русский язык, 4 класс
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Евглевская Вера Михайловна

Урок русского языка по теме: « Роль имен существительных в предложении и в речи . Многозначные слова, синонимы, антонимы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon russkiy-yazyik-4-klass.zip685.57 КБ

Предварительный просмотр:

                                            4 класс

Урок русского языка по теме: « Роль имен существительных в предложении и в речи . Многозначные слова, синонимы, антонимы»

                                         

     Цель: развитие личности ребенка на основе формирования учебной деятельности.

Задачи урока:

  Обучающие: обобщить полученные знания, применять их на практике, формировать устойчивый познавательный интерес  к предмету через формирование информационной компетентности.

   Развивающие: способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, развитию умения слушать и слышать друг друга, умения делать собственный выбор, творчески подходить к выполнению заданий, развивать желание больше узнавать по предмету.

  Воспитательные: способствовать воспитанию терпимости по отношению  друг к другу, формировать навыки коммуникативного характера.

                           Ход урока.

  1. Орг. момент. ( слайд 1)

         Учитель: Поговорим?

         Дети:      Поговорим.

        Учитель: О разном и о прочем.

         Дети:     О том , что в жизни хорошо:

        Учитель: и хорошо не очень.

         Дети:      Ведь что- то знаем мы:

        Учитель: А что-то мне известно.

        Дети:      Поговорим.

        Учитель: Поговорим.

        Все вместе: нам будет интересно!

Сегодня к нам на урок пришли гости. Я думаю, что наш урок будет интересным и познавательным. Я желаю вам продуктивной работы и взаимопонимания. А что вы пожелаете мне.

( запись в тетрадях даты. День недели).

  1. Актуализация знаний. (Слайд 2). Давайте хором прочитаем  

  стихотворение .  

                     Так же, как ручей журчит,

                     Наша речь всегда звучит.

                     Как прекрасна! Как жива!

                     Слышим мы ее слова:

                     Мама, дом, семья, отец,

                     Мячик, солнышко, скворец-

                     Это главное наследство,

                     Понимать должны мы с детства.

                     Будем мы родную речь

                     Изучать, любить, беречь!

 

   -А зачем нам нужно изучать, любить и беречь родной язык? 

  3. Проблемная ситуация. Постановка цели и задач урока.

  -  Какие виды письменной работы с текстом приходится вам выполнять? (Письмо диктантов, списывание, изложение, сочинение).                                                                                           -  С каким  видом  работы бывают проблемы? Почему? С чем бывают проблемы? (Повторы, неверное употребление слов, неумение точно сформулировать свою мысль).

- Каковы пути решения этой проблемы? (Расширять словарный запас, больше читать).  

 -Какие слова могут помочь? (Синонимы, антонимы, многозначные слова).

- Какую цель поставим перед собой на урок? (Выяснить, какую роль в речи    играют существительные - синонимы, антонимы и многозначные слова). На доску лист. Какие учебные задачи можно сформулировать?

       Задачи урока:

Что это за слова? 2. Где их найти? 3. Когда  и как их  использовать? На доску лист.

- Из чего состоит речь? (Из предложений). А из чего состоят предложения? (Из слов). Что такое лексика?( Лексика- раздел науки о языке, изучающий его словарный запас)

(Слайд3).

 4. Повторение знаний и формирование новых.

1).- Посмотрите на слайд.

(Слайд 4 картинка).

- Какое слово вы подберете? (Все варианты). Кто же прав? Почему? (Слайд 5  слова). Сформулируйте определение. (Слайд 6- синонимы). Опознавательные признаки. Отвечаем на все вопросы (задачи). Воин, солдат, боец, военнослужащий, защитник - синонимы.

2). - Посмотрите на слайд 7- первая картинка).

-Какое слово я хотела вам предложить? (Слайд 7- вторая картинка).

-Как назвать эти слова? Определение. Ответьте на вопросы задач. (Слайд 8- слова). День-ночь - антонимы.

3). - Посмотрите на слайд 9- слева картинка).  Слово. (Слайд9- картинка справа). Что можете сказать об этих словах?

(Слайд 10 - слова). Колокольчик - многозначное слово.

4). - Посмотрите на слайд (11- по очереди 4 картинки). Что же это за слова? (Часть речи одна и та же, звучат и пишутся одинаково,  но по лексическому значению совершенно разные. Формулировка. Ключ - 3 значение многозначного слова, так как по форме схожи, а ключ в значении родник с предыдущими  не имеет ничего общего. Это - омоним. слайд (12)

5). - Посмотрите на слова. (Слайд13- Отметка, лентяй, кисть). Какое задание предложите выполнить?

 - Сначала подберем синонимы к словам. Запишем.

Отметка - оценка (синонимы), 

лентяй - лодырь - тунеядец - бездельник – трутень

- Затем подбираем антонимы

 лентяй - трудяга - работяга - трудоголик - пахарь

-кисть: 1).ягод, 2).малярная, 3).украшение на портьерах, на шапочке (многозначное), кисть - часть руки (омоним). 

