Урок в соответствии с требованиями ФГОС 2013 г.
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Тема урока: «Имена прилагательные, противоположные по значению. Антонимы»
Тип урока: Открытие нового знания
Педагогические технологии:
· Информационно-коммуникационные
· Элементы здоровьесберегающих
· Проблемно-диалогические
Цель урока
Познакомить учащихся с новым понятием «Прилагательные – антонимы»; их ролью в русском языке.
Задачи
· Систематизировать уже полученные знания об имени прилагательном;
· Развивать орфографическую зоркость учащихся;
· Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать;
· Формировать умение характеризовать предметы с разных сторон;
· Составлять текст описание на основе опорных слов
Оснащение урока:
· Компьютер
· Мультимедиа проектор
· Экран
· Интерактивное устройство Mimio Studio
· Презентация к уроку
· Учебник «Русский язык» для 2 класса, 2 часть В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
· Карточки с заданием (см. Приложения №1-3)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_russkomu_yazyku-3klass.docx | 43.53 КБ |
prilozheniya_no1-3.docx | 23.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД, формирующиеся на данном этапе |
1. Организацион-ный момент | Приветствие гостей У. проверяет готовность к уроку У. организует осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности У. мотивирует к учебной деятельности
| Дети приветствуют гостей - настраиваются на урок - осуществляют самоконтроль готовности к уроку - определяют личностный смысл учения А сейчас проверь дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Мы пришли сюда учиться, И друг другу помогать. | Регулятивные: - волевая саморегуляция; Личностные: - смыслообразование (Я должен посмотреть...) Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
2. Актуализация знаний 3. Поиск решения («открытие» нового знания) 4. Первичное закрепление | У. организует актуализацию знаний, необходимых для решения проблемной ситуации.
Какую часть речи мы с вами изучаем?
Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучать имя прилагательное. Каждый из вас попробует сам «открыть» для себя новое знание об имени прилагательном. Для того, чтобы открыть новое, нужно привести в систему изученное об имени прилагательном Давайте обобщим наши знания об имени прилагательном. Слайд №1 ИУ MIMIO Имя прилагательное
Молодцы! Вы действительно уже многое знаете об имени прилагательном. Но самое главное уметь применять полученные знания. У вас на партах лежит лист с заданием (Работа в парах)
Прочитайте задание. Очень важно, работая в парах, распределить между собой обязанности. Кто за что будет отвечать? Проверка выполненного задания осуществляется с помощью ИУ MIMIO поэтапно Слайд №2
Слайд №3
Слайд №4 Учитель обращает внимание, что в данных словах нет пропущенных букв. Но если вы правильно выбрали лишнее слово, то вы должны понимать, кто за что будет отвечать Давайте вспомним, почему эти слова так называются?
Оцените свою работу в парах при помощи условных обозначений: Зелёный кружок – молодец, всё выполнил верно. Жёлтый кружок – хорошо, но были 1-2 ошибки. Красный кружок – ещё путаюсь, нужно тренироваться. Итак, давайте вернёмся к последней группе слов. Так как прилагательные - синонимы мы подробно изучили на прошлом уроке, то сегодня… Слайд №5 (Тема урока?) «Прилагательные, противоположные по смыслу. Антонимы» Слайд №6 (Словари синонимов - антонимов) Что вы видите на этом слайде? А в нашем учебнике есть словарь синонимов-антонимов? Откройте, пожалуйста словарь антонимов и приведите примеры прилагательных-антонимов Для чего в нашем учебнике существуют разные словари? Постановка проблемы С понятиями «синонимы» и «антонимы» мы уже давно знакомы. Мы даже знаем, для чего употребляются в речи прилагательные – синонимы? Какова же тогда цель нашего урока? Слайд №7 (Цель урока) С какой целью употребляются в нашей речи прилагательные-антонимы? Есть уже какие-то предположения? Ответить на этот вопрос нам поможет выполнение следующего задания. Слайд №8 (Муравей и слон) Как вы думаете, что мы будем делать?
Слайд №9 (Перец и шоколад) Слайд №10 (Кофе и сахар) Слайд № 11 (Дорога и тропинка) Слайд №12 (Камень и шарик) Слайд №13 Как вы думаете, с какой целью употребляются прилагательные - антонимы в речи? Кто может дать более полный ответ? (Уточните, сколько предметов мы сравнивали и каким образом) Давайте проверим себя по учебнику с.91 | Д. называют изучаемую тему «Имя прилагательное» Дети читают вопросы на ИУ MIMIO и отвечают на них (повторяют учебный материал, который потребуется при решении учебной задачи) Работа в парах Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Найди лишнее.
п лезное.
у кая.
