Русский язык и литературное чтение
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

Рабочая прогрмма

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_i_chtenie.doc379 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Статус документа

Рабочая программа по русскому языку для 1 класса разработана на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования второго поколения.(06 октября 2009 г.   N 373)

Примерной программы начального общего образования (Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова.) Москва. Просвещение 2011г.

 Примерной программы начального общего образования система учебников «Перспектива», «Сборник рабочих программ», Москва«Просвещение»,2011), предметная линия «Русский язык» ( авт. Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева)

Учебный комплект (Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Климанова Л.Ф., Романина В.И., Борейко Л.Н. Пропись 1. Рисуй, думай, рассказывай. Климанова Л.Ф. Пропись 2. Мой алфавит. Климанова Л.Ф. Пропись 3. Мой алфавит. Климанова Л.Ф., Желтовская Л.Я. Пропись 4. Пишу красиво)

Л.Ф. Климанова , С.Г. Макеева «Русский язык 1 класс»   издательство «Просвещение « Москва 2011г.

Планируемых результатов начального общего образования. ( Москва, Просвещение 2011г)

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, учебного плана общеобразовательного учреждения на 2014-2015уч.г.

Учебного плана МОАУ СОШ №1  на 2014-2015учебный год

Место предмета в базисном учебном плане На изучение русского языка отводится 165 часов в год (5 часов  в неделю),в том числе период обучения грамоте – 115 часов, русский язык – 50 часов.

Общая характеристика учебного предмета

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Задачи:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуникативных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач для достижения основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: подготовительного, основного и обобщающего.

Уже сами названия трех разделов азбуки — «Давайте знакомиться!», «АБВГДейка», «Про все на свете» — говорят о том, что дети не только обучаются первоначальному чтению и письму, но и вводятся в мир общения, чтобы осознать язык как важнейшее средство общения и познания окружающего мира. Изучение языка начинается со слова, которое в коммуникативно-речевых ситуациях рассматривается с разных сторон: смысловой (лексической), звуковой и графической — и выступает как составной элемент предложения.     

  1. Подготовительный этап («Давайте знакомиться!») начинается с курса общения. Его цель — ввести детей в мир общения, помочь установить контакты между ними, создать на уроке атмосферу доброжелательности, взаимопомощи и любви. Коммуникативно-речевые ситуации стимулируют развитие речи учащихся, побуждают детей к высказыванию своего мнения и суждения.

На уроках параллельно с устной речью начинает формироваться письменная речь: от ее предметно-практического уровня (жесты, мимика, пиктограммы и др.) к знаково-символическому и алфавитному, звукобуквенному письму.

Усвоение языка начинается с конкретных представлений о слове и его номинативной функции, о слове как имени человека, как названии предметов окружающего мира («Мы узнаем мир по именам»). Из слов, записанных с помощью пиктограмм, дети составляют предложения и тексты.

Постепенно слово, выступающее перед ребенком сначала со стороны значения (смысла), раскрывается для него со стороны звучания (звуковой формы). Вводятся модели слов, которые дают наглядное представление о взаимосвязи звуковой формы со значением слова. Привлечь внимание детей к звучанию слова помогают рифмовки, считалки, стишки с элементами звукоподражания, акцентирующие внимание на звуковой стороне слова.

Звуковой анализ проводится на всем диапазоне звуков русского языка. Изображение звуков в схемах мотивированно — оно фиксирует артикуляционно-произносительные особенности звуков речи: кружок символизирует свободное прохождение воздуха при произнесении гласных, а перекладинка и волнистая черта в кружочке говорят о препятствиях, возникающих при произношении согласных. Наряду с этим применяется акрофонический способ записи слов: каждый звук обозначается рисунком.

Умение общаться развивается у детей при изучении таких микротем, как «Общение в мире людей», «Общение в мире природы», «Общение с использованием знаков-посредников». Дети учатся различать устные и письменные формы общения, обращают внимание на слова как средства общения людей, учатся решать не только речевые, но и нравственные задачи в процессе общения.

