Разработки уроков по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (3, 4 класс) по теме
Разработки уроков по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartochki.docx | 14.85 КБ |
prezentatsiya1.pptx | 67.27 КБ |
urok_russkiy_yazyk.docx | 24.56 КБ |
karty_narechie.doc | 98 КБ |
narechiya.ppt | 197 КБ |
narechiya1.ppt | 1.02 МБ |
urok_narechiya.doc | 50 КБ |
nachalo_teksta.doc | 47 КБ |
prezentatsiya1.ppt | 33.5 КБ |
zadanie.doc | 31.5 КБ |
1_gruppa.doc | 45 КБ |
10.10_o-yo_posle_shipyashchih.doc | 36.5 КБ |
14.10_mestoimenie_ih_rol_v_rechi.docx | 23.57 КБ |
morfologicheskiy_razbor.docx | 20.28 КБ |
neproiznosimye_soglasnye.docx | 22.83 КБ |
tablitsa-pomoshchnik_po_russkomu._nach._shk.doc | 38.5 КБ |
uprazhneniya_po_teme_glagol.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Формула успеха СТАРАНИЕ+ ВНИМАНИЕ + СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ= УСПЕХ
Алгоритм « Как не ошибиться» Определить часть речи. Вспомнить правило.
Проверь себя н очь много дач напрочь н евмочь замуж плющ н ет туч дичь из груш г араж гореч ь нет сокровищ н астежь пригож молодежь п рячь мощь мажь
Составьте и запишите предложения из данных слов 1.по, малыш(?), берегу, бегал, реки. 2.холодный, овраге, ключ(?), в, шумит. 3.на, веселилась, площадке, молодёж (?). 4.плащ(?), от, защитил, дождя, меня. 5.отец, багаж(?), вещи, в, сдал.
Предварительный просмотр:
Русский язык. 4 класс. УМК «Начальная школа XXI века».
Тема: «Мягкий знак на конце слов после шипящих».
БОУ «СОШ №29» ст. Новотитаровская
Учитель Лощакова Светлана Ивановна
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- воспитывать любовь к русскому языку, уважение друг к другу;
- формировать навыки контроля и самоконтроля.
Метапредметные УУД:
Коммуникативные:
- развивать навыки сотрудничества в группах.
Регулятивные:
- развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать;
- развивать умение аргументировать, доказывать.
Познавательные:
- использовать предметные знания в модельной ситуации;
- формирование познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
Предметные УУД:
- обеспечить усвоение написания мягкого знака на конце слов после шипящих.
Ресурсы: презентация, карточки
Этапы урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты УУД |
Организаци- онный момент. | -Здравствуйте, уважаемые ребята! Поприветствуем гостей. Садитесь. Желаю вам удачи на уроке! -Чтобы быть успешным на уроке, отгадайте формулу успеха. Добавьте нужные слова в формулу. Сегодня мы работаем в группах, и вы должны помнить правила работы в группе. Ваш успех будет зависеть не только от знаний, но и от умения работать вместе! | Создание позитивного настроя на урок. Слайд № 1,2 | Настрой на успешную работу. Повторяют правила работы в группе. | Личностные УУД: Формирование интереса (мотивации) к учению. |
Определение детьми темы урока | -Откройте рабочие тетради и запишите дату. Запишем словарь (матч, товарищ, пейзаж, финиш, карандаш, замуж, молодежь, свеж, мелочь, могуч, съешь) -Взаимопроверка, обменялись тетрадями и проверили работу соседа. -Вернемся к словарю. Скажите, что связывает все эти слова. Как можно сформулировать тему нашего урока. (Мягкий знак после шипящих на конце слов) -Вспомните самостоятельные части речи. Групповая работа. -Каждой группе достанется часть речи, вы должны определить правила соответствующие данной теме. Дети высказывают свое мнение. -Хорошо, скажите, а как работали ребята в вашей группе? -Итак, давайте сравним ваши предположения с учебником. С.78. -Соответствуют ваши ответы? Все ли написано у вас верно? -В чем причина неудачи? | Создание проблемной ситуации | Предлагают варианты ответов. Доказывают свой выбор. Формулируют тему урока. Работа в группе. Формулировка правил. | Личностные УУД: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, группировать, находить закономерности. Самостоятельно делать выводы. Коммуникативные УУД: Работа в группе. Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. |
Постановка учебной задачи Составление алгоритма. | - Что необходимо сделать, чтобы не ошибиться в правописании Ь на конце слов после шипящих? Давайте составим алгоритм « Как не ошибиться» 1. Определить часть речи. 2. Вспомнить правило. | Создание проблемной ситуации. Подводит к определению учебной задачи. Слайд 3. | Предлагают свои варианты, доказывают. Определяют учебную задачу. | Регулятивные УУД: Определять цель учебной деятельности. Коммуникативные УУД: Оформлять свои мысли в устной речи. |
Решение учебной задачи. | - Пользуясь нашим алгоритмом, попробуем выполнить самостоятельно упр.1 на стр.79 -Проверили работу по эталону. -Все ли справились без ошибок? -Кто допустил 1,2,3,ошибки? -Что же надо делать, чтобы не ошибаться? | Контролирует работу пар. Предлагает задания. Наблюдает за выполнением Слайд 4. | Работа в парах. Обсуждают, проверяют, аргументируют. Саморегуляция. | Личностные УУД: Знание основных моральных норм. Коммуникативные УУД: Сотрудничать в совместном решении задачи. Познавательные УУД: сопоставлять и отбирать информацию. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее. Регулятивные УУД: Определять цель выполнения заданий Коммуникативные УУД: Отстаивать свою точку зрения; аргументировать с помощью фактов. Принимать точку зрения другого |
Физминутка для глаз. | 1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до3 .Повторить 3 раза. 2.Сильно зажмурить глаза (считать до 3, открыть и посмотреть вдаль) Повторить 3 раза. 3.Посмотреть на указательный палец вытянутой руки, потом перенести взор вдаль. | Организует физминутку. | Выполняют упражнения. | Личностные УУД: Установка на здоровый образ жизни. |
Решение учебной задачи. | - Вы себя проверили, я тоже хочу проверить как вы усвоили материал. Проведем тест. - Я читаю вам слова, вы внимательно слушаете. Если в данном слове пишется мягкий знак, то вы ставите плюс, а если не пишется – минус. Слова: ночь, нет туч, гараж, настежь, прячь, дичь, из груш, жечь, свеж. - Обменялись тетрадями, проверим работу. ( +, -, -, +, +, +, -, +, - ) | Проводит тест. Организует взаимопроверку. Подводит итог тестирования. | Выполняют тест. Выполняют взаимопроверку. Делают выводы для себя. | Регулятивные УУД: Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. |
Решение учебной задачи.(Дополнительно) | 1вариант -Закрепим наши знания, распределим все слова по столбикам. Слова: дач…, назнач…, стрич…, муж…, мелоч…, решаеш…, горяч…, свеж…, задач…, умнож…, печ…, пейзаж…, тиш…, думаеш…, пахуч…, туч…, намаж…, жеч…, камыш…, глуш…, учиш…, хорош…, рощ…, убереч… - Проверим, как же вы справились с данной задачей. 2 вариант Ст.79 № 3(работа в паре) | Предлагает задание. Диктует слова. Организует проверку, делает выводы по решению данной задачи. Слайд5 | Подбирают слова на выбранную орфограмму. Высказывают свою точку зрения. | Коммуникативные УУД: Отстаивать свою точку зрения; аргументировать с помощью фактов. Принимать точку зрения другого. |
Рефлексия урока. | - Подведём итог уроку. - Обратимся к формуле урока. - Кто добился сегодня на уроке успеха? - В чём вы были наиболее успешными? - Что у вас получилось, а что вызвало затруднения? -нарисуйте нашего смайлика в конце нашей работы. -Для чего нам нужна данная таблица? - Благодарю вас за урок! | Подводит итог. Благодарит детей за работу! | Отвечают на вопросы. Делают выводы. | Регулятивные УУД: Оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. |
Домашнее задание | По выбору : 1.Ст.79 №3 2.задание по таблице ( творческое)
| Объясняет домашнее задание. | Слушают и смотрят задание. Задают вопросы. | Коммуникативные УУД: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. |
Предварительный просмотр:
<Рисунок 1>
Что мы знаем о наречии?
Наречия отвечают на вопросы ____________________________.
Наречия обозначают ____________________________ действия.
Наречия изменяются? ___________________________________.
В словосочетании наречия относятся к _____________________.
Подчиняются слову-командиру по _________________________.
В деловом тексте нужны _________________________________.
__________________________________________________________________________
Что мы знаем о наречии?
Наречия отвечают на вопросы ____________________________.
Наречия обозначают ____________________________ действия.
