Собираем родственников
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Урок русского языка, 2 класс 

М.С.Соловейчик. К тайнам нашего языка. Программа «Гармония»

Тема.

 

Задача данного урока – формирование понятия «родственные слова», уточнение опознавательных признаков, и введение понятия «корень слова». Осмысление понятий происходит на основе разграничения родственных слов и слов тех же семантических групп, а затем синонимов и слов с омонимичными корнями, т. е. с тем же звукобуквенным составом, но другим значением.

Есть некоторые отличия от привычной трактовки в определении родственных слов: традиционное «близки по смыслу» заменено более понятным для второклассников понятием «можнообъяснить с помощью одного и того же слова». Этот главный опознавательный признак поможет избежать формального подхода к анализу слов, когда гористая и горевать признаются родственными. Второклассники, опираясь на этот признак, смогут сами объяснить, почему названные слова не «близки по смыслу» (потому что их нельзя объяснить с помощью одного и того же слова).  Второй признак родственных слов формулируется традиционно: наличие общей части.

Второклассники еще маленькие, быстро устают, поэтому урок  проводится в игровой форме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка, 2 класс  

М.С.Соловейчик. К тайнам нашего языка. Программа «Гармония»

Тема. Собираем родственников

Цель. Знакомство с понятиями «однокоренные слова», «корень слова»

Задачи:

  1. сформировать понятие «родственные слова»,
  2. ввести понятие «корень слова»;
  3. провести осмысление этих понятий на основе разграничения родственных слов и слов тех же семантических групп, а затем синонимов и слов с омонимичными корнями;
  4. «открыть» способ действия по нахождению в слове корня;
  5. учить находить в тексте «родственные слова» и выделять «корень» в слове;
  6. повышать культуру речи и грамотность,
  7. развивать орфографическую зоркость;
  8. продолжать учить пользоваться орфографический словарем;
  9. развивать мыслительные операции (анализировать, делать выводы).
  10. создать соответствующий эмоциональный настрой, психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала.

Тип урока:  урок усвоения новых знаний.

Форма урока:  мультимедийная презентация

Оборудование:  

  1. учебник Соловейчик М.С., Кузьменко Н.Б. "К тайнам нашего языка", 2класс;
  2. тетрадь-задачник №2 к учебнику;
  3. мультимедийный проектор, экран;
  4. компьютер;
  5. презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент
  1. Психологическая установка на урок (чтение стихотворения учителем)

Если хочешь много знать,
Надо потрудиться.
Если хочешь умным стать,
Нужно не лениться.
(Слайд№1)

- А сейчас посмотрите друг на друга и поприветствуйте улыбкой, как это солнышко. Удачного вам дня.

  1. Сообщение темы и целей урока

Тема нашего урока «Собираем родственников». (Слайд №2). Сегодня мы познакомимся с понятиями «родственные слова», «корень слова»,  научимся находить в тексте родственные слова и выделять в них корень. (Слайд №3)

Нам предстоит открыть новую тайну нашего языка. Для этого мы отправимся в гости к Весёлому Грамотею. Больше всего он любит читать книжки: не сказки, не приключения, не детективы, а … словари. За это его и прозвали Грамотеем. (Слайд№4)

Веселый Грамотей приготовил для нас интересные задания, и если мы выполним их, то сможем собрать пословицу. (Слайд№5 )

Открыли тетради, записали число, классная работа.

  1. Словарная работа

Задание №1.

- Прочитайте слова. Что здесь необычного? (Запись слов с «окошками»).

-  Как написать слова без ошибок?

  (Посмотреть слова в орфографическом словаре)

- Спишите, вставьте пропущенные буквы, обязательно смотрите в орфографический словарик, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

Проверка. (Читают слова, называя пропущенную букву). (Слайд№6).

- Можно ли эти слова объединить в одну группу? (Да, это слова – предметы, которые отвечают на вопрос КТО?)

