Урок по русскому языку в 4 классе "Школа 2100"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок по теме "Безударные личные окончания глаголов" ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr._u_po_russk.docx | 26.22 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Усть-Наринзорская ООШ»
Учитель начальных классов Фёдорова О.А.
Урок русского языка в 4 классе.
Тема урока: Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Тип урока: обобщение и систематизация ЗУНов. (урок рефлексии)
Содержательная цель урока: закрепление изученных способ действий при написании безударных личных окончаний глаголов.
Деятельностная цель урока: формирование у учащихся способностей к рефлексии (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин.
Задача урока: создать условия для расширения и углубления учащихся о грамматических признаков глаголов с целью формирования практического умения писать безударные личные окончания глаголов.
Задачи:
предметные:
- систематизировать знания о глаголе
- повторить алгоритм правописания безударных личных окончаний глагола
- закрепить умение писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания безударных личных окончаний глаголов
- развивать письменную и устную речь
- развивать коммуникативное взаимодействие в парах
- развивать самоконтроль и самооценку усвоения знаний
- учить постановке учебной проблемы
метапредметные :
- познавательные УУД: развитие познавательной активности учащихся
- регулятивные УУД: в процессе совместного выполнения заданий и их проверки определять степень успешности своей работы и работы других учеников
- коммуникативные УУД: формировать дружеские взаимоотношения. Навыки взаимопомощи
- личностные УУД: развитие интереса к русскому языку, формирование мотивации его изучения
Ход урока
1.Настрой на продуктивную работу и доброжелательный лад.
Я предлагаю вам задачку.
Когда человек улыбается у него работает 13 мышц лица, когда хмурится 43 мышцы . На сколько мышц больше работает, когда человек хмурится?
- Что же полезнее хмуриться или улыбаться? Давайте улыбнётся друг другу, и начнём урок. – А вот лучи этого солнышка будут нам дарить хорошее настроение. (Слайд № 1)
2. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности. Актуализация знаний.
Дано предложение.
Лучи солнца _____ по веточкам сирени _______ на поляну. (Слайд)
- Можно ли сказать что это предложение? (нет связи) – Что нужно сделать? (вставить слова) – Какой частью речи они являются? (глаголы) – Какой раздел мы продолжаем изучать?
- Какие задания можно выполнить, работая с этим предложением? (ответы детей)
а) синтаксический разбор предложения (коллективная работа)
б) морфологический разбор слова заглянули (индивидуальная с взаимопроверкой)_
в) разбор по составу слова пробежали
г) определить падеж существительных.
Самоанализ работы. Оценивание по шкале.
-Какие умения формировали на этом этапе урока?
3. Мотивация к учебной деятельности. (Слайд)
Прочитайте слова и проанализируйте пропущенные орфограммы.
Света….т, та…т, наступа…т, наблюда….шь, ожива…т, прилета…т..
-В какой части слова находится орфограмма. – Поставьте ударение. – Какое оно? (безударное) Значит? (сомнительное) – Вы уже это умеете делать или сегодня первый урок по этой теме? Достаточно ли нам одного урока? (нет) - Сформулируйте тему урока.
4. Формулирование темы урока. («Безударные падежные окончания глаголов»)
Какова цель нашего урока? (Научиться безошибочно, писать безударные окончания глаголов)
-Сформулируйте учебные задачи, т.е. составьте план нашей работы. (Слайд)
1. Учиться ставить глаголы в неопределённую форму.
2. Безошибочно определить спряжение глаголов.
3. Запомнить личные окончания глаголов.
4. Учиться по личным окончаниям, определять грамматические признаки глаголов.
- Чтобы достичь цели урока и решить поставленные задачи, что мы должны сделать в первую очередь?
5. Систематизация знаний о глаголе.
а) Составление текста о глаголе. (Работа по карточкам)
Ознакомьтесь с работой и выполните её.
- Часть речи, которая обозначает действие___________ и отвечает на вопросы ___________________ называется _____________.
- Не с глаголами пишется ________________.
- Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы _______________.
- Глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы ____________________________.
- Глаголы изменяются в прошедшем времени по _________ . а в настоящем и будущем по ___________.
- В предложении глагол является ______________________.
- Спряжение – это __________________________________.