Наречия изменяются? ___________________________________.
В словосочетании наречия относятся к _____________________.
Подчиняются слову-командиру по _________________________.
В деловом тексте нужны _________________________________.
__________________________________________________________________________
Что мы знаем о наречии?
Наречия отвечают на вопросы ____________________________.
Наречия обозначают ____________________________ действия.
Наречия изменяются? ___________________________________.
В словосочетании наречия относятся к _____________________.
Подчиняются слову-командиру по _________________________.
В деловом тексте нужны _________________________________.
__________________________________________________________________________
Что мы знаем о наречии?
Наречия отвечают на вопросы ____________________________.
Наречия обозначают ____________________________ действия.
Наречия изменяются? ___________________________________.
В словосочетании наречия относятся к _____________________.
Подчиняются слову-командиру по _________________________.
В деловом тексте нужны _________________________________.
<Рисунок 2>
Наблюдения.
Задания:
1) решите орфографические задачи;
2) определите вид текста;
3) прочтите текст без наречий;
4) обсудите, стал он лучше или хуже;
5) запишите свои наблюдения
Возьмите гипс, воду, формочку, неб . льшой магнит и краски.
Сначала в блю . це насыпьте гипс. Тщательно см . шайте гипс с
в . дой, добавляя её постепенно. Аккуратно влейте получившуюся сметанообразную массу в формочку. Затем осторожно пол . жите сверху магнит. Когда гипс полностью застынет, раскрасьте фигурку.
Вывод.
Мы наблюдали за наречиями в ___________________________.
Наречия в тексте __________________________ действия. После их исключения текст стал________________________. Значит, в деловом тексте наречия ________________ потому, что _______
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Справочное бюро: инструкция, рецепт, записка, уточняют, называют признак, лучше, хуже, не изменился, необходимы, нужны, не обязательны.
<Рисунок 3>
Наблюдения.
Задания:
1) решите орфографические задачи;
2) определите вид текста;
3) прочтите текст без наречий;
4) обсудите, стал он лучше или хуже;
5) запишите свои наблюдения
Чтобы приготовить горячий бутербро ., возьмите хле., масло, колбасу, сыр, зелень.
Сначала отрежьте кусок хлеба. Тщательно намажьте хле. маслом. Затем наре . ьте аккуратно тонкими ломтиками колбасу,
а сыр натрите на крупной тёрке. На хле. уложите колбасу, потом сверху посыпьте тёртым сыром. Запекайте бутербро . в сильно разогретой духо . ке 2 - 3 минуты. Сверху укра . ьте бутербро. зеленью.
Вывод.
Мы наблюдали за наречиями в ___________________________.
Наречия в тексте __________________________ действия. После их исключения текст стал________________________. Значит, в деловом тексте наречия _________________ потому, что ______
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Справочное бюро: инструкция, рецепт, записка, уточняют, называют признак, лучше, хуже, не изменился, необходимы, нужны, не обязательны.
<Рисунок 4>
Наблюдения.
Задания:
1) решите орфографические задачи;
2) определите вид текста;
3) прочтите текст без наречий;
4) обсудите, стал он лучше или хуже;
5) запишите свои наблюдения
Чтобы попасть в ц . рк, нужно пройти прямо до перекрёстка. Затем свернуть влево и дойти до Сп . ртивного магазина. Снова повернуть влево и идти до ц . нтральной площ . ди. От площ . ди пройти вверх по С . довой улице до сквера. Здание ц . рка будет прямо за сквером.
Вывод.
Мы наблюдали за наречиями в ___________________________.
Наречия в тексте __________________________ действия. После их исключения текст стал________________________. Значит, в деловом тексте наречия ________________ потому, что _______
______________________________________________________________________________________________________________
Справочное бюро: инструкция, рецепт, записка, уточняют, называют признак, лучше, хуже, не изменился, необходимы, нужны, не обязательны.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Привет! Вот решил написать тебе письмо. Как у тебя дела, чем занимаешься? Напишу о себе. Я ездил в гости к бабушке. Там было очень. Мы с друзьями проводили время. Был лес, где собирали грибы и ягоды. Мы заблудились, стали кричать. Нас нашли только. Больше мы не стали ходить так в лес. А еще мы купались на речке. Приехали домой. Я иду в цирк. Мы с мамой пойдём в парк. Приезжай в гости, будем отдыхать, играть, гулять. Твой друг.
Прочитайте письмо. Все ли вам понятно? Посовещайтесь в парах, добавьте необходимые, на ваш взгляд, слова; Прочитайте свою дополненную версию письма; Постарайтесь определить, какой частью речи являются дополненные слова, сделайте вывод. - Предлагаю вам ещё одну версию письма
Привет! Вот решил написать тебе письмо. Как у тебя дела, чем занимаешься? Напишу немного о себе. Недавно я ездил в гости к бабушке. Там было очень интересно. Мы с друзьями проводили здорово время. Рядом был лес, где собирали грибы и ягоды. Однажды мы заблудились, стали громко кричать. Нас нашли только вечером. Больше мы не стали ходить так далеко в лес. А еще мы часто купались на речке. Вчера мы приехали домой. Сейчас я иду в цирк. А вечером мы с мамой пойдём в парк. Приезжай поскорей в гости, будем весело отдыхать, интересно играть, много гулять. Твой друг.
Наречие обозначает Признак действия (если относится к глаголу) Признак признака (если относится к прилагательному) Образ действия (как? каким образом?) Весело поется, весело и прядется. Место (где? куда? откуда?) Рыбак рыбака видит издалека. Время ( как долго? Когда?) Кто вчера солгал, тому завтра не поверят. Причину (почему? По какой причине?) Поневоле косы вянут, коли за них тянут. Цель (зачем? С какой целью?) Это врешь ты мне назло. Меру и степень ( в какой степени? Насколько?) Абрикосовое варенье очень вкусное.
Морфологические признаки наречия Постоянный Неизменяемость(наречия не склоняются и не спрягаются) Скоро сказка сказывается
Синтаксическая роль наречия В предложении бывает обстоятельством
Пользуясь опорным конспектом, укажи в данных предложениях наречия и те слова, к которым они относятся Яблоко от яблони недалеко падает. За край родной иди бесстрашно в бой. Хвали утро вечером. Петух поневоле запоет, коли говорить не умеет. Лицо его имело весьма приятное выражение. Не затем руки даны, чтобы даром болтаться.
Проверочная работа (найти наречия) Завистливое око видит широко. Если счастье убегает, то обратно не вернется. Ближняя собака скорее укусит. Не осуждай никого сгоряча, в том числе и себя. Я затем сюда и приехал. Утром на Волге бродил легкий туман. Она была слишком неповоротлива.
Несклоняемое, неспрягаемое, т.е неизменяемое Поясняет, уточняет, раскрывает. Наречие обогащает нашу речь. Уточнение.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Части речи Самостоятельные Служебные имя существительное предлог имя прилагательное союз глагол частица наречие
Части речи Самостоятельные 1)имя существительное 2)имя прилагательное 3)глагол 4)наречие
Задачи урока Уточним и закрепим знания о наречиях. Узнаем, для чего нужны наречия в речи.
Как собрать информацию?
Как собрать информацию?
Как собрать информацию?
Как собрать информацию?
Чей вопрос недостаточно вежлив? - Скажите пожалуйста, где здесь спортивный магазин? - Вы не знаете, где здесь аптека?
Ответ прохожего - Скажу. Пойдёшь прям . . У светофора повернёшь направ . и снов . пойдёшь прям . . После сквера спустишься вниз по лестнице и слев . увидишь магазин.
Ответ прохожего - Скажу. Пойдёшь прям о . У светофора повернёшь направ . и снов . пойдёшь прям . . После сквера спустишься вниз по лестнице и слев . увидишь магазин.
Ответ прохожего - Скажу. Пойдёшь прям о . У светофора повернёшь направ о и снов . пойдёшь прям . . После сквера спустишься вниз по лестнице и слев . увидишь магазин.
Ответ прохожего - Скажу. Пойдёшь прям о . У светофора повернёшь направ о и снов а пойдёшь прям . . После сквера спустишься вниз по лестнице и слев . увидишь магазин.
Ответ прохожего - Скажу. Пойдёшь прям о . У светофора повернёшь направ о и снов а пойдёшь прям о . После сквера спустишься вниз по лестнице и слев . увидишь магазин.
Ответ прохожего - Скажу. Пойдёшь прям о . У светофора повернёшь направ о и снов а пойдёшь прям о . После сквера спустишься вниз по лестнице и слев а увидишь магазин.
Объяснение как куда-то пройти
Объяснение как куда-то пройти
Части речи Самостоятельные 1)имя существительное 2)имя прилагательное 3)глагол 4)наречие
Предварительный просмотр:
Тема урока: Наречие.
