляк, Баба Яга)    

И обладаю нюхом чутким ( ответы)                                      Слайд № 2. По 1-ой строке.

Причёской славлюсь неземной. ( ответы)

Кощей Бессмертный – братец мой.

                                             (Баба Яга).

А это чья характеристика?

Я красив, силён, могуч (ответы учеников)

Я грознее грозных туч. ( ответы)                                            Слайд №3. По 1-ой строке.

И умнее всех, нет слов . ( ответы)

Много у меня голов.

                                (Змей Горыныч).

 

Дальше работаем в парах.

Ребята, что необходимо помнить, когда работаешь в парах?

( выслушивать мнение соседа, не перебивать его, т.е. умение вести диалог, говорить тихо, чтобы не мешать другим).

На листах тексты загадок.

Подчеркните слова - признаки, которые помогли вам определить героя.

      Баба Яга                                                        Змей Горыныч

обаятельная жутко                                        красив, силен, могуч

нюх чуткий                                                  грознее туч        

причёска неземная _                                                       умнее всех                       Слайд№4

Кощей Бессмертный                                                       много голов.

- Какой частью речи являются данные слова? Докажите.  ( Умнее, грознее – сравнительная степень прилагательных, много – показывает на количество;.«Красив, силен, могуч» похожи на прилагательные)

 .Перед нами ничто иное как наши хорошие знакомые прилагательные, только другая форма.

Предлагаю отдохнуть.

Говорите все в ответ

Только « ДА» (хлопаем) и только « НЕТ» (топаем)

У Луны горячий свет?

Повар шьет себе обед?

Мчат по морю поезда?

А по суше никогда?

Надо брать в кино билет?

У Луны холодный свет?

Вывод: прежде чем ответить на вопрос или выполнить задание, надо хорошо подумать, проанализировать, обобщить имеющуюся информацию.

Помните об этом , ведь сейчас я предлагаю вам побыть не просто учениками, а поработать в лаборатории исследовательского института языкознания и выполнить важную исследовательскую работу.

          Ваша задача: Внимательно прочитайте группы  прилагательных. Сравните их морфологические признаки. Заполните 2-ой столбик таблицы. Подготовьтесь познакомить нас с результатами исследования.                                                               Слайд.№5.

обаятельная                 красив

чуткий                         силен                                              

неземная                      могуч.

- Задача понятна?  В помощь памятки.

На ваших столах таблицы для исследовательской работы.

( В таблице заполнена 1-ая часть. Все морфологические признаки полной формы прилагательного налицо. Вы должны  заполнить 2-ую часть таблицы.)

                                

Морфологические признаки

полная форма прилагательных

краткая форма прилагательных

1. вопросы

какая? какой? какое? какие?

2. обозначают

признаки предметов

3. изменяются

по родам, падежам и числам

4. член предложения

определение

                                                                                                                                Слайд №6.

В прозрачной воде плавают серебристые рыбки.

Прозрачна вода в лесных ручьях.                                                                        Слайд№7.

Работа в парах.

- Кто готов ознакомить нас с результатом своего исследования?

Что увидели в ходе работы?  ( вопросы: каков?, например, ученик опрятен, умен; какова? , например, школа просторна, высока; море (каково?) необозримо, глубоко, ребята (каковы?) рассудительны, веселы.)

  Идет разбор каждого признака, все высказывают свое мнение, дорабатывается каждый признак, ответы обосновываются)

                                

Морфологические признаки

полная форма прилагательных

краткая форма прилагательных

1. вопросы

какая? какой? какое? какие?

Каков? какова? каково? каковы?

2. обозначают

признаки предметов

признаки предметов

3. изменяются

по родам, падежам и числам

по родам и числам

4. член предложения

определение

(Член предложения  ученики определяют неправильно.)

- Давайте не будем спешить с выводом, а порассуждаем. Я предполагала, что у вас возникнут трудности из-за недостатка информации и приготовила 2 предложения.

- Назовите грамматическую основу 1-ого предложения.

Рыбки плавают. (сказуемое показывает, что говорится о подлежащем. Вопросы к сказуемым гораздо шире. Не только действия. ).

- Исходя из этого,  назовите грамматическую основу 2-ого предложения.

  Вода ( что о ней говориться?) прозрачна. И еще : к обстоятельству вопрос ставиться только от сказуемого.

  Вносим изменения в таблицу.

