Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Конспект урока по русскому языку во 2 классе с презентацией УМК "Школа России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukvosochetaniya_chk_chncht_shchn_nch.pptx | 2.24 МБ |
bukvosochetaniya_chk_chn_cht_shchn_nch.docx | 49.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
декабрь (студень) январь ( просинец ) февраль (лютый)
Словарная работа. Язык, языковед, языкастый. язычок
Бол… лос … ноч … ной кол… цо кон… ки пал…то ден … хищ … ный кон…чик
Бол… кол… цо ноч … ной лос … кон… ки хищ … ный ден … пал…то кон…чик
Боль кольцо ночной лось коньки хищный день пальто кончик
Закрепление изученного материала Разноцветные сестрицы Заскучали без водицы. Дядя, длинный и худой, Носит воду бородой, И сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым. ( краски и кисто чк а) ----------------------------------------------- Что это у Галочки? Ниточка на палочке. Палочка в руке, А ниточка в реке. (удо чк а) -------------------------------------------- В деревянном домике Проживают гномики. Уж такие добряки Раздают всем огоньки. ( спи чк и) На ветках плотные комочки, В них не дремлют клейкие листочки. (по чк и) ---------------------------------------------- Отгадайте, что за птичка: Тёмненькая невеличка, Беленькая с живота, Хвост раздвинут в два хвоста. ( ласто чк а ) ---------------------------------------------- С именем вкусным, Не бывает грустным, Смотрит весело вокруг, Он Незнайке лучший друг. (По нч ик )
Одуванчик - растение с жёлтыми цветами, с молочным соком и пушистыми семенами, которые разносятся ветром. Пончик – круглый жареный пирожок (с вареньем); Птенчик - уменьшительно- ласкательное к птенец; Кончик - уменьшительное к слову конец; Блинчик – название сладкого блюда; Стаканчик – маленький стакан. Дополнительное задание.
Коньки, почьта , птеньчик , меньше, хищьник , больной.
Спасибо вам, ребята!
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Ряжская средняя общеобразовательная школа № 2»
План-конспект урока по русскому языку во 2 классе
УМК «Школа России»
В. П. Канакина, В. Г. Горецкий и др.
Тема: Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ
Подготовила: учитель начальных классов
Евсеенкова Наталья Викторовна
2014 г.
ТЕМА: « Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»
Цели: развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; учить определять орфограмму в слове; развивать мышление.
Задачи:
Образовательные:
формировать умение правильно писать слова с данными буквосочетаниями;
Развивающие:
способствовать развитию у детей орфографической зоркости, словесно-логического мышления, наблюдательности, памяти; умение рассуждать, анализировать, строить умозаключения; развивать устную речь;
Воспитательные:
воспитывать любовь к русскому языку, пытливость, любознательность, способствовать восприятию любви к животным через сказку.
УУД, формируемые на уроке:
- личностные:
желание и умение ответить на вопрос, какое значение имеют эти знания, самостоятельно оценивают работу на основе критерия успешности учебной
деятельности; знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность);
-коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (при распределении ролей в групповой и парной работе);
- познавательные:
умение сравнивать, анализировать, ориентироваться в своей системе знаний, извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы; выявлять сущность, особенности объектов;
- регулятивные:
умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планирование как способность самостоятельно выполнять последовательность действий; контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами; саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент; самоанализ и способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки.
Планируемые результаты: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.
Оборудование: презентация по теме урока, карточки с дополнительными заданиями.
Ход урока.
№ | Этапы урока | Содержание этапа, деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание Формируемые УУД |
I | Органи- зацион- ный момент. СЛАЙД № 1 | Эмоциональный настрой Здравствуйте ребята! Меня зовут Наталья Викторовна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. - Настроение хорошее? -Оцените своё настроение с помощью смайликов, которые лежат у вас на партах. Жёлтый улыбающийся смайлик – хорошее настроение. Зелёный – нейтральное. Красный – плохое настроение. -Я очень рада, что у большинства ребят хорошее настроение. И очень надеюсь, что после этого урока оно у всех станет таким, ведь сегодня нас ждёт необычный урок, а сказочный. Мы с вами побываем в волшебной сказочной стране русской народной сказки «Теремок» и будем выполнять задания, которые приготовили для нас её герои. | -Да или нет. Показывают смайлики. | Создание атмосферы дружелюбия и симпатии, условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке. |
I I | Актуали- зация знаний. а) чистописание СЛАЙД № 2 б) орфогра- фическая минутка СЛАЙД № 3 а)словар- ная работа СЛАЙД № 4 | - Запишите сегодняшнее число и слова: классная работа. В чистом поле теремок, теремок. Он не низок, не высок, не высок. Он не узок, не широк, не широк. Мышка-норушка шла из болота, Видит – у дома заперты ворота. (Вызывается ученица, на голову надевает маску мышки, от учителя получает конверт с заданием) - Давайте послушаем, какое задание нам предлагает мышка. - С данными согласными составьте различные слоги. Какую задачу мы поставим перед собой на минутке чистописания? – А сейчас обратите внимание на соединение этих букв. При выполнении задания будьте внимательны. Чтобы красиво написать, о чём мы должны помнить?