Цели урока:
Обучающие: создать условия для ознакомления обучающихся с новой частью речи – наречием; учить находить наречия в предложении, использовать прием кластера при работе с информацией для систематизации знаний по теме; учить правильно использовать наречия в речи.
Развивающие: развивать умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.
Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения в группе со сверстниками.
Этапы | Деятельность учителя | Комментарии |
I. Организационный момент II. Стадия вызова Модельный ответ III. Стадия осмысления. IV. Рефлексия V. Домашнее задание | - Добрый день ребята. Я рада приветствовать вас сегодня на уроке, мне приятно видеть ваши внимательные глаза, загадочные улыбки. И надеюсь, что сегодняшний урок подарит нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! - С каким настроением вы пришли на урок? «Просигнальте», пожалуйста. (Дети поднимают карточку – «настроение» в виде личика) - По почте вы получили письмо от друга следующего содержания (на слайде и на листах на парте) Привет! Вот решил написать тебе письмо. Как у тебя дела, чем занимаешься? Напишу о себе. Я ездил в гости к бабушке. Там было очень. Мы с друзьями проводили время. Был лес, где собирали грибы и ягоды. Мы заблудились, стали кричать. Нас нашли только. Больше мы не стали ходить так в лес. А еще мы купались на речке. Приехали домой. Я иду в цирк. Мы с мамой пойдём в парк. Приезжай в гости, будем отдыхать, играть, гулять. Твой друг.
(Ребята работают в парах на листочках, изменяют полученное письмо, вставляя слова) - Пожалуйста, давайте послушаем несколько человек, какие у них получились письма. - Предлагаю вам ещё одну версию письма (на слайде) Привет! Вот решил написать тебе письмо. Как у тебя дела, чем занимаешься? Напишу немного о себе. Недавно я ездил в гости к бабушке. Там было очень интересно. Мы с друзьями проводили здорово время. Рядом был лес, где собирали грибы и ягоды. Однажды мы заблудились, стали громко кричать. Нас нашли только вечером. Больше мы не стали ходить так далеко в лес. А еще мы часто купались на речке. Вчера мы приехали домой. Сейчас я иду в цирк. А вечером мы с мамой пойдём в парк. Приезжай поскорей в гости, будем весело отдыхать, интересно играть, много гулять. Твой друг. - К каким частям речи относятся слова, которыми вы дополнили текст письма? (может быть прилагательные, существительные и слова незнакомой части речи) - Все ли слова смогли отнести к каким-либо частям речи? Какой вывод можно сделать? (Это слова новой, неизвестной нам, части речи) 1) - Может кто-нибудь знает, как называется эта часть речи? (Учащиеся высказывают свои предположения, если кто-нибудь из детей догадается, учитель подтверждает) - Эта часть речи называется – наречием. - Кто сформулирует тему сегодняшнего урока? (Наречие) - Какие поставим цели урока? (познакомиться с новой частью речи) - У вас на столах лежат листочки, на которых нарисована схема, и которую мы с вами попытаемся сегодня, в течение урока, заполнить по новой теме. - Итак, что мы уже можем записать в схеме? Что мы уже сейчас, исходя из нашего письма, можем сказать? В течение урока мы составим памятку-опору, которой вы сможете пользоваться в дальнейшем. Обучающимся дан бланк кластера. (Предлагаемые ответы детей фиксируются на доске. Например: указывает на место действия, время, уточняет глагол) 2) -Давайте попытаемся определить с каким словом в предложении чаще всего бывает связано наречие? Выпишем из письма словосочетания с наречием. Работа выполняется с комментированием. Ездил (когда?) недавно, проводили (как?) здорово, был (где?) рядом, кричал (как?) громко, и т..д. -Итак, какой вывод можно сделать после этого задания -Что запишем в схеме? (Наречие связано с глаголом, с прилагательным и другим наречием и поясняет их) - А сейчас, я предлагаю вам прочитать новые сведения об этой части речи в учебнике. Что еще узнали нового, что можно дописать в схему? (узнали, что наречия несклоняемые и неспрягаемые, а также, что поясняют прилагательные) 3) На столах у вас есть статьи о наречии, прочитайте, дополните схему. Наречие Слово наречие – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «приглаголием». Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени уже растащили почти все слова по своим владениям. Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова. Проще всего это оказалось сделать с прилагательными. Заменили в слове хороший окончание суффиксом –о- и получилось замечательное наречие. Хорошо! Потом наречия добрались и до существительных. Тут работы оказалось побольше: предлог превратили в приставку, окончание – в суффикс. И получается из одного существительного куча наречий: было существительное верх, а получились наречия вверху, вверх, наверху, сверху. И с прилагательными тоже получилось. Вот прилагательное новый. С суффиксом -о и разными приставками получается: заново, снова, вновь. Потом наречия добрались и да числительных. Из числительного двое получилось вдвоем и надвое. Наречия несут в предложении огромную смысловую нагрузку. Они могут уточнять место действия (впереди, справа, близко), показывать неожиданность действия (внезапно, вдруг), время действия (вчера, сегодня, завтра), передавать состояние природы и человек (тоскливо, туманно), и т.д. В предложении наречие чаще всего выражено обстоятельством и подчёркивается -.-.-.-.-.-.-.-. -Какие новые сведения отметили для себя? Все ли понятно? Какие появились вопросы по поводу статьи? Что еще можно добавить в нашу памятку? 4) Упражнение 175, после объяснения, выполняем самостоятельно. - Какие знания о наречии подтверждает это упражнение? (Что наречия не изменяются, подчёркиваются -.-.-.-.-.-.-.-) Давайте обобщим все, что узнали на уроке о наречии, пользуясь опорой-кластером. (Ребята делают вывод, а затем появляется слайд) (На слайде) Наречиями называются неизменяемые слова, которые поясняют чаще всего глаголы и прилагательные. Наречия отвечают на вопросы как?, каким образом?, когда?, где?, откуда? и т. д. - С какими трудностями встретились? - Где в жизни можно использовать полученные знания? -Всё ли мы за урок узнали и поняли о наречии? (нет) - На следующих уроках мы продолжить изучать наречие и узнаем еще много интересного. - Заканчивая сегодняшний урок по теме, я бы хотела предложить вам сочинить синквейн. Вы помните, что слово «синквейн» французского происхождения и обозначает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, написанное по определенным правилам: (на слайде) В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы). Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме. Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. Пример: Наречие Несклоняемое, неспрягаемое, т.е неизменяемое Поясняет, уточняет, раскрывает. Наречие обогащает нашу речь. Уточнение. -Предложите варианты домашнего задания с целью закрепления полученных знаний. (Составить рассказ на тему «Зима» или «Зимние забавы» с использованием наречий; или составить поздравление к новому году другу или родственникам) - С каким настроением вы покидаете урок, «просигнальте», пожалуйста? | Кластер заполняется в течение урока, последовательно исходя из заданий и выводов, сделанных учащимися |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе
Тема: НАЧАЛО ТЕКСТА
Цель: осмысливание уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению, создать условия для формирования УУД:
Коммуникативные УУД:
•Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
• создать условия для культуры общения, интереса к урокам русского языка;
• воспитывать стремление овладевать навыками совместной работы в коллективе;
Познавательны УУД:
• формирование орфографических навыков;
• учить находить и проверять орфограммы слова, через решение поставленной проблемы;
• создать условия для выработки навыков нахождения и проверки орфограммы слова;
• формировать навыки учебной деятельности;
Регулятивные УУД:
• развития внимание, мышление через анализ слов и предложений;
• развивать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь;
Оборудование: учебник, рабочие тетради, карточки с заданиями, карточка «Рефлексия»
ХОД УРОКА
I. Орг. момент
Цель данного этапа – обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически и эмоционально подготовит учащихся к общению и предстоящему занятию.
- Ребята, посмотрите, всё ли у вас готово к уроку?
- Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным и интересным?
- Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Посмотрите и улыбнитесь друг другу.
- Подумайте, что ещё пригодится для успешной работы на уроке?
- Я желаю всем маленьких удач на уроке.
II.Упражнение «Скалочка»
1. Покатать ручку между ладонями.
2. Покатать ручку между большим и указательным пальцами.
- Запишите число, классная работа.
III. Словарная работа.
1) Работа у доски (выходят два ученика)
Первое задание
Вставь пропушенную букву
Автобу…, каранда…, космо…, медве…ь, моро…., наро…, обе…, горо… .
Второе задание
Распредели данные слова в три столбика, вставляя пропущенные буквы
Безударная гласная | Слова с ь знаком | Непроизносимая согласная |
праз…ник., лес…ница, здра…ствуй, комп…ютер, апрел…, октябр…, л…сной, тр…винка, б…говой
2) Групповая работа. Учимся подбирать синонимы. ( работа с остальными учениками)
3) Проверка выполненных заданий . Запись одной группы слов в тетрадь.