Электронная разминка для глаз.                        Слайд №8

- Давайте обратим  внимание на образование краткой формы прилагательных. Наверняка, самые наблюдательные ребята это уже заметили.

Попробуйте образовать от полной формы прилагательного ее краткую форму. ( в единственном  числе мужского рода)

На слайде слова:

умный  - ( умен)

каменный –                                                                     Слайд №9. ( без слов в скобках)

глубокий – ( глубок)

голубой –

соломенный –

ленивый – (ленив)

чистый – (чист)

широкий – (широк)

Работаем в тетрадях.

- У кого что получилось?

Сделайте вывод.( не от всех прилагательных можно образовать краткую форму)

         В разговорной речи мы редко используем краткую форму прилагательных, а вот в художественных произведениях она встречается часто.

                  Лесной родник.

Лесной родник к земле приник,

Он не широк, он не велик,

Но чист, как ранней птахи песня.

                                       (В.Степанов)

    Почему автор использует краткую форму прилагательных (для утонченности и поэтичности речи, для рифмы)

         Филин.

Только ночью

Страшен

Филин,

А при свете –

Он

Бессилен.

                       (Б.Заходер)

Стоит в поле теремок

Он не низок, не высок. («Теремок»)  

Творческое задание.

Опишите красоту леса, используя обе формы прилагательных. 2-3 предложения. Выделите грамматическую основу предложений.

( Ребята работают в тетрадях )                                                              Слайд№10.

Кто прочитает предложения? ( Как красив весенний лес. Первые лучи солнца прозрачны и чисты. Стоят величавые дубы. А березы стройны и кучерявы.)Выделяют основы предложений.

 Дома  вы продолжите эту работу.                                                              Слайд№11.

 Рефлексия.

Мы сегодня на уроке попытались быть исследователями.

Пришло время подвести итоги нашему исследованию.

- Какая задача стояла перед нами?                                                               Слайд №12.

- Выполнили мы работу или нет? ( С работой мы справились)

- Чем же отличаются и чем похожи обе формы прилагательных?. Вернемся к таблице.(Общее: обе формы прилагательных обозначают признаки предметов. Все остальные признаки  у них  различны.)

- Кому  понравилось быть исследователем?

Интересно ли было наблюдать языковые явления?

- Что для вас было самым трудным? самым интересным?

Какими качествами должен обладать исследователь? ( быть терпеливым, внимательным, наблюдательным)

- Что должен уметь делать? ( сравнивать, наблюдать, обобщать)

- У кого из наших ребят это получилось лучше всего?  (  дети высказывают свое мнение)

Все эти умения вам очень пригодятся не только для успешной учебы, но и в дальнейшей жизни. Ведь чтобы познать надо

        не слушать, а вслушиваться

        не смотреть, а всматриваться;

        не читать, а вчитываться.

   Вы сегодня все успешно рассуждали

Над чем-то спорили, в чем-то убеждали.

Роль исследователя вам удалась!

Так держать и в добрый час!

Всем спасибо за урок!                           Слайд №13.

Список использованных  источников:

  1. http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/07/04/urok-polnye-i-kratkie-imena-prilagatelnye-urok-s-elementami (Урок "Полные и краткие имена прилагательные". Урок с элементами здоровьесбережения

Опубликовано 04.07.2012 - 16:43 - Цвек Елена Витальевна)

2     http://zanimatika.narod.ru/Narabotki9_Drakon.htm 

3     http://a-pesni.org/baby/poesia/stepanov.htm 

4    Электронные физминутки для глаз. Часть 2 - Физкультминутки -...  

        pedsovet.su/load/244-1-0-2616копия 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Краткая форма имен прилагательных"

В конспекте урока по русскому языку "Краткая форма имен прилагательных" (3 класс) представлены разные формы и методы работы на уроке....

Конспект урока русского языка. Тема: «Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных» (3 класс)

Тема: Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных.Цели деятельности учителя: закрепление умений определять род имён прилагательных; совершенствование знаний об имени прилагательном.Планируемые ...

Конспект урока по русскому языку «Начальная форма имени прилагательного» 3 класс УМК «Школа России»

Тема: «Начальная форма имени прилагательного»Цели деятельности учителя: расширение знаний об имени прилагательном как части речи; представление о начальной форме имени прилагательного.План...

Урок-проект "Начальная форма имен прилагательных. Употребление в речи имен прилагательных".

Закрепление и обобщение знаний обучающихся по теме «Имя прилагательное» с помощью создания проекта в виде газеты «Эти замечательные имена прилагательные»...