№ п/п | Дата по плану | Дата по факту
| Тема урока | Характеристика деятельности обучающихся |
|
|
| 1 четверть
|
|
|
|
| Повторение изученного в 1- 3 классах (11 часов) |
|
|
|
| Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык. | Анализировать высказывания о русском языке Высказываться о значении «волшебных слов в речевом общении, использовать их в речи. Составлять текст о речи или языке. Составлять самостоятельно текст по рисунку с включением в него диалога. Определять тему и главную мысль текста, подбирать заголовок к тексту, соотносить его с текстом. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Составлять план текста. Соблюдать нормы построения текста. Находить обращение в предложении. Составлять предложения с обращением. Выделять обращения на письме. Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания и по интонации. Составлять предложения, различные по цели высказывания и по интонации. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Обосновывать использование знаков препинания в конце предложения и знака тире в диалогической речи. Писать текст под диктовку и оценивать правильность его написания. Сравнивать предложение, словосочетание и слово, объяснять их сходство и различие. Выделять в предложении словосочетания. |
|
|
| Язык и речь. Формулы вежливости. |
|
|
| Текст. План текста. |
|
|
| Р/р Подробное изложение текста «Первая вахта» |
|
|
| Текст. Типы текстов. Анализ изложения |
|
|
| Предложение как единица речи |
|
|
| Виды предложений по цели высказывания и по интонации. |
|
|
| Диалог. Обращение. |
|
|
| Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. |
|
|
| Контрольный диктант по теме «Повторение» |
|
|
| Словосочетания. Анализ диктанта |
|
|
| Предложение (9 часов)
|
|
|
|
| Однородные члены предложения (общее понятие) | Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте. Определять, каким членом предложения являются однородные члены предложения. Распознавать однородные второстепенные члены, имеющие при себе пояснительные слова. Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами. Анализировать таблицу «Однородные члены предложения» и составлять по ней сообщение. Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами (и, а, но). Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами. Продолжать ряд однородных членов. Обосновать постановку запятых в предложениях с однородными членами. Оценивать текст с точки зрения пунктуационной правильности. Сравнивать простые и сложные предложения. Различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение. Наблюдать над союзами, соединяющими части сложного предложения. Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного. Выделять в сложном предложении его основ. Составлять сложные предложения. Оценивать результаты выполнения задания проверочной работы. Письменно передавать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. |
|
|
| Связь однородных членов предложения с помощью интонации перечисления и союзов. |
|
|
| Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. |
|
|
| Закрепление по теме «Знаки препинания в предложениях с однородными членами». Словарный диктант |
|
|
| Р/р Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень» |
|
|
| Анализ сочинения. Проект «Похвальное слово знакам препинания» |
|
|
| Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями, входящими в состав сложного. |
|
|
| Сложное предложение и предложение с однородными членами. |
|
|
| Проверочный диктант по теме «Предложение» |
|
|
| Слово в языке и речи (19 часов)
|
|
|
|
| Анализ диктанта Слово и его лексическое значение. | Анализировать высказывания о русском языке. Выявлять слова, значение которых требует уточнения. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы и антонимы. Оценивать уместность использования слов в предложениях. Объяснять алгоритм разбора слов. Различать изученные части речи. Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков. Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи. Анализировать таблицы «Самостоятельные части речи», «Грамматические признаки частей речи» и составлять по ним сообщения. Подбирать примеры изученных частей речи. Находить наречия среди данных слов в тексте. Анализировать грамматические признаки наречия. Определять роль наречий в предложении и в тексте. Классифицировать наречия по значению и вопросам. Образовывать наречия от имён прилагательных. |
|
|
| Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова. |
|
|
| Синонимы, антонимы, омонимы. |
|
|
| Фразеологизмы. Составление текста по рисунку и фразеологизму Обобщение знаний о лексических группах слов. |
|
|
| Состав слова. Значимые части слова. |
|
|
| Распознавание значимых частей слова. |
|
|
| Разбор слова по составу |
|
|
| Правописание гласных и согласных в корнях слов. |
|
|
| Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах. |
|
|
| Правописание приставок и суффиксов. Словарный диктант |
|
|
| Разделительные Ъ и Ь. |
|
|
| Р/р Изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану. |
|
|
| Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи. |
|
|
| Склонение имён существительных и имён прилагательных. |
|
|
| Имя числительное. Глагол как часть речи. |
|
|
| Наречие как часть речи. |
|
|
| Правописание наречий. |
|
|
| Р/р Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» |
|
|
|
| Контрольный диктант за 1 четверть по теме «Части речи» |
|
|
|
|
Имя существительное (41 час)
|
|
|
|