IV. Работа по теме урока
Цель - актуализировать знания учащихся по теме, закрепить знания, умения и навыки
1. Постановка темы и цели урока
Откройте стр. 50 урок 100. Задание прочитайте тему урока. С чем будем знакомиться на уроке?
2. Актуализация опорных знаний
- Какие признаки текста вы знаете?
Состоит из предложений. | Предложения связаны между собой по смыслу | |
текст | ||
состоит из частей | Имеет заголовок |
VI. Физкультминутка
4) Открытие нового.
Фронтальная работа
Стр. 50 упр.1
Задание: Закончи текст по началу, озаглавь его. Используй вопросы подсказки.
Запишите окончание текста в тетрадь. (либо устно)
5) применение полученных знаний
Работа в группе
Стр. 51, № 2
Задание: Выбери из подсказки подходящее по смыслу начало текста. Объясни свой выбор.
Запишите начало текста в тетрадь.
V. Самостоятельная работа
Работа по карточкам.
Задание: 1)Прочитай текст. 2)Выбери из подсказки подходящее по смыслу начало текста. А) Красива русская берёза. Б) Зимой в лесу тишина. В) Мышка живет в лесу. 3) Озаглавь текст. 4) Вставь пропущенные буквы. 5) Запиши получившийся текст в тетрадь. ________________________. _______________________________________________________. На берё…ках и ду…ках л…жит пушистый сн…жок. Вот упала с ве…ки мягкая снежная ша…ка. По тро..ке бежит на коро…ких но…ках см…шная мы…ка. |
Проверка по эталону (вывести текст на доску)
Рефлексия
-Кто считает, что он уже научился подбирать самостоятельно начало текста?
-Кому еще нужны предложения- подсказки?
-Почему возникают трудности в подборе?
Оцените свою работу.
XI. Домашнее задание
В тетради на печатной основе. Стр. 82 № 2
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
_____________. Зимой в лесу тишина. На берёзках и дубках лежит пушистый снежок. Вот упала с ветки мягкая снежная шапка. По тропке бежит на коротких ножках смешная мышка.
Предварительный просмотр:
Задание: 1)Прочитай текст. 2)Выбери из подсказки подходящее по смыслу начало текста. А) Красива русская берёза. Б) Зимой в лесу тишина. В) Мышка живет в лесу. 3) Озаглавь текст. 4) Вставь пропущенные буквы. 5) Запиши получившийся текст в тетрадь. ________________________. _______________________________________________________. На берё…ках и ду…ках л…жит пушистый сн…жок. Вот упала с ве…ки мягкая снежная ша…ка. По тро..ке бежит на коро…ких но…ках см…шная мы…ка. |
Задание: 1)Прочитай текст. 2)Выбери из подсказки подходящее по смыслу начало текста. А) Красива русская берёза. Б) Зимой в лесу тишина. В) Мышка живет в лесу. 3) Озаглавь текст. 4) Вставь пропущенные буквы. 5) Запиши получившийся текст в тетрадь. ________________________. _______________________________________________________. На берё…ках и ду…ках л…жит пушистый сн…жок. Вот упала с ве…ки мягкая снежная ша…ка. По тро..ке бежит на коро…ких но…ках см…шная мы…ка. |
Задание: 1)Прочитай текст. 2)Выбери из подсказки подходящее по смыслу начало текста. А) Красива русская берёза. Б) Зимой в лесу тишина. В) Мышка живет в лесу. 3) Озаглавь текст. 4) Вставь пропущенные буквы. 5) Запиши получившийся текст в тетрадь. ________________________. _______________________________________________________. На берё…ках и ду…ках л…жит пушистый сн…жок. Вот упала с ве…ки мягкая снежная ша…ка. По тро..ке бежит на коро…ких но…ках см…шная мы…ка. |
Предварительный просмотр:
1 группа Автомобиль- __________ Весело-______________ Герой-_______________ Здание-______________ | Слова подсказки
|
2 группа Квартира-_____________ Класс-______________ Корзина- _____________ Машина-______________ | Слова подсказки
|
3 группа Дорога-_____________ Народ- _____________ Мороз- ______________ Облако-______________ | Слова подсказки
|
4 группа Одежда-_______________ Отец-__________________ Праздник- _____________ Работа-________________ | Слова подсказки
|
5 группа Родина-_______________ Собака- _______________ Товарищ- _____________ Ученик-_______________ | Слова подсказки
|
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
Тема урока: Работа над ошибками. Буквы о, ё после шипящих и ц.
УУД
Обобщать и систематизировать изученный лингвистический материал. Контролировать правильность выполнения морфологического разбора имён существительных, прилагательных, глаголов, синтаксического разбора и разбора по членам предложения. Находить и исправлять допущенные ошибки. Оценивать собственные знания, определять разделы, которые необходимо повторить. Организовывать самостоятельную работу по устранению недочётов на основании результатов самоанализа
Цели и задачи:
- совершенствование знаний учащихся о прилагательных, полученных на предыдущих уроках;
- формирование у ребят навыков правильного написания О, Е в суффиксах и окончаниях имен прилагательных;
- усвоение норм литературного языка;
- развитие у школьников речевого слуха, выражающегося в умении различать ударные и безударные слоги;
- совершенствование умения создавать связные устные высказывания;
- развитие творческих способностей учащихся;
- развитие логического мышления учащихся;
- воспитание уважения к учебному труду.
Ход урока.
I. Подготовка учащихся к восприятию новых знаний.
1. Организационный момент. Постановка целей и задач.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Рада видеть Вас веселыми и здоровыми! Поскольку Вы пришли на 3-й урок, сначала сделаем небольшую зарядку для глаз. Пожалуйста, осторожно закройте глаза, прислушайтесь к себе. Теперь широко распахните их. Медленно поведем глаза влево, вправо. Выполняем круговые движения глазами по часовой стрелке и против. Спасибо! Располагайтесь поудобнее, не забудьте следить за своей осанкой.
- Итак, с чего начнем урок? (С записи даты, вида работы)
Учитель: Обратите внимание на стихотворение, записанное на доске. (Выразительное чтение его учеником)
Учитель: Это эпиграф, в переводе с греческого значит «надпись».
- А каково его лексическое значение? Обратимся к словарям. (Ответ ученика).
- Каким словарем Вы пользовались?
Учитель: Итак, эпиграф помогают читателю определить главную мысль произведения или какой-то его части. В ходе нашей работы нам предстоит определить главную мысль урока. Будьте внимательны.
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
1. Работа учащихся по карточкам.
Карточка №1
- Составить словосочетания с прилагательными, оканчивающимися на -ому (-ему), -ого (-его), -ым (-им), -ой (-ей).
- Разобрать по составу слово широчайший.
- Рассказать о кратких прилагательных.
Карточка №2
- Образовать прилагательные с помощью суффиксов -н-, -ист-, -лив-, - чив-, -еньк-.
- Фонетический разбор слова синяя.
- Рассказать о прилагательном как части речи.
Карточка №3
- Просклонять словосочетания зимняя сказка, птичьи голоса.
- Морфологический разбор слова зимняя.
- Рассказать о разрядах имен прилагательных.
2. Работа с классом. Словарный диктант.
Задание.
I вариант: Записать словосочетания с именами существительными, в которых после шипящих пишется О.
II вариант: Записать словосочетания с буквой Е после шипящих в именах существительных.
Ехал с громоздким багажом, сидела перед зеркальцем, черная собачонка, беседа с врачом, скамейка под деревцем, наклониться над чашей, встретиться с товарищем.
Взаимопроверка выполнения задания (Словарный диктант проецируется на доску )
III. Изучение нового материала.
Работа с таблицей “О, Е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имен прилагательных”.
- Что нового узнали Вы о правописании прилагательных из таблицы? Сравните правописание О,Е после шипящих и ц в именах существительных? Можем ли мы объединить эти два правила в одно? Запомним эту орфограмму.
- А теперь сравним Ваши выводы с материалом учебника.
2.Работа с учебником.
а) чтение теоретического материала на стр.48);
б) работа с алгоритмом №1 (стр. 49). ( упр. 2,спишите слова, вставьте пропущенные буквы)
IV. Применение полученных знаний.
I. Работа у доски по цепочке.
Задание: Узнайте слово по лексическому значению, образуйте от него имя прилагательное, обозначьте изучаемую орфограмму.
а) высокое водяное или болотное растение из семейства осоковых (камыш – камышовый);
б) ползущее растение, цепляющееся за опору, которую оно обвивает (плющ – плющом);
в) шерстяная ткань с длинным ворсом ( плюш- плюшем);
г) блеск начищенной или отполированной поверхности (глянец – глянцем).
