Собираем родственников
презентация к уроку по русскому языку (2 класс) на тему
Урок русского языка по теме " Собираем родственников"(2 класс).Урок выстроен в логике технологии проблемно- диалогового обучения, что способствует формированию всего комплекса универсальных учебных действий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка ( 2 класс) | 2.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка (2класс, УМК « Гармония»)
Н.Н. Колязимова
МБОУ СОШ №11 г. Кемерово
Урок выстроен в логике технологии проблемно-диалогового обучения, что способствует формированию универсальных учебных действий второклассников. Открывая тайны родного языка, дети « учатся учиться»: определяют цель предстоящей работы, в процессе учебного диалога обнаруживают и формулируют проблему, «открывают» способ её решения, выстраивают алгоритм действий, учатся понимать и принимать позицию другого, рефлексируют свои действия.
Тема: «Собираем родственников»
Тип урока: открытие нового знания (Второй урок в теме «Слово. Состав слова»)
Цель. Формирование понятия «родственные слова».
Задачи.
1.Подвести детей к открытию второго опознавательного признака родственных слов - общего значения; тренировать способность к разграничению родственных слов, синонимов и слов с омонимичными корнями.
2.Актуализировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, классификация
3.Способствовать воспитанию уважения к родному языку и стремления к познанию нового.
Структура урока:
1.Самоопределение к учебной деятельности.
2.Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений.
3.Постановка проблемы.
4.Проектирование выхода из затруднения.
5.Первичное закрепление.
6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
7.Включение в систему знаний и развитие умений.
8.Рефлексия деятельности.
9.Информация о домашнем задании.
Оборудование:
- у детей: учебник М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко “К тайнам нашего языка”,2 кл., ч. 2, тетрадь на печатной основе;
- у учителя: задания для групп, презентация к уроку
Этап урок | Деятельность учителя | Ф О У Д | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Самоопределение к учебной деятельности (2 мин.) Цель: создать мотивацию к учебной деятельности путем обращения к внутреннему состоянию каждого ребенка. 2.Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений ( 4 мин) Цель: осознание потребности к построению нового способа действий. 3. Постановка проблемы (5 мин.) Цель этапа: выявление затруднения, постановка цели урока. 4. Проектирование выхода из затруднения (9 мин.) Цель: открыть второй опознавательный признак родственных слов, зафиксировать в речи. Физминутка (3 мин.) 5. Первичное закрепление во внешней речи (5 мин.) Цель: создать условия для фиксации открытого способа во внешней речи. 6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону (5 мин.) Цель: проверить умение применять открытый способ с самопроверкой по опорному сигналу. 7. Включение в систему знаний и развитие умений (5мин.) Цель: повторить опознавательные признаки родственных слов 8. Рефлексия деятельности (5мин.) Цель: а) зафиксировать в речи способ определения родственных слов; б) оценить собственную деятельность и деятельность одноклассников 9. Информация о домашнем задании(2мин.)
| -Ребята, какое у вас настроение? Поздоровайтесь друг с другом, но не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение. ( « Поздоровайся глазами») - Проверьте всё ли готово к уроку? Организация учебного процесса : - О чём мы размышляли на прошлом уроке вместе с автором нашего учебника! - Что можно сделать со словом? - А что в слове главное? -У меня для вас интересное слово. (Слайд 2.) Родственники - Кого называют этим словом? - Как вы думаете, какое отношение это слово имеет к нашему уроку? - Молодцы! Известен ли вам способ определения родственных слов? - Я думаю, вы легко справитесь со следующим заданием. Задание: найти родственные слова, выделить общую часть в словах мамочка, музыка, мама, мамонт, мамуля. (Слайд 4.) (Проблемная ситуация создаётся в процессе выполнения практического задания, одинакового для всех групп). Организация учебного процесса -У нас получились разные варианты. - Кто же прав? - Давайте подумаем вместе. Побуждающий от проблемной ситуации диалог: - Какое задание нужно было выполнить? - В чём вы затруднились? - Как вы рассуждали? - По какому опознавательному признаку вы определяли родственные слова? -Достаточно ли этого признака для определения слов – родственников? -Значит, какую цель мы можем себе поставить? Молодцы! Организация учебного процесса: Побуждающий к гипотезам диалог. - Какие будут гипотезы? - А что в слове главное? - Вот и давайте посмотрим на слова с точки зрения их значения. -Итак, какой же второй опознавательный признак родственных слов? - Вот мы с вами открыли ещё одну тайну русского языка. Давайте сверим наше открытие с мнением учёных. Молодцы! - Попробуйте отразить своё открытие в схеме, составьте кластер (Приём « Кластер») Слайд 6-7 Приём «Четыре стихии» (активный приём релаксации) Организация учебного процесса: -Чтобы не попасть в ловушку при подборе родственных слов, попробуйте достроить алгоритм ваших действий. ( На столах у детей карточки с алгоритмом) (Слайд № 8-9) Организация учебного процесса: - Как вы думаете, чем нам следует заняться дальше? - Как же вы будете действовать? - Для вас ребята приготовили задание, не попадитесь в «ловушку». - Запишите родственные слова в тетрадь. (Слайд10) Организация учебного процесса: - Будут ли родственными слова бык – бычок, коза – козлёнок, собака – щенок? ( Слайд 11) - Найдите родственников среди слов мороз, холод, стужа. - А как вы отнесётесь к такому утверждению Антона, героя нашего учебника: - Слова нос, носик, носище не являются родственными, потому что носы у