Собираем родственников
презентация к уроку по русскому языку (2 класс) на тему

Урок русского языка по теме " Собираем родственников"(2 класс).Урок выстроен в логике  технологии проблемно- диалогового обучения, что способствует формированию всего комплекса универсальных учебных действий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок русского языка ( 2 класс)2.59 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка (2класс, УМК « Гармония»)

Н.Н. Колязимова

МБОУ СОШ №11 г. Кемерово

 Урок выстроен в логике технологии проблемно-диалогового обучения, что способствует формированию универсальных учебных действий второклассников. Открывая тайны родного языка, дети « учатся учиться»: определяют цель предстоящей работы,  в процессе учебного  диалога обнаруживают и формулируют проблему, «открывают» способ её решения, выстраивают алгоритм действий, учатся понимать и принимать позицию другого, рефлексируют свои действия.

 

Тема: «Собираем родственников»

Тип урока:  открытие нового знания (Второй урок в теме «Слово. Состав слова»)

Цель. Формирование понятия «родственные слова».

Задачи.

1.Подвести детей к открытию второго опознавательного признака родственных слов - общего значения; тренировать способность к разграничению родственных слов, синонимов и слов с омонимичными корнями.

2.Актуализировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, классификация

3.Способствовать воспитанию уважения к родному языку и  стремления к познанию нового.

Структура урока:

1.Самоопределение к учебной деятельности.

2.Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений.

3.Постановка проблемы.

4.Проектирование выхода из затруднения.

5.Первичное закрепление.

6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

7.Включение в систему знаний и развитие умений.

8.Рефлексия деятельности.

9.Информация о домашнем задании.

Оборудование:

- у детей: учебник М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко “К тайнам нашего языка”,2 кл., ч. 2, тетрадь на печатной основе;

- у учителя: задания для групп, презентация к уроку

Этап урок

Деятельность учителя

Ф

О

У

Д

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Самоопределение к учебной деятельности   

(2 мин.)

Цель: создать мотивацию к учебной деятельности путем обращения к внутреннему состоянию каждого ребенка.

2.Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений

( 4 мин)

Цель:  осознание потребности к построению нового способа действий.

3. Постановка проблемы

(5 мин.)

Цель этапа: выявление затруднения, постановка цели урока.

4. Проектирование выхода из затруднения

(9 мин.)

Цель: открыть второй опознавательный признак родственных слов, зафиксировать в речи.

Физминутка

(3 мин.)

5. Первичное закрепление во внешней речи

(5 мин.)

Цель: создать условия для фиксации открытого способа  во внешней речи.

6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону (5 мин.)

Цель: проверить умение применять открытый способ с самопроверкой по опорному сигналу.

7. Включение в систему знаний и развитие умений

(5мин.)

Цель: повторить опознавательные признаки родственных слов

8. Рефлексия деятельности

(5мин.)

Цель:

 а) зафиксировать в речи способ определения родственных слов;

б) оценить собственную деятельность и деятельность одноклассников

9. Информация о домашнем задании(2мин.)

 

         

-Ребята, какое у вас настроение?  Поздоровайтесь друг с другом, но не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

( « Поздоровайся глазами»)

- Проверьте всё ли готово к уроку?

Организация учебного процесса :

- О  чём мы размышляли на прошлом уроке  вместе с автором нашего учебника!

- Что можно сделать со словом?

- А что в слове главное?

 -У меня для вас интересное слово. (Слайд 2.)  Родственники

- Кого называют этим словом?

- Как вы думаете, какое отношение  это слово  имеет к нашему уроку?

   - Молодцы!  Известен ли вам способ определения родственных слов?

- Я думаю, вы легко справитесь со следующим  заданием.

Задание: найти родственные слова, выделить общую часть в словах мамочка, музыка, мама, мамонт, мамуля. (Слайд 4.)

