1.Самоопределение к учебной деятельности.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
3.Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.
4.Построение проекта выхода из затруднения. Постановка цели.
5.Проектирование и фиксация нового знания.
6.Физкультминутка.
7.Первичное закрепление с проговариванием.
8.Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
9.Включение в систему знаний и повторения.
10.Рефлексия учебной деятельности.
11. Домашнее задание | «Где есть желание, найдётся путь!» Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока (создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность). - Почему сегодня у нас такой девиз? (Наверно, мы будем открывать новые знания.) - Да, вы догадались, сегодня у нас урок открытия нового знания, а значит, мы с вами будем находиться в учебной деятельности. - Поможет нам веселый человечек – Смайлик. (Слайд 2). - Вы готовы к работе? Тогда в путь! - Пожелайте друг - другу удачи! (Звучит фонограмма песни “Дорога добра” из к/ф “Маленький Мук”) - Находясь в учебной деятельности, мы выполним два шага учебной деятельности: (Слайд 3). 1 шаг 2 шаг
- Для начала мы должны повторить то, что уже знаем. - Повторять будем всё подряд? - Нет, только то, что будем делать. Слайд 4 большой – маленький сухой – ? глубокий – ? старый – ? гладить – ? твердый - ? - Внимательно посмотрите на данную запись. Это, ребята, первое препятствие, если мы с ним справимся, то сможем продолжить наш путь. Для этого вам надо правильно сформулировать и выполнить задание к записи и узнать, какую букву мы будем писать на минутке чистописания. - Правильно ли мы справились с первым заданием? (Слайд 4). (Проверка по щелчку). Минутка чистописания. - Буква М. Эту букву будем прописывать на минутке чистописания. -Какой звук слышится? -Дайте ему характеристику. ( Согласный, твёрдый, звонкий непарный.) (Слайд 5). -Что нужно помнить при написании этой буквы? (о наклоне, соединении). Таблица с буквой. (Слайд 6). -Запишите М м всю строчку. - Предлагаю вам написать следующее сочетание букв. (Слайд 7). - Нам надо определить порядок следования букв в этом ряду: мло омл лом. - Последняя буква в каждой ячейке становится первой. -Прочитайте слова. (Слайд 8). Слова на слайде Мороз, морозец, морозный. -Назовите орфограммы, которые встретились в этих словах. (Непроверяемая безударная гласная «о», сочетание «оро» и парная согласная «з».) -Как проверить парную согласную? Докажите. -Запишите слова. -Что общего в этих словах? (корень) -Выделите его. Какие части слова участвовали в формировании новых слов? -Образуйте однокоренное слово по схеме: приставка, корень, суффикс, окончание. (Заморозки) -Как понимаете это слово? (Легкий утренний мороз осенью или весной) - Путь свободен, снова в путь! Словарная работа (Слайд 9). - Ребята, нам снова не пройти. У нас на пути заколдованный лес, чтобы волшебные деревья расступились, мы должны разгадать шифр. Внимательно посмотрите на данный шифр.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 1 | А | М | Н | О | Р | К | В | У | 2 | С | Г | Д | Я | Л | Ч | Ц | Т |
и на ключ к нему: 2-1 1-4 2-5 1-4 1-2 1-1 - Разгадав ключ данного шифра, вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке. - Какое слово зашифровано? - Зашифровано слово солома. - Что такое солома? Солома – это стебли пшеницы, ржи и других злаковых растений. (Слайд 10). - Но если стебли стоят на корню, с колосьями, то это еще не солома. Как же получается солома? (Солома получается после обмолота зерен.) -Что же такое солома? Скажите полностью. - Солома – это стебли злаковых растений, которые остаются после обмолота. - Найдите слово солома в орфографическом словарике. Напишите его, поставьте ударение. На правописание какой буквы следует обратить внимание? - Следует обратить внимание на правописание непроверяемой безударной гласной О. Ее надо запомнить. (Дети записывают слово в тетрадь.) Семеро одну соломину поднимают. (Слайд 11.) Не подкладывай к огню солому. Соломиной не подопрешь хоромины. - Ребята, прочтите написанное. Как можно назвать эти предложения, одним словом? - Пословицы. - Какие слова в данных словах вам незнакомы? (учитель объясняет значение новых слов) Объясните смысл каждой пословицы (осуществляется работа по выявлению смысла пословиц) - Из пословицы. Семеро одну соломину подымают можно понять, что солома легкая. - В пословице. Не подкладывай к огню соломы говорится о том, что солома хорошо горит. - Из пословицы. Соломиной не подопрешь хоромины ясно, что солома ломкая, хрупкая, непрочная. Беседа о многообразии слов. (Слайд 12). - Ребята, давайте вспомним, из чего состоит наша речь? - Наша речь состоит из слов. - Знаете ли вы, сколько слов в русском языке? - А во всех языках вместе взятых?
- Представьте себе огромный мешок, из которого посыпались слова. Что делать? Конечно, наводить порядок! А как? Надо их как-то сгруппировать. Но можно ли на одну «полку» положить слова хлеб и плакать, на другую у и плохо. Будет ли порядок? - Как же классифицировать слова? Что значит классифицировать? (Разделить по группам, разрядам, классам). - Значит, нам надо найти условие (что-то общее), по которому можно разбить слова на группы. /Затруднение! Проблема!/
- Обратите внимание, что вы здесь видите? - Предложение. Легкий морозец к вечеру затягивал звездами лужицы. ( Слайд 13). Мы сможем продолжить дальше свою экскурсию, если вы правильно надпишите над каждым словом, к какой части речи они относятся. Далее идет работа над выявлением, на какие вопросы отвечают данные слова в предложении. - А давайте проверим. - Какое слово в предложении осталось не названым? - Не названо слово к. - Что вы о нем можете сказать? - К – это предлог. Предлоги служат для связи слов в предложении. - Имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги – это части речи. Все слова в русском языке, являются какой–либо частью речи. Как определить, к какой части речи относится то, или иное слово? - Чтобы определить, к какой части речи относится то или иное слово, надо задать к нему вопрос и узнать, что оно обозначает.