| Работа над ошибками, допущенными в диктанте и сочинении Повторение сведений об имени существительном. | Различать имена существительные, определять признаки имени существительного. Изменять существительные по падежам. Работать с таблицей «Признаки падежных форм имён существительных». Различать падежные и смысловые вопросы. Определять падеж, в котором употреблено имя существительное. Различать имена существительные в начальной и косвенной формах. Соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имён существительных. Определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению и обосновывать правильность определения. Подбирать примеры существительных 1-го склонения. Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 1-го склонения», сопоставлять ударные и безударные окончания существительных 1-го склонения Определять принадлежность имён существительных ко 2-му склонению и обосновывать правильность определения. Подбирать примеры существительных 2-го склонения. Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 2-го склонения», сопоставлять ударные и безударные окончания существительных 2-го склонения Определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению и обосновывать правильность определения. Подбирать примеры существительных 3-го склонения. Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 3-го склонения», сопоставлять ударные и безударные окончания существительных 3-го склонения Сравнивать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие. Классифицировать имена существительные по склонениям. Оценивать результат выполнения проверочной работы Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ его проверки. Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и. Обосновывать написание безударного падежного окончания. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. Использовать правило при написании имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц (врачом – задачей, кольцом – зайцем) Подробно излагать содержание повествовательного текста Контролировать правильность написания текста, находить и исправлять ошибки. Оценивать результат выполнения орфографической задачи Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных в формах множественного числа. Контролировать правильность написания в тексте имён существительных с безударным окончанием, находить и исправлять ошибки. Правильно употреблять в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных в формах множественного числа. Контролировать правильность написания в тексте имён существительных с безударным окончанием, находить и исправлять ошибки. Правильно употреблять в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе. Письменно передавать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. Контролировать правильность написания текста, находить и исправлять ошибки Оценивать результат выполнения работы Работать с памяткой «Разбор имени существительного как части речи», определять последовательность разбора по алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени существительного. Контролировать правильность написания текста, находить и исправлять ошибки |
|
|
| Упражнение в склонении имен существительных и в распознавании падежей. |
|
|
| Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевлённых имён существительных. |
|
|
| Упражнение в распознавании одушевлённых имен существительных в родительном, винительном падежах, дательном падежах. |
|
|
| Упражнение в различении имен существительных в творительном и предложном падежах. |
|
|
| Повторение сведений о падежах и приёмах их распознавания. Несклоняемые имена существительные |
|
|
|
2 четверть
|
|
|
| Три склонения имён существительных (общее представление). 1-е склонение имён существительных. |
|
|
| Упражнение в распознавании имён существительных 1-го склонения. |
|
|
| Р/р Сочинение по репродукции картины А. А. Пластова «Первый снег». |
|
|
| 2-е склонение имён существительных Анализ сочинения |
|
|
| Упражнение в распознавании имён существительных 2-го склонения. |
|
| . | 3-е склонение имён существительных. |
|
|
| Упражнение в распознавании имён существительных третьего склонения. |
|
|
| Типы склонения. Алгоритм определения склонения имёни существительного. |
|
|
| Р/р Подробное изложение описательного текста (на основе текста-образца и картины) |
|
|
| Анализ изложения. Падежные окончания имен существительных единственного числа 1, 2, 3 – го склонения. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных |
|
|
| Именительный и винительный падежи. |
|
|
| Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже. |
|
|
| Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных. |
|
|
| Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже. |
|
|
| Упражнение в правописании имён существительных в дательном и родительном падежах. |
|
|
| Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах. Словарный диктант |
|
|
| Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже |
|
|
| Упражнение в правописании падежных окончаний имён существительных в творительном падеже. |
|
|
| Знакомство с окончаниями имён существительных в предложном падеже. |
|
|
| Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже. |
|
|
| Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. |
|
|
| Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных. |
|
|
| Закрепление навыка правописания безударных падежных окончаний имён существительных. |
|
|
| Р/р Сочинение по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница» |
|
|
| Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе» |
|
|
| Работа над ошибками, допущенными в диктанте и сочинении. Упражнение в правописании существительных с изученными орфограммами. |
|
|
| Склонение имён существительных во множественном числе.
