конспект занятия внеурочной деятельностью по теме "Фразеологические обороты"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему

Ярмушкина Нина Германовна

конспект занятия внеурочной деятельностью по теме  "Фразеологические обороты" поможет учителю или воспитателю ГПД  пополнить словарный запас учащихся, интересно провести занятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frazeologizmy.docx33.41 КБ

Предварительный просмотр:

I.Организационный момент.        

II. Сообщение темы и цели  занятия.

Начинаем наше занятие.

Если вы не будете витать в облаках и хлопать глазами, то не успеете глазом моргнуть, как оно закончится.

Кто понял, что я сказала?

Что означают эти выражения?

Витать в облаках

Хлопать глазами

Не успеете глазом моргнуть

Как называются эти выражения? Вспомните, что такое фразеологизмы.

( устойчивые сочетания слов в языке).

Подберите фразеологизмы, которые подскажут вам, как нужно работать на занятии?

Работать, засучив рукава

Зарубить себе на носу

Не ударить лицом в грязь.

Сформулируйте тему нашего занятия.

Для чего нужно изучать фразеологизмы? (они помогают говорить метко, ярко; способствуют развитию логического мышления)

- Чем больше вы сегодня узнаете и запомните фразеологизмов, тем выразительнее и интересней станет ваша речь.

Русский язык богат фразеологическими оборотами, но в речи, мы используем их очень мало.

 Фразеологические обороты украшают речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.

Задание №1

Найдите в тексте  фразеологизмы, попробуйте их заменить (где это возможно обычными словами или словосочетаниями).

         Мой друг Саша живет в двух шагах от моего дома. Мы с ним – не разлей вода. У Саши золотые руки, он сам сможет смастерить скворечник и починить сломавшуюся игрушку. А наша учительница говорит, что у Саши светлая голова, ведь учится мой друг на одни пятерки. Саша никогда не закрывает глаза  на чужую беду, всей душой старается помочь в трудную минуту. Как хорошо, что у меня есть такой друг!

Задание № 2

Вместо точек вставь нужное слово.

         Как  … на голову (снег, дождь, град), как … вода (с курицы, с утки, с гуся), убить … зайцев (трех, двух, трех), … соли съесть (пуд, фунт, килограмм), выеденного … не стоит (огурца, яйца, яблока), как за … стеной (деревянной, глиняной, каменной), сказка про … бычка (белого, черного, рыжего), как лист … дрожит (березовый, кленовый, осиновый).

Вывод: -  «Зачем нужны фразеологизмы?»

(обогащают нашу речь, делают ее более образной).

  -    « Каждый фразеологизм имеет историческое начало.

3. Знакомство с фразеологическим словарем.

а) «Учитель показывает хорошо иллюстрированный фразеологический словарь.

*  «Спустя рукава, как за каменной стеной, без царя в голове…»                                Спросить у ребят, что изображено на рисунке и какое значение имеет данный фразеологизм.

 *  «Без царя в голове…»

- выражение является производным от пословицы:                                                                       « У  каждого есть свой царь в голове» – это и ум, и мысли, и соображение. «Без царя в голове…» - все равно, что без ума в голове.

*  «Как за каменной стеной»

Вывод:

Подготовленные учащиеся раскрывают исторический смысл своего изображенного на  рисунке фразеологизма  (обобщают ответы ребят).

Задание № 4

Посмотрите на рисунки (распечатка из дидактического материала) и вспомните известные вам фразеологизмы. Напишите их.

Медведь на ухо наступил (нет слуха); спустя рукава (плохо с ленцой); как с гуся вода ( не слушает, все нипочем); купить кота в мешке (незнамо что); кот наплакал (нет ничего); как рыба в воде;

корова языком слизала (исчезло); тянуть кота за хвост (время растрачивать даром, впустую); как собаке пятая нога и др.

Задание № 3.(дополнительно)

Подберите к словам в левом столбике фразеологизмы из правого столбика. Напишите их.

1.исчезнуть                    1.сломя голову

2.обдумать                     2.водой не разольешь

3. постепенно                3. спустя рукава

4. неторопливо, вяло     4.чудеса в решете

5. проучить, наказать    5. как сквозь землю провалиться

6. сплетничать               6.пораскинуть умом

7. необыкновенно         7. как сонная муха

8. небрежно                   8. чесать языком

9. стремительно            9.шаг за шагом

10. неразлучны             10. показать, где раки зимуют

  1. Этап «Операций».