Одновременно с азбукой дети работают с Прописью 1 «Рисуй, думай, рассказывай», которая готовит руку ребенка к письму, учит ориентироваться на рабочей строке, упражняться в развитии логического и ассоциативного мышления.

 2. Основной этап обучения. Учащиеся работают с материалом из второго раздела азбуки, который имеет одинаковое с ней название — «АБВГДейка». Продолжается развитие фонематического слуха детей, формируется действие звукового анализа слов, умение обозначать звуки буквами. Школьники обучаются первоначальному чтению и письму, закрепляют знания о слове и предложении, их структуре.

При обучении первоначальному чтению применяется все разнообразие аналитико-синтетических упражнений, представленных в игровой наглядно-образной форме.

Установка на чтение словами реализуется в материалах, подобранных с учетом универсальных принципов различения и узнавания буквенного состава слова и ориентированных на одновременно целостное и дифференцированное восприятие слова. Активно используются разные формы чтения: послоговое, целыми словами, темповое, интонационное, выразительное.

Развитию творческой самостоятельности учащихся способствуют разнообразные коммуникативно-речевые задачи, ставящие детей в ситуацию выбора учебного материала и заданий к нему. Это отвечает природе ребенка и развивает положительное отношение к учению. Вводится работа в парах (постоянного и переменного состава), которая предусматривает помощь в чтении отстающим детям со стороны более подготовленных. На уроках складываются условия для взаимообучения и интенсивного продвижения вперед каждого из учеников.

 «АБВГДейка» обеспечивает активную деятельность всех учащихся, имеющих различный уровень подготовки к школе. В самом начале учебника читающим детям предлагаются тексты для чтения.    Интерес ребят к чтению, к книге всемерно поддерживается: на страницах азбуки ребенок встречается с любимыми героями детских книг, знакомится с новыми произведениями.

Лексика «АБВГДейки» ориентирована на большую и разнообразную работу со словом. На простейших моделях учащиеся знакомятся с многозначными словами, синонимами, антонимами и омонимами, фразеологическими выражениями.

Значительное место отводится развитию речевых умений при составлении предложений и текстов. Систематическая работа со словом создает условия для формирования орфографических навыков и постижения образного языка художественных текстов.

При обучении письму вводится печатный шрифт, освоение которого способствует созданию у детей зрительно-двигательного образа буквы, благоприятно сказывается на ее усвоении. Однако основное внимание уделяется освоению письменного шрифта.

Дети осваивают правила русской графики, у них активно формируются первоначальные орфографические умения, отрабатывают навыки письма и орфографические умения в Прописях 1 и 2 , 3. Обобщающий (послебукварный) этап строится на материале третьего раздела азбуки «Про все на свете». Основная задача этого периода — закрепить навыки осознанного чтения, обеспечить переход от послогового чтения к чтению словами.
 Литературная часть азбуки ориентирована не только на развитие навыка чтения, но и на развитие умения понимать тексты разного типа: научные и художественные. Сопоставление этих текстов позволяет детям вести самостоятельные наблюдения над языком художественных произведений, употреблением слов в художественных текстах. «Литературные секреты», представленные в наглядно-образной форме, помогают детям почувствовать ритм, мелодию и образный язык художественных произведений. Имеются задания, стимулирующие литературное творчество детей, помогающие учителю строить уроки-диалоги, уроки общения читателя с писателем, книгой, ее героями.
  Параллельно с литературной частью азбуки закнчивается работа с Прописью 2 . Главное назначение пособия — закрепить каллиграфические и орфографические навыки.
 Систематизировать сведения о речи, языке, полученные в ходе обучения грамоте, и закрепить навыки устной и письменной речи — умение высказаться на тему разговора, ответить на вопрос, вступить в диалог и продолжить его, умение записывать слова, предложения и небольшие тексты — позволят новый учебник для 1 класса «Русский язык» (авт. Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева) и рабочая тетрадь.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию. С целью  достижения высоких результатов образования  в процессе реализации программы используются:

Формы организации   учебного процесса: работа в группах и  в парах, проектная работа, дидактические игры, дифференциация  процесса.

