Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Кутазова  Наталья Викторовна

Конспект урока по русскому языку во 2 классе с презентацией УМК "Школа России".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Буквосочетания чк,чн.чт,щн,нч .» Урок русского языка во 2 классе. Презентацию подготовила: учитель начальных классов МОУ «Ряжская СОШ № 2» Евсеенкова Н. В.

Слайд 3

декабрь (студень) январь ( просинец ) февраль (лютый)

Слайд 4

Словарная работа. Язык, языковед, языкастый. язычок

Слайд 5

Бол… лос … ноч … ной кол… цо кон… ки пал…то ден … хищ … ный кон…чик

Слайд 6

Бол… кол… цо ноч … ной лос … кон… ки хищ … ный ден … пал…то кон…чик

Слайд 7

Боль кольцо ночной лось коньки хищный день пальто кончик

Слайд 8

Закрепление изученного материала Разноцветные сестрицы Заскучали без водицы. Дядя, длинный и худой, Носит воду бородой, И сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым. ( краски и кисто чк а) ----------------------------------------------- Что это у Галочки? Ниточка на палочке. Палочка в руке, А ниточка в реке. (удо чк а) -------------------------------------------- В деревянном домике Проживают гномики. Уж такие добряки Раздают всем огоньки. ( спи чк и) На ветках плотные комочки, В них не дремлют клейкие листочки. (по чк и) ---------------------------------------------- Отгадайте, что за птичка: Тёмненькая невеличка, Беленькая с живота, Хвост раздвинут в два хвоста. ( ласто чк а ) ---------------------------------------------- С именем вкусным, Не бывает грустным, Смотрит весело вокруг, Он Незнайке лучший друг. (По нч ик )

Слайд 9

Одуванчик - растение с жёлтыми цветами, с молочным соком и пушистыми семенами, которые разносятся ветром. Пончик – круглый жареный пирожок (с вареньем); Птенчик - уменьшительно- ласкательное к птенец; Кончик - уменьшительное к слову конец; Блинчик – название сладкого блюда; Стаканчик – маленький стакан. Дополнительное задание.

Слайд 10

Коньки, почьта , птеньчик , меньше, хищьник , больной.

Слайд 11

Спасибо вам, ребята!



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Ряжская средняя общеобразовательная школа № 2»

План-конспект урока по русскому языку во 2 классе

УМК «Школа России»

В. П. Канакина, В. Г. Горецкий и др.

Тема: Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ

Подготовила:  учитель начальных классов

Евсеенкова Наталья Викторовна

                                                                  2014 г.

ТЕМА: « Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»

Цели: развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; учить определять орфограмму в слове; развивать мышление.

Задачи:

Образовательные:

формировать умение правильно писать слова с данными буквосочетаниями;

 Развивающие:

способствовать развитию у детей орфографической  зоркости, словесно-логического мышления,  наблюдательности, памяти;  умение рассуждать, анализировать, строить умозаключения; развивать устную речь;

Воспитательные:

воспитывать любовь к русскому языку, пытливость, любознательность, способствовать восприятию любви к животным через сказку.

УУД, формируемые на уроке:

- личностные: 

желание и умение ответить на вопрос, какое значение имеют эти знания, самостоятельно оценивают работу  на основе критерия успешности учебной

деятельности; знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность);

-коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (при распределении ролей в групповой и парной работе);

- познавательные: 

умение сравнивать, анализировать, ориентироваться в своей системе знаний, извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы; выявлять сущность, особенности объектов;

- регулятивные: 

умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планирование как способность самостоятельно выполнять последовательность действий; контроль как способность  сличения способа действия и его результата  с заданными эталонами; саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент; самоанализ и способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки.

Планируемые результаты: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.

Оборудование: презентация по теме урока, карточки с  дополнительными заданиями.

Ход урока.

Этапы урока

Содержание этапа, деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Формируемые УУД

I

Органи-

зацион-

ный

момент.

СЛАЙД № 1

Эмоциональный настрой

Здравствуйте ребята! Меня зовут  Наталья  Викторовна, сегодня  я проведу у вас урок  русского  языка.

- Настроение хорошее?

-Оцените своё настроение с помощью  смайликов, которые лежат у вас на партах. Жёлтый улыбающийся смайлик – хорошее настроение. Зелёный – нейтральное. Красный – плохое настроение.

-Я очень рада, что у большинства ребят хорошее  настроение. И очень надеюсь, что после этого урока оно у всех станет таким, ведь сегодня нас ждёт необычный урок,  а сказочный. Мы с вами побываем в волшебной сказочной стране русской народной сказки «Теремок» и будем выполнять задания, которые приготовили для нас её герои.

-Да или нет.

Показывают смайлики.

