урок русского языка по теме:«Общее представление о главных частях в разных средствах языка» Планета знаний
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Тип урока: вводный.
Цель: помочь учащимся целостно представить в каждом средстве языка главные структурные части и выделить те, с помощью которых конкретизируется значение в слове, словосочетании, предложении, тексте.
Задачи:
- повторить языковые средства и их главные структурные части;
-обеспечить развитие аналитических и творческих способностей, умение уточнять, дополнять, конкретизировать значение слов, словосочетаний и распространять мысль в предложении и тексте;
- создать условия для развития умения структурировать и преобразовывать учебную информацию при работе с маршрутным листом, таблицей в учебнике;
- прививать любовь к родному языку, воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, креативность, целеустремлённость;
- способствовать созданию психологического климата на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_3_klass_21_noyabrya.docx | 25.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Мурашова Е.М.
Тема: «Общее представление о главных частях в разных средствах языка»
Тип урока: вводный.
Цель: помочь учащимся целостно представить в каждом средстве языка главные структурные части и выделить те, с помощью которых конкретизируется значение в слове, словосочетании, предложении, тексте.
Задачи:
- повторить языковые средства и их главные структурные части;
-обеспечить развитие аналитических и творческих способностей, умение уточнять, дополнять, конкретизировать значение слов, словосочетаний и распространять мысль в предложении и тексте;
- создать условия для развития умения структурировать и преобразовывать учебную информацию при работе с маршрутным листом, таблицей в учебнике;
- прививать любовь к родному языку, воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, креативность, целеустремлённость;
- способствовать созданию психологического климата на уроке.
Организационный момент
Ребята, надеюсь, что урок русского языка принесёт вам радость от общения друг с другом.
Сегодня на уроке у вас будет возможность применить свои умения и навыки.
Мотивирование к учебной деятельности
Я желаю вам успеха. Давайте договоримся, что каждый из вас может высказывать своё мнение, аргументировать предположение и слушать мнение своих одноклассников.
Работа в тетради.
-Откройте тетради, запишите число (21 ноября) , классная работа
Минутка чистописания
На доске написаны слова:
ст..рик
л…нивый
в…сит
- Прочитайте слова. Определите, что в них общего? Чем различаются?
- Докажите сою точку зрения.
- Цепочку для минутки чистописания составим из 3-х букв.
Первая – обозначает мягкий согласный звук в имени существительном -р
Вторая – твердый согласный звук в глаголе - т
Третья – безударный гласный в имени прилагательном - е
- Что это за буквы?
На доске: Рте Тер Ерт
Запишите цепочку в тетрадь, соблюдая закономерность
Постановка учебной задачи
(Самоопределение к деятельности)
- Обычно мы на уроке русского языка разбираем слова, выделяем орфограмму, обсуждаем проблему, формулируем правило.
- Сегодня мы будем исследователями русского языка
«Открытие» нового знания
1.Внимательно прочитайте записи на электронной доске.
Это злющая собачонка, что хуже уже некуда. Сама маленькая, ножки что спички и очень кривые, а злости больше, чем у тигра. Она жила у одинокой пенсионерки Лидии. Бывало, к Лидии никто не ходит гулять, даже по праздникам. Собачка всегда облает гостя, а то еще и за ногу тяпнет. Прямо до крови.
- Кто узнал, из какого рассказа прочитанного вами на уроке литературы этот отрывок? (Малька и Верный)
- Можно ли этот отрывок назвать текстом? Почему?
- Сформулируйте главную мысль этого текста. ( Про Мальку)
- Что же мы можем назвать главным в тексте?
Внимательно прочитайте ещё один текст на электронной доске и определите его главную мысль.
Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони?
Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка».
Старик сказал! «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».
-Сформулируйте главную мысль.
-Ради содержания какой части написан весь текст? ( 2 часть)
-Её можно тоже назвать главной. (на эл.доске ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ, ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ)
Запишите главную часть текста в тетрадь.
- Какие орфограммы вам встретились? Подчеркните их.
- Автор рассказа называет Мальку «злющая собачонка» (на доске)
- Как называется эта единица языка? (словосочетание)
- Что является главной частью в словосочетании? (Главное слово)
- Запишите словосочетание. Обозначьте графически главное слово.
- Выпишите слово СОБАЧОНКА.
- Почему автор назвал Мальку именно так?
- От какого слова произошло слово собачонка?
- Запишите. Выделите корень. Как образованы однокоренные слова?
СОБАЧОНКА- СОБАКА- СОБАЧКА – СОБАЧИЙ
- Подчеркните орфограмму. В какой части слова находится орфограмма?
(на доске)
- Без какой значимой части не может быть слова? (корень)
- Рассмотрите новый слайд
Вечером поднялась_______. Засвистал в соснах________. Сухой _____ закружился по земле. С неба повалили белые ______.
- Прочитайте. Что затрудняет понимание смысла прочитанного? Какого члена предложения не хватает?
