4 класс русский язык "Имя числительное"
материал по русскому языку (4 класс) на тему
исследовательская деятельность , русский язык .ОТСМ ТРИЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"21 век" Имя числительное" | 308.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ. ПОРЯДКОВЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ.
Цели
- ознакомление учащихся с именем числительным как частью речи;
- учить различать имена числительные среди других частей речи;
- определить понятия «число» и «имя числительное»;
- дать определение количественным и порядковым числительным;
- познакомить с постоянными признаками имен числительных.
Ход урока
- Организационный момент
Барометр настроения.
Посмотрите на экран . у нас 3 смайлика, у каждого разное настроение. Мы должны с вами настроиться на радость предстоящей работы. Выдохните все огорчения. У нас всё получится. Надеюсь, работать нам будет интересно.
- Тренинг Витрина . Постановка темы и цели урока.
Урок начало. Витрина.
Работаем с копилкой.
-я предлагаем поработать с копилкой слов . Тренинг «Витрина». Кипите у меня слово за меньшее количество вопросов.
Считать, ты, девять, карандаш, деревянный, вдалеке, он, быстрый, пенал, завтра, умножать, умный, парта, вычитать, досуха, вы,один.
-Я продавец вы покупатели. Я загадала слово. Покупайте его за меньшее число вопросов.
Отгадывают. (девять)
- За сколько вопросов вы сегодня купили это слово?
-Я загадала слово.(один)
- Догадайтесь о чем мы будем говорить сегодня?
-Это и есть тема нашего урока.
-при общем знакомстве с частями речи мы уже сталкивались с понятием числительных. Но более подробно о них мы не говорили. Опираясь на это поставьте цель нашего урока. (больше узнать об этой части речи).
3. Первичное введение нового материала . Исследование.
– Почему эту часть речи назвали числительным? (обозначает число)
Работа с копилкой слов.
- Я предлагаю провести небольшое исследование с числительными. Разделите их на группы.
Каждой группе выдается копилка слов.
(Два, четвертый, восемьдесят пять, тридцать, сорок один, шестой, семьдесят один, шесть, девятый, девяносто третий, восемь, сороковой, шестьдесят восемь, тридцать девятый, пятнадцать, восьмидесятый, двадцать четвертый, восемьдесят восьмой.)
Задание: разделите на группы.
(могут разделить на простое и составное; порядковые и количественные)
- Как разделили?
1 группа слов
- На какой вопрос отвечают эти числительные?
- Что они обозначают?
Часть речи — Количество — Сколько.
Это количественные числительные.
2 группа слов
-задайте вопрос к оставшимся числительным.
- На какой вопрос отвечают эти числительные?
- Что они обозначают?
Порядок — Какой.
Это порядковые числительные.
-и так все числительные можно было разделить на какие группы: К.П.. А вот они могут быть и кол. И порядковыми.
-Приведите примеры количественных числительных.
-Проведем аукцион. Назовите как можно больше количественных числительных.
Какие это числительные простые или составные?
Запишите в тетрадь 3 примера простых и 3 примера составных количественных числительных.
- Проведем аукцион. Приведите примеры порядковых числительных.
-Запишите в тетрадь 3 примера простых и 3 примера составных количественных числительных .
А теперь закрепим полученные знания.
4.Первичное закрепление
-Перед вами числа: 6,24,11 придумайте числительные: порядковые и количественные. Запишите на листке с заданием.
-Составьте с каждым из них словосочетание. Можно работать самостоятельно, можно группой. Запишите на листке с заданием.
-Составьте с каждым словосочетанием предложение и запишите уже в тетрадь.(частичная проверка)
- Для того, чтобы обобщить наши знания мы составим паспорт числительных: и количественных и порядковых.
5. Составление паспорта .
У каждого на парте 2 карточка с паспортами.(Нет значений) должны заполнить.