Создание атмосферы дружелюбия и симпатии, условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

I I

Актуали-

зация

знаний.

а)

чистописание

СЛАЙД № 2

 б) орфогра-

фическая минутка СЛАЙД № 3

а)словар-

ная работа

СЛАЙД № 4

- Запишите сегодняшнее число и слова: классная работа.

В чистом поле теремок, теремок.

Он не низок, не высок, не высок.

Он не узок, не широк, не широк.

Мышка-норушка шла из болота,

Видит – у дома заперты ворота.

(Вызывается  ученица, на голову надевает маску мышки, от учителя получает конверт с заданием)

- Давайте послушаем, какое задание нам предлагает мышка.

- С данными согласными  составьте различные слоги. Какую задачу мы поставим перед собой на минутке чистописания?

– А сейчас обратите внимание на соединение этих букв. При выполнении задания  будьте внимательны. Чтобы красиво написать, о чём мы должны помнить?


– Сели правильно. Проверяем положение тетради на парте (наклон).
– Выполните задание.


– Сравните, что вы написали, с моим образцом.

Если вы считаете, что вы справились, поставьте +.
– Посчитайте +.
– Поднимите руку у кого много +.

Молодцы, все старались писать красиво и аккуратно.

- Итак, уже на дворе декабрь, в старину его называли студень. Как вы думаете, почему?

- Какие еще зимние  месяцы вы знаете? (На доске запись: декабрь (студень), январь (просинец), февраль (лютый).) В это время года животные закончили приготовления к зиме: поедают оставшиеся от осени дары природы, утепляют свои жилища: норки и норы. Сегодня на уроке мы посмотрим, каких животных можно встретить в это время года в лесу.

- Запишите в тетради названия ещё двух зимних месяцев, подчеркните орфограммы, обозначьте ударение.

Мышка сбила лапкою замок,

Заглянула в теремок.

Только свет зажгла норушка.

Прибежала вдруг лягушка.

Поселилась мышь с лягушкой,

Лупоглазою подружкой.

Топят печь, зерно толкут

Да блины в печи пекут.

(Вызывается  ученица, на голову надевает маску лягушки, от учителя получает конверт с заданием)

- Давайте послушаем задание лягушки.

Язык- орган в полости рта в виде подвижного мягкого выроста, являющийся органом вкуса.

Языковед- учёный, специалист по языковедению.

Языкастый - острый на язык, любящий поговорить, поспорить, поругаться.

- Что у них общего?

- Как можно назвать эти слова одним словом?

- Какие ещё однокоренные слова вы можете подобрать?

Записывают число, месяц классная работа.

Читает задание в конверте.

- Запишите буквы, которые обозначают только мягкие согласные звуки.

(Й, й, Ч, ч, Щ, щ)

- Написать очень красиво.

Вспоминаем, как надо сидеть во время письма.

Учащиеся называют слоги  и записывают составленные слоги.

- Холодный, студёный.

-Январь, февраль.

Язык, языковед, языкастый.

Объяснения детей.

Читает задание в конверте.

-Как вы понимаете слова:

язык, языковед, языкастый.

- Спишите слова. Поставьте ударение, определите непроверяемую гласную.

Выполняют задание.

-Корень.

-Это однокоренные слова.

-Язычок.

 

Личностные:

желание и умение ответить на вопрос, какое значение имеют эти знания.

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные УУД: умение сравнивать, анализировать,

ориентироваться в своей системе знаний, извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы; выявлять сущность, особенности объектов.

Регулятивные УДД:  

определять и формулировать цель деятельности, планирование как способность самостоятельно выполнять последователь

ность действий,  самоанализ и самооценка своей деятельности.

I II

Самоопределение к деятельности.

СЛАЙД № 5

СЛАЙД № 6,7

Прибежал из леса быстро

Петушок голосистый

(Вызывается  ученик, на голову надевает маску петушка, от учителя получает конверт с заданием )

Вот живут они, лягушка,

Петушок да мышь-норушка.

-Давайте выполним задание петушка.

Бол…      кол…цо         ноч… ной

лос…      кон…ки         хищ…ный

ден…       пал...то           кон…чик

- Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой.

- Что вы о них можете сказать?

- Как обозначается на письме мягкость согласных?

- Как обозначите мягкость согласного в первом столбике?

- Во втором столбике?

- Что общего в написании орфограммы в первом и во втором столбике?

- Назовите звуки перед пропущенной орфограммой в третьем столбике.

- Что вы можете сказать о них?  

- Какую букву поставим для обозначения мягкости согласных в третьем столбике?

- Почему?

- Кто из вас сможет сформулировать тему урока, о чём мы сегодня будем с вами говорить?  

-Какую цель поставим перед собой?  

Учитель на листе прикрепляет к доске тему и цель.