(Проблемная ситуация создаётся в процессе выполнения практического задания, одинакового для всех групп).

Организация учебного процесса

-У нас получились разные варианты.   - Кто же прав?

- Давайте подумаем вместе.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог:

- Какое задание нужно было выполнить?

- В чём вы затруднились?

- Как вы рассуждали?

- По  какому опознавательному признаку вы определяли родственные слова?

-Достаточно ли этого признака для определения слов – родственников?

-Значит, какую цель мы можем себе поставить? Молодцы!

Организация учебного процесса:

Побуждающий к гипотезам диалог.

- Какие будут гипотезы?

- А что в слове главное?

- Вот и давайте посмотрим на слова с точки зрения их значения.

-Итак, какой же второй опознавательный признак родственных слов?

 - Вот мы с вами открыли ещё одну тайну русского языка. Давайте сверим наше открытие с мнением учёных. Молодцы!

- Попробуйте отразить своё открытие в схеме, составьте кластер

(Приём « Кластер») Слайд 6-7

Приём «Четыре стихии» (активный приём релаксации)

Организация учебного процесса:

-Чтобы не попасть в ловушку при подборе родственных слов, попробуйте достроить алгоритм ваших действий. ( На столах у детей карточки с алгоритмом)

(Слайд № 8-9)

Организация учебного процесса:

- Как вы думаете, чем нам следует заняться дальше?

- Как же вы будете действовать?

- Для вас ребята приготовили задание, не попадитесь в «ловушку».

- Запишите родственные слова в тетрадь. (Слайд10)

Организация учебного процесса:

- Будут ли родственными слова  бык – бычок, коза – козлёнок, собака – щенок? ( Слайд 11)

- Найдите родственников среди слов мороз, холод, стужа.

- А как вы отнесётесь к такому утверждению Антона, героя нашего учебника:

- Слова нос, носик, носище не являются родственными, потому что носы у всех разные.

- Образуют ли родственную семью слова нос, поднос, приносить? 

( Слайд  № 12 )

Организация учебного процесса:

 - Какова тема сегодняшнего урока?

 - Какая проблема возникла у нас в начале урока?

 - Как смогли мы выйти из затруднения? Каков алгоритм наших действий?

 - У кого остались вопросы, неясность?

 - А у кого всё получалось?

 - Как вы оцениваете свою работу на уроке?

 - Кого из ребят вы поблагодарили бы за работу в группе или в паре?

По выбору:

 - Подобрать слова - родственники к слову дорога;

 - Придумать свою группу родственных слов;

 - Спасибо за урок!

Ф

Г

П

П

П

П

Дети приветствуют друг друга.

Проверяют свою готовность к уроку

 

Отвечают на вопросы

-О словах                  

-Разделить на слоги, указать ударение, произнести с разной интонацией, объяснить значение, звуковой анализ.

-Значение. Без значения, без смысла нет настоящих слов.

-Родственники.

-Наверное, это тема нашего урока

Да, по общей части слова

   

Работают в группах. Каждая группа объясняет свой выбор. Результаты получились разные.

Испытывают затруднение.

Отвечают на вопросы

Проговаривают задание  

-Не знаем, является ли слово мамонт родственным.

Формулируют свои рассуждения

- В слове есть общая часть, значит, это родственное слово.

- Нет. ( Осознание проблемы)

- Узнать, какие ещё есть опознавательные  признаки у слов-родственников

Дети выказывают свои гипотезы

Обсуждаются все  предлагаемые варианты

- Его значение.

Дети объясняют значение каждого слова,  делают вывод

- Их общее значение.

Работают с учебником, сравнивают  свое « открытие» с  мнением учёных

(учебник М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко “К тайнам нашего языка”,2 кл., ч. 2, с. 7)

Работают в паре, составляют кластер.

Представляют результаты, проговаривают опознавательные признаки.

Работают в парах, дополняют алгоритм и проговаривают вслух.

