Реализация идей компетентностного подхода на уроке русского языка
статья (4 класс)

Айвазян Жанна Аршаковна

Перед каждым учителем-филологом встают вопросы, которые порой кажутся не решаемыми: как включить в осмысленную, продуктивную, мотивированную деятельность всех учащихся? Как помочь учащимся не поверхностно, наспех, а продуманно, глубоко осмыслить идеи великих писателей? Как заинтересовать детей чтением? Как превратить освоение русского языка в увлекательный, творческий процесс? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_realizatsiya_idey_kompetentnostnogo_podhoda.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация идей компетентностного подхода

на уроке русского языка

         Перед каждым учителем-филологом встают вопросы, которые порой кажутся не решаемыми: как включить в осмысленную, продуктивную, мотивированную деятельность всех учащихся? Как помочь учащимся не поверхностно, наспех, а продуманно, глубоко осмыслить идеи великих писателей? Как заинтересовать детей чтением? Как превратить освоение русского языка в увлекательный, творческий процесс?

      Воспитание компетентного человека - главная конечная цель образовательного процесса в средней школе. Общество хочет видеть в выпускнике личность компетентную, со сформированными коммуникативными навыками, умеющую работать в команде, брать на себя ответственность за решение проблем, готовую к постоянному самообразованию. От современного человека требуют развитого креативного мышления, устойчивого навыка самоанализа, рефлексии, критической самооценки. Неслучайно государственный образовательный стандарт ориентирует учителя на формирование личности, способной к самореализации и самоопределению на основе полученных знаний и навыков, готовой брать на себя ответственность за свои решения и поступки во всех сферах повседневной деятельности. В связи с этим в федеральном базовом компоненте образования и объяснительных записках к программе по русскому языку появилось понятие “компетенция”, которое употребляется применительно к целям обучения. Через это понятие определяются обобщенные структуры содержания обучения русскому языку. Научить русскому языку - значит обеспечить формирование компетенций: лингвистической, правописной, коммуникативной.

    Одной из приоритетных компетенций является коммуникативная, так как язык – это средство общения, социализации и адаптации учащихся в современном мире.

    Коммуникативная программа образовательного процесса. Исходя из этого, под коммуникативной компетенцией, на наш взгляд, необходимо понимать выбор и реализацию программ речевого общения в зависимости от способностей обучающихся ориентироваться в той или иной речевой ситуации (совокупность конкретных экстралингвистических факторов, вовлекающих людей в языковую коммуникацию и определяют их речевое поведение): умение классифицировать ситуации в зависимости от темы, задач, возникающих у учащихся до беседы, а также во время беседы в процессе взаимной адаптации. Технология коммуникативного обучения – обучение на основе общения – позволяет успешно развивать и совершенствовать способность учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации, то есть сформировать коммуникативную компетенцию как одну из ключевых компетенций личности. Обучение на основе общения является сущностью инновационных технологий, оно предполагает личностную ориентацию общения.

       Компетентностный подход в образовании – подход в организации образовательного процесса, для которого приоритетной целью образовательного процесса является формирование ключевых компетентностей. Ключевые компетенции – универсальные компетенции (круг вопросов, способности, умения), применимые в различных жизненных ситуациях и необходимые для успешной реализации человеком всех основных жизненных ролей: гражданина, семьянина, члена общества, защитника отечества, работника. Итак, в центре нашего внимания находится понятие «компетенция». 

     

     

          Формированию важных предметных компетенций способствует использование современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, проектной технологии, интегрированного обучения, разноуровневого обучения, диалогового взаимодействия (групповая работа, кооперативное обучение, педагогические мастерские), а также игровых и информационных технологий.

    Основные ключевые компетенции, формируемые на уроках русского языка:

а) Общая характеристика.

- Компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе: принятие различий, уважение других, способность жить с людьми других культур, языков, религий.

- Компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией, владение языками.

- Способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения (самостоятельная познавательная деятельность, усвоение способов приобретения знаний из различных источников информации).