Отгадайте фразеологическую загадку:

Его вешают, приходя в уныние;

Его задирают, зазнаваясь;

Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос).

  1. Итак, следующее задание «Доскажи до конца».

                              Дружнее этих слов – ребят

                              На свете не найдешь.

                              О них обычно говорят:

                              Водой не разольёшь.

                             Товарищ твой просит украдкой

                             Ответы списать из тетрадки.

                             Не надо! Ведь этим ты другу

                             Окажешь медвежью услугу.

                             Мы исходим городок

                             Буквально вдоль и поперек

                             И так устали мы в дороге

                             Что еле волочили ноги.

Оказывается, у некоторых фразеологизмов другая история роисхождения. При выполнении следующего задания вам предстоит выяснить, из каких профессий в нашу речь пришли некоторые фразеологизмы.

  1. Прочитайте фразеологизмы в первом столбике, найдите лишний, объясните почему.

Прочитайте фразеологизмы во втором столбике, найдите лишний.

          Рукой подать                        Черепашьим шагом

В двух шагах                        Повернуться негде

Со всех ног                            Яблоку негде упасть

Быть под боком                 Как сельдей в бочке

(Учитель подчеркивает названные фразеологизмы.)

       Сравните два фразеологизма. Что можете о них сказать? С каким явлением русского языка встретились? (Антонимия).

  1. Этап творчества.

Сегодня мы с вами выполним очень интересное задание, напишем сочинение-миниатюру, используя в нем фразеологизмы, которые встретились на уроке.

         

Посмотрите на картинку и попробуйте догадаться, по какой теме?

Но сначала послушайте, как один ученик предложил свой вариант ответа:

                галошааа

                        Мне сказали, что Алёша

                На уроке сел в галошу!

                Я ответил: «Это ложь!

                Нет таких больших галош!»

   

Правильно ли рассуждал мальчик? Почему?

 Когда так говорят - сесть в галошу? Предлагаю вам назвать мальчика Алёша, и тогда сочинение будет называться «Как Алеша сел в галошу». (Учитель открывает плакат с названием сочинения).

Работу вы будете выполнять индивидуально, но у каждого своё задание:

- ребята из первой группы попробуйте написать сочинение, используя фразеологизмы из предложенной карточки:

  1. Ребята в пятом классе тоже писали сочинения на эту тему. Я вам прочитаю одно из сочинений, а вы попробуйте сосчитать все фразеологизмы и некоторые запомнить.

«Как Алеша сел в галошу

Вчера Алеша бил баклуши и не приготовил домашнее задание. Сегодня его спросили на уроке английского языка. Понурив голову, Алеша пошел к доске. Он готов был провалиться сквозь землю. А Алеше было так стыдно, что в жар бросало. Он прятал взгляд от учительницы. «Надо браться за ум! – решил Алеша. – Не буду больше на уроках ворон ловить. Я должен знать английский язык назубок!».

Итог: Нужно найти себе пару и назвать ему запомнившийся фразеологизм. Тот должен объяснить значение

VI.Конкурс «Домашнее задание»

Ведущий: Следующий конкурс творческий. Проверим, как вы справились  с домашним заданием. Команды должны были сочинить сказку с использованием фразеологизмов (во весь дух, яблоку негде упасть, душа в пятки ушла,  маковой росинки во рту не было, как сыр в масле катался, водить за нос, белая ворона)  и инсценировать её.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Конспект занятия внеурочной деятельности по теме: "О хорошем и плохом"

Цели: формировать представления учащихся о положительных качествах, как достоинстве человека.По курсу Л.В. Мищенковой Уроки нравственности, или «Что такое хорошо, и что такое плохо» 1...

Конспект занятия внеурочной деятельности "Мир вокруг нас". Тема занятия: "Зимний дворец"

Конспект содержит подробное описание проведения занятия по теме "Зимний дворец" в 3в классе в школе для детей с нарушением слуха....

Конспект занятия внеурочной деятельности по теме "Пластилинография. Сова".

Конспект занятия внеурочной деятельности "Мир творчества" по теме "Пластилинография. Сова"....

Конспект занятия внеурочной деятельности «Курсковедение» тема " Курск в годы Великой Отечественной войны"

Конспект занятия разработанный в рамках программы "КУрсковедение" с использованием рабочей тетради. Данный конспект может быть использован для проведения внеклассного мероприятия, посвященно...

Конспект занятия внеурочной деятельности на тему "Числовые головоломки"

Конспект занятия внеурочной деятельности на тему "Числовые головоломки"...