всех разные. - Образуют ли родственную семью слова нос, поднос, приносить? ( Слайд № 12 ) Организация учебного процесса: - Какова тема сегодняшнего урока? - Какая проблема возникла у нас в начале урока? - Как смогли мы выйти из затруднения? Каков алгоритм наших действий? - У кого остались вопросы, неясность? - А у кого всё получалось? - Как вы оцениваете свою работу на уроке? - Кого из ребят вы поблагодарили бы за работу в группе или в паре? По выбору: - Подобрать слова - родственники к слову дорога; - Придумать свою группу родственных слов; - Спасибо за урок! | Ф Г П П П П | Дети приветствуют друг друга. Проверяют свою готовность к уроку Отвечают на вопросы -О словах -Разделить на слоги, указать ударение, произнести с разной интонацией, объяснить значение, звуковой анализ. -Значение. Без значения, без смысла нет настоящих слов. -Родственники. -Наверное, это тема нашего урока Да, по общей части слова
Работают в группах. Каждая группа объясняет свой выбор. Результаты получились разные. Испытывают затруднение. Отвечают на вопросы Проговаривают задание -Не знаем, является ли слово мамонт родственным. Формулируют свои рассуждения - В слове есть общая часть, значит, это родственное слово. - Нет. ( Осознание проблемы) - Узнать, какие ещё есть опознавательные признаки у слов-родственников Дети выказывают свои гипотезы Обсуждаются все предлагаемые варианты - Его значение. Дети объясняют значение каждого слова, делают вывод - Их общее значение. Работают с учебником, сравнивают свое « открытие» с мнением учёных (учебник М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко “К тайнам нашего языка”,2 кл., ч. 2, с. 7) Работают в паре, составляют кластер. Представляют результаты, проговаривают опознавательные признаки. Работают в парах, дополняют алгоритм и проговаривают вслух. «Подбор родственных слов» 1.Прочти … (слова) 2.Есть в словах… часть? (общая) 3.Есть …значение? (общее) 4.Сделай вывод -Потренироваться в подборе слов – родственников. Проговаривают алгоритм Инсценировка «Родственники?» (У детей карточки со словами гусь, гусеница, гусята, гусыня.) - А вы кто такие? - Я – Гусь, это – Гусыня, а это наши дети - Гусята. - А ты кто? - А я ваша тётя – Гусеница. Слушают, наблюдают, действуют по алгоритму, записывают слова в тетрадь, сверяют с эталоном, делают выводы (эталон на слайде) Дети действуют по алгоритму, называют опознавательные признаки. Работа в парах. Наблюдают, анализируют, проговаривают алгоритм, объясняют свой выбор. Называют тему, проговаривают возникшее затруднение, его причину, выход из затруднения, действия по алгоритму Рефлексируют свою деятельность и товарищей. (Использован приём « Шкатулка моих достижений») Отражают свои достижения в «Шкатулке» с помощью рефлексивного экрана. (Слайд № 13 ) | Личностные: - доброе отношение друг другу Коммуникативные: - умение полно и точно выражать свои мысли. Личностные: -положительное отношение к процессу познания; желание узнать больше. Коммуникативные: - умение полно и точно выражать свои мысли. Регулятивные: -целеполагание Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; - умение управлять поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка его действий); Личностные: - умение брать на себя ответственность за результаты работы в группе. Коммуникативные: -умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. Регулятивные: - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. -целеполагание; Познавательные: - умение выдвигать гипотезы и обосновывать их; - поиск, выделение, применение необходимой информации; - представлять информацию в виде схемы; Коммуникативные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; - умение работать в паре, вступать в диалог. Регулятивные: - умение действовать по алгоритму Регулятивные: - умение планировать Коммуникативные: - умение строить монологические высказывания. . Регулятивные: -контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Коммуникативные: - умение управлять поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка его действий); Познавательные: - умение анализировать объекты и делать выводы; - умение обобщать и классифицировать по признакам. Познавательные: -классифицировать объекты (объединять в группу по существенному признаку). Регулятивные: - умение адекватно воспринимать оценку; - умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач; - умение строить монологические высказывания. Коммуникативные: - умение слушать и слышать друг друга; Регулятивные: - оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные: -классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собираем родственников
Урок русского языка, 2 класс М.С.Соловейчик. К тайнам нашего языка. Программа «Гармония»Тема. Задача данного урока – формирование понятия «родственные слова», уточнение опознавательных приз...
Собираем родственников. Русский язык.2 класс Гармония.
Тема: Собираем родственников.Цели: 1) ознакомить с родственными словами, развивать умение распознавать однокоренные слова, формировать понятие «корень»; 2)развивать умение решать орфографи...
СОБИРАЕМ РОДСТВЕННИКОВ
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "СОБИРАЕМ РОДСТВЕННИКОВ" , 2 КЛАСС УМК "ГАРМОНИЯ". САМОАНАЛИЗ ДАННОГО УРОКА. ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ....
собираем родственников
конспект урока русского языка УМК Гармония по теме собираем родственников...
Урок русского языка 2 класс. "Собираем родственников"
: 1. Развитие умения распознавать однокоренные слова по двум признакам, находить в слове корень.2..Ра...
"Собираем родственников" презентация к уроку русского языка
Презентация к уроку русского языка 2 класс Умк "Гармония"....
Собираем родственников гармония 2 класс
Методическая разработка урока Русского языка 2 класс программа грамония....