-Скажите, а что нужно делать , чтобы обогащать свою речь?(читать)

-Читает ли кто-нибудь из вас словари? Какие? Почему?

-Полезное ли это дело - чтение словарей? Давайте узнаем мнение одного французского поэта. (Слайд 14)

  5. Работа с учебником

 Упр.109., стр. 90. Чтение задания текста. Вывод. Главная мысль сформулирована в тексте: каждый культурный человек постоянно обращается к словарю. Давайте считать эту мысль эпиграфом к сегодняшнему уроку. Какие пословицы о чтении вы знаете? (Кто много читает - тот много знает).

-О чем говорит звездочка справа над словом "филологической"? (Нужно узнать значение этого слова, обратиться к словарю.) - Учебник, стр. 137. Чтобы найти значение слова ФИЛОЛОГИЯ вы пользовались каким словарём? (Толковым словарём). Почему он так называется? Филология - совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве.

   6. Работа со словарями.

    Находим значение слова поле. ( в  каждом словаре заранее сделана закладка на слове поле)

  - А сейчас послушайте диалог о словарях

 (Читают двое детей по ролям)

         Сколько разных словарей?

         Сколько в комнате дверей?

         Или пальцев на руках?

         Или тучек в облаках?

         Сколько в городе домов?

         45 иль сто томов?

        Очень много их на свете,

        И не нужно их считать -

        Интересней их читать!

        Словари есть лингвистические,

        Словари есть поэтические

        И, конечно, не забудьте -

        Словари энциклопедические!

        Давайте подружимся со Словарём

        И будете знать вы всё обо всём!

                                                     В.В. Васильева.

     7.Поиграем в игру . Игра "Отгадай словарь".

А). "Моё назначение объяснять, что означают слова. Самый большой из нас имеет 17 томов, в нем толкуются значения 120 тысяч слов". (Слайд 15 - по очереди). Его назначение. (Толковый словарь).

Б). "Благодаря мне можно избежать повторения одного и того же слова, сделать речь точной, выразительной". (Слайд 16- по очереди). Его назначение. (Словарь синонимов).

В). "Моя словарная статья начинается парой слов, которые являются одной частью речи, но эти слова противоположны по значению". (Слайд 17 - по очереди). Его назначение. (Словарь антонимов).

8.Работа в парах.

-Какие еще словари вы знаете? Их назначение. Умеете ли вы работать со    словарями? Хочу предложить вам самостоятельную работу. Игра называется "Компетентность". Каково лексическое значение этого слова? ( (Осведомленность в какой-либо области). (Слайд 18)..Вместо точек вставляем нужное слово и доказываем        

 из какого словаря статья и почему. (Слайд 19- ответы).

( словарь синонимов, толковый, антонимов)

    9. Запишем предложение.

Осень нарядила в золотые одежды леса, в траве ярко горят алые ягодки брусники. Какое это предложение? Доказать. Составить схему.

  ( Это предложение сложное, т к в нем две грамматические основы)

- Какие интересные слова вы заметили в этом предложении?

   ( Золотые и горят –многозначные слова)

Придумайте словосочетания:

    Золотая монета( из золота), золотая осень ( желтого цвета), золотые

    руки ( прекрасные, умелые ), золотая пора  детства ( счастливая).

                        Горят поленья

               (уничтожаются огнем),    лампочка горит( светится), больной горит (высокая температура), щеки горят ( красные от прилива крови), горят глаза ( блестят от радости), горит на работе ( отдает все силы), горит путевка или план на работе ( грозит невыполнение), обувь горит (быстро изнашивается).

 Запишите понравившиеся 3 словосочетания:

1 вариант- со словом золотой.

2 вариант- со словом горят.

5. Домашнее задание:

Используя толковый словарь, определи, каких слов больше в тексте: однозначных или многозначных.

  Бежал краб по песчаному дну. Остановился. Задумался. Что-то неудобно стало в старой одежде. Пора её сбросить. Ведь за новым панцирем в магазин не идти. Сам вырастет. Напрягся краб, приподнял жёсткую крышку, продвинул в узкую щель тело. Дёрнулся неосторожно, и длинная нога сломалась. Не беда. Вырастет новая нога.

                                         ( М.Жилин).

6.Рефлексия. Слайд 20.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку класс

Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку 3 класс. Задания и ключ для проверки олимпиадных заданий...

Предмет: Русский язык. Класс: 2-й класс. Тип урока: урок развития умений и навыков.

Образовательные: формировать представления о лексическом значении слова как об обязательном значении любого слова в языке; о том, что слова могут сочетаться или не сочетаться друг с другом.Формировать...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Предмет: Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.

Цель урока:  отрабатывать умение распознавать имена существитель­ные 1 -го и 2-го склонения, познакомить с системой окончаний имён существительных 2-го склонения....