|
|
|
| Именительный падеж имён существительных множественного числа. |
|
|
| Родительный падеж имён существительных множественного числа. |
|
|
| Родительный и винительный падежи имён существительных множественного числа. |
|
|
| Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа. |
|
|
| Р/р Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану |
|
|
| Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе. Тест по теме «Имя существительное» |
|
|
| Контрольный диктант за 1 полугодие по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных». |
|
|
| Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Проект «Говорите правильно». |
|
|
|
| 3 четверть
|
|
|
|
|
Имя прилагательное (31 час)
|
|
| 12.01.15 |
| Имя прилагательное как часть речи. | Находить имена прилагательные среди других слов. Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов. Определять род, число имён прилагательных. Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в ед. числе) Различать начальную форму имени прилагательного. Правильно писать родовые окончания имён прилагательных. Работать с памятками в учебнике. Сравнивать падежные окончания имен прилагательных среднего и мужского рода по таблице. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания имени прилагательного и выбирать наиболее рациональный способ проверки. Сравнивать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе. Изменять имена прилагательные множественного числа по падежам Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных во множественном числе, проверять правильность написания. Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями, находить имена прилагательные с неправильно записанными окончаниями и исправлять в словах ошибки. Работать с памяткой «Разбор имени прилагательного» Определять последовательность действий при разборе имени прилагательного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени прилагательного. Анализировать и излагать письменно содержание описательной части текста-образца. Находить информацию о своём городе в разных источниках. Самостоятельно готовиться к изложению повествовательного текста. |
|
|
| Род и число имён прилагательных. |
|
|
| Начальная форма имён прилагательных. Описание игрушки |
|
|
| Склонение имен прилагательных. |
|
|
| Р/р Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В.А. Серова «Мика Морозов»» |
|
|
| Анализ сочинения. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. |
|
|
| Именительный падеж имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода. |
|
|
| Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже. |
|
|
| Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. |
|
|
| Именительный, винительный, родительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. |
|
|
| Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. |
|
|
| Упражнение в правописании имен прилагательных мужского и среднего рода. |
|
|
| Р/р Выборочное изложение описательного текста. Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке.» А. С. Пушкина» |
|
|
| Анализ изложения. Правописание имен прилагательных мужского и среднего рода. |
|
|
| Склонение имен прилагательных женского рода |
|
|
| Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода. |
|
|
| Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода. |
|
|
| Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода. |
|
|
| Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных. Словарный диктант |
|
|
| Контрольное списывание по теме «Изменение имен существительных по падежам» |
|
|
| Работа над ошибками, допущенными в списывании. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
|
|
|
| Склонение имен прилагательных множественного числа. |
|
|
| Р/р Сочинение – отзыв по репродукции картины Н.К.Рериха «Заморские гости» |
|
|
| Работа над ошибками. Правописание безударных окончаний имен прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах. |
|
|
| Правописание окончаний имен прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах.
|
|
|
| Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа. |
|
|
| Обобщение по теме «Имя прилагательное» Тест по теме «Имя прилагательное» |
|
|
| Р/р Сочинение – отзыв по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» |
|
|
| Анализ сочинения. Обобщение знаний об именах существительных и именах прилагательных. |
|
|
| Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное.» |
|
|
| Работа над ошибками, допущенными в диктанте . |
|
|
|
|
Местоимение (9 часов) |
|
|
|
| Местоимение как часть речи. | Распознавать местоимения среди других частей речи. Определять наличие в тексте местоимений. Различать начальную и косвенную форму местоимений. Определять падеж личных местоимений, употреблённых в косвенной форме. Оценивать уместность употребления местоимений в тексте. Редактировать текст. |
|
|
| Личные местоимения. |
|
|
| Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам. |
|
|
| Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам. |
|
|
| Изменение личных местоимений по падежам |
|
|
| Р/р Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания |
|
|
| Анализ изложений и работа над ошибками. Обобщение по теме «Местоимение» |
|
|
| Контрольный диктант по теме «Местоимение»
|
|
|
| Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Повторение по теме «Местоимение» |
|
|
| Глагол (37 часов)
|
|
|
|
| Роль глаголов языке | Различать глаголы среди других слов и в тексте Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении). Трансформировать текст, изменяя время глагола. Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь) Ставить вопросы к глаголам в неопределённой форме и классифицировать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?. Образовывать глаголы с помощью приставок и суффиксов. Контролировать правильность написания текста, находить и исправлять ошибки. Оценивать правильность содержания, структуры написанного текста и использования в нём языковых структур Работать с таблицами изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Изменять глаголы настоящего и будущего времени по лицам и числам. Определять лицо и число глаголов. Выделять личные окончания глаголов. Познакомиться с глаголами, которые не употребляются в 1-ом лице единственного числа. Определять роль мягкого знака в окончании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущего времени (-ешь, -ишь). Использовать правило написания глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени. Работать с таблицами спряжения глаголов в настоящем и будущем времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжения. Определять спряжение глаголов. Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы « I и II спряжение глаголов» Работать с памяткой определения безударного личного окончания глагола по неопределённой форме. Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола. Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола. Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания. Узнавать возвратные глаголы среди других форм глагола. Правильно произносить и писать возвратные глаголы. Отличать возвратные глаголы, употреблённые в неопределённой форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени Работать с текстом: составлять текст, определять тип текста, тему, главную мысль и части текста; составлять план, выписывать из каждой части глаголы; письменно излагать содержание текста с опорой на выписанные опорные слова. Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов. Соблюдать орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени с частицей не и без частицы. Работать с памяткой «Разбор глагола как части речи». Определять последовательность действий при разборе глагола как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков глагола. Записывать под диктовку текст и оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм.