«Подбор родственных слов»

1.Прочти … (слова)

2.Есть в словах… часть?  (общая)

3.Есть …значение?  (общее)

4.Сделай вывод

-Потренироваться в подборе слов – родственников.

Проговаривают алгоритм

Инсценировка «Родственники?» (У детей карточки со словами гусь, гусеница, гусята, гусыня.)

- А вы кто такие?

- Я – Гусь, это – Гусыня, а это наши дети

- Гусята.

- А ты кто?

- А я ваша тётя – Гусеница.

Слушают, наблюдают, действуют по алгоритму, записывают слова в тетрадь,

сверяют с эталоном, делают выводы  (эталон на слайде)

Дети действуют по алгоритму, называют опознавательные признаки.

Работа в парах.

Наблюдают, анализируют,  проговаривают алгоритм, объясняют свой выбор.

Называют тему, проговаривают возникшее затруднение, его причину, выход из затруднения, действия по алгоритму

Рефлексируют свою деятельность и товарищей.

(Использован приём « Шкатулка моих достижений»)

Отражают  свои достижения в «Шкатулке» с помощью рефлексивного экрана. (Слайд № 13 )

Личностные:

- доброе отношение друг другу

Коммуникативные:

- умение полно и точно выражать свои мысли.

Личностные:

-положительное отношение к процессу познания; желание узнать больше.

Коммуникативные:

- умение полно и точно выражать свои мысли.

Регулятивные:

-целеполагание

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;  

- умение управлять  поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка его действий);

Личностные:

- умение брать на себя ответственность за результаты работы в группе.

Коммуникативные:

-умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Регулятивные:

- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

  -целеполагание;

Познавательные:

- умение выдвигать гипотезы и обосновывать их;

- поиск,  выделение,  применение

необходимой информации;

- представлять информацию в виде схемы;

Коммуникативные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- умение работать в паре, вступать в диалог.

Регулятивные:

- умение действовать по алгоритму

Регулятивные:

- умение планировать

Коммуникативные:

- умение строить монологические высказывания.

.

Регулятивные:

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Коммуникативные:

- умение управлять  поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка его действий);

Познавательные:

- умение анализировать объекты и  делать выводы;

- умение обобщать и классифицировать по признакам.

Познавательные:

-классифицировать объекты (объединять в группу по существенному признаку).

Регулятивные:

- умение адекватно воспринимать оценку;

- умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач;

- умение строить  монологические высказывания.

Коммуникативные:

- умение слушать и слышать друг друга;

Регулятивные:

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные:

-классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собираем родственников

Урок русского языка, 2 класс М.С.Соловейчик. К тайнам нашего языка. Программа «Гармония»Тема.  Задача данного урока – формирование понятия «родственные слова», уточнение опознавательных приз...

Собираем родственников. Русский язык.2 класс Гармония.

Тема: Собираем родственников.Цели: 1) ознакомить  с родственными словами, развивать умение распознавать однокоренные слова, формировать понятие «корень»;            2)развивать умение решать орфографи...

СОБИРАЕМ РОДСТВЕННИКОВ

КОНСПЕКТ  УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "СОБИРАЕМ РОДСТВЕННИКОВ" , 2 КЛАСС УМК "ГАРМОНИЯ". САМОАНАЛИЗ ДАННОГО УРОКА. ПРЕЗЕНТАЦИЯ  К УРОКУ....

собираем родственников

конспект урока русского языка  УМК Гармония по теме собираем родственников...

Урок русского языка 2 класс. "Собираем родственников"

: 1. Развитие  умения распознавать  однокоренные  слова  по     двум  признакам, находить  в  слове  корень.2..Ра...

"Собираем родственников" презентация к уроку русского языка

Презентация к уроку русского языка 2 класс Умк "Гармония"....

Собираем родственников гармония 2 класс

Методическая разработка урока Русского языка 2 класс программа грамония....