V. Подведение итогов.
- Итак, помните, что вначале была поставлена задача определить главную мысль урока. Как Вы ее сформулируете? (Ответы уч-ся)
- Наша работа над темой “Имя прилагательное” продолжается. Вольтер, французский философ-просветитель, сказал, что “…в 6 лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному”. Это касается и нас, и нашего языка, который мы считаем родным. Усвойте эту истину, пожалуйста!
VI. Рефлексия.
- Работа над составлением синквейна на тему “Зима”
(Например,
Зима
Снежная, морозная.
Радует, пугает, злится.
На улице сутулятся прохожие.
Холод! )
VII. информирование о домашнем задании:
- Выучить материал учебника (стр. 86)
- Выписать из художественного текста (по выбору) 10 слов с изученной орфограммой, обозначить ее.
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
Тема урока: Местоимение, значение и употребление в речи.
УУД:
Обобщать и систематизировать знания о местоимении.
Различать местоимения-существительные и местоимения-прилагательные,
группировать слова по данному основанию.
Находить в тексте слова по заданному основанию.
Задавать вопросы к местоимениям.
Соблюдать порядок действий в соответствии с образцом.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре).
Характеризовать слово по заданным грамматическим признакам.
Устанавливать синтаксическую функцию личных местоимений.
Определять нужную форму местоимений
Цели урока:
- наблюдение за ролью местоимений в предложении, тексте, за особенностями употребления личных местоимений;
- развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности;
- формирование элементарных лингвистических компетенций;
- развитие полноты состава действий обучающихся по постановке, решению и оценке результатов решения учебной задачи;
- развитие логической последовательности действий обучающихся на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий;
- воспитание навыка самостоятельности;
- формирование чувства языка;
- воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой.
Ход урока.
Запись даты, мин чистописания но, он, ни, они, на, она
- У. Послушайте высказывание Константина Паустовского
«Слова то шелестят, как трава,
то бормочут, как родники,
то пересвистываются, как птицы,
то позванивают, как первый лед».
Как вы понимаете данное высказывание? Слова, каких частей речи помогают нам увидеть красочный мир, услышать волшебные звуки?
Д. Имена существительные, прилагательные, глаголы.
У. А предлоги?
Д. Предлог – это служебная часть речи, у них другая задача: связь слов в предложении.
- У. Прочитайте текст.
Жила белка в лесу, ни о чем не тужила. Никто ее не беспокоил. Спала она на ветке большой ели. Никогда не заботилась ни о ком, только о себе. Прошло время, у нее появились бельчата. Теперь белка никуда от них не уходила. Наступила зима. В лесу начались обвалы. Однажды тяжелый ком снега обрушился с вершины дерева на крышу жилища белочки. Белка выскочила, а ее беспомощные дети оказались в ловушке. Некуда бежать. Не к кому обратиться за помощью. Никто не спасет бельчат.Никакой надежды на помощь. Белка быстро принялась раскапывать снег. Круглое внутреннее гнездо из мягкого мха осталось целым. Никогда лесная жительница не была так счастлива. Ничто больше не омрачит ее радости. (110 сл.) (По В. Бианки)
- Определите тип текста.
- Докажите.
- Придумайте название тексту.
- Выпишите из текста выделенные слова, сгруппировав их по какому-либо признаку.
- в какие группы сформируем наши слова
- У. Дайте определение имени существительного, прилагательного, глагола.
Вы очень хорошо умеете определять части речи. Определите части речи в выделенном предложении. Что вызвало у вас затруднение?
- к какой части речи относится слово она.
- как думаете чем мы будем заниматься сегодня на уроке?какая тема урока у нас будет?
- Для того, чтобы решить эту задачу необходимо провести исследование.
- Я предлагаю вам попробовать выполнить эту работу в группах. Воспользуйтесь планом и проведите исследование.
(Класс работает по группам.)
Задание для 1 группы.
Подумайте, вместо какой части речи употреблено выделенное слово в предложении.
Глядел на этот мир беленький цветок.
(Если затрудняетесь, сравните с предложением:
Гл…дел на осенний мир бел…нький цв…ток)
Дополнительные слова для работы.
Тот, такой, какие, какого
- Вместо какой части речи употреблены слова ________________
- На какой вопрос отвечают?___________________________
Попробуйте изменить данные слова по падежам, числам, родам.
Вывод: слова данной части речи изменяются по _______________
- Каким членом предложения являются?______________________
Задание для остальных уч-ся работаем вместе с учителем..
Подумайте, вместо какой части речи употреблены выделенные слова в предложении.
Сколько голов, столько и умов.
(Если затрудняетесь, сравните с предложением:
Десять голов, десять умов.)
Дополнительные слова для работы.
Столько, стольких, сколько.
- Вместо какой части речи употреблены слова ________________
- На какой вопрос отвечают?___________________________
Попробуйте изменить данные слова по падежам, числам, родам.
Вывод: слова данной части речи изменяются по _________________
- Каким членом предложения являются?_______________________
Задание для 2 группы..
Подумайте, вместо какой части речи употреблены выделенные слова в предложении.
Я увидел землянику в цвету.
(Если затрудняетесь, сравните с предложениями:
Писатель увидел землянику в цвету.)
Дополнительные слова для работы.
Он, мы, они, его, о нем, к ним..
- Вместо какой части речи употреблены слова ________________.
- На какой вопрос отвечают?___________________________
Попробуйте изменить данные слова по падежам, числам, временам, родам.
Вывод: слова данной части речи изменяются по ______________
- Каким членом предложения являются?_________________________
3.У. Проверка. Вместо каких частей речи употреблены данные слова? (во время проверки заполняется таблица)
Вместо какой части речи употребляется | Вопросы | Морфологические признаки |
Имя существительное | Кто? Что? | Изменяются по падежам, числам, родам (он, она, оно) |
Имя прилагательное | Какой? Чей? | Изменяются по падежам, числам, родам |
Имя числительное | Сколько | По падежам |
ВЫВОД: местоимения в предложении играют роль тех частей речи, которые они замещают. К местоимениям задаётся тот же вопрос, который бы задали к той же части речи, которую заменяет местоимение.
- У. Итак, данная часть речи употребляется: Вместо имени
- Многие уже догадались. Как она называется? Местоимение.
- Какую цель мы ставили в начале урока?
- Узнать, к какой части речи относятся новые слова, познакомится с другими словами этой части речи, узнать отличительные признаки новой части речи.
- У. Справились мы с целью урока?
первичное усвоение новых знаний
Существительных в русском языке насчитывается около 4 тысяч,
глаголов -- около двух с половиной тысяч,
а местоимений всего 69.
Возникает вопрос: «А зачем нам нужны местоимения?»
Обратитесь к тексту и прочитайте его, заменив местоимения другими частями речи.
Работа с текстом, записанным на доске.
В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.
- А теперь попробуем заменить часто повторяющееся слово «ёжик» местоимением. Что у нас получилось?
В доме у нас жил ёжик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушком.
- Какой вывод можно сделать?
- Красивый текст? Что в этом тексте не так?
- (запись исправленного текста в тетради)
4. Первичное закрепления
- прочитайте правила стр. 52
- стр. 53 упр. №2
5.Релаксация.
Ребусы с местоимениями.
- Какое местоимение читается одинаково слева направо и справа налево. (оно)
- Какое местоимение составлено из двух предлогов? ( о-на)
- Мама спросила дочку: «Эти тарелки чистые?» Дочка ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? (Они вы-мы-ты)
6.Подведение итогов урока
оцените свою работу на уроке
- информирование о домашнем задании.
1-в. Выписать из учебника литературы 3 предложения с личными местоимениями.
2 –в. Найти и записать 3 пословицы с местоимениями.
Предварительный просмотр:
Урок по теме: Морфологический разбор изученных частей речи.
Цели урока:
- выявление особенностей в морфологическом разборе наречий;
-развитие абстрактного и логического мышления, навыков само и взаимоконтроля;
-воспитание чувства взаимопомощи, активности, умения высказывать и доказывать правильность своего мнения.
Задачи урока:
-повторение и закрепление знаний по теме «Наречие»;
-нахождение особенностей морфологического разбора наречий;
-овладение алгоритмом проведения морфологического разбора наречий.
Ход урока.
1.Орг. момент.
2.Введение в тему урока. Словарная работа.
-Ребята запишите словарные слова, объясните орфограммы? ( Сравнение с эталоном. Слова на доске, среди них лишнее слово-горох)
Хорошо, легко, весело, горох, очень, аккуратно, приятно, сверху ,снизу
-Ничего не заметили, какое слово здесь лишнее? Почему?
