Правописание мягкого знака в существительных с шипящим на конце
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Конспект урока по русскому языку в 3 классе (программма "Школа России")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_v_sushchestvitelnyh.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Мягкий знак на конце существительных после шипящих (3 класс)
Цель урока:
Углубить знания о функциях мягкого знака: показателя мягкости согласных, разделительного знака, показателя женского рода имен существительных после шипящих (грамматическая роль).
Задачи:
1.Формировать умение писать существительные женского и мужского рода с шипящими на конце;
2.Развивать умение делить слова на группы и выбирать основание для классификации, речь, внимание, креативность мышления, формировать навыки самоконтроля;
3.Воспитывать взаимовыручку.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать.
Ответы полные давайте,
И на уроках не зевайте.
2. Актуализация знаний.
- Какая из частей речи сказала о себе так:
«Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам».
- Что вы можете сообщить об имени существительном?
- Как вы думаете, все ли тайны правописания имен существительных мы открыли?
- Сегодня на уроке мы продолжим открывать тайны правописания имен существительных.
Мы с вами будем исследователями, открывателями. Кто такие исследователи? А для этого нам предстоит перелистать книгу Знаний (слайд). Открываем первую страницу.
3. Минутка чистописания.
- Будьте внимательными, слушайте и выполняйте всё, что она вам скажет.
Тетрадь наклонно положу.
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу.
На «отлично» напишу.
- Кто внимательно слушал, тот ответит, какие согласные звуки встречаются в этом стихотворении чаще других. (Шипящие согласные звуки).
- Какие согласные называются шипящими и почему? (При их произношении воздух выходит с шипением).
- Назовите шипящие звуки. [Ч,], [Ш], [Щ,], [Ж].
- Дети, а какими буквами они обозначаются? (ЧЕ, ША, ЩА, ЖЕ).
- Значит, какие буквы будем писать на минутке чистописания? (Будем писать буквы Ч, Ш, Щ, Ж).
- Посмотрите на доску. Я предлагаю вам вот такую цепочку. (показ).
- Пишем красиво, каллиграфически правильно, выводим каждый элемент.
4. Постановка темы и целей урока.
- Книга Знаний приглашает нас на вторую страницу. Внимание на экран.
МЕЧ РОЖЬ ДУШ ХВОЩ ПЕЧЬ
РЕЧЬ МОЩЬ НОЖ РОСКОШЬ ЛУЧ
- Прочитайте слова. Лексическое значение каких слов вам непонятно?
(Возможные затруднения: роскошь – богатство, «великолепие»; хвощ – травянистое растение; мощь – могущество, сила.
- Давайте спросим у книги Знаний, что такое ХВОЩ и т.д.)
- Какой частью речи являются эти слова? (это имена существительные)
- Докажите, что это имена существительные.
- Чем они похожи? Что ещё общего в них? (существительные ед. числа, с шипящими на конце).
- Ребята, давайте проведём наблюдение над словами МЕЧ и РЕЧЬ.
- … произнеси слово речь. Выдели последний звук. Дай характеристику последнему звуку. (Звук – согласный, глухой, непарный, шипящий, мягкий).
- … произнеси слово меч. Выдели последний звук. Дай характеристику последнему звуку. (Звук – согласный, глухой, непарный, шипящий, мягкий).
- Верно, звук [Ч,] – всегда мягкий.
- Но тогда почему в одном слове пишется Ь, а в другом – нет?
- Затрудняетесь ответить? От чего это зависит?
- Так что вы должны узнать сегодня на уроке?
(В каких случаях пишется Ь, а в каких – нет.)
- Правильно. Мы будем говорить о правописании Ь знака на конце имён существительных после шипящих. (Открываю тему, записанную на доске).
- Чему вы должны сегодня научиться? (Мы должны научиться узнавать, различать слова, в которых после шипящего пишется Ь).
5. Изучение нового материала.
- Поэтому давайте вновь обратимся к этим словам.
Предлагаю вам поработать в группах.
Карточка
1. Прочитайте слова.
