Изменение имен существительных по вопросам
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Лесных Виктория

Лесных Виктория Николаевна, учитель начальных классов МАОУ «Гимназия №1» г. Белгород

Урок русского языка «Изменение имен существительных по вопросам»  учитель нач. классов: Лесных В.Н.

Предмет русский язык

УМК система развивающего обучения Л.В. Занкова

Класс 2

Раздел

Тема урока. Изменение имен существительных по вопросам.

Цель урока. Познакомить с падежными вопросами  имён существительных

Задачи урока.

  • Формирование первоначального представления о склонении имён существительных.
  • Ознакомление учащихся с падежными вопросами.

Оборудование. Компьютер, мультимедиа проектор, экран.

Дидактический материал. Индивидуальные карточки с текстами, наглядные пособия

Комментарии.

План урока.

1.      Минута чистописания. слайд 1

2.      Словарные слова:

Воробей, ворона, город, корова, класс, сорока, Россия, класс.

 а) взаимопроверка  б)Разделите слова на 2 группы.

- Будем писать три буквы. К О М, придумайте и запишите закономерность

- Установите закономерность.

ком, коом, кооом, …(мой образец)

3. Прочитайте слова. Слайд 3

Кот, котик, кошечка, котенок, кошачий, котята.

- Что общего у этих слов? Как называются такие слова? (однокоренные) С помощью чего они образовались?

- Какое слово может быть лишним? (кошачий – прилагательное, котята – множественное число)  дети могут предложить свои варианты ответов.

Какое слово будет являться начальной формой? (кот)

4.Подготовка к изучению новой темы

-Я принесла вам предмет, который встречается в произведении, которое мы читали на литературном чтении, он был у всех героев кроме одного Вспомните, как называлось произведение, что это за предмет. ( Сказка « У страха глаза велики», ведро)

-Вы угадали, это ведро. (показываю ведерко сделанное из цветной бумаги)

- Закройте, глаза, положите голову на руки, прислушайтесь к звукам. (детям предлагается послушать шум дождя)

-На что похож звук… (не поднимая головы и не открывая глаз дети предлагают варианты)

В это время на доску прикрепляется солнышко, закрытое облаком. На облачко приклеены капельки воды с вопросами об имени существительном)

-Мы вместе наполним ведерко водой, а воду возьмем  из тучки.(капельки воды с облачка). Дети отрывают капельки и отвечают на вопросы, написанные на обратной стороне.

. Послушайте стихотворение. Слайд -

- Чем отличаются данные слова от первой группы?

- Что изменялось в словах? Для чего служит окончание?

. Слайд 5. (Работа с карточками) Выпишите из стихотворения слово КОТ с вопросами, на которые оно отвечает (при записи слева отступите немного места). Выделите окончания.

  • У норы добычи ждёт,
  • Притаившись серый кот.
  • Мышь осталась без хвоста,
  • Вырываясь от кота,
  • А теперь и за версту
  • Не приблизится к коту.
  • Крыса старая – и та
  • Видя грозного кота,
  • Удерёт в нору под дом,
  • Чтоб не встретиться с котом.
  • Там дрожит в темноте,
  • Вспоминает о коте.

 

- Какой вывод можно сделать? (имена существительные могут изменяться).

-Как (с помощью чего) изменяются имена существительные?( имена существительные изменяются по вопросам)

5. Дополнительная информация:

Изменение имен существительных

Чтобы имя существительное могло в разговоре (или на письме) правильно соединяться с другими словами, образуя предложения, оно имеет возможность менять свои окончания. В разных случаях, отвечая на разные вопросы, существительное применяет разные окончания.

Такое изменение имен существительных называется изменением по падежам.

В русском языке шесть падежей. У каждого падежа свои вопросы:

Слово падеж произошло от латинского casus (падение). Еще греческие ученые заметили, что имя существительное имеет прямую (основную) форму и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин склонение – изменение слова по падежам.

6. Физминутка

, 7. Беседа по вопросам.

8. Первичное закрепление изученного материала.

Вернуться, нажав на управляющую кнопку, на слайд стихотворение о коте

.- Обозначим, с каким вопросом употреблялось слово КОТ.

-У меня в руках 2 конверта. ( 1конверт- изображение льва, 2кконверт- изображение сада) Попробуйте по картинкам на них отгадать в каком конверте лежат нужные нам вопросы.   ( дети выбирают конверт с изображением льва, объясняя выбор тем, что лев-одушев., и кот- одушев. существительные)

- Я хочу показать вам царство, в котором живут 6 корлей-Падажей. (Слайд- Дворец падежей) . В это царство мы сможем попасть только в след. учебном году. А сегодня я познакомлю вас с их слугами-вопросами (слайд- падежи и падежные вопросы)

. Физминутка (дополнительная)

  1. 9. Итог урока.

а) Дворец падежей Путем перетаскивания карточек (щелкнуть мышью по карточке, перенести ее в нужное место, щелкнуть второй раз – карточка закрепляется) распределить падежи и вопросы к ним по порядку.

б) Дополнить предложения. (для самых любознательных) Слайд - (ответить на вопросы)

Как ( с помощью чего)  изменяются имена существительные?

  1. Сколько падежей в русском языке?
  2. Отчего произошло название слова «падеж»?
  3. Что такое склонение?

Домашнее задание: выдаются листики с вопросами к одуш. сущ. и неодуш. сущ. (дети должны самостоятельно придумать задания )

 

9. Итог урока. Рефлексия

В течении всего урока проводятся физ. паузы по усмотрению учителя.

P.S.   «Пустые слайды» даны для размещения дополнительной информации)

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка во 2 классе "Изменение имён существительных по вопросам""

Урок русского языка "Изменение имён существительных по вопросам", 2 класс адресован учителям начальных классов, работающих по УМК «Система Л.В.Занкова», содержит подробный план-конспект урока с ...

Изменение имен существительных по вопросам

Лесных Виктория Николаевна, учитель начальных классов МАОУ «Гимназия №1» г. БелгородУрок русского языка «Изменение имен существительных по вопросам»  учитель нач. классов: Лесных В.Н.Предмет русс...

Разработка урока "Имя существительное. Изменение имен существительных"

Урок русского языкав 3 классе по теме:«Имя существительное.Изменение имён существительных». Тема: «Имя существительное. Изменение имён существительных».Тип урока: урок отработки умений и рефлекси...

изменение имен существительных по вопросам

Подготовительние упражнения к введению понятия "склонение" имен существительных...

Изменение имен прилагательных по вопросам

Урок русского языка в 3 классе. Ориентирован на ознакомление детей с новым материалом....

Изменение имен существительных, имен прилагательных и глаголов по числам

ИЗМЕНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ГЛАГОЛОВ ПО ЧИСЛАМ...