Если вы считаете, что вы справились, поставьте +. Молодцы, все старались писать красиво и аккуратно. - Итак, уже на дворе декабрь, в старину его называли студень. Как вы думаете, почему? - Какие еще зимние месяцы вы знаете? (На доске запись: декабрь (студень), январь (просинец), февраль (лютый).) В это время года животные закончили приготовления к зиме: поедают оставшиеся от осени дары природы, утепляют свои жилища: норки и норы. Сегодня на уроке мы посмотрим, каких животных можно встретить в это время года в лесу. - Запишите в тетради названия ещё двух зимних месяцев, подчеркните орфограммы, обозначьте ударение. Мышка сбила лапкою замок, Заглянула в теремок. Только свет зажгла норушка. Прибежала вдруг лягушка. Поселилась мышь с лягушкой, Лупоглазою подружкой. Топят печь, зерно толкут Да блины в печи пекут. (Вызывается ученица, на голову надевает маску лягушки, от учителя получает конверт с заданием) - Давайте послушаем задание лягушки. Язык- орган в полости рта в виде подвижного мягкого выроста, являющийся органом вкуса. Языковед- учёный, специалист по языковедению. Языкастый - острый на язык, любящий поговорить, поспорить, поругаться. - Что у них общего? - Как можно назвать эти слова одним словом? - Какие ещё однокоренные слова вы можете подобрать? | Записывают число, месяц классная работа. Читает задание в конверте. - Запишите буквы, которые обозначают только мягкие согласные звуки. (Й, й, Ч, ч, Щ, щ) - Написать очень красиво. Вспоминаем, как надо сидеть во время письма. Учащиеся называют слоги и записывают составленные слоги. - Холодный, студёный. -Январь, февраль. Язык, языковед, языкастый. Объяснения детей. Читает задание в конверте. -Как вы понимаете слова: язык, языковед, языкастый. - Спишите слова. Поставьте ударение, определите непроверяемую гласную. Выполняют задание. -Корень. -Это однокоренные слова. -Язычок. |
Личностные: желание и умение ответить на вопрос, какое значение имеют эти знания. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные УУД: умение сравнивать, анализировать, ориентироваться в своей системе знаний, извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы; выявлять сущность, особенности объектов. Регулятивные УДД: определять и формулировать цель деятельности, планирование как способность самостоятельно выполнять последователь ность действий, самоанализ и самооценка своей деятельности. |
I II | Самоопределение к деятельности. СЛАЙД № 5 СЛАЙД № 6,7 | Прибежал из леса быстро Петушок голосистый (Вызывается ученик, на голову надевает маску петушка, от учителя получает конверт с заданием ) Вот живут они, лягушка, Петушок да мышь-норушка. -Давайте выполним задание петушка. Бол… кол…цо ноч… ной лос… кон…ки хищ…ный ден… пал...то кон…чик - Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой. - Что вы о них можете сказать? - Как обозначается на письме мягкость согласных? - Как обозначите мягкость согласного в первом столбике? - Во втором столбике? - Что общего в написании орфограммы в первом и во втором столбике? - Назовите звуки перед пропущенной орфограммой в третьем столбике. - Что вы можете сказать о них? - Какую букву поставим для обозначения мягкости согласных в третьем столбике? - Почему? - Кто из вас сможет сформулировать тему урока, о чём мы сегодня будем с вами говорить? -Какую цель поставим перед собой? Учитель на листе прикрепляет к доске тему и цель. | Читает задание в конверте. - На какие 3 группы можно разделить слова. Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой. Выполняют задание. Называют. -Это мягкие согласные. -Буквами и,е.ё,ю,я и мягким знаком. -Мягким знаком. -Мягким знаком. -Мягкий знак обозначает мягкость согласного, но в первом столбике – в конце слова, а во втором – в середине слова. -Называют. -Это тоже мягкие согласные. -Никакую букву ставить не будем. - В буквосочетаниях ЧН,ЧК,ЧТ,ЩН,НЧ мягкий знак не пишется) - О буквосочетаниях чк, чн, чт, нч, щн) - Научиться безошибочно писать слова с сочетаниями чк.чн,щн,нч. | Познаватель ные УУД: умение сравнивать, анализировать, ориентировать ся в своей системе знаний, извлекать информацию, представлен ную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы; выявлять сущность, особенности объектов. Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя, планирование как способность самостоятельно выполнять последователь ность действий. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других. |