Элементы педагогических технологий: игровая, проблемное обучение, уровневая дифференциация, компьютерная.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-репродуктивный, проблемно-ситуативный, рассказ, объяснение, беседа и др.

Контроль и оценка планируемых результатов. Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

  • Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;
  • Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

  • Итоговый контроль   в формах

-тестирование;        

-практические работы;

-творческие работы учащихся;

-контрольные работы:

  • Комплексная работа по итогам обучения
  • Стандартизированная  контрольная работа.
  • Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

        Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио

В 1 классе предусматривается безотметочное обучение Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся по русскому языку осуществляется согласно уставу ОУ и Положению о порядке проведения аттестации обучающихся начальных классов.В конце учебного года предусмотрена тестовая контрольная работа по основным темам года и интегрированная проверочная работа.

Календарно – тематическое планирование

                                      Литературное чтение (обучение чтению)

 

п/п

Тема раздела и урока

Дата

Примечания

план

факт

 

Подготовительный этап обучения – (20 часов)

1

Знакомство с учебной книгой – «Азбукой». Мир общения (ч. 1, с. 3-5)

2

Мы теперь ученики. Книжки – мои друзья (с. 6-9)

3

Роль слова в устном речевом общении. Слова речевого этикета (слова вежливости) и их роль в общении (с. 10-11)

4

Номинативная функция слова. Слова – названия конкретных предметов и слова с обобщающими значениями (с. 12-13)

5

Помощники в общении: жесты, мимика, интонация (с. 14-17)

6

Помощники в общении: жесты, мимика, интонация. Общение без слов (с. 18-19)

7

Как понять животных? Язык животных, их движение, позы. Рассказы в картинках. (с. 20-23)

8

Разговаривают ли предметы? Слова и предметы (с. 24-27)

9

Предыстория письменной речи. Путешествие по городу (с. 28-29)

10

В цветочном городе. Знаки охраны природы (с. 30-33)

11

Как найти дорогу? Дорожные знаки (с. 34-37)

12

Оформление сообщений с помощью схем. Удивительная встреча. Звездное небо. Загадочное письмо(с. 38-41)

13

Мир полон звуков. Звуки в природе (с. 42-43)

14

Как звучат слова ? (с. 44-45)

15

Гласные и согласные звуки (с. 46-49)

16

Твердые и мягкие согласные (с. 50-51)

17

Звучание и значение слова (с. 52-53)

18

Слова и слоги. Ударение в слове (с. 54-57)

19

Слово и предложение (с. 58-61)

20

Повторение – мать учения (с.62-64)

 

Основной этап обучения – (64 часа)

21

 Звук [а] (с. 68)

22

Звук [о] (с. 69)

23

Звук [у] (с. 70)

24

Закрепление изученного о гласных звуках (с. 71)

25

Звук [и] (с. 72)

26

Звук [ы] (с. 73)

27

Звук [э] (с. 74)

28

Закрепление изученного о гласных звуках (с. 75)

29

Узелки на память (с. 76)

30

Узелки на память (с. 77)

31

Закрепление изученного

32

Звуки [м] и [м`] (с. 78)

33

Звуки [с] и [с`] (с. 79)

34

Звуки [н] и [н`] (с. 80)

35

Звуки [л] и [л`] (с. 81)

36

Чтение предложений и текстов. Игры со словами (с 82-83)

37

Звуки [т] и [т`] (с. 84-85)

38

Звуки [к] и [к`] (с. 86-87)

39

Упражнение в чтении. Игры со словами (с. 88-89)

40

Узелки на память (с. 90-91)

41

Звуки [р] и [р`] (с. 92)

42

Звуки [в] и [в`] (с. 93)

43

Звуки [п] и [п`] (с. 94-95)

44

Звуки [г] и [г`] (с. 96-97)

45

Парные по глухости-звонкости звуки [г] - [к], [г`] - [к`] (с. 98-99)

