Конспект урока по теме "Письмо строчной буквы "я"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Белоус Елена Владимировна

Конспект урока по теме "Письмо строчной буквы я"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_bukva_ya.docx25.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет: Письмо

Класс: 1

Программа: УМК  «Школа России»

Автор: Белоус Елена Владимировна, учитель начальных классов,  педагогический стаж - 15 лет

Тип урока: Открытие нового знания

Тема: Письмо строчной буквы я

Цель урока: Формирование в памяти учащихся  чётко-дифференцированного зрительно-двигательного образа строчной  буквы я

Задачи урока: 

1) Закрепить знания о букве я;

2)  Познакомить с алгоритмом  написания строчной  буквы я ;

3) Продолжить работу над формированием умения анализировать слова, воспринятые на слух, совершенствовать умение выполнять виды соединений букв в слове;

4) Воспитывать интерес к родному языку, взаимопомощь

5) Формировать УУД (умение принимать учебную задачу, анализировать, работать в паре, самостоятельно, работать по алгоритму и схеме, сотрудничать, оценивать  и контролировать свою деятельность, моделирование).

Содержание урока:

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Орг. момент

- Добрый день,  ребята!                         -Подравнялись, настроились на работу, улыбнулись друг другу, улыбнулись мне, присаживайтесь. Положили голову на парту, повторяем за мной: «У меня всё получится, я смогу многому научиться, помогу товарищу, если потребуется моя помощь».

-Повторяют за учителем

Личностные

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

II. Мотивационный

Работа над темой, постановка проблемной ситуации,

постановка цели, планирование деятельности

Физминутка

- Сегодня до  урока   мне передали конверт для учеников 1 класса, т. е. для вас, ребята. Как вы думаете, что в конверте? Кто поможет мне открыть конверт и узнать , что в нём?

Так что же передали в конверте 1 классу?

Постарайтесь их отгадать.

-Красна лисица из своей норки не выходит. (язык)

- Избушка нова,

  Жильца нет,

  Жилец появится,

  Изба развалится. ( яйцо)

- Когда он нужен,

  Его выбрасывают.

  А когда не нужен,

  поднимают. ( якорь)

- Начинается концом,

  Кончается началом.

  Чем больше из неё берёшь,

  Тем больше она становится. (яма)

- У какого животного хвост заново отрастает? (ящерица)

- Спелое, красное, сладкое,

   Хрусткое, с кожицей гладкою.

   Я пополам его разломлю,

   И с другом своим я его разделю.

                        (яблоко)

-  Что общего у всех отгадок?

- А какую букву мы используем для записи этих слов?

- Можем ли мы записать слова -отгадки сразу?

-  Для чего нужно научиться писать новую букву?

- Поднимите руку, кто хочет научиться писать эту букву?

- Мы встретили затруднение, значит нам не хватает знаний, какой тип урока сегодня ?

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

-  Давайте попробуем поставить цель урока

-Чтобы достичь поставленной цели, нужно спланировать свою деятельность, поставить задачи урока, сформулируйте их.

Ответы детей

Выходит ученик, вскрывает конверт.

Загадки

Начинаются  со звуков [й а],  и буквы я

Строчную я

Нет, т.к. не умеем писать строчную букву я

Чтобы уметь записывать слова, не допускать ошибок

Поднимают руку

 Изучение нового материала

Письмо строчной буквы я

Знакомство с алгоритмом написания, умение писать строчную букву я

1. Повторить знания о букве я

2. Познакомиться с алгоритмом

 3. Научиться писать строчную букву я

4. Закрепить в письме соединений, слов

Познавательные

-поиск      информации

Регулятивные

-формулирование, принятие и сохранение цели

Личностные

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Регулятивные

-постановка учебных задач

- планирование

III. Операциональный

1) Открытие нового знания

Пальчиковая гимнастика

2) Применение полученных знаний

-  Какую задачу мы поставили перед собой первой?

- Оценивать мы себя будем по критерию внимательность

- Для этого, я предлагаю поработать в парах. У каждой пары на столе лежат карточки с картинками. Их нужно распределить в две группы.

- Рассмотрите картинки и решите,  по какому критерию вы будете их распределять?  (яблоко, якорь, Яша, маяк, мяч, хомяк, Яна.)

- Молодцы! Итак,  задание: распределите слова в две группы по критерию: наличие звука [а] -  [йа]

- Проверка на наборном полотне (сигналы).

- Что мы повторили, выполняя это задание?

- Вернёмся к задачам урока, повторите 1 задачу, по какому критерию будем себя оценивать? Оцените себя, насколько вы были внимательны, выполняя задание

- Переходим ко 2 задаче, что мы запланировали сделать?

- Вам придётся понаблюдать, поэтому  критерий –наблюдательность

- Кто попробует напечатать маленькую букву я на доске?

-Посмотрите на доску, у меня изображена строчная  буква я. На что она похожа, пофантазируем.

- Послушайте, на что ещё похожа буква я.

Поглядите-ка, друзья,

Смастерил скворечник я.

А в скворечник залетела

Вместо птички - буква Я.

Я -бродяга с рюкзаком,

Путешествую пешком.

