Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка во 2 классе
презентация к уроку по русскому языку (2 класс) на тему

Волчкова Светлана Анатольевна
—Системно-деятельностный подход является основой ФГОС и обуславливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе
—-к определению цели школьного обучения как формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями;
—-от изолированного изучения учащимися системы научных понятий к включению содержания обучения в контекст решения жизненных задач;
—-от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;
—-от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка во 2 классе МБОУ « ООШ пос.Прибрежный» Учитель начальных классов первой категории Волчкова Светлана Анатольевна

Слайд 2

Системно-деятельностный подход Системно-деятельностный подход является основой ФГОС и обуславливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе -к определению цели школьного обучения как формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями; -от изолированного изучения учащимися системы научных понятий к включению содержания обучения в контекст решения жизненных задач; -от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования; -от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

Слайд 3

Система-деятельность-подход Систе́ма (от др.-греч . σύστημα — целое, составленное из частей; соединение) — множество элементов , находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство . Деятельность — мотивированный процесс использования тех или иных средств для достижения цели . Подход – совокупность приемов и способов в воздействии на кого (что)-либо или изучении для получения определенного результата .

Слайд 4

Деятельностный метод обучения младших школьников, снимает у учащихся страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для ее исправления. Такой подход к решению проблем, особенно в трудных ситуациях, необходим и в жизни: в случае неудачи не впадать в уныние, а искать и находить конструктивный путь. Обучать деятельности – это, значит, делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Для решения и выполнения этих задач, мною на каждом уроке разрабатываются различные задания проблемного, поискового характера, а также тесты, головоломки, шарады, ведутся наблюдения как краткосрочные, так и долговременные.

Слайд 5

Работая по программе «Начальная школа XXI века », жизненно необходимо выполнение реализации технологии деятельностного метода на уроках различной целевой направленности. Для того , чтобы вовлечь ребенка в самостоятельную познавательную деятельность , необходима мотивация . А осуществить это возможно путём создания проблемных ситуаций . Создать проблемную ситуацию , значит ввести противоречие , столкновение . У детей это вызывает эмоциональную реакцию удивления ли затруднения.

Слайд 6

Примеры приемов создания проблемных ситуаций на уроках русского языка Тема урока « Основа слова» Деятельность учителя : Обсудите в парах и ответьте, можно ли сказать, что во всех этих словах лес , дом , книга , сосна основа равна всему слову? ( Возникновение проблемной ситуации ) (Слова записываю на доске) Деятельность учеников : Обсуждают , ответ –нельзя . Деятельность учителя : - Почему? Докажите. Фиксирую ответы учеников на доске. Деятельность учеников : В словах книга , сосна есть окончание –а , которое в основу не входит ; в словах лес , дом - нулевое окончание, которое также в основу не входит.

Слайд 7

Тема урока : Слова , называющие предметы . Учитель : - Отгадайте загадку Этот мальчик- коротышка Фантазер и хвастунишка. За многое он берется, Но ничего ему толком не удается . Кто это? Ученики : - Незнайка .

Слайд 9

Побуждающий от проблемной ситуации диалог Учитель : Посмотрите на группу слов и помогите Незнайке определить, чем похожи данные слова? портфель , школа , пенал , учится , ученик , умный , учитель , тетрадь . ( Возникновение проблемной ситуации ) Ученики : - похожи : все слова относятся к теме « Школа» . Учитель : Чем различаются ? ( Побуждение к осознанию противоречия ) Отвечают на вопросы : что ? к то? какой? что делает? ( Осознание противоречия ) Учитель : А можно ко всем словам подобрать или нарисовать предметную картинку ? ( Побуждение к формулированию проблемы ) Ученики : ( задумались ) . Не получается ко всем словам подобрать . Учитель : как вы думаете –почему ? ( Учебная проблема как вопрос ) Ученики : Если слово называет предмет, рисунок подобрать легко .