46

Упражнение в чтении. Игры со словами (с. 100-101)

47

Буква е в начале слова и после гласных (с. 102)

48

Буква ё в начале слова и после гласных (с. 103)

49

Обозначение мягкости согласных буквами е,ё. Чтение слов с буквами е, ё (с.104-105)

50

Чтение слов с изученными буквами  (с. 106-107)

51

Узелки на память. Игры со словами (с. 108-110)

52

Звуки [б] и [б`]. парные по глухости-звонкости звуки [б] - [п], [б`] - [п`]. (ч.2 с. 4-5)

53

Звуки [з] и [з`] (с. 6-7)

54

Парные по глухости-звонкости согласные звуки [з] - [с], [з`] - [с`]. Упражнения в чтении (с.8-9)

55

Повторение – мать учение (с.10-11)

56

Звуки [д], [д`]. Парные по глухости-звонкости согласные звуки [д] - [т], [д`] - [т`] (с. 12-13)

57

Звук [ж].правописание слов с буквосочетанием жи (с.14-15)

58

Мои первые книжки (с. 16-17)

59

Загадки слов. Веселые картинки (с. 18-21)

60

Узелки на память. Игры со словами (с. 22-23)

61

Буква я в начале слова и после гласных. Обозначение мягкости согласных с помощью буквы я (с.24-26)

62

Составление рассказа по картинкам.Игра вслова (с. 27-29)

63

Звуки [х], [х`] (с. 30-31)

64

Мягкий знак – показатель мягкости согласных (с. 32-33)

65

Звук [й`] (с. 34-37)

66

Буква ю в начале слова и после гласных (с. 38-39)

67

Обозначение мягкости согласных буквой ю. приговорки, игры, загадки, песенки (с. 40-43)

68

Узелки на память. Упражнение в чтении (с. 44-47)

69

Звук [ш]. Правописание слов с буквосочетаниями жи – ши (с. 48-49)

70

Звук [ч`]. Правописание слов с буквосочетаниями ча, чу (с. 50-51)

71

Звук [щ`]. Правописание слов с буквосочетаниями ча – ща, чу – щу (с. 52-53)

72

Чтение текстов о хлебе. Наблюдение над словами. (с. 54-55)

73

Звук [ц] (с. 56)

74

Звуки [ф], [ф`]. Парные по глухости-звонкости согласные звуки [в] - [ф], [в`] - [ф`] (с. 57-59)

75

Разделительные твердый и мягкий знаки (с. 60-63)

76

Узелки на память. Упражнение в чтении. Наблюдение над словами(с. 64-67)

77

Повторение – мать учения. Слово – это знак. Значение слова (с. 68-71)

78

Старинные азбуки буквари (с. 72-73)

79

По страницам старинных азбук (с. 74-75)

80

Читаем сами. Народная пословица (с. 76-77)

81

Обращение Л. Толстого к учащимся Яснополянской школы (с. 78)

82

Проверка читательских умений

83

Упражнения в чтении

Послебукварный период – 18 часов

84

Про все на свете (с. 80-81)

85

С чего начинается общение? (с. 82-83)

86

Умеет ли разговаривать природа? (с. 84-91)

87

Что, где, когда и почему? Удивительное рядом (с. 92-95)

88

Чтобы представить слово. Об обном и том же по-разному (с. 96-101)

89

Книга природы. Сравни и подумай (с. 102-105)

90

Большие и маленькие секреты. Волшебство слова. Считалки, сказки, загадки (с.106-117)

91

Семейное чтение (с. 118-126)

Календарно-тематическое планирование

Литературное чтение ( 40ч.)

п/п

Тема раздела и урока

Дата

Примечания

план

факт

Книги – мои друзья» (7ч.)

1

«Книги – мои друзья». С.Маршак. «Новому читателю». (Книга – читатель – мыслитель.)

2

«Как хорошо уметь читать» Загадки, пословицы о книге..Возникновение письменности.