Предлагаются подлежащие: метель, ветер, хлопья, снег
-Добавьте подходящие подлежащие. Запишите предложения.
- Определите, какие предложения по цели высказывания у вас получились? По интонации?
- Что является главным в предложении? ВЫКЛЮЧЕНИЕ экрана
Подчеркните главные члены.
Физминутка
Мы дружно трудились, немного устали.
Быстро все сразу за партами встали.
Руки поднимем, потом разведём
И очень глубоко всей грудью вздохнём.
* * *
Ветер тихо клён качает
Вправо, влево наклоняет
Раз наклон, два наклон
Зашумел листвою клён.
* * *
Все ребята повернулись,
Все ребята потянулись,
А потом они присели
И за парту тихо сели.
Первичное закрепление.
И так мы собрали информацию о том, что знаем о средствах языка.
Возьмите карточку с таблицей, заполните недостающие средства языка и их главные части (работа в парах) – приклеивают в таблицу термины
Средства языка | Что главное? |
Слово | корень |
Словосочетание | Главное слово |
Предложение | Подлежащее и сказуемое |
Текст | Главная мысль |
Проверку проведём по учебнику с. 90
Включение нового знания в систему знаний. Повторение
Используя таблицу, выполните задания.
1.Запишите под диктовку
Город, пригород, городок, загородка.
Подчеркните орфограмму. В какой части слова находится орфограмма?
-Какие части слов помогли уточнить, конкретизировать их значение?
-Какое слово лишнее и почему?
2. Индивидуальная работа на карточках
расстегнул пальто | |
шумит листва | |
бегали и играли | |
ковёр из листьев | |
редкая удача |
- Все ли пары слов являются словосочетанием?
-Около словосочетаний поставьте знак галочка.
-Найдите главное слово. Что дополняет главное? (я пишу на доске пред.)
-Какое слово помогает уточнить, конкретизировать их значение?
-Что не является словосочетанием?
3. Работа с интерактивной доской. Прочитайте предложения
Льётся дождь.
С неба льётся дождь весенний.
-Чем похожи предложения?
-Чем отличаются?
- Запишите 2 предложение.
-Подчеркните подлежащее и сказуемое.
-Найдите второстепенные члены.
-Какой второстепенный член предложения уточняет подлежащее?
-Какой второстепенный член предложения поясняет сказуемое?
-Дайте характеристику предложениям.
(повеств., невоскл.)
ВКЛЮЧАЕМ ДОСКУ
Физминутка
Я говорю простые предложения, вы импровизируете действия.
- Котёнок проснулся.
- Котенок крадется (движение на цыпочках).
- Котенок бежит (выполняется движение с пятки на носок).
- Котенок танцует (различные танцевальные движения).
- Котёнок умывается.
- Котёнок прыгает.
- Котёнок засыпает.
-Каким членом предложения является cлово котёнок?
- Прочитайте текст на доске
У меня дома есть котенок он очень смешной и шустрый котик редко сидит на месте, любит играть и прыгать я назвала его Снежком, потому что он белый и пушистый.
Что мешает восприятию текста?
Запишите текст, определив границы предложения.
VII. Рефлексия. Подведение итогов.
-Давайте обсудим результаты нашей деятельности.
-Вспомните, какой был проблемный вопрос нашего урока
-Что нового лично для себя вы узнали на уроке?
- С какими новыми словами, понятиями вы познакомились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "Группы слов с общим значением" 2 класс УМК "Планета знаний"
Конспект урока русского языка во 2 классе с презентацией. Тема: "Группы слов с общим значением" . УМК "Планета знаний"...
Урок русского языка по теме: "Общее представление о частях речи"
Данная разработка урока русского языка во 2 классе по теме "Части речи" (урок открытия новых знаний) и презентация к данному уроку может быть применена к любому УМК по русскому языку при изучении данн...
Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Общее представление о тексте" 1 класс (конспект + презентация)
Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Общее представление о тексте" 1 класс (конспект + презентация)...
Учебно- методический комплект по русскому языку на тему: "Общее представление о тексте и предложении" 1 класс Школа России
Учебно- методический комплект по русскому языку на тему: "Общее представление о тексте и предложении" 1 класс...
Презентация " Урок русского языка по теме " Общее представление о правописании частей слова" 3класс
Презентация урока русского языка по теме " Общее представление о правописании частей слова" УМК " Школа России"3 класс...
Конспект урока по русскому языку по теме "Общее представление о корне и однокоренных словах".
Данный конспект урока поможет учителю дать представление о корне слова и однокоренных словах....
Технологическая карта по русскому языку по теме "Общее представление о частях речи" (2 класс) УМК: «Школа России 2014», учебник Русского языка: 2 кл.: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий– Ч.2.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний;Цель урока: формирование понятия «части речи»Задачи урокаДидактические:формировать у обучающихся понятие «части речи;формировать у...