Элемент | Имя | Значение |
Имя числительное (количественное) | Вопросы Обозначение Постоянные признаки | Сколько? Количество предметов; Простое или составное. |
Элемент | Имя | Значение |
Имя числительное (порядковое) | Вопросы Обозначение Постоянные признаки | Какой? Порядок при счете. Простое или составное. |
Проверка . Паспорт остаётся у ребят.
6. Тренинг «Мои друзья»
-А теперь давайте поиграем. Возьмите карточки зеленого цвета с числительными. Игра «Мои друзья»
- Мои друзья все те числительные, у которых окончание –ый (первый, четвертый, пятый, девятый, десятый, двадцать первый.)
-Какие это числительные? (порядковые)
- Мои друзья все те числительные, у которых нулевое окончание? ( один, пять, шесть, пятнадцать, восемьдесят один, сорок.)
- какие это числительные? (количественные)
- Мои друзья все те числительные, у которых окончание –ой(второй, восьмой, шестой, седьмой)
-Какие это числительные? (порядковые)
- Мои друзья все те числительные, у которых окончание –о (сто, девяносто)
- какие это числительные? (количественные)
- Мои друзья все те числительные, у которых окончание –а(триста, четыреста)
- какие это числительные? (количественные)
-Какие окончания могут быть у порядковых числительных? ( -ый, -ой)
-Какие окончания могут быть у количественных числительных?( -и, -о, -а, нулевое)
7. Закрепление новых знаний. Контроль.
Самостоятельная работа (2 варианта).
В - 1.
Фамилия, имя_______________________________________
- Замени цифры порядковыми или количественными числительными. Вставь пропущенные буквы.
Мама св_рила (3) ___________ банки м__линового в__ренья. Пятница (5) ____________ день недели. У З__мли (1) ________ спутник. Алла ж__вет на (8) ______________ этаже.
- Замени цифры количественными числительными.
11_______________________________
3_______________
15_______________________________
9________________
В - 2.
Фамилия, имя_______________________________________
- Замени цифры порядковыми или количественными числительными. Вставь пропущенные буквы.
Артем наш__л (4) _____________ под__синовика. Среда (3) __________день недели. В г__ду (12) __________________ месяцев. Д__ректор ж__вет на (5) _____________ эт__же.
- Замени цифры количественными числительными.
10_______________________________
7_______________
19_______________________________
8________________
Работы сдают.
- Обобщение по уроку. Итог. Домашнее задание.
Что мы узнали о числительном ?
Достигли мы цели урока?
Найти как можно больше фразеологизмов с числительными.
- Оценка. Самооценка.
У вас на парте 3 смайлика выберите тот, который соответствует вашему настрою в конце урока и раскрасьте его :
-Зеленым цветом, если на уроке все удавалось.
- Красным цветом , если были ошибки.
-Желтым- если все удалось , но с помощью других.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка в 4 классе ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ.
Урок по программе "Step by step"/ Дети работают в центрах ативности, самостоятельно,в маршрутных листах, затем проверяют себя по ключу. Оценка их деятельности на каждом этапе урока....
Дидактические материалы для учащихся начальных классов «Помоги котенку» - Числительные
Помоги котенку "Числительные"- как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности....
Методическая разработка по русскому языку "Числительное" 4 класс
ТЕХНОЛОГИЯ: проблемное обучение ЦЕЛЬ УРОКА: открыть новое знание: имя числительное – часть речи, которая называет количество предметов или порядок при счете. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:Создать ус...
Задание для 4 класса по теме Числительные
Задание на повторение количественных и порядковых числительных....
Презентация к уроку русского языка 3 класс по теме "Числительное"
В материале представлены задания для закрепления темы "Числительное"...
Технологическая карта урока русского языка (3 класс). Тема: Имя Числительное. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: ознакомление с новой частью речи – именем числительным; формирование умения распознавать имена числительные, употребление их в речи.Планируемые результатыПредмет...
Разработка урока по русскому языку "Числительные"
Конспект урока разработан в помощь учителям, работающим по УМК "Начальная школа XXI века" 4 класс...