Разработка урока по русскому языку в 1 классе по теме: "Звуки русского языка"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Разработка урока по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yuldasheva_rasimya.g._urok.docx28.73 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 1

Предмет: Русский язык

Тема: Звуки русского языка

Цель: развитие личности учащегося на основе усвоения предметных знаний и УУД.

Задачи:

предметные:

Организовать деятельность учащихся по  освоению способов различать звуки русского языка; характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие);

Метапредметные:

Познавательная:

- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач

Регулятивные:

- целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

-принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

-адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

Коммуниктивные:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

-уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- уметь работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Личностные:

-способность осознанию рефлексивного алгоритма «Я-мы –дело».

-помочь осознать социальную, практическую и личную значимость учебного материала.

- помочь осознать ценность совместной деятельности.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Самоопределение. Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята!  (Слайд2)Садитесь.

-Ребята, представьте, что мы с вами учёные и собрались здесь на конференцию.

-А что такое конференция? А  как мы можем узнать об этом ?

-Верно, что мы и сделаем. (Конференция – это собрание, совещание представителей каких-либо организаций, групп, государств, а также отдельных лиц, учёных для обсуждения определённых вопросов.)

- А как вы думаете, какой вопрос мы будем обсуждать на нашей конференции?

-Верно, (слайд 3) а на какие вопросы по теме «Звуки русского языка» мы можем ответить?

-Давайте дадим ответы на ваши вопросы.

2. Актуализация опорных знаний учащихся.

На доске схема:

        

-Посмотрите на доску, что вы видите?

-Кто хочет рассказать по этой схеме о звуках русского языка?

-Таким образом, мы с вами ответили на 1 и 2 вопросы.

-Какие непарные согласные звуки есть в русском языке?

-Как мы обозначаем звук на письме?

(Слайд4) Верно.

-как показать мягкость согласного звука?

(Слайд5) Верно.

3.Постановка цели урока.

-Хорошо. Молодцы, ребята! Вы показали отличные знания по теме «Звуки русского языка».

-Ребята, наши знания по теме где мы можем применить? Чем же мы сегодня будем заниматься на уроке?

-Какова цель нашей учебной деятельности на уроке?

4.Осознанное выполнение различных действий для освоения способов решения учебных задач.

  1. «Звуковой диктант»

-Обозначьте звуки [з],[в’],[э],[р’],[и].

-А теперь прочитайте слово, которое у нас получилось.

     2. Коллективная работа. Устная характеристика звуков.

Работа на ноутбуках (диск-электронное приложение к учебнику «Обучение грамоте»):

БЕЛКА, ПЕТУХ, КОШКА, УЛИТКА, ЗАЯЦ.

-Всех ли животных можно назвать словом «звери»? Почему?

-Соотнесите звуковые схемы  и картинки

- Назовите слова и дайте характеристику первых звуков.

-Как вы думаете, какой звук лишний? Почему?

      3. Минутка чистописания.(Используется анимированный плакат)

-Запишите букву у в тетрадь в следующем порядке:  

УУУуууУУууУу

Проверка:

- Посмотрите на слайд, сравните свои буквы с теми, которые на слайде. Оцените свою работу.

4. Самостоятельная работа.

-Давайте запишем и слово на  букву «у» - улитка по памятке №1: проговорить так как произносим, затем как написано, запоминаем, обозначаем опасные места, записываем, проверяем.

Проверка: по слайду 6.

-Оцените свою работу.

5. Физминутка для глаз. Слайд 7-8

6. Групповая работа.

- Ребята, иностранный мальчик составил такие звуковые схемы:

[Б’ЭЛКА], [П’ИТУХ’], [КОШ’КА].

-Как вы думаете, он правильно обозначил звуки? Объединитесь в группы,  исправьте ошибки, если они есть. Затем один из представителей группы выступит.

Проверка: слайд 9

-Какие ошибки нашли? Докажите.

- Молодцы, ребята. Хорошо поработали в группах.

7. Работа по уточнению представления о парности звуков.

- Ребята, мы уже вспоминали, что согласные звуки различаются по твёрдости и мягкости. Подберите пару к звукам по вариантам, работаем на карточках.

- Не попадитесь в ловушку!

1 вариант                             2 вариант

[ л’] –[ ]                                 [п] – [ ]

[р’] –[ ]                                  [в] – [ ]

[ш] - __                                 [щ’] - __

-Подберите парные согласные по звонкости – глухости. Не попадитесь в ловушку!

[т’], [м], [ж] ,[й'].

Проверка: взаимопроверка.  (Слайд  10 с правильными ответами)

- У всех ли звуков нашлась пара? Почему?

-Оцените свою работу.

5.Физминутка.

(продолжение работы)

    8. Упражнение и повторение. Работа в паре.

-Я вам составила такие звуковые схемы. Запишите звуки буквами. Обозначьте «опасные» места. Устно составьте предложение с любым из этих слов.