Дети читают задание Один будет отвечать за пропущенные орфограммы, а другой – за найденное лишнее слово Работают в парах на ИУ MIMIO Т жёлый, д леко, пр мая, п лезное. Ни кая, лё кая, сколь кий, у кая. 1 ученик называет пропущенную орфограмму, вставляет букву, подбирает проверочное слово 2 ученик объясняет, почему выделенное им слово, лишнее Кислый, сахарный, сладкий, медовый 1 ученик Кислый – антоним. Все остальные прилагательные – синонимы 2 ученик Синонимы – это близкие по значению слова, а антонимы – противоположные по значению слова Синоним в переводе с древнегреческого языка значит «одноимённый». «Син» - один, «оним» - имя. В греческом языке анти обозначает «против». Д. оценивают результаты своей деятельности Формулирование темы урока - будем изучать прилагательные - антонимы Дети отвечают Работа со словарём антонимов в учебнике (с.141) Дети приводят примеры прилагательных-антонимов Часто встречаются задания, где нужно себя проверить по словарю в учебнике. Чем больше человек знает синонимов, тем точнее он выражает свою мысль, тем богаче его речь. Умение подбирать синонимы помогает избежать повторов. Формулирование цели урока Цель нашего урока – узнать, для чего нужны прилагательные - антонимы? Дети высказывают предположения Работа в тетради Мы будем сравнивать. Дети называют животных По величине Муравей маленький, а слон большой. Дети записывают предложение, объясняют пропущенные орфограммы (мален кий, б льшой) По вкусу: Перец горький, а шоколад сладкий. По цвету: Кофе чёрный, а сахар белый По размеру: Дорога широкая, а тропинка узкая. По весу: Камень тяжёлый, а шарик лёгкий. Формулирование вывода: Чтобы сравнивать Чтобы сравнить два предмета по одному какому-то признаку Дети зачитывают ту формулировку, которая даётся в учебнике: Обратите внимание! При сравнении двух предметов используются имена прилагательные, которые описывают их с какой-то одной стороны. | Актуализация своих знаний для проведения простейших доказательств Познавательные логические: -анализ объектов с целью выделения признаков, - выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; Регулятивные: контроль в форме сличения результата с заданным эталоном - освоение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации. Коммуникативные Умение работать в парах - готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации на основе наблюдений Регулятивные: контроль в форме сличения результата с заданным эталоном Познавательные: - логические: Подведение под понятие; делать выводы на основе анализа предъявлённого банка данных Регулятивные: - целеполагание, - прогнозирование, Коммуникативные: Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации на основе наблюдений Познавательные: постановка и решение проблемы; общеучебные: - самостоятельное вы-деление и формули-рование познаватель-ной цели, логические: - построение логи-ческой цепи рас-суждений; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование, Регулятивные: - целеполагание, - прогнозирование, Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем Познавательные общеучебные: - поиск и выделение необходимой информации; логические; - подведение под понятие, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; знаково-символические: - моделирование – постановку и решение проблемы. Регулятивные: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия, результата; |
5.Включение нового знания в систему знаний | У. организует деятельность по выявлению границ применения нового знания Слайд №14 (Работа с текстом) Прочитайте, пожалуйста, тот вариант текста, который вы видите на экране. Как вы думаете, данная заготовка больше подходит для составления текста-описания или текста-повествования? Какая часть речи помогает описать предмет? Какова тема нашего урока? Прочитайте пары антонимов, которые даны у вас в словах для справок Все ли пропущенные слова – прилагательные? Сформулируйте задание к тексту. Прежде чем приступить к выполнению задания, о чём необходимо договориться с соседом? Если у вас возникнут трудности, к кому лучше обратиться: к учителю или к соседу по парте? Получившийся текст читают ученики Слайды №15-16 Какое настроение возникает после прочтения текста на тему «Осень? Какое настроение возникает после прочтения текста на тему «Весна»? Изменилось настроение? Почему? Прочитайте осенние и весенние словосочетания с разной интонацией. Итак мы свами говорили, что прилагательные делают нашу речь более красочной, выразительной… О каком новом значении прилагательных мы можем сегодня сказать? |