-А к какой части речи относятся слова? Докажите
-Составьте предложение с данными наречиями, запишите и произведите синтаксический разбор его.
-Проверка. Обменялись тетрадями и проверили в паре.
-Итак, сегодня мы продолжим разговор о….. наречии. С какой темой мы познакомились вчера на уроке, правильно и сегодня мы продолжим работать над ней.
3.Актуализация знаний.
-Но сначала, давайте вспомним всё, что знаем уже о наречии.
Тест (записать в тетрадь только ответы)
1.Наречие- это часть речи, которая отвечает на вопросы где? куда? откуда? когда, как? почему? зачем? (Да).
2.Наречие в предложении чаще всего является сказуемым? (Нет)
3.В наречиях с приставками на, за, в - на конце пишется суффикс - о (Да).
4.Наречие – изменяемая часть речи. (Нет)
5.Наречие в предложении может являться обстоятельством. (Да).
6.Наречие чаще всего образуются от качественных прилагательных. (Да).
Взаимопроверка тетрадей.
Да, нет, да, нет, да, да.
-Оцените свою работу .
4. Закрепление изученного материала
-Скажите , что появилось на доске , как назовем это( части речи)
- А какие бывают части речи (самостоятельные и служебные)
-Командиры групп распределите правильно части речи
5.Работа над рубрикой «Давай подумаем?»
-Вы уже знаете, что морфологический разбор слов, т. е, разбор слова как часть речи проводится по плану.
-Вспомните алгоритм разбора всех изученных частей речи.
- Работа в группах. Сделаем морфологический разбор всех частей речи из предложения.
Девочка тихо вышла из соседней комнаты.
6.Физкультминутка
-Я вам буду называть слова , а вы образуйте из них наречия:
(Тихий - тихо, близкий - близко, далёкий – далеко, трудный –трудно,
Широкий – широко, ранний – рано, узкий- узко, дружный – дружно)
7.Самостоятельная работа
-упр. 3 стр. 74.
-Сосчитайте сколько наречий в этом стихотворении? (7) (Далеко, вниз, через, назад, вверх, тяжело, тут)
-Выпишите их и сделайте морфологический разбор 2слов.
-Проверка.
8.Подведение итогов.
Тест
1.Какое определение наречия как части речи наиболее точно отражает сущность данной категории?
Наречие-это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия, признак другого признака, признак предмета.
Наречие- это часть речи, включающая несклоняемые слова, которые обозначают признак действия или признак признака.
2. В каком предложении есть наречие?
По весеннему лесу мы гуляли.
По летнему лесу приятно идти.
По весеннему лесу двигались подводы.
3. В каком наречие пишется суффикс –а?
Издавн…
Досрочн…
Налев…
Вправ…
4. Найди лишнее слово в строке
Тихий, дружно, набело
Напрасно, надолго, хитрый
Раньше, чёткий, здорово
5. Соедини линией наречия – антонимы:
Близко громко
Рано легко
Тихо далеко
Широко поздно
Трудно узко
(Проверка, оценивание)
10.Домашнее задание
Сочинить четверостишье, используя наречия:
---------далеко
---------глубоко
---------весело
---------высоко
Морфологический разбор одного из слов.
9. Итог урока
-Что было интересным?
-Что показалось трудным?
-Работу кого из одноклассников вы сегодня отметили? Почему?
-Как вы чувствовали себя на уроке?
-Как вам сегодня было на уроке скажите наречиями:
-хорошо
-тепло
-уютно
-интересно
-весело
-здорово
-трудно
-неинтересно
-плохо
Тест
1.Какое определение наречия как части речи наиболее точно отражает сущность данной категории?
Наречие-это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия, признак другого признака, признак предмета.
Наречие- это часть речи, включающая несклоняемые слова, которые обозначают признак действия или признак признака.
2. В каком предложении есть наречие?
По весеннему лесу мы гуляли.
По летнему лесу приятно идти.
По весеннему лесу двигались подводы.
3. В каком наречие пишется суффикс –а?
Издавн…, налев…,досрочн… ,вправ…
4. Найди лишнее слово в строке
Тихий, дружно, набело
Напрасно, надолго, хитрый
Раньше, чёткий, здорово
5. Соедини линией наречия – антонимы:
Близко громко
Рано легко
Тихо далеко
Широко поздно
Трудно узко
Тест
1.Какое определение наречия как части речи наиболее точно отражает сущность данной категории?
Наречие-это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия, признак другого признака, признак предмета.
Наречие- это часть речи, включающая несклоняемые слова, которые обозначают признак действия или признак признака.
2. В каком предложении есть наречие?
По весеннему лесу мы гуляли.
По летнему лесу приятно идти.
По весеннему лесу двигались подводы.
3. В каком наречие пишется суффикс –а?
Издавн…, налев…,досрочн… ,вправ…
4. Найди лишнее слово в строке
Тихий, дружно, набело
Напрасно, надолго, хитрый
Раньше, чёткий, здорово
5. Соедини линией наречия – антонимы:
Близко громко
Рано легко
Тихо далеко
Широко поздно
Трудно узко
Домашнее задание Сочинить четверостишье, используя наречия: ---------далеко ---------глубоко ---------весело ---------высоко Морфологический разбор одного из слов. | Домашнее задание Сочинить четверостишье, используя наречия: ---------далеко ---------глубоко ---------весело ---------высоко Морфологический разбор одного из слов. | Домашнее задание Сочинить четверостишье, используя наречия: ---------далеко ---------глубоко ---------весело ---------высоко Морфологический разбор одного из слов. |
Домашнее задание Сочинить четверостишье, используя наречия: ---------далеко ---------глубоко ---------весело ---------высоко Морфологический разбор одного из слов. | Домашнее задание Сочинить четверостишье, используя наречия: ---------далеко ---------глубоко ---------весело ---------высоко Морфологический разбор одного из слов. | Домашнее задание Сочинить четверостишье, используя наречия: ---------далеко ---------глубоко ---------весело ---------высоко Морфологический разбор одного из слов. |
Домашнее задание Сочинить четверостишье, используя наречия: ---------далеко ---------глубоко ---------весело ---------высоко Морфологический разбор одного из слов. | Домашнее задание Сочинить четверостишье, используя наречия: ---------далеко ---------глубоко ---------весело ---------высоко Морфологический разбор одного из слов. | Домашнее задание Сочинить четверостишье, используя наречия: ---------далеко ---------глубоко ---------весело ---------высоко Морфологический разбор одного из слов. |
Домашнее задание Сочинить четверостишье, используя наречия: ---------далеко ---------глубоко ---------весело ---------высоко Морфологический разбор одного из слов. | Домашнее задание Сочинить четверостишье, используя наречия: ---------далеко ---------глубоко ---------весело ---------высоко Морфологический разбор одного из слов. | Домашнее задание Сочинить четверостишье, используя наречия: ---------далеко ---------глубоко ---------весело ---------высоко Морфологический разбор одного из слов. |
Домашнее задание Сочинить четверостишье, используя наречия: ---------далеко ---------глубоко ---------весело ---------высоко Морфологический разбор одного из слов. | Домашнее задание Сочинить четверостишье, используя наречия: ---------далеко ---------глубоко ---------весело ---------высоко Морфологический разбор одного из слов. | Домашнее задание Сочинить четверостишье, используя наречия: ---------далеко ---------глубоко ---------весело ---------высоко Морфологический разбор одного из слов. |
Домашнее задание Сочинить четверостишье, используя наречия: ---------далеко ---------глубоко ---------весело ---------высоко Морфологический разбор одного из слов. | Домашнее задание Сочинить четверостишье, используя наречия: ---------далеко ---------глубоко ---------весело ---------высоко Морфологический разбор одного из слов. | Домашнее задание Сочинить четверостишье, используя наречия: ---------далеко ---------глубоко ---------весело ---------высоко Морфологический разбор одного из слов. |
Домашнее задание Сочинить четверостишье, используя наречия: ---------далеко ---------глубоко ---------весело ---------высоко Морфологический разбор одного из слов. | Домашнее задание Сочинить четверостишье, используя наречия: ---------далеко ---------глубоко ---------весело ---------высоко Морфологический разбор одного из слов. | Домашнее задание Сочинить четверостишье, используя наречия: ---------далеко ---------глубоко ---------весело ---------высоко Морфологический разбор одного из слов. |
Домашнее задание Сочинить четверостишье, используя наречия: ---------далеко ---------глубоко ---------весело ---------высоко Морфологический разбор одного из слов. | Домашнее задание Сочинить четверостишье, используя наречия: ---------далеко ---------глубоко ---------весело ---------высоко Морфологический разбор одного из слов. | Домашнее задание Сочинить четверостишье, используя наречия: ---------далеко ---------глубоко ---------весело ---------высоко Морфологический разбор одного из слов. |
Домашнее задание Сочинить четверостишье, используя наречия: ---------далеко ---------глубоко ---------весело ---------высоко Морфологический разбор одного из слов. | Домашнее задание Сочинить четверостишье, используя наречия: ---------далеко ---------глубоко ---------весело ---------высоко Морфологический разбор одного из слов. | Домашнее задание Сочинить четверостишье, используя наречия: ---------далеко ---------глубоко ---------весело ---------высоко Морфологический разбор одного из слов |
Домашнее задание Сочинить четверостишье, используя наречия: ---------далеко ---------глубоко ---------весело ---------высоко Морфологический разбор одного из слов. | Домашнее задание Сочинить четверостишье, используя наречия: ---------далеко ---------глубоко ---------весело ---------высоко Морфологический разбор одного из слов. | Домашнее задание Сочинить четверостишье, используя наречия: ---------далеко ---------глубоко ---------весело ---------высоко Морфологический разбор одного из слов. |
Предварительный просмотр:
Русский язык.
