Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности |
1 этап урока: Организационный момент. Мотивация. |
С каким настроением вы начинаете урок? Надеюсь, что урок русского языка принесёт вам радость от общения друг с другом. Сегодня у вас будет возможность углубить знания и применить свои умения, навыки.
Мотивирование к учебной деятельности. Я желаю вам успеха. Давайте договоримся, что каждый из вас может высказать своё мнение, аргументировать предположение и слушать мнение своих одноклассников. Составьте предложение из слов: родной, любим, свой, мы, язык.
Скажите это предложение с другим глаголом. | Адаптирование к деятельности на уроке.
Проявит эмоциональную отзывчивость.
Составляет и записывает предложение Мы любим свой родной язык.
Устно составляет предложение (уважаем…пони-маем…изучаем… исследуем)
| Включится в учебную деятельность
Формирование желания учиться
Формирование интереса к предмету
| Приветствие учителя. Подготовка рабочих мест
Получает инструкцию на способы взаимодействия на уроке.
Следят за правильностью речевого оформления.
| Умение слушать, организовать рабочее место.
Формирование умения слушать.
Формирование умения слушать.
| Следовать режиму организации учебной деятельности.
Учится устанавливать связь между словами. | Принимать учебную задачу
Осуществляет самопроверку
|
2 этап урока: Постановка цели урока. Самоопределение к деятельности. |
Какие цели мы обычно ставим на уроке русского языка? Чем мы обычно занимаемся на уроке русского языка? | Вспоминает предварительные знания.
Вспоминает деятельность на уроке русского языка – разбираем слова, выделяем орфограмму, проверяем орфограмму, обсуждаем проблему и т.д. | Называет цели: повторяем…исследуем….изучаем…применяем… и т.д. | Слушает и понимает речь других. | Строит своё высказывание . | Учится ставить цели
| Целеполагание на основе известного и неизвестного
|
- этап урока Актуализация знаний и способов действий
|
1.Чистописание Словарная работа.
Отгадайте загадку: Всегда он в работе, Когда говорим, А отдыхает, Когда мы молчим
Наши ребята-исследователи доказали, что слово язык имеет много значений.
Запишите словосочетание средства языка. Что является главной частью в словосочетании? |
1.Записывают число 2.Отгадывают и записывают загадку (язык). 3.Слушают исследователей (два ученика), зачитывают значения слова язык.
Находят главное слово в словосочетании.
|
Развивают мышление
Демонстрация знаний
Изображают графически главное слово – Х
|
Использует речь
Слушает ответы
|
Умение доносить информацию.
Умение слушать |
Принимает учебную задачу – написать слово язык, - найти корень слова, написать словосочетание, -выделить главное слово.
Записывает каллиграфическим почерком словосочетание |
Осуществляет самопроверку.
|
2.Организация проверки домашнего задания -Какое утверждение верно: А) словосочетание называет сущ. и сущ. Б) слово называет сущ. и его признак Измените словосочетание так, чтобы оно называло предмет и его признак. | Выбирает правильный ответ (А)
Сравнивает два словосочетания | Умение определять опорные понятия. | Выражает свои мысли | Умение выражать мысли | Принимает задачу, записывает новое словосочетание языковые средства, выделяет графически главное слово | Устанавливает правильность выполнения задания |
3.Какие средства языка мы вспомнили?
Итак, мы собрали информацию о том, что знаем.
4. Определите, что мы не знаем?
5.Сформулируте тему урока. | Отвечает на вопрос
Делает вывод: знаем средства языка и что является главным в них.
Понимают важность темы.
| Умение определять опорные понятия
Применяет термины при ответе
Умение предполагать познавательные цели | Использует средства общения в паре.
Выражает свои мысли | Строит взаимодействие
Умение вступать в диалог | Заполняет таблицу на карточке . Средства языка? | Что главное? | Что дополняет главное? | слово |
|
| словосоч |
|
| Предлож. |
|
| текст |
|
|
| Осуществляет взаимопроверку, определяют кто выполнил правильно, кто ошибся
Прогнозирование |
- этап Открытие нового. Решение учебной задачи.
|
1.Включает детей в диалог -прочитайте тему, -что значит конкретизировать, -где можно найти эту информацию? -с помощью чего можно конкретизировать слово? -а как можно конкретизировать словосочетание? -из чего состоят предложения? Следовательно, мы можем распространить мысль в предложении. -При помощи чего распространяется мысль? -Что является главным в тексте? -Что может уточнить главную мысль? -Где может находиться главная мысль в тексте? -Давайте проверим наши предположения на с. 43 -Сформулируйте цель урока ещё раз
| Изучает маршрутный лист в учебнике с.40- 41
Ищет новые понятия в теоретических знаниях
Узнаёт, что дополняет главное в слове, словосочетании, предложении, тексте. | Ориетирование в системе знаний.
Метод информационного поиска.
| Отвечает на вопросы.
Коллективное чтение. | Сотрудничество в поиске новой информации | Понимает важность теоретических знаний. | Усвоение нового теоретического материала |
2.Обсуждение результатов поиска по таблице с. 43 -прочитайте. Обсудите примеры, -сделайте вывод «что дополняет главное в языковых средствах» | Заполняет третий столбик на индивидуальной карточке «Что дополняет главное».
Делает вывод | Структурирование знаний
| Работа в паре | Учится сотрудничать со сверстниками. | Учится находить главное в теоретических сведениях | Контроль в форме сличения с таблицей |
|
|
|
|
|
|
|
5. Применение полученных знаний. Первичное закрепление |
1.Запись под диктовку: Город, пригород, городок, загородка -в какой части слова находится орфограмма -какие части слова помогли конкретизировать их значение?
| 1.Записывают. 2.Подчёркивают орфограмму 3.Отвечают на вопрос. 4.Находят лишнее. 5.Выделяют части слова. | Применение полученных знаний | Аргументируют ответ | Учится вести диалог | Учится находить структурные части слова.