3

«Как бы жили мы без книг?» С.Михалков. «Как бы жили мы без книг

4

Вн.чт.А.Барто.«Стали грамотными».С.Маршак. «Разговор с первым классом».Б.Заходер. «Живая азбука».

5

«Мои любимые писатели» . А.Пушкин. «Руслан и Людмила» (отрывок) – «У лукоморья дуб зелёный…». Любимый отрывок из сказки А.Пушкина

6

«Сказки К.Чуковского» Сказка К.Чуковского «Айболит».

Вн.чт. Книги К.Чуковского..

7

«Из книг К.Ушинского» К.Ушинский. «Худо тому, кто добра не делает никому»; «Из книг К.Ушинского». В.Осеева. «Мама принесла Тане новую книгу…»

«Радуга-дуга» 4ч.

8

«Пословица – мудрость народная» Загадки. Пословицы, поговорки.

9

«Песенки разных народов» Песенки народов разных стран.

10

Вн.чт. «Мы идём в библиотеку». Сборники загадок, пословиц, народных игр и словесных забав.

11

«Маленькие и большие секреты страны Литературии» «Шутки – минутки».

«Здравствуй, сказка!» 9ч.

12

«Узнай сказку» Г.Юдин. «Почему «А» первая».

13

«Узнай сказку» Т.Коти. «Катя и буквы».

14

«Сравни сказки» Н.Кончаловская. «Козлята». В.Лунин. «Волк». Т.Павлова. «Рассказ мудрой вороны» (по выбору).

15

«Сравни сказки» Вн.чт. Народные сказки. «Курочка Ряба». С.Маршак. «Курочка Ряба и десять утят».

16

«В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит!» «Лиса, заяц и петух». Русская народная сказка. Л.Пантелеев. «Две лягушки».

17

 «Сказки народов России» «Два лентяя» , «Заяц и черепаха».

18

«Сказки народов России» Вн.чт. «Мы идём в библиотеку». Сборники русских народных сказок.

19

«Лень до добра не доведёт» С.Михалков. «Сами виноваты».

20

«Маленькие и большие секреты страны Литературии» Представление о народной и авторской сказке

«Люблю всё живое» 8ч.

21

«Никого не обижай» В.Лунин. «Никого не обижай».3. Е.Благинина. «Котёнок».И.Токмакова. «Лягушки».

22

«Разговоры, разговоры, разговоры…» И.Токмакова. «Разговор синицы и дятла». В.Бианки. «Разговор птиц в конце лета».

Вн.чт. Произведения В.Бианки.

23

«Мы в ответе за тех, кого приручили» И.Пивоварова. «Всех угостила».С.Михалков. «Зяблик».

24

«Общение с миром природы» Н.Сладков. «Без слов».

25

«Обходиться добром со всяким» Вн.чт. «Мы идём в библиотеку». Произведения о животных.. Л.Толстой. «Обходиться добром со всяким», «Не мучить животных».

26

«Эй, не стойте слишком близко – я тигрёнок, а не киска!» С.Маршак. «В зоопарке». Б.Житков. «Вечер» Стихотворения о животных. Загадки о животных

27

«Маленькие и большие секреты страны Литературии» С.Маршак. «Волк и лиса». В.Берестов. «Лягушата».

28

Вн.чт. Произведения С.Я.Маршака.

«Хорошие соседи, счастливые друзья» 5ч.

29

«Когда мои друзья со мной» С.Михалков. «Песенка друзей»..Пословицы. А.Барто. «Сонечка».

30

«Нет друга – ищи, а нашёл – береги» Е.Пермяк. «Самое страшное».

31

«Нет друга – ищи, а нашёл – береги» В.Осеева. «Хорошее».Э.Шим. «Брат и младшая сестра». Вн.чт. Произведения о дружбе.

32

«Доброе слово лучше мягкого пирога» Стихотворения Е.Благининой, В.Лунина. М.Пляцковский. «Солнышко на память».

33

 «Маленькие и большие секреты страны Литературии» В.Сутеев. «Чей это гриб?». Л.Толстой. «Не лениться», «Косточка».

