русский язык, 4 класс
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
Урок русского языка по теме: « Роль имен существительных в предложении и в речи . Многозначные слова, синонимы, антонимы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy-yazyik-4-klass.zip | 685.57 КБ |
Предварительный просмотр:
4 класс
Урок русского языка по теме: « Роль имен существительных в предложении и в речи . Многозначные слова, синонимы, антонимы»
Цель: развитие личности ребенка на основе формирования учебной деятельности.
Задачи урока:
Обучающие: обобщить полученные знания, применять их на практике, формировать устойчивый познавательный интерес к предмету через формирование информационной компетентности.
Развивающие: способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, развитию умения слушать и слышать друг друга, умения делать собственный выбор, творчески подходить к выполнению заданий, развивать желание больше узнавать по предмету.
Воспитательные: способствовать воспитанию терпимости по отношению друг к другу, формировать навыки коммуникативного характера.
Ход урока.
- Орг. момент. ( слайд 1)
Учитель: Поговорим?
Дети: Поговорим.
Учитель: О разном и о прочем.
Дети: О том , что в жизни хорошо:
Учитель: и хорошо не очень.
Дети: Ведь что- то знаем мы:
Учитель: А что-то мне известно.
Дети: Поговорим.
Учитель: Поговорим.
Все вместе: нам будет интересно!
Сегодня к нам на урок пришли гости. Я думаю, что наш урок будет интересным и познавательным. Я желаю вам продуктивной работы и взаимопонимания. А что вы пожелаете мне.
( запись в тетрадях даты. День недели).
- Актуализация знаний. (Слайд 2). Давайте хором прочитаем
стихотворение .
Так же, как ручей журчит,
Наша речь всегда звучит.
Как прекрасна! Как жива!
Слышим мы ее слова:
Мама, дом, семья, отец,
Мячик, солнышко, скворец-
Это главное наследство,
Понимать должны мы с детства.
Будем мы родную речь
Изучать, любить, беречь!
-А зачем нам нужно изучать, любить и беречь родной язык?
3. Проблемная ситуация. Постановка цели и задач урока.
- Какие виды письменной работы с текстом приходится вам выполнять? (Письмо диктантов, списывание, изложение, сочинение). - С каким видом работы бывают проблемы? Почему? С чем бывают проблемы? (Повторы, неверное употребление слов, неумение точно сформулировать свою мысль).
- Каковы пути решения этой проблемы? (Расширять словарный запас, больше читать).
-Какие слова могут помочь? (Синонимы, антонимы, многозначные слова).
- Какую цель поставим перед собой на урок? (Выяснить, какую роль в речи играют существительные - синонимы, антонимы и многозначные слова). На доску лист. Какие учебные задачи можно сформулировать?
Задачи урока:
Что это за слова? 2. Где их найти? 3. Когда и как их использовать? На доску лист.
- Из чего состоит речь? (Из предложений). А из чего состоят предложения? (Из слов). Что такое лексика?( Лексика- раздел науки о языке, изучающий его словарный запас)
(Слайд3).
4. Повторение знаний и формирование новых.
1).- Посмотрите на слайд.
(Слайд 4 картинка).
- Какое слово вы подберете? (Все варианты). Кто же прав? Почему? (Слайд 5 слова). Сформулируйте определение. (Слайд 6- синонимы). Опознавательные признаки. Отвечаем на все вопросы (задачи). Воин, солдат, боец, военнослужащий, защитник - синонимы.
2). - Посмотрите на слайд 7- первая картинка).
-Какое слово я хотела вам предложить? (Слайд 7- вторая картинка).
-Как назвать эти слова? Определение. Ответьте на вопросы задач. (Слайд 8- слова). День-ночь - антонимы.
3). - Посмотрите на слайд 9- слева картинка). Слово. (Слайд9- картинка справа). Что можете сказать об этих словах?
(Слайд 10 - слова). Колокольчик - многозначное слово.
4). - Посмотрите на слайд (11- по очереди 4 картинки). Что же это за слова? (Часть речи одна и та же, звучат и пишутся одинаково, но по лексическому значению совершенно разные. Формулировка. Ключ - 3 значение многозначного слова, так как по форме схожи, а ключ в значении родник с предыдущими не имеет ничего общего. Это - омоним. слайд (12)
5). - Посмотрите на слова. (Слайд13- Отметка, лентяй, кисть). Какое задание предложите выполнить?
- Сначала подберем синонимы к словам. Запишем.
Отметка - оценка (синонимы),
лентяй - лодырь - тунеядец - бездельник – трутень
- Затем подбираем антонимы
лентяй - трудяга - работяга - трудоголик - пахарь
-кисть: 1).ягод, 2).малярная, 3).украшение на портьерах, на шапочке (многозначное), кисть - часть руки (омоним).