IV | Работа по теме урока. а) работа по учебнику | -Откройте учебник на стр. 3. Прочитайте, чему будем учиться? - Откройте учебник на стр. 4. Прочитайте название темы сегодняшнего урока. Электронное приложение к учебнику русского языка . 2 класс. Тема № 21. Анимация, часть 1. -Давайте познакомимся с правилом, которое вы дома будете учить. Вот живут они, лягушка, Петушок да мышь-норушка. Их водой не разольешь. Вдруг – стучится старый еж. (Вызывается ученик, на голову надевает маску ежа, от учителя получает конверт с заданием) - Что обозначает условный значок на полях? - Прочитайте слова. Какие слова требуют объяснений? Мачта - высокий столб на судне для парусов. - Отвечаем на вопросы после упражнения. - Выполните упражнение самостоятельно. - Как произносятся звуки в буквосочетаниях ЧН, НЧ, ЧК, ЧТ, ЩН? - Можно ли сказать, что это опасные места в слове? В чём заключается опасность? - Как называются такие опасные места в словах русского языка? | Читают. -Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. -Читают хором правило стр.5 Читает задание в конверте. ( Выполнить упр. 2 стр. 4) -Нужно поразмышлять над вопросом и высказать своё мнение. -Мачта. (4 ученика у доски) а) с ЧК, удочка, ласточка, спички, печка; б) с ЧН, песочница, цветочница, молочный; в) с ЧТ, мечта, почта, мачта; г) с ЩН, помощник, хищник, мощный. -Мягко. -Звук произносится мягко, но ь знак не пишется. -Орфограммами. | |
V | Физкультминутка | Покачайтесь, покружитесь. Потянитесь,распрямитесь. Приседайте,приседайте. Пошагайте, пошагайте. Встаньте на цыпочки. Встаньте на пяточки, А потом в присядочку. Глубоко теперь вздохните, Сядьте тихо, отдохните. Все в порядок приведите И писать, друзья, начните. -Назовите слова из физминутки, в которых есть буквосочетания, над которыми мы будем сегодня работать. | Дети называют, один ученик записывает на доске, затем дети пишут эти слова в тетрадь. | |
VI | Закрепление изученного материа ла. а) груп повая работа б) упраж нения в написании слов с изучен ной орфо граммой. СЛАЙД № 8 в) дополни тельное задание. СЛАЙД № 9 | Вот живут они: лягушка, Еж, петух да мышь-норушка. Только вдруг из леса темного К ним приходит волк бездомный. (Вызывается ученик, на голову надевает маску волка, от учителя получает конверт с заданием) -Подберите к каждому слову однокоренное так, чтобы в нём были буквосочетания ЧК, ЧН, ЩН, НЧ. Какая группа быстрее и правильнее выполнит задание, получает отметки. Проверка по документкамере. - Живут дружно: волк, лягушка, Ёж, петух и мышь-норушка. Это что за чудеса? Прибежала к ним лиса. (Вызывается ученица, на голову надевает маску лисы, от учителя получает конверт с заданием). Разноцветные сестрицы Заскучали без водицы. Дядя, длинный и худой, Носит воду бородой, И сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым. Что это у Галочки? Ниточка на палочке. Палочка в руке, А ниточка в реке. В деревянном домике Проживают гномики. Уж такие добряки Раздают всем огоньки. На ветках плотные комочки, В них не дремлют клейкие листочки. Отгадайте, что за птичка: Тёмненькая невеличка, Беленькая с живота, Хвост раздвинут в два хвоста. С именем вкусным, Не бывает грустным, Смотрит весело вокруг, Он Незнайке лучший друг. -А теперь поменяйтесь тетрадками и проверьте друг у друга. Внимание на экран. -Что обозначает каждое из слов упр. 3 стр. 5? -Выполните самостоятельно. Одуванчик - растение с жёлтыми цветами, с молочным соком и пушистыми семенами, которые разносятся ветром. Пончик – круглый жареный пирожок (с вареньем); Птенчик - уменьшительно- ласкательное к птенец; Кончик - уменьшительное к слову конец; Блинчик – название сладкого блюда Стаканчик – маленький стакан. (Самопроверка по документкамере по тетради ученика.) | Раздаёт задание из конверта каждой группе из 4 человек. Выполняют задания. - Отгадайте загадки, запишите слова-отгадки. (краски, кисточка, удочка, спички, почки, ласточка, пончик). Взаимопроверка. | Личностные УУД: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощьправдивость, ответствен ность). Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (при распределении ролей в групповой и парной работе). Познаватель ные УУД: ориентироваться в своей системе знаний, извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы; выявлять сущность, особенности объектов. Регулятивные УУД: контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами; саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент. |