«Край родной, навек любимый» 6ч.

34

«Лучше нет родного края» П.Воронько. «Лучше нет родного края»А.Плещеев. «Весна»; И.Грабарь. «Март»

35

«Лучше нет родного края» Вн.чт. Стихи русских поэтов. С.Есенин. «Черёмуха».С.Дрожжин. «Пройдёт зима холодная…».

36

«Стихотворения русских поэтов о родной природе» Времена года: осень, зима. А.Пушкин. «За весной, красой природы…»;А.Плещеев. «Миновало лето…».

37

«Стихотворения русских поэтов о родной природе» И.Суриков. «Зима». «Четыре сестры». Сказка.А.Майков. «Ласточка»; Н.Сладков. «Первая ласточка».

38

«Родина любимая, что мать родимая» В.Берестов. «Любили тебя без особых причин…». Г.Виеру. «Сколько звёзд…»; Н.Бромлей. «Какое самое первое слово?».

39

«Родина любимая, что мать родимая» А.Митяев. «За что люблю маму.Л.Толстой. «Мальчик и отец».В.Берестов. «Стихи для папы».

40

«Мы идём в библиотеку» Вн.чт. «Мы идём в библиотеку». Произведения о Родине.

Календарно – тематическое планирование

Тема урока

Дата

Примечание

план

факт

Период обучения грамоте 120 ч.

1

«Твои новые друзья». «Дорога в школу». Подготовка к письму: ориентировка на рабочей строке, обведение по образцу.

02.09

2

Первое задание. На уроке. Что в центре круг? (с.5- 7)

3

Большие и маленькие. Сравни. (с.8 – 10 )

4

Каких цветов больше? Направление. Найди короткий путь. ( с.11 – 13)

5

Чем похожи? Где чей домик? ( с. 14 – 15)

6

Лото. Найди пару. (с.16-17)

7

У речки. Сколько? Столько. (с.18 -19)

8

Целое и часть. На компьютере. ( с.20 – 21)

9

Часть и целое. Целое из частей. ( с.22 – 23)

10

Головоломка. Овал. Элементы печатных букв А, Б. ( с.24 – 25)

11

В квартире. Веселые превращения. Элементы печатных букв В, Г. (с.26 – 27)

12

Сравни дома. В магазине одежды. Элементы печатных букв Д, Е. ( с.28 -29)

13

В походе. На отдыхе. Элементы печатных букв Ж, З. ( с. 30 -31)

14

На коньках. Контуры и силуэты. Элементы печатных букв И, К. ( с. 32 – 33)

15

На волнах. Морские путешествия. Элементы печатных букв Л, М. (с. 34 – 35)

16

На лугу. Мы рисуем. Элементы печатных букв Н, О. ( с. 36 – 37)

17

Под грибом. Сравни, подумай. Элементы печатных букв П, Р. ( с. 38 – 39)

18

Мы – спортсмены. Выбирай. Элементы печатных букв С, Т. ( с. 40 – 41)

19

Кто построил домики? Сравни и подумай. Элементы печатных букв У, Ф. ( с. 42 – 43)

20

Рассмотри и расскажи. В гости к бабушке. Элементы печатных букв Х,Ц. (с.44 – 45)

21

Распиши посуду. Наличники. Элементы печатных букв Ч, Ш. ( с. 46 – 47)

22

Расшитые полотенца. Лоскутное одеяло. Элементы печатных букв Щ, Ь, Ъ. (с. 48 – 49)

23

Прогулка в парк. Знаки в городе. Подбери пару. Разгадай секрет. Элементы печатных букв Э,Ю,Я. ( с. 50 – 53)

24

Подумай и сравни. В спортивном зале. Догадайся. Элементы письменных букв ( с.54 -57)

25

На велосипедах. Собери машину. Проверь себя. Подумай и сравни. Элементы письменных букв. ( с.58 – 61)

26

Буквы А, а. (ч.1, с.3 – 7)

27

Буквы О,о. ( с.8 -9)

28

Строчная буква у ( с. 10)

29

Заглавная буква У (с.11)

30

Проверочная работа.

