Разработка урока по русскому языку в 1 классе по теме: "Звуки русского языка"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Класс: 1
Предмет: Русский язык
Тема: Звуки русского языка
Цель: развитие личности учащегося на основе усвоения предметных знаний и УУД.
Задачи:
предметные:
Организовать деятельность учащихся по освоению способов различать звуки русского языка; характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие);
Метапредметные:
Познавательная:
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач
Регулятивные:
- целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
-принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
-адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
Коммуниктивные:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
-уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- уметь работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Личностные:
-способность осознанию рефлексивного алгоритма «Я-мы –дело».
-помочь осознать социальную, практическую и личную значимость учебного материала.
- помочь осознать ценность совместной деятельности.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
- Здравствуйте, ребята! (Слайд2)Садитесь. -Ребята, представьте, что мы с вами учёные и собрались здесь на конференцию. -А что такое конференция? А как мы можем узнать об этом ? -Верно, что мы и сделаем. (Конференция – это собрание, совещание представителей каких-либо организаций, групп, государств, а также отдельных лиц, учёных для обсуждения определённых вопросов.) - А как вы думаете, какой вопрос мы будем обсуждать на нашей конференции? -Верно, (слайд 3) а на какие вопросы по теме «Звуки русского языка» мы можем ответить? -Давайте дадим ответы на ваши вопросы. 2. Актуализация опорных знаний учащихся. На доске схема:
-Посмотрите на доску, что вы видите? -Кто хочет рассказать по этой схеме о звуках русского языка? -Таким образом, мы с вами ответили на 1 и 2 вопросы. -Какие непарные согласные звуки есть в русском языке? -Как мы обозначаем звук на письме? (Слайд4) Верно. -как показать мягкость согласного звука? (Слайд5) Верно. 3.Постановка цели урока. -Хорошо. Молодцы, ребята! Вы показали отличные знания по теме «Звуки русского языка». -Ребята, наши знания по теме где мы можем применить? Чем же мы сегодня будем заниматься на уроке? -Какова цель нашей учебной деятельности на уроке? 4.Осознанное выполнение различных действий для освоения способов решения учебных задач.
-Обозначьте звуки [з],[в’],[э],[р’],[и]. -А теперь прочитайте слово, которое у нас получилось. 2. Коллективная работа. Устная характеристика звуков. Работа на ноутбуках (диск-электронное приложение к учебнику «Обучение грамоте»): БЕЛКА, ПЕТУХ, КОШКА, УЛИТКА, ЗАЯЦ. -Всех ли животных можно назвать словом «звери»? Почему? -Соотнесите звуковые схемы и картинки - Назовите слова и дайте характеристику первых звуков. -Как вы думаете, какой звук лишний? Почему? 3. Минутка чистописания.(Используется анимированный плакат) -Запишите букву у в тетрадь в следующем порядке: УУУуууУУууУу Проверка: - Посмотрите на слайд, сравните свои буквы с теми, которые на слайде. Оцените свою работу. 4. Самостоятельная работа. -Давайте запишем и слово на букву «у» - улитка по памятке №1: проговорить так как произносим, затем как написано, запоминаем, обозначаем опасные места, записываем, проверяем. Проверка: по слайду 6. -Оцените свою работу. 5. Физминутка для глаз. Слайд 7-8 6. Групповая работа. - Ребята, иностранный мальчик составил такие звуковые схемы: [Б’ЭЛКА], [П’ИТУХ’], [КОШ’КА]. -Как вы думаете, он правильно обозначил звуки? Объединитесь в группы, исправьте ошибки, если они есть. Затем один из представителей группы выступит. Проверка: слайд 9 -Какие ошибки нашли? Докажите. - Молодцы, ребята. Хорошо поработали в группах. 7. Работа по уточнению представления о парности звуков. - Ребята, мы уже вспоминали, что согласные звуки различаются по твёрдости и мягкости. Подберите пару к звукам по вариантам, работаем на карточках. - Не попадитесь в ловушку! 1 вариант 2 вариант [ л’] –[ ] [п] – [ ] [р’] –[ ] [в] – [ ] [ш] - __ [щ’] - __ -Подберите парные согласные по звонкости – глухости. Не попадитесь в ловушку! [т’], [м], [ж] ,[й']. Проверка: взаимопроверка. (Слайд 10 с правильными ответами) - У всех ли звуков нашлась пара? Почему? -Оцените свою работу. 5.