урок русского языка по теме "Наречие"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
конспект урока по рускому языку по теме "Наречие" содержит интересные задания и разные формы работы на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_narechie.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 4 классе
«Наречие»
по УМК "Начальная школа XXI века"
учитель начальных классов
Бабкина Ирина Валентиновна
Конспект урока.
Предмет: русский язык 4 класс УМК «Школа 21 века».
Тема урока: Наречие.
Цель: сформировать у учащихся представление о наречии
Задачи:
- обучающие:
- продолжить знакомство с наречием, его грамматическими и синтаксическими признаками;
- наблюдать способ связи наречия в словосочетании;
- развивающие:
- обогащение словарного запаса учащихся и развитие интереса к родному языку;
- развитие вербального мышления;
- развитие познавательного интереса;
- развитие речи учащихся;
- воспитательные:
- воспитание стремления к творчеству;
- формирование коммуникативных компетенций
Оборудование: мультимедийный проектор, мультимедийная презентация к уроку, учебник, тетрадь
Ход урока.
- Мотивация урока.
На доске пословица «Под лежачий камень вода не течет».
- Что скажите?
-Если ничего не предпринимать, не трудиться, то ничего не узнаешь.
Эта пословица используется как осуждение бездействия, пассивного образа жизни.
- Как призыв к активной деятельности. Я считаю, что мы сегодня будем активно работать и узнаем много нового.
- Самоопределение к деятельности.
Тему и цель урока мы сегодня узнаем, выполнив следующее задание.
Прочтите, пожалуйста, запись на доске.
- Что скажите? – это фразеологизмы.
-Замените фразеологизмы одним словом.
Бок о бок-вместе
Засучив рукава - старательно
Черным по белому-ясно
Как в аптеке-точно
Навострить уши - внимательно
Зарубить на носу– крепко
В мгновение ока – моментально
На глазок – приблизительно
- Что скажите о словах, которые получились?
- Это наречия.
- Как вы думаете о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
- Тема урока «Наречие».
- Какие цели поставим на урок? (формулируют дети)
- узнать больше о наречиях;
- находить наречия в тексте;
- учиться определять разряды наречий;
- пополнить словарный запас;
- открыть что-то новое для себя
- Актуализация знаний о наречии
- Какая наука изучает части речи?
Морфология
Части речи
Самостоятельные Служебные
Наречие
Признак действия признак другого признака признак предмета
- Что это значит? Приведите примеры.
- признак действия ------> глагол + наречие
-признак признака. -------> наречие + прилагательное
-признак предмета ------> существ. + наречие
- Что еще знаете о наречии? (отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как?)
- Чем отличается от других частей речи? (неизменяемая часть речи)
- Какова роль наречий в речи? (наречия украшают нашу речь, «живописуют» действия, уточняют значение других частей речи)
- Продолжим наши наблюдения за наречием. Откройте урок 90.
Работа в парах. 1упражнение. (Выписать из текста словосочетания с наречиями. Задать к наречиям вопросы.)
состоится (когда?) завтра
подготовилась (как?) хорошо
тренировались (как?) долго
сыграем (как?) вничью
подготовили (когда?) вчера
развесили (где?)всюду
написали (как?) второпях
придется (как?)срочно
волнуются (как?) ужасно
- какое словосочетание вам показалось лишним? волнуются (как?) ужасно - используется в разговорной речи. Такие наречия – ужасно, страшно, сказочно – называют очень высокую степень качества. (например, ужасно красивый – называют два противоположных признака)
4. Первичное усвоение новых знаний.
1)-Обратимся у рубрике «Давай подумаем» стр.63. – почему та рассуждает Илья?
- Потому что наречие, как и прилагательное обозначает признак предмета.
какой?
сладкий чай
какой?
чай вприкуску
- Так если наречие обозначает признак предмета, как и прилагательное и отвечает на такой же вопрос, нужно ли выделять наречие как часть речи?
Имя прилагательное | наречие |
обозначает признак | обозначает признак |
изменяется | не изменяется |
не может зависеть от глагола | зависит от глагола |
согласуется с существительным |
Вывод: Конечно, нужно выделять наречие как самостоятельную часть речи.
2) хороший друг прилаг. + сущ. (согласуются в роде, числе и падеже)
гулять с другом глаг. + сущ. (глагол требует от существительного определенного падежа)
хорошо поет наречие + глагол ???
- Что скажите? Наречие связано с главным словом по смыслу.
- Наречие примыкает по смыслу к главному слову.
Прочитайте текст в рубрике «Обрати внимание».
Чтение текста в учебнике стр.63.
- Первичная проверка понимания
-Выполните упражнение 2. Запишите только словосочетания с наречиями.
Сказочно красивый
Замечательно рассказал
Удивительно смелый
Идти вверх
- Как вы думаете, как называется такой тип связи? Примыкание.
6. Первичное закрепление.
Работа в группах. Упражнение 4.
Ошибки в двух словосочетаниях: сидел (где?) взаперти
начистил (как?) добела
Потому что недопустимы падежные вопросы.
Сценка «Нормально»
Прослушайте запись одного разговора. Вспомните, как вы обращаетесь с наречием нормально? Что оно значит?
Встретил я вчера одного приятеля. Давно не виделся с ним. Спрашиваю:
- Как живешь?
- Нормально.
- А с учебой как?
- Нормально.
- Ты, говорят, болел. Теперь – все в порядке?
- Нормально.
- Хорошо, значит?
- Ну, я же говорю – нормально.
- Странно ты говоришь.
- Почему? Нормально.
- Ты считаешь – нормально?
- Нормально.
Приятель ушел, а я подумал: «Странно… А ведь когда-то был вполне нормальный человек!» (А. Шибаев)
- Ребята, что у вас вызвало улыбку? Почему нельзя использовать слово нормально так, как один из приятелей в рассказе?
Русский язык богат синонимами. Чтобы не повторять на письме, в рассказе или беседе одно слово, надо заменить его другим, близким по смыслу. Надо стремиться выражаться яснее и уметь ценить это в других людях.
Рубрика «Путешествие в прошлое». Работа со словарем: что такое Кавказ? Нахождение его на карте. Версии происхождения этого слова. Почему такое значение?
7. Итог урока.
- Что нового узнали?
8. Рефлексия.
-Назовите наречия – ассоциации с нашим уроком. Урок прошел …, …, ….
- Используя пьедестал, определите свое место в уроке.
9. Домашнее задание
-Дома найдите и выпишите 3-5 предложений с наречиями из книги, которую читаете. Укажите наречия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....