31

Буквы И,и (с.12 – 13)

32

Буква ы (с.14)

33

Строчная буква э ( с.15)

34

Заглавная буква Э ( с. 16)

35

Закрепление изученного ( с.17)

36

Буквенная мозаика (с.18)

37

Пиши, да не спеши. (с19)

38

Закрепление изученного.

39

Проверочная работа.

40

Буквы М, м. (с. 20 – 21)

41

Буквы С,с ( с. 22 – 23)

42

Буквы Н,н. ( с.24 – 25)

43

Буквы Л,л. (с.26 – 27)

44

Закрепление изученного. (с. 28)

45

Закрепление изученного. (с.29)

46

Буквы Т, т. (с. 30 – 33)

47

Буквы К, к. (с. 34 – 35)

48

Загадки слов. (36 – 37)

49

Закрепление изученного (с. 38 – 39)

50

Буквенная мозаика. Пиши, да не спеши. (с. 40 – 41)

51

Буквы Р, р. (с.42 – 43)

52

Буквы В, в (с.44 – 45)

53

Буквы П,п (с.48 – 49)

54

Закрепление изученного (с. 46 – 47)

55

Буквы Г, г. ( с. 50 – 51)

56

Закрепление изученного. (с. 52)

57

Закрепление изученного (с. 53)

58

Буквы Е, е. (с. 54 – 55)

59

Повторение. Проверка знаний.

60

Буквы Ё,ё (с.56 – 57)

61

Письмо слов с буквами е, ё. (с.58 – 59)

62

Закрепление изученного.(с.60)

63

Закрепление изученного.(с.61)

64

Закрепление изученного. Буквенная мозаика. (с.62 – 63)

65

Буквы Б, б. Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными звуками б-п, б`- п`.  (ч.2, с.4 – 6)

66

Буквы З,з (с.7 -8)

67

Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными звуками з –с, з` - c`. (с.9)

68

Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными звуками. (с.10)

69

Буквы Д,д Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными звуками д – т, д` - т`. (с 12 -14)

70

Строчная буква ж. (с.15)

71

Заглавная буква Ж (с. 16)

72

Правописание слов с буквосочетанием жи (с. 17)

73-74

Закрепление изученного (с.18)

75

Буквенная мозаика (с.19)

76

Буквы Я, я (с. 20-21)

77

Закрепление изученного (с. 22-25)

78

Строчная буква х (с. 26)

79

Заглавная буква Х. Закрепление изученного (с. 27)

80

Буква ь. Правописание слов с мягким знаком показателем мягкости (с. 28-31)

81

Буквы Й, й (с. 32-35)

82

Буквы Ю, ю (с. 36-37)

83

Обозначение мягкости согласных буквой ю (с. 38)

84

Буквенная мозаика. Проверка знаний (с. 39)

85

Закрепление изученного (с. 39)

86

Буквы Ш, ш. Правописание слов с буквосочетаниями жи – ши (с. 40-43)

87

Буквы Ч, ч. Правописание слов с буквосочетаниям ча, чу (с. 44-45)

88

Буквы Щ, щ. Правописание слов с буквосочетаниями ча – ща, чу – щу (с. 46-47)

89

Упражнение в правописании слов с буквосочетаниями ча – ща, чу – щу ( с. 48)

90

Закрепление изученного (с. 49)

91

Буквы Ц, ц (с. 50-51)

92

Буквы Ф, ф. (с. 52-53)

93

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными [в] - [ф], [в`] - [ф`]

94

Буква ъ. Правописание слов с разделительными ъ и ь (с. 57-58)

95

Закрепление изученного (с. 54-56)

96

Закрепление изученного (с. 59-60)

97

Буквенная мозаика. Закрепление изученного. Проверка знаний (с. 61-63)

98

Отработка написания элементовбукв (рабочая тетрадь «Пиши красиво», с.3-7)

99

Отработка написания элементов букв – плавных линий с точкой (с. 8-9)