[шына], [рощ’а], [р’эка], [сол’], [ч’айка].

Проверка : слайд 11.

-Оцените свою работу.

9.Тест.

--А теперь проверим, как вы усвоили тему: «Звуки русского языка», а для этого выполним тесты.

-Обведи кружок с номером правильного ответа.

1. В каком слове первый звук – согласный?

     1. астра

     2.осина

     3.яблоня

2.какие звуки составляют пару по твёрдости-мягкости?

    1.[з] –[з’]

    2.[з’] –[с’]

    3.[ш] –[щ']

3.У какого звука нет мягкой пары?

    1.[ф]

    2.[х]

    3.[ц]

4.У какого звука нет звонкой пары?

    1.[ц]

    2.[с]

    3.[ш]

Проверка: слайд. 12 - Оцените свою работу.

 Д.З. (Слайд 13)

5. Контроль и самоконтроль.

-Ребята, вспомните цель нашего урока? Достигли мы её или нет?

6. Рефлексивный анализ собственной учебной деятельности на уроке. (Слайд 14)

-Ребята, продолжите предложения:

На уроке я узнал…

Мне было интересно…

Я сумел…

-Оцените свою работу на уроке?

- Спасибо, ребята, за работу. (Слайд 15)

-Урок окончен. Встали. До свидания

-Здравствуйте!

- Можем узнать у вас, спросить у взрослых, обратиться к словарю.

Учащиеся слушают чтение учителя.

- Звуки русского языка.

-На какие группы делятся звуки русского языка? Характеристика гласных звуков, согласных звуков. Какие непарные согласные звуки есть в русском языке?

-Схема «Звуки русского языка»

- Звуки русского языка бывают гласные и согласные, гласные – ударные и безударные. Согласные звуки в свою очередь бывают твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими.

- [ш], [ж], [ц] – всегда твёрдые.

- [ч’], [щ’], [й’] – всегда мягкие.

- [й’]- всегда мягкий, звонкий  согласный звук.

-Квадратные скобки.

-Запятой [ `]

-Выполнять различные задания, в которых и применим наши знания.

-Выполнять задания не допуская ошибок.

Обозначают звуки в тетрадях, несколько ребят могут  обозначить их на доске.

-Звери.

-Да, потому что это одно и тоже. Одинаковы по значению.

-БЕЛКА – первый звук [б'] – согласный, звонкий, мягкий.

-ПЕТУХ – первый звук [п'] – согласный, глухой, мягкий.

- КОШКА – первый звук [к] – согласный, глухой, твёрдый.

-УЛИТКА – первый звук [у] – гласный, безударный.

-ЗАЯЦ – первый звук [з] – согласный, звонкий, твёрдый.

Звук [у], потому что гласный, а остальные согласные.

На слайде: буква Уу. Дети сверяют с эталоном и оценивают свою работу с помощью сигнальных фонариков: красный- есть ошибки, зелёный – правильно.

Дети проговаривают слово, обозначают опасные места, записывают, проверяют.

Дети проверяют по эталону: оценивают работу.

Учащиеся обсуждают в группах, один из группы выступает, доказывает.

Учащиеся работают по вариантам, на карточках.

Учащиеся меняются карточками и проверяют друг у друга.

- Нет, так как звуки [ш] и [щ’] не имеют пару по твёрдости-мягкости, а звуки [ж] и [й’] по звонкости -глухости

 Сигналят фонариками, оценивая свою работу.

Учащиеся работают в парах.

Учащиеся проверяют по слайду, несколько учащихся воспроизводят свои составленные предложения.

  Оценивают свою работу.

Учащиеся выполнят тесты самостоятельно.

Оценивают свою работу.

-Да, достигли, потому все задания выполнили верно без ошибок.

На уроке я узнал новое слово – конференция.

Мне было интересно выполнять тесты.

Я сумел выполнить  задания без ошибок.

Сигналят фонариками.

П2

К1

Р7

П4

П4

Р1,К1

П4,

Р4,П6

П6,Р4

Р7,П2

П2

П6,

Р4, К4

К1

Р6,К5

Р6

Р6

П6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Звуки /м,м/.Буквы М,м.

Урок построен с использованием приёмов гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили....

Урок литературного чтения в 1 классе по теме "Звуки [т], [т], буквы Т,т.

Урок литературного чтения проводится в 1 классе....

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме: Звук Ш, буквы Ш,ш.

Данный урок предназначен тем, кто интересуется структурами сингапурского обучения, составлен по УМК "Планета знаний"...

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Звук и буква Ч"

Урок обучения грамоте с использованием игровой и личностно- ориентированной технологий....

урок русского языка 1 класс по теме "Звуки. буквы"

Данный крок проведён в 1 классе по теме "Звуки и буквы", программа "Щкола России"...