Вывод: с заданием вы справились, и Веселый Грамотей разрешил открыть слово №2 (когда). А таких слов в пословице два, значит, открываем  и второе слово. (Слайд№7).

  1. Новый материал

  1. Проблемная ситуация для изучения нового материала

- У каждого человека есть родственники. Назовите своих родственников. (Мама, папа, бабушка, дедушка и. т.д.) (Слайд№8).

- Правильно. А вот и  о некоторых словах говорят, что они родственные. Как вы думаете, что может означать это название? (Ответы детей)

- Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака – из множества водяных капелек, лес – из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения из слов. Слова сделаны из своего «строительного материала». И каждый из «кирпичиков» вносит в слово свою часть смысла – «смыслиночку».

- А может кто-нибудь из вас уже знает и скажет, как называется «главный кирпичик» слова – главная его часть? (Корень)

Сегодня на уроке мы и поговорим о корне как части слова и родственных словах.

  1. Наблюдение над родственными словами, значением корня.

Много-много лет тому назад появилось на свете слово ВОЗ. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево».

- Посадили люди слово ВОЗ, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий…. Много ростков появилось от этого слова. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот такое дерево выросло! (Слайд №9)

- Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть. И решили тогда они назвать общую часть этих слов корнем. И правильно сделали: от неё, как от корня дерева образуются новые, родственные слова.

- Прочитайте внимательно слова. Назовите общую часть, из которой выросли все эти слова? (Ответы детей)

-Что же такое родственные слова?

- Ребята, наш друг Антон просит помощи. Он считает, что  слова «сахар» и «конфета» родственные, ведь конфета сладкая и варенье сладкое, значит они родственные. А как думаете вы?

Молодцы. А теперь давайте сверим наши предположения с научными данными, с правилом.

  1. Работа с учебником

Откройте учебник на странице 7, упражнение 282. Прочитайте важные сведения.

Опрос.

 - Какие слова называются родственные? (Родственные – это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова.)

 - Что есть у  родственных слов? (У родственных слов есть общая часть и общее значение) (Слайд №10)

- Так «сахар», «конфета», «компот» - родственные слова?

- Попробуйте объяснить свой ответ с точки зрения науки, используя только что полученные знания.

- Правильно, у них нет одинаковой (общей) части.

- Как вы думаете, весело жить словам не имея родственников? Давайте найдем им родственников.

Сахар – сахарница, сахарный, засахарилось (варенье)

Варенье – варить, заварить, отварить

Компот – компотик. (Слайд №11)

- Молодцы, но для того, чтобы нам самим не ошибиться в определении родственных слов и помочь Антону, давайте выработаем памятку.

Как правильно узнать родственные слова. (Слайд №12)

  1. Проверь, есть ли в словах общая часть?
  2. Есть ли общее значение, то есть можно ли объяснить с помощью одного и того же слова?

Вывод: справились с заданием и можете открыть слово №4 (страшно). (Слайд №13)

  1. Работа в парах.  

(Задание №3.На партах лежат конверты под №1

А сейчас поиграем, игра называется «Третий лишний». Её подготовил для вас Весёлый Грамотей.  Возьмите конверт, откройте его, прочитайте слова, в каждой строчке зачеркните лишнее слово. Работаем вместе, дружно, обсуждаем каждый вариант ответа.

Желток, железо, жёлтый

Носильщик, нос, носатый

Часовщик, час, часть

Печурка, печать, печка

Циркуль, циркач, цирк (Слайд №14)

Проверка.

Вывод: с заданием вы справились, и открываем слово №6 (знать). (Слайд №15)

  1. Физминутка

1 часть. Я буду называть пары слов. В одних парах – родственные слова, в других – нет. Если я прочитаю пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы топаете ногами.

Лес, лесник
Река,  плот
Стена,  гвоздь
Кот,  котик
Сад,  садовый
Дом,  домашний
Дом,  дым
Поле,  полюшко
Обед,  стол

2 часть. Зарядка для глаз. (Слайд №16)

  1. Самостоятельная работа

Задание №4 (закрепление признаков родственных слов)

  1. Упражнение 283, собери вместе семью родственных слов, найдите чужака.