100

Отработка написания элементов букв – прямых линий с одним и двумя закруглениями и плавными линиями (с. 10-15)

101

Отработка написания элементов букв – прямых линий с петлей внизу (с. 16-17)

102

Отработка написания элементов букв – овалов и полуовалов (с. 20-21)

103

Отработка написания элементов букв – прямых линий с петлей вверху и внизу (с. 18-1

104

Отработка написания элементов букв. Кроссворд (с. 22-23)

105

Упражнение в написании букв (с. 24-25)

106

Отработка написания элементов букв(с. 26-29)

107

Отработка написания элементов букв (с. 30-33)

108

Отработка написания элементов букв (с. 34-35)

109

Отработка написания элементов букв (с. 36-39)

110

Отработка написания элементов букв. Правописание имен собственных (с. 40-43)

111

Отработка написания элементов букв. Правописание имен собственных, слов с буквосочетанием чк (с. 44-47)

112

Упражнение в написании букв. Обозначение мягкости согласных буквами е, ё, ю, я, и (с. 48-51)

113

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Правописание слов с разделительным мягким знаком, с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу (с. 52-56)

114

Правописание слов с разделительным твердым знаком (с. 57-61)

115

Проверочная работа

Русский язык  (49ч.)

1

Знакомство с учебником. В мире общения.

2

Главное средство общения – родной язык.

3

Словестное творчество.

4

Роль слова в общениие.

5-7

Слово и его значение.

8-10

Имя собственное.

11

Слова с несколькими значениями.

12

Слова, близкие по значению.

13

Слова, противоположные по значению.

14-15

Группы слов.

16

Слова, отвечающие на вопросы КТО? ЧТО?

17

Из старинных учебников.

18-19

Звуки и буквы.  Проверочное списывание №2

20

Алфавит.

21

Гласные звуки, обозначение их буквами.

22-23

Согласные звуки, обозначение их буквами. Проверочный диктант №3.

24-25

Слоги.

26-27

Деление слова для переноса.

28-29

Ударение.

30

Говори правильно.

31

Ударные и безударные гласные звуки Обозначение их буквами.

32-33

Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

34-35

 Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью букв Е, Ё, И,Ю,Я.

36-37

Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ,ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ.

38

Закрепление правописания буквосочетаний ЖИ-ШИ,ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

39-40

Разделительный мягкий знак.

41

Разделительный твердый знак.

42-43

Звонкие и глухие согласные звуки.

44

Диктант с грамматическим заданием.

45

Работа над ошибками.

46

От слов к предложению

47

Знаки препинания в конце предложения

48

От предложения к тексту.

49-50

От предложения к тексту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок. Русский язык+Литературное чтение 2 класс.Темы:"Способы проверки безударных гласных" и "Весна в творчестве поэтов"

На примерах стихотворений русских поэтов Блока А., Маршака С., Тютчева Ф., Плещеева дети учатся способам проверки безударных гласных. На уроке звучат стихи, предагаются интересные творческие задания....

Интегрированный урок русского языка, литературного чтения и изобразительного искусства. Тема:Склонение имен существительных. Винительный падеж. Осенний калейдоскоп.

Урок составлен по программе УМК "Школа России" для учащихся 4 класса. Цели урока:1.       Углублять знания детей об имени существительном как части речи. Познакомить...

Календарно-тематическое планирование 3 класс по программе "Гармония" (Русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, ИЗО, кубановедение).

Календарно- тематическое планирование составлено на основе программы "Гармония" для общеобразовательных учреждений. В русском языке и математике соблюдены все требования по колличеству контрольных руб...

Календарно-тематическое планирование 4 класс по программе "Гармония" (Русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, ИЗО, кубановедение).

Календарно-тематическое планирование 4 класса составлено по программе "Гармония" для общеобразовательных школ по: русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, технологии, ИЗО....

конспект интегрированного урока русский язык - литературное чтение 1 класс

конспект урока был разработан для 1 класса по УМК Свиридовой (система Занкова)....