Объединитесь в пары и обсудите результаты своей работы. Проверим вашу работу. (Слайд) Оценивание по шкале.
6. Работа над решением поставленных задач.
- С каким временем года ассоциируются слова? (весна)
- Какое задание можно выполнить со словами? (вставить окончания) – Какие признаки глагола вы знаете? (время, лицо, число, спряжение)
а) Самостоятельная работа.
Запишите слова, вставьте пропущенные буквы. (Взаимопроверка)
-Оцените своё умение писать безударные окончания глаголов. Оценивание по шкале.
-Как вы действовали при написании окончаний глаголов? (алгоритм и схема) (Слайд)
б) Работа в парах.
1гр. Определить лицо глаголов.
2гр. Спряжение глаголов
3гр. Времена глаголов.
6. Физкультминутка
Называю глаголы 1-го спряжения: хлопок над головой.
Называю глаголы 2-го спряжения: хлопок за спиной.
7. Словарно-орфографическая работа.
а) словарно-орфографическая работа
Заменить словосочетание, одним словом. Запишите в столбик.
Специалист по фотографии (фотограф) Человек, который проверяет и исправляет текст при подготовке к печати (редактор) Количество экземпляров выпущенного в свет печатного издания (тираж) Человек, выполняющий в порядке очереди какие-либо обязанности (дежурный)
-Исходя из темы, урока подумайте, какую работу вы можете ещё выполнить, используя эти слова.
Образуйте глаголы неопределённой формы, рядом запишите эти глаголы в форме 3-го лица ед.ч.
Фотограф – фотографировать – фотографирует
Редактор – редактировать – редактирует
Тираж – тиражировать – тиражирует
Дежурный – дежурить – дежурит
Определите спряжение глаголов. – Как определили спряжение глаголов?
Самопроверка по эталону
Самоанализ своей работы. Оценивание по шкале.
г) Самостоятельная работа по учебнику Упр. 268
Синонимы – слова одинаковые по значению, но разные по написанию.
Повторить личные местоимения.
Проверка с комментированием. Оценивание по шкале.
д) Дифференцированная работа.
1 уровень (по неопределённой форме определить спряжение и вставить букву в окончании)
Все мы (испытывать) испытыва….м чувство радости при наступлении весны. Снег (сбегать) сбега….т с полей. Солнце (обливать) облива…т весенний лес светом. Птицы (строить) стро…т гнёзда.
2 уровень (поставить глагол в н.ф. и вставить букву в окончании)
Под прямыми лучами солнца та…т снег. Ве….т теплом. Мартовское равноденствие буд….т природу. Ему втор….т ручей. Скоро высоко в небе повисн….т жаворонок. Его сразу не замет….шь, но песня его любого останов…т.
3 уровень (встречаются глаголы-исключения)
Смотр….шь на прозрачный лёд и вид…шь, как под этим льдом ручей гон….т огромное стадо пузырей. Вот он выгоня….т их на открытую воду и мчит вперёд, тороп….тся согнать их в одно место.
е) Тестовая работа.
– Соберите новости, которые узнали о глаголе в 4 классе. Выберите правильное утверждение.
Глаголы:
А) склоняются;
Б) спрягаются.
Спряжением глагола называется изменение глагола:
а) по падежам;
б) по родам и числам;
в) по лицам и числам.
Глаголы с окончаниями -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют
А) относятся к 1 спряжению;
Б) относятся ко 2 спряжению.
Глаголы с окончаниями -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят
А) относятся к 1 спряжению;
Б) относятся ко 2 спряжению.
Почему окончания глаголов называются личными?
Лицо глагола определяют
а) по предлогу;
б) по частице бы;
в) по существительному;
г) по личному местоимению.
Домашнее задание: сочинение.
8.Рефлексия.
- Со всеми ли поставленными задачами мы справились на уроке?
- На той же шкале отметьте тот уровень, на котором вы сейчас, в конце урока, обладаете умением писать безударные личные окончания глаголов. Удалось ли каждому из вас ликвидировать свое затруднение?
- С каким настроением вы заканчиваете урок?
В соответствии с концепцией учебного предмета « Русский язык» урок планировался на основе коммуникативного деятельностного и личностно-ориентированного подхода. При планировании урока учитывалось, что учащиеся имеют средний уровень познавательной активности, навыков и речевых умений.
Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию
Данный урок по теме «Глагол» тесно связан с предыдущими уроками и работает на все последующие уроки, т.к. направлен на систематизацию полученных знаний. В ходе урока были учтены возможности данного класса. Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы. В течение всего урока побуждала к активному усвоению знаний, развивала познавательный интерес, работала над удовлетворением любознательности учащихся их активностью.
На каждом этапе урока учитывались индивидуальные способности, и интересы учащихся, уровень их подготовленности, осуществлялась индивидуализация обучения и дифференцированный подход. На заключительном этапе урока дети показали хороший уровень усвоения знаний по теме глагол.
Первый этап – организационно-мотивационный: здесь создавалась психологическая готовность учащихся к уроку, настраивая детей на работу, для активности была создана ситуация успеха.
Формировались УУД: коммуникативные
Второй этап – актуализация знаний и целеполагание. С помощью работы с предложением (языковая разминка) предметные, регулятивные, а также работы со словами, где учащиеся, проанализировав пропущенные орфограммы и с помощью вопросов учителя, подготовила детей к сознательному освоению учебного материала, была самостоятельно определена тема, цель урока. Был составлен план работы, т.е. задачи урока. Личностные, коммуникативные, познавательные
Формировались УУД: коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные
Третий этап – операционно-познавательный. Цель - закрепление полученных знаний по теме безударные личные окончания глаголов. Это цель выполнялась с помощью смен различных видов деятельности. На этом этапе развивались коммуникативные умения, регулятивные (на уровне ученик-ученик, ученик-учитель) работая по карточкам закрепляя знания о глаголе. При проведении словарно – орфографической работе, дифференцированной работе, работа по учебнику формировались познавательные, личностные, коммуникативные УУД. Все виды работы начинали выполнять через проблемную ситуацию. Прослеживалась работа в парах, коллективная, дифференцированная, по карточкам, тестовая. Все виды работы развивали аналитическое мышление, умение обобщать, анализировать, сравнивать. Каждое задание оценивалось по оценочной шкале. Использовались методы: проблемный, частично-поисковый, репродуктивный.
Четвёртый этап – рефлексивно-оценочный. На этапе дети давали самоанализ своей деятельности и оценку проведённой работы.
Формировались УУД: регулятивные, коммуникативные. Личностные
На протяжении всего урока реализовывались поставленные задачи, дети были активны, оценили свою учебную деятельность.
Урок показал, что ученики имеют знания о глаголе и могут применять их на практике, могут владеть лингвистическими терминами, извлекать необходимую информацию из заданий.
Исходя, из самоанализа урока считаю, что цели и задачи выполнены, так как урок являлся развивающим и соответствовал требованиям новых стандартов. На уроке применялось ИКТ, прослеживалась межпредметная связь окружающим миром, здоровьесберегающая технология.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вводный урок по русскому языку в 1 классе. Закомство с учебником "Русский язык(первые уроки)" Школа 2100 "
На вводном уроке русского языка ребята знакомятся с новым учебником"Русския язык", с правилами работы с учебником, символами, знаками при работе....
Урок по русскому языку УМК "Школа 2100" " Разбор местоимения как часть речи"
Урок по русскому языку в 3 классе....
Конспект урока по русскому языку по теме "Части слова. Окончание." Учебник "Русский язык", 3 класс. Р. Н. Бунеев, "Школа 2100"
Конспект урока по русскому языку, 3 класс, "Школа 2100", Части слова.Окончание."...
Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.
Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ...
Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Школа 2100" по теме "Правописание ь после шипящих на конце имён существительных"
Конспект данного урока разработан для учащихся 4 класса и соответствует требованиям ФГОС НОО....
Конспект урока по русскому языку УМК «Школа 2100» по теме "Обобщение и систематизация о частях слова" (3 класс)
Обобщение и систематизация о частях слова....
Конспект урока по русскому языку с презентацией во 2 классе по теме "Развитие умения находить в словах суффиксы." по программе "Школа 2100". Соответствует требованиям ФГОС. Данная разработка поможет учителю провести урок по данной теме.
Работа на уроке направлена на развитие умений находить суффиксы в словах. Наблюдая за изменением суффикса и изменением его значения, составляются группы суффиксов по их значениям. Структура урока позв...