Физминутка. (продолжение работы) 8. Упражнение и повторение. Работа в паре. -Я вам составила такие звуковые схемы. Запишите звуки буквами. Обозначьте «опасные» места. Устно составьте предложение с любым из этих слов. [шына], [рощ’а], [р’эка], [сол’], [ч’айка]. Проверка : слайд 11. -Оцените свою работу. 9.Тест. --А теперь проверим, как вы усвоили тему: «Звуки русского языка», а для этого выполним тесты. -Обведи кружок с номером правильного ответа. 1. В каком слове первый звук – согласный? 1. астра 2.осина 3.яблоня 2.какие звуки составляют пару по твёрдости-мягкости? 1.[з] –[з’] 2.[з’] –[с’] 3.[ш] –[щ'] 3.У какого звука нет мягкой пары? 1.[ф] 2.[х] 3.[ц] 4.У какого звука нет звонкой пары? 1.[ц] 2.[с] 3.[ш] Проверка: слайд. 12 - Оцените свою работу. Д.З. (Слайд 13) 5. Контроль и самоконтроль. -Ребята, вспомните цель нашего урока? Достигли мы её или нет? 6. Рефлексивный анализ собственной учебной деятельности на уроке. (Слайд 14) -Ребята, продолжите предложения: На уроке я узнал… Мне было интересно… Я сумел… -Оцените свою работу на уроке? - Спасибо, ребята, за работу. (Слайд 15) -Урок окончен. Встали. До свидания | -Здравствуйте! - Можем узнать у вас, спросить у взрослых, обратиться к словарю. Учащиеся слушают чтение учителя. - Звуки русского языка. -На какие группы делятся звуки русского языка? Характеристика гласных звуков, согласных звуков. Какие непарные согласные звуки есть в русском языке? -Схема «Звуки русского языка» - Звуки русского языка бывают гласные и согласные, гласные – ударные и безударные. Согласные звуки в свою очередь бывают твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими. - [ш], [ж], [ц] – всегда твёрдые. - [ч’], [щ’], [й’] – всегда мягкие. - [й’]- всегда мягкий, звонкий согласный звук. -Квадратные скобки. -Запятой [ `] -Выполнять различные задания, в которых и применим наши знания. -Выполнять задания не допуская ошибок. Обозначают звуки в тетрадях, несколько ребят могут обозначить их на доске. -Звери. -Да, потому что это одно и тоже. Одинаковы по значению. -БЕЛКА – первый звук [б'] – согласный, звонкий, мягкий. -ПЕТУХ – первый звук [п'] – согласный, глухой, мягкий. - КОШКА – первый звук [к] – согласный, глухой, твёрдый. -УЛИТКА – первый звук [у] – гласный, безударный. -ЗАЯЦ – первый звук [з] – согласный, звонкий, твёрдый. Звук [у], потому что гласный, а остальные согласные. На слайде: буква Уу. Дети сверяют с эталоном и оценивают свою работу с помощью сигнальных фонариков: красный- есть ошибки, зелёный – правильно. Дети проговаривают слово, обозначают опасные места, записывают, проверяют. Дети проверяют по эталону: оценивают работу. Учащиеся обсуждают в группах, один из группы выступает, доказывает. Учащиеся работают по вариантам, на карточках. Учащиеся меняются карточками и проверяют друг у друга. - Нет, так как звуки [ш] и [щ’] не имеют пару по твёрдости-мягкости, а звуки [ж] и [й’] по звонкости -глухости Сигналят фонариками, оценивая свою работу. Учащиеся работают в парах. Учащиеся проверяют по слайду, несколько учащихся воспроизводят свои составленные предложения. Оценивают свою работу. Учащиеся выполнят тесты самостоятельно. Оценивают свою работу. -Да, достигли, потому все задания выполнили верно без ошибок. На уроке я узнал новое слово – конференция. Мне было интересно выполнять тесты. Я сумел выполнить задания без ошибок. Сигналят фонариками. | П2 К1 Р7 П4 П4 Р1,К1 П4, Р4,П6 П6,Р4 Р7,П2 П2 П6, Р4, К4 К1 Р6,К5 Р6 Р6 П6 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Звуки /м,м/.Буквы М,м.
Урок построен с использованием приёмов гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили....
Урок по обучению грамоте 1 класс на тему: "Звук [ч\'] и буква Ч"
Открытый урок по чтению в 1 классе....
Урок литературного чтения в 1 классе по теме "Звуки [т], [т], буквы Т,т.
Урок литературного чтения проводится в 1 классе....
Урок обучения грамоте в 1 классе по теме: Звук Ш, буквы Ш,ш.
Данный урок предназначен тем, кто интересуется структурами сингапурского обучения, составлен по УМК "Планета знаний"...
Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Звук и буква Ч"
Урок обучения грамоте с использованием игровой и личностно- ориентированной технологий....
урок русского языка 1 класс по теме "Звуки. буквы"
Данный крок проведён в 1 классе по теме "Звуки и буквы", программа "Щкола России"...
Тест по русскому языку 2 класс по теме "Звуки и буквы"
Тест состоит из двух вариантов....