Правописание мягкого знака в существительных с шипящим на конце
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Семёновых Олеся Леонидовна

Конспект урока по русскому языку в 3 классе (программма "Школа России")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_v_sushchestvitelnyh.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Мягкий знак на конце существительных после шипящих (3 класс)

Цель урока:

Углубить знания о функциях мягкого знака: показателя мягкости согласных, разделительного знака, показателя женского рода имен существительных после шипящих (грамматическая роль).

Задачи:

1.Формировать умение писать существительные женского и мужского рода с шипящими на конце;

2.Развивать умение делить слова на группы и  выбирать основание для классификации, речь, внимание, креативность мышления, формировать навыки самоконтроля;

3.Воспитывать взаимовыручку.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать.

Ответы полные давайте,

И на уроках не зевайте.

2. Актуализация знаний.

- Какая из частей речи сказала о себе так:

«Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам».

- Что вы можете сообщить об имени существительном?

- Как вы думаете, все ли тайны правописания имен существительных мы открыли?

- Сегодня на уроке мы продолжим открывать тайны правописания имен существительных.

Мы с вами будем исследователями, открывателями. Кто такие исследователи? А для этого нам предстоит перелистать книгу Знаний (слайд). Открываем первую страницу.

3. Минутка чистописания.

- Будьте внимательными, слушайте  и выполняйте всё, что она вам скажет.

Тетрадь наклонно положу.

Ручку правильно держу.

За посадкою слежу.

С чистотою я дружу.

На «отлично» напишу.

- Кто внимательно слушал, тот ответит,  какие согласные  звуки встречаются в этом стихотворении чаще других.  (Шипящие согласные звуки).

- Какие согласные называются шипящими и почему? (При их произношении воздух выходит с шипением).

- Назовите шипящие звуки. [Ч,], [Ш], [Щ,], [Ж].

- Дети, а какими буквами они обозначаются? (ЧЕ, ША, ЩА, ЖЕ).

- Значит, какие буквы будем писать на минутке чистописания? (Будем писать буквы Ч, Ш, Щ, Ж).

- Посмотрите на доску. Я предлагаю вам  вот такую цепочку. (показ).

- Пишем красиво, каллиграфически правильно, выводим каждый элемент.

4.    Постановка темы и целей урока.

- Книга Знаний приглашает нас на вторую страницу. Внимание на экран.

МЕЧ           РОЖЬ        ДУШ        ХВОЩ          ПЕЧЬ

РЕЧЬ         МОЩЬ       НОЖ       РОСКОШЬ     ЛУЧ

- Прочитайте слова. Лексическое значение каких слов вам непонятно?

(Возможные затруднения: роскошь – богатство, «великолепие»; хвощ – травянистое растение; мощь – могущество, сила.

- Давайте спросим у книги Знаний, что такое ХВОЩ и т.д.)

-  Какой частью речи являются эти слова? (это имена существительные)

- Докажите, что это имена существительные.

- Чем они похожи? Что ещё общего в них? (существительные  ед.  числа, с шипящими на конце).

- Ребята, давайте  проведём наблюдение над словами  МЕЧ  и  РЕЧЬ.

-  … произнеси слово речь. Выдели последний звук. Дай характеристику последнему звуку. (Звук – согласный, глухой, непарный, шипящий, мягкий).

- … произнеси слово меч. Выдели последний звук. Дай характеристику последнему звуку. (Звук – согласный, глухой, непарный, шипящий, мягкий).

- Верно, звук  [Ч,] –  всегда мягкий.

- Но тогда почему в одном слове пишется Ь, а в другом – нет?

- Затрудняетесь ответить? От чего это зависит?

- Так что вы должны узнать сегодня на уроке?

(В каких случаях пишется Ь, а в каких – нет.)

- Правильно. Мы будем говорить о правописании Ь знака на конце имён существительных после шипящих.  (Открываю тему, записанную на доске).

- Чему вы должны сегодня научиться? (Мы  должны научиться узнавать, различать  слова, в которых после шипящего пишется Ь).

 5. Изучение нового материала.

-  Поэтому давайте вновь обратимся  к этим словам.