Слайд 10

Учитель : выпишите слова , которые отвечают на вопрос что ? Ученики : портфель , пенал, школа, тетрадь . Учитель : из высказываний выберите правильный ответ : 1 . Выписанные слова называют предметы 2. Выписанные слова называют признаки предметов 3. Выписанные слова называют то, что делает предмет

Слайд 11

Ученики : Выписанные слова называют предмет Учитель : Молодцы . Так над чем же сегодня мы будем работать на уроке? Чему будем учиться? Ученики : Будем знакомиться со словами, которые называют предмет Учитель : - А как вы думаете, для чего нам это нужно? Ученики : Нужно понять, что мы ещё не знаем Учитель : сегодня мы будем исследовать, наблюдать, доказывать , проверять наши доводы.

Слайд 12

Подводящий к теме диалог Тема урока : Учимся различать приставки с буквой о и а. Учитель : Сегодня у нас в классе открывается творческая лаборатория . Будут работать 2 группы , у каждой будет свое задание . На доске написаны приставки. - Сравните две группы приставок (на доске) 1) до-, о-, об-, от-, по-, под-, про-. 2) за-, над-, на. -Что общего в написании приставок первой группы ? Ученики : все приставки пишутся с буквой о Учитель : - Что общего в написании приставок второй группы? Ученики : все приставки пишутся с буквой а. Учитель : Сформулируйте тему урока . Ученики : правописание приставок с буквами о и а.

Слайд 13

Учитель : Вы должны сформулировать правило о приставках: выберите букву, на которую заканчивается приставка о или а , разработайте алгоритм действия, какую букву в приставке нужно писать. 1 группа : Учимся писать приставки с буквой а В приставках за-, на-, над- всегда пишется буква а. 2 группа : Учимся писать приставки с буквой о В приставках до-, о-, об-, от-, по-, под-, про- пишется буква о.

Слайд 14

В чем проблема ? Итак , мы выяснили , что к учебной проблеме можно идти через создание проблемной ситуации . Но эту ситуацию нужно придумать , обыграть , чтобы интересно было . А если не думается или начинаем совсем новый раздел ? Что остается : сообщить тему урока в готовом виде? Но это не интересно ученикам и опять –традиционный урок . Выход есть . Существуют специальные приемы , условно называемые «яркое пятно» и «актуальность» .

Слайд 15

«Яркое пятно» , «актуальность» В первом приеме и спользуйте сказки , легенды , мифы , фрагменты художественных произведений литературы , случаи из истории науки , культуры , просто из повседневной нашей жизни , различные шутки , словом , все то , что может заинтересовать наших учеников , заинтриговать , побудить в действию , самостоятельно исследовать проблему . Второй прием актуальность состоит в обнаружении смысла и значимости для самих детей предлагаемой темы , для каждого из них .

Слайд 16

“Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить”. А. Дистервег

Слайд 17

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературного чтения"

Системно-деятельностный подход-формирование базовых компетенций на уроках русского языка и литературного чтения, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Читательская грамотность, как её р...

"Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературного чтения"

Системно-деятельностный подход-формирование базовых компетенций на уроках русского языка и литературного чтения, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Читательская грамотность, как её р...

Системно-деятельностный метод обучения на уроках русского языка в 4 классе (по УМК "Перспектива")

Системно-деятельностный метод обучения на уроках русского языка позволяет ориентировать педагога на достижения личностных и метопредметных результатов обучения младших школьников.  Целью современ...

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка в начальных классах.

Презентация на тему: "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка в начальных классах"....

Пути реализации системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературного чтения

Часто мы слышим фразу: «Дети – наше будущее». Но задумываемся ли, от кого зависит будущее наших детей? Сегодня изменились требования и к учителю, и к ученику. Человек XXI века - это творческая личност...

Реализация технологии деятельностного подхода на уроках русского языка в начальной школе

Цель школы - формирование функционально грамотной личности. В научном понимании функционально грамотная личность – это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жиз...

Реализация идей компетентностного подхода на уроке русского языка

Перед каждым учителем-филологом встают вопросы, которые порой кажутся не решаемыми: как включить в осмысленную, продуктивную, мотивированную деятельность всех учащихся? Как помочь учащимся не поверхно...