Читает задание в конверте.

- На какие 3 группы можно разделить слова. Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой.

Выполняют задание.

Называют.

-Это мягкие согласные.

-Буквами и,е.ё,ю,я и мягким знаком.

-Мягким знаком.

-Мягким знаком.

-Мягкий знак обозначает мягкость согласного, но в первом столбике – в конце слова, а во втором – в середине слова.

-Называют.

-Это тоже мягкие согласные.

-Никакую букву ставить не будем.

- В буквосочетаниях ЧН,ЧК,ЧТ,ЩН,НЧ мягкий знак не пишется)

- О буквосочетаниях

чк, чн, чт, нч, щн)

 - Научиться безошибочно

 писать слова с сочетаниями чк.чн,щн,нч.

Познаватель

ные УУД:

умение сравнивать, анализировать, ориентировать

ся в своей системе знаний, извлекать информацию, представлен

ную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы; выявлять сущность, особенности объектов.

Регулятивные УУД:

определяют  и формулируют цель на уроке с

помощью учителя, планирование как способность самостоятельно выполнять последователь

ность действий.

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других.

IV

Работа по теме урока.

а) работа по учебнику

-Откройте учебник на стр. 3. Прочитайте, чему будем учиться?

- Откройте учебник на стр. 4. Прочитайте название темы сегодняшнего урока.

Электронное приложение к учебнику русского языка . 2 класс. Тема № 21.

Анимация, часть 1.

-Давайте познакомимся с правилом, которое вы дома будете учить.

Вот живут они, лягушка,

Петушок да мышь-норушка.

Их водой не разольешь.

Вдруг – стучится старый еж.

(Вызывается  ученик, на голову надевает маску ежа, от учителя получает конверт с заданием)

- Что обозначает условный значок на полях?

- Прочитайте слова. Какие слова требуют объяснений?  

Мачта - высокий столб на судне для парусов.

- Отвечаем на вопросы после упражнения.

- Выполните упражнение самостоятельно.

- Как произносятся звуки в буквосочетаниях ЧН, НЧ, ЧК, ЧТ, ЩН?

- Можно ли сказать, что это опасные места в слове? В чём заключается опасность?

- Как называются такие опасные места в словах русского языка?

Читают.

-Буквосочетания             ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.

-Читают хором правило стр.5

Читает задание в конверте. ( Выполнить упр. 2 стр. 4)

-Нужно поразмышлять над вопросом и высказать своё мнение.

-Мачта.

(4 ученика у доски)

а) с ЧК,  удочка, ласточка, спички, печка;

б) с ЧН, песочница, цветочница, молочный;

в) с ЧТ, мечта, почта, мачта;

г) с ЩН, помощник, хищник, мощный.

-Мягко.

-Звук произносится мягко, но ь знак не пишется.

-Орфограммами.

V

Физкультминутка

Покачайтесь, покружитесь.

Потянитесь,распрямитесь.

Приседайте,приседайте.

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на цыпочки.

Встаньте на пяточки,

А потом в присядочку.

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Все в порядок приведите

И писать, друзья, начните.

-Назовите слова из физминутки, в которых есть буквосочетания, над которыми мы будем сегодня работать.

Дети называют, один ученик записывает на доске, затем дети пишут эти слова в тетрадь.

VI

Закрепление изученного материа

ла.

а) груп

повая работа

б) упраж

нения в написании слов с изучен

ной орфо

граммой.

СЛАЙД № 8

в) дополни

тельное задание.

СЛАЙД № 9

Вот живут они: лягушка,

Еж, петух да мышь-норушка.

Только вдруг из леса темного

К ним приходит волк бездомный.

(Вызывается  ученик, на голову надевает маску волка, от учителя получает конверт с заданием)

-Подберите к каждому слову однокоренное так, чтобы в нём были буквосочетания ЧК, ЧН, ЩН, НЧ. Какая группа быстрее и правильнее выполнит задание, получает отметки.

Проверка по документкамере.

- Живут дружно: волк, лягушка,

Ёж, петух и мышь-норушка.

Это что за чудеса?

Прибежала к ним лиса.

(Вызывается  ученица, на голову надевает маску лисы, от учителя получает конверт с заданием).

Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы.

Дядя, длинный и худой,

Носит воду бородой,

И сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым.

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке.

Палочка в руке,

А ниточка в реке.

В деревянном домике

Проживают гномики.

Уж такие добряки

Раздают всем огоньки.

На ветках плотные комочки,

В них не дремлют клейкие листочки.

Отгадайте, что за птичка:

Тёмненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.

С именем вкусным,

Не бывает грустным,

Смотрит весело вокруг,

Он Незнайке лучший друг.

-А теперь поменяйтесь тетрадками и проверьте друг у друга. Внимание на экран.