VII | Рефлек сия. СЛАЙД № 10 СЛАЙД № 11 | -Кто-то стал у теремка реветь. Глянули звери – это медведь. Кричит, что умеет ловить мышат, Давить лягушат, Ежей душить, Петухов потрошить. - Ребята, надо срочно спасать жителей теремка от страшного волка, а для этого нам надо выполнить задание медведя составить из слов предложение. (Вызывается ученик, на голову надевает маску медведя, от учителя получает конверт с заданием). Коньки, почьта, птеньчик, меньше, хищьник, больной. - Самопроверка. Один ученик читает слова, остальные делают хлопок в ладоши, если согласны. -Если вам всё понятно сегодня на уроке, то покажите жёлтый смайлик. - Если в чём-то затруднялись – зелёный. -Если было трудно и многое осталось непонятным – красный. -Жители теремка благодарят вас ребята за помощь в выполнении заданий. Вы молодцы. -А теперь я хотела бы узнать, как ваше настроение. -Оцените своё настроение с помощью смайликов, которые лежат у вас на партах. Жёлтый улыбающийся смайлик – хорошее настроение. Зелёный – нейтральное. Красный – плохое настроение. -Я рада, что стало больше ребят с хорошим настроением. | Читает задание: обнаружить ошибки и списать эти слова, исправив ошибки. (почта, птенчик, хищник). | Регулятивные УУД: коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки, самоанализ и способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
VIII | Подведенги е итогов урока | -Напомните тему нашего урока. -Какие задачи мы ставили? -Выполнили намеченное? Какие выводы сделаем? - Что нужно помнить при написании слов с этой орфограммой?( пишем без ь знака | -Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. - Научиться безошибочно писать слова с сочетаниями чк.чн,щн,нч. -Выполнили, но нужно ещё поработать. -Пишем без мягкого знака. | Личностные УУД: самостоятельно оценивают работу на основе критерия успешности учебной деятельности. |
IX | Домаш нее задание. | Выучить правило стр. 5. Выполнить упражнение 5 стр. 5. По желанию придумать свою строчка из 5 слов с сочетаниями по теме урока с лишним словом, которое мы найдём на следующем уроке. Спасибо за урок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторяем написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу в словах.
Данная презентация содержит интересную словарную работу, с помощью занимательного материала ребята смогут усвоить правила написия буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу- щу....
Урок русского языка."Правописание буквосочетаний с шипящими звуками" 2 кл. (УМК "Школа Рсссии"авт. В.П.Канакина)
Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме « Правописание буквосочетаний с шипящими звуками»....
Русский язык 2 класс Тема "Буквосочетания ЧК, ЧН"
Класс: 2 класс, программа Л.В.ЗанковаТема: "Буквосочетания ЧК, ЧН"Цели:Образовательная:Формирование у учащихся представления о правописании буковсочетаний ЧК, ЧН, ЩН.Развивающая:Развитие орфографическ...
2 класс буквосочетания жи-ши
презентация - тренажёр по разделу орфограмма- гласная после ж-ш 2класс...
Урок русского языка во 2 классе "Написание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Урок поможет систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих., работая по любому УМК....
Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Произношение слов с этими буквосочетаниями.
Урок актуален, так как дети не только знакомились с орфограммой, учились писать слова с ней, но и учились произносить слова с буквосочетаниями, работать...
Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Произношение слов с этими буквосочетаниями.
Урок актуален, так как дети не только знакомились с орфограммой, учились писать слова с ней, но и учились произносить слова с буквосочетаниями, работать в парах, развивали свою речь, а главное, ребята...