- Тогда цель нашего сегодняшнего урока? ( Слайд 14). (Научиться определять части речи) - Сформулируйте тему урока. (Части речи в русском языке).
- Давайте составим схему к изученной теме “Части речи” и сделаем вывод: (Слайд 15). Вариант схемы.
Составление алгоритма. (Слайд 16). 1.Задать вопрос к слову. (появляется табличка) 2.Определить, что обозначает это слово. (табличка) 3.Название части речи.
Работа в группах. Дети в группах составляют правила об этих частях речи: 1 группа- имя существительное. 2 группа- имя прилагательное. 3 группа- глагол. 4 группа- предлог. Дети крепят свои правила к доске. Проверим наши правила. Самопроверка. -Прочитай правило в учебнике и сравни со своим. (Учебник с.5, правило). - Мы много трудились, пора и отдохнуть.
Физкультминутка «Лови Снежинку».. (Слайд 17).
(Слайд 18). Используя упр. 208 составляем из рассыпанных слов предложения первых два, используя разные части речи (составляем устно в парах, записываем 2 предложения и определяем все части речи в первом 1-ый вариант, во втором 2-ой вариант.) Рассвет наступает медленно. Листья на деревьях не шелестят. Птицы еще не поют. Прозрачные капли росы сверкают на траве. Алое солнце покажется скоро из-за леса. (Озаглавить) - Проверяем. Предлагаю продолжить экскурсию.
Самостоятельная работа. Упражнение в определении частей речи. (Слайд 19). – Положите перед собой индивидуальные листочки с заданием. Разбейте множество слов на группы. Подчеркни цветным карандашом: - красным – слова, обозначающие предмет;
- зеленым – слова, обозначающие действия;
- синим – слова, обозначающие признак;
- желтым – слова, к которым нельзя поставить вопрос.
Свет | у |
|
| лисица |
|
|
| бежать | за |
| учить |
| рыжий |
|
| На |
|
|
|
| медведь |
|
| жарит |
| вкусные |
|
| синее |
| пишет |
|
|
|
| От |
| нежный |
| красивый |
|
| до |
| домик |
|
| огород |
| смотрит |
|
|
|
- Проверьте свою работу. (Проверка по эталону.) Мини-сочинение, устное рисование картин. (Слайд 20). С помощью одних существительных можно написать текст. -Составьте мини-сочинение на тему «Зима», используя только существительные. На слайде иллюстрация на тему «Зима» (Ответы детей) Снег. Луна. Тишина. Месяц. Звёзды и мороз. Скрип колёс. - Удивительное Имя существительное, не используя другие части речи мы смогли «нарисовать» картины природы. Слайд 21).
- Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам преодолеть все трудности и сделать на уроке открытие. - Вспомните, с каких слов мы начали урок? - Чему научились? - Довольны ли вы своей работой? - Вспоминаем тему урока: «Части речи» Формирование выводов по изученному материалу. Используем ключевые слова: самостоятельные, служебные, части речи, вопросы, обозначает, группы, закон. Опираясь на таблицу, закончи предложения. Сегодня я убедился в том, что… все слова русского языка делятся на большие группы – части речи. Это закон языка. Теперь я умею определять…части речи, задавать к ним вопросы, определять их значение. Я знаю, что в русском языке…есть самостоятельные и служебные части речи. - Если вам все удалось на уроке, выбирайте – весёлый смайлик, а если у вас остались неразрешенные проблемы – задумчивый, если вам ещё понадобится помощь - грустный. ( Слайд 22).
- Молодцы! Спасибо за хорошую работу! (Слайд 23).
Упр. 1, стр. 17 (Слайд 24).
| Личностные УУД: - интерес к изучению языка. Познавательные УУД: - извлекать информацию, представленную в разных формах. Коммуникативные УУД: - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Регулятивные УУД: - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные УУД:- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; - строить рассуждения. Коммуникативные УУД: -высказывать и обосновывать свою точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Личностные УУД: - интерес к изучению языка. Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные УУД: - строить рассуждения. Коммуникативные УУД: -высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Личностные УУД: - интерес к изучению языка. Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные УУД: - строить рассуждения. Коммуникативные УУД: -высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Личностные УУД: - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Регулятивные УУД: - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные УУД: - осуществлять анализ и синтез. Коммуникативные УУД: - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; -высказывать и обосновывать свою точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Личностные УУД: - интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Регулятивные УУД: - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Познавательные УУД: - строить рассуждения.
Коммуникативные УУД: - слушать и слышать других. Пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Личностные УУД: - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Коммуникативные УУД: -высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Личностные УУД: - чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться совершенствованию собственной речи; - интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Регулятивные УУД: - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Познавательные УУД: - извлекать информацию, представленную в разных формах; - пользоваться словарями, справочниками. Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.
Личностные УУД: - эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции. Регулятивные УУД: - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: - строить рассуждения. Коммуникативные УУД: -высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Личностные УУД: - интерес к изучению языка. Регулятивные УУД: - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Познавательные УУД:- пользоваться словарями, справочниками. |