-Что обозначает каждое из слов упр. 3 стр. 5?

-Выполните самостоятельно.

Одуванчик -  растение с жёлтыми цветами, с молочным соком и пушистыми семенами, которые разносятся ветром.

Пончик – круглый жареный пирожок (с вареньем);

Птенчик - уменьшительно- ласкательное к птенец;

Кончик - уменьшительное к слову конец;

Блинчик – название сладкого блюда

Стаканчик – маленький стакан.

(Самопроверка по документкамере по  тетради ученика.)

Раздаёт задание из конверта каждой группе из 4 человек.

Выполняют задания.

- Отгадайте загадки, запишите слова-отгадки.

(краски, кисточка, удочка, спички, почки, ласточка, пончик).

Взаимопроверка.

Личностные УУД:

знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощьправдивость, ответствен

ность).

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (при распределении ролей в групповой и парной работе).

Познаватель

ные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний, извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы; выявлять сущность, особенности объектов.

Регулятивные УУД:

контроль как способность  сличения способа действия и его результата  с заданными эталонами; саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент.

VII

Рефлек

сия.

СЛАЙД № 10

СЛАЙД № 11

-Кто-то стал у теремка реветь.

Глянули звери – это медведь.

Кричит, что умеет ловить мышат,

Давить лягушат,

Ежей душить,

Петухов потрошить.

- Ребята, надо срочно спасать жителей теремка от страшного волка, а для этого нам надо выполнить задание медведя составить из слов предложение.

(Вызывается  ученик, на голову надевает маску медведя, от учителя получает конверт с заданием).

Коньки, почьта, птеньчик, меньше, хищьник, больной.

- Самопроверка. Один ученик читает слова, остальные делают хлопок в ладоши, если согласны.

-Если вам всё понятно сегодня на уроке, то покажите жёлтый смайлик.

- Если в чём-то затруднялись – зелёный.

-Если было трудно и многое осталось непонятным – красный.

-Жители теремка благодарят вас ребята за помощь в выполнении заданий. Вы молодцы.

-А теперь я хотела бы узнать, как ваше настроение.

-Оцените своё настроение с помощью  смайликов, которые лежат у вас на партах. Жёлтый улыбающийся смайлик – хорошее настроение. Зелёный – нейтральное. Красный – плохое настроение.

-Я рада, что стало больше ребят с хорошим настроением.

Читает задание:

обнаружить ошибки и списать эти слова, исправив ошибки.

(почта, птенчик, хищник).

Регулятивные УУД:

коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки, самоанализ и способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

VIII

Подведенги е итогов урока

-Напомните тему нашего урока.

-Какие задачи мы ставили?

-Выполнили намеченное? Какие выводы сделаем?

- Что нужно помнить при написании слов с этой орфограммой?( пишем без ь знака

-Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.

- Научиться безошибочно

 писать слова с сочетаниями чк.чн,щн,нч.

-Выполнили, но нужно ещё поработать.

-Пишем без мягкого знака.

Личностные УУД:

самостоятельно оценивают работу  на основе критерия успешности учебной

деятельности.

IX

Домаш

нее задание.

Выучить правило стр. 5.

Выполнить упражнение 5 стр. 5.

По желанию придумать свою строчка из 5 слов с сочетаниями по теме урока с лишним словом, которое мы найдём на следующем уроке.

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторяем написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу в словах.

Данная презентация содержит интересную словарную работу, с помощью занимательного материала ребята смогут усвоить правила написия буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу- щу....

Урок русского языка."Правописание буквосочетаний с шипящими звуками" 2 кл. (УМК "Школа Рсссии"авт. В.П.Канакина)

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме « Правописание буквосочетаний с шипящими звуками»....

Русский язык 2 класс Тема "Буквосочетания ЧК, ЧН"

Класс: 2 класс, программа Л.В.ЗанковаТема: "Буквосочетания ЧК, ЧН"Цели:Образовательная:Формирование у учащихся представления о правописании буковсочетаний ЧК, ЧН, ЩН.Развивающая:Развитие орфографическ...

2 класс буквосочетания жи-ши

презентация - тренажёр по разделу  орфограмма- гласная после ж-ш 2класс...

Урок русского языка во 2 классе "Написание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Урок поможет систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих., работая по любому УМК....

Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Произношение слов с этими буквосочетаниями.

Урок актуален, так  как  дети не только  знакомились  с орфограммой, учились  писать слова с  ней, но и учились произносить  слова с  буквосочетаниями, работать...

Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Произношение слов с этими буквосочетаниями.

Урок актуален, так как дети не только знакомились с орфограммой, учились писать слова с ней, но и учились произносить слова с буквосочетаниями, работать в парах, развивали свою речь, а главное, ребята...