Предлагаю вам поработать в группах.

Карточка

1. Прочитайте слова.

2. Какие звуки слышатся на конце слов?

3. Определите род.

4. Распределите слова в два столбика по родам

6. Понаблюдайте, где пишется мягкий знак, где не пишется.

7. Сделайте вывод.

(В ходе обсуждения происходит “открытие” нового знания – мягкий знак после шипящих пишется на конце имен существительных только женского рода).

- Проверим, верны ли наши выводы? Откройте учебник на с.31 и прочитайте правило (про себя). Значит, Ь является ещё и показателем женского рода имён существительных.

- Кто может его повторить?

6. Физкультминутка

Называю имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если существительного женского рода, вы хлопаете ладонями над головой, если услышите существительное мужского рода, приседаете.

Слова: ёж, дичь, печь, мышь, кирпич, тишь, борщ, ералаш, ландыш, полночь, багаж.

7.    Закрепление изученного материала.

-Замените одним словом, запишите слова в соответствии с правилом правописания Ь, определите род, подчеркните Ь.
• Чёрная птица, вестник наступающей весны (Грач)
• Футбольное соревнование (Матч)
• Предмет, на котором ездил Емеля (Печь)
• Без него не откроешь замок (Ключ)
• Его надевают в дождь (Плащ)
• Маленький ребёнок (Малыш)
• Добыча охотника. (Дичь)
• Середина ночи. (Полночь)

• Тихая безветренная погода. (Тишь)
• Мелкие деньги. (Мелочь)

Работа в парах.

Синяя карточка предлагает вам написать имена  существительные в единственном числе. Выделить  изученную орфограмму, определить  род.

Врачи, товарищи, ночи,  сторожа, силачи.

Красная карточка - подобрать к словам  близкие по смыслу имена  существительные  с шипящими на конце, выделить орфограмму и указать род.

Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь.

Зелёная карточка - образовать от данных слов  имена  существительные  в ед.ч.,  выделить орфограмму и указать род.

Врачевать, товарищеский,  ночной, сторожит, сильный.

- Подумайте и возьмите ту карточку, задание которой вам понравилось больше.

(Выполнение и проверка работ).

- Проверять будем одновременно. Хотя вы выполняли разные задания, ответы должны получиться одинаковые.

- Какое первое имя существительное вы написали?  Поднимите руки, у кого так же. Спросим у книги Знаний.

- А как вы написали это слово? А что нам скажет книга Знаний?

(Правильные ответы: врач, товарищ, ночь, сторож, силач).

- Кто выполнил задание без ошибок?  Молодцы!

7.    Обобщение.

- Ребята, что нового о правописании имен существительных мужского и женского рода вы узнали на уроке?

- Итак, когда на конце существительных после шипящих пишется Ь?

- В заключение мне хочется вам сказать, чтобы наука не была для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Поднимите соответствующую звёздочку:

1.         Если было интересно и легко на уроке, возьмите жёлтую (самую яркую).

2.         Если иногда были трудности, сомнения – розовую.

3.         Если не разобрались в теме – голубую.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание мягкого знака у существительных с шипящим на конце.

Конспект урока по русскому языку. Тема:"Правописание мягкого знака у существительных с шипящим на конце."...

Презентация по русскому языку в 3 классе "Мягкий знак в существительных после шипящих"

Современное обучение направлено не только на обеспечение учащихся определенной суммой знаний, но и на развитие их интеллектуальных, познавательных и созидательных способностей. Как сделать урок интере...

Карточка « Правописание мягкого знака в ИС на шипящий»

Задания по теме "Правописание мягкого знака в ИС на шипящий" котые помогут Вам разнообразить ваш урок....

Запоминалочка "Мягкий знак у существительных после шипящих"

Запоминалочка "Мягкий знак у существительных после шипящих"...

Урок русского языка по теме" Правописание мягкого знака у существительных после шипящих."

Технологическая карта занятия «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода»...

Презентация "Правописание мягкого знака у существительных после шипящих"

Презентация урока по теме "Правописание мягкого знака у существительных после шипящих"...