Тема: Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
Цель урока:
- Создать условия для формирования у учащихся понятия «непроизносимые согласные в корне слова».
- Способствовать развитию психологических процессов (внимание, мышление, память), самостоятельности школьников, познавательных интересов.
- Содействовать воспитанию чувства коллективизма, дисциплины, интереса к предмету. Формировать УУД. Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель и задачи на уроке. Коммуникативные УУД: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
Оборудование: карточки для групповой работы; таблица – девиз.
Ход урока
I. Мотивационный этап.
1). Организационный момент
- Сегодняшний урок принесет нам всем радость общения и новые открытия.
- Сегодня на уроке вы будете исследователями. А девиз нашего урока вы можете прочитать на плакате:
Ужасно интересно все то, что неизвестно! |
- Откройте тетради, запишите число.
2). Каллиграфическая минутка.
На доске записаны буквосочетания: сн стн сн стн
- Определите закономерность написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.
- Какое сочетание произносится легче? Почему? (Три согласных произнести трудно).
- Оцените свою работу.
II. Операционно – познавательный этап.
1) Ситуация успеха. Актуализация знаний.
* Блицтурнир.
- Что в слове главное? (Его значение)
- В какой части слова хранится общее значение однокоренных слов? (В корне)
-А сейчас в групповой работе мы вспомним, какие орфограммы мы уже изучали.
Задание,вставить пропущенные буквы и определить к какой орфограмме относятся слова.
Тр…ва Оз..ро Г..ра Гн..здо Сл..ны | Сугро.. Сапо.. Ре..кий Чу..кий Дру.. |
Ребята, все ли орфограммы мы вспомнили? Какую?( непроизносимую согласную)
- Назовите, какие способы проверки орфограмм гласных и согласных вы знаете? (Изменить проверяемое слово или подобрать однокоренное)
2) Целеполагание
Работа у доски:
местный честный грустный
[м’эсный’] [ч’эсный’] [грусный’]
- Запишите транскрипцию к данным словам.
- Сравните количество букв и звуков в этих словах?
- Почему количество букв и звуков не совпадает? (В словах есть согласная буква, которая при произношении слова не обозначается звуком).
- Подумайте, почему эти звуки не произносятся? (Три согласных звука стоят рядом и их очень трудно произнести, таким образом, мы упрощаем их произношение).
- Попробуйте определить тему нашего урока.
Тема нашего урока «Непроизносимые согласные»
-Запишите слова: грустный, вкусный.
Варианты записи: грустный, грусный, вкусный, вкустный.
- Что же получилось, задание было одно, а выполнили его по-разному?
- Чего мы ещё не знаем? (Когда надо писать согласную букву в сочетании СН, а когда не надо).
3) Физминутка для глаз.
4). Этап решения проблемы.
- Для того, чтобы узнать когда нужно писать непроизносимый согласный, мы выполним следующую работу .
местный – место | чудесный – чудеса |
честный - честь | интересный – интересы |
грустный – грустит | вкусный – вкусить |
- А что интересного вы рассказали бы про эти слова?
- В своих ответах опирайтесь на следующий план:
1. Наблюдаем.
2. Замечаем.
3. Делаем вывод.
- После выполнения работы в группах, выходите к доске, выбираете свои слова и рассказываете о своих наблюдениях и выводах.
1 группа.
* Слова записаны родственными парами.
* В словах первого столбика выделены СН и Т, а во втором – только Т.
* Произносим слова. В словах первого столбика звук [Т] не произносится, а в их родственных парах – произносится, находится в сильной позиции.
Вывод: чтобы узнать, есть в слове непроизносимый согласный звук [Т] или нет, надо подобрать к этому слову родственное слово, у которого после этого согласного стоит гласный или мягкий знак.
2 группа.
* Слова записаны родственными парами.
* В словах первого столбика выделено сочетание СН. Буквы Т нет.
* Произносим слова. Звук [Т] не произносится.
Вывод: если при произношении звук [Т] не появляется в родственных словах, буквы в этом месте не должно быть.
(в исследованных нами словах согласные звуки мы не слышим, а буквы пишем)
5). Обобщение.- Над какой темой мы сегодня с вами работаем?
- Давайте вернемся к словам и определим, как же нужно было их написать?
- Прочитайте ещё раз девиз нашего урока. Что вы увидели интересного по нашей теме? (В слове неизвестно непроизносимый согласный т, проверочное слово весть, вести).
- Почему в словах ужасно и интересно нет согласной т? (В словах ужасно, интересно нет буквы т, проверочные слова ужасы, интересы).
- Спишите девиз нашего урока, подчеркните орфограмму.
6). Этап воспроизведения новых знаний.
1).Работа по учебнику(с.37)
-Прочитайте задание и выполните упражнение.
2). Самостоятельная работа( если останется время
-А сейчас каждый из вас выполнит задания по карточке, используя новое открытие. Найдите проверочное слово, соедините его стрелкой с проверяемым. Запишите, если нужно букву.
Учас…ник | ярость |
Чес…ная | часть |
Чудес…ная | прекрасен |
Ярос…ный | чудеса |
Прекрас…ное | уста |
Ус…ный | честь |
Взаимопроверка в парах. Оцените работу соседа.
III. Рефлексивно - оценочный этап.
1) Контроль Коллективная работа
(На стенах и мебели в классе развешены карточки со словами.)
- Дети, в нашем классе заблудились “слова” - найдите их и распределите все слова в три группы.
(Дети распределяют слова, а учитель развешивает карточки в столбики)
парный согласный | безударный гласный | непроизносимый согласный |
травка сугроб жираф гараж город | голодный сосновый небесный трепещет зимний | окрестный местный известный радостный праздничный |
- Как проверить написание парного согласного в корне?
- Как проверить написание безударного гласного в корне?
- Как проверить написание непроизносимого согласного в корне?
- В третьем столбике найдите лишнее слово. Почему?
- Об этом мы будем говорить на следующем уроке.
2). Домашнее задание: написать рассказ, используя слова с непроизносимыми согласными.
3). Рефлексия
- Урок наш подходит к концу. Какую проблему мы сегодня решали?
- Какое совершили открытие?
- А теперь проанализируйте свою работу на уроке. Отметьте настроение на полях тетради.
– Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Ι скл. | ΙΙ скл. | ΙΙΙ скл. |
| прилагательное | блестел - блеск рассвет снова начал росли растут юный юннат Отчизна Отечество Родина | ||||
И | предлоги | Ж. р. М. р. -а -я | М. р.□ С. Р. -о -е | Ж. р. ь | Мн. ч. | М. р. | Ж. р. | С. Р. | |
Кто? Что? | -а -я | -о -е | □ь | -ы -и -а -я | -ой -ый -ий | -ая -яя | -ое -ее | ||
Р нет | от, до, из, без, у, для, с, около, вокруг кого? чего? чья? откуда? | -ы -и | -а -я | -и | -ов -ев -ей □ | -ого -его | -ой -ей | -ого -его | |
Д дам | к, по кому? чему? где? куда? | -е | -у -ю | -и | -ам -ям | -ому -ему | -ой -ей | -ому -ему | Однородные члены о, о а, но, да и-, -и-, и что?, чтобы? |
В вижу | в, на, за, с, по, под, через кого? что? куда? | -у -ю | -а -я -о -е | □ь | -ы -и -а -я | -ый -ий | -ую -юю | -ое -ее | |
Т горжусь | за, под, с, над, перед, между кем? чем? где? | -ой -ей | -ом -ем | -ью | -ами -ями | -ым -им | -ой -ей | -ым -им | Глагол не решил не искал |
П думаю | в, о, на, при, об о ком? о чём? где? как? какая? | -е | -е | -и | -ах -ях | -ом -ем | -ой -ей | -ом -ем |
Предварительный просмотр:
Упражнения по теме «Правописание глаголов»
Упражнение 1.