|
|
|
| Изменение глаголов по временам. |
|
|
| Неопределённая форма глагола. |
|
|
| Образование временных форм от глагола в неопределенной форме |
|
|
| Упражнение в образовании временных форм глаголов |
|
|
| Р/р Изложение повествовательного текста по цитатному плану |
|
|
| Анализ ошибок, допущенных в изложении. Повторение изученного по теме «Глагол» |
|
|
| Контрольный диктант по итогам III четверти. |
|
|
| Анализ ошибок, допущенных в диктанте. |
|
|
| Повторение и обобщение материала, изученного в 3 четверти |
|
|
| 4 четверть
|
|
|
| Спряжение глаголов (общее понятие) |
|
|
| Спряжение глаголов |
|
|
| 2-е лицо глаголов единственного числа настоящего и будущего времени в единственном числе |
|
|
| Р/р Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода» |
|
|
| Анализ сочинений и работа над ошибками. Упражнение в распознавании глаголов во 2-м лице единственного числа и правописании не с глаголами. |
|
|
| I и II спряжение глаголов настоящего времени. |
|
|
| Спряжение глаголов в будущем времени. |
|
|
| Контрольное списывание по теме «Глагол» |
|
|
| Работа над ошибками, допущенными в списывании. Проект «Пословицы и поговорки» |
|
|
| Личные окончания глаголов. |
|
|
| Правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем и в будущем времени. |
|
|
| Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределённой форме и написанию безударных личных окончаний глаголов. |
|
|
| Правописание безударных личных окончаний глаголов. Словарный диктант |
|
|
| Возвратные глаголы (общее представление). |
|
|
| Правописание – тся и – ться в возвратных глаголах. |
|
|
| Упражнение в правописании –тся и -ться в возвратных глаголах. |
|
|
| Закрепление изученного по теме «Глагол» Составление рассказа по серии картинок |
|
|
| Правописание глаголов в прошедшем времени.
|
|
|
| Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. |
|
|
| Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени. |
|
|
| Р/р Изложение повествовательного текста по вопросам. |
|
|
| Анализ изложений. Упражнение в правописании глагольных форм. |
|
|
| Повторение знаний о глаголе как части речи. |
|
|
| Контрольный диктант по теме «Глагол». |
|
|
| Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Тест по теме «Глагол». |
|
|
| Р/р Изложение повествовательного текста |
|
|
| Анализ ошибок, допущенных в изложении. Обобщение по теме «Глагол» |
|
|
|
Повторение (13 часов)
|
|
|
|
| Повторение по теме «Наша речь и наш язык» | Применять в системе полученные знания. Знать изученные орфографические правила. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Приводить примеры всех орфограмм, изученных в 1-4 классах Оценивать результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий Уметь применять на письме изученные орфографические правила, находить способ проверки написания слова. |
|
|
| Повторение по теме «Текст». |
|
|
| Повторение по теме «Предложение и словосочетание». |
|
|
| Повторение по теме « Слово и его лексическое значение» |
|
|
| Повторение по теме «Состав слова. Сложные слова» |
|
|
| Орфограммы в значимых частях слова |
|
|
| Итоговый контрольный диктант по материалу, пройденному в 4 классе. |
|
|
| Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Повторение по теме «Имя существительное» |
|
|
| Повторение по теме «Части речи» |
|
|
| Р/р Изложение повествовательного текста |
|
|
| Анализ ошибок, допущенных в изложении. |
|
|
| Повторение по теме « Звуки и буквы» |
|
|
| Итоговое повторение и обобщение. Игра «Родное слово» |