- Сравните строчную и маленькую печатную буквы, чем похожи и чем отличаются?

- Предположите, из каких элементов она состоит.

 - Открываем тетради по закладке.

-Рассмотрите элементы письменных букв, данные в тетради, и обведите их.

- Чтобы лучше закрепить, я предлагаю вам сконструировать строчную букву я на бархатной бумаге  используя ниточку.

- Подняли свой листочек, молодцы!

- А сейчас будьте особенно наблюдательны, я объясняю алгоритм написания строчной буквы я. (возможно объяснение сильного ученика)

-  Писать начинаю чуть выше нижней линии рабочей строки.

Начинаю писать буквы л или м, закругляю влево, пишу маленький овал, веду вверх и опускаю черту вниз и пишу закругление, как и последний элемент у букв и. м, л.

Повторяем хором.

- Поставили руку на локоток, пишем букву в воздухе

- Возвращаемся к 2 задаче, критерий наблюдательность. Оцените себя

- Третья задача: научиться писать (критерий –умение писать)

-  В рамке обводим элементы

- Работаем в 1 строке,  предложите критерий, по которому оценим себя (аккуратность, правильность)

-  1 рабочая строка .

- Поставили ручку на 1 букву в строке, пишем одновременно под счёт. Допишите строку до конца, оцените себя на красной волшебной линеечке.

- Поменяйтесь тетрадями, на зелёной волшебной линеечке  оцените товарища.

- С третьей задачей вы справились, оценили себя по критерию умение писать. Зелёный смайлик  - считаю, что научился писать хорошо, жёлтый нужно ещё потренироваться, красный-  не получилось.

-  У нас осталась последняя задача, сформулируйте её

- Критерий- умение применять новые знания в письме

- Обратимся ко 2 рабочей строке. Прочитайте 1 слог, какое соединение мы будем использовать

-  С буквой я соединение нижнее.

- Выполните  соединение мя, ся, ая. Оценили себя по волшебной линеечке.

- Работа со звуковой схемой

- Во 2 и  3 рабочих строках запишите самостоятельно, диктуя себе слова яма, яблони (работа над лексикой)

-  4 рабочая строка, прочитайте предложение.

- Повторите алгоритм списывания предложения

Спишите его (один с комментированием у доски)

- Оцените себя

Повторить знания о букве я

Работа в паре

Определяют критерий для группировки:

1. То, что создала природа и то, что создал человек

2. Слова со звуком [а] и звуками [ й а]

3. Имена собственные и нарицательные

Сверяют с эталоном выполнения, сигнализируют о результате самоконтроля

Оценивают себя по заданному критерию

Познакомиться с алгоритмом написания строчной буквы я

Предположения детей

Сравнивают печатную и письменную буквы

Выполняют поэлементный анализ

Конструируют букву

Знакомятся с алгоритмом написания буквы

- Один у доски повторяет алгоритм.

Тактирование в воздухе

Оценивают при помощи сигнальных карточек

Выбирают критерий для оценивания

Пишут под счёт, оценивают написание по заданному критерию

Взаимооценка по «Волшебной линеечке»

Закрепить в письме соединений, слов

Затрудняются

Пишут соединения, оценивают

Повторяют алгоритм. Дополняют предложение недостабщим словом яблони.

Записывают с комментированием

Оценивают

Коммуникативные

-работа в парах

Личностные:

формирование уважительного отношения к иному мнению 

Познавательные

 -анализ

-сравнение

-обобщение

Регулятивные

- самоконтроль

Познавательные

 -анализ

-сравнение

Познавательные

-моделирование

Регулятивные

-умение работать с планом

-самоконтроль

III. Рефлексивно- оценочный

- В начале урока у нас возникла проблема, мы не смогли записать отгадки к заданиям мудрой совы, так как не умели писать строчную букву я. Исходя из проблемы мы поставили перед собой цель, какую? Достигли ли мы цели? Почему?

- Итак, мы решили все поставленные перед собой задачи и разрешили проблему. Сейчас каждый подумает, и при помощи сигналов  оценит себя сам, как он поработал, научился ли писать новую букву.

Похвала

Возвращаются к цели

Научились писать букву я, проблема разрешена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока письма "Письмо строчной буквы и" по системе Л.Занкова

разработка урока письма в 1 классе по теме "Письмо строчной буквы и" по системе Л.Занкова...

Конспект урока обучения письму "Строчная буква т"

Конспект урока обучения письму "Строчная буква т"...

Конспект урока письма Тема: «Строчная буква я»

УМКГармонияТемаСтрочная буква яТип урокаИзучение новогоЦель урокаФормирование навыка письма строчной буквы яЗадачиОбразовательные:1. Сформировать в памяти чёткий образ буквы; отрабатывать начертание б...

Конспект урока "Обучение письму строчной буквы т"

В конспекте урока обучении письму строчной буквы т представлен материал для 1 класса....

Конспект урока письма "Письмо строчной и заглавной письменной буквы «п»" (1 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования первоначального графического навыка: обучение написанию строчной и заглавной буквы «п», её соединений с другими буквами в слова...