-Скажите, а что нужно делать , чтобы обогащать свою речь?(читать)
-Читает ли кто-нибудь из вас словари? Какие? Почему?
-Полезное ли это дело - чтение словарей? Давайте узнаем мнение одного французского поэта. (Слайд 14)
5. Работа с учебником
Упр.109., стр. 90. Чтение задания текста. Вывод. Главная мысль сформулирована в тексте: каждый культурный человек постоянно обращается к словарю. Давайте считать эту мысль эпиграфом к сегодняшнему уроку. Какие пословицы о чтении вы знаете? (Кто много читает - тот много знает).
-О чем говорит звездочка справа над словом "филологической"? (Нужно узнать значение этого слова, обратиться к словарю.) - Учебник, стр. 137. Чтобы найти значение слова ФИЛОЛОГИЯ вы пользовались каким словарём? (Толковым словарём). Почему он так называется? Филология - совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве.
6. Работа со словарями.
Находим значение слова поле. ( в каждом словаре заранее сделана закладка на слове поле)
- А сейчас послушайте диалог о словарях
(Читают двое детей по ролям)
Сколько разных словарей?
Сколько в комнате дверей?
Или пальцев на руках?
Или тучек в облаках?
Сколько в городе домов?
45 иль сто томов?
Очень много их на свете,
И не нужно их считать -
Интересней их читать!
Словари есть лингвистические,
Словари есть поэтические
И, конечно, не забудьте -
Словари энциклопедические!
Давайте подружимся со Словарём
И будете знать вы всё обо всём!
В.В. Васильева.
7.Поиграем в игру . Игра "Отгадай словарь".
А). "Моё назначение объяснять, что означают слова. Самый большой из нас имеет 17 томов, в нем толкуются значения 120 тысяч слов". (Слайд 15 - по очереди). Его назначение. (Толковый словарь).
Б). "Благодаря мне можно избежать повторения одного и того же слова, сделать речь точной, выразительной". (Слайд 16- по очереди). Его назначение. (Словарь синонимов).
В). "Моя словарная статья начинается парой слов, которые являются одной частью речи, но эти слова противоположны по значению". (Слайд 17 - по очереди). Его назначение. (Словарь антонимов).
8.Работа в парах.
-Какие еще словари вы знаете? Их назначение. Умеете ли вы работать со словарями? Хочу предложить вам самостоятельную работу. Игра называется "Компетентность". Каково лексическое значение этого слова? ( (Осведомленность в какой-либо области). (Слайд 18)..Вместо точек вставляем нужное слово и доказываем
из какого словаря статья и почему. (Слайд 19- ответы).
( словарь синонимов, толковый, антонимов)
9. Запишем предложение.
Осень нарядила в золотые одежды леса, в траве ярко горят алые ягодки брусники. Какое это предложение? Доказать. Составить схему.
( Это предложение сложное, т к в нем две грамматические основы)
- Какие интересные слова вы заметили в этом предложении?
( Золотые и горят –многозначные слова)
Придумайте словосочетания:
Золотая монета( из золота), золотая осень ( желтого цвета), золотые
руки ( прекрасные, умелые ), золотая пора детства ( счастливая).
Горят поленья
(уничтожаются огнем), лампочка горит( светится), больной горит (высокая температура), щеки горят ( красные от прилива крови), горят глаза ( блестят от радости), горит на работе ( отдает все силы), горит путевка или план на работе ( грозит невыполнение), обувь горит (быстро изнашивается).
Запишите понравившиеся 3 словосочетания:
1 вариант- со словом золотой.
2 вариант- со словом горят.
5. Домашнее задание:
Используя толковый словарь, определи, каких слов больше в тексте: однозначных или многозначных.
Бежал краб по песчаному дну. Остановился. Задумался. Что-то неудобно стало в старой одежде. Пора её сбросить. Ведь за новым панцирем в магазин не идти. Сам вырастет. Напрягся краб, приподнял жёсткую крышку, продвинул в узкую щель тело. Дёрнулся неосторожно, и длинная нога сломалась. Не беда. Вырастет новая нога.
( М.Жилин).
6.Рефлексия. Слайд 20.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.
Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....
РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...
Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку класс
Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку 3 класс. Задания и ключ для проверки олимпиадных заданий...
Дистанционный урок по русскому языку класс
Задание к уроку...
Предмет: Русский язык. Класс: 2-й класс. Тип урока: урок развития умений и навыков.
Образовательные: формировать представления о лексическом значении слова как об обязательном значении любого слова в языке; о том, что слова могут сочетаться или не сочетаться друг с другом.Формировать...
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...
Предмет: Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.
Цель урока: отрабатывать умение распознавать имена существительные 1 -го и 2-го склонения, познакомить с системой окончаний имён существительных 2-го склонения....