Возвращается к таблице | Контроль в форме сличения с таблицей |
2.Составьте слово из слова Словарик –(слово) Лист – Подосиновик – Какие части слова помогли образовать новые слова?
| 1.Читает слово. 2.Уточняет значение. 3.Подбирает новое слово. 4.Выделяет части слова. | Применение полученных знаний. | Аргументируют ответ | Учится вести диалог | Учатся находить структурные части словосочетания.
Возвращаются к таблице | Контроль в форме сличения с таблицей |
3.Найдите словосочетания -около словосочетаний поставь +, -найди главное и зависимое слово -что не является словосочетанием, почему? | 1.Работает на карточках. 2.Ищет словосочетания. 3.Вспоминает, что не является словосочетанием. 4выделяет графически главное и зависимое слова. | Применение полученных знаний. | Аргументируют ответ | Учится вести диалог | Учатся находить структурные части словосочетания.
| Контроль в форме сличения с таблицей |
4.Работа с интерактивной доской. Прочитайте предложения. Льётся дождь. С неба льётся дождь. -чем отличаются предложения. -подчеркните подлежащее и сказуемое. -какой второстепенный член уточняет подлежащее? Сказуемое? | 1.Сравнивает предложения. 2.Находят главные члены и второстепенные . 3.Дают характеристику предложения.
| Применение полученных знаний. | Отвечают на вопросы | Учится выражать мысли | Учатся находить структурные части предложения.
| Контроль в форме сличения с таблицей |
Физкультминутка Я говорю простые предложения, вы выполняете действия. Котёнок проснулся. Котёнок крадётся. Котёнок бежит. Котёнок танцует. Котёнок умывается. Котёнок прыгает Котёнок засыпает.
Каким членом предложения является слово котёнок? Кто такой котёнок? Какая часть слова превратила кота в котёнка?
| Импровизируют действия котёнка. | Подражают котёнку. Ориетируются на здоровый образ жизни. | Коллективная | Активно участвуют в физкультминутке | Правильно выполняют движения. | Принимать учебную задачу |
6. Включение нового в систему знаний (применение разноуровневых творческих заданий)
|
1.-Назовите ещё раз структурные части предложения. -Составьте предложения по схеме. -Выделите графически второстепенные члены предложения. | Составляют по схеме предложения
Сказуемое подлежащее Когда? Где? ______________________________________ подлежащее сказуемое Какое? Где? _____________________________________ | Умение работать со схемами.
| Работа в группах | Необходимая взаимопомощь | Принимает учебную задачу
| Умение корректировать |
2.Индивидуальная работа у доски и в тетрадях с.43 упр.2 | Самостоятельная работа 1.Рассматривают иллюстрацию 2.Читают текст. 3.Подчёркивают главную мысль. 4.Указывают стрелками связь главных членов и второстепенных. 5.Выписывают однокоренные слова. 6.Выделяют части слова.
| Самостоятельное использование знаний. | Индивидуальная | Участвовать в обсуждении. Строить понятные высказфывания.
| Принимает учебную задачу. Учатся находить структурные части самостоятельно. Называют орфограмму. | Умение корректировать свои действия
|
3.Творческая работа «Представь, что ты редактор» -Прочитай предложения из сочинений твоих сверстников. -Все ли слова в них точно и правильно употреблены и построены? -Какова будет твоя правка? -Запиши в исправленном виде. Вывод: уместно используйте слова в речи, не допуская речевых ошибок. Грамотно и точно излагайте мысли. | На интерактивной доске один ученик, остальные в тетради 1.Читают текст. 2.Записывают в исправленном виде. | Использует расширенный словарный запас для решения нестандартного задания. | Индивидуальная | Участвуют в обсуждении. | Получили возможность научиться исправлять речевые ошибки. | Контролировать и оценивать процесс деятельности. |
VII. Рефлексия. Подведение итогов. |
Прейдём к обсуждению результатов деятельности. -Какой был проблемный вопрос? -Что нового лично для себя узнали? -Что было самым главным на уроке? -Продолжите алгоритм действий: прежде чем найти то, что дополняет главное, надо сначала ……. -Где можно применить новые знания? -Кто может научить другого? -Какие советы дадите тем, кто допустил ошибки?
Блиц-опрос (на листочках) Поставь красным цветом галочку возле вопроса, на который ты не можешь ответить.
| 1.Вспоминают проблемный вопрос. 2.Называют структурные части средств языка. 3.Проговаривают алгоритм действий. 3. Дают оценку своей деятельности. 4.Отвечают на вопросы. 5.Дают советы одноклассникам. | Рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Обобщает полученную информацию | Участвует в обсуждении. | Выделяет то, что усвоил. Личные достижения.
| Что распро- страняет предло- жение? |
| Что конкретизи- рует значение в слове? |
| Какое слово в словосочетании уточняет главное? |
| Где находится главная мысль в тексте? |
| Самооценка. Адекватно воспринимать оценку товарищей.
Самоконтроль |
Информация о домашнем задании |
1.Повторить таблицу с. 42 2.Упр. по выбору № 3 или № 4 с. 43 Надеюсь, вы сумеете применить новые знания. Спасибо всем за хорошую работу на уроке! | 1.Записывают д/з в дневник 2.Задают вопросы по заданию. | Прощается с учителем |
| Слушает |
| Принимает учебную задачу. |