Рыба, ловить, рыбачить, рыбка, окунь, рыбный (Слайд №17)

Как ты их узнал? (Все слова можно объяснить с помощью слова «рыба». У всех слов есть общая часть РЫБ)

- Может быть, кто-то запомнил, как называется общая часть слова? (корень)

- Откройте упражнение 284 и проверьте, правильно ли мы сказали.

   (чтение правила)

Опрос.

  1. Как называется общая часть родственных слов? (Общая часть родственных слов называется корнем)
  2. Что хранит в себе корень? (Корень хранит в себе общее для всех родственных слов значение)
  3. Как выделяется корень? (Корень выделяют дугой)
  4. Отметь корень в записанных тобой словах.

Вывод: вы успешно справились и с заданием №4, открываем слово №7. (не хочется) 

(Слайд №18)

  1. Ребята, Антон тоже хочет научиться искать корень в словах? Подскажите Антону как действовать?

Правило:

Чтобы найти в слове корень, нужно:

  1. Подобрать … (родственные слова)
  2. Выделить … (общую часть) (Слайд №19)

  1. Задание №5. Упражнение 285. Задание.

1 вариант. Запиши слово «солонка»

2 вариант. Запиши слово «сахарница»

Выбери для каждого слова родственные и допиши их.

Проверка.

1 вариант. Солонка, соль, солить, солёный

2 вариант. Сахарница, сахар, сахарить, сахарный

Докажите правильность выбора.  (Слайд №20)

 Вывод: вы успешно справились и с заданием №5, открываем слово №1. (не хочется) 

(Слайд №21)

  1. Задание № 6. Откройте конверт №2. В конверте текст. Прочитайте его, найдите   родственные слова и подчеркните их.

Чужак.

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.

Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

Проверка. (Слайд №22)

– Кто же оказался чужаком среди родственников Воды? (водитель)

– Почему гости не сразу приметили чужака?

– Помогите найти чужаку своих родственников. Назовите слова, которые примут его в свою семью.

(водить, заводить, приводить, сводить, водит)

Вывод: вы успешно справились и с заданием №6, открываем слово №3. (не хочется) 

(Слайд №23)

Пословица.  Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется.
Объясните значение пословицы.

  1. Итог урока

  1. Назовите тему урока.
  2. Что нового узнали?
  3. Являются ли родственными слова «гористая» и «горевать»? Почему?
  4. Почему корень слова называют главной частью? (Слайд №24)

Вы славно потрудились, спасибо за урок. Веселый Грамотей остался очень доволен вашей работой и дарит вам подарки.

Литература:

  1. В.Волина «Учимся играя»;
  2. А. Менакер «Грамматика в стихах»;
  3. Г.Александрова «Занимательный русский язык»

Пословица.  Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собираем родственников. Русский язык.2 класс Гармония.

Тема: Собираем родственников.Цели: 1) ознакомить  с родственными словами, развивать умение распознавать однокоренные слова, формировать понятие «корень»;            2)развивать умение решать орфографи...

СОБИРАЕМ РОДСТВЕННИКОВ

КОНСПЕКТ  УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "СОБИРАЕМ РОДСТВЕННИКОВ" , 2 КЛАСС УМК "ГАРМОНИЯ". САМОАНАЛИЗ ДАННОГО УРОКА. ПРЕЗЕНТАЦИЯ  К УРОКУ....

собираем родственников

конспект урока русского языка  УМК Гармония по теме собираем родственников...

Урок русского языка 2 класс. "Собираем родственников"

: 1. Развитие  умения распознавать  однокоренные  слова  по     двум  признакам, находить  в  слове  корень.2..Ра...

"Собираем родственников" презентация к уроку русского языка

Презентация к уроку русского языка 2 класс Умк "Гармония"....

Собираем родственников гармония 2 класс

Методическая разработка урока Русского языка 2 класс программа грамония....