б) Определение ключевых компетенций.

- Информационная компетенция - готовность работать с информацией.

- Коммуникативная компетенция - готовность к общению с другими людьми.

- Кооперативная компетенция - готовность к сотрудничеству с другими людьми.

- Проблемная компетенция - готовность к решению проблем.

       Как же научить учащихся пользоваться единицами языка, применять полученные знания и умения в собственной речи, в том числе в профессионально ориентированной сфере? Для этого необходимо соблюдать несколько условий:

- успешно решать свои собственные жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность;

- связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;

- планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;

- привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;

- привлекать экспертов и специалистов для обсуждения с учащимися тех вопросов, в которых педагог недостаточно компетентен;

- демонстрировать ученикам ролевые модели на примере реальных людей, литературных персонажей;

- оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.

    Основой формирования компетенций на уроках русского языка является опыт учащихся (компетенция = знание + опыт):

- полученный прежде, в житейских и учебных ситуациях, и актуализированный на уроке или во внеурочной деятельности;

- новый, полученный «здесь и теперь» в ходе проектной деятельности, ролевых игр, психологических тренингов и других активных форм деятельности.

        Компетентностный подход в обучении направлен на максимальный учет личностных особенностей и потребностей ученика, на поддержание его интереса к учебной деятельности, повышения мотивации к знаниям, повышения познавательной активности и возможности практического использования полученных знаний.

          Применение компетентного подхода на уроках русского языка позволяет решить следующие задачи:

- мотивировать учащихся на изучение языка, ведь дети видят практическую его значимость не только в формировании собственной грамотности, но и в сфере общения, которая является самой важной для подростка;

- организовать самостоятельную деятельность ученика, в которой ему необходимо пользоваться различными источниками информации и осуществлять коммуникацию с разными людьми для решения проблемы;

- точно диагностировать уровень развития компетентностей.

Таким образом, компетентный подход позволяет в комплексе развивать ключевые, межпредметные и предметные компетентности учащихся, что полностью соответствует новым стандартам образования.

Список литературы

1. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании / А.Г. Бермус [Электронный ресурс]. Режим доступа: На сайте: http: //www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.

2. Быстрова Е.А. Обучение русскому языку в школе : учеб. пособие для студ. пед. вузов / Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. ; под ред. Е. А. Быстровой . – М. : Дрофа, 2004. – 240 с.

3. Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие / В.И. Блинов, И.С. Сергеев. – М.:АРКТИ, 2007.

4. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе//Педагогика. – 2003. - №10.

5. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе: Игровые упражнения / Н.И. Дереклеева. – М.: 5 за знания, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация деятельностного метода на уроках русского языка - круглый стол для учителей начальных классов

Реализация деятельностного метода на уроках русского языка - круглый стол для учителей начальных классов....

Реализация регионального компонента на уроках русского языка в 3 классе

Задания и упражнения, в ходе выполнения которых дети узнают свой край. Разработано для Челябинской области....

Реализация компетентностного подхода на уроках русского языка в начальной школе. Лазарева Н.А. МНБОУ "Лицей№76"

Компетенция — это те знания, умения и навыки, которыми младший школьник овладевает в начальной школе и использует их во всех сферах своей дальнейшей жизнедеятельности. По моему мнению, важнейшей часть...

Инновационные аспекты деятельности учителей начальной школы в свете реализации требований ФГОС НОО. Роль учителя в реализации требований ФГОС на уроках русского языка.

В  современной  начальной  школе  сегодня  ребенка  уже  недостаточно  обучить  только  чтению, счету  и  письму. Его  необходимо ...

Разработка методических рекомендаций для учителей начальных классов по использованию ИКТ в реализации ФГОС НОО на уроках русского языка

Разработка методических рекомендаций для учителей начальных классов по использованию ИКТ в реализации ФГОС НОО на уроках русского языкаЗа последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места пер...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Статья посвящена анализу вопросов применения информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка в начальной школе. Грамотное использование возможностейИКТ в начальной школе будет спосо...