Составьте словосочетания с глаголами.
Встретится — встретиться, освободится — освободиться, отразится — отразиться, вернутся — вернуться, веселится — веселиться, садится — садиться, чистится — чиститься, беспокоится — беспокоиться, ссорится — ссориться, проснутся — проснуться, познакомится — познакомиться.
Упражнение 2.
Спишите, вставьте пропущенные буквы.
Надо было торопит...ся. Километра через два д...лина вдруг стала сужива...ся. Начали попада...ся глинистые сланцы. Ширина д...лины то суживае...ся метров до ста, то расширяе...ся более чем на километр. Ответвления реки образуют такой лабиринт, в котором очень легко заблуди...ся, если не держа...ся главного русла. По хребту, поросш...му лесом, надо идти осторожно, надо часто останавлива...ся, осматрива...ся, иначе легко сби...ся с пути. (В. Арсеньев)
Упражнение 3.
Вставьте пропущенные буквы в инфинитивных формах.
Чист...ть, молв...ть, порт...ть, мыл...ться, опостыл...ть, знач...ть, спор...ть, обезлюд...ть, обезум...ть, та...ть, прав...ть, вер...ть, кашл...ть, плак...ть, езд...ть, ка...ться, замет...ть, наде...ться, завис...ть, обид...ть.
Упражнение 4.
Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите проверочные слова (глагол в форме инфинитива).
Леле...л, наде...лся, послыш...лся, всматрив...лся, вид...лся, обид...л, знач...л, та...л, оконч...л, повес...л, вылеч...л, ненавид...л, спор...л, кле...л, стро...л, се...л.
Упражнение 5.
Вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы и объясните их написание.
Санкционир...вать митинг, участв...вать в пикете, вывед...вать тайну, оказ...вать воздействие, приказ...вать подчиненному, раскруч...вать веревку, развед...вать месторождение угля, доклад...вать о результатах, исповед...вать ислам, проповед...вать добро, попотч...вать пельменями, команд...вать армией, опроб...вать новое оружие, использ...вать достижения техники.
Упражнение 6.
Составьте словосочетания с приведенными ниже глаголами. Объясните, чем обусловлено различие в их написании.
Обессилеть — обессилить, обледенеть — обледенить, ослабеть — ослабить, обезденежеть — обезденежить, обескроветь — обескровить, обесплодеть — обесплодить, обезножеть — обезножить.
Упражнение 7.
Перепишите. Выделите окончания и определите спряжение глаголов.
Лыка не вяжет, далеко не уедешь, калачом не заманишь, как только земля терпит, руки не доходят, не разгонишься, ухо режет, на бедного Макара все шишки валятся, своя ноша не тянет, правда глаза колет, души не чает, на языке вертится, ковром стелется, комара не обидит, пальчики оближете, комар носу не подточит, дареному коню в зубы не смотрят.
Упражнение 8.
Определите спряжение глаголов, образуйте форму 2-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа.
Сеять, ознакомиться, веять, гнать, стелить, ненавидеть, слышать, колоть, таять, зависеть, надеяться.
Упражнение 9.
Выпишите глаголы и вставьте пропущенные буквы.
(Он) подыщ...т работу, (он) дополн...т ответ, дыш...тся легко, засе...шь поле, обкле...шь обоями, вытр...шь насухо, колыш...тся знамена, народ бор...тся, снег та...т, все завис...т от обстоятельств, брод...шь по аллеям, он ненавид...т ложь, сказанного не ворот...шь, ты все мож...шь, солнце гре...т, окно заиндеве...т, слыш...шь все шорохи, хоч...тся выиграть.
Упражнение 10.
Спишите пословицы. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.
1) За двумя зайцами погон...шься — ни одного не пойма...шь. 2) Много буд...шь знать — скоро состар...шься. 3) Правда глаза кол...т. 4) Конь вырв...тся — догон...шь, слова сказанного не ворот...шь. 5) Руки не протян...шь, так и с полки не достан...шь. 6) Дождь вымоч...т, а солнышко высуш...т. 7) Мягко стел...т, да жестко спать. 8) Человек, он все уме...т: он и паш...т, он и се...т.
Упражнение 11.
Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание личных окончаний глаголов.
1) На краю горизонта тян...тся серебряная цепь снеговых вершин. (М. Лермонтов) 2) Заунывный ветер гон...т стаю туч на край небес, ель надломленная стон...т, глухо шепч...т темный лес.(Н. Некрасов) 3) Сторож не спеша отбивал часы: удар...т раз и ждет, пока звук не раста...т в голубом воздухе. 4) Грозно смотр...т из-под туч сумрачные горы. (А. Майков) 5) На темно-сером небе кое-где мига...т звезды; влажный ветерок изредка набега...т легкой волной; слыш...тся сдержанный, неясный шепот ночи. (И. Тургенев)
Тест по теме «Правописание глаголов»
1. В каком варианте пишется Ь?
1) делает...ся
2) мне не нравит...ся
3) будет строит...ся
4) крапива жалит...ся
2. В каком варианте не пишется Ь?
1) не могу взят...ся
2) будет старат...ся
3) не хочу злит...ся
4) прут гнет...ся
3. В каком варианте пишется Ь?
1) болт закрепит...ся
2) больной лечит...ся
3) вопрос выяснит...ся
4) надо распорядит...ся
4. В каком варианте не пишется Ь?
1) Мечта может осуществит...ся.
2) Дождь должен прекратит...ся.
3) Он ни к кому не обратит...ся.
4) Ученик не может сосредоточит...ся.
5. В каком слове пишется буква И?
1) ты бор...шься
2) мы накол...м дров
3) лицо пыш...т здоровьем
4) мы высп...мся
6. В каком слове пишется буква Е?
1) белье полощ...тся
2) терп...шь боль
3) никого не обид...т
4) вы все предвид...те
7. В каком слове пишется буква И?
1) куст вян...т
2) все забуд...тся
3) увид...л друга
4) калачом не заман...шь
8. В каком слове пишется буква И?
1) тяжело дыш...т
2) проща...мся молча
3) стел...т постель
4) ничего не увид...ли
9. В каком слове пишется буква Ю?
1) они мел...т кофе
2) крупы порт...тся
3) они справ...тся
4) занятия оконч...тся
10. B каком слове пишется буква Я?
1) они распор...т швы
2) родители хлопоч...т
3) они ма...тся без дела
4) дети стро...т дом из песка
11. В каком варианте пишется И?
1) ты скоро выздорове...шь
2) собака ла...т
3) ночь дыш...т прохладой
4) ветер ве...т
12. В каком варианте пишется А?
1) они ни на что не наде...тся
2) они услыш...т твой голос
3) всей правды тебе не скаж...т
4) колыш...тся травы
13. В каком варианте в глаголе пишется Е?
1) война многих осирот...ла
2) воздух нас опьян...л
3) повесел...л ребят
4) край обезлюд...л
14. В каком варианте в глаголе пишется И?
1) поместье обедн...ло
2) я обессил...л от тяжкого труда
3) солдат обескров...л от раны
4) голод ослаб...л организм
15. В каком варианте глагол имеет суффикс -ЫВА-?
1) завед...вать отделом
2) оправд...вать друга
3) исповед...вать христианство
4) завид...вать согласию
16. В каком варианте глагол имеет суффикс -ОВА-?
1) испыт...вать печаль
2) приз...вать к примирению
3) задум...ваться над своей судьбой
4) попроб...вать заглянуть в будущее
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку "Русский Алфавит, или Азбука"
урок интеграции православия в предмет...
Разработка урока по русскому языку в 1 классе по теме: "Звуки русского языка"
Разработка урока по русскому языку...
Разработка урока по русскому языку "Буквы русского языка. Алфавит.»
Проект урока по русскому языку в 1 классе по программе УМК "Гармония"...
Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе"Русский язык как знаковая система"
Вводное занятие поможет ученикам дать определение термину "русский язык", выделить основные функции языка и выявить место русского языка в системе знаков...
Методическая разработка урока по русскому языку "КВН "Знатоки русского языка"
Тема: КВН «Знатоки русского языка»Учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» города ВалуйкиЦуканова Е.АЦели: прививать интерес к предмету; развивать логическое мышление.Оборудование: карточки, словари, пла...
методическая разработка урока по русскому языку в 4 классе по теме "Слово в языке и речи. Лексическое значение слова."
конспект урока...
Методическая разработка урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или азбука"
Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской области Технологическая карта урока по русскому языкуТема: Русский алфавит, или азбукаЦели Познакомить детей с алф...