Физкультминутка (А.Плещеев «ВЕСНА») _________________ Настало _________ утро. Светит___________ солнце. По _________ небу плывут _________ облака. Дует ____________ ветер. Наступает ____________ пора - _____________. - текста-описания - имя прилагательное - прилагательные-антонимы Слова для справок: хмурое – ясное, яркое – тусклое, низкому – высокому, тяжёлые – лёгкие, тёплый – холодный, грустная – радостная, весна – осень. Весна-осень – это существительные антонимы Дети формулируют задание Вставить пропущенные слова так, чтобы получился текст на тему «Весна», на тему «Осень». Кто на какую тему будет составлять текст. К соседу, потому что он будет писать о другом времени года и сможет помочь в выборе правильного прилагательного Самопроверка (сверка с образцом на экране ) и самооценка на листах с заданием. (грустное, печальное, тоскливое) (радостное, светлое, весёлое) Да, потому что использовали разные прилагательные (прилагательные антонимы) Хмурое утро – ясное утро, тусклое солнце –яркое солнце… Вывод: Прилагательные передают настроение (служат для создания настроения) | установления аналогий и причинно - следственных связей Познавательные: общеучебные: - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Регулятивные: планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели, функций участников, способов взаимодействия, - управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий, 1) взаимодействие 2) сотрудничество 3) интериоризация (речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям) Логические: - анализ, сравнение, синтез. |
6.Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании 7. Рефлексия | Слайд № 17 Какая цель стояла перед нами в начале урока? Мы достигли своей цели? Какие этапы урока вы считаете наиболее трудными (интересными) и почему? Д.з. 1. Упр. в тетради на печ.основе по данной теме 2. Карточки с заданием (см. Приложение к уроку) Слайд № 18 А теперь пришло время проанализировать свою деятельность на уроке. Оцените с помощью «светофора», как вы поняли сегодня тему Зелёный – все понял. Желтый – понял, но ещё сомневаюсь. Красный – много непонятного. | Самооценка с помощью светофора | Познавательные: - умение структурировать знания - оценка процессов и результатов деятельности Регулятивные: - волевая саморегуляция - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению Коммуникативные: - умение выражать свои мысли - оценивание качества своей и общей учебной деятельности |
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
РАБОТА В ПАРАХ
Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Найдите лишнее. Объясните свой выбор.
- Т жёлый, д леко, пр мая, п лезное.
- Ни кая, лё кая, сколь кий, у кая.
- Кислый, сахарный, сладкий, медовый
РАБОТА В ПАРАХ
Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Найдите лишнее. Объясните свой выбор.
- Т жёлый, д леко, пр мая, п лезное.
- Ни кая, лё кая, сколь кий, у кая.
- Кислый, сахарный, сладкий, медовый
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
________________
Настало _______________ утро. Светит_________________ солнце. По ___________________ небу плывут ____________________ облака. Дует _________________ ветер. Наступает _______________________ пора - _____________ .
Слова для справок:
хмурое – ясное, яркое – тусклое, низкому – высокому, тяжёлые – лёгкие, тёплый – холодный, грустная – радостная, весна – осень.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
«Имена прилагательные, противоположные по значению. Антонимы»
Карточка №1 (Дополни пословицы прилагательными-антонимами. Объясни, как ты понимаешь их смысл)
Умный себя винит, а _____________________ своего товарища.
Маленькое дело лучше ___________________ безделья.
Горькая работа, да хлеб ____________________.
__________________ там найдёт, где робкий потеряет.
_________________ друг лучше новых двух.
И мелкое место переходи как __________________.
Карточка № 2 (Подберите антонимы, учитывая многозначность слов)
Полный мужчина __________________
Полный стакан __________________
Свежий хлеб __________________
Свежий журнал __________________
Свежая рубашка __________________
Тонкий лёд __________________
Тонкая работа ___________________
Мелкий дождь ___________________
Мелкий ручей ____________________
Открытое окно - ____________________
Открытый человек - ____________________
Мягкий свет - _____________________
Мягкий воск - _____________________
Мягкая зима - _____________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в соответствии с требованиями ФГОС 2011 г.
Тема урока: Род имени существительногоЦель урока: 1. Ознакомление с приемами определения рода имени существительного...
Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО основывается на источник: Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. -2-е изд., М.: Академкн...
Разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения по системе Л.В. Занкова.Тема урока "Число и цифра 7".
В разработке представлен подробный план изучения темы "Число и цифра 7" с вариантами ответов учащихся....
Формирование информационной культуры младших школьников на современном уроке в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Выступление на МО...
Проектирование заключительного этапа урока в соответствии с требованиями ФГОС. Организация рефлексии на уроках в начальной школе
Статья посвящена организации рефлексии на уроках в начальной школе...
Проект «Обеспечение результативности образовательного процесса в условиях введения ФГОС НОО». Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО по русскому языку в 1 классе на тему «Перенос слова».
В проекте представлен методический материал к уроку русского языка в 1 классе на тему «Перенос слова», включающий в себя технологическую карту урока. Карта разработана на основе УМК « Перспектива», с ...
Разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС Урок математики во 2 классе по теме «Квадрат» УМК «Школа России»
Разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС Урок математики во 2 классе по теме «Квадрат»УМК «Школа России»...