2. Какие звуки слышатся на конце слов?
3. Определите род.
4. Распределите слова в два столбика по родам
6. Понаблюдайте, где пишется мягкий знак, где не пишется.
7. Сделайте вывод.
(В ходе обсуждения происходит “открытие” нового знания – мягкий знак после шипящих пишется на конце имен существительных только женского рода).
- Проверим, верны ли наши выводы? Откройте учебник на с.31 и прочитайте правило (про себя). Значит, Ь является ещё и показателем женского рода имён существительных.
- Кто может его повторить?
6. Физкультминутка
Называю имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если существительного женского рода, вы хлопаете ладонями над головой, если услышите существительное мужского рода, приседаете.
Слова: ёж, дичь, печь, мышь, кирпич, тишь, борщ, ералаш, ландыш, полночь, багаж.
7. Закрепление изученного материала.
-Замените одним словом, запишите слова в соответствии с правилом правописания Ь, определите род, подчеркните Ь.
• Чёрная птица, вестник наступающей весны (Грач)
• Футбольное соревнование (Матч)
• Предмет, на котором ездил Емеля (Печь)
• Без него не откроешь замок (Ключ)
• Его надевают в дождь (Плащ)
• Маленький ребёнок (Малыш)
• Добыча охотника. (Дичь)
• Середина ночи. (Полночь)
• Тихая безветренная погода. (Тишь)
• Мелкие деньги. (Мелочь)
Работа в парах.
Синяя карточка предлагает вам написать имена существительные в единственном числе. Выделить изученную орфограмму, определить род.
Врачи, товарищи, ночи, сторожа, силачи.
Красная карточка - подобрать к словам близкие по смыслу имена существительные с шипящими на конце, выделить орфограмму и указать род.
Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь.
Зелёная карточка - образовать от данных слов имена существительные в ед.ч., выделить орфограмму и указать род.
Врачевать, товарищеский, ночной, сторожит, сильный.
- Подумайте и возьмите ту карточку, задание которой вам понравилось больше.
(Выполнение и проверка работ).
- Проверять будем одновременно. Хотя вы выполняли разные задания, ответы должны получиться одинаковые.
- Какое первое имя существительное вы написали? Поднимите руки, у кого так же. Спросим у книги Знаний.
- А как вы написали это слово? А что нам скажет книга Знаний?
(Правильные ответы: врач, товарищ, ночь, сторож, силач).
- Кто выполнил задание без ошибок? Молодцы!
7. Обобщение.
- Ребята, что нового о правописании имен существительных мужского и женского рода вы узнали на уроке?
- Итак, когда на конце существительных после шипящих пишется Ь?
- В заключение мне хочется вам сказать, чтобы наука не была для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Поднимите соответствующую звёздочку:
1. Если было интересно и легко на уроке, возьмите жёлтую (самую яркую).
2. Если иногда были трудности, сомнения – розовую.
3. Если не разобрались в теме – голубую.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание мягкого знака у существительных с шипящим на конце.
Конспект урока по русскому языку. Тема:"Правописание мягкого знака у существительных с шипящим на конце."...
Конспект урока "Правописание мягкого знака у существительных с шипящими в конце слова".
Урок русского языка 4 класс...
Презентация по русскому языку в 3 классе "Мягкий знак в существительных после шипящих"
Современное обучение направлено не только на обеспечение учащихся определенной суммой знаний, но и на развитие их интеллектуальных, познавательных и созидательных способностей. Как сделать урок интере...
Карточка « Правописание мягкого знака в ИС на шипящий»
Задания по теме "Правописание мягкого знака в ИС на шипящий" котые помогут Вам разнообразить ваш урок....
Запоминалочка "Мягкий знак у существительных после шипящих"
Запоминалочка "Мягкий знак у существительных после шипящих"...
Урок русского языка по теме" Правописание мягкого знака у существительных после шипящих."
Технологическая карта занятия «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода»...
Презентация "Правописание мягкого знака у существительных после шипящих"
Презентация урока по теме "Правописание мягкого знака у существительных после шипящих"...